7 глава

В этой главе приводятся некоторые из генеалогий:

(I) Иссахара (ст. 1-5). (II) Вениамина (ст. 6-12). (III) Неффалима (ст. 13). (IV) Манассии (ст. 14-19). (V) Ефрема (ст. 20-29). (VI) Асира (ст. 30-40). Отчетов о Завулоне и Дане нет. Мы не видим причины, почему обошли вниманием только эти два колена. Возможно, основанием послужило бесчестье, которое навлекло на себя колено Даново, ведь идолопоклонство началось именно в общине потомков Дана, обосновавшихся в Лаисе (который потом назвали Даном), где находился один из золотых тельцов, установленных Иеровоамом. Не упоминается Дан и в Отк.7.

Стихи 1-19. В этих стихах приводится краткий обзор, касающийся:

I. Колена Иссахарова, которого Иаков сравнил с ослом крепким, лежащим между протоками вод (Быт 49:14);

речь идет о трудолюбивых людях, которые добросовестно занимались сельским хозяйством и веселились в шатрах своих (Втор 33:1 8). Отсюда мы узнаем, что (1) это колено было многочисленным, ибо у мужчин было много жен. Им досталась местность столь плодородная, что они не видели опасности в том, чтобы увеличивать поголовье скота на пастбищах, а люди были столь находчивыми, что находили работу для всех рук. Пусть никакой народ не жалуется на свою многочисленность, а соблюдает условие, не позволяющее кому-либо оставаться праздным.

(2) Это колено славилось своей доблестью: люди воинственные (ст. 2,5), все они главные (ст. 3). Кто был приучен к труду и ремеслу, тот лучше всех остальных подходил для служения стране, когда возникала необходимость. Здесь говорится, что указанное число потомков Иссахара соответствовало исчислению в дни Давида, согласно которому в колене было в сумме 145000 мужчин, готовых к сражению. Существует мнение, что этот отчет основан на данных, полученных при исчислении народа Иоавом (2Цар.24). Но я склонен думать, что речь идет о каких-то других расчетах, которые производились внутри колена, так как сказано, что не вошло то счисление (сделанное Иоавом) в летопись царя Давида (1Пар 27:24), как оскорбительное для Господа.

II. Колена Вениаминова. Здесь приводится лишь часть информации в следующей главе мы узнаем намного больше. Народное ополчение этого колена едва насчитывало 60000 человек, но о них сказано: люди воинственные (ст. 7,9,11). Вениамин, хищный волк (Быт 49:27). Честью для этого колена стало то, что из него происходил первый царь Саул, и еще большей честью что его представители оставались верными законным царям дома Давидова, когда все остальные колена восстали и отделились. Здесь упоминается Хушим, сын Ахера (ст. 12). Сказано, что и у Дана был сын Хушим (Быт 46:23), и поэтому существует мнение, что Ахер это имя нарицательное и следует читать Хушим, сын другого, то есть другого из сыновей Иакова или из сыновей иноземца, который не мог быть израильтянином, но именно таковыми стали потомки Дана, когда установили у себя истукан, сделанный Михой, и литых кумиров.

III. Колена Неффалимова (ст. 13). Названы по именам лишь первые отцы этого колена; точно такую же информацию мы найдем в Книге Бытие (46:24). Никто из их потомков не упомянут, возможно, потому, что их родословия были утеряны.

IV. Колена Манассиина той его части, которая поселилась на этом берегу Иордана; отчет о другой половине уже приводился (гл 5:23 и далее). В отношении этого колена следует заметить, что (1) один из его представителей женился на арамеянке, то есть сирийке (ст. 14). Это произошло во время рабства в Египте еще тогда израильтяне стали вступать в смешанные браки с народами.

(2) Несмотря на то что отец женился на сирийке, его сын Махир, рожденный в этом браке, наверно, видя в доме своего отца сопряженные с этим неудобства, взял в жены дочь Вениамина (ст. 15). Хорошо, когда дети внимают предостережениям в виде ошибок своих отцов и не спотыкаются о тот же камень.

(3) Здесь упомянут Бедан (ст. 17), и, возможно, речь идет о Бедане, названном в числе избавителей Израиля (в русск. пер. Варак, 1Цар 12:11). Возможно, это был человек, названный Иаиром, о котором говорится в Суд 10:3, ведь он тоже из колена Манассиина.

Стихи 20-40. В этих стихах приводится информация:

I. О колене Ефремовом. Когда оно достигло зрелости, то отличилось великими делами. А здесь описываются беды, постигшие это колено, когда оно только зарождалось, и, похоже, это происходило в Египте, ибо тогда был еще жив сам Ефрем; хотя трудно представить, как это могло быть через семь поколений, согласно приведенным здесь подсчетам. Поэтому я склонен думать, что либо речь идет о другом Ефреме, либо убитые приходились сыновьями непосредственно Ефрему, сыну Иосифа. Описанное в этом отрывке больше нигде не повторяется.

1. Огромное горе, постигшее семью Ефрема. Жители Гефа великаны филистимляне убили много сыновей из этой семьи за то, что они пошли захватить стада их (ст. 21). Непонятно, кто стал нападающей стороной. Существует мнение, что агрессорами были жители Гефа, уроженцы той земли, то есть Египта, теперь поселившиеся в Гефе и, предположительно, пришедшие на землю Гесем, чтобы увести скот ефремлян, и убили владельцев, потому что те встали на защиту. Много человеческих жизней пострадало изза богатства, которое отнюдь не крепкий город. Согласно другому мнению, ефремляне напали на жителей Гефа и разорили их, считая, что пришло время завладеть Ханааном; но они дорого заплатили за поспешность и стремительность. Кто не желает ждать наступления Божьего времени, тот не вправе рассчитывать на Божье благословение. Я же склонен думать, что жители Гефа напали на ефремлян, потому что израильтяне в Египте были пастухами, а не воинами, имели много собственного скота и поэтому вряд ли захотели рисковать жизнью ради скота ближнего; и приведенную здесь фразу можно прочесть так: жители Гефа убили их, ибо пришли захватить стада их. Доктор Лайтфут считает, что был убит сын Ефрема Завад, а’также его внуки Шутелах, Езер и Елеад. Иаков в свое время предсказал, что от семени Ефрема произойдет многочисленный народ (Быт 48:19), однако растение уничтожено в зародыше. Подчас кажется, что Божье провидение противоречит Божьим обетованиям; но когда так происходит, то на самом деле обетование возвеличивается, и его исполнение, вопреки всем обстоятельствам, становится более знаменательным. Ефремляне были потомками Иосифа, и даже его власть не смогла их защитить, хотя, существует мнение, он был жив в то время. Меч поядает иногда того, иногда сего.

2. Огромная скорбь, которую отец семейства переживал в связи с этим: и плакал о них Ефрем… много дней. Быстрее всего пожилых людей сводит в могилу печаль по поводу преждевременной кончины молодых, особенно своих по крови. Зачастую бременем доживших до глубокой старости становится то, что они видят, как прежде них сходят в могилу люди, о которых говорили: они утешат нас. Братья Ефрема поступили как настоящие братья и друзья, когда пришли утешить его в этой великой скорби; они выразили свое сочувствие, проявили заботу и сказали именно те слова, которые могли поддержать и успокоить его в это трудное время. Вероятно, братья напомнили Ефрему обетование об умножении семени, которым благословил его Иаков, когда положил правую руку ему на голову. Хотя его дом был не настолько близок к Господу, как того хотел патриарх, и стал, скорее, домом плача, а семья распадалась, тем не менее упомянутое обетование непреложно (2Цар 23:5).

3. В определенной степени вознаграждением за это горе стало рождение в семье еще одного сына, когда Ефрем был в преклонных летах (ст. 23);

точно так же Сиф стал другим семенем, вместо Авеля, которого убил Каин (Быт 4:25). Если Бог подобным образом возвращает утешение Своим скорбящим и возвеселяет нас за дни, в которые поражал нас, противопоставляя бедам милости, то мы должны видеть в этом благость и заботу Провидения; ведь Бог умилосердился над рабами Своими (Пс 89:13,15). Тем не менее радость от рождения нового человека в семье не заставила Ефрема полностью забыть о своем горе; ибо он дает сыну грустное имя Берия в беде, потому что тот родился, когда семья была в трауре и несчастье постигло дом его. Полезно помнить о страдании и бедствии, о полыни и желчи, чтобы наша душа смирилась внутри (англ. пер., Плач 3:19,20). Какое имя подходит человеку, рожденному женою, больше, чем Берия? Ведь он родился в мир, полный страданий. К еще большей чести дома Ефремова здесь говорится:

(1) что одна из дочерей этого колена по имени Шеера основала несколько городов во время поселения Израиля в Ханаане; они были построены под ее непосредственным руководством или присмотром; причем один из городов был назван в ее честь Уззен-Шеера (ст. 24). Добродетельная жена может стать такой же славой и благословением семьи, как и доблестный муж.

(2) Что один из сыновей этого колена, а именно Иисус, сын Навин, был задействован в завоевании Ханаана (ст. 27). Это тоже послужило вознаграждением за горе, которое пережила семья Ефрема; и, возможно, память о ране, нанесенной прежде ефремлянам жителями Ханаана, побудила Иисуса Навина вести войну более яростно.

II. О колене Асира. Здесь приводятся имена нескольких известных его представителей. Их народное ополчение было не столь многочисленным, как у некоторых других колен; речь идет о 26000 в общей сложности; но все их князья были люди отборные, воинственные, главные начальники (ст. 40), и, наверно, именно в этом они проявили мудрость: вместо обучения огромных отрядов предпочли подготовить немного искусных и полезных в ратном деле воинов.