Наума: Суд

Давайте, откроем Библию – нас ждет очередная книга из малых пророков – книга пророка Наума, еще одна книга из трех глав.

Вот как она начинается: «Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина» – и это все. Информации мало – нет царей, есть только имя пророка и откуда он родом – Елкосеянин, из Елкоса – населенный пункт в Палестине. И сразу весть, которую Наум, сообщал людям: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания».

Знакомы эти слова? Что вам напоминают эти слова? – одна из заповедей – вторая заповедь. «Господь, Бог, Бог ревнитель. Долго терпит, но не оставляет без наказания». Конечно, Его терпение безгранично. Но, во времени наступит предел, и об этом книга пророка Наума.

В первую очередь, это пророчество о Ниневии, как тут и написано. Но, никогда пророчества малых пророков не ограничивались только пророчеством о тех городах. Никогда пророчества малых пророков не ограничивались на том времени, на тех народах, когда пророки пророчествовали. Эти пророчества простираются обязательно — и мы это уже увидели на примере других книг малых пророков — обязательно простираются до последних времен.

«И не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его. Запретит Он морю – и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его и вселенная и все живущие в ней». Вы уже слышите, что это выходит за пределы Ниневии только. «Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним. Благ Господь». Что вы видите? Что это? Это больше, чем просто Ниневия. И суды Божьи, которые Он приготовил для Ниневии. Вы помните, что всегда, когда Господь говорил о последних днях, Он использовал какую-то иллюстрацию того времени. Есть несколько мест в Священном Писании о Люцифере, о сатане, о грехопадении на небе. Но, вы помните, что эти отрывки – два таких самых известных у Иезекииля и у Исайи. Но, оба эти отрывка основаны на иллюстрации каких-то царей, живших в то время. И Господь одновременно через пророка обращался к царю того времени, но использовал такие выражения, что ясно нам становится, что это не местного значения пророчество – это пророчество вселенских масштабов.

И точно так, у Наума – мы читаем о Ниневии, то понимаем, что здесь больше, чем только наказание для Ниневии. На примере Ниневии Господь показывает, как окончательно Он поставит предел греху и беззаконию в этом мире. «Благ Господь – убежище в день скорби – и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию». Тут написано Ниневию, но курсивом. Посмотрите, в ваших Библиях. А это означает, что этого слова там нет в оригинале. Просто, коль пророчество о Ниневии, то оно относится к Ниневии. Но, пророк упускает изначально адресата, и, тем самым, еще раз подчеркивает, что это не только Ниневии касается. Разрушит до основания – «и врагов Его постигнет мрак», всех, кто восстал против Господа, ничего хорошего не ждет. Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится». А что это значит: «и бедствие уже не повторится»?

Вы слышите, опять Господь говорит: «Если Ниневию только разрушим, бедствие повторяется. Сколько бедствий с тех пор повторялось в разных местах нашей земли. Но, когда Господь совершит суд окончательный, бедствие уже не повторится. Здесь – и надежда; здесь – и предупреждение, что речь идет не только о Ниневии.

«Ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома». А это как? Слышите, что это? Это окончательный суд над грехом и над нечестивыми. Это те же слова, что мы встретим в последней книге Ветхого Завета, у Малахии скоро. Это те же слова, которые Господь относит и всегда относил к последнему, окончательному искоренению, истреблению греха и грешников. «Из тебя произошел умысливший злое против Господа», «из тебя произошел

умысливший злое против Господа» — вот оно еще одно, не такое обширное, как у Исайи и Иезекииля, но, еще одно упоминание о восстании на небе: «Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый. Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но они будут посечены и исчезнут; а тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать». «Тебя» – это кого? – Израильский народ, Божий народ. Каким образом Бог отягощал Свой народ? Это трудности, это всякие трудности, которые Божий народ во все времена переносил.

И Бог говорит: «Все, Я, наконец-то, положу конец всякому нечестию, и все трудности ваши закончатся». Хорошая новость – «больше у вас трудностей не будет»? Это на Мне. Но, вы слышите, что Господь говорит: «Я отягощал тебя»? Подумайте только, Господь, против Которого восстание было направлено, против Которого и мы с вами восстали и восставали, каждый в свое время, Он извиняется перед нами, и говорит: «Больше не буду вас отягощать». Представляете?

«И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву». «Если вы были связаны, если не могли делать то, что хотели бы делать, если чувствовали иго, бремя на себе, Я сниму это бремя».

«А о тебе, Ассур … «Ассур» тоже, в ваших Библиях посмотрите, «Ассур» нету там – курсивом. В оригинале этого слова нет. Подразумевается «Ассур». Но, непросто«Ассур» — «А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем».А это что — «семя с твоим именем»? Что вы вспоминаете – «ни корня, ни ветвей». Что вы еще вспоминаете? А начало – Господь говорит: «Я положу вражду между одним семенем и другим семенем. А что это за два семени? Это два типа, два характера Божьих детей. И то, и то Божьи дети. И Люцифер – тоже Божье дитя. Это венец совершенства. Но, Господь говорит: «Не будет уже такого семени во Вселенной больше, не будет подобия такого, не будет духа такого во Вселенной. Не будет ничего подобного, характера такого не будет во Вселенной – конец положу. И имени этого не будет».

«Из дома бога твоего истреблю истуканы и кумиры, приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении. Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир; празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен». Хорошая новость? Хорошая книга? Две книги из малых пророков посвящены Ниневии, две книги. Мы одну прошли – книга пророка Ионы. Это вторая, вторая посвящена тоже Ниневии – книга пророка Наума. Две книги. Только в одной книге — долготерпение Божье, а во второй – суд. Не случайно, вторая книга начинается с этой темы, правда? Две книги всего лишь, полностью посвящены Ниневии.

И если Бог в первой показал Свое долготерпение, Он все сделал для Ниневии – повернул пророка против его воли, столько чудес совершил на пути Ионы, привел его туда, повелел ему проповедовать, что скоро конец придет Ниневии, а затем помиловал. И когда вторую книгу повелевает Своему пророку писать, уже Науму, побуждает его напомнить, что у Ниневии была возможность, была предоставлена милость, Господь долго терпел этот город, и как мы уже упоминали, один из самых жестоких народов в этом городе жил. Господь долго терпел, но, теперь через Наума Он сообщает о том, что терпению пришел конец. И больше миловать Ниневию Господь не будет.

Два пророка пророчествуют одному и тому же городу, в разное время. Из тех скудных записей, которые мы находим у Наума, можно определить примерно, когда была написана эта книга, когда это пророчество было произнесено. Тут есть упоминание в этой книге о том, что взят Но-Амон, в третьей главе, в восьмом стихе, Господь обращается к Ниневии и говорит: «Разве ты лучше Но-Амона, находящегося между реками, окруженного водою, которого вал было море, и море служило стеною его?». Все историки знают, что Но-Амон – это город в Египте. Другое имя, более известное нам, это — Фивы в Египте, это один и тот же город. И известно из истории, что в 663 году до нашей эры были разрушены Фивы ассирийцами, а в 612 году была разрушена Ниневия. И если взять вот эти две даты во внимание, принять их во внимание, то мы понимаем. Когда это пророчество было произнесено – где-то между этими датами, между 663 годом и 612 годом. Таким образом, где-то пятьдесят лет у нас. Вот в этом промежутке было произнесено это пророчество. Предполагают, что ближе к 663 году, потому что Ниневия еще не чувствовала такой угрозы, Ниневия была упоена успехом, они взяли Египет. А Египет была в то время единственная сила, которая могла противостоять Ниневии, ассирийцам. И когда они покорили Египет и один из главных городов Египта – Фивы, тогда ассирийцы почувствовали себя несокрушимыми и вправе творить, что они хотят.

И вот в этот момент Господь побуждает пророка Наума, сообщить им пророчество: «Думаете, вы лучше Но-Амона, Фивы, города укрепленного, который точно так же надеялся на свои стены и на свое укрепление. Этот город был водой окружен со всех сторон. Точно так были уверены, как и вы сейчас, и в то же время вы смогли его взять, этот город захватить. Вы думаете, вы лучше? Знайте, что таким же и еще большим будет ваше разрушение.

Имя пророка происходит от слова «утешение». Значение «Наум», значение имени Наум происходит от слова «утешение».. Какое это утешение? Смотря для кого. Точно так, как второе пришествие Христа – для кого-то будет утешением; для кого-то будет страшным днем. Точно так, как Божьи суды для кого-то утешение, а для кого-то облегчением восстановление справедливости, реабилитация, защита. Так и тогда известие о том, что Ниневия будет разрушена, для многих было утешением. И Господь избирает пророка, имя которого уже есть утешение. Он, как этот вестник: «Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир». Какой мир? Конечно, мир. Где? В Иудеи – «Празднуй Иудея. Теперь вы можете свободно собирать для праздников».

Вы знаете, что для иудеев, для Израиля самое радостное — это было приходить на праздник в Иерусалим. Но, когда они были в порабощении, они не могли собираться для праздников. Но, кроме того, каждый праздник на что-то указывал; указывал на то, что ждет впереди. У Евреев было три праздника, помните?

И последний праздник, который был связан, между прочим, с судом. Это праздник Кущей. И этот праздник и указывает на окончательное освобождение народа Божия на окончание скитаний, на наступление Царствия Небесного, на второе пришествие – на тот день, который так описан уже в первой главе, во вступлении к пророчеству о Ниневии. Оба пророка – и Иона, и Наум – не скрывают своей радости о том, что наказание близко, что Ниневия будет наказана. Они – убежденные националисты, и один, и другой: «Так им и надо!». Чувствуется такой настрой и одного, и у другого. Но, если, у Ионы это звучит негативно, то у Наума это звучит справедливо. Оба пророка пророчествуют не только о Ниневии. Их пророчества распространяются и на конец времени – как пророчество Ионы, так и пророчество Наума. Но, есть и отличия у этих пророчеств.

Вы помните? — у Ионы точное время было указано, а Наум не говорит, когда это будет. Иона ходил и проповедовал, говорит: «Сорок дней вам отведено, и все». Наум просто предвещает гибель, гибель неожиданную, когда Господь это усмотрит. Если пророчество Ионы приводит к покаянию, то Наум просто предсказывает гибель Ниневии и не ждет никакой реакции. Просто, Господь сообщает, не ждет ответа уже. Для Ниневии было достаточно возможностей ответить Господу на Его милость. В этом случае Господь не пришел для того, чтобы услышать ответа. Все решено — это суд! У Господа уже все решено. На что это похоже, на какое событие? – это второе пришествие. Все решено. Он не придет для того, чтобы исследовать дело. Он придет для того, чтобы огласить вердикт. Все у Господа решено. И, несмотря на то, что каждый из этих пророков убежденный националист, их отношение не заслоняет собой Божий характер. Даже у Наума, несмотря на то, что Господь определенно сообщает об окончательном уничтожении Ниневии, вы видите Божий характер.

«Решено – она будет обнажена и отведена в плен. Рабыни ее будет стонать как голуби, ударяя себя в грудь». Вы слышите? Это не просто наказание. Господь переживает вместе с жителями Ниневии. Между прочим, какая иллюстрация тут Наумом приведена: «Рабыни ее будет стонать как голуби». Иона означает «голубь». Опять аллюзия на предыдущего пророка. Почему именно на эту иллюстрацию приводит Наум под вдохновением Божьим. Аллюзия – то, что у них была возможность – уже голубь прилетал к ним, сообщал весть, почту приносили, но они не извлекли уроков из прошлого. Они оставили где-то те грехи, которые любили, Господь предоставил возможность спастись, и у них были опыты с Богом, живые опыты.

Эти две книги и похожи, и отличаются. И не удивительно, Господь использует разные методы. Представьте себе, Иона пришел, рассказал много опытов своих личных. Наум уже опыты свои не рассказывает. Он просто сообщает Божью весть. Но, при этом вы видите Божий характер. Господь плачет над Ниневией. Вот это слова не просто судьи. Он видит людей, Он видит, как они будут стонать, и бить себя в грудь. Но чем он может им помочь? Это очень похоже на то, что чувствовал Иисус, когда шел на Голгофу. Когда плакали женщины о Нем, а Он говорит: «Не обо Мне плачьте». И Он видел пророческим взором, видел те дни, когда их дети будут убиваемы таким же образом, как сейчас распинали Иисуса. Не много времени прошло, и окрестности Иерусалима были усеяны крестами. Очень скоро сбылись те слова, которые они сами на себя навлекли: «кровь Его на нас и на детях наших». Не много времени прошло, и их пророчество собственное сбылось. Иисус видел это. И Он говорил: «Что вы думаете, что вы говорите? Не знают, что творят, прости им Господи».

Он не о Себе думал. Он видел этих людей и плакал, несмотря на то, что они недостойны были сострадания и сожаления. Тем более, в тот момент, когда распинали своего Господа. Тот же Бог, Который явил свой характер в Иисусе на Голгофе, Тот же Бог, здесь в книге пророка Наума, являет Свой характер не только в милосердии, но и в суде. Потому Он говорит: «Вот на горах стопы благовестника». Вы знаете, кто это благовестник? В контексте книги пророка Наума, если эта книга об окончательном суде, об окончательном уничтожении греха — а это окончательное уничтожение греха связано со вторым и с третьим пришествием Христа на нашу землю — то эта книга, это пророчество о втором пришествии Христа.

Если книга пророка Наума это пророчество о втором пришествии Христа, кто несет это пророчество? Вот он – «благовестник на горах». Какую весть он несет? О чем? Можно сказать : «Пал, пал Вавилон», но здесь весть о втором пришествии Христа. Эта картина «вестник на горах» — это адвентист Седьмого дня, если хотите; тот, кто проповедует скорое возвращение Господа – вестник на горах. Знаете, с каких пор эта иллюстрация в Священном Писании время от времени повторяется? С момента, когда суд был произведен Илией пророком на горе Кармил, и когда он посылал своего слугу, помните к морю? «Иди, смотри, облако появилось или нет». На этой горе слуга Илии бегал взад и вперед, к морю и к Илие. Сколько раз бегал? Семь раз. Есть? Нет, никаких признаков.

Есть? Нет, никаких признаков. Наконец-то, на седьмой раз он сообщает, говорит: «маленькое облако величиной с ладонь поднимается от моря». Илия говорит: «Быстро собирайся, у нас нет времени». Вы можете себе представить? И вот, с тех пор Господь использует эту иллюстрацию – слуга Илии бежит на вершине горы Кармил и говорит: «Появилось, появилось!». Возвещает мир для Иудеи. Появилось облако. Илия что говорит? «Бежим, у нас нет времени, сейчас ливень пойдет». А что это значит? И дальше пророки будут возвращаться, и возвращаться к этой иллюстрации. Кто-то говорит: «маленькое облако, ждите. Как малое облако появиться, это признак Его возвращения». Кто-то как слуга, который бежит на вершине горы. О чем это он весть сообщает? О чем? А о втором пришествии Христа. Пророчества, таким образом, завязаны. Господь поднимает одну и ту же историю, одну и ту же иллюстрацию, для того, чтобы мы к ней привыкли. А потом собирает. Больше всего эти иллюстрации собираются в книге Откровения. И для нас полная картина всех пророчеств, но они не на пустом месте эти пророчества. Эти пророчества основаны на реальных переживаниях Божьего народа во все века, особенно в Ветхом Завете. И Господь говорит: «Помните, настроения и чувства Илии пророка, который ждал, не мог дождаться: «когда?». Ведь, подумайте, это Илия пророк сообщил, что дождя не будет. А теперь он заявил перед всеми, что он будет, дождь. А дождя нет. Все ждут, и никакого признака дождя, никакого! Наконец-то, слуга сообщает: «маленькое облако появилось». Этого было достаточно для Илии пророка. И он сказал: «Все. Мне больше нечего туда бегать, выглядывать и ждать. Этого достаточно, он идет, он грядет».

Так будет и в последние дни. Знайте, много будет неопределенностей. Будет казаться, что мы зря ждали и зря надеялись. Будет казаться, что все, как и прежде. Будет казать, что и сегодняшний день такой же, как и вчера. Так же светит солнце, так же живут люди – женятся, строят, едят, пьют, празднуют, решают свои дела. Точно так же политики встречаются. Точно так же торговля идет. Все так же. Но, не так. В один прекрасный день, — наступит тот день – когда дети Божьи увидят появление маленького темного облака, величиной с ладонь, и для них этого будет достаточно.

Господь сдержал Свое слово – времени осталось совсем мало, вообще нет. Господь возвращается. И на этот раз Он возвращается, чтобы произнести окончательный вердикт – привести в исполнение то, что на небе решается сейчас. И тогда, сразу будет видна разница. Вы увидите людей, бегающих взад – вперед, бьющих себя в грудь, стонущих, как голуби, но они потеряли свой шанс. У них был свой Иона, у них были шансы, которые Господь им предоставлял. У них даже опыты с Богом были и у многих. Но, они возлюбили свои маленькие грехи, которым дали возможность разрастись. Знаете, как паутина, которая прочно опутывает свою жертву, и не дает ей сдвинуться с места? И каждый почувствует и увидит, что была возможность. В тот день каждый человек вспомнит все возможности, которые Господь предоставлял им, избрать правильный путь – стать человеком, оставить все свои окольные пути, все свои кривые пути, которые они использовали для достижения своих корыстных целей, и стать на сторону Господа. Но многие не воспользовались этой возможностью. И теперь они будут бежать к горам и скалам, и будут разговаривать с камнями. Они не хотели с Господом говорить, они всегда уходили от Господа. И они будут теперь говорить камням и скалам. Вот такой будет конец. Но, вы помните, что есть и другая сторона этого события, и самая главная? Более желанная, более долгожданная – это утешение. Наум – это утешение. Наступит конец всем страданиям, всем несправедливостям. Господь расставит все на свои места. Он не будет больше предоставлять возможность беззаконным. Он теперь предоставит шанс смиренным людям. Они всегда оставались в забвении. А знаете, почему? Потому, что «они Мои, они стерпят, они выдержат, они поймут». Господь занимался теми нечестивыми, чтобы их спасти в ущерб Своим детям, которые много настрадались. Так это, на этой земле так. Почему? Потому, что Господь предоставлял еще одну возможность нечестивым. А они что делали? А они делали невыносимой жизнь Его детям. И теперь Господь, милостивый Господь скажет, как сказал через пророка Наума: «больше не буду создавать вам, дети Мои, неудобств. Я пришел теперь к вам». И они это поймут, они скажут: «Вот Он, Господь, на Него мы уповали, Он спас нас. Вот Он Господь! Вот этого Господа мы ожидали». Они не будут скрывать своей радости, как Наум, они не будут скрывать своей радости. Конец пришел всем гонителям, всем притеснителям. Об этом книга пророка Наума. Эта книга об окончательном суде. Эта книга о том, что милости Божьей наступит конец. Господь долготерпелив, это так. Вся Библия об этом. Он долго терпит до тысячи родов. Но, знайте, очень опасно злоупотреблять Его милостью, Его долготерпением. Очень опасно шутить с Богом, потому что Он в конце концов придет, чтобы восстановить справедливость. И Он сделает это наилучшим образом, очень неожиданно. Для всех неожиданно. Только для одних это будет неприятная неожиданность – они избрали такую; а для других это будет благая весть, добрая, радостная весть. «Празднуй Иудея. Собирайся, чтобы отпраздновать праздник Кущей». И тогда настанет совершенно другая жизнь.

Заканчивается книга пророка Наума не только пророчеством в адрес Ниневии, но и пророчеством в адрес Иерусалима. Третья глава – это пророчество и о Иерусалиме, не только о Ниневии. Потому что гибель Ниневии – это предупреждение для Иерусалима, Вот эти слова: «Горе городу кровей, весь он полон обмана и убийства» — относятся одинаково и к Ниневии, и к Иерусалиму. Во дни Нового Завета это буквально применяется теперь к Иерусалиму. «Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы» – та же картина, которая рисовала ужас взятия Ниневии; та же картина применима теперь к Иерусалиму. Это предупреждение.

Если Господь не пощадил все окрестные народы, которым не было предоставлено так много возможностей, как народу Божию, не было явлено столько знамений, и сил, и доказательств, как Божьему народу. То пощадит ли Свой народ, который будет намного более просвещен вестью? Это предупреждение всем нам. Чтобы не случилось так, чтобы день тот застанет нас внезапно. И это будет неприятная неожиданность. Лучше оставаться такими же скромными и смиренными и претерпеть сейчас, чтобы потом с радостью встречать Господа с искупленными. Это намного лучше. Многим кажется, жизнь с Богом сейчас трудная. Но, знайте, это несложно. Если бы мы знали, что Господь приготовил нам в будущем, мы бы сказали: «Это еще очень легко. То, что мы пережили, это как небольшие приключения, по сравнению с той славой, которую Господь нам приготовил. И Библия говорит , это невозможно вам представить. Книга пророка Наума сообщает, что скоро наступит это Царствие Божие. И стоит, стоит ждать. Стоит ждать сообщения благовестника на горе, который сообщит нам новость, что Господь грядет. Об этом пророк Наум говорит. Это его пророчество. «Се, гряду скоро!» — говорит Господь. «Ей, гряди, Господи Иисусе». Аминь!