123 глава

По нашему предположению, Давид записал этот псалом по случаю свершенного Господом для царя и его народа великого избавления от серьезной опасности, грозившей всем истреблением то ли вследствие вторжения чужестранцев, то ли вследствие мятежа внутри страны, – точно нам не известно. Как бы там ни было, Давид восторгается и желает, чтобы и другие восторгались благостью Всевышнего, принесшего им избавление. Псалмопевец усердно воздает всю славу Господу, не приписывая себе никаких заслуг, как это зачастую делают победители.

(I) Давид описывает всю серьезность нависшей над ним и его людьми опасности, говоря об истреблении, на грани которого они были (ст. 1-5).

(II) Воздает Господу славу за избавление (ст. 6-7, ср.ст.1-2).

(III) Воодушевляет довериться Всевышнему (ст. 8). Воспевая данный псалом, мы применяем его не только к некой конкретной ситуации избавления нас и народа Божьего Господом в наши дни или во дни наших отцов, но и размышляем о великом труде искупления, совершенного Иисусом Христом, освободившем нас от сил тьмы.

Песнь восхождения Давида.

Стихи 1-5. Здесь Давид призывает израильтян воздать Господу хвалу за избавление. Обратите внимание:

I. Какими злобными были люди, вознамерившиеся истребить народ Божий. Да скажет Израиль, что от смерти его отделял лишь один шаг: чем более безнадежной кажется болезнь, тем сильнее проявляется исцеляющее мастерство Врача. Отметьте:

1. Откуда пришла угроза: восстали на нас люди, твари, подобные нам, тем не менее вознамерившиеся нас истребить. Homo homini lupus – человек человеку – волк. Неудивительно, если красный дракон и рыкающий лев ищут нас поглотить, но чтобы люди жаждали крови себе подобных! Чтобы Авессалом искал крови собственного отца, а женщина упивалась кровью святых, согласно откровению Иоанна, – сему мы должны дивиться удивлением великим. От людей мы ждем человечности, но есть лицемеры, губящие ближнего своего. Что же случилось с этими людьми? Почему возгорелась ярость их на нас (ст. 3)? Они за что-то разгневались на нас и решили, что покарать неугодных можно лишь полным истреблением. Жесток гнев, неукротима ярость. Гнев злоумышленников разгорелся подобно огню, готовому испепелить нас. Они горды, а по гордости своей нечестивый преследует бедного. Нечестивцы дерзки в своих нападках, они восстали на нас, поднялись в бунте, полные решимости поглотить нас живьем.

2. Насколько сильной была угроза: еще немного – и она стала бы фатальной: «С нами разделались бы, подобно тому как лев съедает ягненка, не просто убили бы, но поглотили полностью, не оставив и мокрого места, мы бы и опомниться не успели, как поспешно были бы проглочены, отправившись в утробу живыми. Мы едва спаслись от гибели под потоками вод, подобно тому как при наводнении оказываются затопленными низины, а песчаный берег исчезает в весеннее половодье». В своих размышлениях Давид приходит именно к такому сравнению, и здесь мы наблюдаем подъем, свидетельствующий о принадлежности данного псалма к Песням восхождения. Воды потопили бы нас. Что именно в нас? Почему поток прошел бы над душею нашею, нашей жизнью, нашими радостями и всем, что нам дорого? Что это за воды? Почему они бурные? Подчас Господь допускает, чтобы враги зашли в своих гонениях народа Божьего достаточно далеко, дабы сила Всевышнего в избавлении была явлена по-особому выразительно.

II. Как велика благость Господа, спасшая нас, пребывавших на краю гибели: «Но с нами был Господь, и, если бы не Он был с нами, мы бы погибли».

(1) «Господь был с нами; Он встал на нашу сторону, поддерживал наше дело и защитил нас. Нам помог Всевышний, причем помощь пришла своевременно, она была с нами – совсем близко. Господь был с нами и не просто за нас, но среди нас как главнокомандующий войсками».

(2) Акцент делается на том, что Бог был Иегова. «Если бы Иегова, Бог неограниченной власти и совершенства, сам не взялся за наше избавление, то враги одолели бы нас». Посему блажен народ, чей Бог – Иегова, вседостаточный Бог. Да скажет сие Израиль во славу Всевышнего и примет решение никогда не оставлять Бога своего.

Стихи 6-8. Здесь псалмопевец далее возвеличивает великое избавление, свершенное для народа Господом.

I. Дабы сердца людей с еще большим трепетом возблагодарили Всевышнего (ст. 6): Благословен Господь. Всякое избавление – от Бога, поэтому нам надлежит славить Его. Мы не воздаем Господу должного, если не благодарим. И тем более мы должны хвалить Бога, поскольку спасались, будучи на волоске от смерти. Мы обрели избавление (1) подобно агнцу, вытащенному прямо из пасти хищного зверя: Господь не дал нас в добычу зубам их; подразумевается, что враги не имеют власти над Божьим народом, кроме той, что дана им свыше. Если Господь не предаст Свой народ зубам хищника, тот не станет добычей, и потому израильтяне спаслись, что Господь не желал допустить их гибели.

(2) Подобно птице, малой птице (речь идет о воробье) из сети ловящих. Враги очень хитры и злобны, они ставят для Божьего народа сети, дабы заманить его в грех и беду и удержать там. Подчас кажется, они преуспели настолько, что добились свой цели. Божий народ попадает в сети и сам себе помочь не может, словно немощная и неразумная птица; и когда предали все друзья, наступает самое время Богу прийти народу на помощь. Господь разрывает сети и разрушает совет врагов: «сеть расторгнута, и мы избавились». К Исааку пришло избавление, когда он лежал, готовый к жертвенному закланию. Иегова-ире – на горе Иеговы усмотрится.

II. Дабы народ Божий и все остальные воодушевились сердцем довериться Господу, когда грозит опасность: «Помощь наша – в имени Господа» (ст. 8). Давид уже призывал нас полагаться на Божью помощь лично для себя: «Помощь моя от Господа» (Пс 110:2);

здесь же речь идет о народе в целом: «Помощь наша – в имени Господа». Утешением для каждого, кто принимает интересы Израиля Божьего близко к сердцу, послужит тот факт, что Бог Израилев – это тот же Бог, который сотворил мир, а следовательно, будет иметь Церковь в мире и защитит ее во время величайших бурь и невзгод. Поэтому друзья церкви вправе довериться Господу, дабы не впасть в замешательство.