6 глава

Перенесение Ковчега Завета из Кириаф-Иарима в Иерусалим.

2Цар.6:2. И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах.

«Ваал Иудин» – то же, что Кириаф-Иарим в колене Иудином.

«Чтобы перенести оттуда ковчег Божий». См. (1Цар. 6:21, 7:1).

«Имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах.» См. (Исх. 25:10-22).

2Цар.6:5. А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.

«Играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях» – для выражения и наибольшего возбуждения своего религиозного чувства.

Цитра и псалтирь – струнные музыкальные инструменты; систра и кимвал – металлические ударные, тимпан – нечто вроде нашего бубна.

2Цар.6:7. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.

На вопрос о том, за что собственно наказан Оза, блаженный Феодорит отвечает: «Иные говорят, что он наказан за опрометчивость, как покусившийся подать помощь Кивоту, который, служа защитой всему народу, не нуждался в пособии других. Иосиф же (Флавий) говорит, что Оза подвергся наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к Кивоту; но это, очевидно, ложно, потому что Оза был сын Аминадава, которому вефсамитяне передали Кивот, отпущенный иноплеменниками (1Цар. 7:1; 2Цар. 6:3-4); Аминадав же был из колена Левиина (1Пар. 6:16-22). Да и не за опрометчивость понес он наказание, потому что, когда наклонилась колесница, надлежало поддержать ее рукой. Напротив того, Оза наказан за другое беззаконие. Бог повелел носить Кивот священникам на раменах (Чис. 4:1-20); они же, вопреки закону, везли на колеснице. Ввело же их в обман то, что Кивот, отосланный так иноплеменниками, никому не причинил вреда. Но надлежало знать, что иноплеменники и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести Кивот по закону» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 19).

Кроме того, как полагают некоторые, Оза ухватился за Ковчег Господень не с должным благоговением к последнему.

2Цар.6:9. И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню?

«Ко мне» – в город Давида (ср. 2Цар. 5:7, 6:10).

2Цар.6:12. Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов.

«Сделав Иерусалим политическим центром страны, Давид нашел необходимым сделать его и религиозным центром через перенесение сюда Ковчега Завета Это требовалось, с одной стороны, для того, чтобы возвысить вообще значение города Давидова в глазах народа, а с другой стороны, еще более для того, чтобы под личным наблюдением царя придать всенародному богослужению надлежащий порядок и торжественную обстановку и тем оживить религиозный дух народа, видимо, упавший в последнее время (1Пар. 13:3)» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 152).

2Цар.6:14. Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод.

«Давид скакал из всей силы пред Господом» – от полноты своего религиозного восторга.

«Одет же был Давид в льняной ефод.» См. пр. к (1Цар. 2:18).

2Цар.6:16. Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем.

«Мелхола» – дочь Саула и жена Давида. См. (1Цар. 18:20-23, 25:44; 2Цар. 3:12-16).

«Уничижила его в сердце своем.» Дочь Саула не способна была пережить и даже понять тот религиозный подъем духа, в котором находился в данный момент царь и пророк Давид.

2Цар.6:17. И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные.

О сооружении Давидом Иерусалимской Скинии см. (1Пар. 15:1, 16:1). Первосвященником при новоустроенной скинии был назначен Авиафар (1Цар. 22:20-23, 23:9); при неразобранной же старой скинии, в Гаваоне, первосвященствовал Садок (1Пар. 16:39). Таким образом, у евреев явились два первосвященника и два места богослужения, в противность предписанию с Синая. Но Давид не решался ни перенести в Иерусалим старую скинию, ни разобрать ее, как ненужную, потому что опасался восстановить против себя жителей Гаваона и всего колена Вениаминова, и без того не расположенных к Давиду и, без сомнения, дороживших присутствием у себя этой святыни, как памятником своего почетного положения среди колен при Сауле. Нужен был блеск иерусалимского богослужения, созданный постепенно Давидом, и подавляющее величие храма Соломонова, чтобы вениамитяне и другие, сочувствовавшие им колена, позабыли на время соперничество и примирились с уничтожением старой скинии. При Соломоне старая, гаваонская, скиния была разобрана и вместе с Давидовой сложена на хранение в помещениях при храме» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 155–156).

2Цар.6:21. И сказал Давид Мелхоле: пред Господом [плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду;

2Цар.6:22. и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.

Религиозный восторг Давида, не понятный для холодной натуры высокорожденной Мелхолы, вполне понятен и достохвален в глазах массы простого, непосредственного народа.

2Цар.6:23. И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее.

Религиозная инертность Мелхолы не могла не вызвать отчуждения к ней со стороны Давида.

Бесплодие Мелхолы было как бы наказанием ее свыше.