5 глава

1–10. Молитва пророка Иеремии, в которой он сначала изображает бедственное состояние Сиона, 19–22. а потом просит у Бога помилования многострадальному иудейскому народу.

(Плч.5:1-18.) Положение Иудеи крайне печально. Иноплеменники завладели землею иудейскою и народ иудейский стал похож на сирот. Ему приходится обращаться за куском хлеба или к египтянам или к ассирийцам. За грехи отцов своих иудеи должны терпеть всякие мучения и унижения, и нет на Сионе уже никаких признаков жизни.

Плч.5:4. Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги.

Нашу собственную воду, из нам принадлежащих рек и водоемов, мы должны оплачивать известной пошлиной, вносимой в кассу наших победителей. Точно также и дров порубить мы не смеем, не внесши известной пошлины.

Плч.5:6. Протягиваем руку к Египтянам, к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом.

Нам остается спасаться от голодной смерти или у египтян, которые были не прочь приютить иудеев, или же идти в плен к Ассуру, т. е. в Вавилон, если бы даже наши победители и оставили нас в Палестине. Здесь, в нашей стране, нам грозит голодная смерть.

Плч.5:8. Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их.

«Рабы», т. е. халдеи, которые бы нам должны служить, как рабы (ср. Пс 71:11).

Плч.5:9. С опасностью жизни от меча, в пустыне достаем хлеб себе.

Правильнее перевести: «с опасностью для жизни мы достаем себе хлеб, полные ужаса пред мечом и пред чумою».

Плч.5:13. Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров.

Жерновами были тяжелые камни, с которыми было очень трудно управляться юношам.

(Плч.5:19-22.) Пророк недоумевает по поводу того, что Господь оставил Свой народ, и молит Бога снова обратить к Себе сердца иудеев.

Плч.5:19. Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой – в род и род.

Указывая на неизменяемость Иеговы, пророк, очевидно, хочет сказать, что и милость Господня к Израилю должна быть неизменяемою.

Плч.5:21. Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле.

Человек только тогда обращается всем сердцем к Богу, когда Бог будет призывать его к этому. Ср. Иер. 30:21.