Введение

Хотя сохранившееся предание христианской Церкви свидетельствует об этом послании, что оно было написано апостолом Иоанном, тем не менее мы можем рассмотреть некоторые другие доказательства (возможно даже, и более веские), подтверждающие достоверность этого предания. Что автор был из числа апостолов, можно судить по той ясной уверенности, которую он имел относительно человеческой природы личности Искупителя: О том,.. что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни.., ст. 1. Он имеет здесь в виду доказательство, данное Господом Фоме по Своем воскресении, когда Он предложил ему ощупать следы от гвоздей и копья, о чем сообщается в евангелии от Иоанна. Он, должно быть, присутствовал среди учеников и тогда, когда Христос пришел к ним в самый день Своего воскресения из мертвых и показал Свои руки и ребра, Иоан. 20:20. Однако, чтобы мы могли быть уверенными, кто именно написал это послание, заметим следующее: едва ли найдется критик или компетентный судья слога, или стиля, аргументации и духа, который бы не приписывал это послание автору того евангелия, что носит имя апостола Иоанна. Эти книги удивительно согласуются в именах и титулах Искупителя: Слово, Жизнь, Свет; Имя Ему – Слово Божие. Ср. 1:1 и 5:7 с Иоан. 1:1 и Отк. 29:13. Они созвучны в прославлении любви Божией к нам, 3:9; 4:7 и 5:1; Иоан. 3:5, 6. И добавим в заключение (чтобы не приводить больше примеров, которые легко могут быть найдены при сравнении послания с евангелием): послание согласуется с евангелием в ссылке на тот отрывок его (или в применении этого отрывка), где говорится (и причем только в нем) об излиянии крови и воды из пронзенного бока Искупителя: Сей есть… пришедший водою и кровию.., 5:6. Таким образом, послание явно принадлежит тому же перу, что и евангелие Иоанна. Я не знаю такого текста или повествования, ни в каком из евангелий, которые давали бы нам такую уверенность относительно их автора, как делает следующий отрывок, приписываемый Иоанну. В нем (Иоан. 21:24) святой историк таким образом представляет себя: Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Кто же этот ученик, как не тот, о ком Петр спрашивал: «Господи! а он что?» И о ком Господь сказал: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того?..» (Иоан. 21:22). И к кому еще (Иоан. 21:20) могут относиться следующие три характеристики: 1. Что это ученик, которого любил Иисус, особый друг Господа.

2. Тот, который приклонился к груди Его на вечери.

3. Что он сказал Ему: «Господи! кто предаст тебя?» Насколько уверены мы в том, что этим учеником был Иоанн, настолько же Церковь может быть уверена и в том, что это евангелие и это послание принадлежат возлюбленному Иоанну.

Послание названо соборным, поскольку оно не подписано никакой отдельной церкви; подобно циркулярному письму (или визитной карточке), оно было разослано различным церквам (как считают некоторые, церквам Парфии) с целью утвердить их в верности Господу Христу и святому учению относительно Его личности и служения, чтобы они могли противостоять влиянию обольстителей. А также с целью побудить их к тому, чтобы они украшали это учение любовью к Богу и человеку, а особенно друг к другу, так как они имеют одно происхождение – от Бога, соединены под одной Главой и идут к одной и той же вечной жизни.