Выбор Никодима

Давайте откроем наши Библии – Евангелие от Иоанна в 3 главе. С первого стиха будем читать:

«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских».

Иисус, когда пришел на землю, первое, что Он начал делать, Он собирал себе учеников. Это были – Иоанн, Андрей, Пётр, Филипп, Нафанаил и другие ученики. Мы знаем, что ученики были близкие к Иисусу люди, это были 12 учеников, была и другая группа учеников – 70. Иисус тоже довольно много с ними соприкасался, Он их посылал проповедовать о том, что приблизилось Царство Небесное. Но были и ученики, которые не сразу последовали за Христом. Среди учеников были и рыбаки, и мытарь, были и другие ученики, такие например, как Иоанн Зилот, Симон Кананит Зилот. Были разные ученики среди учеников Иисуса. Так не хватало хотя бы одного из Синедриона. Правда? Никодим был одним из таких претендентов стать учеником из членов Синедриона. Может быть другим был тот богатый юноша, который однажды спросил:

– Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

– Иисус говорит: соблюди заповеди.

– Он говорит: это всё уже давно позади, я уже всё это сделал.

– Ну, тогда одно только нужно сделать: возьми и раздай всё, что имеешь. Отдай нищим, и следуй за Мной.

И помните, Он отошел с печалью.

«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».

Красиво? Пришел к Иисусу и говорит: «Мы знаем». Подожди, а что он хотел этим сказать: «мы» – это кто? Синедрион. Почему он не говорит: «я знаю, что Ты учитель, пришедший от Бога»? Надо было оправдать свой приход. Знаете, что Синедрион не очень показывал свое расположение к Иисусу, и если кто-то свои симпатии к этому новому Учителю проявлял, со стороны Синедриона не было одобрения. Потому, член Синедриона Никодим, он долго думал, когда прийти к Иисусу.

Решил ночью. Почему ночью? Но есть другая сторона – что подумает Иисус, что это ты ночью пришел? Тогда надо хоть как-то оправдать свой приход. «Мы знаем». Может Иисус подумает, что он со специальным заданием от Синедриона, он не по своей воле пришёл, он официально Ему заявляет, что, не только я один, и может быть не я больше всех, «мы так решили и знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога». Я не знаю, что скрывалось за этим, но тут явно видно, что он как-то хочет свой приход объяснить.

«Ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».

Сразу же Никодим самые хорошие слова в адрес Иисуса, как учителя сообщает. «Ты учитель, пришедший от Бога».

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

Такое впечатление, как будто Иисус отвечает совершенно на другое приветствие. Слышите, как будто из другой оперы. Он говорит:

– Мы знаем, мы заметили, что Ты особый учитель.

– Иисус говорит: знаешь что, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие.

Это реакция Иисуса сразу перевернуло всю беседу.

«Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?»

Никодим потерял самообладание. Вы слышите? Он нагрубил. Уважаемый человек, такого ранга как Никодим, член Синедриона, не позволит себе так разговаривать.

– Он говорит: это как Ты себе представляешь? Неужели может он в утробу матери войти опять, чтобы родиться.

Он вышел из себя. А знаете, почему? Самое главное, чем гордился любой фарисей – он гордился своим рождением. Вы слышали, как часто они говорили:

– Мы сыны Авраама, и этим всё сказано. Авраам наш отец. Как? Что нам еще нужно? Сыны Авраама уже наследники Царства Божьего. Тут осталось дело времени.

– А Иисус говорит: знаешь, ты Никодим неудачно родился. Надо попробовать заново.

– Как? Это я? Да ты понимаешь, с кем говоришь?

Это задело Никодима. Это самое ценное, что у него было, это самое основательное, чем он обладал.

– А Иисус говорит: как раз, это и самое неудачное у тебя, тебе надо попробовать заново. Ты неудачно родился. Опять надо.

Вот почему Никодим вышел из себя.

– Говорит: это как Ты себе представляешь? Как это возможно? Заново?

Иисус отвечал ему, Иисус не потерял самообладание. Иисус отвечал ему:

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе». Очень спокойно и торжественно. «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше… Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

Вообще, Никодим понимал, о чем Иисус говорил. Вот это выражение «родиться свыше, новорождённый», по отношению к взрослым людям, это было распространено среди фарисеев. Новорождёнными, в духовном смысле, называли язычников, которые становились иудеями. Вы знаете, что любой язычник мог стать иудеем? Ему нужно было выполнить определенные требования, и он мог стать равноправным членом израильского общества. Это было всегда так. Между прочим, в числе тех двоих, которые единственные, кто вошёл в Ханаан – Халев и Иисус Навин. Вы знаете, что один из них был еврей по крови, по рождению, а другой не еврей. Халев – не еврей, он стал евреем и был представителем колена Иудина. Господь тем самым показал, что Он нелицеприятен, Он избрал народ, но готов был в этот народ собрать все народы, чтобы они стали Его народом. Иисус говорит: «если не родишься свыше, не увидишь Царствия Небесного». Никодим прекрасно понимал, о чем идет речь, но вы понимаете, что это значит? Он новорождённый, так он что? Язычник что ли? Который только станет сейчас иудеем? Он не мог этого вынести. «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». Иисус принимает его приветствие, говорит:

– Ах, так ты от имени Синедриона, так вот, знай: вам всем нужно родиться свыше.

Он не говорит: должно тебе родиться свыше. Должно вам всем родиться свыше.

– Никодим сказал ему в ответ: как это может быть?

– Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

Слышите, как вопрос звучит?

– Ты не знаешь? Неужели, ты этого не знаешь? Это ты должен знать! Ты это знаешь. Ты просто не хочешь это принять.

И потому говорит Иисус:

«Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете».

– И если у нас так сложно продвигается беседа, что мы говорим об известных, и тебе и Мне вещах, то что будет, если наша беседа перейдёт к тем вопросам, которые ты не знаешь? Если мы начнем говорить уже не о земных предметах, а о небесных, что будет тогда? Если у нас сейчас не получается никак разговор, что будет дальше?

Вы знаете, эта история очень похожа на одну ветхозаветную историю. Она записана в 4 Книге Царств, в 5 главе. Если вы откроете 4 Книгу Царств пятую главу, вы увидите эту историю, она очень известная.

«Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам».

Кто дал победу сириянам? Господь. А над кем победу? Над кем победу дал Господь сириянам? Над Израилем. Интересно, правда? А что Господь уже теперь на стороне сириян? Великий человек у господина своего и уважаемый. Непростой человек, великий. Был отличный воин, но прокажённый. Помните эту историю? Так случилось, что после той победы, которую Господь дал сириянам, а он был военачальником царя сирийского, после той победы, у него оказалась в доме девочка из Израиля, маленькая девочка, которая была служанкой, и однажды она сказала своей госпоже: «если бы наш господин побывал в моей стране у пророка нашего, он бы исцелился. Нееман ухватился за эту надежду, всё сделал, для того чтобы попасть за границу, даже в страну с которой они были в конфликте, но здоровье важнее. Когда он добился всего необходимого, получил визу, паспорт, ну, все что необходимо, пересек границу свитой. Это великий человек был. Я думаю, что по дороге он представлял, как оно произойдет исцеление, как выйдет пророк, как пророк произнесет самые главные магические слова, и как он исцелится. Но когда он прибыл к дому пророка, каково его было разочарование, что пророк даже не вышел. Он себе представлял по своему, как оно должно произойти, это исцеление. Ведь он непростой человек, наверное пророку тоже за честь исцелить такого человека, может он и исцелял, но таких еще не исцелял. Когда он подъехал на своей колеснице к дому пророка Елисея, вышел слуга Елисея и говорит:

– Пророк сказал, чтобы ты окунулся семь раз в Иордане, и будешь чист.

Для Неемана это было, как ведро холодной воды.

Затем, вы себе не представляете, какой столб пыли подняла его колесница!

– Домой! Домой! Еще чего не хватало! И я буду окунаться в этой грязной воде! У меня что, на родине нет рек получше? Домой! Ни минуты больше. Они решили над нами посмеяться.

Слуги Неемана знали, что значит, когда их господин в ярости. Я думаю, они молчали долгое время, пока они пришли в себя. Но когда они уже подъезжали к Иордану и должны были пересечь Иордан, кто-то робко, но сказал:

– Господин, может попробуем?

– Что? И ты хочешь надо мной посмеяться, да? Ты можешь себе представить, что это за зрелище будет такое? Министр обороны Сирии купается в грязном Иордане, да? Ты подумал? Домой!

– Кто-то другой: но господин, ну, что стоит. А вдруг! Вы понимаете, а вдруг это шанс! Тем более, если бы пророк что-то такое сложное сказал сделать, а так сказал окунуться семь раз в Иордане.

Но вы понимаете, сколько труда слугам стоило убедить Неемана войти в воду. Как вы думаете, он начал окунаться, как вы думаете, он сразу после первого раза исцелился? После второго? А когда шестой раз он окунулся? Вы знаете, мне кажется, что он уже несколько раз порывался выйти оттуда из Иордана.

– Ну, что вы? Вы не видите? Сколько мы будем продолжать этот позор? Вы хотите, чтобы сейчас все люди сбежались и начали смеяться? Нет, я выхожу.

– Но господин, ну, пожалуйста. Уже столько раз, осталось несколько раз. Пожалуйста.

Они буквально удержали его в реке. Когда Нееман в седьмой раз окунулся в Иордане, написано:

«И обновилось тело его, как тело малого ребенка». Как будто он родился заново. Вернемся к Никодиму. Иисус продолжал с ним беседовать, Никодим сопротивлялся, и тут Иисус стал переходить к самому важному вопросу. Очень тактично, но верно Иисус подвел его к самому важному вопросу. Там, где скрывалась проблема Никодима.

– Знаешь, Никодим.

Это записано в 19 стихе.

– Никодим, почему ты ночью пришел? Почему ты ночью пришел?

Понимаете, почему он ночью пришел? Авторитет. С одной стороны, его влекло к этому Учителю, с другой стороны, он теряет авторитет, когда разговаривает с Иисусом из Назарета. Если увидят, вы представляете, что это будет? Иисус разговаривал с Никодимом. Никодим к Нему пришел, говорит: «Ты знаешь откуда я пришел?» Когда он сказал: «мы знаем, ты знаешь членом какого совета я состою?» Знаете, что по сути, Иисус ему говорил:

– А ты знаешь, в каком совете Я состою?

Никодим говорит:

– Ты особый Учитель, мы обратили на Тебя внимание. Ты должен это принять за честь. В Синедрионе уже о Тебе говорят.

– Никодим, ты знаешь, предо Мной преклонялись все ангелы. Знаешь что, Я не за авторитетом сюда пришел. Я оставил небо. Знаешь для чего Я пришел? Кстати, и не судить тебя пришел. Люди, которые больше любят тьму, чем свет, они уже сами себя осудили. Никодим, подумай, почему ты ночью пришел?

Такой была беседа в ту ночь. Мы больше не видим нигде Никодима, он ушел. Прошло время и когда Иисуса распяли, а все ученики бежали, знаете, Никодим пришел. Пока Иисус ходил и учил по земле, Никодим внимательно следил за Иисусом. Тот урок, который ему Иисус преподал ночью, не прошел даром. И в самый критический для церкви момент, этот человек пришел – он обнищал. Он отдал всё, что имел, чтобы поддержать зарождающуяся церковь. Впоследствии он встретил Иоанна и рассказал ему свою историю, Иоанну она так понравилось, что Иоанн записал в самом начале своего Евангелия – историю о том, как Никодим пришел к Иисусу ночью. Знаете, в этой главе записан самый известный стих во всём Священном Писании – Иоанна 3,16. Это слова, которые Иисус сказал никому другому, как Никодиму:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Никодим не обиделся. И когда понадобился его приход и его участие, он не замедлил придти.

Пусть Господь благословит вас. Даже если вам кажется, что это будет невыгодно для вашего авторитета, сделайте правильный выбор – последуйте за Иисусом. Аминь.