15 глава

Иезекииль снова и снова от имени Бога предсказывает полное разрушение Иерусалима; но похоже, что он сам находит трудным смириться с этим и молча согласиться с Божьей волей, выдавшей столь суровое распоряжение. Поэтому Господь прибегает к разным приемам, чтобы пророк не только довольствовался фактом, что именно так и будет, но и увидел, что иного выхода нет; быть тому и не миновать, ибо это справедливо. В этой короткой главе Бог показывает пророку (вероятно, с тем чтобы он потом сообщил народу), что разрушение Иерусалима — это необходимость — точно так же мертвые и сухие ветви винограда обрезают и бросают в огонь.

(I) Приводится весьма изящное сравнение (ст. 1-5), но (II) данное ему объяснение вселяет ужас (ст. 6-8).

Стихи 1-8. Надо полагать, что пророк размышлял о том, каким славным городом был Иерусалим прекраснее любого другого города в мире. Его называли венцом и радостью всей землиi>, а посему, какая жалость, что его ждет разрушение! Это был исполненный благородства город Бога и праздников Израиля. Но если такие мысли были у пророка на сердце, то в ответ Господь сравнивает Иерусалим с виноградной лозой.

1. Верно, если виноград плодоносит, то является весьма полезным растением, непревзойденным по своей ценности; его бережно возделывали и превозносили над другими деревьями, ибо его плод веселит богов и человековi> (Суд 9:12,13) и веселит сердце человекаi> (Пс 113:15). Так и Иерусалим был посажен как благородная лоза — самое чистое семя i> (Иер 2:21), и если бы принес плод, достойный репутации святого города, то стал бы славою Бога и Израиля. Он был лозою, насаженной десницейi> Господа, как росток из сухой земли,i> который, несмотря на его низкое и презренное происхождение, Бог укрепил Себеi> (Пс 79:16), чтобы он стал Его славою, хвалою и украшением.

2. Если же не приносит плода, то ни на что не годен и становится недостойным и бесполезным произведением земли, подобным тернию и волчцам: какое преимущество имеет дерево виноградной лозыi> — само по себе дерево, не считая плодов? Какое преимуществоi> оно имеет перед всяким другим деревомi> , что требует так много заботы и затрат? Что такое ветви виноградной лозы между деревами в лесу,i> если они неухожены и беззащитны? Или согласно другому чтению: какое преимущество виноградной лозы перед другими деревьями, даже если бы ее ветви были подобны деревьям в лесу?i> То есть — если лоза не приносит плода, что характерно для лесных деревьев, которые используются в качестве древесины, а не как плодовые деревья. Есть также фруктовые деревья, которые, если не приносят плода, все равно полезны, поскольку их стволу можно найти хорошее применение; однако виноградная лоза является растением другого рода, и если она не отвечает своей цели как плодовое дерево, то как древесина не имеет никакой ценности.

Примите во внимание:

1. Как здесь представлено данное сравнение. Дикий виноград, который растет междy деревами в лесу,i> или же пустой виноград (с которым сравнивается Израиль, англ. пер. Ос 10:1), приносящий плода не более чем лесное дерево, ни на что не годен. Он бесполезен, как волчец, более того, он, в отличие от виноградной лозы, добавит колючей изгороди шипов.

Бог показывает, что:

(1) i> дикий i> виноград ни на что не годится. Кусок i> от нею не возьмут на какое-либо изделие.i> Из него не получится даже гвоздь, чтобы вешать на нем какую-либо вещьi> (ст. 3). Видите, какое разнообразное применение нашлось дарам природы: одни растения дают людям корни, другие — семена, третьи — листья, четвертые — стебли. Среди деревьев есть очень крепкие и не плодоносные, такие, как дуб и кедр; другие — хрупкие, но приносят много плода, как виноградная лоза: хотя она приземистая, неказистая и нуждается в опоре, ее польза несомненна. Рахиль — миловидна, но бесплодна, Лия — невзрачна, но плодовита.

(2) Поэтому он пойдет огню на съедение,i> пригодится на растопку печи. Поскольку дерево не годилось ни на какое изделие, i> то оно отдается огню на съедениеi> (ст. 4). Если ни на что другое не пригодно, то пусть принесет пользу таким образом и удовлетворит насущную потребность — станет топливом, без которого мы не можем обойтись, ибо, сжигая что-либо полезное для другого дела, мы проявляем бесхозяйственность. К чему такая трата?i> С бесплодной виноградной лозой поступают так же, как с отвергнутыми тернием и волчцами, которых конец — сожжениеi> (Евр 6:8). И кому тогда будет до нее дело? Если загорится кусок прочного дерева, то кто-нибудь, возможно, выхватит его, как головню из огня,i> и скажет: «Жалко, если сгорит, ему можно найти лучшее применение». Если же в огонь попадет ветвь винограда, то она, как обычно, загорится одновременно с обеих сторон и посередине, и никому не придет в голову спасать ее. И тогда, как оно было цело, не годилось ни на какое изделие; тем паче, когда огонь поел его i> (ст. 5);

даже пепел от него не стоит беречь.

II. Как это сравнение применимо к Иерусалиму.

1. Святой город стал бесполезным и ни на что не годным. Раньше он был как дерево виноградной лозы между деревами i> виноградника, изобилуя плодами праведности во славу Бога. Когда там процветала религия и хранили в чистоте поклонение Господу, то неоднократно с радостью собирали богатый урожай, а Бог поставил вокруг него изгородь; он был любимым насаждениемi> Господа (Ис 5:7);

и Бог каждое мгновение поил егоi> и ночью и днем стерег егоi> (Ис 27:3). Но он превратился в дикую отрасль чужой лозы,i> в дикое вьющееся растение (о котором мы читаем в 4Цар 4:39), которое не только бесполезно, но и тошнотворно и ядовито: ягоды их — ягоды ядовитые, гроздья их горькиеi> (Втор 32:32). Объяснение этому находим ниже: «…они вероломно поступалиi> (ст. 8), то есть предательски уклонялись от Господа и отступили от Него», ибо так звучит дословно. Следует заметить: если исповедующие религию ведут образ жизни, не соответствующий, а противоречащий их исповеданию, если деградировали и отступили от религии, то они являются самыми бесполезными существами в мире, подобно соли, потерявшей силу,i> и поэтому ни к чему не годнойi> (см. Мар 9:50). Другие народы славились своей доблестью или политикой — одни отличились в войне, другие — в торговле — и сохранили свою хорошую репутацию. Иудейский же народ, будучи известным как святой народ, i>когда потерял святость, стал нечестивым, а посему — ни на что не годным.i> Так они лишились доброго имени и значения и стали самым презренным и ничтожным народом под солнцем, попираемым язычниками.i> Даниил вместе с другими благочестивыми иудеями имел большое значение для своего поколения. Но иудеи-идолопоклонники тогда и неверующие иудеи сейчас (с тех пор как проповедуется Евангелие) не приносили и не приносят никакой пользы и не пригодны ни к какому доброму делу.i>

2. По этой причине Иерусалим отдан огню на съедениеi> (ст. 6). Следует заметить: кто не приносит плода во славу Божьей благодати, тот станет пищей для огня Его гнева. А посему Бог Сам покажет славу Свою наi> нежелающих воздать Ему славу, и Его слава ярко воссияет в пламени огня, в котором будут вечно гореть нераскаявшиеся грешники. В конечном счете Господь не проиграет ни одной из Своих тварей. Все сделал Господь ради Себяi>, даже нечестивого (который в противном случае не был бы для Него) блюдет на день бедствияi> (Прит 16:4). И кто не пожелал прославить Его как Господа славы, тому Он явит Себя как Бог отмщений.i> Огонь Божьего гнева уже поел оба концаi> иудейского народа: Самарию и города Иуды (ст. 4), и теперь Иерусалим — середина егоi> — будет брошен в огонь,i> чтобы так же сгореть,i> ибо не годитсяi> ни на какое изделие.i> Он не пожелал подвергаться Божьему воздействию, чтобы стать полезным Господу. Жители Иерусалимаi> уподобились ветви виноградной лозы,i> кривой и прогнившей, а посему: «Я обращу лице Мое против них i>(ст. 7), чтобы расстроить все их советы», как и они обратили свое лицо против Господа, чтобы противоречить Его слову и расстроить все Его замыслы. Указ вышел, сожжение предопределено: и сделаю эту землюi> совершенной пустынею,i> а посему из одного огня выйдут, и другой огонь пожрет ихi> (ст. 7);

конец одного суда станет началом другого, и побег от одного станет лишь временной передышкой перед другим; из беды в своей стране они попадут в беду в Вавилоне. Кому удалось уберечься от меча, тот погиб от голода или моровой язвы. Когда завершался один набег халдейского войска, они думали: конечно, горечь смерти миновала,i> однако вскоре халдеи возвращались с удвоенной силой, пока не довели дело до полного конца. Так вы узнаете, что Я Господьi> Бог неодолимой силы, когда обращу против них лице Мое.i> Следует заметить: Бог показывает, что Он Господь,i> совершая истребление Своих заклятых врагов, равно как и освобождая послушных Ему людей. Против кого Бог обращает Свое лицо,i> тот, даже если и выйдет из беды с малыми потерями, все равно попадет в другую: кто выйдет из ямы, попадет в петлюi> (Ис 24:18). Даже если таковым удастся убежать от меча Азаилова,i> их умертвит Ииуиi> (3Цар 19:17), потому что зло преследует грешников.i> Более того, если они выйдут из огняi> преходящих судов и вроде бы умрут с миром, тем не менее есть и вечный огонь, который пожрет их;i> ибо Бог рано или поздно побеждает в суде Своем,i> и познается Господь по суду, который Он совершилi> (см. Мат 3:10; Иоан 15:6).