Книги Иеремии: Плачущий пророк

Откроем книгу пророка Иеремии, 1-ю главу, с первого стиха, читаем: «Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой». Вот у нас информация – с кем имеем дело, кто эти вести пророческие будет нам передавать – Иеремия, сын Хелкии, из священников, из рода священников. Жил он в Анафофе – это пригород Иерусалима, 5 километров от Иерусалима. Во-первых, он был священником, он потомственным был служителем. Значит, он вырос в семье священников. Его родители были священниками, и деды были священниками, прадеды тоже были священниками.А что это значит? Он знал служение изнутри. Он знал состояние народа не издалека, в общем. Он там жил. Он слышал, может быть, от родителей, а что-то видел сам, что происходило в рядах священников. И мы немного знаем, что тогда происходило.«К которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце. И было ко мне слово Господне».

Тоже, обозначено время его пророчествования, от и до, во дни каких царей. И если мы хотим увидеть полную картину, то надо посмотреть историю, почитать эти летописи названных царей, и тогда мы увидим, это было уже время перед самым Вавилонским пленением. Что тогда происходило? Были еще попытки реформ каких-то, были хорошие цари. Но народ уже настолько далеко ушел от Господа за время правления нечестивых царей. Хотя бы вспомнить правление Манассии, который больше всех правил. Подумайте, что вам это говорит о Боге? Что Господь терпит нечестивого царя дольше, чем праведных. Дольше Манассии никто не правил. Были попытки что-то исправить. Но что можно исправить после пятидесяти двух — летнего правления нечестивцев. Люди уже давно привыкли поклоняться идолам. Как это все искоренить?

«И было ко мне слово Господне» — вот что Господь говорит Иеремии – «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». Вы видите, Господь знает все наперед. И Он планирует, и некоторых людей он предвидит и готовит для особой миссии. Иеремию – тоже. Знаете, для какой миссии?«А я сказал: о, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: «Я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их». Кого их «не бойся»? К кому он пойдет, к каким людям? В первую очередь, кого он будет обличать? Не просто народ – царей, пророков и священников. А кто это? Кто они? – помазанники:

пророки, священники, цари. Господь избирал разных людей, в разное время, для разных целей. Не каждому такая честь выпадали. Если это можно честью назвать, как Иеремии.

Вы почитайте о его жизни, и вы увидите, честь какая выпала на его долю.

«И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами». Для чего? Послушайте для чего, интересно! : «чтобы искоренять – что искоренять? разорить, губить, разрушать». Как вам это нравится? Господь не только созидает. К сожалению, приходится тут, и громить что-то. А что? И кто это будет делать? Вот, Иеремия будет делать – губить, разрушать, а потом созидать и насаждать». «И было слово Господне ко мне: «что видишь ты, Иеремия?». Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь»; А что это за видение, что вам напоминает? – Аарона; жезл, помните, расцветший? И тут что он видит?: «Вижу тот жезл». Господь ему показывает видение, первым долгом, знаете для чего? Кем он был? – он был священником, он был потомком Аарона. Что ему Господь говорит? Потому что перед этим Иеремия говорит: «Господи, я молод; и вообще-то, время такое; может быть, мне чем-то другим заняться».

Было, вообще-то, хорошо быть священником в то время, и пророками. Только надо было быть хорошими священниками и хорошими пророками. Если вы почитаете о тех временах – о, интересная история в 3-й книге Царств записана. Но вы дома почитаете — работу пророков узнаете, что значило тогда быть пророками. И вы увидите из этой истории, 22-я глава 3-й книги Царств, прочитаете, что значило быть пророками, и как надо было быть пророками, чтобы хорошо жить.

Главное, надо было внимательно следить за царем, и говорить то, что ему нравится. Он хочет идти воевать — в 22-й главе 3-й книги Царств это так красочно описано — видишь, что он хочет воевать, иди, скажи ему: «что Господь благословит тебя, и ты победишь». Иди, скажи от имени Господа, и он скажет: «Отлично, я тебя ставлю над всеми пророками, и ты будешь главным». Главное, вот на эту волну попасть, и все будет хорошо. То, что удобно; предугадай, что хочется царю, то ему говори, и будет все хорошо.Смутное было время. Именно потому Господь и готовил уже Вавилонян, потому что пророки — ну, что пророки? Вот, они пророки. Один, например, в той главе, в 22-й, пошел, сделал себе рога, одел. И не просто он пришел, сообщить царю, «что ты победишь», а говорит: «видишь рога? Вот, сими избодаешь Сириян до истребления».

Иеремия с этим столкнется. Вы увидите таких пророков. В книге пророка Иеремии, 28-я глава, подобный пророк. Конечно, он живет лучше, чем Иеремия, потому что знает, что и когда и кому говорить. 28-я глава: «В то же год, — в начале царствования Седекии, царя иудейского, — в четвертый год, в пятый месяц, Анания, сын Азура, пророк из Гаваона, говорил мне в доме Господнем, пред глазами священников и всего народа, и сказал: Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: сокрушу ярмо царя Вавилонского; Через два года Я возвращу на место сие все сосуды дома Господня, которые Навуходоносор, царь Вавилонский, взял из сего места, и перенес их в Вавилон».

Это уже было после того, как сосуды были взяты. Понимаете? И этот пророк приходит, все еще продолжает пророчествовать. Потому что Иеремия предсказывал: «сдавайтесь». Вы понимаете, что это значило? Иудеям говорят: «сдавайтесь

Вавилонянам». Иудеи говорят: «Ты что пророчествуешь? Как? Надо стоять за Господа Бога нашего, и Господь будет поборать за нас». Пророки тут подкрепляют своими пророчествами устремления царей. И вот, один из них, говорит: «Ничего, Вавилоняне забрали эти сосуды. Через два года — я говорю от имени Господня — сокрушу ярмо Вавилонское и верну сосуды».

«И сказал Иеремия пророк пророку Анании перед глазами священников и перед глазами всего народа, стоявшего в доме Господнем, — И сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие господь! Да исполнит Господь слова твои, какие ты произнес о возвращении из Вавилона сосудов дома Господня и всех пленников на место сие». Пусть будет. «Только выслушай слово сие, которое я скажу вслух тебе и вслух всего народа: пророки, которые издавна были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка. Тогда пророк Анания взял ярмо с выи Иеремии пророка» — а Иеремия пришел с ярмом и говорил: «вот, так вас поведет в Вавилон. Вы будете как животные для него».

А Анания говорит: сокрушу это ярмо». И теперь Анания перед глазами всего народа ярмо с выи ( с шеи ) Иеремии и ломает его, и говорит: «Так говорит Господь: сокрушу ярмо». Представляете, представление?И Иеремия пошел. Написано: и пошел Иеремия без ярма уже. Как вам нравится? Дуэль двух пророков. Кто, кажется, победил?

Анания продемонстрировал, как Господь будет освобождать народ. Иеремия ушел. «И было слово Господне к Иеремии после того, как пророк Анания сокрушил ярмо с выи пророка Иеремии: Иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное – и сделаешь вместо него ярмо железное. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтоб они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему, и даже зверей полевых Я отдал ему».

Ну, вот один из фрагментов, как Иеремии предстояло совершать служение, в каких обстоятельствах. Анания, конечно же, был почитаем. Иеремия, конечно же, был пренебрегаем царями. Это мягко сказано. Его пророчества никто не слушал. Однажды Иеремия не только произносил, он записывал. То, что он записал — но, почему он записывал? — потому что не слушали, потому что ему не давали произносить эти пророчества. А почему не давали? Потому что неудобно было. И что он делал? А он записывал. Он дает своему помощнику, он несет царю, чтобы читать. Царь что делает? Там – целая глава. Царь берет: «Ну, читай. Давай. А теперь то, что прочитал, отрежь. Отрезал?». – «Да». – «Давай его сюда». И демонстративно — в огонь. И так всю книгу пророка Иеремии. Представляете?

Что делает Иеремия? «Ничего, запишу еще одну копию». Записывает опять. Вот, в таких обстоятельствах пророку приходилось совершать служение. Но, Господь ему сказал: ты должен, и ты никуда отсюда не уйдешь. Интересно, Господь распорядился. Разные пророки в это время были. Вы знаете, что в это время пророчествовал Иезекииль. Где он был в это время? Он был в Вавилоне. В это же время был Даниил, Богом охраняем, Бог давал ему откровения, какие-то лично, какие-то через царя Вавилонского. И Даниил при дворе царя сообщал Божью волю. Иеремия в то же время совершал свое служение в Иерусалиме.

В одно и то же время, в разных условиях, разные Божьи пророки совершали служение. Господь использовал разных людей и в разных обстоятельствах. Если вы сравните условия служения Иеремии с условиями Иезекииля или Даниила, вы увидите огромную разницу. Тот часто бывал вторым после царя, и пользовался уважением. Не так Иеремия. Он говорил, казалось, в пустоту. Казалось, это все не имело смысла. Но, Господь ему сказал: «Говори, говори, записывай. Когда не дают говорить, записывай. Когда сжигают то, что ты записал, ходи, ходи перед ними. Это тоже пророчество».И вот Господь Иеремии: «Купи пояс». А что это значит? Пояс не просто был часть одежды, пояс служил и украшением. И по поясу можно было узнать, какой человек перед вами – богатый, бедный, знатный, вельможа, царь или простой человек. У царей украшались драгоценными камнями. Ну, простые люди, они просто веревкой обвязывали себя для удобства. Пояс о чем-то говорил. Господь говорит: «Купи хороший пояс». Да это как галстук. Это не одежда, это, своего рода, украшение. Ну, и по галстуку можно оценить человека. Так тогда пояс. Господь говорит: «Купи пояс и иди». Знаете, как далеко Господь отправил Иеремию? – за 500 километров где-то. И это не самолетом, и даже не поездом, и даже не на осле.

Наверное, это было время, когда его никто не слушал в Иерусалиме. «Иди теперь». А это же не просто путешествие. А что это было? Он идет, день закончился. Что он будет делать? Где-то отдыхает. Знаете, как тогда путешествовали? Караваны отправлялись в далекий путь, останавливались у костра. Рассказывали истории. Там встречались. Это интересно, вообще на востоке – это традиция, это целый ритуал на востоке: остановиться, узнать новости.

А как тогда передавались новости? Вот таким образом – путешественники приносили информацию о событиях в мире. Не было телевидения, не было газет. Вот эта информация – это новости. Иеремия прошел дневной участок пути, остановился с кем-то из людей. Его спрашивают: «Ты куда идешь?». — «А ты куда идешь?». Ну, и друг другу рассказывают. Иеремия что рассказывает? – «Я пояс несу». — «Куда несешь?» – «Господь мне сказал, пояс надо спрятать у реки Евфрат». – «Интересно!» — задание интересное, да? – «И зачем?!» — «Не знаю, Господь так сказал».

Отнес туда. Это в 13-й главе записано, 4-й стих: «Встань, пойди к Евфрату и спрячь его там, в расселине скалы. Я пошел и спрятал его у Евфрата, как повелел мне Господь». Ну, скоро мы прочитали это, а не так скоро это делается. Так? Два стиха всего – «я пошел и спрятал». Если не видеть этих расстояний – 500 км пройти пешком – сколько людей узнал. Как правило, торговцы ходили, и они передавали истории, которые узнавали по пути. Вот так распространялась вот эта проповедь Иеремии, наглядная проповедь. Прошло время. Много времени прошло, написано: «По прошествии же многих дней сказал мне Господь: встань, пойди к Евфрату — опять путешествие, опять давай туда». Зачем? Часто бывают такие обстоятельства в жизни, что мы не знаем, зачем это нужно. Только потом проходит время, и мы обнаруживаем: «Вот, зачем это нужно было».Мы не знаем. Господь иногда так сводит людей, так стечение обстоятельств организовывает. У Него есть план. Мы не всегда знаем, зачем это нужно было. Кажется, какой смысл? Но, Господь говорит через время: «Иди опять». Он опять этот же путь проделывает.

Приходит. Помните, где он спрятал пояс? – в расселине скалы. А теперь что он делает? «И я пришел к Евфрату, выкопал и взял пояс из того места, где спрятал его». Понимаете, сколько времени прошло? — Ему уже выкапывать пришлось, заросло все. Выкопал пояс из того места, где спрятал его; «и вот пояс был испорчен, ни к чему стал негоден». А был хороший.

Вы представляете, первое путешествие Иеремии, если там он встречал людей и рассказывал о своей миссии? Представьте себе, через время, возможно, он кого-то из тех же людей встретил, уже с поясом испорченным временем. «О, старый знакомый! Ты опять; куда теперь». На этот раз куда идешь, и с каким поручением? Ну, у каждого какаято, кажется, более серьезная задача, да? Каждый работает – ладан, смирну, чем они торговали? Как правило, это был путь из Вавилона в Египет. Это торговый путь через Палестину. Помните, так Иосифа продали?

Если сравнить занятие Иеремии с занятием этих людей, то любой скажет: «Я делом занимаюсь. У меня хоть какой-то смысл в моей работе, можно ощутить – там продал, там купил. А ты? Вообще-то, интересная у тебя миссия. Пророк, да? Чей пророк». – «Господень пророк». – «Чем занимаешься?» — «Пояс несу». – «А теперь». – «А теперь обратно несу». – «Ну-ка, покажи». Представляете себе? Он достает пояс, драгоценность, которую он несет за 500 км. «Ну, и что это значит, ты можешь объяснить?» — «Да, теперь уже могу. Господь мне объяснил, что это значит. Слушайте, что это значит: Так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды» – пояс. Иуда ходил – самый красивый пояс у него был. «так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима. Видите пояс? Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов». Понимаете, чем занимался Иеремия? Это не просто были пророчества и вести, которые он проповедовал.

Знаете, главная проповедь Иеремии в чем заключалась? Ну, она по-разному тут, в разных словах выражена в книге пророка Иеремии. Но, наверное, один из таких ярких и емких изложений вести, которую проповедовал Иеремия, мы находим в 7-й главе, в 4-м стихе: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Это то, что проповедовал Иеремия. Слышите, а что это значит? Кто говорил так: «Храм Господень, здесь храм Господень?».О чем проповедовал Иеремия? — «Вавилоняне придут, Господь уже распорядился, осталось время времени. И тут камня на камне не останется». Что в ответ? – «это ересь, Иеремия проповедует ересь, такого быть не может. Господь, Он может нас наказать. Да. Но, храм Его никогда не будет разрушен. И потому в безопасности тот, кто будет в храме».

Что это значит? Понимаете, что за этими словами скрывается? Иеремия не только проповедовал о том, что Вавилоняне придут, а и объяснял, почему они придут, за что они придут. Он не просто говорил о том, что они будут уведены в Вавилон, в рабство, а объяснял за какие грехи. И что надо исправить, и что надо изменить. Хотя Иеремия говорил: «знаете, уже мы дошли до такого этапа в нашем беззаконии, что Господь не будет отменять. Это точно – мы уйдем в плен. Вавилоняне возьмут этот город и разрушат его. Это определено. Но, если хотите, чтобы это было менее болезненно, не сопротивляйтесь».

В другой главе Иеремия говорит: «Те, кто ушел в Вавилон, стройте домы, насаждайте виноградники, устраивайтесь, не торопитесь – это надолго». Вот с чем он и столкнулся, с этим ложным пророком, который говорит: «Да, не надолго. Два года – и они вернутся, и сосуды вернут». Иеремия говорит: « Нет, передайте мое послание тем, кто туда ушел в плен. Вернутся дети через 70 лет» — он говорит — « так что не рассчитывайте на скорое возвращение».

А эти в ответ – аргумент: «Храм Господень, не может такого быть». И таким образом, выставляли Иеремию за ложного пророка. Иеремия говорит: «Не надейтесь и не успокаивайте себя этими словами. Потому что вы понимаете, в чем дело? Вы решили, что можно спрятаться в храме, и творить там беззаконие. Вы решили, что можно назваться пророком, и делать что хотите. Вы решили, что можно назваться первосвященником, и все хорошо. Вы должны и быть, соответствовать тому, кем называетесь. Вы думаете, что можно сказать: мы народ Божий, и значит, ничего с нами не случится».

Конечно, Господь очень переживает о своем народе. Иеремия это говорил, что Он выведет, что Он спасет, что Он любит Иакова, что Он избавит его и сохранит остаток. Но, что это значит? И чего Он ожидает от этого остатка? Господь действительно нас любит, но это не значит, что можно спрятаться в этой церкви. А то, что будет в сердце, и что я буду говорить, и что я буду творить – не имеет значения. Имеет! Вот это весть Иеремии. Конечно же, пророки, которые хорошо там устроились, и цари им покровительствовали, им это не нравилось. Пророки выступали против Иеремии. И они изучали Священное Писание, находили места, которые доказывали, что Иеремия неправду говорит. И поэтому Иеремии трудно приходилось совершать свое служение. Когда мы подходим, где-то, ко второй части книги, мы обнаруживаем его в темнице, потом в зловонной яме. Вот где его место – так решили, так решил царь, так решили пророки, так решили священники : «Вот твое место, там, чтоб ты больше не пророчествовал нам, и чтоб не смущал народ, и чтобы не говорил, в каком мы состоянии находимся. Надо говорить только то, что нравится, чтоб нам приятно было».

Ему совершенно не выгодно такую весть проповедовать. Единственное объяснение, почему он продолжает, потому что это – истина. Потому что это то, что Господь ему повелел проповедовать. И он не смотрел ни на обстоятельства, ни на людей, ни на царей. Для него единственным авторитетом оставался Господь. Все доктрины, которые воздвигали в то время пророки и священники о том, что мы в безопасности, потому что мы в церкви Божией, ничего не значат. Почему? По той же причине, о которой говорил Исайя пророк: «Вы говорите: храм, вы говорите: жертвы, Мне это уже порядком надоело.

Я ненавижу это» — говорит Господь.

Только теперь через Иеремию Он говорит в других словах и в других образах, но то же самое: «Вы надеетесь на жертвы» — говорит Исайя, «вы надеетесь на храм» — говорит Иеремия. А надеяться надо на Господа и повиноваться Ему нужно. Господь всеми средствами хочет донести до нас вечную истину – это вечная истина, если хотите. Это вечное евангелие, если хотите. Это трехангельская весть, если хотите. Что это значит? — «Бойся Бога». Слышите трехангельскую весть: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу»? А Екклесиаст что пишет? — «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай» — это не то же самое? «И поклонитесь сотворившему небо и землю» — это не то же самое?

А Иеремия что говорит? « Что вы надеетесь на эти камни . Убойтесь Бога и повинуйтесь Ему. Он сейчас повелевает вам идти в Вавилон. Повинуйтесь Ему. Но наступит день, когда вы услышите другую весть, следующую: «Пал Вавилон». Это будет следующая весть.

Знаете, трехангельская весть не появилась в книге Откровения вдруг. Трехангельская весть, она уже давно звучит через века, потому что проблемы те же, потому что пороки те же, потому что у беззакония та же природа, такой же характер. Потому что отец – один, отец всякой неправды и всякой лжи. Вот, потому Господь одну и ту же весть проповедовал во все века: «Убойтесь Бога, воздайте Ему славу».

Проходит время. Сбылось то, что Иеремия предсказывал. На его глазах те пророки, которые с ним соперничали в слове, были посрамлены. Вавилоняне пришли, сделали то, о чем говорил Иеремия: разрушили Иерусалим, храм сожгли — остались груды развалин, — увели всех в плен. Что вы думаете, кого увели? Всех увели, но некоторые остались. Оставили они простых людей, бедных, несчастных. И кого еще оставили? Иеремию тоже.

Ну, а какой он был? — в яме, зачем его туда вести. Они взяли Вавилоняне кого? Знатных – Даниила, Седраха, Мисаха и Авденаго. Но, это раньше было. Осталась эта горстка людей. Господь предвидел, Он оставил Своего пророка здесь, с ними. Там есть Даниил, там есть Иезекииль. А тут? Он любит этих людей тоже, Иеремию оставляет здесь. Но эти люди, вы думаете, поняли что-то? Приходят к Иеремии и говорят: «Спроси у Господа, что нам дальше делать – в этой разрухе жить или, может быть, в Египет податься? Все-таки, Египет – еще сильная держава, может, мы там спасемся?». Иеремия говорит: «Хорошо, я спрошу у Господа, что делать?». Они говорят: «Спроси, спроси, мы сделаем все, что скажет Господь, ты вопроси у Господа». Десять дней проходят. Иеремия говорит: «Господь мне ответил. И вот что он мне ответил: «не ходите в Египет, оставайтесь здесь. Пойдете в Египет, погибнете все, здесь оставайтесь, здесь безопасно». Что они говорят? «Мы пойдем, и ты пойдешь с нами». Вы понимаете? Берут его насильно, Иеремию, и ведут его в Египет. Поселяются в Египте. И он продолжает им проповедовать. Говорит: «Придут сюда Вавилоняне. Спасутся только те, кто сбегут отсюда».

Хорошее время. Хотели бы быть на месте Иеремии? Как вам нравится миссия пророка? Представляете себе, Господь говорит: «А Я предвидел, ты подходящая кандидатура для такой миссии, ты хорошо справишься с этим». Вы заметили, что заканчивается книга Иеремии разрушением Иерусалима и храма. Но в Египет они ушли позже. Тут, книга Иеремии, как и многие книги Священного Писания, не в хронологическом порядке написана. Потому что это проповедь. Чем заканчивается?

В девятый день, четвертого месяца пролом в стене сделали Вавилоняне, и всѐ. Что это значило? И до сих пор этот день помнят. И у этой стены вспоминают плачущего пророка Иеремию. Стена плача — у них есть. И в десятый день, пятого месяца сожгли храм, и увели из Иерусалима всех жителей его. Остались то тут, то там – маленькие группки людей среди развалин.

И после этого следует маленькая книга того же пророка «Плач Иеремии». Знаете, зачем «плач Иеремии» нужна? Господь научил нас смеяться, Господь научил нас жить, праздновать субботу, строить стену, строить храм, воспитывать детей, чему еще не научил? Плакать надо научиться. Вы видели, как плачут дети в магазине, например, видели? Вы знаете, мама всегда хорошо чувствует, как это он плачет. Он еще маленький, в кроватке, он ходить не может, говорить не может, а плачет. И мама знает, надо идти к нему, или, может быть обойдется. Потому что иногда он плачет, и в этом плаче — «мне плохо, и ты в этом виноват». Вот что значит.

Иногда так люди плачут – и взрослые и дети: «мне плохо, и виноват ты, и все виноваты, мне очень плохо».

Бывает плач другой — «мне плохо, я ничего знать не хочу, и, вообще, больше ничего не хочу, и жить больше не хочу».

Есть еще один вид плача – «мне плохо, не знаю, кто виноват, но иду к Тебе».

Заметили разницу? Господь хотел бы научить нас и плакать, потому что, как сказал Екклесиаст, «всему свое время – время строить, а разрушать». Вот, Иеремия и занимался разрушением, чтобы потом построить. «Время собирать камни, и время разбрасывать камни, время радоваться, а время и плакать». И вы знаете, Господь может прославиться как в нашей радости, так и в нашей печали тоже. И если вы посмотрите в Священном Писании, многие плакали. Иногда этот плач был оскорблением для Бога, а иногда этот плач был приятным благоуханием для Бога.

И часто тот, кто плакал, получал благословение. Бог хотел бы нас чему-то и в печали научить. Понимаете, что произошло, когда они вернулись из плена. Они уже многому научились во дни Ездры и Неемии. Они, когда восстанавливали эти стены разрушенные здесь, собирали камни . И когда, помните, посвящали храм, радовались. А некоторые – написано — и плакали. И тема этого плача была такой: «Господи, мы виноваты, нам плохо, но мы вернулись к Тебе. Мы пришли к этим стенам, потому что, куда нам идти. Мы не смеем, глаза к небу поднять, потому что знаем, в чем причина. Мы знаем конкретно, в чем причина. Мы полистали нашу историю, посчитали нашу родословную, мы посмотрели на наших детей, мы послушали наши речи, и мы поняли, в чем причина. Тут многое нужно восстановить. Восстановить поколения — родословные, восстановить стены — камни собрать. Восстановить богословие – субботу. Восстановить семьи наши – жен, детей отправить. Нам столько нужно отремонтировать, кроме храма. Когда мы берем эти камни и кладем на положенное место, мы не можем не думать: что, а мы-то не на месте. Мы собираем все, что разрушено с годами, ком к горлу подкатывает. Но, что нам сказать, Господи? Мы виноваты. И мы пришли к Тебе».И когда мы научимся правильно плакать, тогда мы научимся и радоваться правильно и смеяться. Потому мудрый Соломон написал, что «вообще-то, надо бы сначала в дом печали» – больше пользы. И тогда радость ваша будет совершенна.

Вот об этом пророчества плачущего пророка. Книга Иеремии – это жизнь, где вы не видели его слез. А книга «Плач » — это руководство к действию, пока, к сожалению, на этой земле. Гораздо приятнее плакать, понимая, где ошибку допустил, чем плакать и обвинять всех и всѐ вокруг.

Мы начинали нашу историю с плача неправильного, в Едеме, где говорили: «Господи, мне плохо, и Ты, наверное, в этом виноват». Но, теперь мы подошли к тому моменту, где Господь говорит: «давайте, мы научимся плакать, и что-то в нашей жизни произойдет». И в этом Господь тоже может быть прославлен. Так что не бойтесь слез – они сменятся на радость. Об этом говорил Иисус, когда пришел: «Блаженны плачущие», только правильно плачущие. И нам книгу оставил. Он заботится о каждой грани нашей жизни. Слава ему за это. Аминь!