Берегись, чтобы не забыть

Откроем Книгу Второзаконие 4 главу:

«Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам».

Книга Второзаконие – это по сути, одна речь Моисея. Моисей – это уникальный человек из всех, когда-либо живших на земле, потому что он знал когда умрет, и более того, он не просто, знал когда он умрет, он сам себя хоронил, он был, и родственники на этих похоронах, и друзья, и оркестр, и пастор. Вы можете себе представить такие похороны? Он поднялся на гору и умер. Никто его не провожал, и он знал куда идет. Господь ему сказал, когда это должно произойти, и Он сказал:

– У тебя есть время, чтобы попрощаться с народом, это будет всё. Ты в Ханаан не войдешь.

Можете себе представить такой вариант такой кончины? Хотели бы? И Книга Второзаконие – это речь Моисея, предсмертная речь Моисея. Понимаете, что это меняет дело? Если вы знаете, что у вас есть время, и вы можете своим друзьям многое сказать, если сегодня что-то забудете, завтра дополните, если завтра что-то забудете, у вас ещё есть время, вы можете в любой момент сказать: «а, я еще вот это хотел сказать». Но когда у вас есть определенное время, и вы знаете, что она закончится, тогда вы будете выбирать, что говорить. Правда? Тогда вы будете отметать всё второстепенное, и скажите самое главное. Правда? Книга Второзаконие – это самое главное, что Моисей хотел сказать израильскому народу. Он обращался к ним, он рассказал, что Господь на него гневался из-за того, что он вместо того, чтобы сказать скале, ударил дважды и потекла вода. Господь сказал ему:

– Моисей, так как ты ослушался, не войдёшь в Ханаан.

Моисей любил этот народ, потому он собрал израильский народ, и говорит:

– Я очень хотел бы, чтобы и после моей смерти вы оставались с Господом. Вы часто будете стоять перед выбором:

– Жизнь или смерть, благословение или проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твоё.(Втор.30,19)

Это тема всей Книги Второзаконие. Если вы будете её читать, вы услышите это не раз, и что-то очень важное выбрал Моисей, без чего на его взгляд, невозможно сделать правильный выбор. Он напомнил им закон. Да, он повторит закон. Если Господь решил, что это самое главное, что Он никому не доверит написать или сказать, Он сам написал на скрижалях, Он сам произнес вслух народа, то Моисей тоже произносил в Книге Второзаконие, повторял в 5 главе тот закон десятисловный, который Господь произнес. Он не раз ещё повторял некоторые заповеди. Если бы вы прочитали Книгу Второзаконие, вы бы заметили какие заповеди больше всех повторяет Моисей. Хотите знать? Из 10 заповедей, как вы думаете, какие заповеди чаще других Моисей повторяет? Какие? Во-первых, он особый акцент делает на 4 заповеди. Когда он повторяет 10 заповедей, все заповеди похожи, только 4 заповедь. Она отличается. Знаете, чем она отличается от той, которая была написана в Книге Исход. Причиной – почему нужно праздновать субботу. В Книге Исход почему нужно праздновать субботу? Потому что Бог творил небо и землю в шесть дней, а в седьмой почил, потому и вы отдыхайте в субботний день, в седьмой день. А в Книге Второзаконие Моисей добавляет еще одну причину, почему нужно праздновать субботу. Если Бог почил, потому что он Творец, то это, понимаете, касается не только евреев, потому что Господь учредил субботу, и Бог об этом сказал евреям, что суббота уже давно установлена, еще со дня творения. Но когда Моисей повторял закон Израилю, он сказал:

– Помни день субботний, чтобы святить его. Знаешь почему? Потому что ты был рабом в Египте, и вывел тебя Господь, чтобы ты стал свободным. Ты там работал, не покладая рук, ты не знал отдыха, а теперь ты свободен. Потому тебе дал Господь покой, и суббота – это памятник того, что ты теперь свободный. Не забудь праздновать этот день. Для тебя дополнительная причина праздновать субботу.

Таким образом, Моисей выделил субботу особенно из 10 заповедей, а одну заповедь в Книге Второзаконие Моисей выделяет очень часто. Он говорит, говорит, а потом говорит:

– Да, чтобы ты не забыл, помни, что тогда, когда Господь явился тебе на Синае, помни, очень помни, что Господь не показал Себя тебе. Ты не видел никакого образа. Потому не пробуй изображать как-то Бога. Помни, ты не видел Бога, чтобы не совратилось твое сердце и ты начал изображать Бога или в виде мужчины, или в виде какого-то человека или скота, или в виде какого-то светила или звезд или солнца, или еще в каком-то виде. Не пытайся Бога изобразить, помни, ты не видел там.

И опять говорит, говорит разные вещи израильтянам, а потом говорит:

– Да, ты помни, что Бог ревнитель.

Это слово «ревнитель» – это из второй заповеди.

– Бог твой – Бог ревнитель. И ты не пытайся поклоняться каким-то изображениям.

Будет у вас время почитайте Книгу Второзаконие. Вот так вот почитайте и обратите на это внимание, вы увидите, что больше всего Господь через Моисея обращает внимание на вторую заповедь из десяти. Вы знаете, это поражает. Потому что, когда смотришь на историю нашей земли, обнаруживаешь, что у многих христиан, когда они заповеди излагают, отсутствует вторая заповедь вообще, потому в Книге Второзаконие, мне кажется именно потому, а Бог уже знал, вторую заповедь Моисей постоянно повторяет, а четвертая заповедь изменена и сокращена до минимума. Вы знаете, у большинства христиан сегодня так обстоят дела с законом. Как Господь знал, что в истории человечества сделают с Его законом. Он как бы предвидя это, вдохновил Моисея:

– Повтори еще вторую заповедь, повтори еще раз, а ты уже об этом сказал, еще раз повтори им вторую заповедь. Скажи, что Я ревнитель. Да, и обрати внимание на четвертую заповедь, что есть не одна причина ее праздновать.

Но когда Моисей говорил, он еще некоторые вещи очень важные сказал народу израильскому. Ведь он понимал, это последние слова, которые он говорит своему народу, он так их любил. Он так их любил, он понимал, что от их выбора зависит их вечная участь. Он знал, что если они сделают неверный выбор – это всё. Он понимал, что им нужно еще рассказать что-то очень важное. И вот что: Книга Второзаконие 4 глава, 9 стих:

«Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей».

Слышите, что говорит Моисей? Он говорил о многих вещах, важных вещах. В Книге Второзаконие второстепенных вещей нет. Помните, этот человек говорит, который знает, что ему осталось несколько часов жить. И они больше никогда не увидят, и он больше им ничего не сможет сказать. Это всё. И то, что он сегодня скажет, может определить их вечную участь. И тогда Моисей говорит:

– Если ты все забудешь, берегись и тщательно храни душу твою.

Слышите, какие сильные слова?

«Чтобы, тебе не забыть». Чего не забыть? «Тех дел, которые видели глаза твои». Помни, это ты сам видел. 10 стих:

«О том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих».

«Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои». Да, ещё что: «и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих».

Эти сильные слова Моисей еще, и еще, и еще будет повторять. Смотрите: 4,23 с 22 стиха начнем:

«Я умру в сей земле, не перейдя за Иордан, а вы перейдете и овладеете тою доброю землею. Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой».

Слышите, вторая заповедь?

«Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего».

Первое, что Моисей сказал? Берегись, чтобы не забыл ты дел, которые видели глаза твои. А тут, что говорит Моисей? «Берегись, чтобы не забыл завета, который ты заключил с Господом».

– Если ты все забудешь, о чем мы говорили на протяжении 40 лет, Я прошу вас, не забудьте самого главного: дел, которые видели глаза твои. Историю, как Бог тебя вел и завета, который ты с Богом заключил.

Пятая глава – это заповеди Моисей повторяет. 6 глава. 6 глава – это особая глава. 6 глава – это каждый правоверный еврей, он эту главу особенно чтит и знает:

«Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе. 6 стих: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».

Слышите, что говорит Моисей? И вот они те сильные слова опять приближаются. Вступление делает Моисей:

«Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными [из камня], которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться».

– Вот когда тебе будет хорошо, и ты будешь пользоваться всеми благами, которые Господь тебе дал, и ты не трудился над этим, и когда ты будешь есть и насыщаться, тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства.

Слышите?

– Берегись, чтобы не забыл ты Господа.

Есть много истин важных в Библии, но когда дело касается выбора, очень важно научиться выбирать важное из многого, что может оказаться второстепенным. Много хороших вещей, много хороших книг, много хороших людей, но когда делаешь выбор, очень важно научиться из всего множества выбрать самое главное. Вот сейчас перед Моисеем стояла такая задача: у него мало времени, ему нужно сказать только самое главное, ему некогда тратить драгоценные минуты на те вещи, которые не будут столь необходимыми и важными. Потому что если он заполнит это водой, тогда самое главное он не успеет сказать. Может быть, ведь каждый человек способен забывать, может быть и вы что-то забудете, но есть вещи, которые забывать нельзя. Потому что, если забудешь, может случиться, что самый решающий выбор сделаешь, но неправильно. Так получилось с Лотом. Он думал где жить, он думал, как воспитать своих детей, он думал какую землю выбрать, и не смог отличить главного. «Берегись, чтобы не забыть». Так было с Иосифом. Он решал другой вопрос – как поступить. Разные люди в Священном Писании принимали решения. Моисей принимал решение – возвращаться в Египет или всё уже. Как отличить, что самое важное сегодня? Кому поклоняться? Люди сегодня решают важные задачи, принимают важное решение: какому Богу служить, в какую церковь идти. А если пришел в церковь, как правильно Богу поклоняться? Как это делали трое юношей? Сегодня люди принимают решения, что делать: откликаться на Божий призыв или бежать в Фарсис? Что делать? А Бог думает: «как этого пророка спасти?» Иисус выбирал учеников и приглашал их следовать за Собой и принимали решение. Так было с Нафанаилом, Петром, Филиппом, Андрей, Иоанн. Петр принимал решение: следовать за Господом или рыбу ловить? Что делать? Как отличить главное от второстепенного? Никодим принимал решение, когда прийти к Иисусу – днем или ночью. Может вы тоже принимаете какие-то решения, от которых зависит, по вашему мнению, что-то очень важное в жизни. Как определить, что важнее сегодня? И это бывает очень мучительно и сложно. И вы знаете, пока мы принимаем решение, Господь свое решение уже принял: «чтобы всякий верующий, не погиб», он отдал Свое сердце. Вам предстоит делать выбор еще не раз, и где-то среди множества решений, будет самое главное. Как его не пропустить? Моисей стоял перед народом и говорил последние слова, он знал, что еще несколько минут. И сейчас он скажет еще раз те же сильные слова. 8 глава, 19 стих:

«Если же ты забудешь Господа, Бога твоего». Он должен это сказать, что произойдет. Но этот стих интересный. Я хотел бы чуть-чуть на нём остановиться. Знаете, смотрите как в вашей Библии он звучит? В еврейской Библии он интересно звучит. Там написано, если дословно, вот так:

– Если же ты забудешь, забудешь Господа Бога твоего.

Всё дальше также. Слышите, как звучит? Это не просто, если ты что-то забудешь. «Если ты забудешь, забудешь». Господь знает, что мы способны что-то забыть.

«Но если ты забудешь, забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня, что вы погибнете».

Господь совсем не собирался пугать народ. Моисей совершенно не хотел их пугать этими словами. Просто он считал своим долгом сказать им, что будет в случае неправильного выбора.

«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Может ты все забудешь, но берегись, не забудь дел, которые видели глаза твои, не забудь завета, который ты заключал когда-то с Господом. Ведь ты это делал, ведь с тобой это было, никто тебя на это не толкал, ты принимал решение. Если ты забудешь всё это, это будет непоправимое действие с твоей стороны. Берегись, чтобы не забыл ты Господа. Если ты забудешь, забудешь… Память – это очень важно. Память – это очень важно. Если вы посмотрите на заповеди, которые Господь дал, там есть одна заповедь, которая говорит: «помни». Господь надеется на нашу с вами память. Благодаря тому, что вы будете помнить откуда мы пришли и что мы прошли, грех и восстание во Вселенной никогда больше не повторится. Господу очень нужна ваша память.

– Берегись, чтобы ты не забыл. Жизнь и смерть перед тобой.

Пусть Господь благословит вас и поможет вам – никогда не забыть тех дел завета и Господа Бога твоего. Аминь.