Колесница Израиля

Давайте откроем 4 Книгу Царств 6 главу, тут жизнь Елисея описана. Четвертая Книга Царств 6 глава:

«И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас; пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказал: пойдите. И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал он: пойду. И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он [кусок] дерева и бросил туда, и всплыл топор. И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его. Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими».

Это уже другая история. Тут если вы будете читать вот эти главы в 4 Книге Царств, вы увидите несколько истории подряд, которые происходили во дни пророка Елисея. Пророка Елисея, помните, мы не раз его вспоминаем, в субботней школе недавно о нём вспоминали о его жизни, как он был приглашен на служение, буквально неделю назад. Это один из сильных пророков в Израиле, один из великих израильских пророков. Пророк Елисей – он известен тем, что был учеником у Илии пророка, известен тем, что он очень хотел получить силу, которую имел Илия вдвойне, и получил эту силу. И вот пророк Елисей, это тот пророк, который, помните однажды шел, и дети вышли, дети сынов пророческих и смеялись над ним, и в тот день медведица вышла из леса и растерзала тех непослушных детей. Много таких небольших истории в Библии описано из жизни пророка Елисея. Мы знаем и яркие вот эти истории из его жизни. Он особенно был заинтересован в том, чтобы школы пророческие существовали, чтобы обучение пророков там шло, это своего рода как семинарии в наши дни, где обучались служители. Елисей, как и Илия, и как Самуил в свое время, были особенно заинтересованы в процветании этих школ. И вот один из случаев, который мы читали, нужно было расшириться такой школе, нужны были общежития, нужно было студентам где-то жить, и кто-то из них предложил: «давайте мы построим». Сказали Елисею, как он смотрит на это дело. Елисей говорит: «хорошо, давайте постройте жилье для себя». Тогда кто-то из них пригласил Елисея, Елисей откликнулся и пошел с ними. И там вот это произошло, топор упал, Елисей сделал чудо, и топор всплыл. Но я хочу остановиться на историях, тоже из жизни Елисея, история которая последует дальше и история, которая предшествуют этой истории. Смотрите, что дальше написано:

«Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан».

Речь пойдет о царе сирийском и царе израильском, там Елисей находился, и где они строили, где вот этой работой занимались с сынами пророческими, это было в окрестностях Иерихона, там была школа пророческая, несколько школ пророческих было в Израиле, одна из них в Иерихоне, и они пошли к Иордану, чтобы расширить свое жилище. Иерихон. Иерихон – один из старейших городов сегодня. Старше города существующего и поныне, пока не знают люди, вот из тех, которые есть, которые раскопали древних городов и которые сегодня существуют, это самый древний город. Еще один древний город, который сегодня существует. Знаете, какой? Это Дамаск, Иерусалим помоложе будет из существующих, из раскопанных, из обнаруженных древних городов. Дамаск и Иерихон. И тут ученые не определились, какой из них старше, но примерно одинакового возраста из существующих древних городов. Так вот в нашей истории эти города у нас присутствуют, и Дамаск это столица Сирии, и как тогда, так по сей день. Кстати сейчас по новостям Дамаск в первых новостях у нас и Сирия – это древняя страна. И нам это может быть понятнее, потому что мы очень много знаем об этой стране из Библии. Во одни Елисея царь сирийский часто приходил войной воевать с Израилем, очень часто. И так получается, что в истории Елисея сирияне удостоились пристального библейского внимания. Сирия, царь сирийский во дни Елисея. Что делают сирияне? Они часто приходят войной против Израиля. Перед 6 главой, если вы дома прочитаете, вы обнаружите 5 главу, а 5 глава – это история Неемана. Помните эту историю? В одной главе очень яркая история Неемана. Там девочка, которая в результате одной из войн между Сирией и Израилем, попадает в плен и живет у военачальника царя сирийского, служит его жене. Маленькая девочка из Израиля и живет у сириян. Помните, что случилось там? Помните, что сказала эта девочка о своем господине?

– О, если бы мой господин знал пророка, что есть пророк в Израиле! Если бы господин мой знал, что есть пророк в Израиле, он бы вылечил его!

Это заинтересовало военачальника царя сирийского Неемана. И вся 5 глава – это рассказ о том, как с трудом Нееман получил исцеление. С трудом, ну, потому что у него недоставало веры и гордость немного мешала придти в Израиль с кем они были тогда во вражде, и в ту страну против которой он воевал, а он военачальник войска царя сирийского. И вот та глава, можно сказать суть той 5 главы заключается в том: «О, если бы знал Нееман, что есть пророк в Израиле». И затем 6 глава, проходит какое-то время, и начинается, слушайте:

«Царь Сирийский пошел войною на Израильтян(опять), и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли».

Пророк сообщает царю израильскому, о чём советуется в штабе сириян.

«И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два. И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших [в сношении] с царем Израильским?»

Ему говорят:

– Да, вроде бы нет предателей.

Опять они тактику меняют, опять царь израильский знает наперёд. И знаете, что потом сообщили царю сирийскому его же люди? Говорят:

– Царь, нет у нас предателей, но есть пророк в Израиле.

Сирияне уже знали, что есть пророк в Израиле.

«И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей».

Хорошо, да? Какое подслушивающее устройство, камера наблюдения? Что предпринимает царь сирийский?

– Значит, пророк говорите, да? Где он находится?

«И сказал он: пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его. И донесли ему и сказали: вот, он в Дофаиме. И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и окружили город. Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать?»

Елисей и его помощник. Помощник увидел сириян, войско окружило их, и говорит: «господин, что нам делать?»

«И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея».

Кони и огненные колесницы – вам уже известна это история из жизни Елисея и Илии? Это тот, о чём Илия говорил:

– Если увидишь – будет.

Елисей тогда просил:

– Пусть дух, который на тебе, пусть будет на мне вдвойне.

– А Илия говорит: трудного ты просишь. Но если увидишь, как я буду взят, будет.

Увидел? Елисей увидел то, чего не видели другие. Сейчас Елисей опять видит то, чего не видели другие. Слуга его не мог видеть. Елисей говорит:

– Господи, позволь ему увидеть то, что я вижу.

И Господь открыл ему глаза, и увидел огненные колесницы. С этим человеком связаны огненные колесницы. Его так и знали уже в Израиле, как конница Израиль. Когда будет умирать Елисей, придет к нему царь, и знаете, как поприветствует его? «О, конница Израиль и кони его!». Так уже его стали называть пророка. Это означало, что Израиль может обойтись без конницы, если есть Елисей один человек, то Израилю не нужна конница. Елисей говорит: «О, если бы ты увидел!» И он видел.

«Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея».

Я хочу, чтоб мы немного остановились в том месте, где был Елисей и его слуга, в том месте которое сирияне окружили. Потому что это интересное место. Как оно называется, кто успел запомнить, где он находился? Дофаим. Может быть вы не усматриваете связи, а может кто знает, что это за место, что там происходило? Там знаменательное событие когда-то происходило чуть раньше. Знаете, что там происходило чуть раньше? В Библии оно описано. Очень важное, ключевое, такое важное событие в Книге Бытие – Дофан. Это то же место, но тут оно названо Дофаим, Дофан – а это то же место, на других языках это то же место, так Дофан и есть. Помните, что там было? Пришел Иосиф, вообще он искал своих братьев в другом месте, пришел искал, не нашел. А где искал их? Где он искал? Куда Иосиф пошел к братьям своим, помните? Это история описана в Книге Бытие в 37 главе, где Иаков посылает Иосифа, говорит: «пойди, братья пасут в Сихеме скот, пойди к ним, узнай, как они живы здоровы». Иосиф отправляется, отправился в Сихем. Сихем – это знаете где? Если вы посмотрите на ваши карты, то Сихем это недалеко от Самарии, это там где-то и пасли скот братья Иосифа. Вот они пасут скот в Сихеме, пришел Иосиф, а в Сихеме не нашел, ищет, ищет, спрашивает у прохожего случайного, не видал ли он братьев, а тот говорит: «а я видел, тут они пасли скот, и слышал, как они говорили: «пойдем в Дофан», и перешли они в Дофан. И вот там, в Дофане уже дальше пасли скот, Иосиф там их находит, там в Дофане Иосиф был в яме, во рве глубоком, там в Дофане появился караван из-за Иордана перешли, примерно оттуда, откуда сирияне теперь придут, пришел караван. Как вы думаете, там колесницы были Божьи в то время, когда Иосиф находился во рве? А огненные там колесницы были, как вы думаете? Почему не вмешались? Ангелы там были в Дофане? Почему не вмешались? Вмешались. Увозили Иосифа, но «Бог был с ним», написано. Бог был с ним. Иосиф, вообще-то, тоже как и Елисей видел больше, чем видели его братья. Конница Израиль, колесницы. Елисей молился о своём слуге и говорит:

– Господи, открой ему глаза, чтобы он увидел.

Тогда Иосиф ещё не всё видел, но он надеялся на Господа, и его история закончится колесницами для Израиля. Так его отца зовут – Израиль. Иакова, помните? Звали «Израиль». Его история закончится колесницами Израиль и конницей. Иаков не видел того, что Господь приготовил, Иосиф еще этого не видел, но Господь готовил. А теперь тоже самое происходит и в жизни Елисея.

«И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея».

Вы знаете, часто даже и израильский царь и израильтяне не знали, что есть пророк в Израиле. Когда читаешь эти главы, такое впечатление, что сирияне уже лучше знают о существовании Елисея, чем Божий народ знает о существовании пророка. Так бывает. Иисус тоже это заметил, что пророк не имеет чести в своем отечестве. Так люди привыкают к добру, привыкают, что пророк рядом, и даже все чудеса и все избавление, и все блага, которые они получают, благодаря присутствию человека Божия в их среде, люди уже начинают принимать как само собой разумеющиеся. Так было в пустыне с израильтянами. Они каждый день пользовались чудесами Божьими, манна у них была, вода у них была, столп огненный и облачный их сопровождал, явное Божье присутствие было, и человек Божий был Моисей. Но вы знаете, эти уже настолько привыкли к человеку Божию, что часто относились к нему хуже чем к обычным людям. Когда посмотришь на жизнь Елисея пророка, когда он просил, говорит: «пусть будет дух Господень на мне вдвойне», вы знаете и когда мы читаем, что это осуществилось. Ну, что это значит? Так это наверное, если Илию уважали, то Елисея наверное будут в два раза больше уважать. Да? И ценить. Но когда читаем, не так. Илию о его существовании забывали, несмотря на то, какое он служение там проводил, какие чудеса творил. Вспомните гору Кармил. Казалось бы народ израильский должен был обратиться к Богу живому. Куда там! Народ израильский так живёт, как жил, чуть-чуть они обратили внимание на Бога, и очень скоро забыли. И во дни Елисея пророка тоже самое: время от времени где-то обращают внимание на Елисея и забывают, вспоминают о Боге живом и забывают. Иисус потом вспомнит и скажет:

– Много вдов было в Израиле, но только к одной был послан пророк Божий, много прокаженных было, но один сириянин очистился.

Иисус проводит параллель и говорит:

– И сегодня та же история. Самаряне принимают Его, а Его братья пренебрегают, чужестранные женщины ждут Его прихода, чтобы исцелить дочь, далекие от Израиля, а в Израиле очень мало таких, которые хотели бы встретиться со Спасителем.

Обычная картина. Не должно так быть. И вот человека Божия окружили сирияне. Что будет он делать? Елисей говорит Господу: «порази их слепотою». Господь поражает их слепотою, выходит Елисей и говорит: «вы заблудились, я вас проведу», и ведет. Приводит в Самарию в столицу, в центр города и говорит: «Господи, открой им глаза», и Господь открыл им глаза. Царь израильский глазам своим не верит, смотрит на пророка, смотрит на это войско, как они покорно пришли с пророком в центр города, это его враги. Царь израильский говорит Елисею:

– Слушай, может побить их? Может уничтожить их? Мои все готовы.

Елисей посмотрел на него и говорит:

– Это ты их пленил? Это ты их привел сюда, что ты хочешь их побить, уничтожить? Накорми их.

Вы можете себе представить, сколько это стоило? Накорми их. А что это были голодные люди? Не в этом миссия Божьего народа. Какую цель преследовал пророк? Накорми их. А что это значит? Зачем кормить? Знаете, что это значит? В Новом Завете Иисус на эту тему говорил в других словах. Вы помните, какими словами Он тоже самое? Он говорил им прямо так:

– Если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напои его.

Так вот видите, кого надо кормить – не голодных, а врагов. Как вы смотрите на новую акцию по воскресеньям? До сих пор мы кормили бедных в церкви, теперь будем кормить врагов наших. Согласны? У вас есть враги? Приведите их сюда. Иисус сказал, что делая так, вы собираете им горячие угли на голову. А, так вот что значит, у Бога всё с огнем связано: колесницы огненные, угли огненные, и придет он в огне, и во гневе, да, или во славе, или во свете. Но для кого-то это будет страшно, для кого-то это будет очень хорошо. Если враг будет, как угли на голову, если другом уже стал, будет как хороший обед. Иисус говорит:

– Я иду, се стою у двери и стучу, кто примет Меня, к тому войду и буду вечерять с ним.

Будет приятная беседа и приятная встреча. А кто не примет, что будет? Читайте Книгу Откровение, и вы узнаете, что будет? Угли на голову, но это не для того чтобы напугать, нет другого пути. Господь заранее предупреждает, что есть два варианта: один вариант – мы будем обедать и вам будет приятно, второй вариант – тоже будет обед, вам будет очень неприятно. От кого зависит? А Господь подаст тоже угощение, но от кого зависит, приятно или неприятно, и от чего зависит? От нашего состояния, для чего мы сюда пришли, от с нашего характера, от нашего духовного состояния. Дофан. Вы знаете уже, что в Дофане, это было то же самое место, где был окружён Елисей, это то же самое место, где был окружён Иосиф. В Дофане всё поменялось в жизни врагов Израиля, и в Дофане всё менялось в жизни врагов Иосифа. Всё. Они еще об этом не знали, они были слепы и те и другие, но Господь уже их вел, хотят они или нет. И те, и другие шли по жизни, и они пришли, заканчивалось это обедом, обедом в Самарии, и обедом в Египте, и там, и там Иосиф подавал, и царь израильский подавал самое лучшие блюда. Будет это приятным застольем или неприятным – зависит от духовного состояния каждого участвующего в трапезе. Помните, как чувствовали себя братья Иосифа? Иосиф подавал на стол Вениамину пятую часть, и внимательно наблюдал, что там будет происходить за столом, а они не знали, что это Иосиф, они еще не видели. И там, и там – всё зависело от состояния духовного человека, а Иосиф всё делал, всё сделал, чтобы спасти своих братьев. Он знал, им не хлеб нужен, не это главная их нужда была – хлеб. Да, через хлеб они пришли к Богу, именно через хлеб. Именно через хлеб они пришли в Египет и это поменяло из жизни, голод их привел туда, и они встретились лицом к лицу с тем, кого они продали. Иосиф понимал, братьям хлеб нужен, но есть что-то, в чем они нуждаются гораздо более, чем в хлебе, и он наблюдал, что с ними происходит. И когда он смотрел на своих братьев, он видел кое-какие перемены. Это было радостью, бальзамом для его души. И когда он видел еще остатки тех плохих наклонностей, о которых он знал, когда рассказывал своему отцу о своих братьях, его сердце наполнялось печалью и он плакал. Иосиф понимал, братьям, да, нужно их накормить, но есть что-то более важное в чем они нуждаются. Да, отца нужно накормить, но есть что-то более важное в чем нуждается отец. Иосиф знал. Знаете, почему он знал? Иосиф видел. А знаете, почему он видел? Елисей хорошо знал, что надо. Лучше чем израильский царь. А знаете, почему он знал и видел? Потому что Дух Божий наполнял его сердце, и это то, что похоже, то, что объединяет Елисея и Иосифа. Смотрите в Книге Бытие, когда Иосиф вышел из темницы, когда он наконец-то увидел, как Господь вступился за него. Когда он вышел из темницы и предстал перед фараоном, истолковал ему сон, сказал, что нужно делать, в 41 главе Бытие, 38 стих:

«И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?»

Дух Божий. Господь хотел бы наделить нас с вами силою Своею, хотел бы излить на нас силу Духа Святого. Господь очень жаждет наполнить нас, не хлебом просто, а духовной пищей, духовным хлебом, чтобы вся наша жизнь была под водительством Духа Божия, как это было с Иосифом, как это было с Елисеем. Именно это водительство делало их людьми, которые видели то, чего другие не видели, и в конце эти люди увидели колесницы, и их жизнь связана с огненными колесницами.

Пусть Господь благословит вас, чтобы и ваша жизнь была связана с возвращением нашего царя, и той свитой, которую Он приготовил для нас, и тот званый ужин, которому Он приглашает нас. Пусть Господь благословит каждого. Аминь.