17 глава

1–6. Изготовление Михою принадлежностей культа 7–13. Совершение левитом богослужения в доме Михи.

Суд.17:1. Был некто на горе Ефремовой, именем Миха.

Суд.17:2. Он сказал матери своей: тысяча сто сиклей серебра, которые у тебя взяты и за которые ты при мне изрекла проклятие, это серебро у меня, я взял его. Мать его сказала: благословен сын мой у Господа!

Суд.17:3. И возвратил он матери своей тысячу сто сиклей серебра. И сказала мать его: это серебро я от себя посвятила Господу для [тебя,] сына моего, чтобы сделать из него истукан и литый кумир; итак отдаю оное тебе.

Суд.17:4. Но он возвратил серебро матери своей. Мать его взяла двести сиклей серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литый кумир, который и находился в доме Михи.

Суд.17:5. И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником.

Суд.17:6. В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым.

Некто Миха, из колена Ефремова, из серебра, подаренного ему матерью (200 сиклей, на 160 рублей серебром, около восьми фунтов), сделал истукан и литый кумир, потом присоединил к ним эфод и терафим и, поставив эти вещи у себя в доме, вероятно, в особой комнате, поручил одному из своих сыновей состоять при них священником. Упоминаемый в культе Михи истукан (песал от раsal – отрывать, отрезать) был вытесан, вероятно, в виде небольшого столбика, по примеру ханаанских менгиров (Втор 7.5:25), с посвящением Иегове, наподобие бетиля Иакова (Быт 28.18-19). Литой кумир (массека от nasak – лить), как видно из различных мест Библии, где употребляется это название (ср. Исх 32.4:8; Втор 9.12:16; 3Цар 14.9; 4Цар 17.16), вероятно, имел форму тельца и служил символическим изображением Иеговы. Эфод был облачением или самого священнослужителя, в виде первосвященнического (ср. Суд.8.27), или же кумира, как догадываются некоторые. О терафиме см. Быт 31.19.

Суд.17:7. Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там;

Суд.17:8. этот человек пошел из города Вифлеема Иудейского, чтобы пожить, где случится, и идя дорогою, пришел на гору Ефремову к дому Михи.

Суд.17:9. И сказал ему Миха: откуда ты идешь? Он сказал ему: я левит из Вифлеема Иудейского и иду пожить, где случится.

Суд.17:10. И сказал ему Миха: останься у меня и будь у меня отцом и священником; я буду давать тебе по десяти сиклей серебра на год, потребное одеяние и пропитание.

Суд.17:11. Левит пошел к нему и согласился левит остаться у этого человека, и был юноша у него, как один из сыновей его.

Суд.17:12. Миха посвятил левита, и этот юноша был у него священником и жил в доме у Михи.

Суд.17:13. И сказал Миха: теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником.

Встретив случайно одного молодого левита, искавшего себе пропитания, Миха пригласил его к себе в дом и предложил ему быть у него священником вместо сына, положив ему за труд одежду, пропитание и десять сиклей серебра (8 рублей серебром), на что тот охотно согласился.