Три дня…

Сегодня у нас особая суббота, и мы большую часть нашего времени посвящаем главному – это воспоминанию о том, что произошло 2000 лет тому назад на горе Голгофе, и в окрестностях. В такие субботы мы читаем, наверное, самые известные стихи из Священного Писания. И сегодня мы тоже откроем эти известные отрывки, чтобы еще раз прочитать и возобновить в нашей памяти какие-то детали из тех последних дней. Сегодня я предлагаю открыть Евангелие от Луки 21 главу. В 22 главе Евангелия от Луки уже те события, связанные с Пасхой, но хотел бы чтобы мы увидели 21 главу, чтобы увидеть, что было перед последними событиями, накануне распятия.

«Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела».

Это происходило уже накануне Пасхи, незадолго до Пасхи. Иисус с учениками находился в храме и наблюдал за происходящим. Представляете себе как это было. Приходили туда люди, которые были в состоянии много пожертвовать на храм, и возможно это делали это не скрывая, а может быть даже и демонстративно, чтобы и другие увидели, как они щедры для Господа. Как вы себя представляете это бедная женщина положила? Как она это делала вы представляете себе? Тоже так демонстративно, чтобы все, посмотрела по сторонам? Вы знаете, как иногда фарисеи как себя вели? Если бы они могли понаблюдать за собой, как Иисус имел обыкновение наблюдать за людьми. Скажу вам, наблюдать – это большое благословение. Так много уроков для себя извлекаешь. Не бойтесь быть наблюдательными. Ну, для этого нужно меньше говорить, для этого нужно быть менее суетливым, чтобы наблюдать. Но не пожалейте этого времени, понаблюдайте. Понаблюдайте за людьми, скажу вам, не с тем, чтобы кого-то осудить, но с тем, чтобы себя проверить. Иногда наблюдая за другими, видишь себя, какой ты. Представили себе эту женщину? Она боролась между осознанием, что надо участвовать в нуждах других. Это с одной стороны, она шла, чтобы отдать что-то. Она понимала, насколько Господь ей много благословений дает, и это побуждение её вело. С другой стороны, она понимала, что это значит, что то, что она может положить в сокровищницу, что оно значит по сравнению с тем, что могут другие. Прятала она свои монеты от взоров других? Ясно что, если и хотела, чтобы никто не увидел, для наблюдательного Иисуса это не было тайной. Иисус посмотрел, зовёт учеников, говорит:

– Вы видели? Я вам хочу что-то сказать. Вы знаете, кто больше всех здесь положил в сокровищницу? Знаете кто?

Ученики догадались. Иисус всегда какие-то необычные выводы делал. Это то, что привлекало к нему людей. Это первая история, которая была незадолго до Пасхи. Интересно, Иисус сразу после этого наблюдения на какую тему говорит? И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:

– Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне, всё будет разрушено.

А кто сделал возможным, чтобы этот храм был так украшен? Это чьи пожертвования? Вы понимаете, что там были две лепты этой вдовы. Такое впечатление, что Господь совершенно не дорожил тем, что люди жертвовали. Иисус говорит:

– Вы знаете, что несут, жертвуют, а вы знаете, что скоро будет разрушено, разграблено и ничего не останется, камня на камне не останется?

И следующие слова Иисус говорит:

«Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение».

Каким образом? Видите, что как будто нет связи между вопросом и ответом? Они спрашивают: «когда это будет? что всё разрушено будет», а Иисус говорит:

«Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их».

Понимаете, какого рода эти «многие», которые под именем Моим придут, и как это они придут под именем Моим? Немногие люди приходили и заявляли, что «я Христос», хотя были и такие, и есть такие. Вы думаете на этом круг тех, которые могут нас прельстить заканчивается? Нет. Они только что наблюдали за подобными людьми. Знаете, как можно прельстить? Жертвенностью, я имею в виду не только жертвовать средствами, жертвовать временем, мы говорим: «время – деньги», жертвовать своим временем для Бога, для других, жертвовать своими силами, своими способностями для Бога, для других. Иисус на этом фоне говорит:

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Придут под именем Моим».

Понимаете, каким образом?

– Смотрите, чтоб вы остались трезвы, чтобы не случилось так, что придет человек, своим или добрым делом или своим обаянием, чем-то, может так на вас повлиять, что вы пойдете в след за ним. А это окажется не тот, за кем стоит следовать. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Придут под именем Моим, и многих прельстят. Иисус уже давно готовит учеников следовать за Ним. Он на эту тему давно уже говорит. Вы вспоминаете, какими словами Он призывал следовать за Ним? Говорит: «оставь всё, и следуй за Мной». Легко было? Взять рыбаков, для которых сети и лодка была вся их жизнь. Это оставить – значит завтра поставить под вопрос свое благосостояние, что есть, во что одеться, это то, что их кормило. А Иисус говорит: «оставь, идем за Мной». Один из таких людей сам пришел, увидел, что за Иисусом идут, сам пришел и говорит:

«Учитель, я пойду за Тобой, куда бы Ты не пошел». Помните, что Иисус сказал? Он остановился, говорит:

– Я тебе хочу что-то сказать. Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Ты на что рассчитываешь? Хочешь что-то получить? Если готов следовать за Мной, хорошо, без перспективы что-то получить. Если готов, хорошо.

И ученики на таких условиях, фактически без никаких условий последовали за Ним. Но это не значит, что они не надеялись что-то получить. Помните, однажды они остановились, поговорили. Иисус опять ту же тему, только по-другому начал поднимать. Тогда он ребенка пригласил и говорит:

– Видите этого ребенка? Вот если не умалитесь как это дитя, не увидите Царствия Небесного.И хочу вам сказать, что кто хочет быть большим, пусть будет станет меньшим.

Понимаете, о чём это? Опять на ту же тему, только по-другому. Ученики слушали, слушали, а потом говорят:

– Учитель, вот мы все-таки взяли и оставили все, и последовали за Тобой, а что нам за это будет?

Вы понимаете из этого вопроса, что они не оставили эту надежду все-таки что-то получить. А те два брата, которые мать взяли и пришли к Учителю и мама говорит:

– Учитель, мы так понимаем, что скоро, очень скоро Ты сядешь на престоле Давидовом. Что будет? Как ты думаешь, если мои два сына будут по правую и по левую сторону?

Понимаете, они не расстались с мыслью что-то получить всё-таки. А Иисус говорит:

– Вы знаете, более того, потеряете и то, что имели. И если хотите знать, и жизнь отнимут. Потому что ученик не больше учителя, и раб не больше господина своего. Хочу вас обрадовать, что еще не то вас ждет впереди. Готовы?

Иисус время от времени предлагал пересмотреть свой выбор, свое решение. Готовы идти дальше? Ученики понимали, что что-то тут есть, их что-то влекло к Иисусу, и они готовы были идти за Ним. Он всю их надежду обрезал. Как только они начинали говорить о какой-то выгоде, о каких-то преимуществах, Иисус всякий раз их разочаровывал. Это не значит, что они не готовы были жертвовать. Они были готовы жертвовать, но ради чего-то. И когда мы переходим теперь уже в Евангелие от Иоанна, опять к главе, которую очень хорошо знаем. Вспоминаем опять Петра, который готов был жертвовать, но только ради чего-то. Знаете, как мудрый игрок отдает пешку, чтобы выиграть игру, вот так Пётр. Он готов был жертвовать, но он знает ради чего. А Иисус хотел их привести к полному самопожертвованию, потому что знал, что это единственный путь к приобретению наивысшего богатства, и другого пути нет. Только когда потеряешь всё, без надежды что-то получить, начинаются великие приобретения, приобретение такие, о которых не мечтал. Помните Иосифа? Потерял все, и когда уже не видел выхода… Последняя надежда, помните, эти два человека, два раба фараонова, которым он истолковал сны, одному хорошо истолковал, другому тоже хорошо истолковал, правильно истолковал, только один был восстановлен по случаю дня рождения фараона и опять предстал перед фараоном, как виночерпий, а другой по случаю дня рождения фараона, по тому же случаю предстал перед фараоном и исполнились эти сны. Последняя надежда Иосифа ушла, когда он говорил виночерпию:

– Хорошо тебе будет. Вспомни обо мне, что я тут невинно страдаю, меня предали, я в земле чужой без родных, тут нет никого у меня в этой стране и меня оклеветали, и я здесь в этой тюрьме. Вспомни меня, когда будешь будет тебе хорошо.

И последняя надежда Иосифа потеряла память от радости, что у него всё хорошо. Представьте себе, что Иосифу ждать день, второй? Вы можете себе представить, как он ждал, находясь в темнице, зная, что на третий день, день рождения фараона, как он ждал этого три дня, но наверное думал, ну, не прямо в этот день виночерпий замолвит обо мне слово, может быть чуть позже, может быть когда освоится в новых обстоятельствах, может быть когда осмотрится, может быть он ищет удобного случая фараону сказать. Если б он знал, что виночерпий, и помнить не помнит, и знать не знает, забыл всё, пока Господь не вмешался. Вы представляете себе, прошел месяц, что чувствует Иосиф? Два месяца, что чувствует Иосиф? О чем он думает? Информации никакой от фараона. О чём он думает? Есть еще надежда? Полгода, есть ещё надежда? Год, есть надежда? Какая надежда? Какая надежда? Хорошо человеку, он себе дома в своей стране, со своим народом, а я? Какая надежда? Приносит вино. Интересно, кто хлеб подает фараону? Хлеб и вино. Интересно, кто теперь хлеб подает фараону? Не знаю о чём думал Иосиф, но мне почему-то кажется, что Иосиф где-то у него мысль такая появлялась. Мне интересно, вообще встретить Иосифа и спросить, так это или не так. Это самая, самая большая надежда, самый большой шанс, ведь день рождения фараона. Да? Виночерпий возвращен, а хлебодар? Шанс правда? Хлебодар! Быть хлебодаром у фараона. Нет? Не знаю, думал Иосиф об этом или нет, мне кажется думал. О чём ему думать в тюрьме? Вы знаете, как много люди думают в тюрьме? Это головы! Это больше чем университет на воле. Они думают. Это больше чем университет на воле! Поговорите с такими людьми, сколько курсов они прошли. Чем занимался Иосиф в тюрьме? Я думаю, что он не подозревал, что он был учеником у своего Господа. Но вернемся сюда к Иисусу – хлеб и вино и его ученики, только теперь история другая. Кто выживет? Вообще, кто будет обслуживать, кто будет ноги омывать, кто принесет вино и кому, кто принесет хлеб и кому, и кто выживет? Наступил тот день, ученики разбежались, Иисуса повели на распятие. Три дня. Иисус часто говорил об этих трех днях. «Я буду осужден, Я буду распят, Меня убьют и на третий день что-то произойдет, Я воскресну». Ученики часто это слышали. Но вы знаете, когда они слышали об этих трех днях, они слышать не хотели. Когда у вас будет время, вы почитайте Евангелие, вот эти последние события, вообще все Евангелия прочитайте, потому что под конец Иисус начинает говорить об этих трёх днях: когда Его схватят, когда Его убьют и на третий день Он воскреснет. Иосиф там ждал этих трех дней, я убеждён. Чем занимались ученики? Ждали? Надеялись? Вспоминали о том, что Иисус говорил? «В третий день воскресну». Надеялись? Они были в страхе, никакой надежды. Никакой надежды! Они потеряли всё. Если кто-то рассчитывал что-то получить, то в тот день рухнули все их надежды. Тогда они действительно расстались с любой мечтой, им бы выжить, они бежали, они не смели выйти, потому что так они понимали, что они проиграли, полностью проиграли, а те, кто были противниками этого движения – выиграли, и безоговорочно выиграли. Та суббота, как понимали ученики, была для них трауром, а для их противников была праздником. Теперь фарисеи, и книжники, и начальники народные, наверное, они торжествовали. Как вы думаете, так было? Что-то Евангелие нам говорит о состоянии книжников и фарисеев в ту субботу? Как они себя чувствовали? Полная победа, теперь нет Того, кто ставит нас в неловкое положение, теперь нет Того, кому все люди сбегались. Правда? Они довольны? Я думаю, что они ждали от этого дня большего. Правда? Когда они мечтали об этом дне, когда наконец умолкнет этот проповедник из Назарета? Когда наконец-то мы не будем слышать новости, что там собрались вокруг Него и в восторге о том, как Он учит народы, как Он исцеляет, и как Он кормит людей. Люди возвращались и говорят:

– Ну, вот это наконец-то пища, вот я наконец-то получил удовлетворение, и физическое, и духовное получил. Давно я не пытался духовно так, как сейчас.

Помните, даже те, кого посылали книжники и фарисеи, чтобы уловить Иисуса, возвращали и говорят:

– Никогда так человек не говорил, как это человек. Вот это так.

– Слушайте, а мы зачем вас посылали?

– Понятия не имеем, как это мы…Да, мы шли с другой целью, а вернулись с другим настроением.

Вы не представляете себе, как ждали фарисеи и книжники этого дня, и какие возлагали они надежды на тот день, когда наконец-то будет умерщвлен Иисус. Они не раз хватались за камни и за одежды, разрывали одежду, проявляя свое негодование таким образом, как они ждали того дня. И вы знаете, прочитаете в Евангелиях, этот день был для них разочарованием тоже. Удивительно, что происходило, но в ту субботу они тоже не были спокойны. Знаете, по какой причине? Они помнили хорошо то, что ученики Христа забыли напрочь. Вот вся разница, вы понимаете? Ведь вся разница в том, что они помнили три дня Иисуса, а ученики забыли о том, что Иисус говорил о трех днях. Понимаете, что произошло? Парадокс! Ученики Иисуса, которые по сути должны были впитывать каждое слово, они забыли, самое главное забыли! Знаете, почему? У них была своя истина в голове, своё богословие у них было в голове, своя политика в их голове, свои планы были, и они готовы были осуществлять эти планы, и идти к этим планам любой ценой, но дойти. Самый радикальный вариант избрал Иуда – он решил поставить конец всем этим разговорам Иисуса в том, что Его осудят, что Его схватят, и что Он будет убит. Он решил положить конец этим разговорам. И однажды он не выдержал. Однажды он не выдержал, когда Иисус был в доме Симона прокаженного, Иуда когда услышал, что Иисус сказал, а Иисус сказал удивительные слова, Он это уже говорил, но Он сказал еще раз. Помните, Мария разлила миро и сразу стало это ясно. Она вообще не подумала об этом, что сразу все обнаружат, она хотела тихо, спокойно что-то сделать для Иисуса, но она такую очевидную вещь не учла, это же миро, это же запах, и оно станет сразу же очевидным, все обратят внимание, что что-то произошло, даже если они не заметят. Удивительная особенность – глаза не видят во все стороны, а нос во все стороны видит. Когда это произошло глаза всех устремились на неё, а Иуда сказал, сразу сказал: «Какая трата! Вы знаете, скольким нищим можно было бы помочь». Помните, что ответил Иисус? Я хочу сейчас, чтоб вы вспомнили с чего мы начали, потому что все эти события перед Пасхой. С чего мы начали? С денег? Иисус наблюдает как жертвуют люди. С чего мы начали? И говорит:

– Вы знаете, кто больше всех отдал?

Теперь другая история, тоже перед Пасхой. Другая история: Мария собрала всё, что имела… Хочу вам сказать, что деньги не очень чистые она собрала. Понимаете, в каком смысле? Знаете, как она их заработала? И она покупает драгоценное миро и выливает, и все сразу обращают на нее внимание. Иуда говорит:

– Ай-яй-яй-яй, какая трата! А нищих сколько!

Знаете, что сказал Иисус? Помните, что Он сказал?

– Нищих всегда имеете с собой.

И еще что-то сказал. Что Он сказал? «Она Меня подготовила к погребению». Мне кажется эти слова вывели Иуду из дома. Это была последняя капля. Он слышал все эти разговоры Иисуса, так как Пётр слышал. Помните Пётр? Но Пётр говорил, а Иуда не говорил. Иуда не говорил, Иуда думал и терпел. Иуда думал и терпел, терпел и думал, но сорвался, вот тут, в этот момент к погребению, и вышел. «Сейчас я Тебя приготовлю к погребению. Сколько можно об этом говорить». И пошел. Куда пошел? Я хочу обратить ваше внимание, как много денег вокруг распятия. Как много денег! Это не все еще. Это еще не все. Когда Иисус висел на кресте, кто-то монету подбросил. Знаете, по какому поводу? Одежду надо поделить. Как много денег вокруг распятия! А Иисуса что к чему приглашал и призывал? А

– А ты можешь отказаться от всего? Можешь отдать последнее?

– А как жить?

– А можешь?

– Ну, как жить?

– Ну, ты можешь? Если можешь, никогда не пожалеешь.

Есть что-то гораздо сложнее, чем деньги в этой жизни. Знаете, что это? С чем расстаться гораздо сложнее, чем с деньгами. Не потому что, люди вот это любят больше, чем деньги, а наверное потому что не все деньги имеют, а вот это, с чем расстаться сложнее, чем с деньгами, имеют все. Знаете, что это? Вообще-то есть две вещи, которые имеют все, и расстаться с сложнее, чем с деньгами. Время – это одно время, имеют все, 24 часа, очень справедливо, у всех 24 часа, только одни успевают больше, а некоторые ничего. И знаете почему успевают больше? Не суетятся. Вы посмотрите на людей, которые суетятся живут в достатке, и посмотрите на людей, которые живут… и скорее всего, те, которые живут в достатке, суетятся меньше. Но это другая история. И еще что-то, что каждый человек имеет. Ну, да, жизнь тоже, но с этим расстаются. Я сейчас вам хочу что-то сказать. Меня очень поражает, как Господь сумел сотворить людей, дать жизнь людям, нас так много и каждый из нас самый умный. Вот удивительно, как получается каждый из нас самый умный. Правда? Независимо от того, какой у него успех, но он самый умный. Понимаете, о чём говорю? Это наше «я». И нам очень трудно с этим расстаться. О жизни вы сказали. Вы знаете, что ради своего «я» люди готовы отдать жизнь. Послушайте Петра, о чём он говорит накануне распятия с Иисусом? Пётр бьет себя в грудь, говорит:

– Я Господи, я! Я тебя не предам, все они, это они, а я, это я, и я готов жизнь свою отдать за вот это я.

Понимаете? Люди, которые сводят счёты с жизнью. Вы знаете, что психологи говорят, почему они это делают? Эгоизм. Эгоизм – в особой форме эгоизм. Потому что тот, который решает покончить с собой, это его бессилие встречается с эгоизмом. Он говорит:

– Ну, ничего. Увидите, как вы будете жалеть. Вы увидите, как вы будете жалеть. И глотает таблетки. Я бы хотел увидеть, как вы будете плакать, когда вы потеряете. Вы поймете, кого вы потеряли.

Понимаете? «Я» –это страшное дело. И Иисус перед своим распятием делает самое главное действие, самую основную попытку освободить своих учеников от эгоизма. Помните, как Он это сделал? Снимает с себя одежду и склоняется перед Петром. Понимаете, что с эгоизмом Петра происходит какая борьба? Склоняется перед Иудой. Вы понимаете, что там происходит, какие ломки? Склоняется перед каждыми из учеников, а потом служит им – подает хлеб и вино, и говорит: «только так можно выжить. Только таким путем». «Если не отвергнешь себя…» Вдумайтесь в эти слова. «и не возьмешь крест, и не последуешь за Мной». А что значит последовать за Иисусом? Это не на смерть, как думал Пётр. Пётр думал, что на смерть. «Ну, на смерть я готов». Иуда, возможно, думал отдать всё, он и тут не был готов. Многие считали, что это надо отдать все что имеешь, некоторые не прошли этот барьер. Помните молодого юношу, который пришел к Иисусу?

– Что мне сделать…?

– Иисус говорит: ну, заповеди.

Этот барьер он прошел, этот экзамен проходит.

– Ну, теперь отдай все, что имеешь.

Не получилось. Но кто-то прошел дальше. Следующий этап – это жизнь отдать, жизнь сложнее. Помните, что сказал сатана Богу насчет Иова? Помните? Говорит:

– Ну, деньги, деньги, богатство, богатство, но за жизнь отдаст всё человек и скажет: «сделаю всё, что хочешь».

Пётр тут начинает буксовать, вот в этом. Иисус говорит: «Как?» Пётр говорит: «жизнь даже отдам». Но Иисус шел дальше:

– А «я»? Как твоё «я»?

Они встретились после воскресения. Помните? Это была борьба за его «я». И вы знаете, это «я» Петра, оно еще подавало последние признаки жизни. Иисус говорит, помните:

– Любишь ли ты Меня?

– Люблю, Господи.

Ему было очень не удобно, и очень обидно, что Иисус трижды его спрашивает. «Люблю, Господи». А потом поворачивается:

– А он? Он что?

Помните? Это так заканчивается Евангелие от Иоанна. Иисус говорит:

– Пётр, Пётр! Ну, что тебе? Ты иди, ты иди. Что тебе он? Понимаете, для чего этот праздник? Воспоминание смерти Господа. Понимаете, что должно произойти? Деньги? Время? Для кого-то деньги, для кого-то время. Жизнь? Может, для кого-то жизнь. «Я». И когда этот этап будет позади, вы не пожалеете. Вы никогда больше не пожалеете. «Следуй за Мной». Аминь.