10 глава

В данной главе пророк обращается:

(I) к гордым угнетателям его народа в своей стране, которые злоупотребляли властью, чтобы извратить правосудие, и которых он хотел бы призвать к ответу за их жестокость (ст. 1-4).

(II) К ассирийскому дарю Сеннахириму, угрожавшему напасть на его народ извне; в частности пророк обращает внимание на (1) данное Сеннахириму поручение захватить Иудею (ст. 5,6).

(2) Его гордость и дерзость в исполнении поручения (ст. 711,13,14).

(3) Обличение его высокомерия и угрозу о его падении и крахе, когда он отслужит той цели, ради которой его возвысил Господь (ст. 12,15-19).

(4) Обетование о благодати народу Божьему, чтобы он смог вынести эту скорбь и извлечь из нее пользу (ст. 20-23).

(5) Данное Божьему народу ободрение, чтобы не боялись нависшей над ними бури, но, несмотря на ужас, охвативший в данное время всю страну в связи с ее приближением, надеялись на хороший исход с поражением этого грозного врага (ст. 24-34). Все это задумано, чтобы успокоить души благочестивых людей относительно любых попыток врагов Церкви угрожать ей. Если Бог за нас, то кто против нас? Никто не причинит нам вреда.

Стихи 1-4. Нельзя сказать определенно, кому именно адресовано обвинение и угроза: правителям и судьям Израиля или правителям и судьям Иудеи, или же тем и другим вместе. Если речь идет о судьях Израиля, то данные стихи являются продолжением предшествующей главы, что достаточно вероятно, ибо рефрен пророчества об Израиле (при всем этом не отвратится гнев Его) повторяется и здесь (ст. 4). Если же речь идет о судьях Иудеи, тогда эти стихи объясняют конкретный замысел, с которым Господь навел на страну ассирийское войско, наказать судей и правителей за плохое управление, ибо законы не позволяли привлечь их за это к ответственности. Именно им предрекается горе, прежде чем Господь скажет слова утешения Своему собственному народу. Здесь представлено:

I. Обвинение, выдвинутое против этих угнетателей (ст. 1,2). Им вменяется в вину (1) издание безнравственных законов и указов: они постановляют несправедливые законы, противоречащие обычной объективности и Божьему закону; своими решениями они предписывают творить злодеяния подчиненным, которые пишут, регистрируют и исполняют все формальности введения закона в силу. «Горе высшим властям, которые изобретают и издают такие постановления! Они находятся не так высоко, чтобы избежать Божьей проверки. И горе младшим по чину исполнителям, которые составляют эти законодательные акты и заносят в протокол, писарям, пишущим эти жестокие решения; они не так уж низко, чтобы об этом не узнал Бог. Начальников и рядовых, главных виновников и соучастников постигнет одно и то же горе». Следует заметить: приносить вред в любом случае плохо, но еще хуже делать это преднамеренно, причинять вред многим и вовлекать многих в злодеяния.

(2) Извращение правосудия при исполнении уже готовых законов. Ни один народ не располагал такими справедливыми уставами и правосудием, которые были у иудеев, тем не менее их порочные судьи находили пути, чтобы устранить бедных от правосудия, помешать им добиваться правды и получать должное возмещение, потому что те не были богаты и нуждались, с них нечего взять, и рассчитывать на мзду не приходилось.

(3) Собственное обогащение посредством угнетения людей, которые зависели от их милости и которых надлежало защищать. Добычей таких судей становились дома и имения вдов; кроме того, они грабили сирот, отнимая то малое, что у них оставалось, потому что не было друзей, которые бы за них заступились. Не помочь таковым в нужде и не защитить, когда их обижали, само по себе было достаточным преступлением со стороны людей, обладавших богатством и властью; грабить же вдов и сирот лишь потому, что на стороне угнетающих власть, а угнетенного некому утешить (Еккл 4:1), было такой дикостью, что даже трудно представить, что она совместима с человеческим естеством вообще и с именем израильтянина в частности.

II. Таковых призывают задуматься, а смогут ли они с присущими им гордостью и силой так же смело встретить Божьи суды: «И что вы будете делать… К кому прибегнете за помощью? (ст. 3) Вы способны попирать вдов и сирот, но что стали бы вы делать, когда бы Бог восстал?» (Иов 31:14). Сильные мира сего, тиранствующие над бедными, думают, что их никогда не призовут к ответу за деспотизм, что никто не узнает о нем и им не придется за него тяжко поплатиться, но неужели Господь не накажет за это? (Иер 5:29). Разве не постигнет разорение того, кто разорял других? Возможно, гибель придет издалека, поэтому придет не сразу, но все-таки придет (отсрочка это не помилование);

она придет издалека, из того уголка, откуда ее меньше всего ждали, тем большей и тем ужаснейшей неожиданностью она будет. Что тогда станет с этими неправедными судьями? Сейчас они видят помощь себе у ворот (Иов 31:21), но к кому потом прибегнут за помощью? Следует заметить:

(1) грядет день посещения, день поисков и обнаружения, день расследования, который выведет каждого и дело каждого на свет, свет истины.

(2) День посещения станет днем гибели всех нечестивцев, когда все их блага и надежды будут утрачены и погребены под руинами, сами же они останутся безутешными.

(3) Нераскаявшиеся грешники придут в полное замешательство, не зная, что делать в день посещения и гибели. Они не смогут спастись бегством и спрятаться; не смогут бороться и защищаться; не найдут убежища от пагубы в настоящем (к кому прибегнете за помощью?) и не смогут обеспечить себе наступление лучших времен в дальнейшем: «И где оставите богатство ваше, чтобы найти его впоследствии, когда буря пройдет?» Добытое ими богатство было их славой, но у них нет надежного места, куда его поместить, так что непременно увидят, как оно исчезает. Если наша слава это наши души, как и должно быть, и мы сделали их главным объектом своей заботы, то знаем, где оставить их и в Чьи руки передать в руки верного Творца.

(4) Нам всем следует серьезно подумать о том, что мы будем делать в день посещения, в день скорби, в день смерти и суда, дабы принять меры к тому, чтобы дела наши не оказались плачевными.

III. Приговор, вынесенный нечестивым судьям, согласно которому одни из них обречены на заточение и плен (согнутся между узниками, или под узниками, превозносившиеся выше всех во грехе будут более всех обременены и глубже всех погружены в горе), другие на смерть: они падут первыми и таким образом падут под остальными убитыми. Попиравшие вдов и сирот сами будут попраны (ст. 4). «Это произойдет с вами, говорит Господь, без Меня, то есть из-за того, что вы оставили Меня и отстранили Меня от себя». Кто живет в этом мире без Бога, кто забыл Его и тем самым лишил себя защиты Всевышнего, тот может рассчитывать лишь на полный крах. И тем не менее при всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта, что подразумевает: не только Бог продолжает Свою борьбу с этими нечестивцами, но и те находятся в постоянном страхе; к своему невыразимому ужасу, они увидят, что рука Господа все еще простерта на них и ничего не остается, кроме некого страшного ожидания суда.

Стихи 5-19. В предшествующей главе было предсказано разрушение израильского царства ассирийским царем Салманассаром, которое совершилось в шестой год Езекии (4Цар 18:10). Оно было полным и окончательным и голова, и хвост отсечены. В данной же главе предсказывается исправление иудейского царства, ставшее результатом вторжения ассирийского царя Сеннахирима; это предсказание исполнилось в четырнадцатый год Езекии, когда могущественный правитель Ассирии, будучи воодушевлен успехом своего предшественника в выступлении против десяти колен, пошел против всех укрепленных городов Иуды и взял их и осадил Иерусалим (4Цар 18:13,17), вследствие чего, надо полагать, Езекия и его царство сильно встревожились, хотя позже у них началось полезное дело преобразования; и все закончилось хорошо поражением ассирийцев и сильным воодушевлением Езекии и его народа благодаря их возвращению к Богу. Итак, здесь мы увидим, как:

1. Бог, будучи Верховным Владыкой, определил ассирийского царя к Себе на службу и воспользовался им как простым орудием в осуществлении Своих целей: «О, Ассур, знай, что ты жезл гнева Моего; и я посылаю тебя стать бичом против народа гнева Моего» (ст. 5,6). Здесь примите во внимание:

(1) какими плохими по своему характеру были иудеи, хотя внешне казались очень хорошими. Они были народом лицемерным (в русск. пер. народ нечестивый, ст.6), заявляли о своей религии, в особенности в это время преобразований, но на самом деле религиозными не были и понастоящему не исправились; они были не столь хороши, как притворялись теперь, когда Езекия ввел благочестие в моду. Когда правители набожны и религия по этой причине в почете, тогда лицемерие народа обычное явление. Они народ нечестивый (есть и такое чтение). Езекия в значительной мере излечил людей от идолослужения, и теперь они впали в нечестие; более того, лицемерие это нечестие, ибо никто так не бесчестит имя Бога, как называющие себя этим именем и призывающие его, но тем не менее живущие во грехе. Будучи нечестивым, лицемерным народом, иудеи стали народом Божьего гнева; они подлежат гневу Всевышнего и, вероятно, будут истреблены им. Следует заметить: любой лицемерный народ это народ Божьего гнева, ибо ничто так не оскорбительно для Господа, как притворство в религии. Видите, как все изменилось из-за греха: народ, который превосходил другие народы, будучи народом Божьим и посвященным, теперь стал народом гнева Его (см. Ам 3:2).

(2) Каким ничтожным по своему характеру был Ассур, хотя внешне казался очень величественным. А был он всего лишь жезлом Божьего гнева, орудием, которое Богу было угодно применить для наказания Своего народа, чтобы тот, будучи наказанным от Господа, не был осужден миром. Следует заметить: тираны этого мира всего лишь орудия провидения. Люди в Божьих руках иногда становятся мечом, чтобы убить или умертвить (Пс 16:13,14), а иногда жезлом, чтобы исправить. Бич в руке тиранов, которым они поражают народ, негодование Господа. Именно Божий гнев влагает бич в их руки и дает им силы наносить, как заблагорассудится, удары на людей, посчитавших себя равными им по силам. Подчас Господь превращает народ идолопоклонников, которые не служат Ему вообще, в бич для народа лицемеров, которые не служат Ему в чистоте и искренности. Ассирийцы названы жезлом Божьего гнева, потому что их нанял Господь.

(1) Ассур получил власть от Господа: Я пошлю его; Я дам ему повеление. Следует заметить: всю власть, которой обладают нечестивые (хотя и направляют зачастую ее против Бога), они всегда получают от Него. У Пилата не было бы никакой власти против Христа, если бы не было дано ему свыше (Иоан 19:11). (б) Господь управляет Ассуром в применении этой власти. Ассирийцам предстоит ограбить грабежом и добыть добычу, не проливая крови. Мы не читаем о каких-либо убийствах, но видим, что Ассур должен разорять страну, грабить дома, уводить скот, отнимать у людей богатства и украшения и попирать их, как грязь на улицах. Когда люди, исповедующие Господа на словах, погрязли в грехах, тогда Бог справедливо допустил, чтобы враги попирали их, как грязь. Какой же цели должен достичь Ассур, победив таким образом иудеев? Отнюдь не их гибели, но их полного преобразования.

II. Царь Ассирии, будучи гордым, возвеличил себя, будто бы сам себе был господином, претендуя на абсолютную власть и главенство, позволяющее ему поступать по своей воле и в свою честь. Господь только для суда попустил его и для наказания назначил его (Авв 1:12), чтобы Ассур стал орудием, которое приведет иудеев к покаянию, но он не так подумает и не так помыслит сердце его (ст. 7).

1. Ассирийский царь не считает себя ни Божьим слугою, ни другом Израиля; он не думает, что может сделать лишь позволенное ему Богом или сделает лишь то, что Бог обратит на благо Своему народу. Господь замышляет исправить Свой народ и излечить его от лицемерия, приблизить к Себе. А входило ли это в планы Сеннахирима? Нет, меньше всего на свете он помышлял об этом — он не так подумает. Следует заметить:

(1) мудрый Бог подчиняет Своим великим и святым целям даже греховные страсти и намерения людей.

(2) Когда Бог использует людей как орудие в Своих руках для совершения Своего дела, то обычно Он помышляет одно, а они другое, более того, они помышляют нечто, прямо противоположное намерениям Господа. Задуманное братьями Иосифа зло Бог обратил в добро (Быт 50:20; см. Мих 4:11,12). У людей свои цели, а у Бога — Свои, но мы уверены, что состоится только определенное Господом. На что же нацелился гордый Ассур? И хотя сердце царей неисследимо, Бог знал, что у него на сердце.

2. Ассирийский царь замышляет не что иное, как разорить и истребить немало народов и стать их господином.

(1) Он намерен потакать собственной кровожадности: ничто его не удовлетворит, кроме разорения и истребления. Он надеется попотчевать себя кровью и резней. Убийство отдельных людей его не устроит нужно истребить целые народы. Мелочиться ниже его достоинства, он настроен на массовые убийства. Народы, причем немало народов, должны иметь одно общее горло, которое он с удовольствием перережет.

(2) Он намерен потакать собственной алчности и честолюбию, возвыситься до вселенского монарха и собрать к себе все народы (Авв 2:5). Ненасытная жажда богатства и власти вот что движет им в его предприятии.

3. Пророк представляет здесь ассирийского царя хвастуном и задирой; судя по письму к Езекии, написанному от его имени, тщеславие и надменность весьма глубоко проникли в душу этого человека. Здесь очень хорошо описаны его высокомерие и самонадеянность, и слова, сказанные им самим, приводятся, чтобы, с одной стороны, показать его смехотворность, а с другой стороны заверить Божий народ, что Сеннахирим будет побежден; ибо тот принцип, что погибели предшествует гордость, обычно оказывается верным. Кроме того, отсюда мы узнаем, что Бог замечает гордость всех людей и ведет учет всем надменным словам, которыми те бросают вызов небу и земле. Кто произносит надутое пустословие, тому придется услышать о нем снова.

(1) Сеннахирим хвалится великими деяниями, совершенными над другими народами. [1] Он сделал их царей своими придворными: «Не все ли цари князья мои? (ст. 8). Моими князями стали те, которые раньше ни много ни мало были царями». Или он имеет в виду, что его престол возвысился до такой степени, что бывшие его слуги и подчиненные теперь возвеличились и живут с таким же размахом, как цари в иных странах. Или же обладавшие некогда абсолютной властью в собственных землях присягнули ему на верность и стали его вассалами. Какое тщеславное хвастовство! И как же велик наш Бог, Которому мы служим, Который на самом деле является Царем царей и Который сделал Своих подданных царями Себе! (Отк 1:6). [2] Он завладел их городами. Он называет несколько городов, которые с одинаковым успехом покорил (ст. 9). Халне сдался так же быстро, как и Кархемис; Емаф выдержал не дольше Арпада; и Самария стала его городом, равно как и Дамаск. Для пущей убедительности он не преминул упомянуть победы своего предшественника, ибо именно тот, а не Сеннахирим, завоевал Самарию. [3] Он весьма сурово обошелся с их идолами, с их богами-покровителями, рука его овладела царствами идольскими и нашла способ сделать их своими собственными (ст. 10). Названия царств происходили от имен идолов, которым поклонялись их народы. Так, моавитяне названы народом Хамоса (Иер 48:46), потому что вообразили себе, что их боги были им покровителями и защитниками; поэтому и Сеннахирим тщеславно вообразил, будто с каждым завоеванием царства он завоевал бога. [4] Он расширил собственные владения и переставил пределы народов (ст. 13), включив в свое царство множество больших территорий и весьма далеко передвинув древние границы, установленные его отцами. Он не выносит слишком близкого соседства для благоденствия ему нужно побольше места. Под смещением пределов народов г-н Уайт понимает переселение колоний с места на место, которое деспотично совершал Сеннахирим; такие переселения ассирийцы постоянно практиковали во всех своих завоеваниях, и данное толкование выглядит правдоподобно. [5] Он обогатил себя их материальными ценностями и принес их в собственную казну: и расхищаю сокровища их. Здесь он правду сказал великие завоеватели зачастую ничем не лучше великих грабителей. [6] Он справился с любым встреченным на своем пути сопротивлением: «И низвергаю с престолов, как исполин. Кто сидел высоко и думал, что сидит крепко, того я смирил и заставил сойти вниз».

(2) Ассирийский царь хвалится тем, каким образом он разделался с народами. [1] Все заслуги он приписывает собственной политике и власти: «Силою руки моей (ст. 13), ибо я исполин, и моею мудростью я сделал это, потому что я умен», а не провидением и не с Божьего благословения. Он не знает, что именно Бог делает его таким, какой он есть, влагая бич в его руки, но приносит жертвы сети своей (Авв 1:16). «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие» (Втор 8:17). Подлинной причиной того, что человек таким вот образом приписывает успех и процветание самому себе и своим поступкам, является откровенный атеизм и нечестие, а также гордыня и тщеславие, которые определяют его характер. [2] Он заявляет, что все это далось ему очень легко и стало для него неким развлечением, как будто бы он разорял птичьи гнезда: и рука моя захватила богатство народов, как гнезда (ст. 14);

стоило ему лишь найти богатство и уже не составляло большого труда захватить его, словно обыскать гнездо; он не испытывал никакого сожаления, никакого внутреннего сопротивления при уничтожении семей и городов, как будто уничтожал вороньи гнезда; для него убивать детей все равно что убивать птиц. «И как забирают оставленные птицей в гнездах яйца, с той же легкостью забрал я всю землю». Подобно Александру, Сеннахирим думал, что завоевал целый мир; и какую бы добычу он ни захватывал, никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул, как поступают птицы, если кто-то разоряет их гнезда. Никто не осмелился оказать сопротивления, даже не было ни единой жалобы такой ужас перед этим могущественным завоевателем охватил всех. Они были настолько слабы, что сопротивление казалось бесполезным, а он был столь деспотичен, что все знали: жаловаться бессмысленно. Как странно, что люди, созданные творить добро, так гордятся и находят удовольствие в злодеяниях и в безудержном причинении вреда всем окружающим, к тому же еще и хвалятся тем, чего надлежит стыдиться! Но день падения наступит и для сильных, которые таким вот образом сделали себя ужасом для немощных на земле живых.

(3) Ассирийский царь угрожает, что он сделает Иерусалиму, взяв город в осаду, которую в то время планировал (ст. 10,11). Он желал завладеть Иерусалимом и его идолами точно так, как покорил другие места и их идолов, в частности Самарию. [1] Он хулит Бога Израилева, называя Его идолом и ставя Его на один уровень с лжебогами других народов, как будто не было истинного Бога, кроме Митры, бога солнца, которому он поклонялся. Видите, каким невежественным он был, тогда нечего удивляться его непомерной гордыне. [2] Он отдает предпочтение кумирам других стран, а не иерусалимским и не самарийским, хотя мог знать, что поклонникам Бога Израилева было строго запрещено делать какие-либо изображения; и если кто-либо их делал, то только украдкой, поэтому эти кумиры не могли быть такими дорогими и роскошными, как идолы других народов. Если же Сеннахирим имеет в виду ковчег с его крышкой, то говорит он с присущей ему недальновидностью весьма неразумно, судя только по внешнему виду, а посему может легко заблуждаться в духовных вопросах. Кто считает признаком истинной церкви внешнюю роскошь и великолепие, тот следует тому же принципу. [3] Поскольку ассирийский царь уже завоевал Самарию, то Сеннахирим делает вывод, что и Иерусалим непременно падет: «…не сделаю ли того же с Иерусалимом? С той же легкостью и так же верно». Но этого не последовало, ибо Иерусалим прилепился к своему Богу, в отличие от Самарии, которая Его оставила.

III. Бог, будучи справедливым, обличает Сеннахирима в гордыне и выносит ему смертный приговор. Мы уже прочитали, что царь Ассирии говорит о своем величии и что рассказывает о своей важности. Теперь давайте послушаем, что же скажет великий Бог через раба Своего, пророка, и мы увидим: в том, чем Сеннахирим гордился, над ним был Господь.

1. Он показывает суетность самонадеянного и дерзкого хвастовства: величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? (ст. 15). Так же нелепа бравада этого гордеца. «Какую пыль я подняла!» хвалится сидящая на спице колесницы муха из басни. «Как повалил я деревья!» хвалится топор. О том, что секира величается пред тем, кто рубит ею, могло быть сказано по двум причинам:

(1) по причине сопротивления и вражды. Сеннахирим хулил Бога, наносил Ему оскорбления, угрожал обойтись с Ним так же, как обошелся с богами других народов; это выглядело, как будто топор летит прямо в лицо рубившего им. Топор, спорящий с дровосеком, так же нелеп, как и глина, спорящая с горшечником; невозможно оправдать людей, которые используют для борьбы с Богом ум, богатство и власть, полученные от Него, такому попустительствовать нельзя. Но если люди соизволили быть такими гордыми и дерзкими, бросая вызов самой справедливости и святости, то пусть не удивляются тому, что Бог посчитается с ними; чем кичливее они были, тем вернее и болезненнее будет их гибель.

(2) По причине соперничества и состязания. Присвоит ли себе топор похвалу за работу, в которой он был применен? Так же бессмысленно и нелепо со стороны Сеннахирима говорить: «Силою руки моей и моею мудростью я сделал это…» (ст. 13). «С таким же успехом и жезл, когда его поднимают, мог бы говорить, что он управляет рукой, держащей его. Разве поднятая палка не остается при этом деревом?» так можно прочитать последнюю часть стиха (ст. 15). Даже если жезл и является символом власти (например, старейшины народа носили жезлы, Числ 21:18), а также орудием служения, либо для поддержки немощного, либо для исправления злого, то он все равно остается куском дерева и сам по себе не делает ничего, но только двигается рукой применяющего его. Псалмопевец молится о том, чтобы Господь показал народам, что они всего лишь человеки (Пс 9:21);

палка должна знать, что она всего лишь дерево.

2. Он предсказывает падение и крах Сеннахирима.

(1) После того как Господь совершит Свое дело посредством ассирийского царя, Он совершит Свое дело и над ним (ст. 12). Для утешения Божьего народа в связи с вторжением Сеннахирима пусть знают, что, хотя им и придется туго, тем не менее [1] в Своем провидении Господь замыслил сделать благо Сиону и Иерусалиму. Над ними совершится дело, которое Бог задумал и Сам совершит. Следует заметить, что когда Господь развязывает руки врагам Своей Церкви и Своего народа и допускает, чтобы какое-то время враги имели успех, то делает это с целью совершения некого великого деяния на благо Своих; и, когда дело будет сделано, никак не раньше того, Господь избавит их. Допуская, чтобы Его народ постигла беда, Бог преследует такие цели: испытать людей (Дан 11:35), напомнить им о грехе и смирить их, пробудить в них чувство долга, научить их молиться, любить и помогать друг другу; и плодом сего будет снятие греха с него (Ис 27:9). Когда эти цели в некоторой мере достигнуты благодаря скорби, таковая будет милостиво устранена (Лев 26:41,42), в противном случае нет; ибо как слово, так и жезл должны исполнить то, ради чего посылает их Господь. [2] Когда Бог совершит дело благодати для Своего народа, Он приступит к делу гнева и отмщения над его захватчиками: Он накажет плод надменного сердца царя Ассирийского (англ.пер., ст.12). Здесь говорится, что хвастовство Сеннахирима исходит из его надменного сердца и является его плодом, ибо от избытка сердца говорят уста. Упомянуто также тщеславие высоко поднятых глаз его, потому что гордый взгляд свидетельствует о гордом духе. Враги церкви обычно весьма надменны и высокомерны, но рано или поздно Бог посчитается с ними за их высокомерие. Господь славен тем, что смотрит на все гордое и смиряет его (Иов 40:11 и далее), и это является неопровержимым доказательством Его силы и владычества.

(2) Каким бы устрашающим ни было нападение Сеннахирима на Сион и Иерусалим, оно обязательно будет отражено, потерпит крах, сойдет на нет, и ассирийский царь не сможет завершить свое предприятие (ст. 16,19). Примите во внимание: [1] Кто является инициатором и берется за уничтожение Сеннахирима: ни Езекия, ни его князья, ни народное ополчение Иудеи или Иерусалима (что они могли сделать такому мощному войску?), но Сам Бог совершит это, поскольку Он Господь Саваоф и Свет Израиля. Во-первых, мы уверены, что Он в силах сделать это, ибо Он Господь Саваоф, повелитель всех сил неба и земли. Под Его началом все творение, Он распоряжается всем, как Ему угодно. Он Господь сил как Иудеи, так и Ассирии и может дать победу, кому захочет. Давайте же не будем бояться сил какого-либо врага, если за нас Господь сил. Во-вторых, у нас есть основания надеяться, что Бог сделает это, ибо Он Свет Израиля и Святый его. Бог — свет, в Нем совершенство великолепия, чистоты и блаженства. Он свет, потому что Он Святый; Его святость это Его слава. Он свет Израиля, направляющий и наставляющий Свой народ, являющий ему благосклонность и оказывающий поддержку: таким образом Он дает Своим людям радость и утешение в наихудшие времена. Господь — их Святый, ибо Он в завете с ними; Его святость содействует их благу. Божья святость утешение святых; они славят память святыне Его и с большим удовольствием называют Господа своим Святым (Авв 1:12). [2] Как описывается это уничтожение. Оно будет, во-первых, подобно истощению тела болезнью: Господь Саваоф пошлет чахлость на тучных его. Многочисленная армия Сеннахирима, напоминавшая обросшее жиром тело, уменьшится, сойдет на нет, станет как скелет. Во-вторых, уничтожение будет подобно истреблению строений или деревьев и кустарников огнем: и между знаменитыми его именно тем, чем он хвалился, возжет пламя, как пламя огня, после которого от них ничего не останется, и это свершится так же внезапно, как пылающий огонь превращает внушительные здания в пепел. Существует мнение, что этот огойь уподобляется огню, зажигаемому под жертвами, ибо гордые грешники падут, чтобы стать жертвами, принесенными на алтарь Божьего правосудия. Заметьте:

(1) как этот огонь будет зажжен (ст. 17). Тот же Бог, Который является светом радости для служащих Ему верою, станет огнем поядающим для тех, кто относится к Нему несерьезно или восстает против Него. Свет Израиля будет огнем для ассирийцев, подобно тому как один и тот же столп облачный был в Чермном море светом для израильтян и ужасом для египтян. Что может остановить, что может погасить такой огонь?

(2) К какому опустошению он приведет: сожжет и пожрет терны его и волчцы его его полководцев и рядовых воинов, которые мало значат и досаждают Божьему Израилю, как терны и волчцы, чья участь сгореть; быстро и легко истребит их огонь поядающий. «Кто противопоставил Мне волчцы и терны? Тому никак не удастся остановить огонь, более того, он и сам будет охвачен пламенем. Я войною пойду против него, выжгу его совсем (Ис 27:4);

он будет выжжен в один день и вмиг истреблен». Когда восклицали не только: «Мир и безопасность», но и: «Победа и триумф», тогда внезапно постигла их пагуба; она пришла неожиданно и быстро положила всему конец. «Даже славный лес его (ст. 18), лучшие войска армии Сеннахирима, ветераны, гвардейские части, наихрабрейшие рати, которыми он более всего гордился и на которые более всего полагался, которые ценил, как люди ценят древесину (славу своих лесов) или фруктовые деревья (славу Кармила), станут для огня как терние и волчцы. Огонь дотла истребит и душу, и тело не только члены сгорят, но и жизнь отнимется». Следует заметить, что Бог способен уничтожить как тело, так и душу, и поэтому нам надлежит бояться Его больше, нежели человека, который может убить только тело. Огромные армии пред Богом всего лишь огромные леса, которые Он может повалить или сжечь, когда Ему угодно. [3] Что станет следствием этого массового кровопролития. Пророк сообщает нам, что, во-первых, армия сократится до очень малого числа: и остаток дерев леса его будет малочислен; очень немногим удастся избежать меча ангела-истребителя столь немногим, что не будет необходимости в военном секретаре, мастере своего дела, ведущем учет личному составу, чтобы счесть их число, ибо даже дитя в состоянии будет сделать опись, посчитать и написать их имена. Во-вторых, те немногие из оставшихся будут совершенно удручены: они будут такими, какими обычно бывают, когда знаменосец ослабевает (англ.пер., ст.1 8), то ли упадет, то ли убежит, и его знамя захватит враг, что лишит мужества целую армию и приведет всех воинов в замешательство. Подводя итоги, мы должны сказать: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом?

Стихи 20-23. Пророк уже говорил, что Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме (ст. 12) посредством вторжения в страну Сеннахирима. Теперь мы узнаем, в чем заключается это дело, имеющее два аспекта:

I. Обращение одних, которым данное провидение послужит к освящению и принесению мирного плода праведности, хотя в то время оно было скорее скорбным, чем радостным. Речь идет всего лишь об остатке (ст. 22), остатке Израиля (ст. 20), остатке Иакова (ст. 21), об очень малом числе людей по сравнению с великим множеством народа Израиля, бывшем некогда как песок морской. Следует заметить, что дело обращения совершится лишь над остатком, который выделен из остальных и отделен для Бога. Когда мы увидим, как многочислен Израиль, как велико число членов видимой церкви (как песок морской), и все же отдадим себе отчет, что из них спасется только остаток, что из многих званых мало избранных, тогда мы непременно подвизаемся войти сквозь тесные врата и будем бояться, как бы не оказаться опоздавшими. Об этом остатке Израиля говорится как о спасшихся из дома Иакова, которые избежали развращения дома Иакова и сохранили непорочность во время всеобщего отступничества; и это спасение было справедливым. А посему им удастся избежать разорения этого дома и они пребудут в безопасности во времена общих бедствий; это спасение будет справедливым и трудным. Вместо добычи им оставят их души (Иер 45:5). Даже праведник едва спасается.

(1) Остаток совершенно перестанет полагаться на мышцу плотскую, ибо данное провидение исцелит их от этого: «Не будут более полагаться на того, кто поразил их, никогда уже не станут, как было раньше, уповать на ассирийцев в том, что они помогут им справиться с другими врагами, увидев своего злейшего врага в самих ассирийцах». Ictus piscatur sapit страдания учат осторожности. «Теперь они узнали на собственном опыте (который им весьма дорого стоил), как глупо опираться на эту палку, которая может оказаться палкой, бьющей их». Частью завета обратившегося народа является то, что Ассур не будет уже спасать нас (Ос 14:3). Следует заметить, что, переживая скорби, мы можем научиться перестать уповать на тварь.

(2) Остаток придет домой к Богу, к Богу крепкому (одно из имен, данных Мессии, Ис 9:6), к Святому Израилеву: «Остаток обратится (именно это знаменовало имя сына пророка Шеар-ясув, Ис 7:3), остаток Иакова. Они вернутся после снятия осады Иерусалима не только к мирному владению домами и землей, но и к Богу и к своему долгу; они покаются и помолятся, будут искать Его лица и преобразуют свою жизнь». Остаток, который спасется, это обратившийся остаток: они вернутся к Богу и возложат на Него упование. Следует заметить: безмятежно полагаться на Господа может только тот, кто обращается к Нему; и мы вправе смиренно уповать на Бога только тогда, когда осознаем свой долг перед Ним. Они возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно, а не притворно и не только на словах. Обетование об обращении и спасении остатка Израиля апостол (Рим 9:27) применяет к остатку иудеев, которые охотно приняли Евангелие, когда его начали проповедовать; он убедительно доказывает, что Бог отнюдь не впервые предает на погибель великое множество из семени Авраамова в полном составе и в полной силе, ибо так произошло сейчас. Число сынов Израилевых было как песок на берегу моря (согласно обетованию, Быт 22:17), но только остаток спасется.

II. Истребление других: определенное истребление совершит Господь (ст. 23). Здесь подразумевается не истребление ассирийского войска (как в ст.18), а истребление ассирийским войском семей и имений многих иудеев. Об этом говорится, чтобы возвеличить силу и благость Бога, явленную в спасении избранного остатка, и дать нам знать, что ожидает тех, кто не желает вернуться к Богу. Это истребление, это масштабное разрушение во всей земле, не оставит от них и следа. Примите во внимание:

(1) данное истребление будет исходить от Самого Бога, именно Он станет его инициатором. Господь Бог Саваоф, перед Которым никто не устоит, совершит это истребление.

(2) Данное истребление определено. Оно произойдет не в результате спонтанного решения, но предписано заранее. Причем определение заключалось не только в том, что надлежит свершиться некоему истреблению, но истребление было выкроено (дословно), то есть четко установлено, как далеко оно зайдет и как долго будет длиться, кто будет уничтожен, а кто нет.

(3) Истребление будет литься через край (англ.пер., ст.22), оно охватит всю землю и, подобно сильному ливню или наводнению, снесет все на своем пути.

(4) И хотя истребление сравнивается с потоком, оно совершается не наобум, но определено правдою, подразумевающей как мудрость, так и справедливость. Господь законно наводит подобное истребление на людей, ведущих себя вызывающе, но Он же мудро и милостиво определяет границы истребления. Доселе дойдешь и не перейдешь.

Стихи 24-34. Пророк в своей проповеди проводит различие между драгоценным и презренным, ибо и Господь в Своем провидении, даже в одном и том же провидении, поступает так же. Он предрекает сопутствующий вторжению Сеннахирима ужас для лицемеров, которые были народом Божьего гнева (ст. 6). А здесь он предрекает утешение искренним людям, которые были народом Божьей любви. Суд был ниспослан из-за первых, избавление же совершено ради последних. Здесь приведено:

I. Увещание Божьему народу не пугаться грозящего бедствия, дабы таковое не привело их в замешательство или оцепенение. Устрашились грешники на Сионе (Ис 33:14), но: народ Мой, живущий на Сионе! Не бойся Ассура (ст. 24). Следует заметить: Бог против того, чтобы Его народ при каких-либо обстоятельствах предавался страху, который мучает и угнетает. Живущие на Сионе, где живет Бог, где Его народ внимает Ему и служит, находятся под защитой укреплений, расположенных вокруг Сиона (Пс 47:13), поэтому им нет нужды бояться какого-либо врага. Да пребудет душа их во благе в Господе!

II. Соображения, приведенные, чтобы успокоить опасения Божьего народа.

1. Ассур не сделает им ничего, кроме определенного и предписанного Господом. Поэтому здесь пророк заблаговременно посвящает Божий народ в намерения Бога, чтобы Его действия не стали для людей неожиданностью: «Он поразит тебя с Божьего позволения, но только жезлом, чтобы исправить тебя, а не мечом, чтобы убить или покалечить; более того, и трость свою поднимет на тебя, как Египет так египтяне трясли своими тростями в сторону твоих отцов у Чермного моря, когда говорили: погонюсь, настигну (Исх 15:9), но не добрались до израильтян и не причинили им никакого вреда». Следует заметить: нам не нужно бояться тех врагов, которые могут лишь напугать.

2. Скоро буря утихнет: еще немного, совсем, совсем немного (дословно, ст.25), и пройдет Мое негодование, которое было бичом в руке Ассура, так что, когда гнев пройдет, Господь обезоружит ассирийцев и лишит способности совершать дальнейшие злодеяния. Следует заметить: Божий гнев на Свой народ всего лишь на мгновение (Пс 29:6), и когда таковой проходит и Господь отвращает его от нас, тогда нам не нужно бояться ярости кого-либо из людей, ибо эта страсть бессильна.

3. С врагом, угрожающим Божьему народу, тоже посчитаются. Божья ярость на Своих обратится на истребление их врагов; когда Господь отвратит Свой гнев от Израиля, то обратит его на ассирийцев; Бог не просто отложит в сторону бич, которым наказывал Свой народ, но бросит его в огонь. Ассур поднял на народ Божий трость, а Бог поднимет бич на него (ст. 26);

Ассур был ужасом для Божьего народа, Господь же станет ужасом для него. Этим бичом будет ангел-истребитель, от которого не убежишь и которого не одолеешь. Для воодушевления Божьего народа пророк перечисляет, чтобы напомнить, прежние дела Господа, совершенные против врагов Его Церкви, которые были весьма сильными и грозными, и тем не менее их постиг крах. Уничтожение ассирийцев будет, (1) как во время поражения Мадиама (внезапно совершенного невидимой силой и приведшего к полному разгрому), и, подобно тому как у скалы Орива один из правителей Мадиама был умерщвлен после битвы, так и Сеннахирим будет убит после поражения своего войска в храме своего бога Нисроха, когда будет думать, что горечь смерти миновала. Сравните: «Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом…» (Пс 82:12), и вы увидите согласие между Божьими обетованиями и молитвами Его народа.

(2) Как простер на море жезл как Моисей простер жезл на Чермное море, чтобы сначала разделить его и дать убежать Израилю, а затем закрыть и погубить его преследователей, так же и теперь поднимет его, как на Египет, для избавления Израиля и уничтожения ассирийцев. Следует заметить, что весьма полезно находить подобие между более поздними и прежними выступлениями Бога за Свой народ против врагов Самого Господа и Его народа.

4. Божий народ будет полностью освобожден от власти ассирийцев и от страха перед ними (ст. 27). «Они не только будут избавлены от ассирийского войска, которое в данное время поселилось у них, став тяжким бременем и ярмом, но и не станут больше платить дани ассирийскому царю, которую тот от них потребовал перед вторжением (4Цар 18:14);

они больше не будут ни служить ему, ни полагаться на его милость, как было прежде; никогда уже не станет Сеннахирим облагать их страну налогом». Существует мнение, что речь идет о более поздних событиях об освобождении иудеев из вавилонского плена, и даже еще более поздних об искуплении верующих от тирании греха и сатаны. Ярмо не только снимется, но и распадется. Врагу уже не удастся восстановить силы, чтобы творить злодеяния, как прежде, а все благодаря помазанию (англ.пер., ст.27), ради причастников помазания.

(1) Ради Езекии, который был помазанником Господа, активно проводил преобразования и был дорог Богу.

(2) Ради Давида. В частности, это приводится в качестве причины, почему Господь защитит Иерусалим от Сеннахирима: ради Себя и ради Давида, раба Моего (Ис 37:35).

(3) Ради народа Его Израиля, благочестивых среди него, принявших помазание Божьей благодати.

(4) Ради Мессии, Помазанника Божия, Которого Господь имел на примете каждый раз, когда совершал избавление ветхозаветной Церкви, и до сих пор имеет на примете каждый раз, когда являет благосклонность Своему народу. Именно ради Него ярмо распадается, чтобы мы по-настоящему освободились.

III. Описание ужаса, который испытают многие люди перед врагом и сами враги; разоблачение безрассудства и тех и других (ст. 28-34). Здесь примите во внимание:

1. Какими грозными были ассирийцы и какими дерзкими и устрашающими они старались казаться. Здесь приводится детальное описание марша Сеннахирима, как он прокладывал себе путь и как быстро продвигался: Он идет на Аиаф и т.д. «Он покоряет одно место за другим, не встретив никакого сопротивления». В Михмасе складывает свои запасы, как будто ему уже не придется применять тяжелую артиллерию, так легко он победил каждое место; или же города для запасов в Иудее, укрепленные с этой целью, стали теперь его складом боеприпасов. Он предпринял некий грандиозный переход: проходят теснины.

2. Какими трусливыми были мужи Иуды, выродившееся семя этого молодого льва. Они тряслись, они разбежались при первой же тревоге и даже не попытались выступить против врага. Из-за своего отступничества от Бога они утратили силу духа, так что одному ассирийцу удавалось преследовать тысячи иудеев. Вместо храбрых возгласов для воодушевления друг друга были слышны лишь причитания, способные привести в уныние и лишить мужества. И бедный Анафоф, город священников, которому следовало бы явить пример мужества, воет громче остальных (ст. 3О). Что же касается тех, которые собрались вместе (в русск. пер. спешат, ст.31), то они собрались не для борьбы, а для единодушного побега. Об этом говорится, чтобы (1) показать, как быстро облетела царство новость об успешном продвижении врага: «Он идет на Аиаф», говорит один. «Нет, говорит другой, он уже проходит Мигрон», и т.д. Тем не менее, возможно, все было и не так плохо, как представляли досужие домыслы. Но нам нужно остерегаться страха не только перед злодеяниями, но и перед худой молвой, которая зачастую представляет состояние дел хуже, чем на самом деле (Пс 111:7).

(2) Показать, какая опасность нависла над Иерусалимом, когда его враги совершили столь дерзкое к нему продвижение и никто из его друзей не осмелился встать на защиту. Следует заметить: чем смелее враги церкви и чем трусливее те, кто должен выступить за нее, тем сильнее возвеличится Бог в Своем могуществе, когда, вопреки всему, Он совершает избавление Церкви.

3. Каким несостоятельным будет покушение Сеннахирима на Иерусалим: простоит он в Иове, откуда видно гору Сион, и там будет грозить ей рукою своею (ст. 32). Он будет угрожать, но только и всего. Сион пребудет в безопасности и выкажет захватчику свое пренебрежение. Дочь Иерусалима, чтобы не остаться в долгу, покачает вслед него головою (Ис 37:22).

4. Каким фатальным в конечном счете это окажется для Сеннахирима. Когда он грозит рукою своею Иерусалиму и уже готов захватить город, тогда наступает Божье время выступить против него, ибо Сион это место, о котором Господь сказал: «Это покой Мой на веки», поэтому угрожающий Сиону бросает вызов Самому Богу. Тогда Господь страшною силою сорвет ветви дерев… И посечет чащу леса железом (ст. 33,34).

(1) Бог смирит гордыню врага, отсечет вздымавшиеся ввысь ветви, вырубит высокие и величавые деревья; то есть надменный будет смирен. Кто превозносился, состязаясь с Богом или противостав Ему, тот будет унижен.

(2) Власть врага будет повержена: Господь посечет чащу леса железом. Вооруженные ассирийские воины с поднятыми копьями напоминали лес, Ливан, но в течение одной ночи они превратились в груду мертвых тел, словно брошенные на землю пики или внезапно вырубленный Всемогущим Ливан, погубленный ангелом-истребителем, который очень быстро умертвил много тысяч воинов; и если такой будет кончина этого гордого захватчика, то пусть Божий народ не боится его. Кто ты, что боишься человека, который умирает?