6 глава

После драгоценных обетований, изложенных в двух предыдущих главах, касающихся царства Мессии, в данной главе пророку велено представить Израилю грехи для его обличения и смирения в качестве необходимого средства для того, чтобы подготовить путь евангельской благодати. Предшественник Христа был обличителем и проповедовал о покаянии и тем самым подготовил для Него путь. В данной главе:

(I) Бог выступает против Своего народа из-за его низкой неблагодарности и за то, что он так плохо отплатил за Его милости (ст. 1 -5).

(II) Ой показывает неверный путь, по которому они пошли (ст. 6-8).

(III) Он призывает их услышать глас Его судов и демонстрирует их грехи, из-за которых Он будет противиться им (ст. 9): их несправедливость (ст. 10-15) и идолопоклонство (ст. 16), за которые их ожидает неминуемая гибель.

Стихи 1-5. I. Предисловие к данному посланию звучит очень торжественно, для того чтобы побудить нас быть очень внимательными и серьезными.

1. Народу велено прислушаться: «Слушайте, что говорит Господь». То, что говорит пророк, он говорит от Бога и во имя Его, поэтому они обязаны выслушать его не как греховного смертного человека, а как святого живого Бога. Послушайте, что говорит Господь, или, рано или поздно, Он будет услышан.

2. Пророку велено говорить ревностно и ставить ударение на сказанном: «Встань, судись перед горами или с горами, и холмы да слышат голос твой, если это возможно; борись с горами и холмами Иудеи, то есть с обитателями этих гор и холмов». Некоторые полагают, что это ссылка на те горы и холмы, где они поклонялись идолам и тем самым осквернили их, но, скорее, эти слова нужно понимать в более общем смысле, что следует из призыва пророка, обращенного не только к горам, но и к твердым основам земли, соответственно данной ему инструкции. Это сделано для того, (1) чтобы побудить пророка быть ревностным; он должен говорить так страстно, словно желает, чтобы его услышали даже холмы и горы; он должен взывать громко и не удерживаться, слова, сказанные во имя Бога, он должен возвестить публично перед горами как человек, который не стыдится и не боится своего послания; он должен говорить как человек, которого это глубоко волнует, который желает обратиться к сердцу и поэтому говорит от сердца.

(2) Чтобы подвергнуть позору тупость народа: «Холмы да слышат твой голос, ибо беспечный и бессмысленный народ не желает слушать и быть внимательным к моим словам. Пусть скалы и твердые основы земли, которые не имеют ушей, услышат, раз Израиль, имеющий уши, не желает слушать». Это призыв к горам и холмам; пусть они свидетельствуют, что Израилю было дано четкое предостережение и добрый совет,; если только он примет его. Подобным образом свои обращения начинал Исаия: «Слушайте, небеса, и внимай, земля! Рассудите Бога с виноградником Его».

II. Само по себе послание весьма впечатляет. Задача пророка — возвестить весь мир о том, что Бог судится со Своим народом и имеет хорошее основание, чтобы выступить против него. Они публично оскорбили Его, и поэтому Он предъявляет им статьи обвинения. Обратите внимание: у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется; Он будет судиться через Своих пророков и через Свои провидения, чтобы обосновать Свое обвинение. Отметьте:

(1) грех порождает противостояние между Богом и человеком. Праведный Бог предъявляет обвинение каждому грешнику в том, что он должник, преступник и клеветник.

(2) Если Израиль — народ, исповедующий Бога, — раздражает Его своим грехом, то Господь покажет, что противится ему. Он видит грех в Своем народе и недоволен им; более того, их грехи для Него более неприятны, чем грехи других, ибо больше других огорчают Его Дух и бесчестят Его имя.

(3) Бог будет судиться с теми, с кем у Него возникли разногласия, Он будет судиться со Своим народом Израиля, чтобы они были обличены, а Он — оправдан. В заключительной части предыдущей главы Он судился с язычниками во гневе и ярости, чтобы погубить их, а в данной главе Он судится с Израилем с состраданием и нежностью, чтобы привести его к покаянию: «Придите — и рассудим». Бог судится с нами, чтобы научить нас судить самих себя. Посмотрите, насколько справедливо дело Бога: оно выдержит любой суд, а грешники будут вынуждены согласиться с этим судом и признать, что правы пути Божьи, а их пути неправы (Иез 18:25).

[1] В данных стихах Бог призывает их, чтобы показать, что Он не сделал ничего такого, что давало бы им повод оставить Его. Они восстали против Бога и оставили Его, но были ли у них основания для этого? «Народ Мой! Что сделал Я тебе и чем отягощал тебя?» (ст. 3), Если подчиненные оказались неверными своему князю, то разве они имеют право жаловаться (как поступили десять колен, когда восстали против Ровоама), что его ярмо слишком тяжкое для них? Можете ли вы пожаловаться на нечто подобное?;«Разве был Я несправедлив или недобр к тебе? Разве Я отягощал тебя служениями или требовал дань?’ (Ис 43:23,). Какую неправду нашли во Мне отцы ваши!» (Иер 2:5). Он никогда не обманывал нас и всегда оправдывал наши надежды на Него; Он никогда не причинял нам зла и не подвергал позору; тогда почему мы причиняем зло и бесчестим Его, не оправдываем возложенных на нас надежд? Это призыв ко всем когда-либо служившим Богу свидетельствовать ;против Него, если хоть чем-то они докажут, что Он является суровым Господином или Его требования были безрассудными.

[2] Раз они не могут показать ничего плохого, что Он сделал им, то Он покажет, как много добра Он сделал для них; это должно побудить их навсегда посвятить себя служению Ему (ст. 4,5). В данных стихах им, а также и нам велено вспомнить божественную милость, проявленную к ним много лет тому назад; пусть вспомнят прежние дни, свои первые дни, когда они были образованы в народ и Бог совершал для них великие дела. Во-первых, когда Он вывел их из Египта — из земли, где они были рабами (ст. 4). Они были удовлетворены своим рабством и почти полюбили свои узы ради чеснока и лука, который они имели в изобилии, но Бог вывел их, вдохнул в них стремление к свободе и оживил решимостью с помощью дерзких усилий стряхнуть свои узы. Египтяне крепко держали их и не позволяли народу уйти, но Бог искупил их (хотя и не ценой, а силой) из дома рабов (в англ. пер.) или, скорее, из дома рабства (в рус. пер.), ибо то же самое слово используется в предисловии к десяти заповедям, которое подразумевает, что если эти размышления не будут использованы в качестве аргументов, побуждающих нас исполнить свой долг, то они будут использованы против нас как усугубляющие грех. Когда Бог вывел их из Египта в огромную унылую пустыню, то не только не оставил Себя без свидетелей, но и не оставил их без лидеров, ибо послал перед ними Моисея, Аарона и Мариамь — трех пророков (как говорит халдейский парафраз). Моисей был великим пророком Ветхого Завета, Аарон был его пророком (Исх 7:1), а Мариамь — пророчицей (Исх 15:20). Отметьте: когда нас призывают вспомнить прежние милости Бога, то мы не должны забывать проявленную к нам милость добрых учителей и воспитателей, когда мы были молодыми; давайте, прославляя Бога, вспоминать тех, кто шел перед нами, говоря: «Вот путь, идите по нему». Бог послал их перед нами, чтобы приготовить путь Господу и приготовить для Него народ. Во-вторых, когда Он привел их в Ханаан. Бог прославил Себя и почтил их не меньше, когда ввел в землю их покоя, чем когда вывел из земли рабства. Теперь, когда Моисей, Аарон и Мариамь были мертвы, народ вновь убедился в том, что Бог тот же. Пусть вспомнят, что Бог сделал для них,

(a) расстроив планы Валака и Валаама против них; Он сделал это посредством власти, которую имел над сердцами и устами людей (ст. 5). Пусть вспомнят, что замышлял Валак, царь Моавитский, какое зло он задумал причинить Израилю, когда его войска разбили лагерь в долинах Моава. Он задумал проклясть Израиль, разделить народ с Богом, чтобы Он их не защищал. Когда язычники развязывали войну против какого-либо народа, то они обычно старались с помощью магии, колдовства или других средств лишить его защиты богов; так, например, пытались украсть у Трои Палладиум. В трудах Макробия имеется глава de ritu evocandy Deos — о торжественных обрядах, призывающих богов. Валак хотел воспользоваться этими методами против Израиля; но вспомните, что отвечал ему Валаам, сын Веоров, насколько его слова не соответствовали стремлениям и намерениям царя. Вместо того чтобы проклясть Израиль, он благословил его, тем самым опозорил и вызвал недовольство Валака. Пусть вспомнят, насколько озлоблены против них были язычники, и по этой причине пусть никогда не учатся путям язычников и не сообщаются с ними. Пусть помнят милость своего Бога, проявленную к ним, как Он обратил проклятие в благословение (ибо Господь Бог твой любит тебя, Втор 23:5), и никогда не оставляют Его. Отметьте: мы всегда должны помнить, как были расстроены замыслы врагов Церкви ради славы ее Защитника, Который может ответ языка сделать прямо противоположным приготовлениям и советам сердца (Прит 16:1).

(б) Когда выводил их из Ситтима — места их последнего поселения за пределами Ханаана, и вводил в Галгал — их первое поселение в Ханаане. Вот что происходило от Ситтима до Галгала: после смерти Моисея был поставлен Иисус Навин, прообраз Христа, под руководством которого Израиль должен был сражаться и завладеть землей обетованной; именно там они перешли Иордан благодаря тому, что вода разделилась, и там был обновлен завет обрезания. Теперь они должны были вспомнить эти милости, которые Бог совершил для их отцов, чтобы познать праведные действия Господни, Его праведность (дословно): Его справедливость, когда Он уничтожал хананеян, Его благость, когда Он дал покой Своему народу Израиля, и Его верность Своим обещаниям, данным отцам. Воспоминания о том, что Бог сделал для них, могло убедить их во всем этом и побудить всегда Ему служить. Или это может быть ссылкой на противостояние, возникшее в то время между Богом и Израилем; пусть вспомнят многие милости, оказанные Богом им и их отцам; пусть сравнят их со своим недостойным и неблагодарным поведением по отношению к Богу, чтобы познать праведные действия Господни, когда Он судился с ними, и стало ясно, что в этом противостоянии правда на Его стороне; Его пути правы, ибо Он праведен в приговоре Своем и чист в суде Своем.

Стихи 6-8. В данных стихах предлагается прийти к соглашению между Богом и Израилем — сторонами, конфликт которых описан в начале главы. После рассмотрения дела Израилю был вынесен приговор: они обвинялись в несправедливости и неблагодарности к Богу. Их вина была слишком очевидна, чтобы отрицать, и слишком велика, чтобы ее простить. И поэтому:

I. Они выражают свое желание примириться с Богом при любых условиях (ст. 6,7): «С чем предстать мне пред Господом?» Осознав, что Бог поступает справедливо, конфликтуя с ними, и опасаясь последствий этого, они спрашивают, что можно сделать, чтобы примириться с Богом и сделать Его своим другом. С этим вопросом они обращаются к правильному человеку — к пророку, Господнему посланнику, благодаря служению которого они были обличены. Кто больше подходит, чтобы показать им их путь, как не тот, кто дал им осознать собственную ошибку? Следует обратить внимание, что каждый говорит за себя: «С чем предстать мне?» Зная бедственное положение сердца каждого, они не спрашивают: «Что должен сделать этот человек?», а: «Что мне делать?» Отметьте: глубокие обличения о собственной виновности и о гневе Божьем побудят человека усердно искать мира и прощения; и только тогда, а не ранее, появится некая надежда, что они обретут их. Они спрашивают: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным?» Они верят, что существует Бог, Иегова, что Он — Бог Небесный, Всевышний. Те люди, чья совесть убеждена в этом, научились говорить почтительно о Боге, о Котором раньше говорили пренебрежительно.

1. Мы знаем, что должны предстать пред Богом; Он — Бог, с Которым нам придется иметь дело; мы должны прийти к Нему как подданные, чтобы оказать почтение, и как нищие, чтобы просить у Него милостыню; более того, мы должны предстать пред Ним как преступники, чтобы принять от Него свой приговор, должны предстать пред Ним как перед нашим Судьей.

2. Когда мы предстаем пред Ним, то должны преклониться пред Ним; наш долг — быть очень смиренными и почтительными, приближаясь к Нему; и когда мы предстаем пред Ним, то нам остается только подчиниться; у нас нет другого выхода, и нам бесполезно сражаться с Ним.

3. Когда мы приходим и склоняемся пред Ним, то должны прилагать усилия, чтобы обрести Его благоволение и быть принятыми Им. Они спрашивают: «Чем можно угодить Богу!» Отметьте: все, кто правильно понимает собственную выгоду, не могут не прилагать усилия, чтобы угодить Богу, избежать Его недовольства и обрести Его доброжелательство.

4. Для того чтобы Бог был доволен нами, мы должны стараться, чтобы грех, вызвавший Его недовольство, был прощен и за него было принесено искупление. Поэтому данный вопрос звучит так: «Что дать мне за преступление мое или за грех моей души?» Отметьте: преступление, в котором мы виновны, — это грех нашей души, ибо его совершила душа (без участия души действие не является грехом) и душа страдает из-за него; грех — это беспорядок, болезнь и осквернение души, он может привести ее к гибели. Что дать за преступление мое? Что сможет удовлетворить справедливость Бога и восстановить Его честь? Что послужит мне прибежищем от Его гнева?

5. Поэтому мы должны спросить: «С чем предстать мне пред Господом?» Мы не должны приходить к Господу пустыми. Что же мы должны принести с собой? Как мы должны предстать? Во имя кого мы должны предстать? В нас нет ничего такого, что положительно представило бы нас Ему, мы должны получить это от другого. В чьей же праведности тогда мы предстанем пред Ним?

II. Чтобы ответить на этот вопрос, они делают некоторые предположения. Их вопрос был очень правильный и хороший, мы сами должны задавать его, но их предположения свидетельствуют о невежестве, хотя и показывают их рвение. Давайте исследуем их.

1. Их предложение предполагает большие затраты. Они предлагают принести (1) тысячи овнов. Бог требовал одного овна в качестве жертвы за грех; а они предлагают стада овнов, всех овнов, которых имеют, и согласны стать нищими, лишь бы примириться с Богом. Они будут приносить наилучшее, что имеют — овнов, самых лучших из них, — пока их число не дойдет до тысяч.

(2) То, что очень дорого для них и с чем они расстанутся с большой неохотой. Они готовы расстаться со своими первенцами за свои преступления, если те будут приняты в качестве искупления, — с плодом чрева своего за грех души своей. Для тех, кто осуетился в умствованиях своих, это, похоже, является подходящим удовлетворением за грех, ибо наши дети — часть нас самих; поэтому язычники приносили в жертву своих детей, чтобы удовлетворить свои обиженные божества. Отметьте: кто основательно обличен во грехе и его пагубности, о собственном бедственном положении и опасности, которой он подвергается из-за него, тот готов отдать весь мир, если бы мог, чтобы обрести мир и прощение.

2. Но их предложения неверны. Правда, что некоторые их этих обрядов были установлены церемониальным законом, который повелевал приносить всесожжение на Божий жертвенник: однолетнего тельца, овнов в качестве жертвы за грех и елей для хлебных приношений; но сами по себе они не могут похвально представить нас Богу. Бог часто заявлял, что послушание лучше жертвы, а повиновение лучше тука овнов, что жертвы и приношения Он не желает. Законные жертвы имели достоинство и ценность согласно постановлению, так как являлись прообразом Христа — великой искупительной Жертвы, но сами по себе они не имели ценности, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Что же касается остальных, здесь упомянутых вещей, то (1) некоторые из них неосуществимы, как, например, потоки елея, которыми природа не обеспечивала их для удовлетворения любви к роскоши, а обеспечивала лишь потоками воды, необходимыми для жизни человека. Все предложения о заключении мира, помимо тех, которые приводит Евангелие, абсурдны. Один поток Крови Христа драгоценнее десяти тысяч потоков елей.

(2) Некоторые предложения нечестивы, как, например, предложение предать первенца, плод их чрева, смерти; это только умножило бы их преступления и грех души. Тот, Который ненавидит грабеж ради всесожжений, намного больше ненавидит такое убийство. Какие права мы имеем на первенцев и на плод нашего тела! Разве они не принадлежат Богу? Разве они уже не Божьи и не для Него рождены? Разве они не являются грешниками по природе и им не придется расплачиваться за собственную жизнь по предъявленному счету? Как же тогда они могут быть выкупом за нашу жизнь?

(3) Все эти внешние проявления — часть телесных упражнений, приносящих мало пользы, которые не могут сделать совершенными приходящих с ними.

(4) Все они незначительные и недостаточные для достижения поставленной цели; они не могут соответствовать требованиям божественной справедливости и принести удовлетворение за зло, причиненное Богу и Его чести грехом, равно как не могут быть средством, освящающим сердце и изменяющим жизнь. Люди скорее расстанутся с чем угодно, но не с грехом; но, расставшись со всем, они не смогут обрести благоволение Бога, пока не расстанутся с грехом.

III. Бог четко говорит, чего Он от них требует, и настаивает, чтобы Его требования были выполнены, если они хотят, чтобы Он принял их (ст. 8). Пусть их деньги погибнут вместе с теми, кто думает, что прощение греха и благоволение Бога можно приобрести таким образом; нет, сказано тебе, о человек, что — добро. В данных стихах нам сказано:

1. Что Бог открывает нам Свои мысли и намерения, дабы мы исправили свои ошибки и получили наставление для своих действий.

(1) Сам Бог показывает, что нам делать. Мы не должны беспокоиться и вносить предложения, ибо условия уже учреждены и изложены. Тот, Кого мы обидели и Кому подотчетны, сказал, при каких условиях Он примирится с нами.

(2) Он показал их человеку: не только тебе, о Израиль, а тебе, о человек! — язычникам и иудеям — людям, разумным творениям, способным принять эту информацию, а не животным; людям, для которых это средство предназначено, а не бесам, чья ситуация отчаянна. То, что изречено всем людям повсюду, мы должны верой применить в частности к себе, словно в словах «тебе, о человек» названо твое имя, а не кого-то другого.

(3) Он открывает нам, что есть добро и чего Бог требует от нас. Он дал увидеть нам цель, к которой мы должны стремиться, показав, что есть добро и в чем заключается наше истинное счастье; Он дал увидеть нам путь, по которому мы должны идти к этой цели, показав, чего Он требует от нас. Бог требует от нас нечто, что мы должны сделать для Него и посвятить Ему; и это — добро. Это — добро само по себе; в нравственных обязанностях присутствует врожденная благость, предшествовавшая заповеди; они не являются благими, подобно церемониальным постановлениям, потому что заповеданы, а заповеданы, потому что благи и согласуются с вечными принципами и нормами добра и зла, которые неизменны. Подобным образом добро имеет постоянную тенденцию к нашему благу; наше подобие ему является не только условием будущего блаженства, но и великой выгодой для нынешнего блаженства; в соблюдении заповедей Господних великая награда, равно как и после этого.

(4) Это показано нам. Бог не только открыл их, но и четко изложил; Он открыл их нам с такими убедительными доказательствами, что это похоже на демонстрацию. Вот, что мы дознали; так оно и есть.

2. Что это за открытие. Добро, которое Бог требует от нас, это не оплата цены за прощение греха и возможность быть принятыми Богом, а исполнение долга, который является условием для обретения прощения.

(1) Мы должны действовать справедливо, отдавать всякому должное, соответственно нашим обязанностям и долгу перед ними; мы не должны никому причинять зло, а делать добро человеку, его имуществу и доброму имени.

(2) Мы должны любить дела милосердия, наслаждаться, совершая их, как наслаждается наш Бог, должны радоваться любой возможности сделать добро и делать его с радостью. Справедливость идет перед милостью, ибо мы не должны давать в качестве подаяния то, что несправедливо добыто, или то, что должно быть уплачено в качестве долга. Бог ненавидит грабительство ради всесожжения (англ .пер.).

(3) Мы должны смиренномудренно ходить пред Богом своим. Это требование включает все обязанности, изложенные в первой скрижали, как два предыдущих включают все обязанности второй скрижали. Мы должны воспринимать Господа как нашего Бога по завету, быть внимательными и верными Ему; мы должны сделать своим основным делом — стремление угодить Ему. Слова Писания «Енох ходил с Богом» так переведены в Послании Евреям 11:5: «Енох угодил Богу». В своем образе жизни мы должны соответствовать воле Бога, поддерживать свое общение с Богом и учиться представлять себя Ему непорочными; мы должны делать это смиренно (подчиняя свой разум истинам Божьим, а нашу волю — Его заповедям и провидениям);

мы должны смирять себя, ходя с Богом (написано на полях);

каждая мысль внутри нас должна быть побеждена и приведена в послушание Богу, если мы хотим, чтобы в нашем хождении нам сопутствовало благополучие. Это то, чего Бог требует и без чего самые дорогостоящие служения являются дарами тщетными; это более, чем всесожжения и жертвы.

Стихи 9-16. Показав, насколько необходимо, чтобы они поступали справедливо, Бог показывает им, насколько очевидно, что они поступали несправедливо; и так как они не подчинились Его мнению и не пошли правильным путем, то Он продолжает конфликтовать с ними. Обратите внимание:

I. Какие действия против них Он предпринимает (ст. 9). Бог взывает к городу — к Иерусалиму и Самарии. Его глас взывает к ним через Его слуг и пророков, которые должны были взывать громко и не удерживаться. Отметьте: глас пророков — это глас Господень, которым Он взывает к городу к деревне. Не премудрость ли взывает? (Прит 8:1). Когда грех города вопиет к Богу, тогда Его глас вопиет против него; а когда суды Божьи приближаются к городу, то вначале Его глас взывает к нему. Прежде чем ранить, Он предупреждает, ибо не желает, чтобы кто погиб. Здесь обратите внимание:

(1) как некоторые воспринимают глас Божий: мудрость благоговеет пред именем Твоим. Когда глас Божий взывает к нам, то благодаря этому мы можем увидеть Его имя, можем различить и постичь то, с помощью чего Он явил себя. Тем не менее многие не видят его, не знают его, ибо не уважают его. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз (Иов 33:14), но люди мудрые видят и замечают его и используют для блага. Отметьте: истинная мудрость раскрывает имя Бога в гласе Бога и узнает, каким Он является из того, что Он сказал. Мудрость видит твое имя (в англ. пер.), ибо познание Святого — разум.

(2) Что глас Божий говорит всем: «Слушайте жезл и Того, Кто поставил его. Слушайте жезл, когда он приближается; слушайте его на расстоянии, до того, как увидите, и почувствуйте его; пробудитесь и выйдите, чтобы встретиться с Господом на пути Его судов. Слушайте жезл, когда он пришел и фактически находится над вами и вы ощущаете его удары; слушайте, что он говорит вам: его обличения, советы и предостережения». Отметьте: каждый жезл имеет голос, это глас Бога, который нужно услышать в жезле Бога, и он несет благо для тех, кто понимает его язык; в таком случае мы должны взирать на Того, Кто поставил его. Отметьте: каждый жезл предопределен, каким он должен быть: будет ли он легким и как долго будет действовать. В каждом страдании Бог выполнит положенное нам (Иов 23:14), и поэтому на Него мы должны взирать и Его слушать; мы должны слушать, что Он говорит нам через страдание. Выслушай это и заметь для себя (Иов 5:27). Задача служителей — пояснять провидения Бога, побуждать и направлять людей познать уроки, которые Он дает через них.

II. Каковы основания для этих действий и что предъявляется им в качестве обвинения.

1. Они обвиняются в несправедливости — грехе, нарушающем заповеди второй скрижали. Присутствуют ли среди них признаки и средства мошенничества во взаимоотношениях с другими? Неужели такое возможно! Неужели они могут поступать нечестно после всех уроков, преподанных им Богом для того, чтобы научить их быть честными? Похоже, так и было (ст. 10). Могу ли Я считать их чистыми? (ст. 11, англ. пер.). Нет, этот грех ни в коей мере не согласуется с принципами чистоты. Кто поступает нечестно по отношению к другим, тот не является чадом Бога по своим порокам и никогда не будет считаться чистым, как бы ни демонстрировал свою набожность. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Если человек подозревается в воровстве или мошенничестве, то правосудие дает полномочие на обыск в его доме. И в данной ситуации Бог исследует дома этих граждан, где обнаруживает:

(1) сокровища нечестия и огромные богатства; но все это добыто нечестным путем и вряд ли будет процветать, ибо не доставляют пользы сокровища неправедные.

(2) Уменьшенную меру, которую они применяли, продавая товар бедным, и тем самым вымогали больше денег и обманывали их,

(3) Весы неверные и обманчивые гири, е помощью которых, делая вид, что они правильно отвешивают товар покупателю, они причиняли ему величайшее зло (ст. 11).

(4) Что имевшие богатство и власть в своих руках злоупотребляли ею и использовали для притеснения и вымогательства. Богачи исполнены неправды, ибо имеющие много хотят иметь еще больше, и они обладают возможностью обогатиться благодаря власти, которую дает им богатство. Они полны насилия (в англ. пер.), то есть их дома наполнены имуществом, добытым благодаря насилию.

(5) Тех, которые не имели возможности причинять зло благодаря своему богатству, но в то же время пользовались средствами мошенничества во взаимоотношениях с людьми: жители его говорят ложь; если они не могут использовать силу и насилие, то применяют обман и мошенничество; жители говорят ложь, и язык их есть обман в устах их, они постоянно обдумывают ложь, чтобы заключить выгодную сделку. Некоторые полагают, что здесь подразумевается их ложь в адрес Бога, когда они говорили: «Не видит нас Господь, оставил Господь землю сию» (Иез 8:12).

2. Они обвиняются в идолопоклонстве (ст. 6): «Сохранились у вас обычаи Амврия и все дела дома Ахавова». Оба эти царя были нечестивыми и делали неугодное пред очами Господа; они утвердили закон, поддерживающий нечестие, и согласно ему учредили обычаи, которые по своей сути являлись идолопоклонством; это и было основным делом, которым занимался этот дом. Амврий пошел путем Иеровоама и своим грехом прогневлял Господа Бога Израилева идолами своими (3Цар 16:26,31). Ахав ввел поклонение Ваалу. Эти правители царствовали несколькими веками ранее того времени, когда жил этот пророк, тем не менее нечестие, которое они утвердили своими законами и примером, сохранилось до его дней; их заповеди и обычаи соблюдались до того времени, а князья и простой народ продолжали поступать по советам их: использовали те же средства и руководствовались в своей жизни теми же принципами поведения. Обратите внимание:

(1) одно и то же нечестие передается от одного поколения другому. Грех — это корень горечи, который быстро укореняется, но с трудом искореняется. Беззакония прежних веков часто передаются и прилепляются к последующим поколениям. Те, которые издают порочные законы и вводят порочные обычаи, совершают то, что может привести к гибели не рождённого ребенка.

(2) Этот грех был таким же злом, в такой же степени гневил Бога и был опасным для грешников, ибо был учрежден и подтвержден законами князей, примером великих людей и долгой практикой. Хотя поклонение идолам вводилось уставами Амврия, одобрялось идолопоклонством дома Ахава и подкреплялось тем, что было в употреблении многими поколениями, но оно постоянно вызывало недовольство Бога и оказывало разрушительное влияние на Израиль, ибо никакие законы и обычаи, противоречащие божественной заповеди, не могут быть в силе.

III. Какое решение выносится по этому поводу. Так как они были признаны виновными во всех этих преступлениях, то приговор таков: все, о чем Бог предостерегал их (ст. 9), обрушится на них (ст. 13): «Я неисцелъно поражу тебя опустошением». Так как они поражали нищих жезлом своих притеснений, то и Бог подобным образом поразит их. Он сделает их больными, больными от несправедливо добытой прибыли, и поэтому хотя они будут глотать имения, но изблюют их (Иов 20:15). Их приговор таков:

1. Они не будут наслаждаться и радоваться тому, что имеют; ничего хорошего от этого не будет. Они хотят иметь больше, чем им необходимо, но когда получат желаемое, то этого окажется недостаточно, чтобы успокоить их и сделать счастливыми. То, что добыто благодаря обману и притеснению, не будет храниться и не принесет радости и удовлетворения.

(1) Их пища не сможет напитать их: «Ты будешь есть — и не будешь сыт», то ли потому что пища не будет перевариваться, то ли потому что ей не будет сопутствовать Божье благословение, то ли потому что из-за болезни аппетит станет ненасытимым и постоянно жаждущим. Это будет справедливым наказанием для тех, кто жаждал прибыли и расширял душу свою, как ад. Люди могут быть пресыщены благами этого мира, но в то же время ненасыщенными (Ис 55:2).

(2) Их страна не будет прибежищем и защитой для них: «Пустота будет внутри тебя, то есть ты будешь сокрушен и уничтожен внутренними бедствиями; зло в твоем доме сокрушит тебя, хотя чужеземные силы не будут нападать на тебя». Бог может повергнуть народ тем, что пребывает в его среде, огонь их внутренностей может поглотить их.

(3) Они не смогут сохранить то, что имеют, от нападений извне, равно как и восстановить утерянное: «Ты будешь хранить то, что может быть отнято у тебя, но не убережешь и не вернешь его». Здесь подразумеваются их жены и дети, которые были им очень дороги; они очень усердно хранили их и приняли решение никогда не расставаться с ними; но они окажутся в безвыходном положении и будут вынуждены пойти в плен. Отметьте: то, что мы очень крепко держим, чаще всего скоро теряем, и самым незащищенным оказывается то, что нам всего дороже.

(4) То, что им удастся сберечь, сохранится для дальнейшего более сурового удара: «То, что ты сбережешь и вырвешь из руки одного врага, то Я предам мечу другого врага», ибо Бог в Своем колчане имеет много стрел, и если одна стрела не попадает в грешника, то другая не промахнется.

(5) Они не будут радоваться тому, ради чего трудились (ст. 15): «Будешь сеять, а жать не будешь; урожай будет уничтожен и высохнет и нечего будет жать; или придет враг и соберет урожай для себя, или тебя уведут в плен, и ты не будешь знать, кто убирает твой урожай. Ты будешь давить оливки — и не будешь умащаться елеем из-за отсутствия в сердце желания украшать себя и освежаться, когда все идет к гибели. Ты выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь, ибо много событий может произойти, пока ты донесешь чашу до уст». Отметьте: очень печально, когда ожидания не сбываются и мы не получаем удовольствия от того, к чему прилагали много усилий; и это будет справедливым наказанием для тех, кто не оправдал надежд Бога на них и не соответствовал цене, уплаченной за них. Прочитайте эту угрозу, записанную в законе (Лев 26:16; Втор 28:30,38 и далее и сравните с Ис 62:8,9).

2. Что в конце концов у них отнимут все, что они имеют: «Поражу тебя опустошением за грехи твои (ст. 13) — предам опустошению и посмеянию (ст. 16)». Грех опустошает народ; а когда народ, который был известным и процветающим, предается опустошению, то это вызывает изумление у одних и ликование у других. Одни оплакивают это, а другие смеются. Так вы понесете поругание народа Моего. Пока они были народом Бога, носили Его имя и исповедовали его, пока они исполняли свой долг и пребывали в любви Бога, то это прославляло их и все их соседи думали так же; но теперь, когда они развратились и погубили себя, когда их грехи и суды Божьи опустошили их землю, то тот факт, что они когда-то были народом Божьим, стал для них поруганием. Их враги скажут: «Они — народ Господа» (Иез 36:20). Отметьте: если исповедующие религию губят себя, то их гибель будет самой позорной из всех; и в последний день они особым образом воскреснут для вечного стыда и позора.


Глава 6 из 7« Первая«567

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Комментарии Мэтью Генри — Михей. Раздел: Комментарии Мэтью Генри на Ветхий Завет.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.