Софонии: Последняя битва

Давайте опять откроем Библию, 909-я страница, книга пророка Софонии – 3-и главы: «Слово Господне, которое было к Софонии , сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского».Тут опять у нас больше немного информации, когда это пророчество было произнесено и записано. О нем тоже больше информации, чем о других пророках. Например, больше, чем о Науме мы знаем. Софония, оказывается, из царского рода, его предком был Езекия, известный царь Езекия. Если отсчитать пять поколений назад, то Софония — сын Езекии. Это молодой пророк, по всей видимости, потому что пророчествует он во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского. Они, в общем-то, родственники. Иосия, понимаете, потому что это цари Иудейские – потомки Давида. Езекия, Иосия тоже – это потомки Давида. Таким образом, они – родственники. Иосия – это царь, который предпринял серьезные, первые, решительные перемены к лучшему за многие годы в Иудее.

Дело в том, что до Иосии царствовал Манассия и Амон. Амон совсем мало там царствовал. Ну, а Манассия — он царствовал больше всех. Не было царя в Иудеи, который царствовал бы дольше, чем Манассия. Вы помните, что Давид, сколько лет царствовал? – 40 лет. Соломон сколько? – тоже 40 лет. А Манассия царствовал 52 года. И если по степени нечестивости расставить бы царей Иудейских, то Манассия занял бы первое место. Это был один из самых низко опустившихся царей. И, естественно, что он также повлиял на всех иудеев. Во дни Манассии процветало идолопоклонство, поклонялись кому угодно и чему угодно. Ваал был божеством номер 1. Насаждались рощи, в тех рощах и жертвы приносились языческим идолам, и человеческие жертвы даже приносились в этих рощах. Беззаконие процветало, устраивали языческие оргии на вершинах этих холмов.

И представьте себе, только подумайте, 52 года вот такого нечестия, 52 года. Сколько выросло детей, и как они укоренились в этом нечестии, они воспитаны уже так. Амон царствует недолго, и затем воцаряют Иосию, сына Амона, внука Манассии. Иосия под влиянием Софонии и под влиянием других благочестивых священников начинает перемены в Иудее. Была найдена книга Закона Господня. По всей видимости, книга Второзаконие особенно повлияла на Иосию, что он объявил национальные реформы – уничтожались рощи, изгонялись священники Ваала. Работы было много. Иосия только начал эти хорошие перемены. Он призывал людей обратиться к Господу. Начал восстанавливать служение в храме, как это положено.

Софония был рядом и вдохновлял его своим пророчеством. Книга пророка Софонии и пророчества этой книги, похоже, как раз предшествуют этим переменам. Софония призывает, приготовиться к дню Господню. Вся тема книги Софонии – это пророчество о дне Господнем. Мы уже встречали одного такого пророка, который говорил о дне Господнем. Помните, кто это был? Именно такое выражение было – Иоиль.

Иоиль и Софония, у них часто встречается вот это выражение: «День Господень. День Господень близок. Он очень поспешает. Страшен день Господень». И об этом пророчествует Иоиль, и об этом пророчествует Софония. Только эти пророчества освещают разные грани. Хотя, раз «День Господень», то они говорят об одном и том же. И поэтому эти две книги связаны. Но не только эти две книги. Как и все Писание Ветхого и Нового Завета, оно переплетено и связано с другими частями Священного Писания.

И это очень хорошо видно в пророчестве Софонии: «Все истреблю с лица земли, говорит Господь. Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима; истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками. И тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царем своим». В других переводах: «клянутся Господом настоящим, Богом живым и клянутся своими божествами, идолами своими».

«И тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нем. Умолкни пред лицом Господа Бога, ибо близок день Господень. Уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать». Что вы слышите? Слышите книгу Откровение? «Уже назначено время жертвенного заклания, и Господь назначил, кого послать» — вы понимаете, что это связывает нас с последним временем. Тут мы слышим и книгу Откровения, тут мы слышим и 24-ю главу Матфея.

« И будет в день жертвы Господней: Я посещу князей». А что значит «посещу»? На посещение пойдет Господь, да? С визитом: «Кто услышит голос, к тому войду, и буду вечерять?». Об этом речь? Нет? А о чем тогда? Понимаете, посещения бывают разные.

Это другого рода посещение – это угрожающее посещение.

« Я посещу князей и сыновей царя и всех, одевающихся в одежду иноплеменников». А это что? О чем речь? «Те, кто одеваются в одежды иноплеменников». Это что значит? Да! Вы знаете, это просто! Это предельно просто – те, кто подражают другим народам. А в чем угодно – в одежде. Хотите — в одежде. Кто просто слепо подражает. Сегодня, посмотрите. Если у кого-то есть кумир, сегодня так и говорят: «Это мой кумир». А что это значит? А вы посмотрите, даже не надо говорить. Вы посмотрите, как он одет, и вы можете определить, кто его кумир. А что это значит? Это живешь не своей головой, а подражаешь кому-то. Господь говорит: «Я вас посещу, все, кто одевают чужие одежды». А что это значит? Что это значит? Что, значит, ходить в чужой одежде? Помните, Давид одел одежду Саула? И как он чувствовал себя? Вообще-то, людям неудобно не в своей тарелке находиться, неудобно. Но, если так принято, чтоб не выделяться, чтоб не быть белой вороной, люди начинают подражать друг другу. Не думают: «Это нужно или не нужно. Это уместно сейчас или неуместно». Вот так принято, и все одеваются, как все. Господь Свой народ вывел, и прежде всего, учил их думать. И везде, если Он давал какие-то указания, Он тут же давал повеления отцам, говорит: «Детям вашим объясняйте». А знаете, что значит детям объяснять? А это значит, вы думать будете. Взрослые, как ни странно, они не думают уже. Они уже научились подражать. У детей это не проходит. Дети тут же спросят: «А почему? Дети очень много вопросов задают. Для них – это не аргумент: «так надо». «А почему?» – он обязательно спросит: «почему?». И Господь не зря дал повеление в Ветхом Завете: «Спросит тебя сын, будь готов ему ответить. И тут спросит, тут объясняй ему, может, сам поймешь» — весь Ветхий Завет. И теперь Господь говорит: «Я посещу всех вас, кто живет чужой головой, кто не думает. Посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог». «Я, говорит Господь, посещу тех, кто перепрыгивают через порог». Что это значит? Сегодня, да, есть подобное:

«нельзя через порог здороваться, да? Откуда это? Это предание я знаю – библейское. Эти не все знают, откуда они».

«Посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог». Мы живем во дни Иосии, царя. А вот это тянется издавна. Знаете, когда это началось. Еще в первой книге Царств эта история описана.

Помните, филистимляне взяли ковчег завета в войне, в плен, и помещают в храме Дагона? Помните? Ну, это было обычным явлением после войны – трофеи приносили в храм своего бога — трофеи побежденных. И филистимляне так и поступили. Таким образом, они как бы принесли к ногам бога своего и показали: «вот Бог израильтян у ног твоих Дагон!». И приходят, поклоняются Дагону. Дагон возвышается, ковчег у ног Дагона.

Что сделает Господь?

Конечно, Израильтяне, помните, в каком они состоянии тогда они были? – не смогли они не то, что защитить ковчег завета, они опозорили и себя и Бога в той войне, и в то время. Но, Господь вступился за имя Свое в храме Дагона. Каким образом? Наутро приходят в храм филистимляне, чтобы помолиться своему богу Дагону, а их бог поклонился ковчегу завета. И так поклонился, что лбом ударился в порог и рассыпался.

Филистимляне что делают? Берут Дагона, склеивают его – не знаю, чем, «Момент» был тогда или нет – склеивают его, ставят на прежнее место. Ну, наверное, время утренней молитвы по непредвиденным обстоятельствам сдвинулось немножко. Священники как-то там развлекали, наверное, народ. А потом сказали: «Ну, теперь можно молиться нашему богу Дагону, он в порядке». Представляете себе, каково филистимлянам было тогда молиться своему богу, склеенному? Это была какая-то проповедь. Но что они делают? Вы понимаете, не доходит до филистимлян. Надо было подумать: «Что ж с нашим богом произошло?». Они объявляют порог священным. И теперь туда, куда приземлился их бог, они не наступают. Потому что таким образом они оскорбят своего бога. И они перепрыгивали через порог, через то место, когда входили в храм. Проходит время, забывают предисторию. Филистимляне побеждают в очередной раз евреев. Евреи начинают им подражать. Смотрят: «филистимляне прыгают через порог, мы тоже будем, на всякий случай». А люди всегда так, «на всякий случай» что-то делают: «Ну, вот как все, так и мы».

Сегодня люди узнают: «Воскресенье – святой день». Некоторые узнают, что и субботу надо праздновать: «Ну, субботу будем праздновать, воскресенье, на всякий случай, тоже. Кто знает, может и это святой день. На всякий случай, скажите мне, что еще нужно делать, я это сделаю». Так люди живут сегодня – не верят, смеются. Но, на всякий случай, они не будут здороваться через порог: «Кто его знает?». На всякий случай, они не перейдут дорогу, если кошка перебежала дорогу, еще черная. Понимаете – «на всякий случай»?

Господь говорит: «До каких пор вы будете унижать Меня и достоинство свое умалять; Я приду к вам; Я посещу всех, кто прыгает до сих пор через порог, и еще не научился думать. Вместо того, чтобы и филистимляне извлекли из этого урок, что это не бог, вы подумайте, евреи тоже скатились до их уровня. «Посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом. И будет в тот день, говорит Господь, вопль у рыбных ворот, и рыдание у других ворот и великое разрушение на холмах». Господь предвещает через Софонию суд. Он говорит: «День Господень приближается, это будет страшный день».

Вы понимаете, что эта книга об окончательном Божьем Суде, и здесь не видно мира, тут – война. Мы перед этим говорили о пророчестве Наума. Но, там – там суд. И вы, в общем, видите только наказание и предсказание о мире уже. Здесь же вы увидите только войну. Вообще, когда речь идет о Дне Господнем, именно такое выражение, в Библии, когда встречается: «День Господень» — знайте, что речь пойдет не о мире, а о войне, об этой стороны Дня Господня.

Есть еще «День Господень», когда мы говорим о субботе. Но, когда мы говорим о Дне Господнем и видим, что здесь суд – знайте, что ни о каком мире речь не идет. Это война, в которой сражаться будет Сам Господь.

Это мы видели в книге пророка Иоиля. Что Иоиль писал? – «Пора вам взять ваши серпы и орала и переделывать в мечи и копья» — Иоиль говорит. Это не то, о чем пророчествовал Исайя и Михей – о мире. О войне говорил Иоиль, и Иоиль говорит о дне Господнем.

Софония говорит о войне, и говорит о Дне Господнем. Когда встречается «суд», «День Господень», «война» – знайте, что вот эти темы, они основаны на нескольких событиях, которые произошли в истории Израильского народа.

Слышали: «Армагеддон»? Это будет в книге Откровение – Армагеддон. Но, это не в книге Откровение родилось – это история Израильского народа. В Палестине была одна большая (она до сих пор там), большая долина. Она по-разному называлась. В разные времена называли ее по-разному – это и долина Изреельская, это и долина Мегиддо.

Когда вы слышите вот эти названия – знайте, что речь идет об одной и той же местности. Если вы посмотрите на карте – это та долина, которая отделяет Галилею от Самарии. Представляете себе карту? На самом юге Палестины – Иудея, потом – Самария, а на севере – Галилея. Галилея рядом с Галилейским озером, морем, Геннисаретское озеро. Это горная местность – Галилея. Самария – тоже холмистая, горная местность. Иудея – тоже горная местность. Невысокие горы, но горы. И только большая, обширная долина между Галилеей и Самарией – Северным Царством – это и есть вот эта долина Мегиддо.

Вы увидите на карте эту низменность – она простирается от горы Кармил ( это тоже очень важный момент) и до Иорданской долины. И на этой долине происходили главные сражения в разные времена. Большие битвы происходили именно здесь. Понятно почему? Потому что, когда встречались большие армии, им нужно было, где развернуться, нужно было место. А в Палестине – это единственное такое место, где могли встретиться большие армии. Это обширная долина – километров семьдесят — представляете себе, низменность — длиной? Ну, и шириной в разных местах по-разному – до двадцати километров шириной – где-то уже, где-то шире.

Первое сражение, которое запомнилось в истории Израиля – выделялось, особенно – это вот то сражение, которое во дни Иосафата произошло. Когда Иосафат очень испугался царей, которые шли на него войною. И Господь ответил через левита, когда все были в страхе. И эта история записана в книге 2-е Паралипоменон 20-й главе. Тогда Господь через левита, простого левита сказал: «Стойте, не бойтесь, вы увидите, как Господь будет сражаться за вас. Вы будьте на передней линии фронта, выступите вперед и стойте». И вот это сражение стало иллюстрацией к последней решающей битве, к которой вся Библия нас готовит, через пророков. Пророки что делают? Пророки поднимают вот эти истории из истории Израиля и говорят: «Помните, что тогда было? В больших масштабах то же самое произойдет». Потому вы услышите у пророков: «Толпы, толпы в долине суда», и вы понимаете, о чем это. Это аллюзия на это сражение. В долине Иосафата – ее еще так называли «долина Иосасфата». Нет, нет и говорили: «Это долина Иосафата», непосредственно указывая на эту войну, в которой Израильтяне никаких усилий не прилагали. Самое главное усилие – это славить Бога. Когда мы читали книгу пророка Осии, вы помните там, у Осии родился сын первый? Как его звали? – Изреель. Изреель означает «Бог рассеет», «Бог рассеет» — Изреель.

Но, не столько вот это значение важно (хотя оно тоже важно), сколько события, которые связаны с Изреелем. Потому что на краю долины был город Изреель. Часто эту долину называли Изреельской долиной. И вы представляете себе, что означало это для Израильтян?

Изреель в истории Израиля ассоциировался с виноградником Навуфея. Помните такую историю? Это было во дни Иезавели, когда Ахав заболел, помните? А почему он заболел? Царь!? — он увидел виноградник у Навуфея, хороший участок; и ему так захотелось завладеть этим участком, он места себе не находит. Иезавель увидела и говорит: «Что ты печалишься? Ты царь или не царь? Что ты хочешь, чего тебе не хватает?».

«Виноградник хочу!».

«Хочешь виноградник? Завтра будет тебе виноградник».

И помните, она устроила, заплатила там нескольким негодным людям. Те пошли, ложные свидетельства выдвинули против Навуфея. Навуфея убивают. Иезавель говорит: «Иди, оформляй участок на себя». Народ смотрит, ну, а что скажешь: «царь!». Все всѐ поняли. Итак, Ахав завладел виноградником. После этого еще было ряд интриг, после которых начинает свое правление династия Ииуя – сильного царя, но негодного царя, нечестивого царя.

Потому Осия, когда пророчествует и говорит: «Вот, у меня Изреель уже родился». А что это значит? – «рассею Я вас. За что? Всю династию Ииуя Я припомню, и все интриги, и все трюки, которые они сотворили, чтобы завладеть престолом. И может быть, вам кажется, что Господь не видит всех этих интриг, всех этих политических маневров. Но, Господь видит. И когда-то появится какой-то Осия, будет звать своего сына. А вы внимательно только слушайте. Что это значит? Он вам это объяснит».

И Осия объяснил, говорит: «Господь помнит и знает, Господь помнит все нечестивые ваши похождения, и Он придет, чтобы судить». И теперь, когда мы открываем книгу пророка Софонии, мы слышим, продолжается та же тема – «День Господень наступает». Если Иоиль поднимал эту тему, он говорил о войне. Он непосредственно говорит в словах, которые Откровение подхватит из книги Иоиля, и будет рисовать картины последней битвы, которые многие называют Армагеддон.

И книга Софонии добавляет к этой иллюстрации штрихи, что это будет за битва. Интересная история того, как христиане понимали в разные времена вот это пророчество об Армагеддоне. Вы знаете, что из всех христиан, единственные адвентисты, по сути, ожидали буквальной войны, как исполнение пророчества об Армагеддоне. Буквальная война, которая где-то там должна произойти. И адвентисты вначале следили за событиями на Ближнем Востоке, ожидая, что какая-то из последних войн перерастет в мировую войну, и Господь вмешается. Это будет страшная война и последняя война. Вот с этим представлением и связано страшное ожидание Армагеддона. Многие предполагали на основании пророчеств, что Армагеддон – это будет, наверное, ядерная, третья мировая война. Адвентисты говорили: «Это будет буквальная война». Все другие, ну, главным образом, протестанты, потому что протестанты – это те, которые изучают Библию. К сожалению, другие церкви уже давно не изучают внимательно Библию, тем более пророчества. Протестанты – это еще христиане, которые читают Библию и изучают пророчества.

И тогда, когда все адвентисты говорили: «Это будет реальная война», остальные протестантские церкви говорили: «Это духовная война. Здесь не идет о какой-то мировой войне буквальной. Речь идет о духовной битве и Армагеддон – это кульминация, когда Господь всѐ расставит на свои места.

Возможно, это будет связано с какими-то конфликтами и политически, но, в первую очередь, Библия говорит о духовной войне».

Знаете, что произошло сейчас? Сейчас мы поменялись местами. Исследуя Библию, адвентисты склоняются теперь к тому, что это, в первую очередь, духовная война. Да, возможно, будут какие-то конфликты, которые как-то дополняют всю эту картину. Но, в первую очередь, это будет духовная война.

Те протестанты, которые до сих пор говорили, что это духовная война, сейчас больше склоняются, что это реальная война, и следят внимательно за всеми событиями на Ближнем Востоке – сначала конфликт между Израилем и Палестиной, потом война в Ираке, сейчас уже ждут, что, наверное, что-то с Ираном произойдет, и оттуда всѐ начнется. Так или иначе, много пророчеств из Откровения и из Иезекииля тут помогают — там и Россия находит свое место. И многие протестанты сейчас ждут конфликта буквального. Но, когда мы внимательно читаем Священное Писание, мы понимаем, что это больше, чем буквальный конфликт. Это, в первую очередь, война, которая коснется каждого лично, в первую очередь — мы не можем избежать.

И смотрите, когда мы читаем пророчества Иоиля, сейчас Софонии, мы понимаем, что это, в первую очередь, война, которая проходит, и линия фронта проходит через мое сердце – буду ли я перепрыгивать через порог или нет. Господь посетит меня, зависит от того, на какой я стороне буду находиться:

С народом Божьим, который ждѐт Его. Который старается во всѐм поступать по законам Его. Который внимательно прислушивается к каждому Слову Господа, и старается жизнь свою подчинить Его воле;

Или мы будем заниматься своими какими-то делами; выживать в этом мире; приспосабливаться под обычаи мира – одевать одежды иноплеменников, приспосабливаться к их верованиям, к их суевериям, чтоб не выделиться.

«Тогда Я приду к вам. Тогда Я приду к вам и задам вам ряд вопросов, и мы рассудим. Но, если вы старались во всѐм повиноваться Мне, говорит Господь, тогда день Господень для вас будет днем желанным».

Софония в своем пророчестве поднимает в Ветхом Завете тему «Дня Господня», говорит о дне Господнем и доводит разговор о дне Господнем до кульминации. Смотрите, что значит «день Господень» у Софонии? Во-первых, надо еще сказать, что Софония и Аввакум пророчествовали примерно в одно и то же время. И Аввакум пророчествовал во дни Иосии, царя Иудейского. Между прочим, он погиб на этой долине Мегиддо. Это был хороший царь. Тоже интересная история – непонятная история, это то, что шокировало всех иудеев. Они не поняли, что произошло. Потому что после нечестивого правления Манассии — 52 года – и после короткого, тоже нечестивого правления Амона, сын Амона, Иосия, воцарился и начинает реформы. Не успел он еще, навести порядок на холмах Иудеи, но Господь уже начал его благословлять. Он укрепился. Почувствовал силу. Государство начало укрепляться, потому что – это закономерно. Господь говорил об этой закономерности: «Если будете повиноваться Моим законам, вы будете сильным государством, и царь ваш будет сильным царем».

И вот в этот момент Египетский фараон Нехао выходит, чтобы сразиться с Вавилонянами. В это время на севере Вавилоняне начинают голову поднимать. Две силы – Египет, тут еще сильная держава, а на севере появляются Вавилоняне. А это соперники. Египтяне, они, вообще, никогда не терпели соперников; они всегда — и Вавилоняне, и Египтяне, и Ассирийцы, и персы потом — они не терпели никаких соперников – им надо было помериться силами.

И потому, когда Египтяне услышали, что Вавилон там крепнет, тут же Нехао, фараон собирает большую армию и идет в сторону Вавилона.

А ему надо проходить через Иудею. Проходит через Иудею. А это было во дни Иосии. Иосия почувствовал себя сильным в Господе; ну, и Иудеи, тут, «добры молодцы» стоят на границе. Египтяне идут огромным войском. Иудеи стали и говорят: «Не пустим». Фараон говорит: «У меня не с вами конфликт, я только пройду». «Нет!». Иудеи почувствовали себя сильными, сильным народом, и они говорят: «Нет, только через наш труп». И тогда фараон разворачивает свою армию, и они выстраиваются на эту долину Мегиддо, потому что только та долина могла их всех вместить. И тут Иосия, царь со своей армией. И вы знаете, что происходит? Фараон только отдает команду своим лучникам, обстрелять только колесницу царя. И в течение нескольких минут это произошло – ранили Иосию, ранили смертельно. Тут же его колесницу с поля боя, но он по дороге умер, его не довезли. Ну, и Иудеи разошлись. Фараон дальше продолжил свой путь к Вавилонянам. Там его ждало поражение от Вавилонян. Вот такая история. Но, погиб царь, царь – реформатор. Софония жил в это время, и он пророчествовал. Вы понимаете, о чем он пророчествовал? – «но день Господень близок, день Господень близок. Это не вот эта битва. Это будет битва, где Господь остановит врагов. Не вы остановите, не вы должны сражаться».

Вы понимаете, что не понял Иосия? Он был хорошим царем, но он полез в драку, а это не его дело было. Ему надо было петь песни, ему надо было рассказывать людям о Боге – все, что надо делать – а не меряться с силами с язычниками. Это не наше дело. Вы понимаете, наша задача в этом мире, какова? Мы не можем соревноваться ни в одежде. Мы не можем соревноваться с этим миром ни в чем – ни в архитектуре, потому у нас скромные дома, главное, чтоб нам было удобно. Мы ни в чем не можем с ними соревноваться. Это не наша профессия.

Наша задача – быть благовестниками и говорить: «День Господень близок», и предупреждать людей, «что наступит последняя битва, и в этой битве Господь победит!». Соберутся люди, которые всю жизнь учились воевать. Они будут думать, что достигли вершины искусства в этом деле – добиваться своих целей. И они будут думать, что они и на этот раз победят. Но, Господь говорит: «Я положу конец всем вашим планам. Я соберу всех, любящих воевать в самую широкую долину, чтоб всем хватило места. И Мой народ будет петь!». Понимаете, Господь предвосхищает великую битву. Это то, что Господь говорил: «Я уже назначил день. Это будет день жертвенного заклания. И Я знаю, кого позвать». Понимаете, что тут? Тут все уже решено. И это будет последняя битва. Эта битва – это великая борьба. Никто в стороне не останется, никто! Только у каждого будет своя роль. От нас зависит, что мы выберем. Если мы будем хорошо помнить все эти древние истории – долину Иосафата, долину Изреельскую, «Изреель» — что значит? Будем помнить, что с западной стороны этой долины возвышается гора Кармил, будем помнить, что там происходило когда-то. Если мы все это соберем воедино, у нас будет полная картина того, что ожидает от нас Господь. И знаете, что это значит? Чего Он ожидает? – Полного доверия Ему. Как когда-то Илия, помните? Он полностью доверился Богу, он был один. Он усложнил задачу, как только можно было придумать – еще воду налил на жертвенник. И Господь явил Свою силу.

Как было во дни Иосафата – выходить против армии из множества народов с хористами во главе. Но, это необычная война – тут на войну выходит Сам Господь. Знаете, это священная война в Священном Писании. Священная война – это когда Господь будет «поборать», когда Он будет воевать.

Это то, что произошло на Чермном море. Что Израильтяне делали, помните, на берегу моря? – пели песнь. И всплывали Египтяне с прибоем моря.

Софония предупредил: «День Господень, он страшен, он страшен». Софонии, 2-я глава начинается так: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте народ необузданный». Понимаете, как надо готовиться к войне? «Слышал Я поношение Моава и ругательства сынов Аммоновых, как они издевались над Моим народом и величались на пределах его. Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра». Мы уже давно заметили, что для Господа национальность не столько имеет значение, правда? Он то евреев называет : «вы , как Содом и Гоморра, то сейчас – Аммон , Моав. Что это значит? А дело в том, что для Него не национальность важна, а характер. Как только евреи стали поступать, как жители Содома, Он говорит:

«Содом! Я вас буду судить. И вы уже знаете, как».

В 3-й главе Софония говорит: «Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю!». А здесь пойдет речь уже об Иерусалиме. «Князья его посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости». Вот вам картина другая. Для Бога – знаете, если Он соберет все народы на последнюю битву – то там подругому принципы будут собраны народы и сгруппированы. И колена, там, у Бога другие.

Понимаете, почему колена в начале по национальному признаку, а потом по характеру? В книге Откровения говорит: « У Меня все колена в сборе, все на месте, и всех одинаково». Почему? Будут по визам, по паспортам туда заходить? По национальности? Нет, по характеру. Бог видит сердце, Бог знает, кто Его народ. Его народ те, кто правильно будут воевать, кто оденется в правильные одежды, кто будет поклоняться правильному Богу, и кто будет поступать по воле Божьей, и у кого характер будет отражать Божий характер – вот это Его народ! И вот эти люди будут всегда поступать так, как Его народ поступал во все времена – они будут петь, а Господь будет сражаться. И знаете, чем это все закончится? Красиво закончится: «Вот Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное и приведу их в почет и именитость на всей этой эемле поношения их. В то время приведу вас и тотчас соберу вас; ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш пред глазами вашими, говорит Господь». Аминь!