107 глава

Этот псалом начинается хвалой, а заканчивается молитвой; вера задействована и в том, и в другом.

(I) Давид благодарит Бога за проявленные к нему милости (ст. 2-6).

(II) Он молится Богу о милостях для земли, напоминая Ему об обетованиях и ходатайствуя о них (ст. 7-14). Первая часть взята из Псалма 56:8 и далее, а заключение – из Псалма 59:7 и далее; оба эти отрывка из псалмов очень мало изменены, чтобы научить нас, что в молитве мы можем использовать те же слова, которые использовали ранее, позаботившись, чтобы они сопровождались новыми чувствами. Это также подразумевает, что вполне допустимо, а иногда и полезно взять несколько стихов из одного псалма, несколько – из другого и объединить их, чтобы воспеть славу Богу. Воспевая этот псалом, мы должны воздать славу Богу и принять утешения для себя.

Песнь или псалом Давида.

Стихи 2-6. Мы можем научиться славить Бога на примере того, кто был мастером этого искусства.

1. Мы должны славить Бога сосредоточенным сердцем. Оно должно участвовать при исполнении этого долга (в противном случае все бесполезно) и быть занятым прославлением (ст. 2): «Готово сердце мое, Боже; а затем — буду петь и воспевать». Блуждающие беспорядочные мысли должны быть собраны и посвящены этому служению; им нужно рассказать, что при этом работы хватим им всем.

2. Мы должны славить Бога, свободно выражая свои чувства: «Я буду воспевать во славе моей, то есть своим языком». Наш язык – наша слава, особенно когда он занят прославлением Бога. Когда изливается из сердца моего слово благое, тогда язык мой должен быть тростью скорописца (Пс 44:2). Славой Давида было его искусство в музыке; благодаря ей он стал известным, а, значит, она должна была посвящаться славе Божьей. Отсюда следует: «Воспрянь, псалтирь и гусли!» Каким бы даром мы ни выделялись, им мы должны прославлять Бога.

3. Мы должны славить Его ревностными чувствами, побуждать себя к этому служению, чтобы совершать его энергично, а не беспечно (ст. 3): «Воспрянь, псалтирь и гусли, чтобы мелодия прославления не была скучной и сонной, пусть она будет энергичной. Я встану рано, чтобы воспеть тем, что есть внутри меня, но этого будет недостаточно. Теплые благоговейные чувства возвышают честь Бога.

4. Мы должны славить Бога публично, как люди, которые не стыдятся своих обязанностей перед Ним, своих благодарных чувств за Его благоволение, а желают, чтобы другие подобным образом восхищались божественной милостью (ст. 4): «Я буду славить Тебя, Господи, между народами и евреями; более того, буду воспевать Тебя среди племен земли». В любой компании мы должны использовать всякую возможность, чтобы хорошо говорить о Боге. Мы не должны стыдиться петь псалмы, хотя наши соседи могут услышать нас, так как в противном случае создается впечатление, что мы стыдимся своего Господина.

5. В своей хвале мы должны возвеличивать милость и истину Бога особым образом (ст. 5) – милость в обетовании и истину в выполнении. Небеса огромны, но милость Бога более обширна; небеса высоки и ярки, но истина Бога более удивительна и прославлена. Мы не можем видеть дальше небес и облаков; какую бы милость и истину Бога мы ни познали, можно было бы познать больше, так как большая их часть сохранена для будущего, чтобы увидеть их в другом мире. 6. Раз мы признаем, что слишком несовершенны в прославлении Бога, то должны просить Его самого прославить себя, чтобы Он все сделал и расположил к содействию Своей слава, чтобы Он получил честь и сделал себе имя (ст. 6): «Будь превознесен выше небес, Боже, выше, чем сами ангелы могут превознести Тебя в своей хвале, и над всею землею да будет слава Твоя. Ты прославил и еще прославь». Нашим первым прошением должны быть слова: «Да святится имя Твое».

Стихи 7-14. Читая эти стихи, мы можем научиться молиться и славить Бога.

1. В молитве мы должны быть исполнены общественным духом и, приходя к престолу благодати, нести в своих сердцах заботу о Церкви Божьей (ст. 7). Церковь – это Божьи возлюбленные, значит, таковыми они должны быть и для нас; и поэтому мы должны молиться о ее избавлении и считать, что Бог ответил нам, если дал то, чего мы просили для Его Церкви, хотя Он медлит и не дает того, чего мы просили для себя. «Спаси Твою Церковь – и тогда я буду считать, что Ты ответил мне; я буду иметь то, что имею». Да наполнится славою Его вся земля. Кончились молитвы Давида (Пс 72:19,20). Больше он ничего не желал.

2. Молясь, мы должны проявлять веру в силу и обетование Божье — веру в Его силу: «…спаси десницею Твоею, которая могущественна, чтобы спасать», и веру в Его обетование: «Бог сказал во святилище Своем, в Своем святом слове, которому Он поклялся Своей святостью, и поэтому я восторжествую» (ст. 8). Он исполнит то, что обещал, ибо это слово Его истины и Его силы. Действенная вера может возрадоваться тому, что Бог сказал, хотя Его слова еще не исполнились, ибо для Него слово и дело – не две вещи, как для нас.

3. В молитве мы должны утешаться тем, что Бог хранит и завещает наследие для нас, хотя мы еще не вступили во владение им. Он пообещал дать Давиду (1) сердца его подданных, и поэтому царь обозревает части этой страны, как свои собственные: «Сихем и Сокхоф размерю; Галаад и Манассия, Ефрем и Иуда – мои» (ст. 9). С такой же уверенностью мы можем говорить об исполнении того, что Бог пообещал Сыну Давида. Он несомненно даст Ему язычников в наследство и пределы земли во владение, ибо Он сказал это во святилище. Кроме того, Христос не потеряет ни одного из тех, кто был дан Ему; Ему, как и Давиду, будут принадлежать сердца Его подданных (Иоан 6:37). А также (2) выи Его врагов. Это обещано Давиду, и поэтому он смотрит на Моав, Едом и землю Филистимскую, как на свою собственную (ст. 10): «…над землею Филистимскою восклицать буду», что поясняет Псалом 59:10: «…восклицай Мне, земля Филистимская!» Некоторые считают, что этот стих нужно читать так: «О душа моя! Ликуй над землей Филистимской!» Таким же образом превознесенный Искупитель воссел одесную Бога с полной уверенностью, что все Его враги в должное время станут подножием ног Его, хотя еще не видим, чтобы все было Ему покорено (Евр 2:8).

4. Получив начатки милости, мы должны ободрять себя, молиться и надеяться, что она полностью свершится (ст. 11,12): «Кто введет меня в укрепленный город, который еще не завоеван? Кто сделает меня повелителем Едома, который еще не покорился?» Возможно, на тайном или военном совете обсуждался вопрос о методах, с помощью которых можно было бы подчинить жителей Едома и ослабить страну. Но псалмопевец включает этот вопрос в свою молитву и отдает проблему в руки Бога: «Не Ты ли, Боже?» Конечно, Ты. Возможно, Давид говорит о завоевании Едома с большой уверенностью на основании древнего пророчества об Иакове и Исаве, которое гласит, что больший будет служить меньшему, и пророчества о благословении Иакова, благодаря которому он стал повелителем Исава (Быт 27:37).

5. Мы не должны разочаровываться в молитве и отказываться уповать на Бога, если в некоторых случаях провидение недовольно нами и кажется, что Бог отринул нас и не выходит с войсками нашими (ст. 12). Ты утешишь нас после того, как поражал нас. Неблагоприятные события иногда предназначены для испытания постоянства нашей веры и молитвы, которое мы должны хранить и не ослабевать, с какими бы трудностями ни пришлось столкнуться.

6. Мы должны искать помощи у Бога, отказавшись полагаться на творение (ст. 13): «Господи, подай нам помощь в тесноте, посодействуй нашим планам и разрушь замыслы врагов, направленные против нас». Нельзя считать неразумным говорить о бедах в то время, когда говоришь о победах, особенно когда эта тема оживляет молитву о помощи с небес; и для этого имеется хорошее основание: «…ибо защита человеческая суетна». «Это действительно так, и поэтому мы погибнем, если Ты не поможешь. Мы осознаем это, поэтому полагаемся на Твою помощь и имеем еще больше оснований надеяться получить ее».

7. Мы должны абсолютно уповать на благоволение и благодать Божью, которые дадут нам силы, успешность в делах и военных действиях (ст. 14).

(1) Мы должны совершать свою часть работы, но сами по себе ничего не сможем сделать. Только с Богом мы окажем силу. Благословенный Павел признавал, что даже он не может сделать ничего сам для достижения своей цели, а лишь в укрепляющем его Иисусе Христе (Фил 4:13).

(2) Даже когда мы хорошо справляемся со своими делами, то и тогда не можем поторопить события какими-то своими заслугами и возможностями, так как только Бог низложит врагов наших. В противном случае своими силами мы не сможем сделать этого. Что бы мы ни делали и чего бы мы ни добились, вся слава должна принадлежать Богу.


Глава 108 из 150« Первая«107108109150»Последняя »

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Комментарии Мэтью Генри — Псалтирь. Раздел: Комментарии Мэтью Генри на Ветхий Завет.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.