33 глава

Как видно из заглавия, этот псалом был написан в связи с определенным событием. В то же время в нем мало что относится именно к этому случаю, а в общем для нас он является наставлением и примером благодарения Богу.

(I) Давид славит Господа за ощущения Его благости, которую Он проявил к нему и к другим (ст. 2-7).

(II) Он ободряет всех добрых людей уповать на Бога и искать Его (ст. 8-11).

(III) Всем нам, как своим детям, он дает добрый совет остерегаться греха и честно исполнять свой долг перед Господом и перед человеком (ст. 12-15).

(IV) Чтобы усилить свой добрый совет, Давид показывает, как благоволит Бог к праведным и как недоволен нечестивцами. Тем самым он показывает нам добро и зло, благословение и проклятие (ст. 16-23). Таким образом, воспевая этот псалом, мы и воздаем славу Богу, и получаем назидание себе и другим.

Псалом Давида, когда он притворился безумным перед Авимелехом, и был изгнан от него, и удалился.

Стихи 2-11. Заглавие этого псалма сообщает нам и его автора и повод, по которому он был написан. Давид, вынужденный бежать из своей страны, где от ненависти Саула ему стало очень жарко, искал прибежище поближе к земле Филистимской. Там скоро раскрыли, кем он был на самом деле, и он предстал перед царем, который в рассказе назван Анхусом, а Авимелех – здесь его титул. Чтобы с ним не обращались как со шпионом и не принимали за человека, пришедшего с определенным умыслом, Давид притворился сумасшедшим. Подобные люди существовали во все века, чтобы, видя слабоумных, люди учились благодарить Бога за то, что у них есть разум. Давид предпочел, чтобы Анхус отпустил его как презренного человека, а не считал опасным. Он получил ожидаемый результат: благодаря этой уловке он избежал строгого наказания, которому мог быть подвергнут.

(1) Мы не можем оправдать Давида за эту ложь. Плохо, когда честный человек притворяется не тем, кем является на самом деле, а уважаемый человек изображает из себя безумного. Если для развлечения мы изображаем тех, которые, как нам кажется, имеют умственные проблемы, то при этом забываем, что Бог может легко поставить нас на их место.

(2) В то же время мы не можем не удивляться расположению его духа и тому, что никаких изменений в его разуме не произошло, когда он изменил свое поведение. Даже в то время, когда он сильно боялся и был в опасности, его сердце было так сконцентрировано в уповании на Бога, что он написал этот превосходный псалом, который несет в себе такой же спокойный, уравновешенный дух, как и любой другой псалом во всей этой книге. В композиции также отмечается кое-что любопытное, ибо он назван алфавитным псалмом, то есть псалмом, в котором каждый стих начинается со следующей буквы в том порядке, как они расположены в еврейском алфавите. Счастлив человек, который может подобным образом сдерживать свои эмоции и испытывать благодать даже в то время, когда испытывает искушение изменить собственное поведение. В этой первой части псалма I. Давид возносит в своем восхвалении Бога. Хотя он совершил ошибку, притворившись безумным, в то же время благодаря Божьей милости он спасся; эта милость была особенно велика, так как Господь не обращался с ним так, как он заслужил за свое притворство; а мы должны во всем благодарить Его. Давид решает (1) постоянно славить Бога: «Благословлю Господа во всякое время; при любых обстоятельствах». Он решает выделить определенное время для этой обязанности, управлять обстоятельствами таким образом, чтобы это было возможно, и возносить хвалу всякий раз, когда подходящий случай даст ему повод для этого. Если мы надеемся проводить свою вечность, славя Бога, тогда вполне разумно уделять этому служению как можно больше времени.

(2) Что он будет славить Его открыто: «Хвала Ему непрестанно в устах моих». Это демонстрирует, как он стремился признавать себя обязанным милости Божьей и как хотел, чтобы другие тоже чувствовали это.

(3) Что он будет славить Его от всего сердца: «Господом будет хвалиться душа моя; моим родством с Ним, моей участью в Нем и ожиданиями от Него». Мы не напрасно воздаем славу Господу.

II. Псалмопевец призывает других присоединиться к нему. Он ожидает, что они будут (ст. 3) кротки, услышав его благодарение об избавлении, и возвеселятся, что к хорошему человеку было проявлено такое благоволение и что добрый Бог так много почестей оказал ему. Больше всего утешаются Божьими милостями, которые оказаны другим и себе, люди смиренные и меньше всего уповающие на собственные заслуги и способности. Давиду нравилось думать, что, видя благоволение Господа к нему, возрадуется сердце каждого израильтянина. Он хочет, чтобы мы все согласились с ним и поступали, как он:

1. Имели высокие и возвышенные мысли о Боге, которые мы должны выражать, прославляя Его и превознося Его имя (ст. 4). Мы не можем сделать Бога более величественным или могущественным, чем Он есть; но если мы будем восхищаться Им как бесконечно великим и самым могущественным, то Ему будет приятно принять это величание и превозношение. Это мы должны совершать вместе. Хвала Господу звучит лучше в собрании святых, ибо тогда мы хвалим Его, как ангелы на небесах. Те, на кого распространяется Его благоволение, то есть все святые, должны соединить свою хвалу; и мы должны таким же образом стремиться получить помощь своих друзей в благодарении Бога за милости, как и в молитве о них. У нас есть повод объединиться, воздавая хвалу Богу (1) за Его готовность услышать молитву, от которой все святые имеют утешение, ибо Он никогда не говорил им: «Напрасно ищете Меня».

[1] Давид, со своей стороны, подтверждает, что он нашел в Нем Бога, слышащего молитвы (ст. 5): «Я взыскал Господа, в бедствии своем я просил Его о благоволении и милости, и Он услышал меня, сразу же ответил на мою просьбу и от всех опасностей моих избавил меня: и от смерти, которой я боялся, и от беспокойства, вызванного этим страхом». Бог избавляет нас от смерти Своим провидением, действующим для нас, а от беспокойства — Своей благодатью, работающей в нас, чтобы заглушить страх и усмирить душевное волнение духов. И то и другое — великая милость, так как причина страха является лишь нашей проблемой, а неверующий подозрительный страх из-за нее – нашим грехом. Более того, часто он мучит нас больше, чем сама проблема, которая, возможно, коснулась бы только костей и плоти, в то время как страх оказывает пагубное влияние на дух и лишает нас власти над собственной душой. Молитвы Давида помогли ему заглушить страхи; взыскав Господа и передав свою ситуацию в Его руки, он мог ожидать событий с великим спокойствием. «Но, — можете вы сказать, — Давид был великим и выдающимся мужем, и мы не можем ожидать, что Бог будет так же благоволить к нам, как к нему. Получал ли кто подобные ответы на молитву?» Да.

[2] Многие верой и молитвой обращали взор к Нему и просвещались (ст. 6). Это чудесным образом оживляло и утешало их: Анна после молитвы пошла в путь свой, и ела, и лицо ее не было уже печально, как прежде. Когда мы смотрим на этот мир, то наше лицо темнеет: мы в недоумении и сбиты с толку; но когда мы смотрим на Бога, то от Него получаем свет, который нас направляет и дает радость, наш путь становится прямым и приятным. Те, о ком здесь говорится, обратили свой взор к Богу, их надежды воспряли и события не разочаровали: лица их не постыдились. «Но, — скажете вы, — возможно, эти люди были великими и выдающимися, как Давид, и поэтому Бог так сильно благоволил к ним; или их количество сделало их значительными». Более того [3] сей нищий воззвал — обычный человек, ничтожный и незначительный, о котором никто не заботился и которого все презирали. В то же время и он был принят у престола благодати, как Давид и другие достойные люди. Господь услышал, Он снизошел до его ситуации и его молитв и спас его от всех бед его (ст. 7). Бог призрит на молитву беспомощных (Пс 111:18; см. Ис 57:15).

(2) За служение добрых ангелов, окружающих нас (ст. 8): «Ангел Господень, охрана из ангелов (в некоторых переводах), единодушная в своем служении, как один ангел-хранитель, ополчается вокруг боящихся Его, как телохранители вокруг своего правителя, и избавляет их». По велению Бога добрые духи посещают и защищают Его народ от злобности и силы злых духов; а добрые ангелы служат нам больше, чем мы осознаем это. Хотя по своим достоинствам и способностям они намного превосходят нас; хотя они сохранили свою первоначальную нравственность, которую мы потеряли; хотя они постоянно заняты служением в верхнем мире, прославляя Бога, и имеют там постоянный покой и блаженство, в то же время из послушания к своему Творцу и любви к тем, кто носит Его образ, они снисходят, чтобы служить святым и защищать их от сил тьмы. Они не только посещают их, но и ополчаются вокруг них, содействуя их благу, хотя они и не так видимы, как в случаях с Иаковом (Быт 32:1) и Елисеем (4Цар 6:17). Вся слава должна принадлежать Богу ангелов.

2. Давид хочет, чтобы мы были с ним единомышленны и имели хорошие помыслы о Боге (ст. 9): «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» Благость Бога включает в себя красоту и дружелюбие Его Личности, а также щедрость и милосердие Его провидения и благодати. Поэтому (1) мы должны вкусить, что Он является щедрым Даятелем, насладиться благостью Бога во всех Его дарах для нас и вкусить их сладость. Пусть благость Господа перекатывается под языком, как конфетка.

(2) Мы должны увидеть, что Он прекрасен, и наслаждаться созерцанием Его безграничных совершенств. По вкусу и виду мы делаем открытия и удовлетворяемся. Вкусите и почувствуйте благость Бога, то есть обратите на нее внимание и утешьтесь ею (1Пет 2:3). Он благ, ибо делает всех, кто уповает на Него, действительно блаженными. Поэтому давайте убедимся в Его благости, так как она ободрит нас в наихудшие времена уповать на Него.

3. Давид хочет, чтобы мы присоединились к Его решению искать Бога, служить Ему и бояться Его (ст. 10): «Бойтесь Господа, святые Его». Когда мы вкушаем и видим, что Он благ, мы не должны забывать, что Он велик и Его нужно бояться; даже Его благость является подходящим объектом для сыновнего благоговения и почтения. «Будут благоговеть пред Господом и благостью Его» (Ос 3:5). Бойтесь Господа, то есть поклоняйтесь Ему, добросовестно исполняйте свой долг перед Ним во всем; бойтесь, не избегая Его, а бойтесь и ищите Его (ст. 11), как люди ищут своего Бога; обращайтесь к Нему и становитесь частью Его. Чтобы ободрить нас бояться и искать Господа, здесь обещано, что у поступающих так нет скудости даже в этом нуждающемся мире (на иврите «они не будут нуждаться во благах»);

они будут иметь все то хорошее, что им необходимо, и у них не будет повода жаловаться на недостаток чего-либо. Относительно благ другого мира, то они будут иметь достаточно благодати, чтобы поддерживать их духовную жизнь (2Кор 12:9; Пс 83:12);

что же касается этой жизни, то они будут иметь все необходимое для ее поддержания из руки Бога: будучи Отцом, Он будет давать им подходящую пищу. Дальнейшие утешения, которые они желают иметь, они получат в том случае, если Безграничная Мудрость сочтет их подходящими, и то, чего они хотят в одном, будет восполнено в другом. Если же Бог в чем-то отказывает Своим детям, то при этом дает благодать быть удовлетворенными без просимого, и они не желают этого (Втор 3:26). Павел имел все в избытке, потому что был удовлетворен (Фил 4:11,18). Тот, кто живет верой во вседостаточность Бога, ни в чем не нуждается, ибо в Нем имеет достаточно. Скимны, молодые львы, часто бедствуют и терпят голод; тот, кто живет, полагаясь на общее провидение, как львы, всегда будет нуждаться в том удовлетворении, которое имеют живущие верой в обетование; тот, кто уповает на себя и думает, что ему будет достаточно его собственных рук, будет нуждаться (ибо не всегда мудрым — хлеб);

а накормлен будет тот, кто уповает на Господа и Его решения. Алчные и те, которые жаждут всего, что окружает их, будут нуждаться; но кроткие будут наследовать землю. Нуждаться не будут те, которые спокойно трудятся и управляют своим бизнесом. Простодушному Иакову было достаточно похлебки, в то время как Исав, искусный охотник, чуть не умер от голода.

Стихи 12-23. Давид в последней части псалма берет на себя обязанность учить детей. Хотя он был мужем войны и помазан на царство, но не считал это занятие ниже своего достоинства. Хотя в то время его голова была полна беспокойств, а руки заняты делом, он испытывал расположение сердца и находил время, чтобы дать добрый совет молодежи, исходя из собственного опыта. Это не означает, что в то время у него были собственные дети, по крайней мере, те, которые уже могли воспринимать учение; но, благодаря божественному вдохновению, он наставляет детей своего народа. Взрослые люди не принимали его учение, хотя он и предлагал им свое служение (Пс 31:8), но он надеялся, что молодые ветви будет легче склонить, что дети и молодежь будут более податливы, и поэтому созывает их всех вместе и говорит (ст. 12): «Придите, дети; в вашем возрасте легко учиться; сейчас вы должны накапливать знания, на основании которых будете жить во все свои дни. Вы – дети, безрассудные и несведущие, вы нуждаетесь в учении». Возможно, он имел в виду тех детей, чьи родители пренебрегали наставлением. Когда детей, чьи родители не в состоянии научить их, отправляют в школу, то к ним проявляется великая милость, как и в том случае, когда кормят детей, чьи родители не имеют куска хлеба для них. Обратите внимание, (1) чего Давид ожидает от них: «Послушайте меня, оставьте свои игры, сядьте у своих игрушек и послушайте, что я хочу сказать вам. Не только слушайте меня, а осознавайте и повинуйтесь мне».

(2) Чему он решает научить их – страху Господню, который включает в себя все религиозные обязанности. Давид был известным музыкантом, выдающимся государственным деятелем и воином, но он не говорит детям: «Я научу вас играть на арфе, или как обращаться с мечом и копьем, или как натягивать лук, или я научу вас основам государственной политики». Он говорит: «Страху Господню научу вас, что лучше всех искусств и наук, лучше жертв и всесожжений». Мы должны стремиться сами научиться и научить своих детей.

I. Давид предполагает, что мы все стремимся быть счастливыми (ст. 13): «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие? То есть хочет ли он не только увидеть много дней, но и видеть благо на протяжении всей жизни? Non est vivere, sed valere, vita – Не просто существование, а хорошее существование определяет жизнь». Вопрос следующий: «Кто хочет жить долго и счастливо?» На него легко ответить: «А кто не хочет?» Безусловно, мы должны смотреть дальше настоящего времени и этого мира, ибо в лучшем случае человеческая жизнь состоит из нескольких дней, и те наполнены страданиями. Каким должен быть человек, чтобы быть вечно счастливым, чтобы увидеть много дней — столько, сколько дней на небесах, чтобы увидеть благо в том мире, где все блаженство заключается в совершенстве, без малейшей примеси? Кто может увидеть блага сейчас верой и надеждой и насладиться ими? Кто может? Увы, лишь немногие думают об этом. Большинство спрашивает: «Кто покажет нам благо?», и лишь немногие спрашивают: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Этот вопрос подразумевает, что таких людей немного.

II. Он описывает истинный и единственный путь к счастью и в этом мире, и в грядущем (ст. 14,15). Чтобы благополучно прожить в этом мире и выйти из него, мы должны постоянно заботиться, чтобы иметь добрую совесть; и для этого (1) должны научиться обуздывать свой язык и быть осторожными со словами, чтобы никогда не говорить неверно для бесчестья Бога или ущерба соседей: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов». Соблюдая это, человек может так далеко продвинуться в религии, что Библия говорит: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный», в то время как тот, кто не обуздывает своего языка… у того пустое благочестие.

(2) Мы должны быть правдивыми и искренними во всем, что говорим, и не быть двуличными. Наши слова должны быть указателями нашего ума, а наши уста должны воздерживаться от злых слов в адрес Бога или человека.

(3) Мы должны оставить все свои грехи и принять решение не иметь с ними ничего общего. Мы должны уклоняться от зла: от злых дел и злоумышленников, от грехов, совершаемых другими, и тех, которые раньше позволяли себе.

(4) Недостаточно воздерживаться от зла в этом мире — мы должны научиться быть полезными и жить ради какой-то цели. Мы должны не только уклоняться от зла, но и делать добро: добро для себя, особенно для своих душ, вовлекая их в добрые дела, облачая их в добрые богатства и делая их угодными для другого мира; а имея возможность и подходящий случай, делать также добро для других.

(5) Так как нет ничего более противоположного этой преданной любви (являющейся итогом закона и Евангелия, благодати и славы), чем непокорство, борьба и разногласие, которые рождают замешательство и злые дела, то мы должны искать мира и следовать за ним. Мы должны демонстрировать мирный характер, изучать то, что содействует миру, не делать ничего, что разрушает мир и совершает зло. Если кажется, что мир покинул нас, то мы должны следовать за ним. Старайтесь иметь мир со всеми; не жалейте ни усилий, ни затрат, чтобы сохранить и восстановить мир; будьте готовы отречься от себя, от своих стремлений и почестей, ради мира. Это превосходное наставление на пути к жизни и благам переделаны в Новый Завет и стали частью нашей евангельской обязанности (1Пет 3:10,11). И, возможно, Давид, предупреждая, чтобы мы не лукавили, вспоминает свой собственный грех, когда он притворился безумным. Тот, кто искренне кается в том, что было сделано неверно, предупредит других, чтобы они не поступали так же.

III. Он усиливает эти наставления, раскрывая перед нами блаженство благочестивых, пребывающих в любви и благоволении Бога, и несчастное положение нечестивых, которыми Бог недоволен. Здесь перед нами четко представлены жизнь и смерть, добро и зло, блаженство и проклятие, чтобы мы могли выбрать жизнь и жить (Ис 3:10,11).

1. А беззаконнику — горе, однако они сами благословляют себя на своем собственном пути.

(1) Бог настроен против них, и они не могут быть счастливыми. Несчастлив тот человек, который своим грехом сделал своего Творца своим врагом и разрушителем. Лице Господне против делающих зло (ст. 17). Иногда, как говорит Писание, Бог спиною, а не лицом обращается к ним (Иер 18:17), потому что они оставили Его. В этих стихах говорится, что лице Господне против делающих зло, так как они сражаются против Него; Бог, безусловно, отворачивает Свое лицо от самых гордых и дерзких грешников и даже может отослать их в ад.

(2) Перед ними погибель; безусловно, этим все окончится, если Бог будет против них, ибо Он может и убить, и отослать в ад.

[1] На земле, где живут люди, для них не будет места, и она не будет принадлежать им. Когда Бог отвернет Свое лицо от них, то Он не только отсечет их, но и истребит с земли память о них; когда они еще будут жить, Он похоронит их в безвестности. Он выдергивает с корнем их процветание, благодаря которому о них помнят. Он покрывает бесчестьем их достижения, в которых они прославляли себя и благодаря которым надеялись подольше быть в памяти людей. Безусловно, нет более долговечных почестей, чем те, которые приходят от Бога.

[2] В их смерти будет присутствовать жало: убьет грешника зло (ст. 22). Их смерть будет жалкой, независимо от того, умрут ли они в бесчестье или в почестях. Для них смерть имеет в себе проклятие и является царем ужасов; для них смерть – это зло, страшное зло. Очень хорошо рассуждает доктор Хаммонд о том, что зло, о котором говорится здесь и которое убивает нечестивцев, это то же самое Слово в единственном числе, которое используется в стихе 20 для обозначения страданий праведного, чтобы подчеркнуть, что благочестивый человек имеет много скорбей, но в то же время бедствия не наносят ему вред, а все содействует для его блага, ибо от всех их избавит его Господь. Нечестивцы же имеют не много скорбей и не много зла выпадает на их участь, возможно, лишь одно, но в то же время это одно бедствие может привести их к полной погибели. Одна беда, содержащая в себе проклятие, убивает; она приводит приговор в исполнение; а многие беды, содержащие в себе благословения, безвредны, более того, полезны.

[3] Погибель будет их вечной участью. Люди, нечестивые по своей природе, часто ненавидят праведников и имеют безжалостную ненависть к ним и их праведности; но они погибнут, будут осуждены, как виновные, и погибнут навеки; они будут навсегда забыты и покинуты Богом, всеми добрыми ангелами и людьми; и те, которые являются таковыми, являются погибшими. 2. В то же время Писание говорит: «Скажите праведнику, что благо ему». Все хорошие люди находятся под особой Божьей защитой и благоволением. В этом мы убеждаемся, имея огромное количество примеров и проявлений.

(1) Бог обращает особое внимание на добрых людей и наблюдает, смотрят ли их глаза на Него и кто из них добросовестно исполняет свой долг перед Ним: «Очи Господни обращены на праведников» (ст. 16), чтобы направлять и вести их, защищать и поддерживать. Любящие родители никогда не позволят, чтобы их ребенок исчез из их поля зрения. Так и ни одно чадо Божье не пропадает из поля зрения Бога; на них Он смотрит внимательно, с удовлетворением и нежной заботой.

(2) Они уверены, что получат добрый ответ на свои молитвы. Народ Божий состоит из молящихся людей; они вопиют в молитвах, что говорит об их великой настойчивости; но преследуют ли они какую-либо цель? Да,

[1] Бог обращает внимание на то, что мы говорим (ст. 18): «Взывают праведные, и Господь слышит». Он слышит их, чтобы показать, что внимателен к ним. Уши Его обращены к молитве их, чтобы принять их охотно и с наслаждением. Хотя Он был Богом, слышащим молитвы с того момента, как люди начали призывать имя Господа, в то же время Его ухо не отяжелело. Нет никакого ораторства или чарующего в вопле, в то же время уши Бога открыты к нему, как у любящей матери – к крику своего грудного ребенка, на что другой не обратил бы внимания. Взывают праведные, и Господь слышит (ст. 18). Это означает, что благочестивые люди обычно, оказавшись в беде, вопиют к Богу, и их постоянное утешение заключается в том, что Он слышит их.

[2] Он не только обращает внимание на то, что мы говорим, но и готов помочь нам (ст. 19): «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет».

Во-первых, обратите внимание, что характер праведных, чьи молитвы Бог слышит, заключается в том, что они имеют сокрушенное сердце и смиренный дух (т.е. смиренный из-за греха и лишенный себялюбия);

они низки в своих глазах и полагаются не на собственные заслуги, а лишь на Бога.

Во-вторых, Бог близок к таким людям, Он утешает и поддерживает их, чтобы они не сокрушались больше, чем нужно, и не пали пред Ним (Ис 57:15). Хотя Бог пребывает на небесах, в то же время Он слышит тех, кто имеет смиренный дух и знает, как ценить Его благоволение. Он спасет их, чтобы они не утонули под тяжестью бремени, так как Он находится рядом и имеет хорошую цель.

(3) Они взяты под особую защиту божественной власти (ст. 21): «Он хранит все кости его; не только его душу, но и его кости; не только его тело в общем, а каждую его кость; ни одна из них не сокрушится». Сокрушенный сердцем не будет иметь сокрушенную кость, ибо сам Давид обнаружил, что когда его сердце смирялось, то возрадовались кости, Тобою сокрушенные (Пс 50:10,19). Никто не ожидал здесь встретить намеки на Христа, но Писание говорит, что это пророчество будет исполнено в Нем (Иоан 19:36). Когда солдаты перебили ноги двух воров, распятых вместе с Ним, они не тронули Иисуса, так как Он находился под защитой этого обетования так же, как прообраз пасхального агнца (кость Его да не сокрушится). Эти обетования были хорошими для Христа, а через Него – для всех Его потомков. Из этого не следует, что благочестивый человек не может сломать кость; но, благодаря внимательному провидению Бога, такая неприятность может быть предотвращена, и сохранность костей благочестивого — результат этого обетования. Если же наша кость поломалась, то раньше или позже она станет целой при последующем воскресении, когда то, что было посеяно в слабости, восстанет в силе.

(4) Они будут избавлены от своих трудностей.

[1] Предполагается, что они уже несут свой крест в этом мире, возможно больший, чем у других. В этом мире они должны иметь скорби, чтобы больше соответствовать воле Божьей и примеру Христа (ст. 20): «Много скорбей у праведного», — об этом свидетельствует Давид и его страдания (Пс 131:1). Есть люди, которые ненавидят благочестивых (ст. 22) и постоянно стараются причинить им зло; Бог любит их и поэтому наказывает; в итоге, находясь между милостью небес и злобностью ада, праведные должны иметь много скорбей.

[2] Бог избавляет и спасает их: Он от всех скорбей их избавляет их (ст. 18,20);

Он спасает их (ст. 19), и поэтому, когда они попадают в беду, она не становится их погибелью. В ст.23 приводится объяснение обетования об их избавлении. Какие бы бедствия ни обрушились на них, во-первых, они не навредят их лучшей части — душе, ибо Писание говорит: «Бог избавит душу мою от власти преисподней (Пс 48:16) и от жала каждого страдания». Он удерживает их от отчаяния, от согрешения во время бедствий – единственного, что может причинить им зло, и хранит, чтобы они не лишились своих душ. Во-вторых, эти трудности не воспрепятствуют их вечному блаженству. Никто из уповающих на Него не погибнет, то есть они не останутся безутешными, ибо не будут лишены общения с Богом. Погибает лишь тот человек, которого оставил Бог; и никто не может считаться погибшим, пока не окажется в аду. Те же, которые являются верными рабами Бога, которые больше всего заботятся, чтобы угодить Ему и почтить Его, и, поступая так, верят, что Он защитит и наградит их, которые с добрыми мыслями о Нем обращаются к Нему, имеют повод не волноваться, что бы ни приключилось с ними, ибо они в безопасности и будут счастливы.

Воспевая эти стихи, давайте еще больше утверждаться в собственном выборе, избрав пути Божьи. Давайте оживимся в служении Богу и получим ободрение, видя приведенные псалмопевцем примеры особой заботы Господа о тех, кто остается верен Ему.