31 глава

Хотя этот псалом, как многие другие из ранее рассмотренных, не говорит о Христе, но и в нем содержится внушительная часть евангельских истин. Апостол говорит, что в этом псалме Давид описывает блаженство человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (Рим 4:6). Здесь кратко излагается (I) евангельская благодать, проявившаяся в прощении греха (ст. 1,2), в божественной защите (ст. 7) и божественном водительстве (ст. 8).

(II) Евангельский долг исповедовать грех (ст. 3-5), молиться (ст. 6), правильно управлять собой (ст. 9,10) и веселиться о Господе (ст. 11). Мы можем получить эти привилегии, если будем сознательно совершать эти обязанности. Воспевая этот псалом, мы должны думать о прежних привилегиях — для нашего утешения, и о последних – для нашего оживления. Гроций считает, что он был сочинен для пения в день искупления.

Псалом Давида. Учение.

Стихи 1-6. Этот псалом озаглавлен словом Maschil. Некоторые принимают его за название мелодии, для которой он был сочинен и под которую его нужно исполнять, но другие считают, что оно имеет определенное значение. На полях псалма написано: «Псалом Давида. Учение», и более всего мы нуждаемся в наставлении о природе истинного блаженства: в чем оно заключается и как к нему можно прийти, что мы должны сделать, чтобы быть счастливыми. Этот псалом наставляет нас в нескольких истинах. В общем, здесь нам преподносится, что наше счастье заключается в благоволении Бога и в духовных благословениях, а не в богатствах и благах этого мира. Когда Давид говорит: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс 1:1) и «Блаженны непорочные в пути» (Пс 118:1), то он имеет в виду, что в этом заключается характер счастливого человека, и тот, кто не обладает им, не может надеяться быть счастливым. Но когда здесь говорится: «Блажен, кому отпущены беззакония», то имеется в виду, что это является основанием его блаженства, то есть той фундаментальной привилегией, из которой вытекают все остальные составляющие его блаженства. В общем, нас здесь наставляют I. Относительно природы прощения греха. Оно необходимо всем нам, и без него мы погибнем; об этом мы должны заботиться, этого жаждать и стремиться побольше узнать о нем.

(1) Это прощение беззаконий. Грех есть беззаконие. Благодаря покаянию наши беззакония прощаются, то есть необходимость в наказании, которому мы подлежим на основании закона, отменяется; оно снимается (как некоторые читают это место), чтобы благодаря прощению мы могли освободиться от тяжелой ноши, подобной грузу на спине, под тяжестью которого мы сгибаемся, или тяжести в желудке, из-за которой мы чувствуем себя больными, или грузу на нашем духе, который угнетает его. Прощение грехов дает покой и освобождает труждающихся и обремененных (Мат 11:28).

(2) Прощение покрывает грех, подобно одежде, покрывающей тело, чтобы не видна была срамота наготы (Отк 3:18). Наши первые родители покраснели при виде собственной обнаженности, что было первыми симптомами их виновности. Грех делает нас отвратительными в глазах Бога и абсолютно непригодными для общения с Ним, и когда совесть просыпается, она делает нас мерзкими в своих собственных глазах. Но когда грех прощен, то он покрыт одеждой праведности Христа подобно одеждам из шкур, в которые Бог одел Адама и Еву (эмблема прощения грехов), и поэтому Бог уже доволен нами и полностью примирен с нами. Наши грехи не сокрыты от нас (нет, грех мой всегда предо мною);

грех сокрыт не от Божьего всеведения, а лишь от Его карающей справедливости. Когда Бог прощает грех, то не вспоминает его более и бросает его за хребет Свой, его будут искать и не найдут. Грешник, будучи таким образом примирен с Богом, примиряется с самим собой.

(3) Прощение означает, что беззакония не будут ему вменяться, что грешника не будут призывать к ответу, не будут возбуждать против него дело по всей строгости закона и обращаться с ним так, как он того заслуживает. Так как нам вменяется праведность Христа и мы стали праведностью Бога в Нем, то наши беззакония не вменяются нам; Бог возложил на Него грехи всех нас и сделал Его грехом за нас. Обратите внимание, что Бог, будучи Судьей, имеет право не вменять беззаконие. Бог оправдывает их.

II. Относительно характера тех, кому прощены грехи: в чьем духе нет лукавства. Он не говорит: «В ком нет вины» (ибо кто живет и не грешит?), а «в чьем духе нет лукавства». Прощенный грешник – это тот, кто не лукавит перед Богом ни в своих исповеданиях покаяния и веры, ни в своих молитвах о мире или прощении, а во всем этом искренен и говорит то, что имеет в сердце; кто не кается для того, чтобы вновь грешить, а затем грешит, чтобы вновь каяться, как превратно истолковывают это искусные толкователи. Тот, кто имеет честные цели и является таким, каким исповедует себя, является настоящим израильтянином, в котором нет лукавства.

III. Относительно блаженства в оправданном состоянии: Блажен, кому отпущены беззакония. Здесь подразумеваются всевозможные благословения, которые могут сделать человека абсолютно счастливым. Все, что влечет за собой проклятие и преграждает путь благословениям, исчезает, и тогда Бог проливает благословения до тех пор, пока есть место, чтобы принимать их. Прощение грехов — это статья завета, которая является причиной и основанием для всех остальных. «Я буду милостив к неправдам их» (Евр 7:12).

IV. Относительно неприятного положения несмирившегося грешника, который видит свою вину, но еще не исповедал ее с раскаянием. Это положение Давид описывает очень патетически, так как знаком с ним на собственном печальном опыте (ст. 3,4): «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего». Можно сказать, что продолжают молчать те, которые заглушают собственные обличения; которые, видя зло греха и возможную опасность, облегчают себе жизнь, не думая о нем и занимая свой разум чем-то другим, как, например Каин, начавший строить город; которые не вопиют, когда Бог связывает их; которые не облегчают свою совесть кающимся исповеданием и не ищут мира (как должно быть) верой и страстной молитвой; которые скорее предпочтут изнемогать в своих беззакониях, но не выберут определенный Богом метод, чтобы обрести покой своим душам. Пусть таковые знают, что их подавленные обличения станут огнем в их костях, а скрытые раны греха вызовут нагноение и станут нестерпимо болезненными. Если совесть сожжена, то их случай еще опаснее; а если она испугается и проснется, то будет услышана. Душа почувствует тяжелую руку божественного гнева, опустившуюся на нее, а страдания духа повлияют на тело. Давид испытал это. Когда он был еще молодым, его кости обветшали, и даже молчание заставило его стенать дни напролет, словно он испытывал чудовищную боль и телесные страдания, когда на самом деле причиной страданий была борьба, происходившая в душе между обличениями и порочностью. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; при покаянии могут присутствовать некоторые внутренние проблемы, но они намного больше при нераскаянности.

V. Относительно истинного и единственного пути обретения мира совести. В данном месте Писание учит нас исповедовать свои грехи, чтобы они стали прощенными, и заявлять о них, чтобы мы стали оправданными. Именно этим путем шел Давид: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего» (ст. 5). Обратите внимание: тот, кто хочет иметь утешение от прощения своих грехов, должен взять на себя позор и раскаянно исповедать их. Мы должны исповедовать факт греха и быть при этом точными («я совершил то и то»), исповедовать ошибки греха, отягощать его и возлагать на себя ношу за него («я совершил чудовищное преступление»), исповедовать справедливость наказания, которому подверглись («Господь справедлив и все, что выпало на нашу долю»), и то, что заслуживаем большего («я не достоин называться Твоим сыном»). Мы должны исповедовать грех со стыдом и смущением, со страхом и святым трепетом.

VI. Относительно готовности Бога простить грех тем, кто истинно раскаялся в нем: «Я сказал: «исповедаю Господу преступления мои» (я искренно решился на это, не колебался больше и пришел к тому, что необходимо открыто исповедать свои грехи), и Ты снял с меня вину греха моего, дал моей совести утешение от прощения; и сразу же душа обрела покой». Обратите внимание, что Бог более готов простить наш грех после покаяния, чем мы готовы покаяться, чтобы получить прощение. Давид испытал много трудностей, прежде чем решился на это (ст. 3,4), он бы еще долго тянул и не подчинялся, если бы дело не дошло до крайней точки. Но когда он действительно покорился, то посмотрите, как быстро и с какой легкостью он получил прощение: «Я лишь сказал: «Исповедаю…», и Ты немедленно снял с меня вину греха моего». Таким же образом отец блудного сына видел его возвращение, когда он был еще далеко, и побежал, чтобы встретить его поцелуем и запечатлеть свое прощение. Каким ободрением это может послужить бедным кающимся грешникам и какую уверенность дает нам в том, что если мы исповедаем Господу грехи наши, то увидим, что Он не только верен и праведен, а добр и милостив, чтобы простить нам наши грехи!

VII. Относительно выгоды, которую получаем благодаря опыту Давида в том, что Бог готов простить его грехи (ст. 6): «За то помолится Тебе каждый праведник». Обратите внимание:

(1) все благочестивые люди молятся. Как только Павел обратился, о нем сказали: «Он теперь молится» (Деян 9:11). Вы с таким же успехом сможете найти живого человека без дыхания, как и живого христианина без молитвы.

(2) Наставления о блаженстве тех, чьи грехи прощены, и о том, как легко это прощение получить, должны побудить нас молиться, в особенности словами: «Боже, будь милостив к нам, грешникам». Для этого пусть каждый, кто имеет желание быть искренним с Богом в молитве, приступает с дерзновением к престолу благодати, с надеждой получить милость (Евр 4:16).

(3) Пусть те, которые торопятся с молитвой, ищут Бога во время благопотребное. Когда Своим провидением, а также Своим Духом Он побуждает их искать Его, то они должны идти и искать Господа (Зах 8:21);

они должны торопиться и не терять времени, чтобы смерть не забрала их, ибо тогда будет слишком поздно искать Его (Ис 55:6). Вот, теперь время благоприятное (2Кор 6:2).

(4) Тот, кто много и искренне молится, благодаря этому получит привилегии во время бедствий, и тогда разлитие многих вод, которые бывают очень страшными, не достигнет его, чтобы напугать и наполнить беспокойством, тем более они не смогут овладеть им. Если близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его (как ко всем верным, раскаявшимся и молящимся людям), то мы находимся под такой охраной и заботой, что никакие воды, даже многие, не приблизятся к нам и не причинят нам вреда. Как искушения лукавого не прикасается к ним (1Иоан 5:18), так и всякие беды этого нечестивого мира — обе разновидности этих раскаленных стрел не достигают их.

Стихи 7-11. В этих стихах Давид совершенствует ощущение прощающей милости.

I. Он говорит с Богом, исповедует свое упование на Него и рассказывает о своих ожиданиях (ст. 7). Вкусив сладость божественной благодати, данной кающемуся грешнику, он не может сомневаться в продолжительности этой благодати, предназначенной молящемуся святому, как и в том, что в этой благодати он сможет обрести и безопасность, и радость.

(1) Безопасность: «Ты покров мой; когда верой я прихожу к Тебе, то имею полное основание быть спокойным в этом мире и осознавать, что нахожусь вне пределов достижения какого-либо реального зла. Ты охраняешь меня от скорби, от ее жала и ее ударов до тех пор, пока это полезно для меня. Ты охраняешь меня от таких бед, которые окружали меня, когда я молчал» (ст. 3). Если бы, простив наши грехи, Бог предоставлял нас самим себе, то мы скоро оказались бы в прежнем положении и вновь погрузились в ту же самую пучину. Поэтому, получив утешение от прощения грехов, мы должны лететь к благодати Божьей, чтобы она хранила нас и не позволила вернуться к прежней глупости, чтобы наши сердца вновь не ожесточились из-за обманчивости греха. Бог удерживает Свой народ от бед, удерживая от греха.

(2) Радость: «Ты не только избавляешь меня, но и окружаешь меня радостями избавления; куда бы я ни посмотрел, я вижу повод радоваться и славить Бога. Друзья окружают меня в великом собрании, чтобы соединиться со мной в песне хвалы: они присоединят свои песни избавления к моей. Помолится со мной каждый праведник, и вместе со мной все они вознесут благодарение».

II. Давид обращает свою речь к сынам человеческим. Обратившись к Богу, он делает все возможное, чтобы утвердить братьев своих (Лук 22:32): «Вразумлю тебя (каждого, кем бы ты ни был, если хочешь быть наставленным), наставлю тебя на путь, по которому тебе идти» (ст. 8). В другом своем покаянном псалме, когда Бог вернул ему радость спасения, Давид приходит к такому же решению: научить беззаконников своим путям, делать все возможное, чтобы обратить грешников к Богу, а также утешать обращенных (Пс 50:13,14). Когда Соломон покаялся, он сразу же стал проповедником (Еккл 1:1). Лучше всего учить других о благодати Божьей могут те, которые сами испытали ее; а тот, кто научен Богом, должен возвещать, что сотворил Он для души его (Пс 65:16), и учить их. «Буду руководить тебя, око Мое над тобою». Некоторые воспринимают эти слова как указание Бога. Он учит нас через Свое слово и направляет нас Своим глазом, дает нам знать тайные намерения Своей воли через подсказки и проявления провидения. Таким образом Господь дает возможность Своему народу понимать и идти в правильном направлении (подобно тому, как господин дает возможность слуге знать свои желания движением век). Когда Христос обернулся и посмотрел на Петра, то Он вел его Своим глазом. Но, скорее всего, эти слова нужно воспринимать как обещание Давида тем, кто был под его попечением, в особенности его детям и членам его семьи: «Вразумлю тебя… око Мое над тобою» (как некоторые читают это место);

«Я дам тебе наилучший совет, а затем посмотрю, последуешь ли ты ему». Тот, кто научен в Слове, должен находиться под постоянным надзором тех, кто учит его; духовные наставники должны следить за своими учениками. Применяя вышеизложенную доктрину о блаженстве тех, чьи грехи прощены, у нас есть слово к грешникам и слово к святым; это слово несет истину, воздает должное каждой группе.

1. Грешникам предназначено слово предостережения, и для этого приведен хороший повод.

(1) Предостережение в том, чтобы они не оставались без наставления и руководства: «Не будьте как конь, как лошак несмыслен-ный» (ст. 9). Когда псалмопевец укоряет себя за грехи, в которых покаялся, то сравнивает себя со скотом: «…тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою» (Пс 72:22), и поэтому предупреждает других не становиться такими. Наша честь и блаженство заключаются в том, что мы имеем разумение, и разум может управлять нами и назидать нас. Так давайте использовать способности, которые имеем, и поступать разумно. Конем и лошадью можно управлять лишь уздою и удилами, чтобы они не приблизились к тебе и не причинили вред (как читают это место некоторые);

или чтобы они приблизились и послужили нам, то есть чтобы они покорялись тебе (Иак 3:3). Давайте не будем похожими на них; давайте следить, чтобы аппетиты и страсти постоянно не подгоняли нас, чтобы мы не шли вопреки здравому смыслу и нашим истинным интересам. Если бы грешники направлялись и следовали здравому смыслу и своим истинным интересам, то вскоре стали бы святыми и не сделали бы и шагу вперед по своему прежнему греховному пути. Там, где пребывает обновляющая благодать, не нужны уздечка и удила ограничивающей благодати.

(2) Причина этого предостережения заключается в том, что если вы будете продолжать идти греховным путем, который мы убеждаем вас оставить, то он, безусловно, приведет вас к скорбям (ст. 10): много скорбей нечестивому; они не только испортят его пустое и плотское веселье и тем самым положат ему конец, эти скорби заставят его дорого заплатить за него. Следствием греха будет вечная скорбь, если только вы в нем не раскаетесь. Часть приговора звучит так: «…умножу скорбь твою». Поэтому будьте мудры и отвратитесь от нечестия, чтобы предотвратить многие скорби.

2. Слово утешения для святых. Для этого также есть хороший повод.

(1) Они могут быть уверены, что если будут уповать лишь на Господа и быть близко от Него, то уповающего на Господа окружает милость со всех сторон (ст. 10);

они не отпадут от Бога, так как эта милость будет ограждать их со всех сторон, и никакое настоящее зло не обрушится на них, ибо эта милость будет удерживать его.

(2) Поэтому в следующем стихе святым дается повеление: «Веселитесь о Господе и радуйтесь в Нем; торжествуйте и восклицайте от радости» (ст. 11). Вознеситесь в этой святой радости до такой степени, когда уже не сможете вмещать себя; воздействуйте ею на других, чтобы они также могли увидеть, что жизнь в общении с Богом является самой приятной и удобной жизнью, которую мы можем иметь в этом мире. В этом заключается то блаженство, которое могут иметь лишь правые сердцем, обладающие правом и предназначенные для него.