Бытие: Что такое грех?

В чем преимущество чтения по книгам, вот так целиком? В том, что вы, когда начинаете читать, обычно, когда мы читаем Библию, прочитали первую главу, на следующий день вторую, через неделю третью, пока дошли до пятидесятой, вы уже забыли начало, но, когда вы читаете залпом, у вас еще свежо в памяти начало, и вы доходите до конца. Может быть, вы не сможете остановиться на каких-то деталях, но на это будет время. Вообще, я считаю, что первое чтение Библии такое должно быть. Когда вы читаете Библию, надо учитывать, что это древняя книга, а язык – это дело живое, постоянно меняется. Вы вспомните, как говорили 20-30 лет тому назад? А что говорить – 4000 лет плюс перевод? И вот поэтому, мы когда открываем Священное Писание, сразу сталкиваемся с каким-то непривычным языком, как мы сейчас говорим, хотя бы: «ибо», «посему», – вы не используете это слово, а оно есть, вы его понимаете, но когда читаете, устаете, и кажется, что непонятно. Так вот, это нужно преодолеть в первом чтении, чтоб у вас было общее представление, о чем же эта книга, имея ввиду, когда говорю прочитайте Книгу Бытие. Это не значит, что вы должны остановиться на каждом стихе, на каждой мысли, на каждом предложении, на каждой главе, на каждой истории и всё для себя уяснить, чтобы у вас была полная картина этой книги. В чем преимущество такого чтения? Я бы сравнил это с тем, как мы ориентируемся в новом городе. Когда вы попадаете в незнакомый город, что вы делаете? Надо, ну, куда-то проехать, кого-то найти, что вы делаете? Есть карта города. Лучший вариант — приобрести такую карту. И вы посмотрели, вы сориентировались, как туда добраться. А что было бы, если б вас высадили на краю Екатеринбурга, дали вам адрес какой-то, и добирайся, как знаешь, а города не знаешь? Что будете делать? Из дома в дом спрашивать? Да, между прочим так многие люди и поступают в отношении Священного Писания. Их на обочине высаживают и он идёт спрашивает: заходит в одну церковь, в другую, там не понравилось, оттуда ушел, оттуда выгнали в другую, из другой – выгнали. Говорит: «надо всё испытать». Это лучше, чем ничего вообще-то, но не самое лучшее. Как-то, один из ветхозаветных пророков сказал, я его высказывание почему-то представляю, что он сказал с вздохом каким-то:

«Гибнет народ мой из-за недостатка ведения»(Ос.4,6).

Не видит вот этого всего, всей картины, и гибнет, скитается из дома в дом, по улицам, по перекресткам, по изгородям, всю жизнь, и ничего не находит. А это так просто: Бог оставил ориентир. Да, может быть, не сразу всё поймешь, и Бог и не требует, и не торопит нас никуда. Знаете, почему? В Библии написано:

«Не медлит Господь, но долготерпит, не желая, чтобы кто погиб, чтобы все спаслись». К большому сожалению, многие годами ходят в церковь, ни разу Библию, не прочитав от начала до конца. Даже в нашу церковь адвентистскую. Вы понимаете, это не возможно, это не недопустимо? Если тут есть кто-то, кто ни разу не прочитал Библию от начала до конца, бегите домой и быстро читайте от начала и до конца. Это не недопустимо! Вы не можете называться христианином, не зная, что Господь нам написал . Вы знаете, если бы люди читали всю Библию так, как она написана, я убежден, что была бы одна христианская церковь. Если бы люди читали честно Библию так, как она написана, была бы одна христианская церковь. Именно по той причине, что одни говорят: «а, Ветхий Завет это для евреев», всё, уже поделились. «Новый Завет, ну, Псалтирь – это хорошая книга. Давайте ещё добавим Новый Завет и Псалтирь. О, давайте ещё добавим Притчи. А кто-то говорит: «а, этого мало, нужно Новый и Ветхий Завет, и ещё нужно несколько книг туда добавить, и ещё какие-то предания давайте добавим. И между прочим читают больше предания, чем Священное Писание. Как читать? Книга Бытие. Вы знаете на чем, чаще всего претыкаются люди, когда читают? И иногда даже не отдают себе отчет, почему они прекратили читать? Открывают Книгу Бытие, читают первую главу – интересно, первая глава – это интересно – описание творения. Вторая глава – тоже интересно, но когда доходят до третьей главы. Почему? Потому что в третьей главе мы видим: Адам и Ева посматривают в сторону дерева познания добра и зла, а Господь им сказал:

– Даже не приближайтесь, даже в ту сторону не смотрите, там опасность, не прикасайтесь к этому дереву, не срывайте плодов этого дерева, не вкушайте, вкусишь – умрёшь.

Как вы вообще-то на это смотрите? Не прикасайся – умрёшь. Представьте себе, что, вы бы так своих детей воспитывали: там банка с вареньем, но прикоснёшься… Как вам нравится? Вы можете себе представить, вы проходите мимо какого-то дома и слышите, папа построил своих детей, такие заповеди им читает. Что вы скажете об этой семье? Но вы понимаете, что этот вопрос чаще всего христиане игнорируют, заглушают. Задавили, заглушили, а, ну, если Бог сказал: «умрёшь», значит, так надо, всё хорошо. Ну, вообще-то, мы не приемлем этого:

– Как за плод? Так сурово? Ну, подумаешь, сорвала плод, и всё?

А, между прочим, умерли? Вот, пожалуйста, Бог сказал: «умрёшь». Не умерли. Сатана сказал что? Не умрёшь. Ну, как вам? Кто правду сказал? Нельзя такие вопросы задавать. Вы знаете, как правило, христиане заглушают эти вопросы и говорят:

– Не, не, не, не. Нельзя! Бог знает, ты что! Священное Писание – нельзя такие вопросы задавать Богу.

Нельзя? Всё зависит от того, каким Бога знаете. Всё зависит от того, каким Бога представляете. А что будет, если вы зададите этот вопрос? Нельзя? Что будет? Умрёшь. Вы понимаете, многие христиане, тут же для себя решили:

– Тшшш, молчи, вопросов не задавай лишних, живешь – живи, тихонечко себе.

Так друзья Иова, помните? Иов говорит:

– Господи, я к Тебе. У меня много вопросов.

– А друзья Иова говорят: «тшшш, ты куда? Ты что делаешь? Одумайся! Вот оказывается, почему ты весь в проказе! Ты наверное, давно так порываешься к Богу? Много уже успел вопросов задавал, да?

Можно задавать вопросы? Вы знаете, почему Господь оставил нам Священное Писание? А я дальше читаю, Господь говорит через пророка:

«Тогда придите и рассудим, если будут грехи ваши, как багряное…». А что это значит «рассудим»?

Это я с Богом буду рассуждать. Это как? Я согрешил, и я прихожу к Богу и говорю:

– Ну, я тут, думаю, что я не согрешил.

– Бог говорит: ну, как это не согрешил?

И мы рассуждаем. Понимаете? Как вы себе такое представляете? Вы знаете, многие христиане говорят:

– Нет, вы что! С Богом так не разговаривают.

Сейчас уже не разговаривают так, к сожалению. А вначале не было так. Адам каждый вечер встречался с Отцом Небесным, со своим Творцом, и задавал Ему массу вопросов, много вопросов, и Бог советовал ему, объяснял. До тех пор, пока не случилась трагедия. Трагедия? Подумаешь, сорвала плод! Понимаете, вот это дисгармония, которой мы не понимаем на самых первый страницах Священного Писания, из самых первых страниц, мы не понимаем, и мы, либо заглушаем эти вопросы, которые, если мы их не заглушим, но позволим им звучать, мы услышим ответ. Всё зависит, каким мы Бога представляем. Как читать Библию? Для того чтобы понимать, особенно Книгу Бытие, нужно читать в контексте вселенной. Это многое меняет. Как вы себе представляете, Бог для чего в центре сада произрастил дерево познания добра и зла? Что это было: экзамен, испытание? Чем это дерево было для Адама и Евы? Всё это правильно, если в контексте нашей земли, в узком, и неправильно, если в контексте вселенной. Вы знаете, что такое дерево познания добра и зла в контексте вселенной? Это защита, это спасение. Понимаете, почему? Если мы не видим того, что произошло во вселенной, восстание дьявола, то для нас дерево познания добра и зла – это действительно экзамен, тест. Меня послушают или его послушают? Но если мы учитываем контекст более широкий – это защита. Что произошло на небе? Восстание. Люцифер восстал против Бога. И что он говорит?

– Всё небо моё! Я сейчас буду распространять свои идеи среди ангелов.

Что Бог говорит?

– Нет, тебя нужно изолировать.

– Куда?

– На землю.

– Вся земля моя!

– Нет, не так скоро. И там мы тебя привяжем.

Бог насаждает рай, помещает там человека, что говорит Адаму? Кто хозяин?

– Адам, ты хозяин! (в первой главе). Вся земля твоя, все звери твои, сад твой – это твой дом, смотри, будь хозяином. Единственное, что – у тебя квартирант там есть. Но заметь, он дальше дерева не может выйти, не ходи к нему, решится это проблема. Это очень опасно! Но Я обезопасил это настолько, насколько это было возможно.

Понимаете, что произошло? Библия интересно написана. Смотрите: первая, вторая, третья глава сначала, и вы видите сатану связанного у дерева. Хотите увидеть с конца? Книга Откровение: последняя глава, предпоследняя и третья с конца, что там? Опять вы видите его же привязанного, и он ничего не может сделать. Библия очень красиво написана! Это еврейский стиль написания Библии. Это как зеркальное отражение, как будто посредине граница, и вы видите зеркальное отражение в концах Священного Писания. Первые две главы Священного Писания – небо и земля, на которых нет греха. Последние две главы Священного Писания – небо и земля, на которых нет греха. А посредине? Посредине – страх и ужас, что произошло в результате греха. И знаете почему? Тот, кто был поставлен хозяином этой земли, повел себя не как хозяин, и добровольно отдал свои полномочия. Вы понимаете, дерево познания добра и зла – это что: тест, экзамен?

Если в контексте узком нашей земли, то – да, Бог решил проверить, как Адам послушает Его или нет. Но если в широком контексте, то вы видите, что это – защита, и сатана не мог и шага сделать без Адама, и без позволения Божьего. Он был привязан. Как-то мы разговаривали о детях: как воспитывать детей? Знаете, есть проблема такая, когда дети маленькие в доме, опасные вещи там – нож, спички: прятать от детей или нет? И вот, мы разговаривали, что лучше: прятать или не прятать? А мы не подозревали, что нас слышат дети. Но в нашем разговоре мы склонялись к тому, что лучше не прятать, потому что их всё равно нужно учить, все равно, рано или поздно, он найдёт не в моем доме, где-то что-то опасное, его нужно учить. И вы знаете, Светочка заходит, и говорит:

– Правильно, Бог же тоже дерево не спрятал, а в центре сада посадил.

Никогда об этом не задумывались! А ведь точно, Бог не спрятал где-то в углу, а в центре. Знаете почему? Бог, если делает что-то, Он делает это открыто и объясняет. Если есть какая-то опасность, Он предупреждает, объясняет, что будет, чтоб мы не просто слепо повиновались, а понимали. Понимаете, почему Он Священное Писание нам оставил? Если бы Он был другим Богом, с другим характером, Он бы нам не такое Священное Писание оставил. Вы заметили, что Ветхий Завет – это рассказы? Это истории, рассказы. Вы знаете, если бы Бог ожидал от нас слепого повиновения, Библия была бы совершенно по-другому написана. Она бы состояла из пунктов: как ходить, как улыбаться, как разговаривать, куда не ходить, что делать, что не делать, какие слова произносить, какие нет. Но тут большинство рассказы, особенно Ветхий Завет. Зачем нам эти рассказы? А вы знаете, что эти рассказы, они формируют в нас личность, мы сами должны решать, что делать. Но чтобы нас научить жизни, Он нас учит через рассказы.

Вернемся сюда в Книгу Бытие. Бог говорит: «в день, в который вкусишь – умрешь». Это правда? И вы читаете, в тот день когда они вкусили, что произошло? Вы подумайте, что слышал Адам и Ева? Почему нельзя подходить туда, к дереву? Представьте себе, Господь говорит:

– Адам и Ева, Я вам должен что-то сказать. Я должен вас предупредить. Тут всё хорошо, весьма хорошо. То, что Я для вас сделал – лучшего придумать нельзя. Есть только одно, одна опасность – дерево, не подходите, иначе – смерть.

Представьте себе Адам и Ева, что это для них значит «умрете»?

– Господи, а что Ты имеешь ввиду? Это что такое смерть?

Вы представляете себе, человек, который никогда не чувствовал, не то что смерти не видел, он не испытывал ничего плохого, он боли не испытывал никогда, он никогда не кашлял даже, у него голова не болела, он даже усталости болезненной не испытывал, это был совершенный человек. Что он слышит? Бог говорит: «вы умрете».

– Боже, а что это «умрете»?

– Ну, это плохо. Как вам объяснить? Смерть – это всё, это конец.

– А как это плохо?

– Будет больно.

– А как это больно?

Как вы объясните человеку, который ничего плохого никогда не испытывал, и смерти не видел, что такое смерть? Как вы объясните? И что тогда?

– Поверьте просто, что не надо туда подходить. Я вас прошу. Просто поверьте. Я не могу вам объяснить, и хотел бы, чтоб вы никогда и не узнали, что это такое.

Представляете? И теперь, Ева сорвала плод, съела, принесла Адаму, и он вкусил, и что дальше? Бог сказал: «умрете».

– Я не понимаю, что это такое. Что же сейчас со мной произойдет? Сейчас мы начнем умирать.

Правда? Вы понимаете, почему они почувствовали, что наги? Они внимательно следили, что с ними сейчас будет происходить. И единственное, что они ощутили и поняли, что наги. И Бог говорит:

– Адам, где ты? Что случилось?

А Бог не знал? Бог не знал, что случилось и не знал где Адам? Почему Он задает вопросы? Адам не знал, что случилось.

– Адам, что случилось? Как ты себя чувствуешь?

– Господи, неважно.

– То есть плохо, ты уже знаешь, что такое плохо, да?

– Наверное. Ты говоришь: «умрете», мы наверное, умерли уже.

– Что вы чувствуете?

– Ну, нам, стыдно как-то, нам неудобно, неловко.

– Знаете что, давайте Я вас лучше одену. Адам, приведи сюда ягненка.

Тут не написано, но я почему-то верю, что Адам убил ягненка по Божьему повелению.

– Мы сейчас одежду для вас изготовим.

Это была первая жертва.

– Господи, а что с нами происходило? Мы умерли уже?

– Нет, это еще не смерть.

И теперь Адам убивал первое животное.

– Господи, вот это смерть?

– Ну, почти. Это уже ближе к тому. Это уже почти смерть.

Они оделись.

– Ну как, сейчас вы чувствуете себя лучше?

– Гораздо лучше.

– Ну, а теперь послушайте, Мне нужно вам что-то сказать: так как вы не послушались, вам придется отсюда переехать, будете жить вон там. Выходите из сада. Вам нужно будет много трудиться. Адам, ты будешь в поте лица своего добывать хлеб. Ева, у тебя будут дети, очень трудно это тебе достанется.

И вот, у них родился Каин и Авель. Однажды, уже поздно вечером, Адам и Ева ждут своих сыновей, никто не приходит. Они обычно приходили в это время, но ни один, ни другой не приходят. Начали искать.

– Каин! Авель! Каин! Авель!

Пошли на участок, на котором Каин трудился; пошли туда, где Авель пас стада свои, и вдруг Ева видит, – Авель лежит. Она подходит к нему:

– Авель, вставай! Авель!

Но Авель не отвечал.

– Что это такое? Что случилось? Наверное, это смерть.

Вы понимаете, чтобы понял Адам и Ева, если бы они умерли в тот же день, как Бог и сказал? Вкусил, мгновение, смерть. Что понял? Ничего не понял. Вы знаете, что там произошло? Знаете, почему они не умерли в тот же день, хотя должны были умереть? В третей главе косвенно об этом сказано. Появился Тот, Кто занял их место, но это будет чуточку позже. Ева нашла Авеля, бездыханное тело, но это еще не смерть, о которой говорил Господь. То, что произошло в саду Едемском, имеет куда более тяжкие последствия. И пройдет время, Господь всех жителей земли приведет к Голгофе, и скажет:

– Теперь смотрите, вот что значит «умрете». Вот что должно было произойти тогда в Едеме. Вот Кто взял наказание на Себя. Потому что, если б вы умерли, ничего бы не поняли. И мы бы с вами тоже ничего не поняли, да нас бы не было. А так, у нас есть возможность хоть что-то понять.

Знаете, о чем Книга Бытие? Книга Бытие о том, что такое грех? Потому что самый первый вопрос, который не дает нам покоя, это – что такое грех?

– Неужели вот это, вот этот плод сорвать это грех? Это так страшно?

Бог говорит: «Нельзя»

– Подумаешь, я сегодня согрешил, а завтра я захочу, не согрешу.

Правда? Вы знаете, Книга Бытие как раз говорит о том, что это не так. Неправда. Что такое смерть, и что такое грех? Потому что Господь сказал: «В день, в который вкусишь – умрешь».

– Неужели за такой проступок – смерть? Неужели это так страшно? Что ты сделал плохое, неужели, нельзя простить? И всё забыли, завтра я уже хороший.

Хороший? Вы знаете, грех – это больше, чем мы себе представляем. Посмотрите, что произошло с Адамом и Евой. Они сорвали этот плод, не это самое страшное, самое страшное позже будет. Когда Бог спрашивает:

– Адам, что произошло?

А Адам спрятался. И что говорит?

– Это Ева.

А Ева что говорит? А что они не могли прийти, просто сказать:

–Господи, прости, вот так получилось. Прости нас.

И вообще, что было бы, если бы они пришли бы? Если бы они пришли и сказали:

– Господи, мы согрешили. Прости, уже больше не будем.

Что было бы? Простил бы Бог? Да? Точно? Откуда знаете? Кто считает, что простил бы? Так, кто считает, что нет? Ну, больше, что простил бы. Вы знаете, простил бы. Вы знаете, где проблема? Они не могли прийти. Потому что грех – это больше чем просто действие. Грех – это не просто действие, это – болезнь. Смотрите, в Священном Писании дальше что происходит, как Бог объясняет, что такое грех. Он сравнивает с болезнью. И с какой болезнью? Болезнь – проказа, это символ греха. Проказа – это такое дело, что вы не чувствуете, боли не чувствуете, но вы смертельно больны. Грех – это что-то подобное. Грех – это страшная болезнь, и вы не можете уже прийти, и вы не в состоянии даже просить прощение, вы в состоянии только убегать, только обвинять, испорченные отношения и всё. Грех – это страшное дело. Нам кажется, что я сегодня обманул, завтра уже, вот захочу, не обману. Это кажется так. Сегодня обманул, завтра ещё легче, после завтра ещё легче, сегодня украл, завтра еще легче. Посмотрите, грех – это страшная болезнь. И вся проблема в том, что они не могли прийти. Если бы они могли прийти, вы думаете, проблема для Бога была простить? А даже если они не пришли. А как вы думаете, вообще Бог простил их? Простил. А почему мы страдаем? Вы понимаете, что грех – это не просто проступок. Если бы просто проступок, просто действие какое-то, то Бог сказал бы:

– Ну, Я вас прощаю, живите.

А я уже жить не могу, потому что я пожинаю последствия, потому что я уже смертельно болен, я уже не могу в глаза смотреть, я прячусь, мне стыдно. Грех – это страшная болезнь. И вся Книга Бытие о том, что такое грех, и грех ведет к смерти. Когда мы читаем Новый Завет, вся Книга Бытие в одном стихе: «Ибо, возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Это Книга Бытие в Новом Завете. Но Ветхий Завет не так написан. Это множество историй. В начале вы видите, что трагедия произошла в Едеме. Адам и Ева еще не осознают масштабов этой трагедии, и мы не осознаем это до конца. Но Бог говорит: это очень страшно, это очень серьезно.

– Вы все потеряли. Всё. Буквально всё потеряли. Во-первых, вы потеряли землю, добровольно отдали. Адам, ты отдал землю, ты – бездомный. У тебя ничего нет! Ты всё потерял. Ты был здесь владыкой, а сейчас ты – никто. Надо что-то делать. Надо опять это всё возвращать.

– Как?

– Грех разрушил отношения. Ты видишь, мы встречались с тобой каждый вечер? А сейчас ты прячешься, убегаешь от Меня. Грех испортил отношения. Не только с Богом, ты потерял отношения с женой. Раньше Я от вас никогда таких не слышал обвинений, а сейчас что случилось, Адам? Ты понимаешь, что произошло? Грех испортил отношения между людьми, и между людьми и Богом. Смотри на своих детей. Смотри, что твои дети творят? Понимаешь, что такое грех? Если бы это просто проступок, Адам, Я давно бы сказал бы: «забыли, поехали дальше». Но ты понимаешь, что грех – это больше, чем просто действие? Это состояние, состояние страшной болезни. И что будем делать? И эта болезнь приведет к смерти. Ты еще до конца не осознаёшь, давай, послушай множество историй – Книга Бытие.

Теперь Бог говорит:

– Сейчас мы начнем решать эту проблему. Ной, Я хочу решить проблему. Авраам, выходи, Я начну восстанавливать. Выходи, Я тебе дам землю.

Слышите?

– Авраам, Я тебе верну отношения. Ты будешь благословенным.

А что это значит?

– Это наши отношения с тобой будут, как когда-то! Авраам, и ты будешь в благословение всем народам!

Читайте 12 главу.

– У тебя будут хорошие отношения с людьми!

Понимаете, что Господь планирует сделать? Он обещает, говорит:

– Все вернется, землю получишь, отношения получишь, вернутся отношения и земля, всё, что ты потерял.

Помните, когда Господь пригласил Адама и Еву после их проступка, и говорит:

– Ева, у тебя будут дети, и один из твоих потомков решит эту проблему, спасет.

Сегодня родители думают, что Бог им дал детей, чтоб они детей воспитывали. Бог дал нам детей, чтобы нас воспитать. Понимаете? А потом нашим детям даст детей, чтобы их воспитать. Енох, знаете, когда начал понимать Бога? Когда у него родился сын. Он начал понимать отношения между отцом и сыном, он начал понимать Бога. И теперь, Бог говорит:

– Авраам, у тебя будет большое потомство!

И вы знаете, начинается Книга Бытие. Дети есть? Каждая женщина в Книге Бытие неплодна. Это самая большая проблема – нет детей. У Сарры нет детей, у Ревекки нет детей, у всех нет детей, у всех проблемы. У Рахили нет детей. Понимаете?

– Хорошо, может землю Боже, вернешь?

Земля. Ходит Авраам: то в Египет, то к филистимлянам, то по Палестине. Есть земля? Может быть земля есть? Есть земля. Вы знаете, Книга Бытие – интересная книга. Вот это – Ветхий завет, видите, Новый завет намного меньше. Ветхий Завет охватывает сколько лет? Да? Описывает 4000 лет. Тут 39 книг. А сколько в Книге Бытие лет? 2500 лет. Вот Книга Бытие – 50 глав всего лишь. А вот оставшийся Ветхий Завет, видите? Тут 4000 лет. Вот сколько в Книге Бытие лет? 2500 лет. Исход где-то 1500 лет. А тут сколько? 1500 лет. Понимаете, где дефицитнее место? Квадратный сантиметр – рекламу давали? Сколько стоит квадратный сантиметр рекламы? Где дефицитнее место: в Книге Бытие или в любой другой книге Ветхого Завета? Или в любой другой книге Библии, вообще? Никакая другая книга не охватывает такой период. Понимаете? Значит, как будет тут написано всё это? В 50 главах 2500 лет как вместить? Кратко. Вы знаете, что там происходит? Одна глава – удивительная глава! В самом центре Книги Бытие, вдруг, подробнейшее описание – Авраам сделку производит. Авраам решил, что ему наконец-то участок надо приобрести, купить. И помните… Дома почитаете. Присмотрел он там участок, и говорит хозяину:

– Я хочу у тебя купить этот участок.

Но этот человек говорит:

– Авраам, я тебе его дарю.

– Нет, Авраам говорит, я его купить должен. Я покупаю у тебя землю.

Ну, и там всё подробно описано, целая глава, одна из пятидесяти. Вы можете себе представить, сколько часов они там торговались? 2500 лет в 50 главах и каких-то два часа, пока они там покупают землю, одна пятидесятая. Надо бы 50 лет хотя бы вместить. Да? Вы представляете себе, почему в этой книге целая глава посвящена и чему? Авраам покупает землю, но не земля в центре внимания. Вы понимаете, что он там купил? Что он купил себе? Что он себе купил? Могилу купил. Понимаете, что это значит? Книга Бытие удивительно написана. Бог не просто говорит, «возмездие за грех – смерть», Он показывает. Говорит:

– Смотрите внимательно, что делает Авраам. Смотрите, чем это всё закончится.

Это центр Книги Бытие, кульминация Книги Бытие. Хотите увидеть, как вся Книга Бытие выглядит? Послушайте, что звучит, когда читаем первую главу. Бог описывает как Он творил землю. В конце каждого дня, Господь, как бы отходит назад, и смотрит, говорит:

– Отлично! Хорошо весьма. Я доволен.

Но там не всё написано. Когда вы Книгу Иова откроете, там Господь вспоминает, как Он творил землю, и говорит:

– Иов, ты помнишь, как Я землю творил? Когда Я полагал основание земли, и когда все сыны Божии восклицали от радости.

Что это значит? Вы понимаете, что тогда происходило? Не только Бог говорил «весьма хорошо». Бог смотрел на дела Своих рук и говорит: «Весьма хорошо!», а всё небо, как эхом подтверждало, прекраснейшая музыка оттуда доносилась, всё небо оглашалось звуками хвалы и

восхищением. Все небо, вся вселенная радуется. А теперь, откройте 50 главу, последнюю:

«Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля».

Это начинается глава так. А вот заканчивается 50 глава:

«И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте».

Это великая глава бальзамирований 50 глава. А в центре главы хотите услышать, вот тут слышно:

«И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал [Иосиф] плач по отце своем семь дней». Слышите? Там семь дней и тут семь дней, начало и конец.

«И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горенгаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане».

Слышите? Слышали, как начинается Бытие и как заканчивается? Что в начале слышите? Какое впечатление, какие звуки? Какая картина? И что в конце? И какой вопрос остро встал в самом начале нашего чтения? И это грех? Да, это грех. Книга Бытие о том, что такое грех. И ответ не только в словах. Господь использует все средства, чтобы достучаться до нас: чтобы мы увидели, чтобы мы услышали, чтобы мы ощутили, чтобы эта истина ожила перед нами. Это живая книга, это не сухая книга – что делать, что не делать, куда пойти. Это намного больше, чем многие себе представляют. Вот почему ее надо читать так, как она написана. Только так мы сможем сделать правильный выбор и правильное решение. Пусть Господь поможет нам в этом. Аминь.