29 глава

Горе, напророченное Ариилу, о котором говорится в этой главе, то же самое «пророчество о долине видения» (гл 22:1) и (вполне возможно) указывает на одно и то же событие осаду Иерусалима ассирийской армией, которая была истреблена ангелом. Тем не менее его также можно применить к разрушению Иерусалима халдеями и окончательному опустошению римлянами. В этой главе (I) предсказывается, что Иерусалим окажется в бедственном положении (ст. 1-4), но враги, причинившие ему страдания, будут свержены и разбиты (ст. 5,7,8). (II) Обличаются три разновидности грешников:

(1) те, которые были глупы и не обратили внимания на предостережения пророка, обращенные к ним (ст. 9-12).

(2) Те, которые были формальными и лицемерными в своих религиозных действиях (ст. 13,14).

(3) Те мирские мудрецы, которые безбожно презирали провидение Божье и соперничали с ним своими замыслами (ст. 15,16). (III) Приводятся драгоценные обетования о благодати и милости для остатка, который отличается от других. Бог освятит его и в нем будет освящен, когда его враги и преследователи будут истреблены (ст. 17-20).

Стихи 1-8. Установлено, что именно Иерусалим здесь назван Ариилом, ибо он был городом, в котором жил Давид; его часть, которая называлась Сион, была определенным образом городом Давида, где находились храм и дворец. Но почему он так назван, неясно; возможно, в то время название и причина были хорошо известны. Города, как и люди, имеют прозвища и клички. Ариил означает лев Божий или сильный лев: как лев является царем зверей, так и Иерусалим главный среди городов, издающий законы для всех окружающих. Это был город великого Царя (Ис 47:2,3), главный город Иудеи, который называли молодым львом (Быт 49:9) и чьим символом был лев; и Тот, Кто был львом из колена Иуды, был его славой. Иногда Иерусалим вызывал ужас у соседних народов, и пока он был праведным городом, был смел, как лев. Некоторые считают, что Ариил означает жертвенник для всесожжении, который пожирал принесенных в жертву животных, как лев свою добычу. Горе ожидало жертвенник, расположенный в городе, где жил Давид; он был уничтожен вместе с храмом халдеями. Я скорее воспринимаю это, как горе Иерусалиму, Иерусалиму (здесь дважды повторяется название городу, как и в Мат 23:37), чтобы оказать более сильное воздействие. В этой главе:

I. Предсказывается бедствие для Иерусалима. Хотя Иерусалим был укрепленным городом, сильным, как лев, хотя он был святым городом, как лев Божий, но если в нем будет найдено беззаконие, то его ожидает беда. Это был город, в котором жил Давид’, именно благодаря ему этот город стал славным, прообразом евангельской Церкви, и его проживание в нем стало прообразом пребывания Христа со Своей Церковью. То, что в нем присутствовало свидетельство Израиля и престол дома Давидова, приводится как факт, усугубляющий грех Иерусалима.

1. Пусть Иерусалим знает, что внешние религиозные обряды не послужат ему оправданием, избавляющим от судов Божьих (ст. 1): «Приложите год к году, продолжайте исполнять ваши ежегодные праздники, пусть ваши мужчины являются пред Господом три раза в году не с пустыми руками, согласно закону и обычаю, и пусть они никогда не пропускают эти торжества; пусть закалают жертвы, как они раньше это делали; но пока их образ жизни не меняется, а сердца остаются несмиренными, пусть не думают, что это успокоит обиженного Бога и отвратит Его гнев». Отметьте: лицемеров можно увидеть постоянно исполняющими религиозные обряды, тем самым они часто льстят себе, но никогда не смогут ими угодить Богу или заключить с Ним мир.

2. Пусть знает, что Бог недоволен им и выступает против него, что Господь Саваоф посетит его (ст. 6);

ему придется ответить за свои грехи и подвергнуться наказанию: Бог взыщет за них ужасными судами, которые будут сопровождаться пугающими гласами и горестными военными опустошениями, подобными грому и землетрясению, буре и вихрю и пламени всепожирающему, особенно если учесть сильный глас. Когда вражеская армия будет не у их границ, а хозяйничать внутри страны, с ревом уничтожая все и опустошая ее (особенно такая армия, как ассирийская, чьи военачальники были особо жестоки, что следует из поведения Рабсака, а обычные солдаты, несомненно, были более жестоки), тогда они смогут увидеть Господа Саваофа, посетившего их с громом и бурею. Тем не менее, раз здесь говорится о сильном гласе, то, возможно, подразумевается, что им не столько будет причинен вред, сколько они будут напуганы. Более детально:

(1) Иерусалим будет осажден и окажется в сильной нужде. Он не говорит: «Я уничтожу Ариил», а: «Я стесню Ариил»’, он окажется в беде, чтобы, пробудившись для покаяния и реформации, не подвергнуться истреблению.