6 глава

Побуждение к совершенству (1–3). Бесполезность этих побуждений для отпавших (4–6). Печальная участь последних (7–8). Надежда на лучшее состояние слушателей (9–12). Непреложность обетований Божиих за веру и долготерпение (13–20).

Евр.6:1. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

«Оставивши начатки учения Христова», т. е. не останавливаясь подробно на начатках учения – на том, что более или менее известно и понятно, – «поспешим к совершенству», т. е. познания учения Христова, ведущего за собою и нравственное совершенство людей. – «Не станем снова полагать» – мысль, разъясняющая первое предложение («оставивши начатки») в отрицательной форме. В числе вопросов, которыми апостол сейчас считает излишним заниматься, откладывая, впрочем, лишь до другого удобного времени, перечисляются: покаяние («обращение от мертвых дел»), вера, крещение, возложение рук, воскресение мертвых и вечный суд. – «Обращение от мертвых дел» – собственно оставление еврейской обрядности или бесплодных дел закона (Рим 3:20), а затем уже – и вообще оставление греховных дел, коим приличествует название мертвых потому, что они ведут к вечной смерти, удаляя от истинной жизни (ср. Евр.9:14).

Евр.6:2. учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

«Учение о крещениях». Множественное число употреблено, вероятно, в отношении ко множеству крещаемых, а может быть и потому, что апостол мыслит здесь и отличные от христианского крещения иудейские очищения (βαπτισμοί) и Иоанново крещение, различие коих от христианского таинства предполагается известным. Под «возложением рук – несомненно – разумеется следовавшее за крещением таинство миропомазания, совершавшееся тогда над всеми через возложение рук с низведением на крещаемых Св. Духа. – »О воскресении мертвых и о суде вечном« апостол находит возможным не говорить, потому что учение об этом также достаточно должно быть известно и из устной проповеди апостолов, и из посланий их, особенно Апостола Павла (1 Кор 15:1; 1 Сол.4 и др.).

Евр.6:3. И это сделаем, если Бог позволит.

Евр.6:4. Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,

В 3 стихе апостол обещает подробнее говорить и обо всем упомянутом, и это обещание отчасти начинает выполнять, говоря о покаянии (в соответствие Евр.4:1) после предполагаемого отпадения, которое он изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях. По-видимому, он усматривал некоторые признаки этого отпадения в читателях, и потому говорит с такою силою против него, выражая уверенность, что его собеседники держатся правого пути (Евр.4:9). – »Просвещенных«, т. е. благодатью Св. Духа и Евангельским учением (ср. Евр 6:4, 10:32; Ин 1:9; 2 Кор 4:4, 6). – »Вкусивших дара небесного…« – оправдания, даруемого Богом верующим во Христа и называемого у апостола еще – »неизреченным даром» (2 Кор 9:15; Рим 5:17; ср. Евр.2:4, 10:20), и вообще благодати Св. Духа.

Евр.6:5. и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,

«Вкусивших благого глагола Божия», т. е. испытавших собственным непосредственным чувством силу и сладость Евангельской истины. – «Сил будущего века». Здесь разумеются не только черезвычайные дары апостольского времени, но и все те силы освящения и прославления, которые и теперь доставляют христианину победу над смертью. Испытывая на себе действие этих сил, христианин предвкушает славу вечной жизни, жизни будущего века.

Евр.6:6. и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

«Отпадших…», что всегда соединяется с ожесточением против Христа и Его Церкви (ср. Евр.10:29), делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий (Мф 12:31), потому что для людей такого рода невозможно исправление.

Евр.6:7. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;

Евр.6:8. а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение.

Сравнение людей с землею, добрых – с плодоносною, злых – с негодною. Первая – получает и человеческий труд на возделание и благословение Божие, вторая – ни того, ни другого, и даже проклятие и сожжение грозит ей, потому что производит «терния и волчцы» – вредящие человеку (ср. Мф 15:13; Ин 15:2; Мф 3:10).

Евр.6:9. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так,

Евр.6:10. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

«Возлюбленные…» – ср. Рим 9:3. Уверенность в том, что его слуатели не находятся в опасности потерпеть только что описанную участь отпадших, апостол обосновывает на христианской любви их, проявленной в делах милосердия к своим братьям по вере (святым) (ср. Евр 13:24; Рим 15:25, 31; 1 Кор 16:1; 2 Кор 8:4).

Евр.6:11. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,

Евр.6:12. дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

Пожеланием, чтобы и в будущем слушатели преуспевали в ревности к добродетели, апостол, очевидно, ободряет их, указывая, что добродетель – непременное условие получения Божиих обетований, как вообще вера и долготерпение, с коими она неразрывно соединяется.

Евр.6:13. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

Упомянув о вере и долготерпении, Апостол приводит на память слушателей величайший образец сих добродетелей – отца верующих Авраама, который является вместе с тем и образцам непреложности Божественных обетовании верующим (Быт 22:16-18).

Евр.6:14. говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

Евр.6:15. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

Евр.6:16. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

Евр.6:17. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

«Наследникам обетования», т. е. верующим во Христа, как духовным чадам Авраама (Рим 9:7-8).

Евр.6:18. дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

«Дабы в двух непреложных вещах», в обетовании самом по себе и клятве, как непреложных действиях Божиих… – «Твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду», т. е. чтобы не только без всякого сомнения, но даже с твердым утешением мы ждали исполнения обетований Божиих верующим.

Евр.6:19. которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,

Евр.6:20. куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Как за якорь, безопасный и крепкий, держась за эту надежду, мы безопасно проходим бурное житейское море и достигаем нашей пристани, которая простирается в небесное Святое Святых, куда Предтечею за нас вошел наш Первосвященник – Иисус. Таким приемом речи апостол снова возвращается к важнейшему предмету своего послания – первосвященству Христову. – «Предтечею за нас вошел» – вошел как первый, чтобы показать и нам путь туда и облегчить его.