22 глава

В данной главе Елифаз в третий раз нападает на Иова; ему вторит Вилдад, а Софар оставляет поле сражения. Несчастье Иова, как и многих других честных людей, заключается в том, что друзья неверно понимают их. Он говорил о процветании нечестивцев в этом мире как о тайне Провидения, а они восприняли его слова как порицание Провидения, которое смотрит сквозь пальцы на их нечестие. За это они соответственно порицали его. В данной главе:

(I) Елифаз останавливает Иова, когда тот жалуется на Бога и на Его обращение с ним, словно его друг полагает, что Бог причинил ему зло (ст. 24). (II) Он обвиняет Иова во многих чудовищных преступлениях и проступках, за которые, как он считает, теперь Бог наказывает его:

(1) в притеснении и несправедливости (ст. 5-11);

(2) в неверии и атеизме (ст. 12-14). (III) Он сравнивает его случай с ситуацией, которая постигла древний мир (ст. 1520). (IV). Он дает Иову очень хороший совет, заверяя в том, что если он последует ему, то Бог повернется к нему с милостью и он снова будет процветать (ст. 2 1-30).

Стихи 1-4. Так как Иов много жаловался на постигшие его бедствия, то в данных стихах Елифаз представляет его речь так, словно тот считал, что Бог поступает несправедливо, наказывая его; но это был натянутый вывод, ибо Иов так не думал. Поэтому речь Елифаза несправедливо обращена в адрес Иова, хотя сама по себе содержит много истин.

I. Когда Бог делает нам благо, то не потому что Он в долгу перед нами; в противном случае был бы повод говорить, что Он несправедливо поступает с нами, когда наказывает. Всякий, кто считает, что благодаря каким-либо заслугам сделал Бога своим должником, пусть докажет это, и тогда он наверняка не останется в проигрыше (Рим 11:35): «Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?»’, но Елифаз в данных стихах показывает, что праведность и совершенства наилучшего человека в мире не дают преимуществ перед Богом, и поэтому им не следует думать, что они что-то заслужили у Него.

1. В благочестии человека нет выгоды или пользы Богу (ст. 1,2). Если мы и можем чем-то что-то заслужить у Бога, то только своим благочестием, праведностью и стараниями сделать свой путь совершенным. Если этим мы не заслуживаем, то ничем другим. Если человек не может сделать Бога своим должником за счет личного благочестия, честности и послушания закону, то тем более за счет ума, образованности и мирской хитрости. И в данных стихах Елифаз спрашивает, может ли какой-либо человек доставлять пользу Богу. Конечно, нет; никоим образом. Разумный доставляет пользу себе самому. Отметьте: наша мудрость и благочестие качества, благодаря которым мы можем получить большую выгоду. Мудрость полезна, чтобы направлять (Еккл 10:10), а благочестие на все полезно (1Тим 4:8). Если ты мудр, то мудр для себя (Прит 9:12). Пользы от религии бесконечно больше, чем потерь; так окажется, когда все будет поставлено на весы. Но может ли человек подобным образом быть полезным для Бога? Нет, ибо совершенство Бога заключается в том, что Бог не может получать пользу или выгоду от человека; что можно добавить Тому, Кто бесконечен? А слабость и несовершенство человека заключается в том, что он не может предложить пользу или выгоду Богу. Разве может свет от свечи быть полезным для солнца или капля из ковша для океана? Кто мудр, тот полезен для себя, чтобы направить себя, защитить свою честь и утешение; своей мудростью он может развлекать и обогатить себя, но какую пользу он может принести Богу? Никакой; Бог не нуждается в наших служениях. Если мы погибаем, то погибаем навеки без Него; а Он счастлив, вечно счастлив и без нас. Будет ли Ему выгода, добавим ли мы Ему славы или богатства, если будем содержать пути свои в непорочности? Предположим, что они совершенны, будет ли Богу лучше от этого? Тем более если наши пути далеки от совершенства.

2. Это не доставит Ему удовольствия. Безусловно, в Своем слове Бог говорит, что ему нравятся люди праведные; Он смотрит на них и радуется им и их молитвам; но все это ничего не добавит к Его безграничной удовлетворенности и покою, которые хранит в себе Вечный Разум. Бог может радоваться и без нас, хотя мы можем получать мало радости при отсутствии друзей. Это возвеличивает Его снисхождение, раз, не получая реальной выгоды от наших служений, Он все-таки поощряет нас к ним, ободряет и принимает их.

II. Когда Бог обуздывает или упрекает нас, то делает это не потому что боится или завидует нам (ст. 4): «Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание и свергнет тебя с вершины процветания, чтобы ты не стал для Него слишком сильным? Так правители иногда считают, что поступают благоразумно, сдерживая возрастающее величие своего подданного, дабы он не стал грозной силой». Так и сатана сказал нашим первым родителям, что Бог запретил им есть плоды дерева познания добра и зла из страха, что они станут как боги и таким образом будут Ему соперниками; но это была подлая инсинуация. Бог обличает благочестивых, потому что любит их, но никогда не порицает великих из-за того, что боится их. Он не пойдет судиться с людьми, то есть не будет выискивать повода для ссоры, чтобы выступить против них, из страха, что они могут затмить Его славу или представлять опасность для Его интересов. Гражданские власти наказывают преступников из страха перед ними. Фараон угнетал израильтян, потому что боялся их. Из страха Ирод убил младенцев в Вифлееме, а иудеи преследовали Христа и Его апостолов. Но Бог не похож на них и не искажает справедливость из страха перед людьми (см. Иов 35:5-8).

Стихи 5-14. В общих чертах Елифаз со своими друзьями осудил Иова как человека нечестивого и лицемера, но ни один из них не снизошел до деталей и не предъявил ему ни одной статьи обвинения, пока это не сделал в данной главе Елифаз, где он прямо и четко обвиняет его во многих чудовищных преступлениях и проступках, которые (если бы он действительно был виновен в них) могли вполне оправдать их суровое осуждение. «Мы довольно долго ходили вокруг да около, говорит он, мы были слишком деликатны с Иовом и боялись огорчить его, а это лишь укрепило его в самооправдании. Настало время открыто поговорить с ним. Мы осуждали его через притчи, но не достигли желаемой цели; нам не удалось убедить его, дабы он осудил себя. Поэтому мы должны честно сказать ему: «Ты тот человек; ты тот тиран, притеснитель и атеист, о котором мы говорили все это время. Верно, нечестие твое велико (анг.пер.). Так и есть, ибо в противном случае твои страдания не были бы так велики. Я спрашиваю у себя, и моя совесть отвечает, что беззакониям твоим нет конца; они многочисленны и отвратительны». Если быть точными, то бесконечен только Бог, но Елифаз имел в виду, что грехов Иова много и невозможно посчитать и они такие омерзительные, что их невозможно осознать. Грех, совершенный против Бесконечного Величия, имеет в себе безграничное зло. Раз Елифаз начал обвинять Иова в чудовищных грехах и осмелился снизойти до деталей, обвиняя в том, чего не знал, то мы можем использовать эту ситуацию и (1) выразить свой гнев в адрес тех, кто несправедливо осуждает своих братьев. Насколько мне известно, Елифаз, ложно обвиняя Иова, был виновен в большом грехе, ибо причинил Иову такое же большое зло, как савеяне и халдеи, ограбившие его, ибо доброе имя человека более ценно, чем его богатство. Кто принимает или распускает клевету, зависть и подозрения в адрес других, тот поступает против законов справедливости, милосердия и дружбы; особенно подло и лицемерно поступают те, кто подобным образом огорчает людей, попавших в беду, и добавляет им страданий. Елифаз не мог предъявить доказательств вины Иова ни в одном из приведенных здесь грехов, но, похоже, решил дерзко оклеветать его и предъявить всевозможные обвинения, не сомневаясь, что хотя бы их часть прилипнет к нему.

(2) Посочувствовать тем, кого подобным образом несправедливо обвиняют и осуждают. Сама по себе невинность не может быть надежной защитой против лжи и грязного языка. Иов, которого сам Бог прославил как наилучшего человека в мире, здесь представлен одним из своих друзей (таким же мудрым и благочестивым человеком) как величайший злодей по своей природе. Давайте не будем считать странным, если нас иногда подобным образом порочат, а научимся не обращать внимания на плохие слухи о себе, равно как и на хорошие, а вверять свое дело Тому, Кто судит справедливо, как сделал Иов. Давайте рассмотрим отдельные статьи этого обвинения.

I. Елифаз обвиняет его в притеснении и несправедливости, утверждая, что когда он процветал, то не только не использовал свое богатство и власть для совершения добрых дел, но и с их помощью причинил много вреда. Это было наглой ложью, что следует из отчета Иова о самом себе (Иов 29:12 и далее) и характеристики Бога в его адрес (гл.1). Тем не менее:

1. Елифаз разделяет это обвинение на различные статьи с такой уверенностью, словно может позвать свидетелей, которые под клятвой доказали бы каждую из них. Он говорит Иову:

(1) что тот был жестоким и немилосердным к бедным. Как представитель власти он должен был защищать их и следить, чтобы они ни в чем не нуждались. Но Елифаз подозревает, что тот никогда не оказывал им милости, а совершал зло, которое было в его власти. За незначительный долг он требовал с применением силы залога большой стоимости даже от своего брата, хотя мог не сомневаться в его честности и достатке (ст. 6): «Ты брал залоги от братьев твоих ни за что»; или, как переведено в Септуагинте: «Ты брал своих братьев в качестве залога ни за что заключал их в тюрьму, порабощал, потому что им нечем было платить». Он забирал одежду у своих должников и арендаторов с полунагих снимал одежду и оставлял в таком состоянии, хотя закон Моисея запрещал это (Исх 22:26; Втор 24:13). Он не был щедр к бедным, путникам и вдовам: «Утомленному жаждою не подавал воды напиться», хотя это ничего ему не стоило, когда тот просил (ст. 7), умирая от жажды; «Ты голодному отказывал в хлебе, когда тот был в крайней нужде; ты не только не давал, но и запрещал давать ему хлеб, то есть отказывал в благодеянии нуждающемуся (Прит 3:27). Бедные вдовы, которых никто не беспокоил, когда были живы их мужья, теперь были вынуждены искать помощи; и ты отсылал их от своих дверей с пустыми руками и печальным сердцем (ст. 9). Ты отсылал прочь, не выслушав и не оказав помощи, тех, кто приходил к тебе в поиске справедливости; более того, так как они приходили к тебе с полными руками, ты все вымогал у них и отсылал обратно ни с чем; но хуже всего то, что ты сирот оставлял с пустыми руками: так как они мало что могли сделать для облегчения своей ситуации, то ты препятствовал им сделать это». Самая мерзкая часть обвинения: «Ты сирот оставлял с пустыми руками» сфальсифицирована. Елифаз не говорит: «Ты разорял их», но хочет, чтобы именно так понимали, а раз их разоряли, то в этом виновны те, кто имел власть, но не помог им: «Их разоряли люди, которые подчинялись тебе, а ты сквозь пальцы смотрел на это, поэтому и ты виновен».

(2) Что тот оказывал расположение и благоволил к людям богатым и знатным (ст. 8): «А человеку сильному, у которого ты никогда не требовал отчета, даже если тот был виновен, ты давал землю; и сановитый селился на ней. Если человек совершал бесчестный поступок или в его адрес выдвигали справедливые обвинения, то он мог спокойно нести свое дело в твои суды. Бедные не питались у твоих дверей, в то время как богатые пиршествовали за твоим столом». Совсем противоположное правило гостеприимства постановил Христос (Лук 14:12-14), и Соломон сказал: «Кто дает богатому, тот скоро обеднеет».

2. Он приписывает все нынешние беды Иова его грехам (ст. 10,11): «Виновные в подобных беззакониях чаще всего сами навлекают на себя беды, постигшие тебя сейчас, поэтому мы приходим к выводу, что ты виновен во всех этих грехах».

(1) «Провидение Бога чаще всего противится и препятствует таким людям; за это, соответственно, вокруг тебя петли, так что куда бы ты ни ступил или посмотрел, окажешься в беде; окружающие будут поступать с тобой так же жестоко, как ты поступал с бедными».

(2) «Ожидается, что совесть таких нечестивцев будет пугать и обвинять их. Громче всего вопиет грех немилосердия, поэтому возмутил тебя неожиданный ужас; хотя ты не признаешься, но именно этот грех вызывает подобный ужас». Софар также исподволь внушал эту мысль (Иов 20:19,20).

(3) «Они оказались в тупике, настолько изумлены и сбиты с толку, что не знают, что делать; таков и твой случай. Ты оказался во тьме и поэтому не видишь, за что Бог борется с тобою, равно как и наилучшего пути, по которому тебе следует идти, ибо множество вод покрыло тебя; то есть ты оказался в тумане, среди темных вод и плотных облаков небесных». Отметьте: кто не оказал милости, тому справедливо отказано иметь надежду, что и он обретет милость; тогда чего еще ожидать ему кроме сетей, тьмы и постоянного страха?

II. Елифаз обвиняет Иова в безбожии, неверии, вопиющей нечестивости и считает, что эти качества являются причиной несправедливых поступков и притеснений с его стороны: кто не боится Бога, тот не уважает человека. Он хочет представить Иова эпикурейцем, который признает существование Бога, но отрицает Его провидение, полагая, что Бог ограничивает сферу Своей деятельности высшим миром и никогда не интересуется жителями этого мира и их делами.

1. Елифаз ссылается на важную истину и полагает, что если бы Иов должным образом задумался о ней, то это усмирило бы страстность его жалоб и дерзость при оправдании себя (ст. 12): «Не превыше ли небес Бог? Конечно, так и есть. Не небеса высоки, а Бог, пребывающий там; на высших небесах, небесах блаженства, обитает Его слава; Он присутствует там особым образом. Там Ему угодно являть себя особым образом высшему миру, и оттуда являть себя определенным образом нижнему миру. Там Его престол; там Его суд; Он назван властью небесною» (Дан 4:23). Подобным образом Елифаз доказывал, что человек не может быть полезен Богу (ст. 2) и не может соперничать с Ним (если он это делает, то поступает глупо), а мы всегда должны обращаться к Богу с великим почтением, ибо когда взираем вверх на звезды, то видим, как они высоко. В то же время мы должны задумываться о поразительном величии Бога, Который выше звезд. Как Он высок!

2. Он также обвиняет Иова в неверном использовании этой доктрины, которую мог бы использовать с большой пользой (ст. 13). «Ты подавляешь истину неправдою, сражаешься против религии ее же оружием и поворачиваешь ее артиллерию против нее самой; ты согласен признать, что Бог превыше небес, но после этого говоришь’. «Что знает Бог?» Нечестивые люди избавляются от страха перед Богом, отказываясь верить, что глаз Бога видит мир (Иез 8:12);

они не задумываются, что делают, если им удается убедить себя в том, что Бог не знает этого. Елифаз предполагал, что именно такое представление о Боге имеет Иов; раз Он превыше небес, то (1) не может видеть и слышать, что происходит на таком большом расстоянии на земле, особенно сквозь мрак (ст. 13) и плотные облака (ст. 14, англ.пер.), разделяющие Его и нас и являющиеся завесой Его. Поэтому Он не может видеть, тем более судить о делах этого нижнего мира, словно имеет плотские очи (Иов 10:4). Разделяющий нас небесный небосвод для Него как прозрачный кристалл (Иез 1:22), а удаленность места не является проблемой для Того, Кто наполняет необъятное, равно как и время для Того, Кто вечен. Или (2) интерес к низшей части творения ниже Его достоинства и унизил бы Его славу: Он ходит по небесному кругу, и у Него достаточно дел, чтобы наслаждаться Собой, Своими совершенствами и славой в том ярком и спокойном мире. Зачем Ему беспокоить Себя ради нас? Подобное предположение вопиющая нелепость и чудовищная дерзость, ибо оно предполагает, что руководство и управление этим миром является бременем и унижением для всевышнего правителя и что действия справедливости и милосердия утомительный труд для безгранично мудрого, святого и благого ума; Елифаз приписывает эту мысль Иову. Если солнце, неодушевленное творение, своим светом и влиянием достигает каждого уголка земли (Пс 18:7), находясь на огромном расстоянии в видимых небесах и совершая свое шествие по небесному кругу, преодолевая многие толстые облака и мрак, то стоит ли сомневаться, что такими же возможностями обладает Творец?

Стихи 15-20. Елифаз попытался обличить Иова, расположив перед ним его грехи (как он думал) в определенном порядке; далее он пытается пробудить его, чтобы он увидел и осознал свое бедственное положение и опасность, в которой оказался из-за греха. Он делает это, сравнивая его случай с ситуацией грешников ветхого мира. Похоже, своими словами он хотел сказать: «Твое положение сейчас очень плохое, но если ты не покаешься, то оно станет еще хуже, как у них, тех, которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась (ст. 16), а оставшееся после них пожрал огонь (ст. 20), а именно содомлян, которые, по сравнению с древним миром, были всего лишь остатком». Эти два примера, когда Бог пролил Свой гнев на грешников за их грехи, не один раз ставят рядом для предостережения беспечного мира, как сделал наш Спаситель (Лук 17:26 и далее) и апостол (2Пет 2:5,6). Елифаз хотел, чтобы Иов обратил внимание на путь древних, по которому шли люди беззаконные (ст. 15, англ.пер.), и посмотрел, что из этого вышло. Отметьте: есть старый путь, по которому шли нечестивые люди. Как только вошла религия, так сразу за ней вошел грех. И хотя это древний путь, широкий и протоптанный, но он опасный и ведет в погибель; нам полезно обратить на него внимание, чтобы мы боялись ступить на него. И Елифаз здесь напоминает о нем Иову, возможно, в противовес тому, что тот говорил о процветании нечестивцев, словно тем самым хотел сказать: «Можно отыскать отдельньте примеры, когда нечестивец заканчивает свои дни в мире, но что они по сравнению с двумя великими примерами окончательной гибели нечестивых людей, когда весь мир был уничтожен потопом и огнем был сожжен Содом?» Это было массовое уничтожение, и Елифаз полагает, что в этих примерах Иов может, как в зеркале, увидеть собственное лицо. Обратите внимание (1) на гибель тех грешников (ст. 16): «Они преждевременно были истреблены», то есть в расцвете сил, когда (соответственно продолжительности жизни человека в то время) многие из них могли при обычном ходе природы прожить еще несколько сотен лет; и это сделало их преждевременное истребление более скорбным. Они были истреблены преждевременно, чтобы побыстрее оказаться в вечности. Их основание земля, на которой они возрастали и строили свои надежды, было покрыто водой, когда она разлилась под них и Бог навел потоп на мир нечестивых (2Пет 2:5). Отметьте: кто строит на песке, тот выбрал основание, которое покроет вода, когда пойдет дождь и разольются реки (Мат 7:27);

тогда их строения упадут, а они сами погибнут под их руинами и покаются в своем безрассудстве, но будет слишком поздно.

(2) На грех тех грешников, который навел на них эту гибель (ст. 17): они говорили Богу: «Отойди от нас\» Иов упоминал людей, говоривших эти слова, но тем не менее процветавших (Иов 21:14). «Но у этих грешников все было по-другому, говорит Елифаз, им пришлось заплатить за то, что они бросили вызов Богу. Решившие сами руководить своими желаниями и страстями начали так: они сказали Богу: «Отойди от нас», отказались от религии, возненавидели даже мысли о ней и захотели жить без Бога в мире; они избегали Его слова и заглушали совесть Его посланника. И что сделает им Вседержитель? Некоторые полагают, что эти слова означают справедливость их наказания. Они сказали Богу: «Отойди от нас\», и после этого что оставалось Вседержителю сделать с ними, кроме как истребить? Кто не желает подчиниться золотому скипетру Бога, тот должен быть готов к тому, что его сокрушит вдребезги Его железный жезл. Другие считают, что эти слова говорят о несправедливости их греха: «Что плохого сделал им Вседержитель? Какое беззаконие они нашли в Нем или чем Он отягощал их?» (Мих 6:3; Иер 2:5). Третьи полагают, что здесь говорится о причине их греха; они сказали Богу: «Отойди от нас» и задали вопрос: «Что сделает нам Вседержитель? Что Он сделал нам, чтобы требовать от нас? Что может Он сделать с помощью Своего гнева, чтобы мы были несчастными, и разве может Он сделать нас счастливыми Своим благоволением?» Подобным образом они возражают: «Не делает Господь ни добра, ни зла» (Соф 1:12). Елифаз одним словом показывает абсурдность этого утверждения, называя Бога Вседержителем, ибо если Он Вседержитель, то чего Он не может сделать? Неудивительно, что от религии отказываются люди, которые не боятся гнева Божьего и не желают Его благоволения.

(3) На факторы, усугубляющие их грех: «А Он наполнял дома их добром» (ст. 18). Древний мир и жители Содома имели в изобилии всевозможные чувственные наслаждения, ибо ели, пили, покупали, продавали и т.д. (Лук 17:28);

и у них не было повода спрашивать, что сделает им Вседержитель (ибо они жили за счет Его щедрости), равно как основания велеть отойти от них Тому, Кто был добр к ним. У многих дома были наполнены вещами, но в их сердцах не было благодати, и поэтому Бог отметил их для гибели.

(4) На возмущение Елифаза принципами и поступками этих нечестивых людей: «Но совет нечестивых будь далек от меня». Те же слова сказал Иов (Иов 21:16), и Елифаз не отставал от него. Если они не могли прийти к одному мнению относительно принципов Бога, то, тем не менее, отвергли принципы тех, кто жил без Бога в мире. Отметьте: даже если мнения людей в некоторых вопросах религии отличаются и они спорят о них, то, тем не менее, они должны единодушно и энергично выступать против атеизма и безбожия, стараться, чтобы их споры не были препятствием для их ревности и единодушия в общем деле Божьем праведном деле.

(5) На удовольствие и удовлетворенность, которые при этом получат праведные: [1] видя истребление нечестивых (ст. 19). Они увидят это, то есть будут наблюдать за их уничтожением (Ос 14:10) и возрадуются, но не потому что увидят таких же, как они сами, людей в беде, изменения в свою пользу или свою цель достигнутой, а потому что увидят Бога прославленным, Его слово исполненным, а власть притеснителей сокрушенной. Благодаря этому угнетенные получат облегчение, ибо увидят, что грех обесчещен, безбожник и богохульники в недоумении, а все другие получили четкое предостережение избегать подобных нечестивых путей. Более того, они будут смеяться; у них есть основания смеяться над ними, и они будут смеяться, как Бог в святости Своей (Пс 2:4; Прит 1:26). Они используют эту ситуацию, чтобы показать безрассудство грешников, насколько нелепы их принципы, хотя они называют себя умными. Вот человек, который не в Боге полагал крепость свою’, и посмотрите, что из этого вышло (Пс 51:9). Некоторые полагают, что здесь говорится о праведном Ное и его семье, которые видели уничтожение старого мира и радовались этому, как ранее скорбели из-за его порочности. У Лота, видевшего уничтожение Содома, были те же основания радоваться (2Пет 2:7,8). [2] Видя, что между погибшими и ими провели различие (ст. 20): «Наше имущество не истреблено (англ.пер.), как у них; мы продолжаем процветать, а это признак того, что мы любимцы небес и правда на нашей стороне».Тот же принцип, который он использовал для осуждения Иова, здесь Елифаз использовал, чтобы возвеличить себя и друзей. Его имущество истреблено значит, он нечестивый человек; наше имущество сохранилось значит, мы люди праведные. Но это неверный принцип, чтобы на его основании судить о людях, ибо мы не можем судить, из любви или ненависти это сделано. Если другие пострадали и лишились имущества, а мы нет, то, вместо того чтобы осуждать их и превозносить себя (как Елифаз в данном случае), нам следует поблагодарить Бога и принять предостережение для себя, чтобы приготовиться к подобным бедствиям.

Стихи 21-30. Полагаю, можно было бы простить Елифаза за его суровые осуждения в адрес Иова, с которыми мы столкнулись в начале этой главы (хотя они были очень несправедливыми и недобрыми), за счет доброго совета и ободрения, которое он дает ему в этих стихах, завершающих его речь. Он не мог сказать ничего лучшего и более подходящего в связи с этим случаем. Хотя они считал Иова плохим человеком, но при этом не теряли надежду, что тот может стать благочестивым и процветающим. Странно, что из одних уст и при одном и том же дыхании могла течь сладкая и горькая вода. Хотя иногда благочестивые люди могут гневаться, но они быстро отходят и приходят в хорошее расположение. Елифаз рассказал Иову о бедственном положении нечестивых, чтобы напугать и побудить его к покаянию. А здесь, наоборот, он показывает ему блаженство, в котором могут быть уверены покаявшиеся, чтобы побудить и ободрить его к этому. Общаясь с людьми, служители должны использовать оба способа: пугая их ужасами закона с горы Синай и утешая Евангелием с горы Сион; они должны показывать им жизнь и смерть, добро и зло, благословение и проклятие. Обратите внимание:

I. Елифаз дал Иову хороший совет; это хороший совет для всех нас, хотя, что касается Иова, он был построен на неверном предположении, что тот был человеком нечестивым, не ведающим истины и врагом Бога.

1. Познай Бога (ст. 21, англ.пер.). Согласись с Богом (в некоторых переводах). Наш долг во все времена, особенно когда мы в беде, приспособиться ко всем проявлениям божественного Провидения и успокоиться. «Сблизься же с Ним, написано в некоторых переводах, стань на Его сторону и больше не противься Ему». Переводчики на английский язык хорошо интерпретировали это место: «Познай Бога’, не будь чужим для Него, каким ты стал, когда изгнал страх перед Ним и перестал молиться». Долг и выгода каждого из нас познать Бога. Мы должны знать, какой Он, к Нему направить Свою любовь, объединиться с Ним заветом дружбы, а затем установить и поддерживать с Ним постоянное общение тем способом, который Он определил. Нам оказана большая честь, раз мы можем познакомиться с Ним, но мы несчастны, так как из-за греха потеряли эту честь; наша привилегия в том, что через Христа нас приглашают вернуться к Нему; и мы будем неизреченно счастливы, если установим и будем развивать это знакомство.

2. «Будь спокоен; будь в мире (в англ.пер.) с самим собой, не раздражайся, не беспокойся и не пребывай в смятении; пусть сердце твое не беспокоится; пребудь в покое и тишине, будь невозмутимым. Будь в мире с Богом; примирись с Ним. Не продолжай эту нечестивую войну. Ты жаловался, что Бог является твоим врагом; так стань Его другом». Больше всего каждый из нас должен стараться иметь мир с Богом; это необходимо, чтобы завязать благоприятное знакомство с Ним, ибо пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? (Ам 3:3). Мы должны сделать это скорее, сейчас, пока не слишком поздно, ибо Писание говорит: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним». Нас настойчиво побуждают сделать это. В некоторых переводах написано так: «Прошу, познай Его и будь в мире». Бог сам умоляет нас; служители на месте Христа просят нас примириться. Так неужели мы откажем их просьбам?

3. «Прими из уст Его закон» (ст. 22). «Заключив мир с Богом, подчинитесь Его руководству; примите решение повиноваться Его приказам, чтобы постоянно пребывать в Его любви». Бог дал нам жизнь и все необходимое для жизни. Мы надеемся получить от Него блаженство, и от Него мы должны получить закон. «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян 9:6). Если откуда-либо мы получаем сообщение о Его воле, то сразу должны обратить к Нему свой глаз; если Он говорит через Писание, служителей, совесть или Провидение, мы должны принять слово, словно оно пришло из Его уст, и склонить к нему свою душу. Хотя мы не знаем, было ли во времена Иова написанное слово, но можно было получить откровение о Его воле. Елифаз считал Иова нечестивым человеком и заставлял его покаяться и измениться. В этом и заключается обращение грешника когда он принимает закон из уст Божьих, а не от мира или плоти. И теперь, продолжая спор с Иовом, Елифаз обращается к слову Божьему, чтобы закончить противостояние. «Прими закон и поступай согласно ему, согласно закону и свидетельству».

4. «Положи слова Его в сердце твое». Недостаточно принять Его слово, мы должны сохранить его (Прит 3:18). Мы должны хранить его как драгоценную вещь, чтобы оно надежно сберегалось; мы должны хранить его в своем сердце, как очень полезную вещь, чтобы оно было под рукой, когда понадобится, чтобы мы не потеряли и не оказались в сложном положении в трудное время.

5. «Обратись к Вседержителю (ст. 23). Не только отвернись от греха, но вернись к Богу и своему долгу. Не только повернись ко Вседержителю, приобретя добрые наклонности и начав совершать добрые дела, а обратись к Нему. Вернись к Нему домой; всецело отдайся Ему и достигни Вседержителя за счет полной реформации, эффективного и основательного изменения сердца и жизни и твердого решения прилепиться к Нему». Так толкует это место г-н Поул.

6. «Удали беззаконие от шатра твоего». Такой же совет давал Софар (Иов 11:14): «Не дай беззаконию обитать в шатрах твоих». «Отложи беззаконие от дома твоего, чем дальше тем лучше. Ты не только должен не быть нечестивым, но должен порицать и обуздывать грех в тех, кто вверен твоему попечению». Отметьте: реформация в семье необходима; мы и наш дом должны служить Господу.

II. Елифаз ободрил Иова, сказав, что он будет счастлив, если последует этому мудрому совету: «Через это придет к тебе добро (ст. 21);

добро, которое сейчас отошло от тебя, все блага, которые желает твое сердце, временные, духовные и вечные блага, придут к тебе. Бог придет к тебе, заключит завет и установит общение с тобой; Он принесет с собой все блага, ибо все блага в Нем. Сейчас ты унижен и погибаешь, но если вернешься к Богу, то вновь устроишься, и все твои нынешние беды будут возмещены. У тебя будет семья и дети, имущество и богатство, а твоя душа пребудет в святости и утешении». Обетования, которыми Елифаз ободряет Иова, можно объединить под тремя заголовками:

1. Его имение будет процветать, ему щедро будут дарованы временные благословения, ибо благочестие имеет обетования жизни настоящей. Иову обещано:

(1) Что он будет очень богатым (ст. 24): «Ты будешь вменять в прах блестящий металл в огромном количестве и будешь иметь много серебра (ст. 25, англ.пер.), хотя сейчас беден и лишен самого необходимого». Иов был богатым человеком. Елифаз предполагал, что он добыл богатство за счет обмана и притеснения, поэтому оно было отнято у него. Но если он вернется к Богу и своему долгу, то [1] станет более богатым, чем раньше. Он будет иметь не только тысячи овец и волов богатство фермеров, но и большое количество золота и серебра богатство владык (Иов 3:15). Больше богатства, истинного богатства, можно получить благодаря служению Богу, а не служению миру. [2] Богатство станет более надежным: «Оно будет находиться в хороших руках, и ты будешь хранить то, что добыто благодаря благочестию, с большей надежностью, чем добытое за счет беззакония». «Ты будешь иметь серебро силы (дословно), которое будет долго служить, ибо добыто честным способом». [3] Благодаря благодати Божьей его сердце не будет слишком крепко привязываться к богатству, как было раньше, по мнению Елифаза; богатство является благословением в том случае, когда мы не попадаем в ловушку и не любим его чрезмерно. «Ты будешь откладывать золото (ст. 24, англ.пер.), но как? Не как богатство и свою часть, а будешь вменять его в прах и в камни потоков. Ты будешь так мало ценить и надеться на него, что сложишь у своих ног (Деян 4:35), а не у себя на груди».

(2) Что, тем не менее, он будет в безопасности. Хотя обычно богатство подвергает человека опасности, и Иов признался, что во время процветания он не был в мире (Иов 3:26), но теперь пребудет в безопасности, ибо будет Вседержитель его защитником (говорит Елифаз);

более того, Он будет его защитой» (ст. 25, англ.пер.)«Он будет твоим золотом», написано на полях; здесь используется то же слово, что означает «золото» (ст. 24), но также символизирует твердыню, потому что деньги это защита (Еккл 7:12, англ.пер.). Мирские люди делают золото своим богом, а святые делают Бога своим золотом; а кто обогащен Его благоволением и благодатью, тот может справедливо сказать, что имеет в избытке наилучшее золото и оно хранится наилучшим образом. «Он будет твоей защитой (ст. 25, англ.пер.), когда грабители из соседних стран нападут на тебя; тогда твое богатство не будет подвергать тебя опасности, как было с савеянами и халдеями»; некоторые считают, что именно это подразумевается в данном стихе как обетование, если он удалит беззаконие от шатра своего. «Беззаконие и злобные планы в твой адрес будут разрушены и не коснутся тебя». Отметьте: в безопасности будут те, для кого Всемогущий Бог является защитой (Пс 90:1-3).

2. Его душа будет процветать, и он обогатится духовными благословениями, которые являются наилучшими.

(1) Всю оставшуюся жизнь он будет удовлетворен Богом (ст. 26): «Тогда будешь радоваться о Вседержителе’, тогда Вседержитель будет твоим золотом, ибо ты будешь радоваться Ему, как мирские люди радуются деньгам. Он будет твоим богатством, твоей защитой, твоим достоинством, ибо будет твоей радостью». Мы можем добиться осуществления желаний своего сердца, если сделаем Бога радостью для своего сердца (Пс 36:4). Если Бог отдает нам Себя, чтобы быть нашей радостью, то Он не откажет нам ни в каком благе. «Сейчас Бог вызывает в тебе ужас; это следует из твоего исповедания (Иов 6:4; 16:9; 19:11);

но если ты обратишься к Нему, то тогда (но не раньше) Он станет твоей радостью; хотя раньше ты испытывал боль, когда думал о Нем, но теперь будешь радоваться». Никакое наслаждение не сравнится с радостью, которую благодатные души имеют во Вседержителе; кто познал и полностью подчинился Ему, тот убедится, что Его благоволение является не только силой, но и песней.

(2) Он будет иметь смиренную и святую уверенность в Боге, которую имеют те, чьи сердца их не осуждают (1Иоан 3:21). «Тогда ты поднимешь к Богу лицо твое смело и не будешь бояться, как сейчас, приблизиться к Нему. Сейчас твое лицо поникло, и ты выглядишь подавленным, но когда заключишь мир с Богом, то больше не будешь краснеть, трепетать и ходить со склоненной головой, как сейчас, а радостно, со смиренной уверенностью предстанешь перед Ним, помолишься и будешь ожидать благословений от Него».

(3) Он будет поддерживать постоянное общение с Богом. «Однажды учрежденное общение будет поддерживаться к твоему неизреченному удовлетворению. Ты будешь регулярно обмениваться письмами с небесами» (ст. 27). [1] «Молитвой ты будешь отправлять письма Богу: «Ты помолишься Ему (ты умножишь свои молитвы, дословно), и Он не будет считать твои письма утомительными, хотя они могут быть длинными. Чем чаще мы приходим к престолу благодати, тем более мы там желанны. Даже если ты обременен, пребываешь в нужде, беспокойстве и страхах, то и тогда можешь обратиться к небесам, чтобы получить руководство, силу, мудрость, утешение и успех». [2] «Бог Своим провидением и благодатью ответит на эти письма и даст тебе просимое из милости: Он услышит тебя, и станет видно, что Он сделал это для тебя и в тебе». [3] «Тогда своей хвалой ты воздашь за милостивые ответы, которые Он послал тебе: ты исполнишь обеты твои, будешь благоугоден Ему и удостоен дальнейших милостей». Отметьте: когда Бог совершает то, о чем мы молились Ему, оказавшись в беде, то мы со своей стороны должны постараться исполнить то, что тогда обещали, в противном случае мы поступаем нечестно. Если же мы ничего не обещали, то должны быть благодарными, и этого достаточно, ибо благодарность включает все (Пс 115:9).

(4) Он получит внутреннее удовлетворение, устраивая все свои дела (ст. 28): «Положишь намерение, и оно состоится у тебя, то есть ты будешь строить планы и ставить цели под воздействием благодати, мудро, покоряясь воле Бога; и исход дел будет удовлетворять твое сердце; все будет так, как ты хотел. Верой и молитвой ты предашь Господу все дела твои, и тогда все предприятия твои совершатся; ты будешь спокоен и доволен, что бы ни случилось (Прит 16:3). Эту удовлетворенность произведет в тебе благодать Бога; более того, иногда провидение Бога даст тебе именно то, чего ты желал и о чем молился; Он даст тебе просимое, когда посчитает нужным, и так, как Он считает нужно. Да будет тебе по желанию твоему». Если когда-либо мы добиваемся успеха в делах именно так, как планировали, и нам не нужно принимать новые решения, тогда мы должны признать, что исполнилось обетование: «Положишь намерение, и оно состоится у тебя». Елифаз продолжает: «Хотя сейчас ты жалуешься на тьму, объявшую тебя, но потом над путями твоими будет сиять свет», то есть: «Бог будет вести и направлять тебя, и как следствие ты будешь процветать и успешен во всех своих предприятиях. Мудрость Бога будет твоим водителем, Его благоволение твоим утешением, а твои пути успешными, ибо эти два светила будут освещать их; ты получишь утешение и радость от нынешнего положения дел и благоприятную перспективу на будущее» (Пс 89:17).

(5) Даже во время всеобщего бедствия и опасности он будет иметь в изобилии радость и надежду (ст. 29): «Когда кто из твоих ближних уничижен будет огорчен своими делами, упадет духом, потеряет надежду и будет готов впасть в отчаяние, тогда ты скажешь: «Возвышение!» Ты обнаружишь в себе такие качества, которые не только поддержат тебя в беде и не дадут упасть, но и вознесут выше бед и дадут повод еще больше возрадоваться». Когда люди будут издыхать от страха, тогда ученики Христа поднимут головы (Лук 21:26-28). Таким же образом они были возведены на высоты земли (Ис 58:14), а вознесла их вера в то, что Бог спасет смиренных. Кто смиряет себя, тот будет превознесен не только в славе, но и в утешении.

3. Он будет благословением для своей страны и инструментом, совершающим добро для многих (ст. 30): «Бог в ответ на твои молитвы избавит острова безвинных (англ.пер.), обращая внимание на чистоту рук твоих», ибо это необходимо, чтобы наши молитвы были приняты (1Тим 2:8). Но так как можно предположить, что невинные не нуждаются в избавлении (это виновный Содом нуждался в ходатайстве Авраама), я склонен читать так, как написано на полях: «Безвинные избавят остров своими советами (Еккл 9:14,15), молитвами и влиянием на небесах (Деян 27:24)». Или этот стих с большой вероятностью можно прочитать так: «Он избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих» (как написано в рус.пер.). Отметьте: благочестивый человек это благо для общества. Участь грешников становится лучше благодаря святым, независимо от того, знают они это или нет. Если этими словами Елифаз намекал (как полагают некоторые), что молитвы Иова не достигли своей цели, ибо его руки нечисты (ибо тогда он мог бы помочь другим, тем более себе), то позже ему пришлось убедиться в своей ошибке, когда оказалось, что Иов имеет большее влияние на небесах, чем он сам, ибо он и трое его друзей не были безвинными в этом вопросе, но избавлены чистотою рук Иова (Иов 42:8).