«Гостеприимство и субординация»

Каждую субботу мы открываем Священное Писание, и в какой-то истории священной книги находим для себя: и уроки, и утешение, и слышим голос Божий, который направляет нас в этой жизни. Мы нуждаемся в Божьем водительстве, в Божьем наставлении, а может быть и в обличении, чтобы услышать какие-то советы и научиться каким-то принципам, которые нам в жизни помогают. Сегодня я предлагаю открыть Книгу Бытие 18 главу, и мы перенесемся в то время, когда жил Авраам, и Лот когда жил, и вспомним вот эту историю. В 18 главе она записана, с 1 стиха:

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего»

Это Господь явился, таким образом, Аврааму. Авраам, как хозяин шатра, как хозяин дома, в котором он жил, вышел навстречу, и эти слова произносил:

«и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь».

Потом это история будет неоднократно в Библии вспоминаться, каким был Авраам. Вот 19 глава, тоже напоминает эту 18 главу, только на этот раз ангелы и Лот в Содоме.

«И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели».

Эта история тоже будет вспоминаться в Священном Писании неоднократно. Вот один из текстов, которой вспоминает эти истории, это один из текстов, уже в Новом Завете, в послании к Евреям, 13 глава:

«Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам».

Помните, кто «некоторые»? Понимаете, кто это «некоторые»? Вот они, мы только что читали эти истории: историю Авраама, историю Лота. В Библии гостеприимство высоко ценится. Вот что сказал Иисус, по этому поводу. Помните, после 24 главы в Евангелии от Матфея, после 25 главы, эти 2 главы о втором пришествии Христа, о конце истории нашей земли, и вот как конец 25 главы, о чем нам здесь сообщается:

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня».

Понимаете, о чем Господь напоминает? Помните, как Иисус рассказывал всё это ученикам? Он говорил: «придут некоторые и скажут: «мы именем Твоим чудеса творили, бесов изгоняли». Но царь скажет: Я не знаю вас». А другим Он скажет, вот те слова, которые мы сейчас читали:

– Приидите благословенные в дом Отца моего. Я вас приглашаю в гости.

– Почему?

– Да, потому что, когда Я нуждался в вашем гостеприимстве, вы пригласили Меня.

– И скажут люди: когда Господи это было?

– Но Господь скажет: когда вы сделали одному из меньших моих братьев сих, вы сделали это Мне.

Гостеприимство. Гостеприимство в Библии. Вы понимаете, что из этих нескольких историй, нескольких текстов библейских, мы понимаем, что гостеприимство – это очень важно, оно оказалась спасительным для многих людей, в полном смысле этого слова. Смотрите, Авраам в результате этого гостеприимства, для него исполнилось обетование о рождении сына, и гостеприимство его сыграло важную роль в этом. Или Лот. Вот этот случай, который мы сейчас вспомнили в истории Лота, гостеприимство его стало, в полном смысле этого слова, спасением для Лота – он был спасён из горящего Содома, благодаря тому, что принял вестников Божьих. И в тех словах, которые Иисус произносит в 25 главе Евангелия от Матфея, тоже мы видим, что гостеприимство становится спасительным для многих людей, которые были открыты для странников. Гостеприимство оказывается может стать спасительным в нашей жизни. Как насчет гостеприимства в вашей жизни? Готовы принять любого человека всегда? Вы так отвечаете, как израильтяне, у горы Синай: «всё, что повелел Господь, выполним». А если так заглянуть глубже, мы всегда очень рады открыть двери нашего дома всем? Это правда. Я думаю, что каждый из нас сталкивался с обратной стороной гостеприимства. Когда после гостей приходится всё перемывать, убытки подсчитывать. Да, что убытки, иногда, я не говорю о материальных потерях, я говорю о моральном ущербе. Я думаю, что многие переживали нашествие гостей, и решали для себя, что в следующий раз мы их больше не пустим в наш дом. Было такое? Если было такое, вы вспомните, почему, что вам больше всего неудобств причинило. Вспомните не с тем, чтобы больше никого не принимать в гости, а вспомните с тем, чтобы быть хорошими гостями в домах других людей. Понимаете, о чем я говорю? Потому что, если мы чувствовали какое-то неудобство, то помните, что мы бываем тоже гостями. Что чувствуют хозяева тех домов, чей порог мы переступаем, как они себя чувствуют? Может быть, после нашего визита, они тоже решает для себя, что больше мы не будем таких гостей принимать? От чего зависит? От чего зависит такое решение – в нашей жизни, или в жизни кого-то? Не получается, знаете, как в той известной поговорке: «ты его за стол, а он, и ноги на стол». Бывает такое, что гость чувствует себя уютнее, чем хозяин? А от чего зависит? Как это проявляется? В громкости голоса это слышно? В передвижении по дому это видно? В каких-то мелких проявлениях сразу чувствуется – уют или не уют. Бывает такое? Или другую басню рассказывают, про ежика и зайца. Заяц смилостивился над бедным, озябшим ежиком, пустил его в дом, а он расправил свои иголки, и уже заяц забился в угол, в своем собственном доме. Вот об этой стороне гостеприимства хочу поговорить тоже, потому что Библия об этом говорит, между прочим: как ходить в дом друга или брата. И Бог об этом говорит. Господь считал это важной темой. Потому тогда, когда Он вывел народ свой из земли Египетской, Он заявил, говорит:

– Хочу жить с вами. Хочу, чтобы Мой дом был вашим домом, ваш дом, был Моим домом. Давайте сделаем так: потому, соберите всё, построим Мне дом тоже. Это будет и ваш дом и Мой дом – святилище.

Но при этом, вы подумайте, только Бог – царь всей вселенной, до такой степени снизошел, что говорит:

– Я хочу с вами жить. Я не хочу где-то далеко. Я хочу ходить среди вас.

Буквально эти слова вы читаете, правда?

– Я хочу обитать с вами. Я хочу ходить с вами. И хочу, чтоб вы были гостями в Моем доме.

Но что это значит? Вы знаете, когда Господь это говорил, Он тут же и много правил произнес, Сам лично. Что это значит?

– Я хочу, чтобы вы были со Мной, и Я с вами. Но что это значит? Мы встретимся, но вы три дня будете готовиться. Помните, мне не все равно, как вы войдёте в Мой дом: в какой попало одежде, в какой попало обуви.

Помните, еще до того, как Господь собрал свой народ у горы Синай, он встретился с Моисеем. Моисей шёл по пустыне, и говорит:

– Что за странное явление? Подойду посмотрю. Куст горит и не сгорает, никогда такого не видел. Кусты видел, что горят в пустыне от жары, земля сухая, куст сухой, иногда воспламенялся, но он быстро сгорал. Сколько там того куста? Но чтобы горел, и не сгорал! Я уже несколько раз прохожу мимо, он не сгорает. Пойду, посмотрю на это странное явление.

И направился в ту сторону. Помните, что услышал Моисей? Господь говорит:

– Стой, дальше не входи. Разуйся.

Что это значит?

– Почему, Господи? Я тут всегда ходил.

– Это Моя земля! Ты меня уважаешь?

И Моисеев снял обувь свою, и подошел. Понимаете, что это значит? Господь хотел бы нас видеть в гостях, но Он хотел бы, чтоб мы с уважением входили. С уважением, надо сказать, не только к Нему, но и к себе тоже. Понимаете, Господу не все равно, как мы войдем. Может в грязной обуви, может в грязных носках? Вы знаете, Он хотел бы, чтобы мы действительно были благоуханием приятным. Понимаете, Он воспитывает нас как Свой народ, чтобы мы были приятны для людей, и потому начинает с дома. Как я зайду в дом Божий? С грязными руками? Или это тоже важно? Неудивительно, что Господь столько времени в этих книгах посвящает чистоте. Говорит:

– Руки ваши надо омывать постоянно.

В пустыне. Вы можете себе представить? Там вода –дефицит. А Господь говорит:

– Утром омывай, перед жертвой омывай, священникам много омовений, омывай одежды свои. Смотри, будь внимателен, когда входишь в дом мой!

Как вам это нравится? Может это лишнее? Да, надо сказать, что фарисеи потом извратили эти все постановления. Не в том их ошибка была, что они очень чистыми были. Вы знаете, что они делали? Они ритуально омывали руки: обмакнул кончики пальцев, но демонстративно, чтобы все видели. И против этого Господь выступал, говорит:

– Что ты делаешь? Ты внутренность свою посмотри. Ты посмотри, что в чаше? Что ты о наружности переживаешь? Что ты ходишь, чтоб тебя люди видели? А ты посмотри, внутри какой ты!

Вообще, когда Господь занимался вот всеми этими вопросами, Он хотел бы сделать над чистыми, приятными людьми народ Свой. Он таким хотел сделать. Это не просто, вот Богу так захотелось, чтобы какие-то обряды мы исполняли. Богу нужно, чтобы люди Его были приятными! Потому, Он когда Авраама выводил из Ура Халдейского, Он сказал:

– Ты будешь благословением для всех народов.

А что это значит – благословением для всех народов? Что это значит? Это значит, что ты будешь приятным для всех людей. А с чего это начинается? А с того, чего Господь и начал. Собрал всех у горы Синай, говорит:

– Будем мыться. В стане, чтобы было чисто. Везде должен быть свой порядок.

Понимаете, Господь внимательно следил за такими мелкими моментами, потому что, это всё составляет наш характер, в конце концов.

– Я хочу видеть вас в гостях, но Я хотел бы, чтоб вы были приятными для всех людей.

Так Господь встречал Свой народ у горы Синай. И эти вопросы решал изначально. Потому, столько омовений, потому столько повелений, и при этом говорил, когда услышат, скажут:

– Нет народа такого, как этот народ!

Когда народы окружающие посмотрят, скажут:

– Нет такого святого народа, как этот народ!

А знаете, почему? Потому что у них Господь такой святой. А что это значит? Приятный. Понимаете? Приятный во всём: в словах, в движении. Помните, как они двигались по пустыне? Там же их никто не видит. Может можно как попало. Господь говорит:

– Поднимется столп, вы не торопитесь вперед. Поднимется облако, тогда вы поднимайтесь. Войдут священники первыми, потом вы.

– А может быть, мы вперед, как попало?

– Нет, строгий порядок должен быть.

– А я думал, у нас хорошие отношения.

– Да, вот в этом отношении и проявляются. В строгом порядке, кто за кем, каждый на своем месте. Вот в этом и проявляются отношения, правильные отношения.

Вы знаете, люди часто путают, что такое отношение, и что такое порядок. Думают, что чем больше беспорядок, тем лучше отношения. Да, вот такое понятие у многих людей, особенно когда входят в дом, друг другу. Думают, что если я побежал прямо на кухню, это говорит о том, что у нас хорошие отношения с хозяином дома, и если я прямиком в спальню, значит у нас хорошие отношения. Отношения хорошие? Или может быть что-то у нас перепутано? Как вы думаете? Господь учил, начиная вот с таких прописных истин. Вы понимаете, что это значит? Смотрите, вернемся в эти истории. Авраам увидел гостей потенциальных, кто к кому бежит, скажите? А может Господь мог войти в шатер, сказать:

– Авраам, подвинься. Я к тебе в гости пришел.

Нет? У него были на то права? А как он себя ведет? А в случае с Лотом, что Господь делает? Лот говорит:

– Войдите в дом мой.

– Они говорят: нет, мы ночуем на улице.

Почему Господь так поступает? Вы знаете, Господь не хотел бы, чтобы мы Его принимали в свой дом, в свою жизнь, в свое сердце, потому что так принято, так нас оценят нашу духовность. Он хотел, чтобы это было настоящее гостеприимство. Потому Он говорит:

– Лот, Я думаю, что тебе будет неудобно. Мы на улице.

И только после того, как Лот умолял, упрашивал… Вы знаете, Лот мог из уважения, просто предложить:

– Зайдите в дом. А сам думает: отказались бы, столько забот. Я должен со своей стороны предложить, а лучше, чтобы они отказались.

Бывает такое?

– Я делаю со своей стороны шаг навстречу, и облегченно вздыхаю, когда говорят: «нет, нас уже пригласили».

Понимаете, почему Господь часто отказывается, как в случае с Лотом было. Но когда Лот проявил настойчивость, Ангелы пришли, и спасли его. Этот визит оказался спасительным. Но кто кого приглашал? Очень много повелений самого разного вида Господь давал, связано со святилищем, это дом Божий, и народ Его приходил во святилище. Но куда попало, и что попало делали там? Скажите? Какой порядок был во святилище? Кто куда мог прийти? Куда угодно? Вот я захотел и пришел во святое святых, так? Строгий порядок, правда? Я мог взять, что попало, вот я пришел в гости, я сразу в книжный шкаф посмотрел, мы же в хороших отношениях, да, с полочки взял что-то, поигрался, что-то сломал, «ну, извини, бывает». Так? Такие у нас отношения? Мы же в хороших отношениях?

– Да, мы в хороших отношениях. Но ты подумал, как хозяин себя чувствует? А ты хотел бы, чтобы у тебя такие гости были?

И потому, Господь начинает с того, что:

– Вот это двор. Во дворе можно жертву приносить. Там священник скажет тебе, что делать. Омыть руки во дворе. Там есть умывальница. А что во святом? Туда священник внесет кровь и мясо жертвы. А во святое святых – раз в год, и не все, кто хочет. Почему так? Что Господь, такие отношения с ним? Чтобы не было у нас плохих отношениях с Ним, потому такие порядки. Потому что мы – люди. Когда к нам Господь с открытой душой, мы склонны злоупотреблять гостеприимством Господа, и в жизни тоже так. И мы очень остро чувствуем, когда кто-то злоупотребляет этой открытостью, и очень нечувствительны к своему поведению. Мы можем удивляться:

– А почему он со мной уже не разговаривает? Почему он меня больше не приглашает?

И что делает Господь? А Господь терпеливо продолжает нас учить. Вот один стих на эту тему. Я думаю, что вы уже его вспомнили. Книга Притчей, 25 глава 17 стих:

«Не учащай входить в дом друга твоего…» Смотрите, какие слова. «…чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя». Вы понимаете, где опасность? Хотите быть в хороших отношениях? Хотите иметь друзей? А сколько можно ходить? Какая частота? Вообще, есть правила? Как часто? Раз в неделю, раз в месяц, раз в год – как часто? От чего зависит, скажите? Будьте внимательны, и вы поймете, как часто надо ходить. Будьте очень открыты и внимательны. Если вы будете думать о других людях, вы поймете, сколько можно и куда можно. Если вы будете думать о себе, вы много дров наломаете. Это эгоизм. Эгоизм так себя проявляет. Он не думает, как чувствуют себя другие, он делает то, что ему хочется, и считает это в порядке вещей. Есть еще один стих, очень интересный, в этой связи, в Книге Левит в 10 главе. А вы знаете, о чем 10 глава Книги Левит? Если открыли, я думаю, что вы увидите уже. Знаете, о чем 10 глава Книги Левит? Увидели?

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»

Вошли в дом, не так как положено, вошли в храм, не так как положено, не так, как Господь повелел. «И вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал». И дальше 8 стих:

«И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы…» Вот смотрите, для чего так, Он даёт все эти повеления. «…чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого». Понимаете, мы должны это отличать всегда, отличать одно от другого. Что значит священное от несвященного, святое от не святого? Что в Библии значит святой? Вы знаете, что многие люди сегодня слово «святой» понимают немножечко не так, как в Библии это изначально. Сегодня святой – это значит непорочный, неошибающийся. Но не так в Библии. Святой – это принадлежность. В Библии всегда святое – значит посвящено кому-то или чему-то, в данном случае, это Богу принадлежит. Господь, фактически, здесь что говорит:

– Смотрите, будьте внимательны, чтобы вы не перепутали: что моё, а что ваше.

Понимаете, что это значит? Чтоб вы не перепутали дом, чтоб вы не перепутали вещи, чтоб не перепутали спальню, чтоб не перепутали жену, чтоб вы не перепутали… Понимаете, что это значит? Вы понимаете, почему Господь так строго к этому относится? А это незаметно происходит. С этого начинается воровство, это тесно связанные вещи. Вы скажите:

– Нет, такого не может быть!

Может. Вы не заметите, как перепутаете что чьё, и в конце, перепутаете свою роль. Это истина важна не только в наших отношениях в церкви. Вы знаете, как следят руководители за человеком, который приходит устраиваться на работу. Вот, вы пришли устраиваться на работу. Думаю, что этот процесс каждый переживал. Пришли, вам назначили время для собеседования начальник, ваш будущий начальник. Представьте себе, что вы вошли в кабинет, сразу взяли с его стола, там бумаги у него есть, посмотрели что-то. Вы же чувствуете себя удобно, пусть он посмотрит, какой вы коммуникабельный человек, да? Может быть заработаете баллы, и он вас примет на работу, как вы думаете? Открыли его шкаф, на полки посмотрели. Вы позволите себе такое, если хотите устроиться на работу? Вы знаете своё место, правда? Что вы будете делать? Вы хорошо знаете, что надо делать. А с Богом? А с братьями? А какая разница, чьи это вещи, мы же братья? Нет? Чтобы отличать святое от не святого. Что это значит? Чтобы не перепутать где чьё. Была история, ну, это отдельная история, когда-нибудь мы на эту тему тоже поговорим. Я только ее напомню, потому что, может показаться, что, ведь христианская церковь, помните, с чего начинала? Они собирали всё, у них всё было общее. На первый взгляд, только кажется, что этот случай противоречит тому, о чем мы сейчас говорим. Это только на первый взгляд. Потому что Анания и Сапфира, что они сделали? Они принесли своё, с какой целью? Все отдали якобы, но на самом деле, не отдали всё. Они дали не с тем, чтобы дать, они дали с тем, чтобы взять. И своё у них осталось, и то, что общее тоже наше. Понимаете, как они решили для себя. Господь не позволяет таких вещей, и Он ясно показал в начале, в зарождении христианской церкви, в самом начале, показал очень ясно. О чем вам это говорит? Что в начале ветхозаветной церкви Господь поднимает эти вопросы и учит этим отношениям народ израильский, и в начале христианской церкви Господь опять поднимает эти же вопросы, где чьё, и учит этим отношениям. О чём это говорит? Это важный вопрос или нет? И в конце концов, мы понимаем, что вот эти принципы могут сыграть важную роль в нашем спасении. Это важные вопросы или нет? Заповеди помните? Начинается первая заповедь какая? Я Господь, царь всей вселенной. А последняя заповедь? Помните? Не перепутай, где чьё. А может, у нас всё общее уже? Мы же братья, нет? Смотрите, как Господь, несмотря на то, что Господь есть Бог всей вселенной, как Он себя ведет. Давайте посмотрим на Иисуса. Как Он себя ведет? Он пришел на нашу землю… Я хочу цитату прочитать из духа пророчества, красивая цитата, из книги «Желание веков», 63 глава:

«Чтобы въехать в Иерусалим верхом, Иисус послал двоих учеников привести Ему ослицу с осленком. Когда Спаситель родился, Его жизнь зависела от гостеприимства чужих людей. Ясли, в которые Его положили, принадлежали незнакомым пастухам. И хотя на тысячах холмов паслись Его стада, Он зависел от доброты незнакомца, который одолжил бы Ему ослицу и осленка, чтобы Он мог въехать в Иерусалим как Царь».

Как вам это нравится? Он мог взять просто так? Нет? Это его? У него были друзья на земле. Вы помните, кто его друзья были? К кому Он в дом входил? Марфа, Мария и Лазарь. Вы заметили, как Он входил в дом? А ведь Он мог прийти прямо на кухню. Некоторые фарисеи, к Марие, в спальню сразу заходили. Но Он уважал эту семью. Я восхищаюсь нашим Господом, который в самом конце, заканчивается Священное Писание, начинается последняя книга, вы знаете, как Он обращается, и что Он говорит нам, христианам, которые живем в последние дни?

– Се стою у двери и стучу…

– Почему не заходишь?

– Жду. Может кто-то услышит?

Царь вселенной! Вы можете себе такое представить?

– Может кто-то услышит и отворит? И к тому войду, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Кто отворит?

И Он хотел бы, чтобы Его дети были похожи на Него. От этого может зависеть наше спасение. Аминь.

«Количество и влияние»

Я предлагаю всем открыть Книгу Судей 6 главу. В шестой главе, давайте с 12 стиха начнем читать:

«И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян».

Мы знаем эту историю. Это история Гедеона. Вот эти стихи, которые мы начали читать, сразу поднимают вопросы. Во-первых, слышали, что ангел Господень сказал, как он приветствовал Гедеона: «Господь с тобою, муж сильный!» Помните, за каким занятием ангел его застал? Дело в том, что много лет прошло уже с тех пор, как израильтяне вошли в Ханаан после Исхода из Египта, много событий произошло, так как Господь предсказывал через Моисея, в Книге Второзаконие об этом записано, так и случилось. А Господь говорил:

– Если вы будете повиноваться заповедям Моим, вы будете благословенным народом. Вас никто не будет тревожить, у вас всего будет в избытке, никогда не будет голода, засухи никогда не будет, не будет проблем. Ваша задача – выполнять Мои заповеди, Моя задача – вас снабжать и защищать. Но израильский народ не был послушен всегда и во всем, и случилось так, как Господь и предсказывал, что «если же вы нарушите, пошлю на вас соседей ваших, они поработят вас. Вот то, что вы вырастите на поле, они соберут, и вот так будете жить. Так и случилось во дни Гедеона, то, что описано в 6 главе Книги Судей, так и произошло. Господь позволил мадианитяням и многим другим народам с востока выжидать: когда народ израильский собирает урожай, они весь год трудятся, засеивали поля, возделывали эти поля, и как приходило время собирать урожай, вдруг приходили мадианитяне. Я думаю, что более того, они ждали, когда те всё соберут, а потом приходили и говорят:

– Спасибо большое, это наше.

И так как, их было больше, и они были сильнее, и Господь к тому же позволил это, израильтяне были беспомощны и бессильны. Им надо было как-то выживать. Что они делали? Они тайно воровали свой же урожай! Вы можете себе представить, что происходило? Они тайно собирали свой же урожай! Конспирировались, что и произошло с Гедеоном. Мы тут находим Гедеона, что во время, когда была жатва пшеницы, и он собрал урожай, возможно это ночью он делал, потому что мадианитяне следили, они ничего не делали, они только следили: где уже всё готово, туда они шли, на праздник урожая. Гедеон же, каким-то образом собрал свой урожай, и думает: «если я буду выколачивать зерно, там, где это обычно делают, заберут». Он же придумал:

– Пойду туда, где мы обычно виноградный сок делаем, выдавливаем сок из ягод. Еще не время собирания урожая и скоро это будет, и никто не поймет, что я там делаю, и не придут. И так я смогу свой урожай сберечь.

И когда он там находился, вдруг кто-то появился. Как вы думаете, как Гедеон себя почувствовал, когда он почувствовал, что кто-то тут, и слышит: «Приветствую тебя, муж сильный»? Как вам это нравится? На первый взгляд кажется непонятным, почему Господь так к нему обратился. Это что, Господь смеется над ним или как, таким приветствием? Или на самом деле это был сильный муж? Что вы думаете по этому поводу? Он действительно, или это просто такой метод, знаете, взрослые, понимая, что детей надо где-то поддержать, придать им уверенности, и говорят больше, чем они того заслуживают. Ну, как бы поддерживая их, потому мудрые учителя, они подбадривают своего ученика, и говорят:

– О, у тебя уже хорошо получается!

Хотя, где там хорошо получается, еще далеко до совершенства. Но он говорит:

– Ты смотри, у тебя уже успехи! Большие успехи делаешь!

Для чего мы это делаем? Если вы не сделаете этого, никогда следующего шага ребенок не сделает самостоятельно, он будет бояться. Может это, в этом случае Господь делает или действительно там Гедеон, в чем-то отличался от других людей? Одно понимаем, что то, о чем Господь говорит, это не то, что часто понимают люди, под силой, правда? То, что у людей считается силой, не всегда так у Бога. И когда мы читаем Священное Писание, мы это замечаем, что не всегда сильные побеждали, ну, те сильные, которых люди считают сильными, и не всегда мудрые были мудрее. Ну, опять, та мудрость, которую в народе среди людей принято считать и называть мудростью. И мы, когда читаем Священное Писание, мы понимаем, что есть качество, есть ценности, которые в глазах людей это ценность, а Господь, когда смотрит и говорит: «Это безумие». Понимаете, почему Павел, когда он обратился, когда он встретился со Христом, потом в последствии говорит:

– Когда я встретился со Христом, уже всё, что я почитал ценностью, я почитаю тщетою.

Что-то поменялось у этого человека. Таким образом, мы еще не знаем, что тут Господь имеет в виду, но одно видно, что Господь говорит о силе, и не всегда это люди расценивают как силой. О какой-то силе Господь говорит, которую Он только заметил, люди еще не видят. Вы дома, придите и прочитайте всю эту историю. Знаю, что вы не раз читали, но возобновите её в вашей памяти, вы увидите такие интересные вещи, вы узнаете о Господе такое, вы узнаете, как Он расценивает разные ситуации, и это оценка Господа не всегда совпадает с человеческой оценкой. Я остановлюсь на некоторых моментах из этой истории. Когда Господь говорил Гедеону: «Муж сильный, Господь с тобою!», Господь продолжил на эту тему с ним говорить. Смотрите, когда Гедеон спрашивает в 13 стихе, мы этот стих уже прочитали: «Господи, что говоришь? Господь с нами». Потому что Господь его приветствовал: «Господь с тобою, муж сильный!»

– Гедеон говорит: что ты говоришь? Господь с нами, где Господь с нами? И где те истории, красивые истории, которые нам наши отцы рассказывали? Где, то время? Уже даже не знаешь, верить или не верить, было такое или не было такое? Потому что в моей жизни я ничего подобного не видел. Где, то время?

«Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля». Такое впечатление, что Гедеон одно ему говорит, а Господь продолжает все-таки на своем. Господь ему говорит:

– Гедеон, муж сильный! Господь с тобою!

– Гедеон говорит: Господи, какая сила? Где Господь со мною, что Ты говоришь? Ты видишь, в каком мы положении? Я самый слабый в Израиле, и моё колено, и мой род – самый незначительный, что Ты, Господи, такое говоришь? Это в Израиле, а если посмотреть среди народов, ты посмотри, в каком бедственном положении мы находимся, о какой силе ты говоришь!

– Господь продолжает и говорит: иди с этою силою твоею!

Вы слышите этот диалог?

– Иди с этой силою твоею, ты многое сделаешь! Иди!

Смотрите, 14 стих:

«Иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя». Как? Как это возможно? Он прячется от мадианитян, а Господь говорит:

– Ты самый сильный тут оказался.

И естественно реакция Гедеона.

«Гедеон сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека».

Дальше история развивается следующим образом. Господь дает ему первое поручение. В том селении, где они жили, была статуя Ваала, которому израильтяне уже давненько поклонялись. В принципе из-за этого идолопоклонства Господь и позволил, чтобы их враги, их угнетали. Теперь Господь говорит:

– Ты должен разрушить Ваала. Если ты не сделаешь это, мы не можем ничего дальше делать.

Гедеон ночью это делает. Сильный муж, да? Ночью это делает. Утром. когда все жители проснулись и увидели, что их божество разбито, поняли, кто это мог сделать. А как они поняли, вообще-то? Поняли кто это сделал, и тут прямо, в дом Гедеона. Господь побуждает отца Гедеона очень мудрую вещь сказать. Помните, что отец Гедеона ответил? Слышите силу, чувствуете силу? Отец Гедеона говорит:

– Вы по какому поводу пришли?

– Ваала разбили.

– Отец Гедеона говорит: если это Бог, и вы пришли Бога вашего защищать? А он что, сам не может за себя постоять? Если он Бог, пусть вступится за себя.

И что еще он говорит?

– Кто вступится за него, он больше говорит: кто из вас вступится за Ваала, умрет.

Вы можете себе представить, что сказал отец? Отец, вообще-то сделал то, на что не осмелился Гедеон «сильный». Вы чувствуете силу? А в отце вы чувствуете силу? Он не испугался. Когда мы читаем эту историю дальше, мы узнаём, что через несколько глав, вы увидите, как там ищут сыновей Гедеона и там будет сказано, что все сыновья Гедеона имели вид, как сыновья царские. Они отличались от других, было что-то в этой семье, что Господь увидел, высоко оценил, потому и избрал этого человека – стать избавителем. Избрал задолго до того, как люди увидели в нем эти качества. Дальше вы помните. Гедеон, по повелению Божию, собирают весь народ. Собралось сколько? 30000 и даже больше. Но когда они посмотрели на своё ополчение, а потом посмотрели на мадианитян, и все народы востока, которые собрались, уже готовы выступить войною против израильтян, даже эти 30000 с небольшим были ничто, по сравнению с тем множеством, которое, написано: «как саранча наполнили землю». И Гедеон посмотрел, а Господь говорит:

– Остановись. Надо посмотреть на твое войско.

Что говорит?

– Много вас. Вас очень много!

– Как много, Господи? Ты посмотри сколько наших врагов!

– Много народа!

– Много?

У вас не бывает такое чувство, что нас очень мало с вами? Когда посмотришь на другие церкви, и когда мы смотрим на количество, куда-то наша сила духовная девается. Вы знаете, почему мы читаем миссионерские вести? Некоторые люди говорят:

– Нам не нужны миссионерские вести – американские. Там Смит какой-то, Джон какой-то. Нам это не нужно. Давайте свои будем читать.

Это слабость. Не позволяйте себе даже такой мысли. Говорят:

– Не интересные вести. Трудно слушать их.

Может вы слышали такие высказывания.

– Давайте наши, с нашими именами.

Заметьте, церковь настоящая – она не ограничена одним народом. Церковь – она всемирная церковь. Все христианские церкви добавляли себе что-то в названии, чтобы показать, что они всемирная, вселенская, всемирная. Все церкви пытались показать, что она всемирная, но сказать это мало, надо, чтобы это было действительно так. Почему так? Почему такое стремление у всех христиан показать и доказать, что она всемирная церковь. Потому что в Евангелии написано, что «вы будете проповедовать в Иерусалиме, по всей Иудее, в Самарии, и даже до краев земли». Это пророчество делает нас церковью, развитие которой предсказал сам Господь. Так вот, наши миссионерские вести призваны нам напоминать, что есть ваши братья в любой стране, с другими именами, и это делает нас великой церковью Бога. Куда бы вы не отправились сегодня в субботу, вы найдете, пусть небольшую группу, но вы найдете своих братьев и сестер, которые, в этот же день изучают тот же урок субботней школы, верят точно так же, как и вы, и это сила, которая неограниченно границами небольшого государства, а которая распространяется без границ по всему миру, потому что руководит этой Церковью Господь, а не политик или какой-то человек. Но вернемся сюда – к Гедеону. Что там происходило? Гедеон говорит:

– Господи, ну, с Твоей силой мы попробуем 30000.

– А Господь говорит: отпусти народ. Отпусти. Спроси: если кто боязлив, пусть уходит домой.

А почему Господь так распоряжается? Почему Господь говорит, что это много? Много или мало? В конце концов, из 30000 осталось 300 человек, после нескольких этапов отбора. 300 человек – но даже самый сильный человек, увидев такую армию, там было точно больше, и не в раз, и не в два больше, чем у врагов. Но теперь их осталось 300 человек! А там десятки тысяч врагов! Что можно противопоставить такому воинству, по человеческим меркам. Уму непостижимо, как можно выступать с такой горсткой людей против такого множества! А Господь говорит:

– Ну, Гедеон, Я вижу, что ты испугался. Хотя ты сильный муж. Иди этой ночью, иди в стан мадианитян, и Я тебе хочу что-то показать, ты что-то там поймешь.

Помните эту часть истории? Но между прочим, Господь говорит… Вы прочитаете дома.

– Ну, если ты боишься сам туда, идти возьми своего друга.

Что вы думаете, Гедеон пойдет сам или с другом? С другом. На всякий случай с другом. Сильный муж, да? Пошли с другом, и слышит, один мадианитянин другому рассказывает, говорит:

– Ты знаешь, что мне приснилась этой ночью?

И рассказывает свой сон.

– А другой говорит: Я знаю значение этого сна. Ты знаешь, это ничто иное, как Гедеон.

Откуда знают этого человека враги? Того, который прятался там? Вы знаете, иногда Господь даже скрывает от вас, какое вы влияние распространяете на окружающих людей. Вы не до конца осознаёте силу влияния. Есть много библейских примеров тому, о чем говорю. Когда мужи Божьи, верные мужи Божьи, считали себя незначительными не сильными, не значащими ничего особого, а Господь показывает нам в Писании – какую значимость эти люди имели, и какую силу, и какое влияние они распространяли. Многие из них так и не узнали о своём великом влиянии. Мы уже читая Священное Писание, понимаем, насколько сильным было влияние этих людей. А в истории посмотрите? В истории, которая простирается за пределы истории, в которой была написана Библия после первых веков нашей эры, средние века, эпоха реформации, вы знаете, сколько там мужей, благочестивых мужей, умерли, и так и не узнали, какое сильное влияние, до сих пор, они распространяли.

Сила влияния. Об этом хочу сегодня говорить. Сила влияния или количество. Что? Сила влияния или количество? Во многие времена, во все времена, и в разных обществах, люди склонны были считать – сколько нас, независимо, это государство или это церковь, или другое сообщество – они склонны были считать, сколько нас. Помните, Давид однажды сосчитал и Господь был недоволен, что он считал сколько израильтян. Вы знаете, почему? Это из той же области, это на ту же тему. Господь не так считает силы, как мы люди. Он понимает, что когда мы понимаем, как нас много, это может быть наша слабость, мы начинаем успокаиваться, и начинаем делать ошибки. Если вы вспомните многие истории, у нас даже нет возможности все их вспомнить, но некоторые, мы вспомним на эту тему. Что? Сила влияния или количество? Что важнее? Мы склонны к этому. Мы склонны считать, сколько людей крестилось в нашей церкви. Мы склонны цели перед собой ставить, и это хорошо. Ставить перед собой цели, рассказывать людям о Христе. Потому мы понимаем, что скоро Он придет, а многие и не знают о Нем. Более того, мы ответственны перед людьми, рассказать эти истины. И Господь нас серьезно предупреждает:

– Если ты видишь, что брат твой согрешает, и ты его не предупредил, взыщу кровь его с тебя. Если же ты его предупредишь, уже ответственность на нём. Я буду с него спрашивать.

Господь поручил своим ученикам, говорит:

– Вы будете нести эту весть до краев земли, и потому, мы чувствуем на себе такую ответственность, и естественно, мы нет-нет и говорим и думаем о том, как сделать так, чтобы больше людей пришли в церковь, больше людей узнало истину. Но тут есть одна опасность, есть опасность именно вот в этом моменте: на что мы больше надеемся – на количество или влияние? Посмотрите, где это опасность скрывается? Представьте себе, что мы решили, мы как церковь решаем, что хорошо бы нам, ну, конечно, мы не со своею силою это будем делать, но мы будем молиться, мы будем поститься, Господь же обещал, что будет излитие Духа Святого. Мы будем каждую субботу, да что, каждую субботу, каждый день будем молиться, чтобы Господь излил эту силу, и как в дни пятидесятницы – тысячами приходили в церковь. Это возможно, скажите, или нет? Это было? Как невозможно? Для Бога – есть что-то невозможное? Это было. Более того, это было на наших глазах. Это уже при нас было с вами. Люди шли десятками, сотнями, тысячами приходили в церковь. Но есть опасность в этом. Вот в таком стремлении – есть опасность. Мы недооцениваем часто силу влияния личности, и потому, стремимся к количеству, а Господь не дает нам это количество, а мы молимся, а Он не дает, а мы молимся еще, но Дух Святой… А что такое Дух Святой, вы знаете? В чем главная особенность Духа Святого? Вы знаете, многие христиане изначально ошибку допускают, думая, что Дух Святой – это сила. Это главная ошибка. Это личность, и личность, которая имеет огромное влияние. Сила не имеет влияние, сила – просто мощь, она сметает всё. Вы знаете, сила – это взрыв атомной бомбы. Это сила, но влияние на меня, я в своих убеждениях, умру, она меня уничтожит, но меня она не изменит, влияние у нее на меня – нет. Вот почему, Дух Святой – это не сила, это личность. И Господь что говорил:

– Я пошлю утешителя.

Утешителя. Может вас атомная энергия утешить? Может? Какая-то сила, ураган вас может утешить? Землетрясение может вас сильно утешить? Господь говорит:

– Я пошлю вам утешителя, который вас научит.

Может вас чему-то научить сила? Наказать? Да. Научить? Нет. Наставит, напомнит вам, Он будет руководить. Нет? Силу люди подчиняют, используют – в хороших, и плохих целях. А если кто-то руководит мною? Это больше чем сила. Мы недооцениваем силу влияния, и потому в некоторых вещах мы погрешаем, недооцениваем силу влияния, и потому, ни к тому стремимся, к чему должно. Вспомните ряд историй в Библии, где Господь явно показывал, что для него важнее сила влияния, чем количество. Что вы предпочтете – удвоить членство или удвоить силу влияния? Елисей выбрал второе. Илия говорит:

– Елисей, мы скоро расстанемся. Проси, чего хочешь.

– Он говорит: влияние твоё мне нравится. Дух твой…

Слышите, что он говорит?

– Вот тот дух, что у тебя, я хотел бы вдвойне.

Правильно просил? Правильно просил. Между прочим, на эту тему просил Соломон, и Богу понравилось. В других словах. Он говорит:

– Кто может управлять таким народом?

Вы заметьте, он хотел управлять, не править. Он хотел мудро руководить, не подавить. Был другой – его сын. Сын Соломона, помните, что он сказал? Соломон умер, сын его Ровоам советуется с молодыми и стариками. Народ пришел, говорит:

– Ты нам налоги снизь, пожалуйста, потому что твой отец, у него там много было и жен, и наложниц, ему надо было все это содержать, и мы за все это платили. Храмы он строил. Откуда? Это наши деньги. Пожалуйста, снизь это бремя.

– Ровоам говорит: Дайте мне подумать, посоветоваться.

Советуется с молодыми. Молодые говорят:

– Что? Умножь!

Со стариками советуется, старики говорят:

– Ты послушай народа.

– Молодые говорят: не слушай народа. Скажи, что мизинец твой толще чресл отца.

Поняли? И что он делает? И народ развернулся и говорит:

– Нам не нужен такой!

Сила или влияние? Что выбираете? Он выбрал силу. Чего добился? По-человечески, сила – это самое главное. А когда Господь смотрит, что? Смотрите, другая история. Почему Господь начал уничтожать народ после возвращения 12 соглядатаев? Вы понимаете, что тогда произошло? Десять человек так влияли на народ, так повлияли отрицательно на народ, что Господь говорит:

– Надо их уничтожить. Это как зараза распространяется. Лучше мы людей потеряем, чем допустим такое вредное влияние.

Господь всегда выбирал, и понимал, и хотел бы, чтобы мы поняли, насколько имеет сильное значение сила влияния. Другая история. Помните? Иисус после одной проповеди, смотрит, уходит 70 человек, 70 учеников. Что Иисус говорит? Говорит двенадцати:

– А вы не хотите уйти?

– Как так? Господи, у тебя и так, уже три года ты работаешь, и учеников не прибавляется, а уменьшается. Если говорить с точки зрения церкви, церковного членства, церковь Твоя не растет. Ты посмотри церкви, настоящие церкви, – это что церковь? Они растут.

Может быть сегодня нас это задевает и не дает нам покоя? Смотрите, есть церкви, которые растут. Мы не растем, как хотелось бы. Есть церкви, которые стадионы собирают, вы не завидуете им? Здесь есть еще один момент, который очень важно понимать. Если мы стремимся к количеству – можно, можно стремиться к количеству, но знайте, принципы потеряете. Принципы потеряете. Посмотрите, харизматы сегодня тысячи крестят, больше чем мы, у них нет принципов. Но поскольку мы стараемся сохранить принципы, у нас не получится так. Хотя получится, просто надо усилия направить на силу влияния, а не на количество. Мы усилия направляем на количество и хотим получить количество, Господь нам не даст, потому что количество не получится, если вы не обладаете сильным влиянием на ваших окружающих, на окружающих вас людей. А Господь к этому стремился привести своих людей. Смотрите, над чем Иисус работал. Кажется, по человечески, Он зря время потерял, три с половиной года – 12 было, 11 осталось, и то, эти 11 еще вопрос – остались или нет, все разбежались, когда Его схватили. Кажется по человечески, этот Пастор – Он потерял, Он ничего не добился. А когда Он вознёсся, вы понимаете, что произошло? Выходит Пётр, к нему приходят люди тысячи, и говорят:

– Что делать?

– Петр говорит: вот, что делайте…

Чувствуете силу? Они не считали людей, и не стремились. Не в том смысле, что не считали. Они знали каждого по имени, и должны знать. Добрый пастырь должен знать. Добрый пастырь, Он знает своих по имени. Читали? У него ничего не бывает, одна пропадет, Он идет, и мы с вами должны быть такими людьми. Мы должны помнить каждого нашего брата и сестру. Но смотрите, надеяться на наше количество, на нашу силу в количестве – будет опрометчиво. И Господь на всем протяжении нас ведет к этому. Не недооценивайте силу влияния – как хорошего, так и плохого. В основе сильного влияния – всегда будут лежать сильные принципы. Не стесняйтесь наших правил, не стесняйтесь того, что мы за закон и за порядок – в этом сила. Если мы поймем, насколько это великая сила, тогда и количество будет. Если мы подчинимся Духу Божьему, чтобы Он повлиял на нас, вы увидите, какое влияние будет излучать каждый из вас в этом мире. Но конечно, это значит, что надо себя подчинить правилам. Это значит, что надо себя подчинить принципам, не кого-то, себя. Смотрите, в чем разница? Когда вы стремитесь к количеству, вы подчиняете другого правилам, но не себя. Когда вы стремитесь к силе влияния, вы подчиняете себя правилам, а другие идут за вами. Вы дисциплинируете себя, не думаете о другом. Вы думаете, как другому помочь, а дисциплинируете себя, и тогда люди смотрят и говорят:

– Это влиятельный человек. Ты смотри, какой он пунктуальный! Ты смотри, как он сдерживает слов! Ты смотри, я хочу быть таким, как он! Смотри какое у него здоровье! А почему у него такое здоровье? Он придерживается принципов, определенных принципов, и эти принципы срабатывают. Его здоровье лучше, чем у нас. Он не ест, что попало, он не пьет, что попало, он не ходит, куда попало. Он влияет, не на него влияют. Он не поддается дурному влиянию.

Вы понимаете, что значит сила влияния? И Господь работал над своими учениками, воспитывал их, потому что Он знал: если Он добьется того, чтобы сделать их сильными личностями, тогда без Него даже, они сделают ту работу, которую, казалось бы, Иисус пропустил. Нет! Это только кажется так. 12 человек – вы можете себе представить? 12 человек – что сделали? Вы послушайте, что о них говорили?

– Эти, они наводнили всю империю. Они своим учением всех заразили!

Понимаете, что значит сила влияния? Понимаете, какой урок Господь Гедеону преподал? Елисей – он решил выбрать силу влияния, не количество. Он понимал, что это значит. Есть книга в Ветхом Завете, которая полностью посвящена этому вопросу, о которым говорим. Это Книга пророка Захарии. Это именно из этой книги, вот эти стихи, которые, нет-нет, мы цитируем:

– Не воинством, и не силою, но Духом моим, говорит Господь.

Это Книга Захарии, когда вы читаете эту книгу, почитайте дома, когда будет у вас время. Это недолго, это час с небольшим, вы всю книгу прочитаете. Почитайте эту книгу, вы услышите там метод, который Бог предлагает, чтобы распространить свое влияние, утвердить принципы Царствия своего на этой земле, уже через простых людей. Это в этой книге вы видите, на первый взгляд, ничем не выдающегося Иисуса иерея, который одет в запятнанные одежды. Но Господь говорит – это сила. Вы слышите о Зоровавеле, и слышите, как Господь говорит:

– Зоровавель, ободрись, не бойся.

Это в этой книге вы прочитаете, вот это интересное описание, которое очень часто цитировала Елена Уайт, неоднократно, в книгах духа пророчества, вы встретите комментарий на эту главу: о чашечках, о золотых сосудах, и о масле, как она там протекает, описание светильника, как он был устроен, и как припев к этому описанию, вот эти слова: «не воинством, и не силою, но Духом моим, говорит Господь». Это в этой книге. И именно в этой книге, Книге пророка Захарии, вот этот стих, послушайте, что этот стих значит. Это то, к чему Господь вёл всех своих детей, какими Он хотел их увидеть всех своих детей, не у всех это получилось, но будут люди, которые достигнут этих стандартов. Захарии 8,23. Вы знаете этот стих, я хочу его прочитать:

«Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог». Я хочу, чтоб вы увидели в этом стихе то, о чем мы говорим: количество или влияние. Что вы тут видите – количество или влияние? И количество, и влияние. Но через влияние, не вдвое вы вырастите, а в 10 раз вырастите, и больше. Вы влияете на них, не они на вас. Если же вы будете следовать Божьему плану, чтобы сделать сначала нас влиятельными людьми, 10 человек придут, и вы будете для них авторитетом. Господь хочет этого и это будет. Понимаете, что значит излитие Духа Святого? Понимаете, какой у Бога план? Вы знаете, это несложно. Надо понять только одно: для того, чтобы идти по Божьему плану, надо к себе быть требовательным, и у вас будет влияние. Для того, чтобы идти по человеческому пути, делайте, как все: требуйте с других, и не будьте требовательны к себе, и вы разрушите всё. Что выбираете: количество или влияние? Помните, что Господь выбирал влияние. Елисей – влияние. Многие Божьи мужи избирали влияние, и в результате получили и количество, получили все благословения. Об этом стих: «ищите прежде Царствия Божия». Царствие Божие – это не просто Царствие Божие, что-то там. Царствие Божие, вспомните, что говорил Иоанн Креститель: «приблизилось Царствие Божие». Что для этого нужно сделать? Покайтесь. Может быть, пусть все покаются, нет? Нет, вы покайтесь, потому что к вам приблизилось Царствие Божье. И если вы хотите в него вступить, покайтесь. Если не хотите, ну, все другие варианты, и оно никогда не наступит. Господь призывает нас выбрать правильный путь: «не воинством и не силой, но Духом моим, говорит Господь. Если мы подчинимся Божьему влиянию, мы станем городом, который наверху горы – светит всем. Если мы подчинимся Божьему влиянию – мы будем требовательны к себе. Об остальном не переживайте. Если мы подчинимся Божьему влиянию – не в два раза возрастет, гораздо больше. И это будет безопасно для церкви, и в этом сила. Помните опыт Гедеона. Если вы думаете у вас нет влияния, Бог скрывает от вас, ради вашего же блага, ту силу, которой вы обладаете, тот потенциал, который вы имеете, вы до конца не видите, и это ради вашего блага. Но влияние велико. Вы знаете, как люди за вами наблюдают? Давайте будем стремиться к тому, чтобы действительно доброе влияние распространять, как и хотел Господь, и тогда вы увидите результаты. Потекут народы. Есть интересное пророчество:

«Ты гора, говорит Господь. К тебе потекут народы».

Вы видели, чтобы текло на гору? Вот потекут народы. Законы перестроятся ради вас. Вы увидите, какова сила влияния. Законы, не только законы притяжения, все законы будут действовать вопреки, но в пользу, в пользу Царствия Божия. Аминь.