Видящий тайное

В Евангелии от Матфея, в той главе, где записана молитва «Отче наш», это 6 глава, Иисус говорит о нескольких вещах. Но если вы почитаете эту главу, вы обнаружите, что Он говорит об одном и том же принципе. Вот как начинается эта глава. Здесь Он говорит о молитве, здесь Он говорит о том, как делать добрые дела, и здесь Он говорит о посте, как поститься правильно. И во всех этих трех случаях Иисус обращает внимание на один и тот же принцип. Смотрите:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, (ну, делаешь добрые дела какие-то) пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».

Это возможно? Когда ты кому-то что-то даешь, сделай так, чтобы твоя левая рука не знала, что правая сделала. Что Иисус этим хотел сказать? Не хочешь сделать доброе дело, сделай, но не делай для того, чтобы потом тебя все хвалили, не намекай людям, что «ты видишь, как я ему это, сколько я дал». Потом Иисус переходит от милостыни, говорит:

«Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаться, молиться, чтобы показаться перед людьми». Не надо это делать, говорит Господь. Слышите, тот же принцип?

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

На других языках, знаете, что Библия на разные языки переведена? В других переводах интересно этот стих звучит: «Отец твой, которого ты не видишь, невидимый Отец, воздаст тебе явно». Тут у нас написано: «Отец твой, который втайне воздаст тебе явно». И следующая тема в этой же главе, 16 стих:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

В этой главе Иисус говорит о трёх вещах: о добрых делах (милостыни), о молитве, и о посте. И говорит в этих всех вещах, говорит об одном и том же. Говорит:

– Ну, не делай это для людей, напоказ. Если ты хочешь сделать что-то доброе, сделай доброе. Потому что вы понимаете, иначе получается что-то другое. Если ты делаешь добро, а потом ждешь какой-то похвалы за это, то это уже не добро, это уже торговля. Если ты сделал что-то и потом ожидаешь аплодисментов, это уже торговля. Понимаешь? Не делай этого, говорит Господь.

В этой связи хотел бы вам напомнить другую историю, которая записана в Священном Писании, чтобы ярче понять этот принцип. Она записана в Новом Завете, в Книге Деяния апостолов, в 5 главе. Это происходило тогда, когда Иисус вознесся на небо и оставил своих учеников на земле, и это было время зарождения христианской церкви, там она начиналась христианская церковь. И когда христианская церковь зарождалась, очень многие приходили и присоединялись к этой церкви. Многие жертвовали на постройку, на развитие церкви, и многие продавали свои имения и приходили жертвовали те деньги, которые они продали, чтобы церковь могла развиваться, чтобы проповедь об Иисусе могла распространяться. И в пятой главе написано об одном человеке и его жене.

«Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».

Этот человек Анания, он видел как другие приходили, щедро жертвовали для того, чтобы дело Божье продвигалось, и некоторые отдавали всё, что имели. Этот человек Анания посоветовался со своей женой, и вот что они решили: они решили продать своё имение и принести к апостолам деньги, которые они выручили за продажу, и всё отдать в церковь, но не всё. Знаете, они решили отдать такую сумму, чтобы людям показалось, что это всё, но и себе они много оставили. Знаете эту историю? Знаете, что там было дальше? Если кто не знает, вы сможете дома вспомните и прочитать в пятой главе эту историю. Я хотел остановиться на том, что это не было обязательным. Понимаете? Никто никого не заставлял. Просто были люди, которые по доброй воле, вот так решили отдать в церковь большую сумму денег: для нужд церкви, для построения здания, для проповеди Евангелия. Знаете, нужд много есть. Вот мы сегодня ходили вокруг нашего молитвенного дома, и смотрели, что тут уже нужно, видите, трещина, окна надо менять, смотрели на крышу, так смотришь издалека, вроде всё нормально, а если внимательно посмотришь, она уже смотрит так, как как пропеллер. Если не сделать это вовремя, то завтра придется дороже платить, чтобы это всё… Много нужд было и тогда в той церкви. Она только начиналась, только зарождалась. И были люди, которых никто не заставлял, но которые жертвовали и много жертвовали. Были некоторые, которые всё продали и всё отдавали. Никто их не заставлял. Но конечно же такие люди в церкви пользовались особым уважением. Вы представляете? Так вот этот Анания со своей женой, посмотрели, как уважают таких людей, которые много пожертвовали и всё пожертвовали, они посоветовались: «давай и мы». И отдали. Знаете, большую сумму денег дали. Ну, представьте себе, если бы вы продали всё, что у вас есть: дом или квартиру. Это большие деньги. Анания и Сапфира принесли большую сумму денег, и сказали:

– Это всё, что мы выручили из продажи нашего имущества.

Никто не спрашивал, это их личное было дело, и никто не заставлял. Пётр посмотрел в глаза Анании и говорит:

– Анания, почему ты так поступаешь? Тебя же никто не обязывал это делать. Это ж всё твоё. Почему ты обманываешь? Почему ты сказал, что «это всё»? Кто у тебя просит отдавать всё?

А вы понимаете, почему он сказал, что «это всё»? Хотелось, чтобы его уважали, как будто он всё отдал, а отдать хотелось не так, как будто всё. Он хотел, чтоб уважали как будто всё пожертвовал, а отдать не всё. Обманул. Пётр к нему подходит и говорит:

– Анания, слушай. У тебя же никто не просил отдавать всё, правда? Ты мог бы принести часть и сказать: «я хочу вот эту сумму пожертвовать для церкви», и тебя никто не обязывал больше и никто бы не сказал: «почему столько, почему ты больше не жертвуешь?». Никто бы тебе и слова не сказал. Более того, если б ты ничего не принес, тебе бы никто ни слова не сказал. Это ж всё твоё. Хочешь – даешь, не хочешь – не даёшь. Но Анания, ты понимаешь, что ты сделал? Может ты людей можешь обмануть…

Я хочу, чтобы мы остановились здесь и обратили внимание, сумма была большая. То, что Анания принес, была большая сумма, это действительно была большая жертва. Я думаю, что здесь в этом собрании нет человека, который принес бы такую сумму, как Анания. Верите? Потому что сумма денег, которую принес Анания была похоже на то, что он продал дом. Только дома бывают разные, понимаете? Если бы Господь не открыл бы обман, Анания был бы уважаемым человеком этой церкви и никто бы не подозревал, что он обманщик. Хочу вам сказать, что он не был вором. Анания не вор, его жена не вор. Они:

– Какой вор! Он принёс! Он своё отдал.

Хочу обратить ваше внимание на то, что сумма была большая. Это был жертвенный человек, но лицемер, обманщик. А лицемер – это обманщик. Знаете, кто такой лицемер? Лицемер делает столько, а хочет иметь похвалу за столько. Лицемер хочет похвалы больше, чем он того заслуживает. Это та проблема, о которой Иисус говорит в этой проповеди, когда собрались люди. И Он говорит: «знаете, лицемерие проявляется в разных формах». Когда что-то даешь, представляешь, своё отдаешь, и еще и лицемер. Обидно, правда? Скажите, вот вы хотели бы своё отдать, а потом пострадать еще, и по делу пострадать. Хотели бы? А вы знаете, многим будет обидно. Вы знаете, будут люди, которые всю свою жизнь считались образцом для подражания, а когда придет Христос, им будет очень обидно, и не потому что они украли, а знаете почему? Потому что они дали, но обманули. Смотрите, из этих трех вещей, легче всего, нам понятнее всего на первой теме остановиться. Потому что, смотрите лицемерие, как Иисус сказал, проявляется тогда, когда ты даешь, но обманываешь, даешь милостыню, а хочешь, чтобы о тебе говорили. Хочу вам сказать, когда вы делаете доброе дело, оно должно быть тайным, иначе это не доброе дело. Если вы чем-то жертвуете, пусть это жертвой будет. Если вы надеетесь на аплодисменты, на похвалу – это опасно, это то, что сделал Анания. Доброе дело. Молитва может быть местом удобным для лицемеров, они очень набожно выглядят, они в церкви в особом почете. И вы знаете, у людей которые делают это ради похвалы людей, будут очень разочарованы. Когда придет Иисус, он скажет: «зачем ты это делал?». Не делайте так. Иисус говорил: «так как они поступают, чему они учат, слушайте, хорошо учат, но как они поступают, не поступайте, по делам их не поступайте. Так Иисус советовал. И третья тема – пост. Пост похож на молитву. Смотрите, из этих трех вещей: добрые дела, милостыня это людям, молитва — это Богу, пост это вообще-то себе, но это тоже как бы перед Богом. Больше всего нам понятно, как проявляет себя лицемер на первой теме, это нагляднее всего. Потому иллюстрацию, которую я вам напомнил, она очень ярко показывает опасность этого. Вернемся сюда. Анания и Сапфира. Они договорились за какую сумму принесут в церковь, и скажут: «это всё». Пётр сказал:

– Анания, это ж твоё было. Тебя же никто не просил. Зачем ты это сделал?

«и Анания упал бездыханым». Приходит следом жена Анании – Сапфира, заходит, Пётр смотрит ей в глаза и говорит:

– Сапфира, вот вы тут продали имущество. Правда?

– Да, правда.

– За какую сумму вы продали?

Она называет сумму, такую, как сказал её муж.

– Пётр говорит: зачем ты это делаешь? Вот только что вынесли твоего мужа, и тебя вынесут.

И она падает мертвой. Это первый случай, трагический случай. Вы знаете, при зарождении христианской церкви, вот это произошло. Никаких других трагедии мы не находим в начале истории формирования христианской церкви. Это единственное. Почему? Это самый опасный грех в церкви. Обычно в церковь приходят люди порядочнее, чем те, которые за пределами церкви. Порядочнее, они не воруют, они не пьют, они не сквернословят. В церкви лучше, чем за её пределами. Но Иисус, Господь наш не останавливается на этом. Он хотел бы, чтобы его дети были непросто лучше, а идеальные, чтобы никакого не было, ни малейшего лицемерия, лукавства, никакого обмана, даже такого: между прочим, так раз и обманул, раз, даже не обманул, но так сделал, чтобы тебе поаплодировали, чтобы тут доброе дело, а тут похвалу. А почему бы и нет, если можно и то, и другое. Я хотел бы обратить ваше внимание, чем отличается доброе дело от торговли? Торговля – это хорошее дело, ничего в этом плохого нет. Только изначально, человек, который торгует, он говорит:

– Я тебе товар, ты мне деньги.

Могут быть не деньги. Могут быть не деньги, знаете, я бартер тебе. Я тебе этот товар, ты мне другой товар. Может быть и что-то другое. Я тебе вот это делаю, ты пишешь обо мне статью в газете. Хорошо, договорились, открыто, чудесно, почему и нет. Но это не доброе дело, вы понимаете? Запишите это как бизнес, как торговля, пусть все знают, что это торговля. Понимаете? Но если я делаю, как бы доброе дело, а имею какую-то выгоду, будут разочарования. Для людей ты окажешься благодетель, жертвенный, возможно никто и не узнает, кто ты есть на самом деле, никогда. Но когда встретишься с Богом, будут сюрпризы. Понимаете, почему Господь первую проповедь, которую произнес, это была первая проповедь Иисуса – Нагорная проповедь, так её называют. Первую проповедь, которую Иисус произнес, в центре проповеди заговорил на эту тему и говорит:

– Я хочу вас предупредить. Вы хорошие люди, но враг постарается вас арендовать, взять в аренду вашу совесть, чтобы свою ложь в церковь внедрить. Враг попытается вас использовать. Берегитесь, не позвольте этого. Я очень против таких дел.

И Господь не просто это сказал, а показал. Когда зарождалась первая христианская церковь, Он очень серьезно показал свое отношение к таким вещам. Запомните, это была тема первой проповеди, которую произнес Иисус, и это была первая трагедия, при зарождении в апостольской церкви. Это очень серьезно. Если ты решил продать, продай, так и называют, ничего в этом неправильного нет. Если ты хочешь прийти в церковь работать за деньги, приди и поработай, договоримся о цене. Если ты пришел пожертвовать, сделай, ты имеешь на это право, но никому не говори в надежде получить что-то еще. Определись, что тебе надо. Когда молишься, ты имеешь дело с Богом, не с людьми. Да, молитва это разговор с Богом, когда молишься, ты имеешь дело с Богом. Представляешь, насколько ты должен быть чистым и честным. Человека можешь обмануть, но Бога никогда. Бог не требует от тебя каких-то особых жертв, но если ты хочешь, можешь это сделать. Чего Бог требует? Быть чистым и честным.

Пусть Господь поможет. Когда мы подходим к таким святым вещам, как отношения человека с Богом, пусть Бог поможет напомнить, чего требует от нас Господь. Он не требует жертв, помните, но Он ждет от нас. Знаете, как написано в Ветхом Завете:

«О, человек! …чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».

Аминь. Помолимся.

Господи, благодарим Тебя за Слово Твоё, которое так ясно наставляет нас и обличает, и предупреждает, чтобы не допустить роковых ошибок в нашей жизни. Мы благодарны Господи, что ты так мало требуешь от своих детей: быть честными, и это всё, и так много делаешь для твоих детей. Так благ и так милостив. Помоги нам отражать Твой характер в этом мире. Ты благословляешь нас, и мы не видим Тебя. Мы знаем, что это от Тебя. Помоги и нам делать добро, и оставаться скромными и смиренными в глазах людей и перед Тобою. И когда мы обращаемся к Тебе, особенно просим, Господи: испытай нас, узнай сердце наше, и зри, не на опасном ли мы пути, и направь нас на путь вечный (Пс.138, 24). Это наша молитва. Во имя Иисуса просим. Аминь.