Не хлебом единым…

Сразу после того, как Иисус крестился у Иоанна Крестителя на Иордане, а это происходило в том месте, где когда-то давно израильский народ переходил Иордан, чтобы взять первый город Иерихон, Иисус, написано в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Луки, поведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола. Так написано в Евангелии от Иоанна. Так начиналось Его служение, и там Он находился сорок дней, не ел, и не пил. И евангельские повествования сообщают нам о трех искушениях Христа. Помните, первое?

Сатана подошел к Нему и говорит: «Вот, камни, что мучаешься, Ты же Сын Божий, Ты же можешь из камней сих сделать хлеб». Три искушения в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Луки описаны. И у Матфея, и у Луки первое искушение – это «сделай камни хлебами». Но Иисус сказал: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Интересно, что служение Христа начинается вот этим искушением, связанным с пищей и заканчивается тоже пищей – они собираются на вечерю. Это служение Христа. Это не единственное в Библии. Если мы посмотрим, что Библия говорит о пище, то мы обнаруживаем ту же картину во всей Библии. Только открываем Священное Писание, и первое испытание первых людей связано с пищей. А закончится Библия чем? Соберемся на брачный пир Агнца. Видите? Одинаково.Что происходит с израильским народом? Выходят из Египта, и первое испытание где? Пища. И придут туда и будет пир в Ханаане. Вы думаете, случайно? Всё начинается с пищи. В прошлой части, в прошлой главе, мы побывали у Иисуса дома вместе с Его учениками. А сегодня мы сядем за стол, вот сейчас. Потому что, когда вы идете в гости, хотите или нет, первое – вы попадете за стол. И потому вопрос пищи, он не на последнем месте. С этого всё начинается. Как бы мы не хотели уйти от этого вопроса, никак не получится, потому что Бог никуда не уходит от этого, и прямо говорит: «У вас будут проблемы, и первые проблемы, это тут – пища. И Я хотел бы, чтобы у вас не было этих проблем, и хотел бы вас чему-то научить». Израильский народ выходит из Египта и первые проблемы у них с пищей. А Церковь Нового Завета, думаете, не так? Откройте Книгу Деяний. Как только она организовалась – и проблема. 6 глава Книги Деяний открываете, и что там написано? Начался ропот, кого-то чем-то обделили. Как это решать?

Вы понимаете, кажется, мелочь, но не мелочь, потому что мы едим каждый день. И если хотите, с этого надо начинать. Если научимся кушать, как положено, то и, думаю, и дальше у нас что-то получится в жизни. Если тут мы запутаемся, то что дальше? Если в таких мелочах у нас какие-то проблемы, то как будем серьезные вопросы решать? А Господь хотел бы нас сделать людьми идеальными.

Почему Библия начинается пищей и заканчивается пищей, история о Христе начинается пищей и заканчивается пищей, история израильского народа ветхозаветней Церкви начинается пищей и заканчивается пищей? Почему история Церкви Нового Завета начинается пищей и заканчивается пищей? Почему? Это случайно? Ведь в Библии написано: «Царствие Божие не пища и питье». Помните такой стих? А почему так? Почему Бог, с одной стороны, говорит: «Это не важно», а с другой стороны, опять и опять возвращает нас к этим вопросам. Вся жизнь состоит из мелочи, и кто этим пренебрегает, терпит поражение во всем. Именно в этом потерпели поражение Адам и Ева. И мы шесть тысяч лет уже здесь. Из-за чего? Если б кого-то убили, если б там банк ограбили, если бы еще что-то… Но подумаешь, взяла и сорвала плод с дерева. Что такого большого? Дело, конечно, не в этом дереве. Это не проблема аппетита, это проблема отношений. Мы коснулись сейчас пищи, и не пищи. За этим стоят отношения. Если Бог сказал: «Не ходи, даже не смотри в ту сторону», а я иду – это что-то говорит о наших отношениях. Если Господь сказал евреям: «Не выходи собирать манну в субботу», а он пошел – это что-то говорит об отношениях. А там в первой Церкви в Книге Деяний? Что пища, вы думаете, пища? Проблемы отношений. И потому кажется, что их обделяют. И везде за пищей скрываются проблемы отношений. Потом Павел напишет, в послании к Коринфянам, говорит: «Вы на вечерю Господню, когда собираетесь, вы ж не приходите, чтобы наедаться, вы друг друга ждите. И не просто так участвуйте в вечере, не думая, потому что если будете просто так, лишь бы поесть, то вы преступление против себя совершаете». Почему Господь нас на вечерю собирает? Хочет научить нас порядку, правильным отношениям. Это не проблема аппетита, хотя с аппетитом тесно связана. Я вам сейчас цитату прочитаю из книги «Свидетельства для Церкви, том 1, послушайте: «Плохое обращение с собственным желудком и потакание нездоровому аппетиту – благотворный источник большинства церковных дрязг». Нравится? «Те, кто ест и трудится неумеренно и неразумно, точно так же неразумно говорят и ведут себя. Невоздержанный человек не может быть терпеливым. Вовсе не обязательно пить крепкие алкогольные напитки, чтобы прослыть невоздержанным. Переедание – это грех. Когда человек ест слишком часто, слишком много жирной, нездоровой пищи, при этом нарушается работа органов пищеварения, повреждается мозг и извращается здравое суждение, исключая разумное, спокойное, здоровое мышление и действие». Нравится? «Подобные привычки являются подлинной причиной многих церковных конфликтов». Понаблюдайте, понаблюдайте за собой, за людьми, и вы убедитесь, что это так. «Свидетельства для Церкви, том 1, стр. 528 (618,619 страница в оригинале). Вы знаете, когда я прочитал эту цитату, она меня потрясла, поразила. Как так? И когда смотрю в Священном Писании, тоже так. Если не уметь вести себя за столом, то будут проблемы в отношениях, потому что нездоровое питание сразу влияет на голову. Голова начинает болеть, если не вовремя и много поел, все силы организма идут на то, чтобы бороться с тем, что вы туда вложили. Очень тесно связано то, как мы питаемся, с тем, какие отношения. Священное Писание говорит об этом на всем своем протяжении.

И помните слова Соломона? «Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык». Почитайте, он столько о пище говорит: о пьянстве, о пище, о не воздержании, и о том, как это влияет на отношения. Вы можете не верить. Понаблюдайте. Как мы говорили: «вникай в себя и в учение, в себя и в учение» Можете по сторонам посмотреть, не для того, чтобы критиковать, а для того, чтобы убедиться, что это так. Потому что, в конце концов, наша задача, в первую очередь, себя в порядок привести, не кого-то, все равно не приведете в порядок. Если себя не сможем обуздать, то другого и подавно. Так что все, что мы делаем, и для чего мы читаем Священное Писание, это для того, чтобы чем-то помогло. Правда? А если нам не помогает, то что ты хочешь другому дать? Так не получится. Либо Священное Писание мне поможет и изменит мою жизнь, а тогда будет то же самое, что со Христом было. Христос пришел в мир, Он жил, и Его жизнь была для кого-то примером для подражания, для кого-то обличением, молчаливым обличением. Эти люди места себе не находили, пока не убили Его. Потому что Его жизнь была светом. Когда Иисус ходил рядом, никто не мог сказать, что совершенен. Никто не мог свою жизнь выдать как эталон, потому что любой человек мог посмотреть рядом на Иисуса, и все становилось ясно, без слов. Там не надо было объяснять, что «вот, Иисус – это человек». Пилат только посмотрел и говорит: «Се Человек!» «Это человек!». Не надо было убеждать, защищать. Достаточно только посмотреть. Вообще-то, так всегда, если мы хотим. Если фарисеи и книжники не хотели признать, что Иисус был Мессия, и действительно образцом для подражания, то а как вы убедите их, они так и не захотели, так и не признали.

Проблема пищи очень важна, потому что мы едим каждый день. Все люди понимают, все люди, и верующие и немного верующие, и неверующие, понимают, что пища что-то значит в жизни, и тесно связана с духовностью. Смотрите, даже те, кто в Церковь ходит раз в год на Пасху, они понимают, что перед Пасхой нужно стать адвентистом. Посмотрите, что они считают надо есть, а что нельзя есть, и вы поймете, что они знают, как правильно. Но только не хватает терпения так всю жизнь. А это ж было бы здорово. Не болели бы, голова не болела бы ни у него, ни у соседа. Это тесно связано. Я не все истории в Библии вспомнил о пище, вы можете продолжить, где все начиналось с питания. Книгу Даниила вспомните? Книгу Даниила помните? С чего начинается испытание? С чего начинается проповедь Евангелия у них? А они не могли рассказывать о своих убеждениях, а пришли, сели за стол, и хочешь, не хочешь, – расскажешь. Вы знаете, что это лучший способ заявить о своих убеждениях. Только, конечно, смотря, как ты это делаешь. Вы знаете, с каким уважением люди относятся к тем, у кого есть какие-то убеждения. Господь на протяжении всей истории пытается наш аппетит опять привести в то первоначальное состояние, потому что это немаловажно.

Смотрите, Пасха – это то же самое, что вечеря в Новом Завете. Да? Что на столе в Ветхом Завете? Агнец. Что на столе в Новом Завете? Хлеб и виноградный сок. Видите, куда мы идем? Куда нас приводит Господь? Выходят из Египта, Пасху празднуют, приходят к Ханаану. Что несут из Ханаана первое? Виноградную гроздь. Вы думаете, случайно? Так Господь хотел бы нас оторвать от наших привычек. Но Он терпелив, Он не торопит. Вы знаете, Он мог бы приказать и сказал бы так: «У входа в Царство Небесное проверяю желудки». Но Он не делает этого, вы понимаете? Потому что это не Ему надо, это нам надо. Он так хотел бы, чтобы у нас поменялось отношение к тому, что мы едим и что мы пьем, чтобы у нас вкусы и привычки поменялись. И когда Иисус расставался с учениками, Он говорит: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до тех пор, как буду пить в Царстве Отца Моего». Он приглашает нас за стол. Вы знаете, Он не только хотел бы нас в гости пригласить, Он хотел бы нас и накормить хорошей полноценной пищей. То, что мы едим на этой земле, это жалкое подобие того, что Он готовит нам. Он так хотел бы, чтоб наши вкусы уже менялись, чтоб мы уже предвкушали ту жизнь. Потому что это тесно связано, с тем, какой у нас характер. И вы знаете, на этом фронте идет великая борьба. Великая борьба!

Вы не думайте, что вопрос питания маловажен. Смотрите в Священное Писание. Начинается и заканчивается этим вопрос. И на всем протяжении, нет-нет, и этот вопрос поднимается. Не думайте, что это что-то, что не играет никакой роли в нашем спасении. Нет, конечно, не напрямую, но косвенно очень сильно влияет. То, что я ем, это то, что я есть, на в самом деле. Из чего я устрояю дом телесный, то я и есть. От этого зависит моё здоровье. А вы знаете, если здоровье зависит мое физическое, вы думаете, это не скажется на духовном? Почему мы говорим: «если у меня болит голова, то я уже плохо соображаю и не могу задачи решать». Есть связь между моим состоянием физическим и умственными способностями. Точно также существует прямая связь между моим состоянием физическим и духовным состоянием. Почему часто приходит муж с работы и говорит: «Я очень голодный, потому нервный». Понимает же, что отношение зависит от того, какое у него состояние желудка. Это тесно связано. Женщины более терпеливы. Но часто говорят: «Ну, что, я работаю на такой работе, меня там травкой не покормишь. Мне надо там…». Это миф. Самые сильные животные – травоядные. Но не об этом речь. Я хотел бы обратить наше внимание на то, что от того, как мы питаемся, от этого зависит наше духовное состояние, и очень сильно. И на этом фронте идет великая борьба. Это не Люцифер восстал где-то против Бога. Это уже борьба идет на уровне моем, и мне никуда отсюда не уйти.

Вы думаете, случайно, когда Елена Уайт писала книгу о здоровье, в это время Чарльз Дарвин труд свой писал. И знаете, о чем? Выживает сильнейший. Тот, кто поедает другого, вот тот и выживет. Посмотрите вокруг. А то, во что веришь, тесно связано с поведением. Кто выживает в политике? Сильнейший. Кто выживает в бизнесе? Сильнейший. А какой ценой? Вы понимаете? Здесь о терпении, о воздержании, а там – раздвигай локтями, поедай других. Вы понимаете, это тесно связано. И мы стали хищниками. А Бог так хотел бы сделать людьми опять. А оттого, как мы ведем себя за столом, от этого зависит наш характер. Бог делит чистое, нечистое. А в теории эволюции всё одно, от амебы до человека, никакой разницы. У Дарвина – инстинкт, а у Бога – разум.

Понимаете, чтобы стать человеком, надо полностью им стать. Если хотите, чтобы у нас были и отношения как у людей, то надо пересмотреть всю жизнь. Вот почему Библия говорит: «Надо заново родиться». А это значит, всё поменять. Вы не можете только что-то изменить, а что-то оставить. Все равно затянет потом туда. Вы не можете оставить часть удовольствий себе, это ложные удовольствия, это только мнимые удовольствия, и частично посвятить себя Богу. Вы не можете этого сделать, потому что рано или поздно вы скатитесь туда же опять. Вы не можете взять часть Библии, принять, а остальную отбросить, потому что это все Слово Божие. А если вы отбросите всю пищу отбросить из Священного Писания, посмотрите, что останется. Все, что там о пище написано, вы увидите, что там останется от Библии. Я думаю, что около половины выбросите.

Почему Господь так настаивает на этом? Почему, нет-нет, и нас возвращает туда?

Потому что это важно. Если выдержим это испытание, будем победителями, как Христос. Как открыли евангельское повествование, сразу же сталкиваемся с вопросом пищи. Если выдержим это испытание, пойдем дальше. И много еще увидим. Если нет, придется блуждать по пустыне, как когда-то евреи, по кругу, опять будем учиться хорошим отношениям, элементарным принципам чистоты и здоровья, и учиться доверять Слову Божьему.

Иисус пришел на Землю, чтобы победить там, где мы не выдержали, там, где мы пали. И шаг за шагом решает эти вопросы, потому что Он хотел бы нас полностью восстановить. Он не настаивает, как хотите. Он просто показывает пример. Как вам искушения? Трудные? Вы знаете, главное, не убрать со стола или поставить что-то на стол, не в этом вопрос. В нашем отношении к этому вопросу.

Потому мне странно бывает, когда вегетарианцы, которые не едят мяса – «давай из сои сделаем мясо». Ничего тут не поменялось. Чтоб и такой запах был, и чтобы такой вид был, но заповедь исполнил. А ведь вы понимаете, что Бог хочет изменить что-то большее – наш вкус, а то попадем в Царствие Небесное, Он накроет стол, а мы скажем: «Ну, а это мне не нравится». Или нет? А если не скажем, так знаем же, что-то вкусно, знаем, что это настоящая пища.

И в конце концов, если хотите знать, не это самая главная тема. Потому Царствие Божие, не пища и питье. Мы сейчас поговорили, еще раз вернемся. Если это не самое главное, и не такое принципиальное в вашей жизни, почему бы это не оставить. Оставьте, и идем дальше. Но если это очень важно для меня, и очень принципиально, что оставить не могу, то как бы это не помешало мне в жизни. Вот такое искушение, вот такое искушение – первое искушение Христа. Вы знаете, Он устоял, потому что у Него была более возвышенная цель. Он пришел не Себе угождать. Он не пришел сюда хорошо поесть. Он пришел сюда, бедным, несчастным, больным помочь, людям, которые уже давно испортили свое здоровье своим неумеренным и нездоровым аппетитом ко всему, и к тому, что на столе, и к тому, что в жизни. И потому Он воздерживался от всего, что может нанести вред человеку. Он был Светом.

Если хотите узнать, как жить, смотрите на Него. Он – Царь всей Вселенной. Если Он отказался от служения Ангелов, если Он отказался от Своей славы, которая была у Отца, которую Он имел в Небе, если Он пришел на нашу несчастную Землю, если Он принял образ человека и не царя, а самого простого человека, если Он на все это пошел, то неужели для меня может быть что-то сложное, что Он предлагает изменить в моей жизни, и я бы не захотел. Тем более, что это для моего же блага. Неужели есть что-то вкусное, на мой взгляд, что Он говорит, что «тебе это не полезно», и я ради этого потеряю отношения с Ним и жизнь вечную? Да не будет этого! Нет, это не самое главное в этой жизни, за что стоило бы ухватиться и держаться, и не отпускать. И это Иисус пришел на Землю показать. Ради этого Он не ел и не пил, чтобы показать людям. «Я готов все оставить, только бы вас спасти». От всего отказаться. А Павел не так говорил? «Я готов от всего отказаться ради Иисуса Христа. Для всех я сделался всем, чтобы спасти этих людей», и все те, кто следуют за Иисусом будут так же поступать. Они скажут: «Для меня в этой жизни нет ничего настолько ценного, от чего я не мог бы отказаться ради Иисуса». И если Он говорит, что это важно, для меня важно, для моего здоровья важно, для моих отношений важно, для моего духовного состояния важно, и для моей вечной участи важно, то у пойду за Ним. Я постараюсь мои вкусы поменять, я постараюсь мой образ жизни поменять, если надо, поменяю диету, если надо, поменяю одежду, если надо, поменяю привычки. Если это мешает нашим отношениям, я и от этого избавлюсь. И пойду, куда бы Он ни повел.

Такие будут в числе искупленных. Это о них Иоанн потом напишет, что он видел их «на кристальном море, они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они сидят за столом». Вот почему, в Новом Завете в христианстве практически один праздник остался – вечеря Господня. И что это такое? Это то, о чем Иисус говорит: «Се, стою у двери и стучу». Что Он говорит?

– Хочу к вам на чай.

–А что это значит? Что пища для нас самое главное? Там надо, чтоб столы ломились?

– Нет! Я хочу с вами пообщаться. А это лучше всего сделать за столом, но за простым столом, когда в центре внимания будет не то, что на столе, а кто за столом.

И это станет способствовать нашим хорошим отношениям. Помните, что мы живем не для того, чтобы есть. Мы едим, чтобы жить. Не только хлебом жив человек, но в первую очередь, всяким словом, которое исходит из уст Божиих. Об этом можно было бы еще много говорить. Но у нас столько тем интересных впереди. Мы побывали у Иисуса дома, мы побывали за столом. А теперь будем слушать, чему Он нас будет учить. И каждая новая страница в Священном Писании будет открывать новую и новую историю из жизни Христа на Земле. Постараемся, когда мы будем открывать эти истории для себя, чтоб наш ум был ясным и восприимчивым. Помните, что это зависит еще и от того, что вы будете есть, и насколько плотно. Пойдете домой, желаю вам приятного аппетита. Но помните о том, что пища должна быть такой, чтоб вам ясно видеть Иисуса, и остро ощущать, что Ему нравится, а что нет. И это даст вам здоровье, даст вам сил не только физических, но поможет вам увидеть и другие искушения. Если вы победите это искушение первое, дальше будет легче. Иисус устоял. Неужели мы падем? Я думаю, что стоит идти за Ним. Стоит воздерживаться от всего, что нам вредит. И тогда мы увидим Ханаан. А там плоды – не то, что здесь! Счастливого пути!