Ионы: Спасение пророка

Давайте откроем эту маленькую книгу (всего 4-е главы), с самого начала книги пророка Ионы, и будем читать: «Было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: «Встань, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня».

Ну, эта книга, наверное, известна всем, даже тем, кто очень слабо знаком со Священным Писанием. Если бы кого-то спросить, о чем книга Михея, думаю, что сложнее было бы ответить. А если спросить о чем книга Ионы, наверное, из малых пророков, а может и не только из малых, эта самая известная история в Ветхом Завете. Ну, из малых пророков это точно. Если какие-то истории, может, еще и лучше люди знают, так это истории из книги Бытие, может быть какие-то истории из книги Судей. А из пророческих книг ярче, известнее, чем история, записанная в этой маленькой книге Ионы, наверное, не найти.

Ну, и понятно почему – это необычное событие, которое произошло в жизни пророка. Иона писал. Это одна история. Ее не сложно запомнить эту книгу. Потому что все, все что происходит, происходит вокруг яркой истории из жизни пророка. Сложнее запомнить те книги, где просто Господь дает какие-то указания через Своих пророков, или сообщает о чем-то, что должно произойти. Для тех людей это было ярким. Для нас время прошло, мы не знаем истории, нам нужно поднимать какие-то главы из книг Царств, чтобы оживить эти картины из пророческих книг.

Но, в книге пророка Ионы — вот она тем и отличается эта книга из всех малых пророков, что тут же и исторический контекст. Нам не нужно открывать какую-то дополнительную литературу, чтобы узнать, почему Иона так сказал и почему Бог дал ему такое повеление. Тут вся история. И нам сразу ясно, почему Господь так говорит, или почему Иона так реагирует. Потому что тут история. И в этой истории мы видим, ясно видим все обстоятельства, которые нам помогают понять суть вести: «Было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: «Встань, иди в Ниневию».

Об Ионе упоминается в книгах Ветхого Завета только один раз. Вы сможете найти в исторических книгах упоминание в книгах Царств об Ионе пророке. Одно упоминание. И все — нам больше ничего о нем не известно. Есть интересное предание раввинов. Еврейские учителя верили, считали — я не знаю, откуда — как это, ну, и них сохранялась родословная. Потому этому можно верить.

Но, такое интересное предание дошло до нас, что Иона был сыном той женщины, у которой останавливался Илия пророк. Помните? Который умер и Илия его воскресил.

Раввины считали, что Иона и был тем сыном. Он уже однажды воскрес, если это так. Сейчас еще раз к жизни возвратится. Если это так, то это очень интересно. Вы представляете?

У нас в Библии этих сведений нигде нет. Мы можем принять это, можем не принять. Но, если это так, то представляете, какая история у этого пророка Божьего? Во-первых, связана с одним из самых сильных пророков Израильского народа, Илией пророком. И теперь, он становится пророком — я бы сказал — самым сильным пророком в плане проповеди, не только Ветхого Завета. Можно сказать, и всей Библии. Знаете почему? Смотрите, где вы слышали, чтобы евангелист пошел проповедовать в какой-то город, и не просто город, а в самый большой на то время город – Ниневию? И когда он проповедовал, в результате проповеди обратился весь город.

У кого такой успех был? Вы знаете кого-то еще из Священного Писания или, может быть, из истории Церкви — Адвентистской или вообще христианской? Где вы найдете такой пример еще один — чтобы один проповедник обратил столько людей? Это уникальный случай. Если и был когда-либо сильный евангелист так это Иона. И не в простом городе. В Библии написано, что Ниневия (вот, во втором стихе) — «Встань, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня». Иона не хотел идти в этот город. Почему? Вы думаете, просто так? Не просто не захотел идти. Он знал, что это за город.

Вообще, ассирийцы прославились в истории своей жестокостью. Ниневия – это был большой город на то время. А Ассирия в то время была самой сильной державой на Востоке и самой жестокой. Когда они шли на войну, они очень жестоко расправлялись с царями, которых покоряли. Историки рассказывают, что у входа в Ниневию возвышались столбы, на которых были натянуты кожи царей, которых победили Ниневитяне. Просто, Они «живьем» снимали кожу с царей и одевали, как трофеи на столбы. Можете себе представить? При въезде в город – ну, сейчас, когда мы въезжаем в Екатеринбург, другой большой город, у нас большие щиты: «вас приветствует город Екатеринбург», да? — вот так приветствовала Ниневия. Как вам нравится? Вы въезжаете – никаких «добро пожаловать», только предупреждение. И вы понимаете, куда не хотел идти с проповедью Иона?

Он не любил ассирийцев и не скрывает этого. И может быть, у него были на то основания.

Может быть, он родных потерял в войне с ассирийцами, кто знает. Но, по крайней мере, Израильтяне уже страдали от ассирийцев. И потому у Ионы были все основания не любить этот народ. И вы представьте себе, Господь обращается к Ионе и говорит- «Встань, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня».

Что делает Иона? Иона 1:3-5 «И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господня. Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул».

Видите картину? Поднимается крепкая буря, сильная буря на море. Естественно, все находящиеся на корабле, забегали, что делать? Надо как-то спасать жизнь, надо что-то делать, чтобы корабль не потонул. Начинается паника. Все – кто молится богу, кто спасает свое имущество. Иона спустился поглубже, подальше от людей, лег и крепко заснул – воистину нечестивым нет мира, а праведник успокаивается в Господе. Да, праведник? Если бы он был праведник, но на этот момент ему стоило задуматься. Где-то в этой панике, вот смотрите – «И пришел к нему начальник корабля». Капитан тоже проверял, может, бегал, пытаясь собраться с мыслями, что делать? Может, просто наводил порядок там. Спотыкается о спящего пророка и говорит: «а ты что тут, ты что спишь? Вставай. Ты что не слышишь, не видишь, корабль гибнет. Встань, воззови к Богу твоему».

Представляете себе? Пророк Божий спит. Языческий, капитан корабля, неверующий человек приходит к Божьему пророку и говорит, «тебе стоило бы помолиться, видишь, все молятся, а ты? Вы можете себе представить, неверующие люди, чтобы верующих призывали к молитве? – «может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем» — это в 6-м стихе. 7-й стих переносит нас уже, видимо, наверх, на палубу корабля: «И сказали друг другу: «пойдем, бросим жребии, чтоб узнать, за кого постигает нас эта беда». Иона, пока его разбудил капитан корабля, он сообразил, что к чему, протирает глаза, выходит на палубу, а там уже жребий бросают «за кого нас постигла эта беда». И только он выходит, жребий и указывает на Иону. 7-й стих – «и бросили жребий и пал жребий на Иону». Вообще, интересный способ, да, определять, кто виноват?

Хотели бы вы так решать все вопросы – жребий бросили, и все ясно? Хотели бы так в Церкви решать на Совете дела? Есть какая-то проблема, жребий бросили. Надо кого-то исключить, жребий бросили, и все. Как вам нравится?

А как так получилось, что жребий указал на Иону? Бог использует такие методы? Откуда знаем? А это не первый раз. В Ветхом Завете мы встречаем такой случай, когда бросают жребий, чтобы узнать какой-то ответ. Помните, Ахана так вычисляли? Часто использовали жребий. Даже в Новом Завете тоже жребий бросают. Выборы устроили – надо двенадцатого из апостолов избрать. Как вам нравится, если бы так сейчас выбирали президента страны – жребий бросили и все, и ты проснулся президентом. Больше шансов было бы. Было более справедливо, нет? А то сейчас всякие технологии, и пошли политические, или выборные технологии. А видите, как просто решал вопрос? Конечно, Бог не сторонник такого метода. Да, Он больше хотел, чтобы мы думали. Но, в таких крайних случаях, если люди так привыкли – вы подумайте, это язычники. Они как знали, так и решали вопросы – ну, что жребий бросим. Тут некогда их воспитывать, тут думать надо, надо спрашивать, надо определять. Жребий – это слепое дело. Может на кого угодно попасть. Но, так они верили, и Бог использовал их веру, чтобы ответить на вопрос, который их волновал. Что вам это говорит о Боге?

И представьте себе, только Иона выходит на палубу, узнают «а, так это ты. Ну-ка, давай сюда, рассказывай, что случилось, ты как здесь оказался». Вот 8-й стих: «Тогда сказали ему: «скажи нам, за кого постигла нас эта беда? Какое твое занятие, и откуда идешь ты? Где твоя страна, и из какого ты народа?». Ну, все – задание есть. Слышите? План – отвечай на этот список вопросов. Да? Что начинает делать Иона?

Слушайте: «И он сказал им: «я – Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». Что он начинает делать? Он проповедует. А он иначе и не может. Понимаете, это был пророк, это его специальность. В любой ситуации он проповедует. И слышите, что говорит? Это был профессионал своего дела. Ему план проповеди набросали – и он тут же. И смотрите — не просто! Ведь, можно было это по-другому сказать, да? «И он сказал им: «я – Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». А почему море и сушу? Можно же было сказать – «я чту Господа, Бога небес, Который сотворил землю и все, что ее наполняет в шесть дней, и в седьмой почил». Можно было так? Или «я поклоняюсь Господу, Творцу всего, Который скоро грядет, чтобы судить мир». Ну, можно так? Или «я проповедую второе пришествие Христа». Можно было так?

Почему море и сушу? Что Он больше ничего не творил? Вы понимаете, Иона был не просто проповедник – дали ему листочек, и он прочитал. Он если говорит, у него каждое слово на своем месте. Сейчас этих людей ничего не интересует, страусы их не интересуют, как в книге Иова, например. Что интересует? Их все, что их интересует — море, когда оно успокоится, и когда они увидят сушу. Вот что их интересует. Иона это прекрасно понимает, он уже подсознательно чувствует, что людям нужно. И потому он начинает свою проповедь сразу, завладев их вниманием: « я чту Господа, Который, между прочим, сотворил море и сушу». «А, так нам такой Господь и нужен, потому что море разбушевалось, и мы не знаем, как быть. Надо этому Господу жертву принести». Смотрите дальше, 9-й стих мы прочитали: «И устрашились люди страхом великим, и сказали ему: для чего ты это сделал?». Что сделал? А вот дальше написано: «Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им». Тут не вся проповедь. Вышел Иона из трюма корабля. Он спал, спал, а все понял, что произошло. И даже знал, по чьей вине. И даже знал, что надо сделать, чтобы решить эту проблему. Откуда? Это Божий пророк, хоть не очень сейчас послушный, но это Божий пророк. И он знает хорошо ситуацию, ориентируется в ситуации.

Как вы думаете, это не предупреждение нам? Смотрите, ведь можно все знать. И надо сказать, что, по большому счету, у нас, людей на земле нет проблемы в познании истины. У нас серьезная проблема в исполнении, понимаете? Если у кого-то есть какая-то недостача знания истины, это легко решается, очень легко – можно почитать, можно спросить, можно узнать, Это легко решается. Знаете, что сложно решается? Меняется характер. Люди очень сложно меняют свой характер и очень сложно подчиняются Божьему водительству. Вот, где проблема. Не в знании проблема. Если бы просто в знании – вот, мы узнали, и все! Главное, знание получить и — ты спасен. Это было бы просто. Господь бы позаботился и вложил бы это знание в наш разум. Но, проблема не в знании, хотя это важно. Проблема в послушании.

«И устрашились люди страхом великим, и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться. Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря». Как вам это нравится? Что вы думаете о Ионе? Вы слышите, что он говорит? Вы бы сказали так? Сначала проповедь, а потом сказать, что «я самый грешный тут среди вас, вообще-то я виноват, вы не виноваты».

Знаете, мне нравится этот пророк, потому что он был честный. Очень честная проповедь. Он не стал скрывать, напускать на себя важный вид. Он сказал : «Я виноват. И я, в принципе, знаю, как решить эту проблему. Меня – в море, и будет тишина, как и прежде.

Попробуйте».

Что делают язычники, что делают эти люди? Бросают его в море?

Смотрите: «Но эти люди начали усиленно грести» — жалко Божьего пророка, такой славный малый, да? «Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле» — может, как-нибудь спасем; где мы еще такого человека встретим. Буря, а он спит, такую нам о Боге историю рассказал, и о себе. Гребут усиленно, «но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи». Какому Господу они молились, какому? «да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную». Невинную? «Ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!». «Господи, прости, но мы вынуждены. В общем-то, очень не хотелось его бросать в море, но тут все доказательства, что он правду говорит. Ну, вообще, какой смысл ему обманывать».

Вы понимаете, вы подумайте, какая сильная проповедь! «Потому, что, а какой смысл ему все это говорить, если это не так». Пробуют грести: « а может это случайность». Нет, ничего не получается. Последний шанс – бросим, бросим в море. Но, перед тем, как окунуть Иону, решили помолиться – молитва перед крещением. Вообще, интересный этот евангелист. Обычно евангелисты крестят своих слушателей, а это сам крестился – слушатели его крестили. Евангельская кампания удивительная – наоборот! А кто нуждался? «И взяли Иону, и бросили его в море, и утихло море от ярости своей» — тут же. Представляете себе удивление этих людей? Если еще у кого-то были какие-то сомнения – так это, не так, а может это случайность, может нет. Представьте себе, если бы они сразу бросили его в море, как он сказал, это не было бы так ярко. Но, они постарались со своей стороны все возможное – ничего не получилось. И тогда они решили последнее – то, что Иона сказал. Бросили, и в тот же момент, как только Иона исчез из вида в волнах – тишина. Какая реакция, как вы думаете, этих людей?

Вот написано: «И устрашились эти люди Господа великим страхом, принесли Господу жертву, и дали обеты». Эта книга интересная. Она очень интересно написана. Очень легко запомнить план этой книги. Мы первую главу закончили. Первая глава – это проповедь пророка, Вторая глава – молитва пророка. Третья глава – проповедь пророка. Четвертая глава – молитва пророка. Проповедь – молитва – проповедь – молитва. Смотрите, как заканчивается первая глава: «И устрашились эти люди Господа великим страхом, принесли Господу жертву, и дали обеты». Смотрите, как третья глава закончилась, уже после проповеди в Ниневии. 5-й стих 3-й главы – «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого до малого». И царь тоже. 9-й стих: «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».

Заканчивается первая глава после проповеди обращением, и обетами, и жертвами Богу всемогущему. И точно так же заканчивается и третья глава — проповедь, обращение и обеты Господу и страх. Одинаково. Ну, давайте во вторую главу, посмотрим, что во второй главе? «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и ты услышал голос мой». Никогда еще пророк так не молился. Наверное, и ни один. Представляете, опыт – молитва во чреве кита. И как заканчивается вся эта глава? 10-й стих: « А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню». Все главы так заканчиваются – жертвы и обещания – дай еще шанс. Господи – еще один шанс! Господь говорит: «Хорошо, высаживаем на берег».

Интересно, вот эта книга большей критике подверглась, чем все остальные книги. Понимаете, почему? Потому, что тут чудо. Говорят: «не может быть такого, чтобы рыба большая проглотила человека, и он потом остался жив – самое большое чудо». Но, вы знаете, тут много чудес. Тут не только это одно чудо. А как вы думаете, это единственное чудо? Как так получилось, что буря поднимается на пути корабля, на котором плывет Иона. Ну, кто-то скажет: «какая разница, часто бывает, это случайность». Хорошо, как так получилось, что буря прекращается именно в тот момент, когда Иона брошен в воду? Это не чудо? Конечно, же то, что Иона был подхвачен рыбой большой – это чудо. Как так случилось, что именно в этот момент эта рыба большая оказалась у корабля? Как так получилось, что Иона выброшен на берег, именно ближайший берег к Ниневии. Он пошел в сторону Ниневии. Там далеко ему пришлось идти, около 500 километров от побережья Средиземного моря до Ниневии. Все это время, когда он шел, как он шел? Представляете себе – 500 километров? Жаль, все детали нам неизвестны, и все подробности. Я думаю, что там тоже интересная история, как он дошел до Ниневии? Это же много дней. И вот он пришел в Ниневию. «И было слово Господне к Ионе вторично: «Встань, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе».

И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы». Конечно, по сравнению с сегодняшними городами она, может, и небольшой город. Но, тогда это был большой город. «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: «еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена».

Слышите проповедь? Мы говорили уже, что это был сильный проповедник. Но вы подумайте, какая реклама! Вот, если сегодня объявить евангельскую программу – мы разносим рекламу, да? Объявления, где это будет проходить, кто будет проповедовать. Может быть, несколько слов пишут о евангелисте, да? — кто он такой. Если у Ионы была реклама — какая? Ведь эти 500 километров до Ниневии нужно было дойти — как он шел, с кем он шел? Как правило, тогда старались к какому-то каравану пристать. Там были торговые пути и на Востоке группы торговцев караваном следовали от одного города к другому. Вполне возможно, что Иона пристал к какой-то группе, к какому-то каравану. А что это значит? А это значит, что день закончился, садятся вокруг костра: «Ну, и рассказывай, кто такой, откуда?». Что он расскажет? Но, вы уже знаете, Иона был честным, он рассказывал то, что есть. Вот он то, что на корабле, то он расскажет и этим людям. «Куда идешь?». – «В Ниневию». «О, Ниневию, — не боишься?». – «Господь повелел. Вообще-то, боялся. Уже не боюсь. То, что я пережил, уже никакая Ниневия не страшна».

Представьте себе, что он мог людям рассказать? Ну, вполне возможно, что он пришел с такой группой. Потому что Ниневия – это был город торговый, это был город крупный на Востоке. И, естественно, туда шли караваны с разных мест, везли свой товар. А вы представляете, знаете, что такое базар? На базаре все новости узнавали. Потому что торговцы – это не только «купи-продай», это еще и почта, это еще и новости со всего мира. В то время это много значит – это вам реклама. «И ты идешь в Ниневию, да? Что будешь делать?». – «Буду проповедовать, что скоро Ниневия будет разрушена».

Смелая проповедь. Представьте себе: «А ты откуда? И кто же еѐ разрушит?». – «Господь. Вот у меня будет такая программа, на тему, что Ниневия будет разрушена». Представляете себе? Да, конечно, там, скорее всего, что не было плакатов, пригласительных. Но, информация была. Реклама пророку была. Какая реклама? Если бы такую рекламу евангелисту написали к евангельской программе, как вам нравится? Что вы думали о евангелисте? Вы где-то видели такую рекламу, вспоминаете? Но, пришли бы точно, да? Как мы напишем?

Это евангелист самый лучший, самый опытный. Что можно? Самое лучшее напишем, да?:

– доктор богословия, служил в таких-то церквах, на разных должностях. — А что Иона? – был на корабле, во чреве кита? Сам виноват, вот он вам будет возвещать, что будет с Ниневией.

«И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: «еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена. И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, — и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел в пепле».

Видите царя? Сидел на престоле, сел в пепле. Был в царской одежде, оделся во вретище. Как на него повлияла проповедь Ионы? «И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили». Слышите, какое радикальное обращение всего города? « И чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знаете, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел». Вот тут начинается кульминация книги пророка Ионы — «Иона сильно огорчился этим и был раздражен». Видите? Каждое слово – это картина. Видите его выражение лица, как он раздражен? А чем он раздражен? Вы понимаете, весь город обратился, а евангелист недоволен. Но, вы знаете, почему он недоволен? Потому что он не просто евангелист, он и пророк еще. А в Библии написано, чем отличается истинный пророк от ложного – если сбудется то, что предрекал этот пророк, значит, верьте ему и поступайте по тем советам, которые он вам дает. А если не сбудется, что? Гоните его.

И что теперь Иона? Он ходил и говорил: «Сорок дней, и Ниневии – конец за ваши злодеяния». Но, теперь, он смотрит — весь город обратился, и Иона огорчился. И вот как звучит молитва огорченного пророка, 2-й стих: «И молился он Господу и сказал: «о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии».

«Господи, я потому и бежал, а почему? Потому, что знал Тебя. Ты какой Бог? Добрый, хороший, милостивый». – «Иона, а тебя не устраивает такой Господь?

Представляете себе? Вы узнали, что Господь добрый, и это вас расстроило, или не может такого быть? Не бывало такого, что вы расстраивались из-за того, что Господь добрый? Ко мне – да, ко мне Господь должен быть добрым. Хотя, вы знаете, Иону трудно в этом осудить. Потому что он принял наказание – он говорит: «бросьте меня в море». Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердый…». Ничего не напоминает вам из Священного Писания, другую какую-то историю, а? О талантах, правда, такое же настроение, похожий диалог, помните? Когда тот, что закопал таланты, пришел к Господину и говорит: «я знал, что ты такой». А Иона говорит: «Я знал, что Ты – хороший». «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня».

Слышите? Это Моисей наоборот. Помните, когда народ Израильский очередной бунт устроил, и Моисей приходит к Господу: «Ну, что с этими людьми делать?». Господь говорит: «Давай уничтожим, одним мигом уничтожим всех. И от тебя будет лучший народ. Дети твои неплохо воспитаны, семья у тебя хорошая, ну, и народ будет лучше».

Что Моисей сказал? – «И меня тоже».

Иона – наоборот. Господь пожалел Ниневитян. Иона говорит: «меня тогда убей, не надо мне жить с этими нечестивцами. Если и они будут спасены, то меня там не надо». Не было у вас таких мыслей: «если этот будет в Царстве Небесном, то лучше мне туда не идти». Подумайте, если мелькают такие мысли, то вспоминайте Иону.

«И ныне, Господи возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Господь: «неужели это огорчило тебя так сильно» — 4-й стих. Что это? Это Господь говорит, да? Кому говорит? Диалог с Ионой. Что Иона ответил? 5-й стих: «И вышел Иона из города». Что ответил? — и дверью хлопнул. ««И вышел Иона из города и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу и сел под нею в тени, чтоб увидеть, что будет с городом». – «Я свою часть исполнил, теперь Ты, теперь Твоя задача. И я подожду». Ну, и что теперь делать? Вот Божий пророк, вот город спасенный. Казалось бы, радоваться, а он обиделся. Сколько радостей на небе, когда один грешник кается. А когда 120 тысяч, как Иона сказал, которые не могут отличить правую руку от левой — ну, это, образно говоря – которые перепутали, что хорошо, что плохо. И теперь они обратились от злых дел своих. Какая радость на небе! И какой сердитый Божий пророк, который был участником, в главной роли во всей этой кампании. А он сидит.

«И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтоб избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло». Бог попробовал говорить с Ионой. Иона не отвечает, больше не разговаривает; сидит и смотрит, что будет с городом. Господь оставил его? Нет, ухаживает за пророком. Жарко — произрастил быстренько растение. Ну, а потом, 7-й стих: «устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло».

Вот, этот список чудес, который в книге Ионы продолжается:

дерево, которое быстро выросло,

червь, который именно это дерево подточил.

«Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы так, что он изнемог…» — а это не чудо?…

… и просил себе смерти и сказал: «лучше мне умереть, нежели жить». А,.. заговорил пророк. Молчал, и вот, он опять заговорил. Господь все-таки не уходил оттуда: «может, заговорит». Заговорил. И что сказал: «лучше мне умереть, нежели жить». Знакомы эти слова? А где они звучали? Тут же, тут же. Они на этом расстались. Но, жара заставила его все-таки повторить эту фразу: «лучше умереть, чем жить». И что Господь скажет? «И сказал Бог Ионе: «неужели так сильно огорчился ты за растение?». То же самое, где мы остановились на прошлом уроке? Там же и продолжил: «Он сказал: «очень огорчился, даже до смерти». Тогда сказал Господь: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

Так заканчивается книга пророка Ионы. О чем она? О чем книга пророка Ионы? Если, так на первый взгляд:

это чудо-рыба, которая проглотила пророка, и он остался жив;

это буря на море;

это проповеди Ионы в Ниневии;

это обращение целого города.

О чем эта книга? О ком больше эта книга – о Ниневитянах или о пророке? Кто в главной роли? Понимаете, не Ниневии, не проблема Ниневии тут, решается в этой книге. Эта книга — это одна из немногих книг, которые прямо относятся к служителям Божьей Церкви, именно руководителям Церкви. Потому что вы видите, она поднимает проблему не язычников.

Та проблема легко решилась – они сразу поверили Богу и тут же принесли обеты. А самая большая проблема оказывается с пророком Божьим. Уже в третьей главе, если бы эта проблема Ниневии только, то третья глава – все, точка. Там решена проблема, слава Богу! Но кульминация в 4-й главе – пророк сидит и говорит: «Господи, Ты должен их уничтожить, и все!». Господь говорит: «Ну, как? Ну, мы столько с тобой трудились, и уничтожить». – «Ничего не знаю. Я им говорил, что через сорок дней конец, а Ты меня подвел. Оказывается, я ложный пророк, да? Какой у меня авторитет теперь, как пророка?

Я знал».

Эта книга поднимает вопросы о характере пророка. Но, конечно же, как и все остальные книги всей Библии, в главной роли Бог в этой книге. И главные вопросы, которые поднимает эта книга – каков Бог? И вы видите Его характер, какой Бог? А Иона знает, он сразу вам сказал. Это хорошо или плохо? А Иона не так считает – это плохо. Иона считает, что это плохо. Тут такие вопросы поднимаются, которые поднимались с самого начала. Это самые главные вопросы всей Библии – вопрос Божьего характера, какой Бог? Это главный вопрос всей Библии и главный вопрос книги пророка Ионы, какой Бог, Он милостивый?

А скажите, это хорошо или плохо? Вы знаете, не всегда считалось, что быть милостивым – это хорошо. Не все с вами согласятся, что быть милостивым, быть добрым, прощать – это хорошо. Кто-то вам скажет: «да сколько можно прощать? Надо быть справедливым». Сатана часто поднимал так или иначе вопросы, которые бросали тень на Божий характер. Его все устраивало. Он так задавал вопрос, чтобы Бог всегда был плохим: «если Он справедливый, почему не милостивый? Если милостивый, почему не справедливый?». Какой Бог? Как вам нравится такой Бог? Можно с Ним дело иметь или нет?

Смотрите, как резкость эта книга наводит на вот эту грань. Как этот Бог терпеливо возится со Своим пророком, как Он долготерпеливо воспитывает Своего пророка. Ведь Он мог его уничтожить уже давно – Иона давно не туда повернул. Что вам это говорит о Боге, что Он терпеливо ведет этого пророка и учит его. Иона хлопнул дверью, не хочет больше с Богом разговаривать. Как Бог терпеливо еще ходит вокруг Ионы, защищает его, ограждает, готовит ему следующий урок – может быть, дойдет, может быть, эта иллюстрация ему поможет. Что вам это говорит о Боге? Как вам нравится такой Бог? Что вы думаете о Боге, Который использует все пути, чтобы достучаться до нашего сердца, до разума, до совести нашей, и долготерпеливо все это делает? Вы знаете, вот эти вопросы милости и справедливости поднимались уже не раз, и будут подниматься: «Бог, какой? Что Он будет делать? Какой у Него характер?».

Книга пророка Ионы занята Божьим пророком больше, чем Ниневитянами. Иона был адвентистом – он проповедовал, заметьте, проповедовал, что Ниневия будет разрушена. Как? Огнем будет разрушена, не потопом, а огнем. Это второе пришествие Христа. Потоп у него был. Он только что оттуда. А ждет второе пришествие: «Господи, почему не идешь?».

Все пророки после ждут последнего, страшного суда — огнем. Иоанн, помните, приходит?: «Господи, надо это селение разрушить». –

«Как, Иоанн хочешь?». – «Огнем, Господи». А что это значит – «скорее гряди, ей гряди Господи, Иисус!». Только что мы под этим подразумеваем? Какую картину мы рисуем? Эта книга для нас, как мы проповедуем Его скорое пришествие, и чего мы, самое главное, ждем? Это та же тема, которая часто в Библии повторяется. Например, в притче о блудном сыне. Слышите, та же история? Отец что делает? Ждет, может, придет. Теперь, когда он вернулся – все, покаялся. С одним грешником решена проблема – Ниневия решена, все просто решилось. Праздник бы устроить, да? А тут есть тот, который, как Иона, верный Господу. Он на своем месте. Идем к нам, праздновать будем. Все Небо ликует от радости, потому что сколько грешников обратилось. А он — нет. Я посмотрю, что ты дальше будешь делать, и сколько вы тут будете веселиться? Может, пора уже воздавать каждому по заслугам? Это тоже о том же, какой Бог, какой у Него характер? Но, вы знаете, Господь по отношению к нам особые имеет претензии и особые права. Вы знаете, те, что были на корабле – Бог решил с ними вопрос и все. Мы не видим, чтобы Бог много там с ними тратил времени. С Ниневитянами тоже очень быстро все решилось. Но с Ионой – долго. Почему? Потому что у Господа на Иону особые права – Он его не оставит в покое. Потому что Иона заключил с Богом завет.

Знаете, если вы заключили с Богом завет, Он вас не оставит в покое. Купите билет на корабль в другую сторону – потеряете деньги. Все потеряете, если не по воле Божьей. Но, Он вас спасет даже такой ценой. Захотите от Него бежать – в конце концов, потеряете авторитет. Он вас поднимет на палубу корабля и скажет: «ну, рассказывай теперь всем, кто ты такой, и как ты должен себя вести, и как ты себя ведешь?».

Знаете почему? Чтобы вас спасти. Чудо для вас сделает – дерево за ночь может вырасти, если нужно. Если надо, гора передвинется с места, ради нас с вами. Потому что у Господа на нас особые права – мы с Ним завет заключили, Он все сделает. Но, если мы будем непослушны Ему, Он тоже все сделает. Как выросло, так и засохнет. Потому что у Господа к нам особые права. Он нас любит. И Он будет делать все, чтобы нас спасти. И когда мы как блудный сын вернемся, наконец-то, вы знаете, какая это будет встреча?

Написано в Духе пророчества, что Сам Господь возложит венцы на головы искупленных. И знаете, что это будут за венцы? На каждом венце будут звезды. Сколько звезд? От чего зависит, сколько звезд? – сколько обратилось в результате нашей жизни, да? Вы представляете себе венцы? Представляете Иону? Как вы думаете, на венце сколько будет звезд у Ионы? Точно будет. А еще на корабле? Ну, сто двадцать точно. Реакция Ионы, представляете его реакцию? Посмотрит на венец: «Господи, это не мне». – «Тебе, Иона». – «Это не мне. Как так получилось. Это же количество спасенных? Я никогда столько не обратил». – «Как, Иона, ты не помнишь Ниневию – сто двадцать тысяч – это твоя работа». – «Господи, я хотел, чтобы они погибли, это не моя заслуга». Понимаете, чем мне нравится Дух пророчества? В Духе пророчества написано, что спасенные снимут венцы и сложат у ног Иисуса. Вы понимаете, почему? Книга пророка Ионы помогает это лучше понять. И пусть эта книга ободряет вас, что бы ни случилось. Какой бы холод, зной, вьюга, буря, помните, что если что-то и случается в жизни, Господь рядом. И если Он что-то и допускает, то только ради нас. У Него особые права на нас. Помните это. И за это Ему слава! Аминь!