30 глава

Похоже, что пророчество этой главы (как и предыдущей) описывает приближающуюся опасность для Иерусалима и опустошение Иудеи армией Сеннахирима. В ней представлено (I) справедливое порицание тем, кто, оказавшись в беде, доверился египтянам и поторопился искать помощи у Египта (ст. 1-7). (II) Пугающая угроза в адрес тех, кто пренебрег добрым советом Бога, переданным через Своих пророков, чтобы их разум не беспокоился, оказавшись в такой беде; она заверяла их в том, что этот суд несомненно обрушится на них, что бы ни случилось с другими (ст. 8-17). (III) Милостивое обещание тем, кто уповал на Бога, что они не только пройдут через это бедствие, но и увидят дни, следующие за ним, времена радости и изменений, многие средства благодати и вслед за ними многие внешние блага, возрастание радости и ликования (ст. 18-26);

многие из этих обетований вполне применимы ко времени евангельской благодати. (IV) Пророчество о полном разгроме и гибели ассирийской армии, ставшей поводом для великой радости и предисловием к тем счастливым временам (ст. 27-33).

Стихи 1-7. Очень часто иудейский народ ошибался и поступал безрассудно, когда, подвергаясь нападениям соседей с одной стороны, искал помощи у соседей с другой, вместо того чтобы смотреть на Бога и уповать на Него. Сражаясь с израильтянами, они обратились к царю Сирийскому (2Пар 16:2,3). Сражаясь с сирийцами, они обратились к царю Ассирийскому (4Цар 16:7). А теперь, сражаясь против ассирийцев, они обратились за помощью к египтянам, за что Рабсак укорял их (4Цар 18:21). Здесь обратите внимание:

I. Как описан их грех и что в нем особо разгневало Бога. Увидев себя в опасности и беде, (1) они не обратились за советом к Богу. Они придумывали выход из создавшейся ситуации в своей голове и не советовались с Богом, хотя благодаря уриму и пророкам Для них был готов четкий совет, как поступать. Они были настолько уверены в собственном благоразумии, что считали лишним советоваться с пророком; более того, они не хотели обращаться к нему с этим вопросом: «Они делают совещания между собой и советуются друг с другом; но они не спрашивают совета и тем более не принимают совета от Меня. Они укрываются в различных убежищах (англ.пер.), намереваясь обезопасить себя различными способами, чтобы укрыться от разрушительной бури, но не по Духу Моему (не в тех убежищах, куда Бог Своим Духом через уста пророков направлял их). Потому это покрывало окажется слишком коротким и прибежищем лжи».

(2) Они не полагались на Бога. Они не считали достаточным присутствие Бога на их стороне и вообще не прилагали усилий, чтобы сделать Его своим другом, а решили подкрепить себя силою фараона. Они считали его могущественным союзником и не сомневались, что смогут справиться с ассирийцами, имея его на своей стороне. Тень Египта (а это была лишь тень) была тем покрывалом, в которое они хотели завернуться.

II. Какое зло присутствовало в этом грехе.

1. Это свидетельствовало о том, что они непокорные сыны; и здесь возвещается горе тем, кто имеет такие характеристики (ст. 1). По исповеданию они были детьми Божьими, но не доверяли Богу и были справедливо заклеймены мятежниками, ибо если мы сомневаемся в Божьем провидении, то тем самым фактически отказываемся быть Ему верными.

2. Они прилагали грех ко греху. Это был грех, навлекший на них бедствие; и тогда, вместо покаяния, они продолжали беззаконно поступать пред Господом (2Пар 28:22). А кто злоупотребляет проявленными к ним Божьими милостями, делая их топливом для собственных похотей, тот злоупотребляет своими привязанностями, делая их основанием для неверия Богу. Таким образом они делают плохое еще хуже и прилагают грех ко греху; а поступающие, как они, делают свои узы еще тяжелее, и поэтому Бог поступает справедливо, делая их казни поразительными. Особенно их грех усугубляло то, (1) что они прилагали слишком много усилий, чтобы обезопасить себя и сделать египтян своими союзниками: «Они идут в Египет, путешествуют различными путями, чтобы найти самую благоприятную дорогу, не вопросив уст Моих», не подумав, позволит ли и одобрит ли Бог их поступок.

(2) Они понесли значительные расходы, поступив так (ст. 6). Они нагрузили тяжестями животных, идущих на юг (лошадей, взятых в Египте, который располагался южнее Иудеи), своими богатствами, воображая, как это часто бывает с напуганными людьми, что им будет безопаснее находиться в любом месте, но не там, где они сейчас находятся. Или же они послали свои богатства в Египет в качестве взяток придворным фараона, чтобы они содействовали их интересам, или это была плата за армию египтян. Бог помог бы им даром, но, желая получить помощь от египтян, им пришлось дорого заплатить за нее, и они, похоже, добровольно сделали это. Деньги, потраченные таким образом, не принесут пользы. Они везли свое богатство в Египет через землю тревог и страданий (можно и так прочитать) огромную унылую пустыню, расположенную между Ханааном и Египтом, где змеи и василиски (Втор 8:15). Они осмелились пойти через эту опасную пустыню, чтобы отнести то, что имели, в Египет. Или в этих словах подразумевается сам Египет, который был для Израиля домом рабства, и, следовательно, землей тревог и страданий, кишевшей ненасытными и отвратительными тварями. Посмотрите, с какими трудностями сталкиваются люди, оставившие Бога, и каким опасностям они подвергаются, следуя своей плотской уверенности и полагаясь на творения.

III. Каковы будут последствия этого.

1. Египтяне примут их посланников, будут уважительно обращаться с ними и пожелают заключить с ними союз (ст. 4): «Князья его уже в Цоане, при дворе фараона, и имели встречу с царем, который ободрил их довериться дружбе и помощи, которую он пошлет им».

2. Но их ожидания не оправдаются: египтяне будут бесполезны для них (ст. 5). Ибо Бог говорит: «Этот народ бесполезен для них» (ст. 6), и каждая тварь относится к нам так (и не иначе), как Он велит ей. Эти слова означают, что армия, в которой нуждались израильтяне, не может быть организована со временем; а если и будет сформирована, то не будет пригодна для военных действий и они не собираются рисковать своими опытными войсками в этом походе; или же предстоявший им переход будет настолько длительным, что они не смогут сражаться, когда представится возможность; или же египтяне не будут доброжелательны к израильтянам, а тайно будут симпатизировать ассирийцам в той или иной ситуации. Помощь Египта будет тщетна и напрасна (ст. 7). Они будут препятствовать и вредить, а не помогать.

3. И поэтому люди, которым в то время так нравились египтяне, впоследствии будут стыдиться их, своих ожиданий и упования на них (ст. 3): «Но сила фараона, которой вы так гордились, будет для вас стыдом; все ваши соседи будут упрекать вас, и вы сами будете корить себя за то, что безрассудно уповали на нее. Тень Египта земли, осеняющей крыльями (Ис 18:1), на которую вы уповали, окажется для вас замешательством; она не только разочарует вас и станет причиной вашего стыда, но и ослабит ваши другие опоры и будет поводом, чтобы причинить вам зло». Бог позднее угрожает погубить Египет именно за это за то, что египтяне предательски поступили с Израилем и стали для него опорою тростниковою (Иез 29:6,7). Князья и посланники Израиля, которые так искали расположения и стремились заключить союз с египтянами, придя к ним и увидев, насколько они слабы или, скорее, ничтожны, будут стыдиться из-за народа, от которого не будет ни помощи, ни пользы, но стыд и срам (ст. 5). Кто уповает на Бога, на Его силу, провидение и обетование, тот никогда не постыдится своей надежды; а кто надеется на творение, для того рано или поздно это окажется срамом. Бог верен и Ему можно верить, но каждый человек лжец и его нужно подозревать. Творец это скала веков, а творение надломленный тростник. Нам не стоит ожидать слишком много от человека, а стоит во многом полагаться на Бога.

IV. Как мы должны использовать и применять это (ст. 7): «Потому Я сказал им по поводу этого вопроса и их планов. Я опубликовал свои слова, чтобы они обратили на них внимание. Я настаивал на них как заинтересованное лицо. Сила их сидеть спокойно, смиренно уповая на Бога и Его милость, тихо подчиняясь Его воле, а не в блужданиях по разным местам, где они могут вовлечь себя в беду, разыскивая помощь от разных творений». Если в день бедствия мы сидим спокойно, надеясь и тихо ожидая спасения от Господа, используя лишь законные и правильные методы для собственной сохранности, то это укрепит наши души и в служениях, и в страданиях и побудит божественную силу вступиться за нас. Но мы ослабляем себя и побуждаем Бога оставить нас, когда делаем плоть своей мышцей, ибо тогда наши сердца покидают Господа. Когда мы устаем искать помощи от творений, то видим, что наилучший путь восстановить себя положиться на Творца. Вот я, что Ему угодно, то да сотворит.

Стихи 8-17. I. Вступление, содержащееся в этих стихах, звучит очень пугающе. Пророк должен не только проповедовать эти слова, но и записать их (ст. 8): «Начертай это на доске, чтобы она висела для всеобщего обозрения». Он должен внимательно вписать это, но не на обычной бумаге, которую можно потерять или порвать, а вписать это в книгу, чтобы сохранить для потомства, т регреШат гег тетог1ат для долговечной памяти этого развращенного поколения; пусть эти слова сохранятся не только для ближайших последующих веков, а навечно, пока стоит мир; и поэтому, что касается книг Писания, то они несомненно пребудут и будут читаемы до конца веков. Пусть эти слова будут написаны, (1) чтобы постыдить людей нынешнего века, которые не желают слышать и принимать во внимание их, когда их произносят. Пусть они будут написаны, чтобы не потеряться; они могут принести пользу их детям, даже если они ее не получат.

(2) Чтобы оправдать Бога и Его суды, которыми Он собирался наказать их; люди будут искушаемы думать, что Он очень суров к ним и чрезмерно жесток, пока не узнают, насколько они были нечестивы, как гневили Бога и какие благоразумные средства Он использовал, прежде чем воспользоваться такими крайними мерами.

(3) Для предостережения других, чтобы те не поступали, как они, и чтобы их участь не была такой же. Эти слова предназначены для увещевания тех отдаленных мест и веков и даже достигшим последних веков (1Кор 10:11). Это может быть полезно Божьим служителям не только для проповеди, но и письменных работ, ибо то, что написано, пребывает долго.

II. Описанный здесь характер мирских и нечестивых евреев вызывает печаль. Чтобы описать их в реальном свете (а мы уверены, что пророк не лжесвидетельствовал против них и не показывал их хуже, чем они на самом деле, ибо суд Божий совершается по правде), он должен написать: «Это народ мятежный» (ст. 9). Насколько мне известно, в то время евреи были единственным народом в мире, исповедующим Бога, и тем не менее многие из них были народом мятежным.

1. Они восставали против собственных обличений и заветов: «Они дети лживые, они не выполняют свои слова, которые красиво обещают, но ничего не делают». Когда Он заключил с ними завет, то сказал о них: «Подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут» (Ис 63:8), но оказалось наоборот.

2. Они восстали против божественной власти: «Это дети, которые не хотят слушать закона Господня и не принимают его во внимание, а поступают как хотят, невзирая на то, что Бог говорит противоположное».

III. Им предъявлено очень суровое обвинение и вынесен ужасный приговор. Им предъявлено обвинение в двух преступлениях и зачитан пугающий смертный приговор:

1. Они запретили пророкам обращаться к ним во имя Бога и честно говорить с ними.

(1) Этот грех описан (ст. 10,11). Они действовали так жестоко по отношению к пророкам, дабы запретить им проповедовать или, по крайней мере, честно описывать их положение во время проповеди; они так вводили в заблуждение и запугивали их, что фактически говорили провидящим: «Перестаньте провидеть». Они имели свет, но больше возлюбили тьму. Присутствие среди них провидцев было для них великой привилегией, но они делали все возможное, чтобы выколоть их глаза; они имели в своей среде провидцев, но делали все возможное, чтобы закрыть их уста, ибо те мучили их, стоящих на нечестивых путях (Отк 11:10). Кто заставляет молчать хороших служителей и осуждает хорошую проповедь, тот справедливо считается и называется мятежником против Бога. Посмотрите, что же в проповеди пророка задевало их. [1] Пророки говорили об их ошибках и предупреждали о бедствии и опасности, которые настигнут их за грехи. И люди не могли вынести этого. Они должны были говорить народу приятные вещи, потакать им в грехах и говорить, что они поступают хорошо, что не причиняют себе вреда и не погибнут, если будут жить так, как живут. Как бы правильны и истинны ни были слова пророка, но если они неприятны, народ отказывался их слушать. Если же его проповедь согласовывалась с добрым мнением, которое они имели о себе, и утверждала его, то, даже если это была ложь и обман для них, они охотно принимали такое пророчество. Тот заслуживает быть обманутым, кто желает этого. [2] Пророки, с обнаженным мечом гнева Божьего в своей руке, останавливали их на греховных путях подобно ангелу, вставшему на пути Валаама; поэтому люди не могли продолжать грешить, не испытывая страха. И это они рассматривали как величайшее оскорбление. Продолжая лживо следовать туда, куда вели их сердца, они говорили пророкам: «Сойдите с дороги, уклонитесь от пути. Что вы делаете на нашем пути? Почему вы не можете оставить нас в покое делать то, что нам нравится?» Сердце человека, который велит верному наставнику уйти с его пути, полностью расположено творить зло. Перестань, чтобы не убили тебя (2Пар 25:16). [3] Пророки постоянно говорили им о Святом Израилевом, о том, что Он величайший враг греха и сурово взыщет с грешников; и они не желали слышать этого. И суть самого вопроса и его выражения были слишком серьезны для них, и поэтому если пророки будут обращаться к ним, то пусть договорятся не называть Бога Святым Израилевым, ибо Божья святость это та черта Его характера, которой больше всего страшатся нечестивцы. Поэтому мы не желаем, чтобы нас беспокоили подобными официальными вступлениями (как называет их м-р Уайт) к горячим публичным обращениям. У тех есть основания опасаться погибнуть в своих грехах, кто не может слушать угроз в свой адрес.

(2) Какой же приговор вынесен им за это? Он представлен нам (ст. 12,13). Обратите внимание: [1] Кто вынес им этот приговор: «Так говорит Святой Израилев». Пророк использует именно тот титул Бога, который они исключили из употребления. Верные служители не перестанут употреблять выражения, способные пробудить грешников, даже если те недовольны ими. Мы должны говорить людям, что Бог Святой Израилев, и они увидят, что Он таков, независимо от того, будут они слушать или нет. [2] Какое основание для вынесения этого приговора: «так как они отвергают слово сие» то ли в общем все слова пророка, обращенные к ним, то ли в частности слово, возвещающее, что Бог есть Святой Израилев. «Они презирают его, не испытывают страха перед ним, не благоговеют перед ним, не делают его своей надеждой и не уповают на него; и вместо того, чтобы быть признательными Святому Израилеву, они надеются на обман и неправду, на добытое ими богатство и прибыль, полученную с помощью обмана и насилия, или же они надеются на греховные методы, с помощью которых обретут безопасность, противопоставляя себя Богу и Его воле. Вот на что они опираются, и поэтому справедливо, чтобы они пали». [3] Какой же приговор им вынесен: «Это беззаконие будет для вас как угрожающая падением трещина. Ваша уверенность будет подобна дому, построенному на песке, который упадет во время бури и похоронит строителя в своих руинах. Ваше презрение к слову Божьему, на котором вы могли бы строить, сделает все остальное, на что вы надеетесь, подобным нависшей стене, которая упадет, как только на нее что-нибудь поставят, более того, которая часто падает под собственным весом». Гибель, которую они таким образом навлекают на себя, будет, во-первых, поразительной: разрушение настанет внезапно, в одно мгновение, когда они не будут ожидать его, и это сделает его более пугающим; а раз они не будут готовы и не позаботятся об этом, то разрушение будет более фатальным. во-вторых, полной гибелью, всеобщей и непоправимой: «Вы и все, на что вы надеетесь, окажется не только слабым, как глина горшечника (Ис 29:16), но и разрушится, как сокрушают глиняный сосуд». Имеющий железный жезл сокрушит его (Пс 2:9), Он не пощадит, не проявит никакого уважения и не постарается сохранить его целым или часть его. Но как разбитая вещь, негодная для употребления, пусть она будет разбита на кусочки, чтобы не осталось ни одного черепка, достаточно большого, чтобы взять огня или зачерпнуть воды» двух вещей, в которых они ежедневно нуждались и которые бедные люди чаще всего брали черепком разбитого горшка. Они не только будут похожи на наклонившуюся стену (Пс 61:4), но и на разбитый сосуд или стакан, который ни на что не годен и не подлежит восстановлению.

2. Они пренебрегли обращенными к ним милостивыми наставлениями Бога не только о том, как сохранить себя и обезопасить, но и как успокоить себя и сделать беспечным; они захотели идти собственным путем (ст. 15-17). Здесь обратите внимание:

(1) На метод, который Бог предписал им для спасения и обретения силы. Бог, который знал их и что подходит им, желавший им благополучия, дал следующее указание; и то же самое рекомендуется всем нам. [1] Желаем ли мы спастись от зла, присутствующего в каждом бедствии, получать предупреждения о его искушениях и обезопасить себя от его проклятий, которые являются единственным злом, присутствующим в нем? Это будет в том случае, если мы останемся на месте и в покое: возвратимся к Богу и успокоимся в Нем, как в своем покое. Давайте оставим свои злые пути, на которые мы свернули, успокоимся и утвердимся на пути, ведущем к Богу и нашему долгу. Это и есть путь спасения. «Откажитесь от планов пойти в Египет и обретите покой и удовлетворенность в воле Божьей, и тогда вы сможете доверить Ему свою безопасность. Обратившись (основательно реформируя свое сердце и жизнь) и в покое (полностью подчиняя свою душу Богу и обретая удовлетворенность в Нем), вы спасетесь» (анг.пер.). [2] Получим ли мы силу, чтобы выполнить все, что требуется от нас, и вынести то, что возложено на нас? В тишине и уповании крепость ваша; мы должны хранить свой дух спокойным и степенным с помощью постоянного упования на Бога, Его силу и милость; мы должны уходить в себя со святым спокойствием, подавляя всякое беспокойство и возбужденные страсти, должны хранить мир в своем разуме. Мы должны положиться на Бога со святой уверенностью, что Он может сделать то, что хочет, и будет делать то, что пойдет на благо Его народа. Это и будет нашей силой; это вдохновит нас такой святой стойкостью, которая пронесет нас с легкостью и смелостью через все трудности, с которыми мы можем столкнуться.

(2) На их презрение к этому указу. Они не последовали Божьему совету, хотя он содействовал их благу; поэтому справедливо умирают от болезни те, кто не принял Бога в качестве своего врача. Мы безусловно становимся врагами самим себе, если не являемся Его подданными. Они не пожелали испытать предписанное средство. Но вы говорили.: «Нет (ст. 16), мы не успокоимся, ибо мы на конях убежим, мы на быстрых ускачеммы будем бегать туда, сюда, чтобы добиться помощи иностранных государств». Они считали себя мудрее Бога, считали, что лучше Его знают, что для них хорошо. Когда Сеннахирим захватил все укрепленные города Иудеи, то и тогда эти непокорные сыны не убедились в том, что им нужно оставаться на месте и терпеливо ожидать, когда Бог вступится за них, как Он сделал это чудесным образом в последний раз; но они решили метаться, чтобы обезопасить себя и тем самым подвергли еще большей опасности.

(3) На приговор, вынесенный им за это. Их грех будет их наказанием: вы хотели бежать за то и побежите на полной скорости, так же будут поступать преследующие вас». Собаки чаще всего бегут, лая, за тем, кто быстрее всех бежит. Завоеватели защищают тех, кто остается на месте, но преследуют тех, кто пытается сбежать; и поэтому любой замысел, с помощью которого они надеялись спастись, вполне справедливо станет их погибелью, а самые виновные пострадают больше всех. Предсказано (ст. 17), [1] что их будет легко истребить; они будут настолько угнетены собственными страхами, усиленными благодаря их побегу, что один враг сможет истребить тысячу их, а пятеро заставят армию бежать, чего никогда не было бы, если бы Заступник их не предал их (Втор 32:30). [2] Что в основном они будут истреблены, и лишь местами людям удастся спастись в одиночку, чтобы наблюдать за событиями, как веха на вершине горы, и быть предостережением для других, чтобы те остерегались таких греховных путей и избавились от плотского упования.

Стихи 18-26. Заключительные слова предыдущего раздела «будете как веха на вершине горы» некоторые понимают как обетование о том, что остаток будет сохранен как памятник милости; и в этих стихах пророк говорит им, какие хорошие времена настанут после бедствий. Или же первые слова этого раздела можно прочесть как антитезу: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас». Показав, что уповавшие на Египет постыдятся своего упования, в этих стихах пророк показывает, что оставшиеся на месте и сделавшие Бога своим единственным упованием получат от этого утешение. Когда настают тяжелые времена, то народ Божий утешается, что тем не менее все закончится хорошо хорошо для тех, кто боится Бога, когда мы говорим нечестивцам: «Плохо вам будет».

I. Бог будет милостив и помилует их. Это основание для всех благ. Если мы обретем благоволение у Бога и Он будет милостив к нам, то получим утешение соответственно времени, в течение которого подвергались страданиям.

1. Очень выразительно говорится о том, что милость хранится для них.

(1) «Господь медлит, чтобы помиловать (ст. 18);

Он будет ожидать, когда вы вернетесь к Нему и начнете искать Его лица, и тогда Он будет готов встретить вас с милостью. Он будет ожидать, чтобы сделать это в наилучшее и самое подходящее время, когда это больше всего будет содействовать Его славе, когда она вызовет в нас самое приятное удивление. Он будет постоянно следовать за вами со Своим благоволением и не упустит ни одной возможности, чтобы оказать вам милость».

(2) «Он побудит Себя освободить вас, превознесется и поднимется от святого жилища Своего (3ах 2:13), чтобы вступиться за вас необычным примером силы и милости. Так Он превознесется, то есть прославит Свое собственное имя. Именно к этому Он стремится, оказывая милость Своему народу».

(3) Он помилует тебя (ст. 19), ответив на твою молитву, что сделает Его милость вдвойне милостивой: «Он помилует тебя по голосу вопля твоего, вопля, свидетельствующего о твоем бедственном положении, когда появляется срочная необходимость по воплю молитвы, когда она особо страстная. Как только Он услышит его (больше Ему и не надо), с самого первого слова Он ответит тебе и скажет: «Вот Я». При этом Он несомненно очень милостив. В частности: [1] лишившиеся владений и имущества вновь будут наслаждаться ими спокойно. Когда опасность минует, народ будет жить на Сионе, в Иерусалиме, как это было раньше; он будет жить в безопасности, избавившись от страха перед злом. [2] Кто много плакал, у того будет повод возрадоваться, и они не будут больше рыдать; те, кто живет на Сионе, в святом городе, найдет в нем достаточно, чтобы вытереть слезы со своих глаз.

2. Это основано на двух великих истинах:

(1) Господь есть Бог правды; Он поступает мудро и справедливо, управляя Своим провидением, Он верен Своему слову и нежен к Своему народу. Если Он наказывает Своих детей, то по правде (Иер 10:24), умеренно и благоразумно, принимая во внимание их природу. Мы считаем безопасным обратиться к судье, так неужели мы не должны предать свой путь Богу правды?

(2) Поэтому блаженны все, кто уповает на Него и не только ожидает Его в своих молитвах, но и ожидает Его со своими надеждами, кто не пойдет сомнительными путями, чтобы выйти из затруднительного положения или приблизить избавление, а будет терпеливо ожидать, пока Бог не вступится за него Своим способом и в Свое время. Так как Бог безгранично мудр, то воистину счастливы те, кто вручает Ему свое дело.

II. Они не будут нуждаться в средствах благодати (ст. 20,21). В этих стихах (1) предполагается, что они могут оказаться в стесненных условиях и трудностях после того, как будут освобождены. Обещано (ст. 19), что они не будут много плакать и что Бог помилует их, но здесь считается доказанным, что Бог может кормить их скудно хлебом и скудно водою пищею узника (3Цар 22:27), грубой и жалкой пищей, которой питаются нищие. Когда одна беда уходит, то мы не знаем, как скоро придет другая; поэтому мы можем иметь благоволение Бога и утешения, которых достаточно, чтобы не было плача, и в то же время питаться хлебом бедствия и пить воду страданий. Поэтому давайте не судить о любви или ненависти по тому, что стоит перед нами.

(2) Обещано, что их глаза будут видеть учителей своих, то есть в своей среде они будут иметь верных учителей, а их сердца будут уважать их и не пренебрегать ими, как раньше. И тогда они наилучшим образом смогут примириться с хлебом бедствия и водой страданий. Старые пуритане часто говорили: «Черный хлеб и Евангелие хорошая участь». Голод и отсутствие хлеба не так страшно, как отсутствие слова Божьего (Ам 8:11,12). Похоже, ранее их учителя разбежались по дальним углам (возможно, они были вынуждены прятаться ради собственной безопасности во времена Ахаза), но теперь все изменится. Veritas поп quaerit angulos истина не ищет углов, чтобы скрыться. Но учителям истины иногда приходится скрываться в углах, чтобы спастись. Плохо обстоят дела Церкви, когда так происходит, когда жена с венцом на голове из двенадцати звезд вынуждена бежать в пустыню (Отк 12:6), когда пророки скрываются по пятидесяти в пещерах (3Цар 18:4). Но Бог найдет время, чтобы призвать учителей из укрытий и поставить их посреди святых собраний, где народ будет видеть учителей своих и глаза всех в синагоге будут устремлены к ним (Лук 4:20). И это будет особо приятно после долгого ограничения, которому они подвергались, подобно свету после тьмы и жизни после смерти. Для всех, кто любит Бога и свою душу, это возвращение верных учителей из укрытий, особенно вместе с обещанием, что они уже не будут скрываться, являются самой благоприятной частью любого избавления, и оно несет в себе достаточно утешения, чтобы усладить хлеб бедствия и воду страданий. Но это еще не все.

(3) Обещано, что они получат выгоду не только от государственного служения, но и от частного и личного увещевания и совета (ст. 21): «Уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя, зовущее тебя, как зовет человек путника, видя, что тот сбился с дороги». Обратите внимание: [1] откуда придет это слово. Оно будет говорить позади тебя, исходить от Того, Которого ты не видишь, но Который видит тебя. «Твои глаза будут видеть учителей, но этот учитель не виден, это твоя собственная совесть, которая сейчас, благодаря благодати Божьей, пробудится, чтобы исполнять свое служение». [2] Что это будут за слова: «Вот путь, идите по нему. Когда ты сомневаешься, то совесть направит тебя по пути долга; если ты глуп и несерьезен, то совесть оживит тебя на этом пути». Бог не только оставил свидетельство о Себе, но и дал водителей, чтобы показать наш путь. [3] На своевременность этого слова: оно придет, если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево. Мы склонны уходить со своего пути; по обе стороны отходят дороги, и они так протоптаны и по внешнему виду прямы, что их можно ошибочно принять за правильный путь. И по правую и по левую сторону есть ошибки; крайности присутствуют по обе стороны добродетели; искуситель пытается совлечь нас на боковую тропку. Мы счастливы, если благодаря личным советам верного служителя или друга, или благодаря ограничениям совести и воздействиям Святого Духа поставлены на правильный путь и нас предупреждают, чтобы мы не шли в неверном направлении. [4] На успешность этого слова: «Оно не только будет произнесено, но и твои уши услышат его; если раньше Бог говорил вам однажды, более того, во второй раз и ты не заметил (Иов 33:14), то сейчас ты будешь внимательно слушать тайный шепот, и будешь слушать его послушным ухом». Если Бог дает нам не только слово, но и слышащее ухо, не только средства благодати, но и сердце, правильно использующее их, то у нас есть основание говорить: «Он очень милостив к нам» и основание надеяться, что у Него еще хранятся для нас милости.

III. Они исцелятся от своего идолопоклонства, выбросят своих идолов и никогда вновь не вернутся к ним (ст. 22). Их избавление, совершенное Богом, убедит их в том, что служить единственному Богу не только их долг, но и выгодно для них; они признают, что как их идолопоклонство навлекло на них это бедствие, так и они были избавлены от него при условии, что вновь не будут обращаться к нему. Это также стало добрым результатом того, что они увидели своих учителей и услышали слово, обращенное к ним; они оставят свой возлюбленный грех, и станет очевидно, что они улучшились благодаря средствам благодати, которыми насладились. Обратите внимание:

(1) как безрассудны и безумны они были раньше в своей привязанности к идолам во дни своего отступничества. Писание говорит, что идолопоклонники обезумели от идольских страшилищ (Иер 50:38), восхищаясь ими. Они имели идолов из серебра и истуканов из золота; и хотя золото не нуждалось в украшении, но они покрывали его окладом и разрисовывали орнаментами; они не жалели средств, воздавая почести своим идолам.

(2) И насколько мудрыми они стали сейчас, испытывая святое негодование к своим идолам, которым они прониклись в день своего покаяния. Они не только разрушили свои идолы, но и уничтожили и осквернили их; они не только испортили их внешний вид, но и в благочестивой ярости разбросали золото и серебро, из которого они были сделаны, хотя оно представляло собой ценность и могло с выгодой быть использовано. Их сердца не были расположены делать из них какие-либо сосуды для почестей. Богатую одежду, в которую были облачены эти идолы, они выбросили прочь, как непотребную вещь, которая оскверняла всех прикасавшихся к ней и делала нечистым до вечера (Лев 15:23). Отметьте: для всех истинно раскаявшихся людей грех становится особо отвратительным; они испытывают омерзение к нему и к самим себе; они выбрасывают его в навозную кучу самое подходящее для него место, более того, они прибивают его на крест, ибо распинают плоть; они кричат: «Распни его, распни его!» Они говорят ему: «Abi hinc in malam rem прочь отсюда». Они принимают твердое решение никогда больше не давать ему пристанища. Они держатся как можно дальше от всех ситуаций, ведущих ко греху, и искушений к нему, хотя те подобны правой руке и правому глазу, и возмущены им, как ефремляне: «Что мне еще за дело до идолов?» (Ос 14:8). Возможно, это касалось многих людей, которые благодаря избавлению Иерусалима от армии Сенахирима убедились в безрассудстве своего идолопоклонства и оставили его. Так случилось с еврейским народом после возвращения из вавилонского плена, ибо после этого они возгнушались идолов; и то же самое сейчас, благодаря силе божественной благодати, происходит в душах обращенных верующих, когда они уходят от духовного идолопоклонства и приходят к страху и любви Божьей. Кто присоединяется к Господу, тот должен оставить всякий грех и сказать ему: «Прочь отсюда».

IV. Тогда Бог даст им много благ. Когда Бог дает людям учителей, а они отдают Богу свои сердца, начиная искать Царства Божьего и его праведности, тогда все приложится им (Мат 6:33). А когда люди приходят, чтобы прославить Бога, тогда земля даст плод свой и благословит нас Бог, Бог наш (Пс 66:6,7). Поэтому далее говорится: «Когда вы оставите своих идолов, тогда Бог даст дождь на семя твое» (ст. 23). Когда мы возвращаемся к Богу и начинаем исполнять свой долг, Он встречает нас со Своими благоволениями.

1. Бог даст дождь, который напоит посеянные вами семена в должное время и в должном количестве. Обратите внимание: насколько трудолюбие человека и Божьи благословения сопутствуют жизненным благам, которыми мы наслаждаемся в настоящее время: «Ты засеешь поле (сделаешь то, что ты должен), и тогда Бог даст дождь на семя твое (сделает то, что требуется от Него)». То же происходит с духовными плодами: мы должны прилагать усилия от всего сердца и затем уповать на Бога, ожидая Его благодать.

2. Урожай земли будет богатым и хорошим, и все будет произведено наилучшего качества; он будет обилен и сочен, очень обилен и очень тучен, он будет хорош и его будет достаточно. Конечно, вы будете жить в Ханаане; это было особым образом знаменательно после поражения Сеннахирима благодаря особым Божьим благословениям (Ис 37:30). Таким образом Бог возместит их потери, нанесенные опустошением.

3. Не только возделанная земля, но и пастбища будут поразительно плодородны: «Стада твои будут пастись на обширных пастбищах; питающиеся травой будут иметь много места, а волы и ослы, которых держат для возделывания земли и поэтому они должны питаться лучше, чтобы быть в состоянии работать, будут есть корм очищенный. Получаемый ими корм не будет содержать соломы, как обычно, они будут иметь чистый корм, годный для употребления человеком, очищенный веялом». Это изобилие также коснется диких животных; похоже, так и должно быть, ибо они стенают под тяжестью проклятия, которое навлек на них грех человека.

4. Даже вершины гор, которые ранее были бесплодны, будут так хорошо увлажняться дождем небесным, что теперь там потекут ручьи и потоки вод, которые будут спускаться в долины (ст. 25). Это случится в день великого поражения, которое совершит ангел в стане ассирийцев, когда упадут башни и укрепления, возведенные ими для осады Иерусалима; армия будет поражена и, безусловно, падет. Возможно, это пророчество исполнилось по букве; и приблизительно в то же время, когда армия была истреблена, необычные потоки милости пролились на землю. V. Результат этого будет поразителен: утешение и радость народа Божьего (ст. 26). Свет возрастет, то есть знание умножится (когда пророчества исполнятся, то их полностью уразумеют), или, скорее, придет ликование: свет радости, который сияет для праведных, теперь ярко воссияет. Свет луны станет таким же ярким и сильным, как свет солнца, а свет солнца возрастет пропорционально ему и будет светлее всемеро. Каждый человек будет более радостным и дружелюбным, чем обычно. В Иудее и Иерусалиме будет наблюдаться прилив радости по поводу истребления армии ассирийцев, когда Господь обвяжет рану народа Своего, не только спасая от дальнейших поражений, но и исцеляя раны, нанесенные вторжением, и восполняя все их потери. Великое бедствие, навалившееся на них, отчаяние получить помощь и внезапность избавления значительно усилят их радость. Многие вполне справедливо считают, что эти слова касаются света, который Евангелие принесло в этот мир сидевшим во тьме и который значительно превзошел свет Ветхого Завета, как свет солнца превосходит свет луны; он возвещает исцеление сокрушенным сердцами и обвязывает их раны.

Стихи 27-33. Это пугающее предсказание о гибели ассирийской армии хотя и является угрозой для них, но также является частью обетования Божьего для Израиля, которое гласит, что Бог не только накажет ассирийцев за зло, причиненное Израилю Божьему, но и напугает их и лишит силы совершать подобное в дальнейшем. Это предсказание, которое вскоре должно исполниться, подтверждает и одобряет предыдущие обетования, которые исполнятся позднее. В этих стихах:

I. Всемогущий Бог гневается и в гневе выступает против ассирийцев. Он здесь представлен во всей силе и навевает страх Своим гневом (ст. 27). Имя Господа, которое ассирийцы презирали, словно оно не могло достичь их и причинить им зло, идет издали. Посланник во имя Господа приходит издалека, словно с самих небес. Он является посланником гнева: горит гнев Его. Уста Бога исполнены негодования на хулу Рабсака, сравнившего Бога Израиля с богами язычников; язык Его, как огонь поядающий, ибо Он словом может сокрушить Своих гордых врагов; само Его дыхание выходит с такой силой, которой обладает разлившийся поток, и им Он будет убивать нечестивых (Ис 11:4). Он не сдерживает и не смиряет Свое негодование, как делают это люди, когда у них нет причины гневаться или они бессильны, а возгремит величественным гласом Своим, возвещая войну врагам, оказавшим Ему пренебрежение (ст. 3О). Он явит негодование Свое в сильном гневе: во гневе, в его наивысшей точке; он будет подобен пламени поядающего огня, который распространяется и пожирает все перед собой с молниями, бурями и каменным градом. Все это грозные явления природы, и поэтому они выразительно характеризуют ужасы Всемогущего Бога природы.

II. Описывается, как изольется гнев Господа. Люди часто гневаются, когда они могут лишь угрожать и много говорить, но когда люди услышат величественный глас Бога, то на этом все не окончится: Он явит тяготеющую мышцу свою (ст. 30). Действия Его провидения исполнят угрозы Его слова. А те, кто не увидит высоко поднятой Его руки (Ис 26:11), почувствуют исходящий от нее свет и обнаружат, к своему огорчению, что ее ноша тяжела (ст. 27);

она будет настолько тяжела, что они не смогут ее вынести или противостоять ей, а неизбежно падут и будут раздавлены. Кто знает силу Его гнева или представляет, что может сделать обиженный Бог? Здесь описаны пять стихий, приготовленных для действия:

(1) разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, преодолеет вражескую армию, и только Сеннахирим, ее главнокомандующий, удержится на поверхности и избежит этого удара; так он будет сохранен для следующего удара, который обрушится в доме Нисроха бога, которому он поклонялся. Ассирийскую армию по отношению к Иудее можно было сравнить с бурной рекой, которая дойдет и до шеи (Ис 8:7,8), а теперь дыхание гнева Божьего будет таким же для нее.

(2) Бог развеет до истощения те народы, из которых состояла армия ассирийцев (ст. 28). Великий Бог может просеивать народы, ибо все они перед Ним как мельчайшая пыль на весах; Он просеет их, но не для того, чтобы отобрать некоторых для дальнейшего сохранения, а для того, чтобы хорошенько встряхнуть их вместе, ввергнуть в величайшее оцепенение и в конце концов вытряхнуть прочь, ибо слова «развеять до истощения» (после чего ничего не остается) означают, что они были встряхнуты, но все оказались шелухой.

(3) Бог приготовил уздечку для их челюстей, чтобы смирить и обуздать их, чтобы не дать им возможность совершить зло, а заставить и побудить их служить Его целям, а не их собственной воле (Ис 10:7). Бог четко говорит о Сеннахириме (Ис 37:29), что Он вложит кольцо в его ноздри и удила в рот его. Это будет узда, направляющая к заблуждению, побуждающая их совершать поступки, которые, вопреки выгоде, окажутся для них губительными и сведут их с ума. Бог Своим словом направляет Свой народ на правильный путь (ст. 21), а уздой направляет Своих врагов на обрывистую дорогу, стремительно влекущую их в погибель.

(4) Здесь описан жезл и посох, глас Господа, Его слово, изрекающее повеление, от которого содрогнется Ассур (ст. 31). Сам Ассур был жезлом в руке Божьей, когда Он наказывал Свой народ и поражал его (Ис 10:5). Но это был кратковременный жезл, а против Ассура прострется определенный им жезл, который будет наносить ему постоянные удары и прилепится к нему, пока не достигнет своей цели и не приведет к ожидаемому эффекту. Это жезл, имеющий основание, который базируется на заслугах врагов и твердом Божьем намерении. Они определены на истребление (Ис 10:23), и у них не будет возможности избежать его; оно обрушится повсюду, где обнаружится Ассур; Господь направит погибель на него и повелит там остановиться (ст. 32). Такое бедственное положение будет у тех, кто упорствует в своей враждебности к Богу: гнев Божий пребывает на них.

(5) Тофет давно уже устроен для них (ст. 3З). Долина сына Енномова, прилегающая к Иерусалиму, называлась Тофет. Предполагается, что в этой долине расположились многие ассирийские военные части, и там они были истреблены ангелом-губителем или там были сожжены тела убитых. Езекия недавно, со вчерашнего дня (дословно) устроил его; то есть, говорят некоторые, он очистил это место от поставленных там истуканов, для которых они сжигали своих детей, и таким образом приготовил из него вместилище для мертвых тел своих врагов; он приготовлен для царя Ассирийского (т.е. для его армии) и имеет в своем распоряжении достаточно топлива, чтобы всех их сжечь. Они будут поглощены так внезапно и действенно, словно огонь поддерживался для них горящим с помощью постоянного потока серы. Таковым является дыхание Господа: Его слова и Его гнева, обращенного на них. Далее, как в предыдущих обетованиях пророк незаметно переходил к обетованиям о евангельских благодатях и утешениях, так и здесь, угрожая гибелью армии Сеннарихима, он указывает на окончательное и вечное истребление всех нераскаявшихся грешников. Наш Спаситель называет будущее бедственное положение осужденных Гееной со ссылкой на долину Енномову, что некоторым образом позволяет применить эти слова к их бедственной ситуации; в Апокалипсисе оно также часто называется озером, горящим огнем и серою. Говорится, что это место с давних времен было приготовлено для дьявола и его ангелов, для величайших и самых гордых грешников, которые думают, что им не придется дать отчет о том, что они говорят и делают; оно приготовлено даже для царя. Оно глубоко и широко, достаточное, чтобы принять мир нечестивых; в костре его много огня и дров. Гнев Божий это огонь, а грешники делают себя топливом для него, и дуновение Господа (сила Его гнева) зажжет его и будет поддерживать вечно горящим (см. Ис 66:24). Поэтому благоговейте и не грешите.

III. Говорится о великой радости, которую вызовут у народа Божьего эти события. Падение ассирийской армии будет причиной ликования Иерусалима (ст. 29): «А у вас будут песни, хвалебные псалмы, подобные тем, которые воспевают в ночь священного праздника в доме Господнем, чтобы прославить Того, Кто дарует песни в ночи». Это не будут песни суетного веселья, а священные песни, которые воспевают на священных праздниках торжественно и с благоговением. Наша радость при падении врагов Церкви должна быть святой; это должно быть веселие в сердце, как у идущего со свирелью (как это делали сыновья пророков, когда пророчествовали, 1Цар 10:5) на гору Господню, чтобы там возносить хвалу Святому Израилеву. Более того, повсюду, где божественное мщение настигнет ассирийцев, они не только падут неоплаканными, но и все их соседи будут приветствовать их падение с тимпанами и цитрами; они будут радоваться, видя, как Бог пойдет против них войною опустошительною, которая истребит их из этого мира (ст. 32), ибо при погибели нечестивых бывает торжество. С особым удовлетворением мудрые и благочестивые люди будут видеть гибель тех, кто, подобно ассирийцам, надменно не повиновался Богу и топтался по всему человечеству.