6. Последствия греха

Мы узнали кое–что о природе и о всеобщности человеческого греха. Нам хотелось бы оставить эту неприглядную тему и немедленно перейти к благой вести о спасении Христовом, однако мы еще не готовы к этому. Нам надо понять, каковы же последствия греха, чтобы можно было оценить то, что Бог сделал для нас и предлагает нам во Христе.

Действительно ли грех так серьезен? Это можно лучше всего увидеть, если рассмотреть его влияние на Бога, на нас самих и на наших собратьев–людей.

Отчуждение от Бога

Даже если мы не осознаем этого сейчас, самое ужасное действие греха в том, что он отделяет нас от Бога. Высшее предназначение человека — знать Бога, иметь с Ним личное общение. Высочайшее заявление о нашем благородстве как человеческих существ — это заявление о том, что мы созданы по образу Божьему, а значит, способны познать Его. Но тот Бог, Которого мы можем и должны знать, есть праведное Существо, бесконечное в Своем нравственном совершенстве. Писание всячески подчеркивает эту истину:

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище…» (Исайя 57:15)

«Царь царствующих и Господь господствующих… Который обитает в неприступном свете» (1 Тимофею 6:15–16)

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Иоанна 1:5–6)

«Бог наш есть огонь поядающий» (Евреям 12:29; Второзаконие 4:24)

«Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Авва, кум 1:13)

Все люди Божьи в Библии, которые хоть на миг увидели славу Божию, съежились от стыда и ошеломляющего осознания своих собственных грехов. Моисей, которому Бог явился в пылающем кусте, закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога (Исход 3:1–6). Иов, с которым Бог говорил «из бури» словами, возносившими Его высшее величие, выкрикнул: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5–6). Исайе, юноше на пороге карьеры, было видение Бога как царя Израильского, «сидящего на престоле высоком и превознесенном», окруженного ангелами, прославляющими Его, поющими о Его святости и славе. Тогда Исайя сказал: «Горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Исайя 6:1–6). Когда Иезекиилю было его странное видение о живых крылатых существах и движущихся колесах, над ними трон, а на троне — подобие человека, окруженного сиянием огня и радуги, он узнал это как «видение подобия славы Господней» и добавил: «увидев это, я пал на лице свое» (Иезекииль 1:28–2:1).

Савл Тарсянин, ехавший в Дамаск, полный ярости на христиан, был повержен на землю и ослеплен сияющим светом, пролившимся с неба, — светом ярче, чем полуденное солнце, — и пoзже написал о том, как видел воскресшего Христа: «А после всех явился и мне (Деяния 9:1–9; 1 Коринфянам 18:8). Престарелый Иоанн, будучи в ссылке на острове Патмос, подробно описывает, как видел воскресшего и прославленного Иисуса, чьи глаза были «как пламень огненный», чье лицо было «как солнце, сияющее в силе своей», и говорит нам: «Когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый» (Откровение 1:9–17).

Если бы завеса, закрывающая невысказанное величие Божье, отдернулась лишь на мгновение, мы тоже не смогли бы выдержать этого видения. Сейчас мы только смутно представляем, какой блистательной должна быть слава Всемогущего Бога. Однако мы знаем достаточно, чтобы осознать, что заблудший грешник никогда не сможет приблизиться к этому святому gory. Великая пропасть зияет между Богом в Его праведности и человеком в его грехе. «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой?» — спрашивает Павел (2 Коринфянам 6:6–14).

То, что грех отделяет нас от Бога, было остро осознано в Ветхом Завете при постройке Святилища и Храма. Оба они состояли из двух частей: первая и большая называлась Святое Место, а дальняя и меньшая — Самое Святое Место или Святое Святых. В этом внутреннем святилище находилась Слава Господня, видимый символ присутствия Бога. Между этими двумя частями была «завеса» — плотный занавес, загораживающий доступ в Святое Святых. Никому не разрешалось входить в Божье присутствие, кроме первосвященника, который мог заходить только один раз в год, в День Искупления, и только в том случае, если он приносил с собой кровь жертвы за грехи.

Авторы Ветхого и Нового Заветов учат, что таким образом было наглядно показано израильтянам: грех несет неизбежное отделение, а это отделение есть «смерть», духовная смерть, разрыв человека с Богом, единственным источником истинной жизни. «Плата за грех есть смерть».

Далее, если в этом мире мы сознательно отвергнем Иисуса Христа (а только через Него мы можем прийти к вечной жизни), мы навечно умрем в следующем мире. Ад — это мрачная и страшная реальность. Не позволяйте никому себя обманывать. Сам Иисус говорил о нем. Он назвал его «тьмою внешнею» из–за его бесконечной отделенности от Бога, Который есть Свет. Ад в Библии называют «второй смертью», «озером огненным» — словами, символически описывающими утрату вечной жизни и ужасную жажду души, которые связаны с безвозвратным отлучением от Бога (см., например, Матфей 25:30; Откровение 20:14–15; Лука 16:19–31).

Это отделение от Бога, вызванное грехом, не только проповедуется в Библии, но и подтверждается людским опытом. Я все еще помню свое смущение, когда, будучи мальчишкой, я произносил молитвы и старался проникнуть в присутствие Божье. Я не мог понять, почему же Бог казался мне окутанным в туман, и я не мог приблизиться к Нему. Он казался отстраненным и сдержанным. Теперь я знаю причину. Исайя дал мне ответ:

«Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать,

и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать.

Но беззакония ваши произвели разделение

между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас,

чтобы не слышать» (Исайя 59:1–2)

Нам почти хочется сказать Богу, как в книге Плача Иеремии: «Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша» (Плач Иеремии 3:44). Но, вообще–то, не Бог несет ответственность за это облако, а мы. Наши грехи закрывают от нас лицо Божье так же надежно, как облака закрывают солнце.

Многие люди признавались мне, что тоже испытывали такое опустошение. Иногда в критических ситуациях, в опасности, в радости или в созерцании красоты им кажется, что чаще всего они чувствуют невыразимую отдаленность от Бога и заброшенность. И это не только чувство, это — реальность. До тех пор, пока наши грехи не прощены, мы находимся в изгнании, далеко от нашего истинного дома. У нас нет общения с Богом. Говоря языком Библии, мы — «заблудшие» или «мертвые» из–за тех проступков и грехов, которые совершили.

Именно этим объясняется нынешнее беспокойство мужчин и женщин. В сердцах людей есть голод, который может утолить лишь Бог; вакуум, который может заполнить только Бог. Спрос на сенсационные новости и сногсшибательные любовные и детективные фильмы, пляжи и бары, светские сплетни и светские забавы, современная эпидемия наркотиков, секса и насилия — все это симптомы человеческого поиска удовлетворения. Они выдают их жажду Бога и отдаленность от Него. Августин был прав, когда произнес часто цитируемые слова в начале своих «Признаний»: «Ты сотворил нас для Себя, и наши сердца не находят покоя, пока не успокоятся в Тебе» Эта ситуация невыразимо трагична. Человек упускает предназначение, для которого Бог создал его.

Рабство перед самим собой

Грех не только отчуждает; он порабощает. Если он отстраняет нас от Бога, то он также забирает нас в плен.

Сейчас нам нужно рассмотреть «внутренность» греха. Это нечто большее, чем неудачный внешне поступок или привычка; это глубоко сидящее внутреннее разложение. Вообще, грехи, которые мы совершаем, — всего лишь внешние и видимые проявления этой внутренней и невидимой болезни, симптомы нравственного заболевания. Метафора, которую использовал Иисус, говорит о дереве и плодах. Какие плоды приносит дерево (например, финики или виноград) и качество этих плодов (хорошие или плохие) зависит от природы и здоровья самого дерева. Именно так «уста говорят от сердечного изобилия».

В этом отношении об Иисусе Христе сейчас говорят многие социальные реформаторы и революционеры. Конечно, на всех нас оказывают хорошее или дурное влияние наше образование и окружение, политическая и экономическая система, в которой мы живем. Конечно же, мы должны искать справедливости, свободы и благосостояния для всех. Однако, говоря о зле в человеческом обществе, Иисус говорил не о недостатке этой свободы, справедливости и т. п., а именно о сущности человека, о том, что Он назвал нашим «сердцем» Вот Его точные слова:

«Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека» (Марк 7:21–23).

Ветхий Завет уже учил этой истине. Как сказал об этом Иеремия: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне ис порчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9). В самом деле, в Библии много упоминаний об этой болезни человеческой натуры или «первородном грехе»: эта тенденция или склонность к сосредоточенности на самих себе, которую мы получаем в наследство, своими корнями уходит глубоко в человеческую личность и проявляется в тысяче безобразных вещей. Павел назвал это «плотью» и перечисляет ее «дела» или плоды:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Галатам 5:19–21).

Так как грех — это внутреннее разложение человеческой натуры, мы находимся в плену. Нас порабощают не столько определенные привычки или поступки, сколько эта злая болезнь, из которой они вырастают. Так, много раз Новый Завет описывает нас как «рабов» Мы обижаемся, но это правда. Иисус вызвал возмущение некоторых фарисеев, когда сказал им: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанн 8:31).

Они парировали: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными?»

Иисус отвечал им: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».

Павел в своих посланиях несколько раз описывает унизительное рабство, к которому приводит нас грех:

Вы, бывши прежде рабами греха (Римлянам 6:17). Мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов (Ефесянам 2:3). И мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий (Титу 3:3).

И, как пример того, что нам не хватает своей собственной силы и контроля, Иаков показывает, как трудно нам сдерживать свой язык. В хорошо известной главе, полной графических метафор, он говорит, что тот, кто «не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать» свое тело. Он указывает на то, что» язык — небольшой член, но много делает» Его влияние распространяется как огонь, он — «неудержимое зло» и «исполнен смертоносного яда» Мы можем укротить, приручить любого зверя и птицу, добавляет он, но «язык… никто из людей не может» (Иаков 3:1–12).

И нам это слишком хорошо известно. У нас высокие идеалы, но слабая воля. Нам хочется вести праведную жизнь, но мы прикованы к тюрьме своего эгоизма. Как бы много мы ни похвалялись своей свободой, на самом деле мы только рабы. Нам нужно прийти к Богу и сказать:

«Я не смог закончить свое дело, Господь.

Я не смог сделать вообще ничего.

И нет в моей жизни битвы,

Где бы я действительно победил.

И я пришел рассказать Тебе,

Как боролся и проиграл —

Такая человеческая, очень человеческая история

Тщеты и слабости»

(подстрочный перевод стихотворения С. Кеннеди).

Бесполезно внушать нам правила поведения; мы не можем им следовать, пусть даже Бог продолжает говорить нам: «Не делай…», и все же мы будем делать до конца света. Поучения не разрешат проблемы: нам нужен Спаситель. Перемен в сознании недостаточно без изменений в сердце. Человек открыл тайну физической силы, силы ядерной реакции. Теперь ему нужна духовная сила освободиться от самого себя, покорить себя и управлять собой; ему нужна такая сила, которая даст ему нравственный характер под стать его научным достижениям.

Конфликт с другими

Наш список ужасных последствий греха все еще неполон, нам нужно рассмотреть еще одно — влияние греха на наши отношения с другими людьми.

Мы видели, что грех — это глубоко сидящая в нашей натуре болезнь. Она укоренилась в самом центре нашей личности. Она управляет нашим эго. Вообще, грех — это мы сами. И все грехи, которые мы совершаем, представляют собой утверждение себя либо против Бога, либо против человека. Хотя десять заповедей и носят характер запретов, они провозглашают наш долг перед Богом и другими людьми. Эта мысль становится еще более ясной в утверждении Иисуса, когда Он суммировал Закон, добавив к стиху из Левита (19:8) стих из Второзакония (6:5): «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Важно заметить, что первая заповедь говорит о нашем долге перед Богом, а не о нашем долге перед ближним. Мы должны прежде всего любить Бога, а потом должны любить ближнего своего, как самого себя. Таким образом, по слову Бога мы ставим Его первым, затем — других, а себя — последними. Грех — это обратный порядок. Это значит ставить себя первым, следующим — ближнего, а Бог остается где–то на заднем плане. Человек, написавший свою автобиографию и озаглавивший ее «Дорогой Я», лишь выразил то, что мы все думаем о себе. Когда на детский праздник приносят мороженое, поднимается крик: «Я первый!» По мере того, как мы растем, нас учат не говорить подобные вещи вслух; но думать мы продолжаем именно так. Определение первородного греха, данное архиепископом Уильямом Гемплом, как нельзя лучше выражает эту истину:

«Я — центр того мира, который вижу; мира, где расположение горизонта зависит от того, где я стою… Возможно, образование сделает мою сосредоточенность на себе менее ужасной, если расширит горизонт моих интересов; пока это похоже на то, как я забираюсь на башню, и горизонт расширяется для моего зрения, но тем не менее я остаюсь центром и тонкой отсчета»

(«Христианство и социальный порядок», 1942).

Эта общая сосредоточенность на себе влияет на все наше поведение. Нам нелегко приспособиться к другим людям. Мы склонны либо презирать их, либо завидовать им, чувствовать либо свое превосходство, либо свою неполноценность. Ибо мы редко думаем о себе с тем трезвым осуждением, к которому Павел побуждал своих читателей. Иногда нас заполняет жалость к себе, в другое время — тщеславие, своеволие или любовь к самим себе.

Все отношения в жизни сложны — отношения родителей и детей, мужа и жены, начальника и подчиненных. У юношеской преступности, без сомнения, много причин, возникающих из–за недостатка безопасности, надежности в семье, но в действительности преступники (по какой бы то ни было причине) восстанавливают себя против общества. Сотни разводов можно было бы предотвратить, если бы люди смирились настолько, чтобы винить себя чаще, чем своего супруга. Когда супружеские пары, чей брак пошатнулся, приходят ко мне, я всегда замечаю, что супруги описывают ситуацию по–разному. Иногда настолько по–разному, что почти нельзя догадаться (если не знать заранее), что ситуация одна и та же.

Большинство ссор происходят из–за непонимания, а непонимание — из–за неумения уважать точку зрения другого. Для нас также естественнее говорить, нежели слушать, спорить, нежели подчиняться. Это так же верно для промышленных диспутов, как и для семейных ссор. Многие конфликты между рабочими и администрацией можно было бы уладить, если бы обе стороны сначала критически посмотрели на себя, а затем благосклонно посмотрели на другую сторону. Вместо этого мы всегда милостивы к себе и критичны по отношению к другим. То же самое можно сказать и о сложной, неспокойной международной ситуации. Современное напряжение во многом вызвано страхом и безрассудством. Наше мировозрение односторонне. Мы преувеличиваем и свои добродетели, и чужие пороки.

Очень легко вот так писать в осуждение современных социальных отношений. Единственная причина, почему это делается, — показать, как человеческий грех или сосредоточенность на себе вызывает все наши проблемы. Именно отсюда возникает конфликт с окружающими. Если бы можно было заменить дух самоутверждения духом самопожертвования, все конфликты прекратились бы. А самопожертвование и есть то, что в Библии понимается как «любовь» Грех присваивает, а любовь отдает. Греху свойственно желание получать; любви — желание отдавать.

Все, что нужно человеку, — это радикальное изменение его природы, которое профессор Х.М.Гваткин назвал «перемена из «сам» в «не сам» Человек сам не может произвести эту перемену в себе. Он не может действовать сам по себе: ему опять же необходим Спаситель.

Мы обнажаем грех таким образом лишь с одной целью. Это необходимо для того, чтобы убедить нас, что нам нужен Иисус Христос, и чтобы приготовить к пониманию и принятию всего, что Он предлагает. Вера рождается из нужды. Мы никогда не доверимся Христу, пока не отчаемся в самих себе. Он Сам сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфей 9:12–13). И только когда мы лицом к лицу столкнемся с тем, как серьезна наша болезнь, только тогда мы признаем срочную необходимость лечения.