5 глава

Вторая половина речи Елифаза. 1–7. Упорство Иова, продолжающийся с его стороны ропот может навлечь на него божественный гнев. 8–27. Иов должен смириться пред Богом, под этим условием изменится его судьба, – он будет награжден.

Иов.5:1. Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?

«Святые», т. е. ангелы (Иов 15.15; Пс 88.7-8; Дан 8.13) нечисты в очах Божиих (Иов 4.18); следовательно, они не могут допустить мысли о безгрешности низшего по сравнению с собою существа – человека. Поэтому ни один из них не поручится и за него, Иова, за его невинность, незаслуженность наказаний. У Иова нет защитников ни среди людей (Иов 4.7-9), ни среди небожителей.

Иов.5:2. Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность.

Если же, несмотря на это, он будет роптать, проявлять нетерпеливость, то его постигнет участь глупца, призывающего на себя своим ропотом божественный гнев (ср. Еккл 10.4). Дальнейшее (ст. 8) описание «глупца» теми же чертами, что и нечестивого (Пс 36.35-36), дает понять, что под глупцом Елифаз разумеет грешника.

Иов.5:3. Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его.

Примеры гибели нечестивых известны Елифазу. Неоднократно наблюдая ее, он имел возможность предсказать ожидающее грешника несчастье («проклял день его») даже в то время, когда еще не было на лице очевидных признаков бедствия, – когда «грешник укоренялся» (ср. Пс 36.35-36), находился в поре силы, могущества.

Иов.5:4. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника.

Иов.5:5. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его.

Проявлением его благоденствия, счастья служат дети и имущество (Иов 21.8 и д.). Но первые с течением времени подвергаются наказанию со стороны представителей правосудия («будут бить у ворот», – Быт 34.20; Втор 22.24; Притч 22.22; Ам 5.10), второе расхищается: жатвою, защищенною от разграбления изгородью из терна («из-за терна возьмет ее») пользуются неимущие, голодные (ср. Пс 36.25), а всем имуществом – «жаждущие», т. е. такие или иные грабители (Иов 18.19).

Иов.5:6. Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда;

Иов.5:7. но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.

Наблюдаемые Елифазом случаи гибели грешника дают ему право установить то общее положение, что причина страданий и бедствий – не вне человека, а в нем самом. Его природа такова («человек рождается на страдание»), что он совершает преступление, за которым неизбежно следует возмездие. Данное свойство так же неотъемлемо у человека, как у искры – свойство подниматься вверх (евр. «решеф» употребляется и переводится в различных, значениях: в Пс 77.48 – словом «молния», в Пс 75.4 – «стрелы»; «решеф». Втор 32.24 и Авв 3.5 LXX, Онкелос, Акила и Симмах передают словом «птица». Последнее значение усвояют данному выражению греческое и славянское чтение настоящего стиха: «птенцы суповы», т. е. «коршуна»).

Иов.5:8. Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу,

Если в природе человека коренится склонность к греху, то Иову не составляет особенного труда сознаться в своей греховности пред Богом и просить у Него прощения. Так рассуждения 6–7 ст. подготовляют положение 8: вместо того, чтобы роптать, Иов должен смириться и обратиться к Богу.

Иов.5:9. Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа,

Ближайшим побуждением к такому обращение, обеспечивающим его успех, является мысль, с одной стороны, о благости и милосердии Божием по отношению к несчастным, а с другой – о тех наказаниях, которыми Господь поражает всех гордых, противящихся Ему.

Иов.5:10. дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей;

Иов.5:11. униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение.

Господь, орошающий водами землю (Пс 103:10-13, 146:8; Иер 14.22) и превращающий пораженные засухой местности в продородные (ср. Пс 106.35-36), превращает людские страдания и горесть в радость (1Цар 2.7-8).

Иов.5:12. Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия.

Иов.5:13. Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным:

Иов.5:14. днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью.

Бог – отмститель гордых, уповающих на свою силу. Он обращает в ничто их намерения и предприятия, так что «руки их не довершают предприятия», буквально с еврейского: «не сделают ничего прочного». (Еврейское слово «тушийа», переведенное в настоящем случае выражением «предприятие», в трех других местах кн. Иова передается различно: в Иов 6.13 – «опора», в Иов 11.6 – «следовало бы понести», в Иов 12.16 – «премудрость». Производимое экзегетами от арабского глагола «йаса» – «твердо стоять, быть постоянным», «тушийа» означает: «твердость, постоянство, прочное счастье, успех»). Нечестивые гибнут от собственного лукавства (ст. 12–13; ср. 2Цар 17.1-7:14, 23; 1Кор 3.20), их успешно начатые дела встречают впоследствии неустранимые препятствия, влекущие за собою гибель (ст. 14; ср Втор 28.29; Пс 34.5; Иер 23.12).

Иов.5:15. Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного.

Иов.5:16. И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои.

Господь – защитник угнетенных и бедных (ст. 15; ср. Пс 56.5:63.4), спасающий их от вреда, наносимого им сильным словом и делом (ср. Пс 106.42).

Иов.5:17-27. Применение мыслей 9–16 ст. к Иову.

Иов.5:17. Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай,

Иов.5:18. ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют.

Из связи второй половины ст. 17 с первою видно, что Бог вразумляет человека наказаниями. Вразумление состоит в том, что наказуемый не раздражается, подобно глупцу (ст. 2), а приходит к сознанию своей греховности, смиряется пред Богом. Результатом этого и является блаженство, счастье вразумляемого. Бог смиренных возвышает и спасает; подобный же удел ожидает и вразумившегося. Бог, нанесший ему раны, Сам и исцелит их (ст. 18 ср. Втор 32.39; Плач 3.32; Ос 6.1). Имея в виду спасительные последствия вразумления, Иов не должен противиться постигшим его бедствиям (Притч 3.11; Евр 12.5), роптать и раздражаться, как это делал до сих пор.

Иов.5:19. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло.

Если Иов последует совету Елифаза, то Господь спасет его от бедствий неограниченное число раз («шесть-семь» – Притч 6.16; Притч 30.15:18).

Иов.5:20. Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне – от руки меча.

Иов.5:21. От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет.

Иов.5:22. Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься,

Иов.5:23. ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою.

Господь избавит его от смерти, причиняемой голодом и мечом; от вреда, наносимого языком клеветников (21 ст. ср. 15–16; Пс 56:5, 63:4; Сир 28.20:51.3); от враждебных отношений неодушевленной и одушевленной природы: камни не будут вредить плодородию его полей (4Цар 3.19; Ис 5.2), а дикие звери ему самому и его стадам (Лев. 26.22; Втор 32.24; 3Цар 20.36; 4Цар 2.24; Иез 5.17:14.21; Ос 2.20).

Иов.5:24-26. Иов будет награжден благами характера положительного.

Иов.5:24. И узна́ешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь.

Не тревожимый ни людьми, ни внешнею природою, он будет наслаждаться миром: «шатер твой в безопасности» и избытком во всем: «будешь смотреть за домом твоим и не согрешишь», точнее, «не найдешь недостатка», так как евр. «лотехета», переведенное выражением «не согрешишь», происходит от глагола «хата» – «иметь недостаток», «промахиваться» (Суд. 10.16; Притч 19.2).

Иов.5:25. И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле.

Иов.5:26. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время.

Взамен умерших детей у него будет многочисленное, как трава (Пс 143.12), потомство, и сам он умрет в глубокой старости, пресыщенный днями.