39 глава

Подобным образом с историей, пересказанной в этой главе, мы встречались раньше (4Цар 20:12 и далее). Здесь она повторяется не только как запоминающийся и полезный отрывок, но и потому что заканчивается пророчеством о Вавилонском плене; и как первая часть пророчества данной книги много говорит о нашествии Сеннахирима и разгроме его армии, к чему вполне уместно добавлена данная история, так и последняя часть этой книги много говорит о пленении евреев в Вавилоне и избавлении их из плена, предпосылкой к чему вполне уместно поставлено первое предсказание о нем. В данной главе описывается (I) гордость и безрассудство Езекии, когда он показывал свои богатства посланникам царя Вавилонского, прибывшим поздравить его с выздоровлением (ст. 1,2). (II) Тщательное исследование их визита во имя Господа Исайей и его исповедание (ст. 3,4). (III) Приговор, вынесенный ему за его поступок, который гласил, что со временем все его богатства будут унесены в Вавилон (ст. 5-7). (IV) Раскаяние Езекии и смиренное подчинение этому приговору (ст. 8).

Стихи 1-4. Отсюда мы можем вынести следующие уроки.

1. Человечность и обычная вежливость учит нас радоваться вместе с нашими друзьями и близкими, когда они радуются, а также поздравлять их с благополучным исходом, особенно если это выздоровление от болезни. Царь Вавилонский, услышав, что Езекия был болен, но потом выздоровел, послал ему поздравления по этому случаю. Если христиане будут недружелюбными, то язычники постыдят их.

2. Нам приличествует воздавать честь тем, кого почтил Бог. Богом вавилонян было солнце; но когда они поняли, что из уважения к Езекии это солнце, к их величайшему изумлению, в определенный день отступило на десять ступеней, то посчитали себя обязанными воздать Езекии всяческие почести, какие только могли. Раз все люди могут так поступать во имя своего бога, то почему мы не можем?

3. Кто не ценит благочестивых людей за их благочестие, тому, возможно, придется воздать им величайшие почести по другим побуждениям и ради своих мирских интересов. Царь Вавилона искал расположения Езекии не только потому, что тот был благочестивым, а потому что он процветал; подобным образом филистимляне хотели заключить союз с Исааком, так как видели, что с ним был Бог (Быт 26:28). Царь Вавилонский был врагом царя Ассирийского и испытывал дружеские чувства к Езекии, так как ассирийцы значительно ослабли благодаря силе его Бога.

4. Очень сложно сдерживать дух смиренным, когда тебя значительно продвигают. Езекия является примером этому: он был мудрым и благочестивым человеком, но, когда в его честь совершалось одно чудо за другим, он увидел, что очень сложно хранить свое сердце в смирении, чтобы оно не раздувалось от гордости; более того, незначительная вещь увлекла его в сеть гордости. Даже сам блаженный Павел нуждался в жале во плоти, которое не позволяло бы ему превозноситься чрезвычайностью откровений.

5. Мы должны следить за своим духом, когда показываем друзьям свои богатства, когда делимся, что мы совершили и что приобрели, чтобы не возгордиться ими, словно своим могуществом и заслугами приобрели и добыли свое богатство. Когда мы смотрим на то, что доставляет нам радость, и имеем возможность говорить о них, то должны при этом смиренно признавать собственную недостойность и с благодарностью признавать милость Бога, справедливо оценивая достижения других, ожидая потерь и перемен, не мечтая о том, что наши горы будут стоять непоколебимо, а готовясь к тому, что они вскоре могут поколебаться.

6. Благочестивый человек проявляет величайшую слабость, если оценивает себя по уважению, оказываемому гражданскими людьми (даже если в его проявлении содержится нечто особенное и необычное), сынами этого мира, если он чрезвычайно рад их вниманию. Как недостойно поступил Езекия, которого Бог отличил особым образом, возгордившись из-за уважения, оказанного ему языческим правителем, словно это возвышало его! На такую учтивость мы должны отвечать еще большей учтивостью, но не гордиться оказанными почестями.

7. Мы должны быть готовы к тому, что нас призовут к ответу за проявления нашей гордости, даже если они тайные, и за те случаи, когда нам казалось, что в ней не было вреда, и поэтому мы должны призывать себя ответить за них. А когда мы встречаемся с людьми, оказавшими нам почести, и получаем удовольствие от их похвал, то должны быть ревностны к себе благочестивой ревностью, дабы наши сердца не раздулись от гордости. Пока у нас есть повод подозревать, что коварный и хитрый грех гордости пробрался в нашу душу и втерся в наш образ жизни, давайте стыдиться его, как стыдился Езекия в данной ситуации, давайте будем искренне исповедовать и стыдиться его.

Стихи 5-8. Давайте отсюда сделаем вывод, (1) что если Бог любит нас, то Он будет смирять нас и найдет тот или иной способ, чтобы унизить наш дух, если он возносится больше меры. Езекия получил послание, чтобы он смирил гордость своего сердца и убедился в его безрассудстве, ибо хотя Бог может допустить, чтобы Его народ впал в грех, как в данном случае Езекия, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, но Он ни в коем случае не допустит, чтобы он продолжал оставаться во грехе.

(2) Бог поступает справедливо, лишая нас того, что становится поводом для гордости и на чем мы строим свое плотское упование. Когда Давид начал гордиться численностью своего народа, то Бог воспользовался средством, чтобы сделать его численность меньше; а когда Езекия начал хвалиться своими богатствами и смотреть на них с великой удовлетворенностью, тогда ему сказали, что он поступает подобно глупому путнику, который показывает свои деньги и золото человеку, оказавшемуся вором, и тем самым искушает его ограбить себя.

(3) Если бы мы могли видеть, как сложится будущее, то постыдились бы мыслей о нынешних вещах. Если бы Езекия знал, что потомки и наследники царя Вавилонского впоследствии погубят его семью и царство, то он не был бы так учтив с его посланниками. А когда пророк сказал, что именно так будут обстоять события, мы можем хорошо себе представить, как огорчился царь из-за того, что он сделал. Конечно, мы не можем предвидеть будущее, но в общем нам сказано: «Все суета», и поэтому бесполезно получать удовлетворение и строить свое упование на том, что по своей сути является таковым.

(4) Кому нравится проводить время и общаться с неверующими людьми, тот рано или поздно пресытится этим общением и получит повод раскаяться в этом. Сам Езекия был очень рад дружбе с Вавилоном, хотя тот был матерью блудниц и идолопоклонников; а Вавилон, который в то время искал расположения Иерусалима, со временем завоевал его и взял в плен. Союзы с грешниками и грехом всегда заканчиваются подобным образом, поэтому мы поступим мудро, если будем держаться от них подальше.

(5) Кто искренне раскаялся в своих грехах, тот правильно воспринимает обличение и желает, чтобы ему говорили о его ошибках. Езекия признавал, что благо слово Господне, открывшее ему его грех; благодаря ему он осознал свою ошибку, о которой раньше не знал. Вот слова истинно раскаявшегося грешника: «Пусть наказывает меня праведник: это милость»; а закон благ, так как благодаря его духовности грех проявляется грехом и становится чрезмерно греховным.

(6) Истинно раскаявшиеся грешники тихо подчинятся не только обличениям слова, но и упрекам провидения за их грехи. Когда Езекии сообщили о наказании, которому он подвергнется за свое беззаконие, то он сказал: «Благо слово Господне» не только смягчение приговора, но и сам приговор; ему нечего было возразить против его справедливости, он мог лишь сказать «аминь» на произнесенные угрозы. Кто видит зло, присутствующее во грехе, и чего он заслуживает, тот оправдает Бога во всем, что обрушится на него за этот грех, и признает, что Он наказывает меньше, чем заслуживают беззакония.

(7) Хотя мы не должны оставаться безучастными к тем, кто придет после нас, тем не менее должны считать, что справились со своей задачей, если мир и благосостояние пребудет во дни наши’, тогда дела обстоят лучше, чем мы могли бы ожидать. Когда приближается шторм, то мы должны считать удачей, если нам удастся войти в гавань до его начала и быть положенными в гробницу в мире; но мы никогда не должны быть уверены в этом, а нам надлежит готовиться к переменам уже в наше время, чтобы мы были исполнены всем, что угодно Богу, и приветствовали, что бы ни случилось.