«Ослы»

Я хочу несколько стихов из известной истории прочитать. Если вы откроете, будет легче. Если вы откроете Книгу Бытие: 43 главу, 18 стих:

«И испугались люди эти, что ввели их в дом Иосифов, и сказали: это за серебро, возвращенное прежде в мешки наши, ввели нас, чтобы придраться к нам и напасть на нас, и взять нас в рабство, и ослов наших».

Вспомнили эту историю? Вы понимаете, что тут каждое слово имеет большое значение. Вообще, в Библии каждое слово имеет значение. Послушайте еще раз. Не просто послушайте, просто давайте представим, что там было. Попробуйте перенестись в то время. Вы хорошо помните эту историю, да? Когда это было?

«И испугались люди эти. «Люди эти» – это кто? Это братья Иосифа. «И испугались люди эти, что ввели их в дом Иосифов». Они знали, что это Иосифов дом? Нет, это мы знаем, они тогда не знали. «…что ввели в дом Иосифов и сказали». На каком языке они говорили? На еврейском. А в этом доме на каком языке говорили? На египетском. Они думали, что никто не понимает. Когда их ввели, они перепуганные стоят, и между собой говорят, видно побледнели, а между собой говорят, потому что, они уже не первый раз сюда приехали, они уже тут были, у них были некоторые приключения на таможне, и когда они пришли второй раз, они уже пришли в страхе, и говорят. Но помните, что они говорят между собой, не зная, что их кто-то понимает.

«И сказали: это за серебро, возвращенное прежде в мешки наши, ввели нас, чтобы придраться к нам и чтобы потом напасть». Неожиданно, да, напасть? «на нас, и взять нас в рабство, и ослов наших». Как вам это нравится, вообще, этот разговор? Вы зная, всё что там происходит, как на это смотрите? Ну, что вы думаете, у Иосифа, если бы он хотел на них напасть, он бы не напал уже? Если бы он хотел бы, чтобы они стали его рабами, что, нужно нападать? Они в его руках были. Он мог бы с ними делать всё, что хотел. И как это смешно звучит, говорят:

– А, вот почему нас сюда завели! Хотят напасть на нас, и взять нас в рабство и ослов наших.

У Иосифа ещё ослов. Ослов таких у него не было. Вы можете себе представить, как часто смешно бывает то, где нам страшно. Как часто бывает очень смешно со стороны, тогда, когда нам может быть очень страшно, как братьям Иосифа. Я хочу ещё несколько стихов прочитать из этой истории, потому что история знакома, с детства знакома, наверное, более знакомой истории в Библии нет. Правда? 24 стих читаем, следите:

«И ввел тот человек…» «Тот человек», это кто? Слуга Иосифа. «И ввел тот человек людей сих в дом Иосифов и дал воды, и они омыли ноги свои; и дал корму ослам их». О чем думали, и чего боялись братья? А что происходит? Кормит. Ослов тоже. Еще один стих, 44 глава 3 стих:

«Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их». Надо было и это писать? Ну, раз боятся за слов, чтобы вы знали, что Иосиф отпустил и ослов тоже. «Они и ослы их». Еще недалеко отошли. Помните, что дальше было? Помните эту историю? Ну, давайте, чтобы вспомнить. Очень хотелось бы знать, как за этим всем наблюдал фараон. Интересно, что братья уже второй раз приходят, много времени прошло, и такое впечатление, по крайней мере, мы не видим, чтобы фараон о чем-то с Иосифом говорил:

– Как там твои братья? Кто это к тебе приходил?

А как вы думаете, знал фараон, что там происходило? Помните эту историю? Когда уже начался голод, о котором Господь предсказал через сны фараона Иосифу, благодаря тому, что Иосиф растолковал эти сны, он стал вторым в Египте, и благодаря Иосифу, весь Египет был спасён от голода, и Иаков, и его дети. Начался голос, Иаков услышал, что в Египте есть хлеб, говорит своим детям:

– Идите за хлебом.

Они отправляются. Много людей приходило к Иосифу покупать хлеб, но слуги, похоже, рассказали. Какие-то интересные люди приходили к Иосифу. Иосиф, как-то странно себя ведет по отношению к ним, но все молчат. Наблюдают, что там происходит и молчат. Пришли они, что-то Иосиф, как-то особенно на них обратил внимание, расспрашивает, повелел деньги в мешки их положить. Как вам кажется, заинтересовались бы вы, на месте фараона, на месте тех людей, которые за этим наблюдают? Что это такое, что за люди? Но никто еще не знает, что за люди. Иосиф раздает какие-то необычные распоряжения, относительно этих людей, оставляет одного из них в тюрьме, и никто не понимает еще, что за история такая, что за интрига тут. Фараон, я думаю, знал. Всё знал, следил. Но из этой истории, из того, как фараон себя ведет, похоже, у них были очень хорошие и красивые отношения с Иосифом. Фараон – царь Египта, Иосиф второй после него. Но фараон доверяет Иосифу.

– А, ну, если ты так решил с этими людьми так поступать, нормально, значит ты знаешь, что делаешь.

Даже вопросов не задает. Иосиф их отправляет домой, возвращает им деньги, одного брата оставляет в тюрьме, проходит время. Но никуда же они не денутся, хлеба больше нет, Иосиф знает, 7 лет еще впереди. 5 лет, да? Когда Иосиф скажет, что ещё 5 лет голода впереди. Через год приходят опять. Опять за хлебом. Опять наблюдает, опять распоряжения какие-то странные Иосиф дает: то верните им деньги, то теперь догоняйте их, и чашу тоже туда младшему положите, потом их возвращает, и все следят, что дальше будет. Наступает развязка. 45 глава –самая трогательная глава в Библии, наверное. Но одна из самых таких потрясающих глав, да?

«Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех». Все, кто там находился, вышли, остался Иосиф и его братья. О чем думали братья в этот момент? Можете себе представить? И так, столько странных каких-то действий вокруг, они никак не могут понять: к чему это, что за беды на них свалились. И тут правитель Иосиф, вдруг кричит, все разбегаются, они остаются наедине. Я хочу, чтоб вы, но насколько это возможно, представили себя на их месте. И тогда Иосиф говорит: «я брат ваш». Я ваш брат. Написано, что они не могли отвечать ему, потому что они смутились перед ним, потеряли дар речи, видимо, ни руки, ни ноги, не шевелились. Такое услышать: «я ваш брат», представляете? «И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне». Еще один стих хочу прочитать, это уже было после.

«Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа…» Что в первый раз дошел слух до фараона, о том, что тут происходило? Я думаю, регулярно слухи туда поступали. Но теперь фараон понял:

– А, вот оно что там происходит! Это братья! Вот почему Иосиф так себя ведет! Интересно, что там за история этому предшествовало? Братьев так не встречают обычно, долго.

Так долго братьев он встречал.

«Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его. И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш, и ступайте в землю Ханаанскую».

Помните, на каком языке разговаривали братья, на каком Иосиф? Язык тоже имеет значение. Есть такие вещи, которые на одном языке скажешь, на другом никак не скажешь. Не переведешь никак. Вы очень хорошо знаете. Потому что Бессарабка, всегда была местом, где много языков. Я помню, что тут всегда два перевода было. Всегда два перевода. И есть вещи, которые никак не переведешь, правда? Вот как скажешь на гагаузском, на русском не скажешь, и как на молдавском, так на гагаузском не скажешь. Есть такие вещи, которые никак не переведешь, правда? Вот эти слова, знаете, как они звучали? Тут всё так написано. Но в этом стихе, я попробую передать еще один оттенок, который там звучал. Фараон говорит Иосифу:

«Скажи братьям твоим, вот что сделайте: навьючте зверей ваших». Как написано у нас? Скот, а там прямо написано: «навьючьте зверей ваших и идите, пусть идут».О чём это история? Вот что дальше фараон говорит:

«И возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее в земле Египетской, и вы будете есть тук земли. Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие»

Это фараон распоряжается теперь. Фараон говорит Иосифу, что надо сказать братьям.

«Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите…» И очень важный 20 стих: «И не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам». Фараон уже заметил, как они относятся к вещам. Говорит:

– Передайте, чтобы не брали с собой всё там. Я знаю, что у них там много вещей есть.У вашего дедушки Иакова, там наверное, много есть. Он всю жизнь собирал. Скажи, пусть не берет ничего.

Есть такая склонность у людей: чем больше живут, тем больше привязываются. Попробуйте у них забрать. Очень трудно. Попробуйте им дать лучшее. Лучшее, может возьмет, а может и не возьмет, а то, не отдаст. Фараон заметил это, и говорит:

«Иосиф тебе повелеваю, скажи им пусть не жалеют вещей».

– У меня есть. Дам лучшее, что есть в Египте. Оставьте, вот так, как есть. Оставьте, и ко мне, быстро.

Знаете, о чем это история? Не привязывайте себя к земле. Не привязывайте себя к вещам. Не держитесь. Будьте готовы оставить. Не сидите на одном месте. Не бойтесь. Если вы чувствуете, что надо идти куда-то, идите. Не держитесь, потеряете.

Это история о том, как хорошо иметь цель выше, чем то, что на земле. Прошло время. Дети вернулись. Дети вернулись к Иакову, и они должны были рассказать Иакову, что Иосиф жив. Как они это скажут? Пришлось это сказать. «И сказал Израиль: довольно, еще жив…»

Сначала они долго убеждали его, что Иосиф жив. Но когда они увидели, что Иосиф прислал, колесницы увидели, тогда Израиль, Иаков сказал: «довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру». И в 46 главе, во 2 стихе, Господь говорит с Иаковым, и говорит:

«И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои».

Вам нечего бояться до тех пор, пока Господь с вами. Вам нечего бояться не за жизнь вашу, не за имущество, которое у вас, не надо за это держаться. Потому что, вы знаете, если Иосиф мог дать лучшее, то Господь… Не бойтесь ничего. Помните, что иногда, когда нам очень страшно, и когда мы боимся что-то потерять, со стороны может быть очень смешно. Помните, что тогда, когда мы переживаем, что мы что-то потеряем, Господь как раз это будет давать нам. Не бойтесь ничего! Нет такого в этом мире, чего нам нужно было бы бояться, и нет такого ценного в этом мире, за что надо было бы держаться. Будьте готовы в любой момент всё оставить и идти. Будьте готовы довольствоваться тем, что есть. Времена были разные и будут разные, но Господь не меняется. Могут быть трудные времена, как у Иосифа, в начале, и могут быть хорошие времена, как у Иосифа в конце. Всё может быть в этой жизни. Одно не забудьте: держитесь за Господа, как это делал в свое время Иаков, и как это делал сын его – Иосиф, а Господь всё решит. Пусть не будет ничего настолько дорогого в ваших глазах на этой земле, о чем бы вы переживали, и от чего, не могли бы отказаться, потому что Господь говорит:

– Лучшее дам вам. Не бойся. Не бойся идти.

Знаете, почему эту проповедь я избрал? Чтобы вы приехали в Тирасполь. Мы приехали. Пусть Господь поможет вам нанести вам обратный визит. Будем молиться.

Господи, обращаемся к Тебе с благодарностью, что Ты хранишь нас каждого в отдельности, благословляешь, поддерживаешь в трудные времена, и в хорошие, посылаешь нам разные опыты, мы расстаемся и встречаемся, и все это по воле Твоей. Не всё мы понимаем, что происходит в жизни, но помоги настолько Тебе доверять, чтобы ничего не бояться, настолько за Тебя держаться, чтобы ценнее Тебя и истины, не было ничего для нас в нашей жизни. Благослови всех Твоих детей по всему лицу земли, и в Тирасполе, и в Бессарабке. И пусть Твои дети чувствуют Твою заботу, и милость Твою, Твои благословения. Пусть ангелы Твои оберегают каждого в его делах, в его путях, а Ты храни Господи нас от греха пред Тобой. Ради Иисуса просим. Аминь.