62 глава

Этот псалом содержит в себе столько же теплоты и энергичного поклонения, как и любой из псалмов Давида. Как самые нежные послания Павла были написаны из тюрьмы, так и самые искренние и теплые псалмы Давида были написаны в то время, когда он находился в пустыне. В изгнании его больше всего огорчала невозможность исполнить гражданские постановления. Прежде всего он стремился к тому, чтобы были восстановлены эти наслаждения, и его нынешние нужды лишь разжигали аппетит. Но сердце Давида стремилось не к постановлениям, а к Богу этих постановлений, и в этом псалме нам представлено (I) его стремление к Богу (ст. 2,3).

(II) Его высокая оценка Бога (ст. 4,5).

(III) Его насыщение в Боге (ст. 6).

(IV) Его тайное общение с Богом (ст. 7).

(V) Его радостное упование на Бога (ст. 8,9).

(VI) Его святое ликование в Боге над своими врагами и уверенность в собственной безопасности (ст. 10-12). Благоговейная и благочестивая душа не нуждается в наставлении о том, как петь этот псалом, настолько естественно он изложен и так искренен его язык. А не удовлетворенная, не знакомая с божественными благами и не испытавшая их влияния душа вряд ли сможет воспеть его с пониманием.

Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.

Стихи 2-3. Вступление говорит нам, где был сочинен этот псалом. В то время Давид находился в пустыне Иудейской, то есть в лесу Херет (1Цар 22:5) или в пустыне Зиф (1Цар 23:15).

1. Даже в Ханаане, несмотря на ее плодородие и многочисленные народы, были пустыни – места менее плодородные и менее населенные, чем другие. Так будет в мире, в Церкви, но не на небесах. Все небеса – это город, это рай, и там не будет пустынной земли; там возвеселится пустыня и расцветет как нарцисс.

2. Жребий даже наилучших и самых дорогих для Бога святых иногда влечет их в пустыню, где они чувствуют себя одинокими и уединенными, забытыми и притесняемыми, нуждающимися, скитающимися, неустроенными и в недоумении, что же им дальше делать.

3. Все стесненные обстоятельства и трудности, с которыми сталкиваешься в пустыне, не должны отвлекать нас от мелодий священных песен, но и тогда наша обязанность и благо – поддерживать радостное общение с Богом. Есть псалмы, подходящие для пустыни, и у нас есть повод благодарить Бога за то, что мы в пустыне Иудейской, а не в пустыне Греха.

В этих стихах Давид побуждает себя крепко держаться за Бога:

I. С помощью живой и энергичной веры: «Боже! Ты Бог мой». Во всех обращениях к Богу мы должны взирать на Него как на Бога, на нашего Бога, — и это будет нашим утешением, когда окажемся в пустыне. Когда мы говорим: «Боже!», то должны признавать, что Бог существует, что мы обращаемся к личности, которая действительно есть и присутствует с нами, понимать, что это слово серьезное, и сожалеть, что часто оно используется напрасно. Мы должны признавать Его власть над нами, Его право собственности на нас и относиться к Нему так: «Ты Бог мой. Ты сотворил меня и поэтому являешься моим полновластным владельцем и правителем. Ты принадлежишь мне по завету и моему добровольному согласию». Такие слова мы должны говорить себе с великим удовольствием, благодаря Бога, как тот, кто решил жить этой мыслью: «Боже! Ты Бог мой».

II. Благодаря благочестивым и благоговейным чувствам, возникшим как результат его выбора Бога и завета, заключенного с Ним.

1. Он принимает решение искать Бога, Его благоволения и благодати: «Ты Бог мой, и поэтому Тебя от ранней зари ищу я, ибо не должен ли народ обращаться к своему Богу» (Ис 8:19)? Мы должны искать Его, жаждать Его благоволения, как собственного основного блага, и заботиться о Его славе, как об основной цели. Мы должны искать общения с Ним через Его слово и через молитву искать Его милости. Мы должны искать Его (1) с ранней зари с крайней заботой, как человек, который боится упустить Его. С Ним мы должны начинать каждый новый день и встречаться рано: «Тебя от ранней зари ищу я».

(2) Ревностно: «…Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя (т.е. я весь стремлюсь к этому) здесь, в земле пустой, иссохшей и безводной». Обратите внимание:

[1] Давид жалуется, что ему не хватает милостивого Божьего присутствия. Он находился в земле иссохшей и пустой и называл ее такой не потому, что это была пустыня, а потому, что это место было далеко от ковчега, от слова Божьего и причастий. Этот мир является иссохшей землей. Мы можем назвать его таким для мирских людей, часть которых принадлежит ему, так как он не может дать им истинного удовлетворения. Таким же он является и для благочестивых, которые проходят через него, – это долина плача, они понимают, что от нее можно мало получить.

[2] Его настойчивое стремление быть в присутствии Бога: «…Тебя жаждет душа моя». Отсутствие желаемого оживляет желания, которые были очень настойчивы. Он жаждет так же, как загнанный олень стремится к ручью и не удовлетворится меньшим. Его желания были нестерпимы; он жаждал, он томился, чтобы поскорее получить возможность участвовать в Божьих постановлениях. Отметьте, что благодатные души смотрят на этот мир со святым пренебрежением, а на Бога – со святым желанием.

2. Он жаждет насладиться Богом. К чему же он так страстно стремится? О чем он просит и чего требует? Чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище (ст. 3). То есть, (1) «чтобы увидеть ее здесь, в пустыне, так же, как я видел ее во святилище; чтобы увидеть ее тайно, как я видел ее в торжественном собрании». Отметьте: когда мы лишены привилегий участвовать в публичных постановлениях, то должны стремиться и прилагать усилия, чтобы в уединении поддерживать такое же общение с Богом, какое имели в большом собрании. Маленькая комната может превратиться в большое святилище. Иезекииль в Вавилоне имел видения о Всевышнем, а Иоанн — на острове Патмос. Когда мы в одиночестве, Отец может быть рядом, и этого достаточно.

(2) «Увидеть ее вновь во святилище, как я раньше видел ее». Он хочет выйти из пустыни, но не для того, чтобы иметь возможность увидеться с друзьями и насладиться придворным весельем, а чтобы иметь доступ ко святилищу; не для того, чтобы увидеть там священников и церемонию поклонения, а чтобы видеть силу Твою и славу Твою (т.е. Твою прославленную силу, или сильную славу, которая присуща всем божественным атрибутам и совершенствам);

чтобы я еще лучше познал их и они отложили соответствующее впечатление на мое сердце» — мы же… взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу (2Кор 3:18). Давид не говорит: «Чтобы я мог увидеть силу Твою и славу Твою, как я видел их во святилище», а – «как я видел Тебя во святилище». Мы не можем видеть сущность Бога, но можем видеть Его, созерцая верой Его атрибуты и совершенства. И именно этим Давид угождает себе, вспоминая о них. Это были драгоценные минуты, которые он провел в общении с Богом; ему нравилось вновь думать о них; именно на их отсутствие он жаловался и их восстановления жаждал. Обратите внимание, что, участвуя в святых постановлениях, благодатная душа больше всего стремится увидеть в них Бога, Его силу и славу; и этим она наслаждается.

Стихи 4-7. Как скоро жалобы и молитвы Давида превращаются в хвалу и благодарение! После двух стихов, выражающих его стремление найти Бога, следуют новые, говорящие о его радости и удовлетворенности после обретения Его. Верные молитвы могут быстро превратиться в радостную хвалу, если только их поводом не послужила наша собственная ошибка. Да веселится сердце ищущих Господа (Пс 104:3), пусть они прославят Того, кто сотворил в них это желание и дал уверенность, что Он удовлетворит их. В то время Давид находился в пустыне, но его сердце благословляло Бога. Даже находясь в страданиях, мы будем иметь повод для хвалы, если наше сердце расположено к ней. Обратите внимание:

I. За что Давид собирается славить Бога (ст. 4): «Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь, многие жизни и все жизненные утешения, ее богатства, долголетие и процветание». Милость Божья сама по себе и для всех святых лучше, чем жизнь. Это наша духовная жизнь, и она лучше временной жизни (Пс 29:6). В тысячу раз лучше умереть, имея Божье благоволение, чем жить под Его гневом. Давид, находясь в пустыне, на собственном опыте видит, что милость Божья лучше, чем жизнь, и поэтому, говорит он, уста мои восхвалят Тебя. Тот, чье сердце обновилось доказательствами Божьего благоволения, должен наполнить его своей хвалой. У нас есть добрый повод благословить Бога за то, что мы владеем большим и обеспечены лучше, чем может дать богатство этого мира; за то, что в служении Богу и в общении с Ним мы имеем больше радости и удовольствия, чем можно иметь в бизнесе и наслаждениях этого мира.

II. Как он будет славить Бога и как долго (ст. 5). Он принимает решение всю жизнь благодарить Бога и уповать на Него. Отметьте, (1) как он благословляет Бога: «Так благословлю Тебя, то есть так же, как я только что начал; мои благоговейные чувства к Тебе не высохнут, как утренняя роса, а будут сиять еще ярче, как утреннее солнце». Или «я благословлю Тебя с той же ревностью и страстностью, с которой молился Тебе».

(2) Постоянство и продолжительность, с которой он собирается славить Бога: «Так благословлю Тебя в жизни моей, то есть пока буду жить». Обратите внимание: прославление Бога должно быть делом всей нашей жизни. Мы всегда должны поддерживать в себе благодарные чувства за Его прежние благоволения и продолжать благодарить за них. Каждый день мы должны благодарить Его за даяния, которые получаем. Мы должны благодарить за все и не забывать об этом долге из-за страданий в настоящее время. Сколько бы дней нам ни было отмерено, какими бы мрачными они ни были, хотя иногда приходит время, когда мы говорим: «Нет мне удовольствия в них!», в то же время каждый день должен быть благодарственным до самого смертного часа. Этому мы должны посвящать свое время, так как этим делом будем заняты всю благословенную вечность.

(3) Его постоянное внимание к Богу, которое сопровождалось хвалой: «…во имя Твое вознесу руки мои». Мы должны постоянно вспоминать имя Бога (благодаря которому Он открыл себя нам) в молитвах и славословиях, и этими словами мы научены начинать свои обращения к Нему: «Да святится имя Твое» и заканчивать их: «Твоя есть слава навеки». Мы должны взирать на имя Бога, трудясь и сражаясь. Во имя Господа мы должны возносить свои руки, выполняя свой долг и сталкиваясь с врагами, то есть в силе Его Святого духа и благодати (Пс 70:16; Зах 10:12). Во имя Бога мы должны совершать все свои обеты, Ему мы должны посвящать себя и уповать на Его благодать. И когда мы с радостью и утешением возносим руки, которые ранее висели, то должны делать это во имя Господа. Из Него мы черпаем все утешения, и поэтому Ему же они должны посвящаться. О Боге похвалимся всякий день.

III. С каким удовольствием и наслаждением мы должны славить Бога (ст. 6).

1. С внутренней удовлетворенностью: «Как туком и елеем насыщается душа моя»; она питается не только хлебом, но и туком, который вкусен и приятен (Ис 25:6). Давид надеется, что вновь вернется к наслаждениям Божьих постановлений, и тогда он сможет насытиться и воз-наградить себя за все то время, когда был лишен этого. А если это не произойдет, то, ощущая любящую милость Бога и общаясь с Ним в уединении, он насытится. Отметьте, что в милостивом Боге и в общении с Ним присутствует то, что дает обильное удовлетворение благодатной душе (Пс 35:9; 64:5). А в благодатной душе присутствует то, что щедро принимает удовлетворение в Боге и общении с Ним. Святые в Боге обретают удовлетворенность; чтобы быть счастливыми, они желают иметь лишь Его благоволение. И они имеют необыкновенную самоуспокоенность в Боге, по сравнению с которым все чувственные наслаждения являются безжизненными и не приносят удовольствия, как грязная вода по сравнению с вином утешения.

2. С внешним выражением этого удовольствия. Давид обещает прославить Бога радостным гласом своих уст. Он прославит Его (1) открыто. Его уста будут славить Бога. Когда человек сердцем верует и благодарит, уста его исповедания должны быть этим же наполнены для славы Бога, ибо слова уст не принимаются без сердца (Мат 15:8), а от избытка сердца должны говорить уста (Пс 44:2) для вознесения наших собственных благоговейных чувств и для назидания других.

(2) Радостно. Мы должны славить Бога радостными устами, мы должны исполнять и эту, и другие обязанности в религии с великой радостью и возносить хвалу Богу, побуждаемые святой радостью. Уста, хвалящие Бога, должны быть радостными.

IV. Как Давид услаждал себя мыслями о Боге, находясь в уединении (ст. 7): «Я прославляю Тебя, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей». Каждый раз, вспоминая о Боге, мы должны славить Его. В то время, когда Давид был лишен возможности публично исполнять постановления, он больше обычного времени уделял общению с Богом и таким образом возмещал их отсутствие. Здесь отметьте, (1) как Давид посвящал себя размышлениям о Боге. Бог был во всех его мыслях, что отсутствует в характере нечестивцев (Пс 9:25). У Давида всегда находились мысли о Боге, и он говорит: «…я вспоминаю о Тебе, то есть когда я размышляю, то нахожу Тебя одесную, присутствующим в моих мыслях». Эта тема должна первой приходить к нам на ум, как то, что мы не можем забыть или упустить. И эти мысли всегда были с Давидом: «…я вспоминаю о Тебе». Мысли о Боге не должны быть мимолетными и кратковременными, они должны быть значительными и жить в нашем разуме.

(2) Когда Давид размышлял о Боге – на постели своей в ночные стражи. В то время он странствовал и не имел пристанища, но куда бы он ни приходил, его религия всегда была с ним. «На своих постелях», — читаем в некоторых переводах. Будучи преследуем Саулом, он редко проводил две ночи в одном и том же месте, но где бы он ни лег спать, если, как Иаков, мог найти добрую почву и камень под голову вместо подушки, то добрые мысли о Боге всегда были рядом с ним. Давид был так занят весь день поисками безопасного места, что с трудом мог найти свободное время, чтобы посвятить себя торжественным религиозным обязанностям, и поэтому из-за недостатка времени для их совершения он отказывал себе в необходимом сне. В то время в его жизни наступил трудный период, и мы можем предположить, что часто беспокойство и страх вынуждали его бодрствовать в бессонные ночи, и тогда он утешал себя мыслями о Боге. Иногда мы читаем о том, что Давид плакал в постели (Пс 6:7), но, размышляя о Боге, он утирал свои слезы. Когда сон покидает нас (то ли из-за боли, телесной болезни или беспокойства в разуме) и наши души, то, вспоминая Бога, мы можем успокоиться и отдохнуть. Возможно, один час благочестивых размышлений принесет нам больше пользы, чем час сна (см. Пс 15:7; 16:4; 4:5; 1 8:62). Для прославления Бога в скинии проводилась ночная стража (Пс 133:1), во время которой Давид, возможно, присоединялся к левитам, и сейчас, не имея возможности находиться вместе с ними, он стремился быть среди них.

Стихи 8-12. Давид, выразив свое стремление к Богу и прославив Его, в этих стихах говорит о своем уповании на Него и радостных надеждах (ст. 8): «…в тени крыл Твоих я возрадуюсь». В этом стихе он ссылается то ли на крылья херувимов, распростертых над крышкой ковчега, между которыми, как говорит Писание, обитал Бог («я возрадуюсь Твоим пророчествам, Твоему завету и общению с Тобой»), то ли на крылья большой птицы, под которыми беспомощные птенцы находили безопасность, как, например, птенцы орла (Исх 19:4; Втор 32:11), что говорит о божественной силе, или птенцы курицы (Мат 23:37), что больше говорит о божественной нежности. Эта фраза часто используется в псалмах (Пс 16:8; 35:8; 56:2; 60:5; 90:4), но в этом смысле нигде больше, за исключением Книги Руфь 2:12, где Руфь, приняв истинную веру и став прозелиткой, пришла, чтоб успокоиться под крылами Бога Израилева. Наша обязанность – радоваться в тени крыльев Бога; это подразумевает, что наши обращения к Нему верой и молитвой так же естественны, как и птенцов к матери, когда им холодно или они напуганы и инстинктивно бегут к ней, чтобы спрятаться в ее крыльях. Эти слова также подразумевают, что мы можем довериться Ему, как личности, которая всегда имеет возможность и готова помочь нам, подкрепить, проявить свою заботу и защитить. Вручая себя Богу, мы должны успокоиться и возрадоваться, избавиться от страха перед нависшим злом. Давайте посмотрим дальше.

I. Что же поддерживало и ободряло упование Давида на Бога? Две вещи были подпорками той надежды, основанием которой было лишь слово Бога:

1. Предыдущие познания о силе Бога, проявившейся в его избавлениях: «Ибо Ты помощь моя, когда другая помощь и помощники оказались безрезультатными. Поэтому я буду радоваться Твоему спасению, буду уповать на Тебя в будущем и делать это с удовольствием и святой радостью. Ты был не только моим помощником, но и моей помощью». Мы сами не можем помочь себе, как и никакое другое творение, если помощь не будет исходить от Него. На этом мы можем строить свой Авен-Езер, сказав: «…до сего места помог нам Господь», и поэтому должны принять решение никогда не оставлять Его, никогда не сомневаться в Нем и никогда не падать духом в своем хождении с Ним.

2. Настоящее ощущение того, что благодать Бога помогала ему спасаться от преследований (ст. 9): «К Тебе прилепилась душа моя», что говорит об искреннем желании и энергичных стремлениях поддерживать общение с Богом. Если мы не можем постоянно держать Бога в своих объятьях, то должны постоянно иметь Его перед глазами, стремясь к Нему, как к основной цели (Фил 3:14). Стремиться к Богу – значит быть близко к Нему, как человек, который боится упустить Его из виду; следовать за Ним поспешно, как человек, жаждущий быть с Ним. Так поступал Давид и делал это для славы Бога. «…Десница Твоя поддерживает меня». Бог поддерживал его (1) в страданиях, чтобы он не пал духом под их тяжестью. Ты под мышцами вечными.

(2) В его поклонении. Бог поддерживал его святые желания и стремления, чтобы, совершая добрые дела, Давид не утомился. Тот, кто следует за Господом, вскоре ослабеет и упадет, если десница Божья не поддержит его. Именно Бог укрепляет нас, когда мы стремимся к Нему, оживляет наши добрые чувства и утешает, пока мы еще не достигли того, к чему стремимся. Силой Божьей (т.е. Его десницей) мы удержаны от падений. И для псалмопевца великим ободрением была надежда, что в должное время Господь даст то, чего он так ревностно желает, так как Своей благодатью Он выработал в нем эти святые стремления и поддерживал их.

II. Что должно было стать поводом для ликования Давида?

1. То, что его враги погибнут (ст. 10,11). Находились такие, которые искали погибели душе его, то есть не только его жизни (чего они добивались, препятствуя его восхождению на трон, так как завидовали и ненавидели его за мудрость, благочестие и полезность), но и его души, чего они добивались, лишая возможности совершать Божьи постановления, которые были пищей и поддержкой для его души. Они делали это для того, чтобы его душа истощилась, изгоняли отовсюду, пытаясь склонить его к служению другим богам, чтобы отравить его душу (1Цар 26:19). Но Давид предвидит и предсказывает (1), что они сойдут в преисподнюю земли — в могилу, в ад. Их враждебность станет их смертью, их проклятьем, их вечной погибелью.

(2) Что они падут от меча, от меча гнева Божьего и Его справедливости, который будет вложен в руку человека (Иов 19:28,29). Они умрут насильственной смертью (Отк 13:10). Так и произошло с Саулом, который пал от меча, своего собственного меча. Давид предсказывал это, но в то же время не убил его, когда это было в его власти – ни в первый раз, ни во второй, ибо мы должны поступать согласно заповедям, а не пророчествам — такового наше правило.

(3) Что достанутся они в добычу лисицам: то ли их мертвые тела станут добычей изголодавшихся зверей (Саул довольно долго лежал непохороненный), или то, что их дома и имущество станет местом обитания диких зверей (Ис 34:14). Таковой будет участь врагов Христа, которые противостоят Его царству и Его интересам в этом мире. Врагов же моих… приведите сюда и избейте предо мною (Лук 19:27).

2. Что в конце концов он достигнет своей цели (ст. 12) и воссядет на престоле, для которого был помазан: «Царь же возвеселится о Боге».

(1) Давид называет себя царем, так как знает, что так будет согласно божественному предназначению и цели. Так же и Павел, еще находясь в сражении, называет себя более чем победителем (Рим 8:37). Верующие поставлены царями, хотя и не владычествуют, пока не настанет утро воскресения.

(2) Он не сомневается, что хотя сейчас сеет со слезами, но впоследствии будет пожинать с радостью. Царь же возвеселится.

(3) Он принимает решение сделать Бога Альфой и Омегой всех своих радостей. Он возвеселится о Боге. Эти слова можно отнести к славе и радости превознесенного Искупителя. Владыка Мессия возвеселится о Боге, Он уже вошел в радость, открывшуюся перед Ним, и Его слава восполнится во время Его второго пришествия. Результатом продвижения Давида будет [1] утешение для его друзей. Всякий, клянущийся ему («Им» в русском переводе), то есть Давиду, который сочувствует ему и поклялся быть верным, восхвален будет его успехом. Или же всякий, клянущийся Им, то есть благословенным именем Бога, а не каким-либо идолом (Втор 6:13) — все благочестивые люди, которые искренне и открыто исповедуют имя Бога, — будут восхвалены в Боге. Они прославятся продвижением Давида. Боящиеся Тебя увидят меня — и возрадуются. Тот, кто искренне сочувствует делу Христа, прославится Его победой. Если терпим, то с Ним и царствовать будем.

[2] Свержение его врагов. Ибо заградятся уста говорящих неправду – Саула, Доика и других, которые говорили неправду о Давиде и оскорбляли его, словно он был отпетым негодяем. Больше они не смогут ни одного плохого слова сказать в его адрес, а будут постыжены и навсегда замолчат. Эти же слова можно сказать в адрес врагов Христа, лгавших Ему, как и все лицемеры, которые говорили, что любят, в то время как их сердца были далеко от Него. Их уста будут заграждены словом «не знаю вас, откуда вы», и они навсегда замолчат (Мат 22:12). Уста лгавших о Нем, которые совращают с прямых путей Господних и говорят плохо о Его святой религии, будут заграждены в тот день, когда Господь придет, чтобы воздать по заслугам за злые речи всем нечестивым грешникам, злословившим о Нем. Второе пришествие Христа будет вечным ликованием для всех его верных друзей и последователей, которые по этому поводу сейчас ликуют, имея верующую надежду.