19 глава

Данная глава продолжает описывать благочестивое царствование Иосафата. I. Он вернулся в мире в Иерусалим (ст. 1). II. Его порицали за то, что он заключил союз с Ахавом и выступил вместе с ним (ст. 2,3). III. Он прилагал огромные усилия для реформации царства (ст. 4). IV. Он дал наставление судьям, которые служили в небольших городах и руководили незначительными судами (ст. 5-7), и находившимся в Иерусалиме, которые заседали в Верховном суде царства (ст. 8-11).

Стихи 1-4. I. Бог оказал Иосафату великую милость:

1. Благополучно избавив его от опасности, которой он подверг себя, согласившись участвовать вместе с Ахавом в походе, который, похоже, мог дорого ему стоить (ст. 1): он вернулся в мире в дом свой. На это обращается внимание, чтобы подчеркнуть, (1) что все закончилось лучше, чем он ожидал. Он подвергался неминуемой опасности, но благополучно вернулся домой. Всякий раз, благополучно возвращаясь домой, мы должны признать в этом действие Божьего провидения, сохранившего нас на путях наших. Но если мы благополучно избавляемся от чрезвычайной опасности, то должны быть особым образом благодарны. Возможно, между нами и смертью был лишь шаг, но мы благополучно спаслись.

(2) Что все закончилось лучше, чем он того заслуживал. Он сошел с пути долга, участвовал в мероприятии, о котором не мог предоставить Богу и своей совести положительный отчет и, тем не менее, вернутся с миром, ибо Бог не стремится отметить наши ошибки и не отнимает Свою защиту всякий раз, когда мы заслуживаем этого.

(3) Что для него все закончилось лучше, чем для Ахава, царя Израиля, которого домой привезли убитым. Хотя Иосафат сказал Ахаву: «Как ты, так и я», но Бог провел между ними отличие, ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Отличительные милости обязывают нас ко многому. В данной ситуации на поле боя два царя оказались вместе: и одного взяли, а другого оставили, одного привезли домой в крови, а другого в мире.

2. Послав ему обличение за то, что он породнился с Ахавом. Нам оказывают великую милость, когда раскрывают наши ошибки и вовремя говорят, в чем мы заблуждаемся, чтобы мы могли покаяться и исправить ошибку до того, как станет слишком поздно. Бог послал порицание через Ииуя, сына Анании. Его отец был выдающимся пророком в период последнего царствования, о чем можно судить из того, что Аса заключил его в узы за честность, тем не менее его сын не побоялся обличить следующего царя. Павел хотел, чтобы страдания не только не огорчали его сына Тимофея, но и вдохновляли его (2Тим 3:11,14).

(1) Пророк открыто сказал Иосафату, что он поступил очень плохо, объединившись с Ахавом: «Следовало ли тебе помогать нечестивцу, подавать ему руку дружбы и протягивать руку помощи? Следовало ли тебе любить ненавидящих Господа? Стоит ли прижимать к груди тех, на кого Бог смотрит издалека?» Нечестивые люди характеризуются тем, что являются богоненавистниками (Рим 1:30). Так же характеризуются идолопоклонники во второй заповеди, поэтому любящим Бога не приличествует наслаждаться их обществом или сближаться с ними. «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи?» спрашивает Давид (Пс.138,21,11). Тем, кого отметила Божья благодать, не стоит унижать свое достоинство. Народ Божий должен иметь точку зрения Бога.

(2) Бог был недоволен его поступком: «За это на тебя гнев от лица Господня, и ты должен покаянием восстановить мир с Ним, иначе для тебя будет хуже». Иосафат так и сделал, и за это Бог отвратил от него Свой гнев. Тем не менее, как написано в следующей главе, за участие в сражении, к которому он был непричастен, он был наказан бедствием. Раз ему нравилось воевать, то придется участвовать во многих сражениях; а величайшее зло, которым увлекутся после него потомки по примеру дома Ахавова, будет справедливым наказанием за его сближение с этим домом.

(3) Тем не менее пророк обращает внимание на то, что заслуживает похвалы; так же должны поступать и мы, когда порицаем кого-то (ст. 3): «Впрочем и доброе найдено в тебе\ и поэтому, хотя Бог недоволен тобою, Он не отвергнет тебя». Уничтожение идолопоклонства и сердце, направленное на Бога и ищущее Его, было тем добрым, что Бог принял, желая, чтобы Иосафат продолжал это хорошее дело, несмотря на недовольство, вызванное последним поступком.

II. Иосафат вернулся к своему долгу в благодарность за оказанную милость. Он принял порицание, не поступил с провидцем так, как его отец, а подчинился. Пусть наказывает меня праведник: это милость. Посмотрите, как этот упрек воздействовал на него.

1. Он жил в Иерусалиме (ст. 4), занимался дома своим делом и не подвергал себя опасности, нанося визиты Ахаву. Обличай мудрого, и он будет еще мудрее и примет предостережение (Прит 9:8,9). Чтобы искупить свою вину (можно и так сказать), когда он нанес визит к Ахаву, Иосафат совершил очень полезную поездку по своему царству: он опять стал обходить народ свой от Вирсавии на юге до горы Ефремовой на севере и обращал их к Господу, Богу отцов их, то есть делал все возможное, чтобы обратить их.

(1) Со слов пророка он понял, что его первые попытки реформировать государство были весьма угодны Богу, и поэтому вновь вернулся к ним, чтобы закончить то, что недоделал. Хорошо, когда одобрение подобным образом побуждает нас к долгу, когда, чем больше нас хвалят, тем более энергичными мы становимся в своих добрых делах.

(2) Возможно, он увидел, что его сближение с домом Ахава, поклонявшимся идолам, и царством Израиля оказало плохое влияние на его собственное царство. Мы можем предположить, что многие были готовы восстать против идолопоклонства, когда увидели, что даже их царь, проводивший реформацию, сближается с идолопоклонниками; поэтому Иосафат считал себя вдвойне обязанным сделать все возможное, чтобы обратить их к Господу. Если мы истинно каемся в своих грехах, то должны сделать все возможное, чтобы возместить ущерб, который своим грехом нанесли религии и душам других. Мы должны прилагать особые старания, чтобы своим примером обратить тех, кто впал в грех или ожесточился в нем.

Стихи 5-11. Иосафат, сделав все возможное, чтобы его народ стал благочестивым, далее попытался (если возможно) удержать его в таком положении влиянием учрежденной гражданской власти. Ранее он послал священников, чтобы научить их (2Пар 17:7-9), и это принесло хорошие плоды; но теперь он увидел, что к ним нужно послать судей, которые следили бы за исполнением закона и нагоняли страх на злодеев. Возможно, и раньше судьи объезжали страну, но, то ли они пренебрегали своим делом, то ли люди пренебрегали ими, постановление не привело к желаемому результату. Поэтому необходимо было по-новому организовать это мероприятие, задействовать новых людей и дать им новое руководство. Именно это и было сделано.

I. В некоторых городах своего царства Иосафат учредил второстепенные суды (ст. 5). Судьи, служащие в этих судах, должны были следить, чтобы люди поклонялись Богу, наказывать нарушения закона и разрешать противоречия между подданными. И в данных стихах излагается призыв, с которым он обратился к ним:

1. В нем царь определил средства, которые помогут судьям усердно исполнять свой долг. Их два:

(1) они должны быть очень внимательными и осмотрительными: «Смотрите\ что вы делаете» (ст. 6);

он предостерегает еще раз (ст. 7): «Действуйте осмотрительно. Следите за собой; остерегайтесь совершить ошибки; старайтесь правильно понимать любой пункт закона и действительное положение дел». Судьи должны прилагать особые старания, чтобы быть осторожными, потому что от правильности их решения многое зависит.

(2) Они должны быть благочестивыми и религиозными: «Да будет страх Господень на вас\ это удержит вас от совершения плохого поступка (Быт 42:18) и побудит быть активными, исполняя долг на своем месте». Они должны бояться, что Бог накажет их, как говорит Иов (Иов 31:23), и тогда они будут вызывать страх только у злодеев.

2. Он хотел, чтобы они задумались о причинах, которые побудили бы их быть честными. Их три, и все они касаются Бога.

(1) От Него они получили свое поручение и были Его служителями. От Него они получили власть и должны использовать ее для Него: «Вы творите не суд человеческий, но суд Господа’, ваше дело прославить Его и служить интересам Его царства среди людей».

(2) Его глаз направлен на них: «Он с вами в деле суда, обращает внимание на ваши поступки и призывает к отчету, если вы совершаете ошибки».

(3) Он Сам является великим примером справедливости для всех властей: «Нет у Господа, Бога нашего, неправды, Он нелицеприятен и не берет взяток». Представители власти названы богами, поэтому они должны стараться быть похожими на Него.

II. Он учредил Верховный суд в Иерусалиме, куда следовало обращаться за советом при рассмотрении трудных случаев, с которыми приходилось сталкиваться второстепенным судам. В его задачу входило рассмотрение апелляций (говоря языком закона), вынесение вердиктов и приказов о передаче дел в апелляционный суд. Этот суд восседал в Иерусалиме, ибо там были поставлены престолы суда и там они находились под надзором самого царя. Обратите внимание:

1. Какие дела рассматривались при этом суде; их можно разделить на два вида (как и у нас):

(1) судебные дела государственной важности, здесь названные судом Господним, так как закон Божий был законом государства. Все преступники обвинялись в нарушении какой-то части Его закона, и возвещалось, что они погрешили против Его мира, венца и достоинства.

(2) Общие тяжбы (ст. 8) между различными партиями, здесь названные также спорами между братьями (ст. 1 0) дела, где требовалось рассудить между кровью и кровью (это ссылка на Втор 17:8), то есть между кровью человека убитого и кровью человекоубийцы. Так как из-за мятежа десяти колен все города-убежища, за исключение Хеврона, теперь принадлежали царству Израиля, то можно предположить, что дворы храма, или роги жертвенника, в основном использовались в такой ситуации как святилища, и поэтому суд, рассматривавший дела об убийствах, находился в Иерусалиме. Если второстепенные судьи не приходили к согласию относительно смысла какого-либо закона или заповеди, какого-либо законодательного акта или приговора, то данный суд должен был разрешить противоречие.

2. Судьями этого суда являлись некоторые из левитов и священников, хорошо знавшие закон и известные своей мудростью и непорочностью, а также некоторые из глав поколений у Израиля знатные люди царства, как я назвал бы их; или пожилые люди, имевшие богатый опыт и занимавшиеся бизнесом, которые были самыми компетентными судьями в реальных делах так же, как священники и левиты в вопросах, касавшихся толкования закона.

3. В этом суде было два начальника, или председателя. Первосвященник Амария председательствовал в суде, рассматривавшем духовные вопросы, чтобы руководить судом и быть его устами, или, возможно, он был последним лицом, к которому обращались судьи в тех случаях, когда они сомневались. Зевадий, премьер-министр государства, председательствовал в суде при рассмотрении гражданских вопросов (ст. 11). Так проявлялись различия в дарах и в деятельности, но все это было от одного и того же Духа и для блага всего тела. Одни лучше разбираются в делах Господних, другие во всяких делах царя; и ни один не может сказать другому: «Ты мне не надобен», ибо Божий Израиль нуждался в обоих. Какой дар получил, тем и служи. Благословен Бог за власти и за служителей, за книжников и государственных мужей, за деловых людей и ученых.

4. Были назначены второстепенные служители суда левиты, не обладавшие достаточными знаниями, чтобы стать судьями (ст. 11). Они должны были приносить рассматриваемые дела в суд и следить за исполнением приговора. Эти «руки и ноги» были такими же необходимыми на своем месте, как глаза и головы судей на их месте.

5. Царь обратился к ним с наказом.

(1) Они Должны следить, чтобы ими двигали добрые принципы, совершать все действия в страхе Господнем и иметь Бога перед глазами, тогда они будут поступать честно, с верностию и с чистым сердцем (ст. 9).

(2) Они должны постоянно делать все возможное, чтобы предотвратить грех: наставлять людей, чтобы они не провинились пред Господом, внушать им отвращение ко греху не только как к тому, что вредит им и гражданскому миру, но и тому, что оскорбляет Бога и навлечет Его гнев на народ, если он согрешит, а власти не накажут его. Так действуйте, и вы не согрешите. Эти слова подразумевают, что если обладающие властью не будут использовать ее для предотвращения и обуздания греха в других, то сами будут виновны в нем. «Вы согрешите, если не будете удерживать их от согрешения».

(3) Они должны действовать решительно. «Будьте смелы и не бойтесь лица человека; будьте смелыми и отважными, исполняя свой долг, и тогда Бог защитит, кто бы ни выступил против вас: будет Господь добрым». Везде, где Он находит благочестивого человека и хорошее руководство, Он будет добрым Богом.