12 глава

В этой главе повествуется о том, как:

I. Ирод Агриппа, царствовавший в то время в Иудее, казнит Иакова и бросает в темницу Петра, ст. 1-4.

II. Бог по молитве церкви и при посредничестве Ангела чудесным образом выводит Петра из темницы, см. 6-19.

III. Внезапно, на вершине своей земной славы, царь Ирод отторгается от земли живых Ангелом, служителем Божьего правосудия, ст. 20-23. Все эти события совпадают по времени с посещением Варнавой и Савлом Иерусалима с целью передачи по поручению антиохийской церкви помощи бедным. Глава завершается рассказом о возвращении апостолов в Антиохию, ст. 24, 25.

Стихи 1-4. Со времени обращения Павла мы больше не слышали о гонениях, воздвигнутых на верующих священниками в Иерусалиме. Возможно, что та чудесная перемена, которая произошла с Павлом, и то расстройство, в которое из-за этой перемены пришел злой умысел иудеев в отношении христиан в Дамаске, отчасти смягчив гонителей, заставили их послушаться совета Гамалиила и оставить людей сих. Верующих оставили в покое, чтобы посмотреть, что из всего этого выйдет, однако теперь буря надвигалась с другой стороны. Гонения на христиан начинают гражданские власти, на сей раз уже не по указке священников, как это бывало обычно (по крайней мере, такое впечатление создается), а по собственной инициативе. Хотя царь Ирод и происходил из идумейского рода, он, судя по всему, был обращен в иудейство, ибо, как свидетельствует о том Иосиф Флавий, он усердно отправлял Моисеевы обряды и фанатично держался буквы обрядового закона. Будучи не просто тетрархом Галилеи (как Ирод Антипа), Ирод Агриппа управлял Иудеей, пожалованной ему императором Клавдием, и большую часть времени проводил в Иерусалиме. Этот отрывок сообщает нам о трех деяниях Ирода:

I. Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, ст. 1. Тот факт, что он поднимает руки на церковь, косвенно указывает на то обстоятельство, что его руки сковывали путы, которыми от участия в этом деле его, возможно, удерживала собственная совесть. Теперь же он порывает эти путы и поднимает руки на церковь, делая это обдуманно и со злым умыслом. Ирод хватает некоторых членов церкви, чтобы расправиться с ними (так понимают это место некоторые). Он велит своим офицерам схватить их, взять под стражу, чтобы затем преследовать судебным порядком. Посмотрите, как мало-помалу наступает Ирод.

1. Он начинает с некоторых членов церкви, фигур не столь примечательных и выдающихся, охотится сначала на мелкую дичь, а после набрасывается и на самих апостолов. Он затаил зло на церковь, и единственной причиной, по которой он решил причинить беспокойство верующим, было то, что они принадлежат к церкви и таким образом принадлежат Христу.

2. Он начинает с того, что только досаждает им или же заставляет страдать, заключая их в темницу, штрафуя их, расхищая их дома и вещи и докучая им иным образом. Однако затем он переходит к следующим ступеням спланированного насилия. Посредством перенесения меньших тягот страдающие слуги Христа научаются переносить большие тяготы, чтобы от скорби происходило терпение, от терпения опытность.

II. Ирод убил Иакова, брата Иоаннова, мечем, ст. 2. Здесь необходимо рассмотреть:

1. Кто пострадал за веру. Пострадавшим оказался Иаков, брат Иоаннов, как его называли, чтобы отличать от другого Иакова, брата Иосии. Первого звали Jacobus major — Иаков больший, второго — minor, то есть меньший. Иаков, о котором сообщается в этом стихе, увенчанный страданием за веру, был одним из первых трех учеников Христа, одним из свидетелей Его преображения и борения, которые и его самого приготовили к мучениям. Этот Иаков был одним из тех, кого Христос назвал Воанергес — сыны громовы, и не исключено, что своей зажигающей проповедью, ведущей души к пробуждению, он приводил в ярость Ирода или же его окружение, подобно тому как Иоанн Креститель выводил из себя другого Ирода, что и послужило причиной его мученической смерти. Он был одним из сыновей Зеведеевых, которым Христос сказал: «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься…» (Мф 20:23). Так слова Христа сбылись в судьбе Иакова, однако это произошло с тем, чтобы ему сесть одесную Христа, ибо если терпим, то с Ним и царствовать будем. Иаков был одним из двенадцати, облеченных полномочиями научить все народы, однако его казнь сейчас, когда он еще не двинулся из Иерусалима, была равнозначна убийству Авеля Каином, когда землю должно было населить людьми, ибо один человек в одно время значит больше, чем множество людей в другое время. Убить апостола в то время — значило убить такое множество людей, о каком Ирод даже и не подозревал. Но почему Бог допустил это? Если кровь святых, тем паче кровь апостолов, дорога в очах Его то можно быть уверенными в том, что она не пролилась без какого-то ценного, встречного удовлетворения. Может быть, Бог намеревался таким образом побудить других апостолов рассеяться среди народов и впредь не укрываться в Иерусалиме? Или же это следовало понимать так, что хотя апостолы и были призваны насаждать Евангелие в мире, тем не менее если Бог сочтет нужным забрать их к Себе, то Он найдет возможность исполнить Свое дело и без них, когда захочет. Этот апостол умирает мученической смертью, чтобы показать другим апостолам, чего им следует ожидать в будущем, чтобы надлежащим образом приготовиться к своему концу. Распространенное в католической Церкви предание о том, что этот Иаков накануне своей казни посетил Испанию, чтобы насадить там Евангелие, совершенно беспочвенно; такое понимание не имеет под собой никакого основания и не подтверждается никакими заслуживающими доверия сведениями.

2. Какую смерть принимает Иаков. Его убивают мечем, то есть ему отсекают голову, что по сравнению с обезглавливанием при помощи топора у римлян считалось более позорным концом (об этом пишет Lorinus). У иудеев не было обычая казнить преступников через отсечение головы; когда же царствующие особы отдавали устный приказ расправиться с жертвой тайно или поспешно, отсечение головы мечом было в таких случаях скорейшей расправой. Вероятно, этот Ирод убивает Иакова так же, как в свое время другой Ирод убил Иоанна Крестителя, сделав это тайно, в темничном доме. Странно, что мы не находим более полного и обстоятельного рассказа (подобного рассказу о мученичестве Стефана) о смерти за веру этого великого апостола. Но и этого краткого упоминания достаточно здесь для того, чтобы мы узнали о том, что первые проповедники Евангелия были настолько твердо убеждены в его истине, что скрепляли ее печатью своей крови чем и нас вдохновили сражаться до крови, если Господь призовет нас к тому. Ветхозаветные мученики умирали от меча (Евр 11:37), да и Христос не мир пришел принести, но меч, Мф 10:34. И, чтобы быть готовыми к этому, мы должны вооружиться мечем духовным, который есть слово Божье, и тогда, имея упование на Бога, мы не убоимся того, что сделает нам мечом человек.

III. Ирод задержал Петра, о котором больше всего был наслышан как о самом выдающемся среди апостолов и с которым расправиться поэтому считал для себя великой честью. Заметьте:

1. Обезглавив Иакова, Ирод продолжает наступать дальше: вслед за тем он взял и Петра.

Примечание: кровожадный человек, проливая чужую кровь, не удовлетворяется этим, но ожесточается еще больше; путь гонений как и путь любого греха, ведет по наклонной; когда люди встают на этот путь, им не очень просто остановиться на нем; находясь на этом пути, они обнаруживают, что не могут не катиться вниз. Male facta male factis tegere ne perpluant — За одним злодеянием скрывается другое, так что между ними не пройти. Кто делает на греховном пути один решительный шаг, тот дает лукавому повод подтолкнуть его к тому, чтобы сделать следующий шаг, и побуждает Бога предоставить его самому себе, чтобы на своих путях идти от плохого к худшему. Поэтому с нашей стороны мудро остерегаться греха уже в самом его зародыше.

2. Ирод сделал это по той причине, что видел, что это приятно Иудеям. Заметьте: показывая, что казнь Иакова пришлась им по душе, иудеи, несомненно, берут кровь Иакова на себя, несмотря на то что вовсе не они подстрекали к этому И–ода. Ведь бывают соучастники ex post facto после совершившегося факта, так что возмездие гонителей понесут также и те, кому приходятся по душе гонения, кому радостно видеть дурное обращение с добрыми людьми и кто восклицает (или, по крайней мере, одобряет в глубине души): «Хорошо! по душе нашей!» Когда кровавые палачи слышат рукоплескания по поводу того, против чего всякий человек обязан протестовать, тогда они вдохновляются, руки их укрепляются, сердца ожесточаются, а упреки совести стихают; более того, эти рукоплескания оказываются для них таким же соблазном, каким были они и для Ирода, видевшего, что это приятно Иудеям. Если бы Ирод не задержал Петра, то у него все равно не было бы оснований опасаться недовольства иудеев (как это было бы в случае с Пилатом, если бы тот не осудил Христа), однако он рассчитывает предупредить желания народа и тем самым восполнить нанесенные ему обиды в чем-то другом.

Примечание: кто угождает людям, тот становится легкой добычей сатаны.

3. Указывается время, когда Ирод задержал Петра. …Тогда были дни опресноков… Отмечается праздник Пасхи, когда воспоминание о символическом избавлении должно было вести евреев к принятию духовного избавления; однако вместо этого, под предлогом усердного исполнения закона, они ожесточенно воюют против него, и в дни опресноков озлоблены более всего, и исполнены горестной старой закваски порока и лукавства. Иудеи из всех земель, прийдя в Иерусалим на праздник по случаю Пасхи, настраивают друг друга против христиан и христианского вероучения, неистовствуя сильнее, чем когда-либо.

4. Далее следует рассказ о взятии Петра под стражу, ст. 4. Задержав его и, по всей видимости, пытав, Ирод посадил Петра в темницу, во внутреннюю темницу, туда же, куда, как утверждают, сажали Петра и других апостолов несколько лет тому назад и откуда Ангел Божий вывел их, гл 5:18. Четырем четверицам воинов, всего шестнадцати, по четверо в наряде было приказано стеречь его, Петра, чтобы он не сбежал или чтобы его не освободили его друзья. Так надеются удержать в заключении Петра.

5. Ирод рассчитывал после Пасхи вывести его к народу.

(1) Он хотел сделать из Петра зрелище. Вероятно, после того, как Ирод тайно умертвил Иакова, народ возроптал, но не потому, что без суда и следствия нельзя было предавать человека смерти, а потому, что народу было отказано в удовольствии видеть казнь апостола. На сей раз, зная желания народа, Ирод стремится угодить иудеям представлением Петра в оковах, представлением Петра на плахе, чтобы это зрелище, столь желаемое ими, усладило их взоры. Воистину, каким честолюбивым нужно быть, чтобы угождать народу, жаждущему подобных зрелищ!

(2) Ирод желал привести свой план в исполнение после Пасхи, рЕТй тд лааХа — после иудейской Пасхи. Только так, несомненно, и следует понимать данный отрывок, поскольку это греческое слово всегда переводится как «иудейская Пасха». Заменять в этом месте еврейскую Пасху учрежденным мессианским праздником (хотя ничего подобного в Новом Завете мы не находим) — значит смешивать иудейство с нашим христианским вероучением. Некоторые высказывают предположение, что Ирод не собирался судить Петра до окончания Пасхи потому, что опасался, что народ, небезразличный к апостолу, изберет и потребует отпустить его по случаю праздника. После же праздника, как только многолюдный Иерусалим опустеет, Ирод желал без промедления потешить народ судом и расправой над Петром. Так сплелась интрига, причем царь, также как и народ, нетерпеливо ожидал окончания праздника, чтобы доставить себе удовольствие таким варварским развлечением.

Стихи 5-19. Из этих стихов мы узнаем об избавлении Петра из тюрьмы, вследствие которого замысел Ирода против него расстроился, сам апостол остался в живых для того, чтобы и дальше совершать служение, и кровопролитие прекратилось. Итак:

I. Избавление Петра славно потому, что оно явилось знаменательным ответом на молитву, ст. 5. Петра стерегли в темнице со всяким старанием, так что вывести его оттуда тайно или силой было просто немыслимо. Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу, ибо молитвы и слезы народа Божьего суть оружие церкви; этим оружием она не только противостоит врагам, но и вступается за друзей; вот почему церковь обращается к этим средствам.

1. Отсрочка суда над Петром предоставляет им время для молитвы. По всей видимости, Иакова увели настолько поспешным и незаметным образом, что у христиан не осталось времени помолиться за него. Бог все устроил так, что у церкви не оказалось времени для молитвы тогда, когда Он определил отнять у верующих и сам предмет молитвы. Иаков должен был быть принесен в жертву за служение их веры, вот почему молитва за него была остановлена и удержана. С Петром же дело обстояло иначе, поскольку он еще должен был потрудиться для церкви; поэтому за него и возгревается молитва, и для нее дается время в виде отсрочки, предусмотренной Иродом. Но он не так подумает, и не так помыслит сердце его.

2. Церковь усердно молится за Петра, чтобы Богу благоугодно было расстроить злой умысел Ирода и так или иначе избавить Петра, этого агнца, из пасти льва. Для церкви казнь Иакова послужила призывом еще более ревностно молиться о Петре, ибо если таким образом в церкви будут пробивать брешь за брешью, то, надо думать, враг вскоре совершенно истребит ее. Нет в живых Стефана, не стало Иакова, так неужели теперь от них заберут и Петра? И все это на них, на церковь, и прибавляется печаль к печали, Фил 2:27.

Примечание: хотя страдания и смерть служителей Христа могут немало послужить интересам Христова Царства, тем не менее церковь обязана постоянно молиться об их жизни, свободе и благополучии; иногда же, чтобы возгреть молитву за служителей, Промысел Божий направляет течение событий таким образом, что над церковью начинают сгущаться тучи.

3. Церковь прилежно молилась о нем; эта молитва была TipooEuxn iKTEVug — усиленной молитвой. То же слово описывает молитву Христа, когда Он в борении прилежнее молился; эта усиленная молитва праведного, благоуспешная молитва, много может. Полагают, что это слово указывает на постоянство и продолжительность их молитвы; также и мы считаем, что они непрестанно молились. Их молитва была продолжительной; христиане молились об избавлении Петра на своих богослужениях (проводимых, возможно, втайне из опасений от Иудеев), затем расходились по домам и молились о том же в своих семействах, потом шли в горницы и молились о том же. Итак, они непрестанно молились; иначе говоря, сначала один круг людей, а затем второй и третий молились о нем день и ночь, ст. 12.

Примечание: время общественных потрясений и опасностей есть время общего молитвенного служения церкви; конечно, молиться нужно всегда, однако в такие времена молитва особенно нужна.

II. Избавление Петра славно еще и потому, что оно совершается, когда пришло время исполниться повелению царя и указу его, как в Есф 9:1,2. Заметьте, когда происходит избавление Петра.

1. Оно совершается под утро того дня, в который Ирод рассчитывал вынести Петру приговор, и данное обстоятельство служит к великому утешению его друзей и замешательству его врагов. Некоторые христиане, по всей видимости, имевшие влияние на Ирода или на его приближенных, пытались освободить Петра, но, увы, тщетно: царь решил, что тот умрет. И вот они теряют надежду превозмочь на этом пути, ибо завтра было назначено вывести его; им, наверное, думается, что расправа над Петром будет такой же поспешной, какой была и над его Учителем; но вот Бог отверзает дверь к спасению Петра.

Примечание: Бог приходит на помощь тогда, когда не остается никакой другой надежды на спасение, когда не становится ни заключенных, ни оставшихся вне (Втор 32:36), почему и говорят: «Чем хуже, тем лучше». Когда связанный Исаак уже был вознесен на жертвенник, когда нож уже был в руке и эта рука замахнулась над ним, чтобы заколоть его, только тогда и появился Иегова-ире — Господь усматривающий.

2. Оно совершается в то время, когда Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями. Очевидно, пытаясь пошевелить членами, апостол будит стражей. Не упустим из виду и того, что темничные врата, несомненно, заперты, и для пущей важности стражи у дверей стерегут темницу, чтобы никто и думать не смел о том, чтобы освободить его оттуда. Предложить лучший способ охранения узника человеческому уму просто не под силу. Как известно, Ирод, повторяя слова Пилата (Мф 27:65), сказал: «Охраняйте как можно надежнее». Когда люди хотят доказать, что они сильнее Бога, они убеждаются в том, что для Бога нет ничего невозможного.

3. Оно совершается тогда, когда Петр спал между двумя воинами. Апостол спит:

(1) Не страшась предстоящей расправы, пусть та уже и не за горами и нет никаких перспектив спасения. Смерть была уже в двух шагах от Петра, и тем не менее он мирно засыпает и спит (он спит теперь между своими врагами);

спит в то время, когда они, возможно, бодрствуют; спит, потому что страдает за доброе дело; спит, потому что страдает с доброй совестью; спит, потому что уверен в том, что Бог рассудит его дело к великой славе Своей. Предавая все то Судии Праведному, душа его пребывает во благе; и даже в темнице, между двумя воинами, Бог дает ему сон, как дает его возлюбленным Своим.

(2) Не рассчитывая на избавление. Он не томится, озираясь по сторонам в поисках помощи, но спит и, когда Бог выводит его из темничного дома, изумляется. Так точно и Церковь: …мы были как бы видящие во сне, Пс 115:1.

III. Весьма славно избавление Петра еще и потому, что Ангел с небес был послан с поручением спасти его, ведь такая помощь делает спасение Петра равно возможным и законным. Ангел приносит заключенному Петру законную свободу и дает ему право воспользоваться ею.

1. Ангел Господень предстал, ёпЕатц — стал над ним. Казалось бы, Петр забыт людьми, однако он не забыт Богом, ибо Господь печется о нем. Тюремные врата и стража могут скрыть от Петра всех его друзей, но только не ангелов Божьих: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их (Пс 33:8), и, если ополчится против них полк, не убоится сердце их, Пс 26:3. И где бы ни находился Божий народ и кто бы ни окружал его, ему всегда открыт путь в небо, ибо ничто не может разлучить его с Богом.

2. …И свет осиял темницу… Несмотря на то что место заключения было мрачным, к тому же тогда была ночь, перед Петром открылся ясный путь. Некоторые исследователи отмечают тот факт, что в Ветхом Завете нигде не говорится, что там, где появлялись ангелы, свет сиял вокруг них, так как ветхозаветное домостроительство было покрыто облаком и слава ангелов в то время была сокрыта от глаз людей. В новозаветном же домостроительстве при упоминании об ангелах внимание обращается на свет, освещающий пространство вокруг них, так как посредством Евангелия открывается небесный мир. Воины, к которым был прикован Петр, тогда или погрузились в глубокий сон (подобно Саулу и его воинам, когда Давид взял копье и сосуд с водой, находившиеся у изголовья Саула), или, в случае если стерегущие до того момента бодрствовали, от явления Божьего Ангела пришли в трепет и стали как мертвые, как это случилось со стражей, поставленной у гроба Господня.

3. Толкнув Петра в бок, Ангел пробудил его. Этот толчок был сделан хотя и почтительно, но в то же время достаточно сильно для того, чтобы пробудить заключенного апостола от сна, сна столь глубокого, что даже свет, засветивший над ним, не мог разбудить его. Если добрые люди дремлют в годину искушений и их не сильны пробудить ни свет слова Божьего, ни те откровения, которые оно несет с собой, то пусть они будут готовы к «толчку в бок» от какого-нибудь несчастья; и все же, лучше проснуться от таких ударов, чем продолжать и дальше беспечно спать. Толчок в бок как бы говорит: «Вставай скорее»; не то чтобы Ангел боялся не справиться со своим делом из-за медлительности Петра, просто нельзя было потворствовать Петру в его беспечности. Как только Давид услышал шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, ему должно было ему скорее встать и двинуться.

4. И цепи упали с рук его. По-видимому, Петра заковали в цепи для большей надежности, но Бог разрешил его узы; и если цепи спадают с его рук, то это означает, что он был так же силен, как и Самсон, и что он мог рвать их, словно это были нитки из пакли. Предание сильно приукрасило это обстоятельство с цепями и преподнесло официальную версию о том, что один из солдат сделал из этих цепей священную реликвию, которую спустя много времени преподнесли в дар императрице Евдоксии. Я затрудняюсь точно сказать, сколько чудес было совершено с помощью этих цепей, знаю только, что ежегодно в первый день августа Римско-католическая церковь отмечает праздник цепей Петра, festum vinculorum Petri — праздник узилищ Петра, тогда как избавление Петра произошло на праздник Пасхи. Воистину, паписты потому так нежно любят цепи Петра, что желают поработить ими весь мир!

5. Петру повелено немедленно одеться и последовать за этим Ангелом, как он и поступает, ст. 8, 9. До конца не пробудившись от сна, Петр не знает, что ему делать, и ему ничего не остается, как только делать то, что ему велит Ангел.

(1) Он должен опоясаться. Спящие в одежде распоясываются, так что, проснувшись и встав от сна, им в первую очередь нужно опоясаться.

(2) Он должен обуться, чтобы идти. Разрешенным от уз по милости Божьей следует обуть ноги в готовность благовествовать мир.

(3) Он должен надеть одежду свою, и выйти, как есть, и последовать за Ангелом. Тому человеку, которого направляет и хранит посланник с неба, можно ступать с великой бодростью и радостью. Петр вышел и следовая за ним. Избавленным из мрака духовного заточения нужно следовать за своим Избавителем, как следовал Израиль, вышедший из дома своего рабства: хотя евреи и пошли, не зная, куда идут, они все же знали, за Кем следуют. Далее говорится, что Петр, выйдя вслед за Ангелом, не знал, что делаемое Ангелом было действительно, то есть что все происходившее с ним было на самом деле, а думал, что видит видение. Однако если это было видение, то это видение было не первым из тех, которые он видел. Из этого становится очевидным, что небесное видение оказывалось настолько ясным и убедительным в своей достоверности, что и в самом деле трудно было отличить явь от видения. Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне, Пс 115:1. То же было и с Петром: он думает, что происходящее с ним было слишком хорошо для того, что назвать это действительностью.

6. Ангел выводит Петра из тюрьмы в полной сохранности, ст. 10. Прежде чем покинуть территорию тюрьмы, они на своем пути проходят мимо одной, а затем и второй стражи. При этом они не встречают никаких препятствий; напротив, создается впечатление, что, удаляясь все дальше и дальше, они никак не обнаруживают себя: Бог то ли закрыл стражам глаза, то ли связал им руки, то ли их сердца пришли в смущение, но, как бы то ни было, Ангел и Петр благополучно проходят первую и вторую стражи. Эта охрана олицетворяет стражу иудейской церкви, которой Бог дал дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, Рим 11:8. Стражи ее слепы все и невежды; все они бредящие лежа, любящие спать. Но впереди остаются еще железные ворота, которые в конце концов могут оказаться для них препятствием, и если стража пробудится, то она нагонит своего узника. Помните, так точно и фараон надеялся настигнуть израильтян у Чермного моря. Тем не менее они приходят к этим воротам, и те отворяются им, как расступилось перед Израилем Чермное море. Они даже не дотрагиваются до них, но ворота отворяются перед ними сами собою, подчиняясь невидимой силе. Вот насколько точно исполняется то, что было образно обещано Киру (Ис 45:1,2): «Я отворю для тебя двери, медные двери сокрушу, и за поры железные сломаю». Наверное, железные двери закрываются за ними сами собой для того, чтобы никто из стражи не погнался за Петром.

Примечание: для Бога, спасающего Свой народ, не существует непреодолимых препятствий, тогда железные двери отворяются сами собой. Эти двери выводят Петра из башни, или замка, в город; была ли тюрьма внутри городской черты или за ее пределами, неважно, но, пройдя через эти железные ворота, оба оказываются на улице. Избавление Петра символизирует наше искупление Христом, которое часто сравнивают с избавлением узников, когда пленным не только проповедуют избавление, но и когда их еще выводят из темницы. Предложение выкупа в деле обращения душ означает освобождение, ради крови завета, узников изо рва, в котором нет воды, Зах 9:11. Благодать Божья, подобно Ангелу Господню, сначала освещает тюрьму, давая грешнику разумение, пробуждает его, спящего, толчком в бок, взывая к его совести, разбивает греховные оковы, обновляя духом его ума, а затем уже заповедует ему, говоря: «Опояшься и иди за мною». Мы должны преодолевать препятствия, чинимые сатаной и его слугами, этими первой и второй стражами, родом сим развращенным, от которого желаем сохранить себя; и мы спасаемся благодатью Божьей, если поручаем себя Божьему водительству. И в итоге перед нами откроются железные двери для того, чтобы мы вошли в Новый Иерусалим, где мы совершенно избавимся от всех проявлений нашего пленения, от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

7. Сразу после того как Петр оказался на свободе, вдруг Ангела не стало с ним, и апостол оказался предоставленным самому себе. Теперь Петр был в безопасности от своих врагов, и охрана ему была не нужна. Он знает, где он сейчас находится и как он может найти своих друзей, поэтому в проводнике не нуждается, вот почему небесный страж и проводник Петра прощается с ним.

Примечание: не следует рассчитывать на вмешательство сверхъестественных сил там, где можно полагаться на естественный порядок вещей. Теперь, когда Петру не надо проходить стражу и железные двери, он нуждается в обычном, невидимом служении ангелов, которые ополчаются вокруг боящихся Господа и избавляют их.

IV. После того как мы рассмотрели, каким образом произошло избавление Петра, рассмотрим, как его воспринял сам Петр и его друзья и как об этом возвеличенном избавлении стало известно всем. Здесь мы читаем о том, как:

1. Петр приходит в себя и осознает то, что с ним произошло, ст. 11. Когда такое чудное и поразительное событие происходит с только что пробудившимся от сна человеком, он испытывает определенное затруднение, не помня ни того, где он был, ни того, что он делал, и не понимая, случилось ли все это с ним в его воображении или же в действительности. Но вот Петр, в конце концов пришед в себя, начинает понимать, что случившееся с ним вовсе не сон, а самая обычная действительность: «Теперь я вижу воистину, теперь я знаю dArjBwg — истинно, что все это правда, а не плод моего воображения. Теперь я окончательно убедился в том, что Господь Иисус послал Ангела Своего, ибо ангелы служат Ему, исполняя Его поручения, и с его помощью избавил меня из руки Ирода, который думает, что заключил меня в темницу. Таким образом Господь Иисус разочаровал народ Иудейский во всем, чего тот ждал, не сомневаясь в том, что на следующий день он увидит обезглавленного Петра, и полагая, что он единый глава христианского мира и что одним ударом меча можно будет разделаться сразу со всеми христианами». Вот почему иудеи с большим нетерпением ждали казни Петра, причем не только простой народ, но и иудейская знать. Пришедший в себя Петр истинно познает, что сотворил с ним Бог и во что вначале он от радости не мог поверить. Так точно и души, которые избавляются от греховного рабства, вначале не могут объять умом то, что сотворил с ними Бог. Многие люди, познавшие истину благодати, испытывают недостаток видимых доказательств. Их мучит вопрос, на самом ли деле совершилась в них эта перемена или же это был только сон. Когда же, рано или поздно, придет Утешитель, Которого пошлет Отец, тогда Он даст им истинное разумение того, насколько благословенна та перемена, которую совершил в них Бог, и насколько блаженными людьми они являются с того самого времени.

2. Петр приходит к друзьям и рассказывает им о своем чудесном избавлении. Затем следует обстоятельный и очень интересный рассказ.

(1) Он размышляет о случившемся (рассуждения автора продиктованы англ. переводом Библии. –Прим. переводчика.), ст. 12. Он рассуждает о том, насколько неизбежной была нависшая над ним опасность и насколько славным было его избавление. Он размышляет о том, что он теперь должен делать, как он должен распорядиться своим спасением, что ему надлежит делать в дальнейшем. Промысел Божий дает нам возможность проявить наше благоразумие, и хотя Бог берет на Себя ответственность исполнить и совершить начатое Им дело, тем не менее Он надеется на то, что мы будем размышлять о случившемся с нами.

(2) Он идет в дом своих друзей, находившийся, судя по всему, недалеко от того места, где оказался освобожденный Петр. Это был дом Марии, сестры Варнавы и матери Иоанна Марка, где, по всей видимости, ученики часто проводили собрания втайне от иудеев, то ли потому, что этот дом был неприметен, то ли потому, что его хозяйка более других была расположена пускать сюда учеников. И, несомненно, этот дом напоминал дом Аведдара, благословенного ради ковчега Божьего. Собрания святых в этом доме делают его малым святилищем.

(3) Здесь Петр находит многих учеников, которые собрались и молились глубокой ночью. Ученики молились о Петре, над которым с наступлением дня должен был совершиться суд, чтобы Бог послал ему избавление. Заметьте:

[1] Его друзья молятся без устали в знак своей неотступности в этом деле. Высказать свою нужду Богу только однажды они считают недостаточным, и потому снова и снова повергают свое моление перед Ним. Они знают, что должно всегда молиться и не унывать. Ожидая милости от Бога, мы должны неотступно молиться Ему.

[2] По всей видимости, теперь, когда наступил критический момент и уже на следующий день должно было все решиться, ученики молятся с большей ревностью, нежели прежде. И добрым знамением того, что Бог вознамерился освободить Петра, было то, что вот таким образом Он возбудил в его друзьях дух молитвы о его избавлении, ведь Он никогда не говорил племени Иакова: «Напрасно ищете Меня».

[3] Для этого христиане объединяются в молитве. Хотя власти и могут их наказать, если застанут их молящимися, тем не менее они знают, как Христос ободрял тех, кто присоединял свои голоса в молитве, Мф 18:19,20. Еще в ветхозаветное время было замечено, что общая молитва объединяла народ, 2Пар 20:4; Есф 4:16.

[4] Для молитвы в доме Марии собралось, возможно, столько людей, сколько могло в нем поместиться. Сначала молится один ученик, потом другой из числа постоянно пребывающих в молитве и служении слова, остальные ученики молятся вместе с ними. Или если среди них нет служителей, то, несомненно, есть многие из числа рядовых христиан умеющие молиться, причем по существу, молиться непрестанно, когда чувства присоединяющихся к молитве соединяются с чувствами самих молящихся. Доказательством их должного благоразумия и ревности является то, что ученики собрались для молитвы глубокой ночью, когда все остальные люди спали.

Примечание: христианам хорошо иметь закрытые молитвенные собрания и не оставлять их даже в трудные времена.

[5] Петр входит в дом во время молитвы, и его появление становится немедленным ответом на их молитву. Бог как бы говорит им: «Вы просите избавить Петра и привести его к вам. Вот он перед вами». …Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу, Ис 65:24. Таким же образом Ангел был послан и Даниилу, когда тот еще говорил и молился, Дан 9:20,21. Просите, и дано будет вам…

(4) Когда Петр стучится в двери, сначала в доме происходит некоторый переполох и только затем уже ему отпирают, ст. 13-16. Когда же Петр постучался у ворот, надеясь таким образом разбудить их, он, надо полагать, не имел намерения помешать молитвенному состоянию своих друзей. И все же, в случае если друзьям Петра было разрешено иметь с ним свидания в тюрьме, никак нельзя было исключить то, что он знал об этом ночном служении и вспомнил о нем. Он размышлял о том же, когда решил прийти в дом, где, как ему известно, он мог найти большое собрание друзей. Итак, он стучится, и:

[1] На стук вышла послушать служанка. Боясь иудеев, она не отворит двери до тех пор, пока не узнает, кто стоит за дверями, друг или враг, и что ему надо. Была ли она из числа домашних в доме Марии или просто членом церкви, была ли она рабыней или дочерью, остается не выясненным. Судя по всему, служанка, названная здесь Родой, была хорошо известна среди христиан, так как она стремилась к почести вышнего звания больше своих ровесниц.

[2] Рода к своей радости узнает Петра по голосу, так как она часто слышала его молитвы, проповеди и беседы. Однако, вместо того чтобы сразу же принять Петра из ночной прохлады в домашнее тепло, она, как написано, от радости не отворила ворот. Так иногда и мы в порыве чувств к нашим друзьям делаем глупости. В порыве радости она забывает обо всем и не отворяет ворот.

[3] Рода вбегает в горницу к молящимся, туда, где идет собрание, и объявляет, что в двери, по всей видимости, стучится сам Петр и что она не нашла в себе смелости открыть ему, боясь того, что она могла ошибиться и что там враг. Когда же она воскликнула, что там Петр, ей в ответ на это говорят: «В своем ли ты уме? Этого не может быть, ведь он в темнице!» Иногда мы меньше всего способны поверить в то, что наши самые насущные потребности удовлетворены, потому что не желаем обмануться в них, как не желали того ученики, которые при воскресении Христа от радости еще не верили. Но Рода стояла на своем: у ворот точно был Петр. Тогда ей объясняют: «Это Ангел его» (ст. 15).

Во-первых, «Это вестник от него, вещающий от его имени» (так понимают этот текст некоторые). Слово ayysAdg нередко переводится как просто вестник. Это слово употребляется там, где говорится об ангелах Иоанна Крестителя (Лук 7:24,27) и ангелах Христа, Лук 9:52. Однако служанка уверена, что это именно Петр, потому что она узнала его по голосу. Ей, впрочем, возражают, что стоящий у ворот человек только назвался Петром, и предлагают ей следующее объяснение происходящего: «Это кто-то пришел с поручением от него, вот ты и приняла его за самого Петра». Д-р Хаммонд (Dr. Hammond) считает такое объяснение самым простым из всех.

Во-вторых, «Это его Ангел-хранитель или же какой-то другой Ангел, который принял облик Петра, говорит его голосом и весьма на него похож». Одни полагают, что молившиеся приняли явление этого Ангела за предвестие скорой смерти Петра. Такое толкование находит подтверждение в народном суеверии, смысл которого заключается в том, что иногда перед смертью какого-то человека видят привидение, то есть некое духовное существо, по виду в точности напоминающее этого человека, тогда как сам он находится в другом месте. Народ называет этого духа хранителем этого человека, иначе говоря, его ангелом-хранителем. Если дело обстояло именно так, то ученики не могли не увидеть в этом дурного предзнаменования, указывающего на то, что их молитвы отвергнуты, а также не понять, что привидение своим явлением как бы говорило им: «Довольно молиться, Петр все равно умрет, поэтому перестаньте хлопотать по этому делу». Если толковать выбранный текст в этом ключе, то из данного эпизода следует сделать вывод о том, что друзья Петра, по-видимому, считали возможным существование такого духа — хранителя человека, который появляется накануне его смерти, однако отсюда не следует делать вывод о том, что Писание подтверждает такое мнение. Другие считают, что молившиеся приняли Петра за небесного Ангела, явившегося с ответом на их молитву. Однако зачем им нужно было допускать, что Ангел должен был принять облик Петра и говорить его голосом, если Писание ничего такого об ангелах не говорит? Возможно, что здесь в них заговорила иудейская спесь допускающая, что у всякого добродетельного человека имеется свой Ангел, который печется о нем и даже выдает себя за него. Язычники называют его добрым гением, который прислуживает человеку, однако Писание нигде не учит о существовании такого гения и один только этот отрывок не может служить достаточным основанием для подобного учения. Мы уверены в том, что ангелы суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение, что им заповедано о них и что они раскидывают палатки вокруг них и пасут таковых. И нам вовсе не нужно заботиться о том, чтобы каждый святой имел своего ангела-хранителя, если мы твердо верим в то, что нас охраняют сонмы ангелов.

(5) В конце концов Петра впускают, ст. 16. Между тем Петр продолжал стучать, хотя отворять ему не спешат, но вот наконец ему открывают, и он входит в дом. Железные двери, преграждавшие путь к его избавлению, отворились сами собой, без единого удара в них, а двери дома, где находились его друзья, которые должны были с радостью встречать его, сами собой не отворяются. Петру пришлось стучать, причем долго, и, чтобы Петр не надмевался своим умом, превозносясь славой, которую принес ему Ангел, он был вынужден сносить унижение от подобного кажущегося пренебрежения со стороны друзей. Но они увидели его и изумились, удивились и обрадовались ему. Сила этих новых чувств была сопоставима с силой только что пережитых. Для них все это было в высшей степени неожиданно и приятно.

(6) Петр рассказывает им о своем избавлении. Он приходит в общество друзей, собравшихся здесь для того, чтобы неотступно молиться о нем, и вот все они тут же окружают его, чтобы не менее ревностно и усердно поздравить его с избавлением. Вокруг него суетятся, ликуют, так что он просто не в силах заставить их выслушать его, поэтому он вынужден, дав знак рукой, чтобы молчали, с большим трудом удерживать внимание аудитории. Петр рассказал им, как Господь Иисус при посредстве Ангела вывел его из темницы. И, возможно, найдя их молящимися о его избавлении, апостол оставался с учениками до тех пор, пока вместе со всеми не возблагодарил Бога за свое избавление из темницы; или же, в случае если он не смог с ними остаться, они, по всей видимости, сами возблагодарили Бога, ибо ответ на молитву не может не вызывать у нас благодарности. Бог всегда должен быть прославляем за то, что Он утешает нас. Давид, возвещая всем, что сотворил Бог для души его, благословлял Бога, Который не отверг его молитвы и не отвратил от него Своей милости, Пс 65:16,20.

(7) Петр просит рассказать о его избавлении остальным друзьям. Уведомьте о сем Иакова и братьев. Те, по всей видимости, собрались в то же самое время в другом месте, для того чтобы приступить к престолу благодати с тем же самым прошением. Такая совместная молитва представляет собой один из способов продолжения общения святых и борьбы с Богом в молитве; она являет собой образец совместных действий (пусть и на расстоянии), как было в случае с Есфирь и Мардохеем. Петру хотелось известить Иакова и бывших с ним о своем избавлении, чтобы они не только успокоились и перестали переживать за него, но и возблагодарили Бога вместе с ним и за него.

Заметьте: Ирод казнил мечом одного Иакова, здесь же говорится о другом Иакове, который тоже был из Иерусалима и занял место первого, чтобы руководить братьями. Когда у Бога есть для нас труд, тогда всегда находятся орудия для его выполнения.

(8) Петру в этой ситуации не оставалось ничего другого, как только подумать о собственной безопасности, что он и делает. И вышед пошел в другое, более укромное и, следовательно, более безопасное, место. Он хорошо ориентировался в городе и потому знал, где найти то место, которое могло стать для него убежищем.

Примечание: даже христианский закон самоотречения и страдания за Христа не отменяет естественного права на самосохранение и заботу о собственной безопасности, так как Бог дает нам возможность заботиться о своей жизни, используя для этого правомерные средства.

V. После того как мы рассмотрели, какую несказанную радость принесло верующим избавление Петра, рассмотрим далее, в какое сильное замешательство это чудо привело врагов Петра, причем их замешательство усугублялось тем обстоятельством, что народ с большим нетерпением ожидал казни Петра.

1. Обнаружив исчезновение узника, стражи пришли в ужас, ибо они знали, что за то, что они дали возможность бежать узнику, за которым они должны были надзирать их ожидала высшая мера наказания, ст. 18. По наступлении дня обнаружилось исчезновение узника, и между воинами сделалась большая тревога, или спор (как понимают это место некоторые), о том, что сделалось с Петром. Он бежал, и никто из них не знал, когда и как ему это удалось. Еще вчера они охраняли его, как знали, а сегодня птичка улетела и о ней не было ни слуху ни духу. Исчезновение Петра порождает между стражами спор. Один, не зная другого способа оправдать себя, как только возложив вину на своего ближнего, говорит: «Это ты упустил его». Другой, не находя иного способа обелить себя, как только осудив своего ближнего, отвечает: «Никак нет, это ты виноват». У нас на острове тоже действует закон, по которому, в случае если посаженный в долговую тюрьму совершает побег, за него расплачивается шериф. Так точно и противники Христова Евангелия часто в различных обстоятельствах приходят в ужас, наблюдая победное шествие благовестия, которому не сильно помешать оказываемое ему сопротивление.

2. В поисках убежавшего узника обыскивают все дома, но тщетно, ст. 19. …Ирод же, поискав его и не нашед… Невозможно найти того, кого укрывает Бог. Варух и Иеремия, несмотря на все поиски их, спасаются потому, что Господь сокрыл их, Иер 36:26. Во время опасности со стороны властей Бог становится для всех верующих местом укрывательства, таким потаенным, что не знающий Бога мир не может найти их, таким мощным, что немощный мир не может достичь их.

3. Со стражниками, которые упустили Петра, расправляются. Ирод же судил стражей и, выяснив, что они не могут вразумительно объяснить, как Петру удалось бежать, велел казнить их, действуя при этом в соответствии с римским правом, а также с иудейским законом. …Если его не станет, то твоя душа будет за его душу… (3Цар 20:39). Возможно, что эти стражи обращались с Петром с большей жестокостью, нежели та, которая допускалась (см. гл 16:24), плохо обращались с ним, а также с другими узниками, проходящими по тому же делу, поэтому теперь их по справедливости казнят за то, в чем они не были виноваты, а заодно со стражами и того, кто настроил их сделать зло церкви. Когда нечестивые люди уловляются собственными поступками, Господь дает знать о Себе посредством судов, которые совершает над ними. Или же, в случае если эти стражники не сделались до такой степени омерзительными для Божественного правосудия, так что наказание невинных стражей за то, что было чистейшей воды Божьим делом, было бы не в меру суровым, мы с легким сердцем можем сделать здесь предположение (высказываемое некоторыми), что, хотя и было велено казнить их, чтобы успокоить раздраженных евреев, узнавших о побеге Петра, их все же не казнили, ибо смерть Ирода, последовавшая вскоре за этими событиями, предотвратила их казнь.

4. Вслед за этим событием уединяется и сам Ирод. …Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался. Подобно льву, упустившему добычу, он был раздосадован, главным же образом потому, что он так сильно подогревал ожидания народа Иудейского во всем том, чего тот ожидал в отношении Петра, говоря, как скоро он удовлетворит желание народа зрелищем отсеченной головы Петра на серебряном блюде и угодит ему так же, как угодил Иродиаде зрелищем головы Иоанна Крестителя. Теперь Ироду было стыдно, так как, несмотря на дерзкую похвальбу о скорой казни апостола, царю не удалось сдержать свое слово. Избавление Петра настолько унижало гордый дух Ирода, что он не в силах был больше оставаться в Иудее и потому удалился в Кесарию. Иосиф Флавий упоминает об этом приезде Ирода в Кесарию, имевшем место спустя три года с начала его царствования над всей Иудеей (Иудейские древности, 19.343), и говорит, что он прибыл туда для участия в торжественной церемонии открытия игр, на которые съехались многие начальствующие и самые знатные люди его царства, так как игры были приурочены к какому-то празднику, установленному в честь императора.

Стихи 20-25. Из этих стихов мы узнаем:

I. О смерти Ирода. Бог призвал его к ответу не только за казнь Иакова, но и за намерение и попытку предать смерти Петра, ибо делающие неправду будут привлечены к ответственности не только за беззаконие своих дел, но и за беззаконие своих поступков (Пс 27:4), не только за уже совершенные злодеяния, но и за предполагаемые злодеяния. Недолго оставалось жить Ироду после вышеописанного события. С некоторыми людьми, делающими неправду, Бог рассчитывается уже очень скоро. Заметьте:

1. Как исполняется мера беззаконий Ирода. Он творил беззакония по своей гордыне; обыкновенно, именно гордыня предшествует погибели, и перед падением возносится сердце человека. Царь Навуходоносор был кровопийцей и великим гонителем, и речь, произнесенная царем в тот момент, когда суд Божий настиг его, была речью гордеца: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я!..» (Дан 4:27,28). Слава Богу за то, что Он взирает на всех высокомерных и унижает их, Иов 40:7. Замечательный пример, описанный ниже, показывает, как Бог противится гордым.

(1) Тиряне и сидоняне, по всей видимости, провинились перед Иродом. Теперь эти города находились под властью Рима и их жители оказались виновными в каких-то проступках, которые до такой степени возмутили Ирода, что он решил дать этим городам возможность испытать на себе его ярость. Достаточно какого-нибудь незначительного проступка, чтобы такой гордый деспот, как Ирод, разгневался и задумал зло. Ирод был крайне раздражен на этих людей и потому решил их проучить, чтобы они узнали, что его гнев — как бы рев льва, вестник смерти.

(2) Обидчики раболепствуют, убежденные если не в том, что ими было совершено какое-то беззаконие, то, по крайней мере, в том, что в любом случае состязаться с таким могущественным противником, который для них, правых или неправых оставался одинаково страшным, было бессмысленно. Они смиряются и желают заключить мир, причем на любых условиях Ирода. Заметьте:

[1] Основание для заключения мира с царем они усматривают в следующем: …область их питалась от области царской. Тир и Сидон жили за счет торговли, своей земли у них было мало, но они всегда получали из Ханаана хлеб. Иудея и земля Израилева торговали на их рынках пшеницею, и сластями, и медом, Иез 27:17. Если Ирод издаст указ, запрещающий импортные поставки хлеба в Тир и Сидон (а они не могли не знать, что такой мстительный человек способен очень быстро пойти на такой шаг, нисколько не переживая о том, сколько людей он заставит впоследствии голодать), то их страна погибнет от голода, так что примириться с Иродом было для них крайне важным делом. Не следует ли в таком случае и нам проявить мудрость и покориться Богу, чтобы примириться с Ним, ведь по сравнению с экономической зависимостью одной страны от другой наша зависимость от Бога несравненно больше? Мы зависим от Бога постоянно, более того, мы постоянно нуждаемся в этой зависимости, ибо Им живем и движемся и существуем.

[2] Для того чтобы предотвратить политический разрыв с Иродом, жители Тира и Сидона применяют следующее средство: они склоняют на свою сторону Власта, постельника царского, при помощи, быть может, взяток и ценных подарков, поскольку именно так обыкновенно приобретают себе друзей из среды царедворцев. Такова доля вельмож, чьи дела и даже чувства управляются корыстью. Однако пусть уж лучше люди, не желающие, подобно Ироду, покоряться разуму, управляются корыстью, а не гордыней и страстями. Ирод прислушивался к Власту, поэтому последний был в силах смягчить гнев царя. И вот уполномоченным представителям городов Тира и Сидона была назначена аудиенция, для того чтобы они пришли, и публично умилостивили лицо Ирода, надеясь на его снисхождение к ним, и просили прощения у его величества, и обещали впредь не причинять подобного ущерба царю. И то, что должно было напитать его гордыню, должно было в равной мере умерить его гнев.

(3) Ирод появляется перед народом со свойственным ему блеском и показным великолепием. Он прибывает, одевшись в царскую одежду (ст. 21), и садится на возвышенном месте. Иосиф Флавий так описывает великолепный выход Ирода к народу (см. его Иудейские древности, 19.344): Ирод явился в театр в шитой серебром одежде, имевшей такое число складок и скроенной столь искусно, что серебро дивно переливалось в лучах солнца, сверкая и блистая так, что все присутствовавшие были ослеплены и должны были с содроганием отвращать свои взоры от Ирода. Глупцы судят о людях по внешнему виду, однако не умнее их поступают и те, кто составляет высокое мнение о себе, полагаясь на льстивые речи людей, ищущих расположения сильных мира сего. Так точно Ирод стремился скрыть за царской одеждой и достоинством возвышенного места отсутствие в себе царственного духа, так, как будто то и другое давало ему право попирать окружающих у подножия своих ног.

(4) Он произносит прекрасную речь перед жителями Тира и Сидона, которую (приводя в ней обстоятельства, отягчающие их вину, и хваля их за смирение), по всей видимости, он заканчивает заверением, что готов закрыть глаза на их провинность и что он снова будет благоволить им. Гордый от сознания собственного могущества и того, что, кого хочет, он оставляет в живых, а кого хочет, убивает, он, наверное, намеренно до конца своей речи держит своих слушателей относительно будущего их городов в неослабевающем напряжении и только потом объявляет им о том, что намерен помиловать их, так чтобы его милость явилась для них неожиданно.

(5) Ему рукоплещут люди, которые зависят от него, человека, милость которого оборачивается для них определенной выгодой, и восклицают, впрочем, вот что они восклицают: «Это голос Бога, а не человека» (ст. 22). Бог велик и благ; таким, по их мнению, предстает им величие нарядного Ирода, сидящего на возвышенном месте, и такой представляется им его благость, проявившаяся в акте их помилования, что они удостаивают его звания, не меньшего звания бога. Так что, может быть, и в самом деле его речь воспринимается ими как некое сочетание величия и милости, и потому она так действует на слушателей. Или, может быть, их отношение к его речи обусловлено вовсе не теми подлинными впечатлениями, которые она производит на слушателей, и отнюдь не возвышенными и благими помыслами, а совсем другими причинами, потому что каким бы плохим ни было их мнение о царе, они настроены обрести его милость и укрепить только что заключенный мир между собой и царем. Таким образом сильные мира сего очень легко становятся жертвами льстивых речей, когда приклоняют к ним ухо и подстрекают льстецов. Гроций (Grotius) отмечает, что, несмотря на то что начальства названы богами (Пс 81:1), царей или монархов, иначе говоря, обыкновенных людей, так называть нельзя, чтобы не оказывать моральной поддержки язычникам, которые воздают, как в этом случае, божественные почести своим царям, живым и мертвым; ведь начальства суть коллегии старейшин, или земных судей, называемых богами. — In collegio toto senatorum non idem erat periculi; itaque eos, non autem reges, invenimus dictos elohim. Люди, руководствующиеся чувствами, поносят Бога, словно Он был такой же, как они, и преклоняются перед людьми, словно они были боги; они оказывают лицеприятие для корысти. Прославление людей, а не Бога, Который один только и достоит славы, не только наносит тягчайшее оскорбление Богу, но и причиняет огромный вред тем людям которым таким образом льстят, отчего они забываются, и тогда гордыня настолько завладевает их сердцами, что они оказываются в величайшей опасности быть осужденными с сатаной.

(6) Незаслуженную хвалу и славу Ирод принимает на свой счет, она ему нравится, он ей гордится, и в этом заключается его преступление. У нас нет оснований утверждать, что он дал тайное приказание своим слугам спровоцировать эти восклицания или же вложить их в уста народа, равно как и то, что он поблагодарил людей за льстивые слова или взял на себя труд как-то ответить им на это. Но его грех состоял в том, что он промолчал в ответ на славословие, не осудил их за лесть, не отрекается от того имени, которым они назвали его, и не воздал славы Богу, ст. 23. Никак нет, он все это присвоил себе, желая закрепить это имя за собой для того, чтобы о нем думали как о боге и воздавали ему божественные почести. Si populus vult decipi, decipiatur — Народ заблуждается, и пусть. Но хуже всего было то, что он был иудеем, исповедовавшим веру в единого Бога, а не языческим императором, служившим множеству богов и имевшим под собой множество господ.

2. Как осуждается грех Ирода. Вдруг Ангел Господень (ст. 23) поразил его (по повелению Христа, так как Ему отдан весь суд) за то, что он не воздал славы Богу (так как Бог ревнует о Своей славе и обязательно прославится даже в том случае, если человек не желает воздавать Ему славу), и он, быв изъеден червями, над поверхностью земли, умер. Таково было Ироду наказание за все те бедствия, которые он причинил Церкви Христа, казнив Иакова, арестовав Петра, а также за многие другие обиды. Относительно гибели Ирода заметьте:

(1) В этой ситуации действует не кто иной, как Ангел — Ангел Господень, Ангел, которому повелено исполнить порученное ему; или же Ангел, который обыкновенно занимается делами такого рода, то есть Ангел-губитель; или же Ангел, тот самый, который вывел Петра из тюрьмы в начале главы, именно этот Ангел и поражает Ирода. Бог избирает Ангелов на служение по Своей воле, чтобы они творили Его милость или Его правосудие. Ангел поражает Ирода именно в тот момент, когда он начинает, задаваясь от славословий в свой адрес, поклоняться собственной тени. Так, начальствующий в Тире сказал в своей гордости: «Я бог, восседаю на седалище божием…» — и таким образом поставил свой наравне с умом Божиим, однако он по-прежнему остался человеком, а не богом, слабым, смертным человеком в руке поражающего его (Иез 28:2-9), как и Ирод в этом эпизоде. Пусть всевластные вельможи знают, что Бог всемогущ и что Его ангелы тоже сильнее их и могут больше, чем они. Ангел поразил его за то, что он не воздал славы Богу. Ангелы ревнуют о славе Божьей, и, поскольку они уполномочены на подобное, они готовы поражать посягающих на Его исключительные права и крадущих Его славу.

(2) Суд над Иродом совершает ничтожный червь. Ирод был изъеден червями, ysvovog акшАцкоррштод — он стал червивым, источенным червями (так следует понимать это место). Ирод был гнилым и стал гнилушкой, изъеденной червями. Труп становится пищей червей в могиле, но тело Ирода сгнило заживо и напитало червей необыкновенно рано. Антиох, этот великий гонитель, умер точно так же. Посмотрите:

[1] В какие мерзкие, отвратительные, смердящие тела мы облечены. Наши тела несут в себе семена собственного разложения, которые моментально истребляют их по первому же слову Бога. Удивительные открытия, сделанные в последнее время с помощью микроскопа, говорят о существовании множества мельчайших созданий, населяющих человеческое тело, а также о том, какую огромная роль принадлежит им в развитии заболеваний, которыми тело страдает. Все это объясняет, почему человеку неприлично гордиться собственным телом или какими бы то ни было частями его, неприлично их нежить и баловать, ведь наше тело составляет пищу для червей, и стоит ли нагуливать им питательную среду?

[2] Каких бесхребетных и ничтожных созданий может употребить Господь в качестве орудий Своего правосудия, если захочет. Мошка и муха замучили фараона, моль истребила Ефрема, а Ирода съели черви.

[3] Как угодно Богу не просто низвергать гордых, но низвергать их самым унизительным образом, изливая на них больше презрения, чем на других грешников. Ирод не просто погибает, но погибает от червей, умирает такой смертью, что вся надменность его славы оказывается посрамленной, а вся его знаменитость — униженной. Иосиф Флавий, еврей по национальности, сообщает следующие подробности смерти Ирода Агриппы (см. его Иудейские древности, 19.343-350): «Однажды Ирод поехал в Кесарию, чтобы устроить праздник в честь императора. Во второй день праздника царь явился в театр в великолепной одежде, описанной выше. Тут же несколько льстецов стали громко превозносить его и называть богом, прося о милости к себе, говоря: «Если мы до сих пор преклонялись перед тобой, как перед человеком, то теперь мы готовы признать, что ты по своей природе выше всякого смертного». Царь не особенно был поражен этими заявлениями и не думал останавливать кощунствующих льстецов. Когда царь, немного погодя, поднял взор кверху и увидел сидящего на перекладине филина, скорбь неожиданно наполнила его сердце. Вскоре затем он почувствовал, что его внутренности начинает пронизывать сильнейшая боль. Он поднялся с места и обратился к друзьям со следующими словами: «Я, которого вы признали своим богом, ныне готов расстаться с жизнью. Я, которого вы только что назвали богом и, следовательно, бессмертным, теперь должен умереть». Промучавшись страшными болями в желудке еще пять дней и не получив никакого облегчения или хотя бы какого-нибудь послабления, царь умер в возрасте пятидесяти четырех лет, на седьмом году своего царствования».

II. О победном шествии благовестия после этих событий.

1. Слово же Божие росло и распространялось, подобно семени, посеянному и дающему в тридцать, шестьдесят и сто раз больше. Всюду, где ни возвещается слово Божье, его принимает немалое число людей и пристает к Церкви, ст. 24. После казни Иакова слово Божье растет, ведь, подобно Израилю в Египте, чем больше Церковь гонят, тем больше она умножается. Мужество и утешение христианских мучеников, на которых призирает Бог, приобретают для Христа больше душ, нежели сколько их мучения от Христа отталкивают. После смерти Ирода слово Божье распространяется. Когда такой гонитель, как Ирод, умирает такой ужасной смертью, многие убеждаются в том, что христианское вероучение есть учение Самого Христа, и принимают его.

2. Варнава и Савл возвращаются в Антиохию, завершив свою миссию. По исполнении поручения, передав деньги кому следовало и потрудившись распределить их между теми, для кого эта материальная помощь была собрана, они возвратились из Иерусалима. Они оставили здесь множество друзей, потому что дело звало их назад, в Антиохию; так что, где есть у нас дело, туда направляемся и мы, не оставаясь нигде дольше необходимого. Когда служитель, призванный для служения за границей, совершает его, он должен вспомнить, что дома у него имеются дела, которые зовут его возвратиться на родину. Отправляясь в Антиохию, Варнава и Савл взяли с собою и Иоанна, прозванного Марком, в доме матери которого они собирались для молитвенного служения, о чем мы уже читали выше, ст. 12. Матерью Марка была сестра Варнавы. Не исключено, что во время пребывания в Иерусалиме Варнава и Павел жили в ее доме, почему, по всей видимости, там и проходило общение в то время (где бы Павел ни оказывался, он всюду творил добро). В этом доме происходило тесное общение с родственниками Варнавы, поэтому, возвращаясь в Антиохию, они берут с собой Марка, сына хозяйки этого дома, для того чтобы преподать ему должное наставление и научить благовествовать. Наставлять молодежь и готовить ее к служению очень важно, ведь это не только доброе дело для старших служителей, но и чрезвычайно полезное дело для подрастающего поколения.