Час Мой

Евангелие от Иоанна 2 глава: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и тебе, жено? Еще не пришел час». Что за час? О чем Иисус говорит – «еще не пришел час»? Фактически, когда вот эта неудобная ситуация на свадьбе произошла, не хватило вина, Мария поняла, что Иисус может выручить, что Иисус может что-то сделать, чтобы эту неудобную ситуацию как-то решить, выйти из нее. И потому она подошла к Иисусу и говорит: «нет вина». Что она этим сказала? «Сделай что-нибудь, помоги». Интересно Иисус ответил: «Что Мне и тебе», это не наше дело. Он, фактически, сказал: «Ну и что, это не нас же это касается». Но, при этом видно, что Он понял, что она имеет ввиду, что она предлагает Ему чудо совершить, потому что ответил: «Еще не время, могу, но еще не время, не пришел час Мой». В Священном Писании вот это выражение, в разных вариантах, мы часто встречаем: «час Мой», «тот час», или по-другому – «день Господень», «тот день». Что значит это выражение, когда, где-то, или в Евангелиях или пророки говорят, что это значит: «Мой час», когда говорит Господь это, когда Иисус говорит? «Мой час» — что это значит? «Или Мой день», «вот настанет Мой день», или «день Господень». Когда мы смотрим во всем Священном Писании, как используется это выражение, мы понимаем, что это означает, если день Господень, это и суббота, и это означает пришествие Христа – «тот день» или «тот час» – тоже о пришествии Христа может идти речь, может идти речь о суде – «в тот день скажут». И везде, где вы встречаете это выражение: «И Он скажет в тот день», всегда, когда мы слышим это выражение, оно связано с тем, что в этот день Бог будет в центре, тогда Он будет в центре внимания всех. Суббота – это что такое? Это когда Господь в центре внимания нашего, этот день посвящен Ему, потому это Его день. «Час Мой не настал». Понимаете, что в контексте свадьбы Иисус говорит? Это «не Мой час». А чей это час? Жениха и невесты. Представляете себе, свадьба. Что мне нравится, наш Господь с большим уважением относился к этому установлению. Свадьба – это не Мой день. Это день жениха и невесты. Ну, и правда, когда мы на свадьбе бываем, что самое главное интересует нас? Вот а конкретно, какие самые распространенные вопросы? Кто? Да, жених. Невеста, как выглядела. Но это правда. Невеста в центре внимания. Жених, там где-то, фон создает вокруг. А самое главное, спрашивают, а в чем она была одета? Правда? Это самый свадебный вопрос – в чем невеста была одета? И столько разговоров. Конечно, это больше женщины об этом говорят. Мужчины как-то в тени – это не их час, это не их день. Это невеста в центре внимания. Но смотрите, что происходит здесь? Иисус же чудо совершил, правда? Сказал: «Не Мой час», а чудо-то совершил. Но как совершил! Вот этот диалог между Иисусом и Марией состоялся, мы на 4 стихе остановились: «Иисус говорит ей: что Мне и тебе, жено? Еще не пришел час Мой». Ну, и кажется, вопрос исчерпан. Иисус говорит: «не время», Мария уходит. Но что делает Мария? «Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Понимаете, Он то говорит: «еще не настал час Мой». Но Мария знала Иисуса уже очень хорошо, знала Его характер, Он не бросит, Он не оставит в беде, тем более, что может помочь. Но что Он сказал? Он сказал, Я не буду в центре внимания, это не Мой час, это не Мой день, все внимание должно быть посвящено сегодня жениху и невесте. Мария это поняла, зная Его характер, зная ситуацию, она поняла, и потому смело идет и говорит тем, кто отвечал за свадебное торжество, и говорит:«что Он вам скажет, то сделайте». «Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верху. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли». Не все видели, как это происходило, Иисус об этом позаботился. «И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал», ну, самый главный и не знал, «откуда это вино, знали только служители, почерпнувшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха. И слушайте, что говорит, и говорит ему: «всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». Жаль, что тут диалог дальше не описывается. Иоанн в следующем стихе просто черту подводит – так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской! Всё, он завершил повествование. На чем остановились? Мы видим самых главных людей в центре – распорядитель пира и жених, беседуют. Распорядитель говорит: «Как же ты так это сделал? Люди обычно самое лучшее в начале, а потом то, что осталось, а у тебя как-то наоборот получилось». Интересно, что ему жених ответил? «Ну, это же я». Да? Я не знаю, что он ответил. Думаете, он знал? Вообще, жених никогда не в курсе. Жениха ничего не волнует. О чем он думает? Да, вы понимаете, что у него в центре внимания, у жениха? Невеста! Вино какое-то, что там. Вот так Иисус совершал чудо. Как Иисус не просто помогал, а умел это сделать правильно. На этой свадьбе был самый великий Учитель, на этой свадьбе был самый выдающийся Проповедник, на этой свадьбе был величайший Священник. И заметьте, на этой свадьбе Он не занял Собой внимания присутствующих, потому что Он понимал, что нужно. Это продолжение той же темы, центр всеобщего внимания, авторитет, и Он наш образец. Но тут в этой истине есть еще одна истина, которая из нее вытекает, потому что вы понимаете, что значит «час Мой»? Есть еще что-то в Священном Писании, что тоже называется «часом Моим», «ещё не настал час», и об этом Иисус говорил. Что значило: «еще не настал час Мой»? О чем Иисус говорил? Что должно, какой час должен настать? Будет в центре внимания. А вы знаете, как? Голгофа. Помните, Иисус скажет: «Но, на сей час Я и пришел». Помните, когда? Когда это было? В Гефсимании Он молится: «Боже, если можно, чаша сия…», слышите Кану, чашу принесли, «если можно, чаша сия да минует». Но потом говорит: «Но, что Я говорю, на сей час Я и пришел». Слышите? А там, когда Иисус собрал Своих учеников в верхней горнице, отпраздновать Пасху, что Иисус делает? Тоже там вода и там вино, и Он обслуживает всех вином, а потом говорит: «Я вам заявляю, истинно говорю вам: не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда опять буду пить новое вино». Слышите Кану? «Как это ты старое вино в начале, а новое в конце? Люди же наоборот делают». Когда в Священном Писание мы слышим вот это выражение – «Час Мой», и особенно из уст Иисуса, тут мы чувствуем еще один привкус, еще один оттенок – это особый час. Здесь же в Евангелии от Иоанна в 12 главе интересная история описана, в 20 стихе: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые эллины». Греки. Надо сказать, что это было уже в последнюю неделю, перед распятием. Народ начинает собираться в Иерусалим, на праздник Пасхи. Иисус приходит на этот праздник. И вот, среди пришедших на праздник были некоторые эллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: «Господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу». Вы знаете, почему эллины подошли к Филиппу? И знаете, почему Филипп подошел к Андрею? Из учеников Иисуса, только у Филиппа и у Андрея греческие имена. Понимаете, почему удобно было грекам подойти к Филиппу и Андрею? И вот, Филипп зовет Андрея, и сказывают об этом Иисусу. Что говорят Иисусу? Ну, греки хотят видеть Иисуса. Это 22 стих. Вот 23 стих: «Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому». И дальше речь Иисуса. Вы знаете, как будто что-то пропущено. Похоже, между 22 и 23 стихом, вот вся эта процедура, как Филипп пришел, сказал Иисусу, потом как они пригласили эллинов, потому что нигде дальше вы не видите, что Иисус отвечал эллинам, и когда они подошли. То ли эллины уже подошли вместе с Филиппом и Андреем, и просто они Его представили, то ли Иоанн упускает подробности, как они привели к Иисусу эллинов. Так или иначе, Иисус уже отвечает. Кому отвечает? Иисус же сказал им в ответ. «В ответ» – подразумевает, что они уже что-то сказали. Кто они? Скорее всего, эллины, потому что дальше вся речь, Он ответит эллинам: «сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому». А почему на эту тему ответ? Мы можем только из ответа Иисуса предположить, что эллины сказали Иисусу. И похоже, эллины пришли к Иисусу, давайте включим воображение своё, потому что Иисус отвечает им: «пришел час прославиться Сыну Человеческому». Похоже, эллины давно наблюдали за Иисусом и хотели с Ним встретиться. Они слышали о Нем много. А греки, вы знаете, греки – это люди, которые особенно ценят выдающихся людей, выдающиеся личности в Греции особенно почитались. Вы же знаете, что многие известные ученые, которые положили начало многим наукам, были греками. И если это так, то греки могли прийти к Иисусу и сказать: «Мы знаем о Тебе многое, мы слышали о Тебе. Такой ум! Такая выдающаяся Личность! Такие чудеса можешь творить! Это ж надо такой человек, такая Личность, и не воспользоваться этим! Куда смотрит ваш Синедрион? Давай, с нами, давай к нам, у нас всегда ценились такие люди! У Тебя будет столько учеников! Если будешь выступать, будешь выступать в Афинах, в Ареопаге». Помните, Павел туда попал? «Недостатка в слушателях не будет. Давай, к нам. Непростительно же, чтобы такая Личность не получала должной славы!». И тогда Иисус сказал им в ответ: «Вы знаете, уже пришел час, вы вовремя пришли. Вы будете свидетелями Моей славы – пришел час прославиться Сыну Человеческому». Не верите, что Иисус об этом говорил? Смотрите, что Он дальше говорит: «истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, павши в землю, не умрет». Слышите? Понимаете, что Он об этом говорит: «то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой». Слышите, о чем Иисус говорит? Если эллины Ему предлагали идти в Грецию, чтобы действительное признание получить по праву, которое Он по праву заслуживает, то очень понятно, почему Иисус им так отвечает. «Наступил час, вы увидите. «Того почтит Отец Мой» – 26 стих. 27 стих: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать?» А почему возмутилась? Что происходит с Иисусом? Вы понимаете, когда Иисус видел этих людей, и Он понимал, ведь они правду говорят. Люди, пришедшие издалека, прекрасно понимали ситуацию. По-человечески, какая борьба происходит, ведь Он заслуживает большего уважения. И они правду говорят. Но, с другой стороны, Он знает, для чего пришел. «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать?» Вы понимаете, что здесь происходит маленькая Гефсимания, репетиция к Гефсимании. Фактически, Он переживает уже то, что будет в большей мере переживать в саду Гефсиманском. Он не мог говорить просто, как сообщать им информацию, потому что Он знал, что Его ждет впереди. «Что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего!» Слышите? А дальше что? «Но, на сей час Я и пришел». Слышите, Гефсиманию? «Час сей». Помните Кану? «Еще не час». Всегда, когда речь идет о том, что кто-то будет в центре внимания на этой земле, помните, что это связано со страданиями. К сожалению, на этой земле так. Знаете, Иисус прекрасно это понимал, потому Он и говорил: «еще не время». Вы знаете, чем раньше Он начнет чудеса творить, тем скорее наступит этот час. Он ясно это понимал, потому что Он видел людей, Он знал людей. Ему не нужно было, чтобы кто-то объяснял, что там происходит, Он видел их. Он видел их взгляды, Он читал их мысли, и Он понимал, что там происходит. Он отодвигал этот час, насколько это было возможно, не потому что Он боялся, а потому что Он понимал, что торопить события не надо. У Него была миссия, которую Он пришел совершить. И Он знал, что Он совершит это дело, каждый этап этого дела. И когда Он подошел к последнему – это была кульминация. Он вполне осознавал, что Его ожидает. «Отче! Прославь имя Твое». Знаете, где слава, там страдания, если это настоящая слава. «Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром. А другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа; Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон; И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». О чем речь, о чем Иисус говорит? «Внимание всех людей будет приковано ко Мне». Знаете, когда? «Когда Я буду вознесен от земли». А это когда? Дальше читайте. 33 стих: «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет». Очень ясно, понятно, не о вознесении Он говорит после воскресения, не о чем другом не говорит, потому что дальше комментарий. Иоанн объясняет, о чем Он говорил: «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет». Помните Никодима? Помните, что Иисус говорил Никодиму? «Когда увидишь то, что происходило когда-то, в древности, как Моисей змея вознес, так и Я буду вознесен». И теперь Иисус соединяет и говорит: «Когда Я буду вознесен от земли, вот тогда наступит час». А что это значит? «Я буду в центре внимания, всех привлеку к Себе, все будут говорить обо Мне. Я буду в центре внимания. Вот это будет слава». И Отец что ответил: «Да прославил и еще прославлю, и еще все впереди». Почему не в Кане, почему на Голгофе? Знаете, чем Библия начинается и чем заканчивается? Она начинается свадьбой и заканчивается тоже свадьбой. Смотрите, так. Что первое? Даже раньше субботы, свадьба в Библии. В пятницу вечером свадьба. И кто в центре внимания? Ева! И Адам поёт песню там, почитайте, поэму сочинил: «Это кость от кости моей», там в стихотворной форме, у нас не в стихотворной форме, а на еврейском в стихотворной форме. Песни поёт, как увидел Еву. И кто в центре? Когда Бог сотворил человека, Он ушел в сторону, «еще не час Мой, солнышко зайдет, наступит Мой час, а сейчас ваш час». Он поставил во главе всей Земли человека, говорит: «Вы в центре, и все вам подчиняются». Как вам нравится такой Бог? А потом говорит: «Ну, а теперь давайте, Я вам хочу что-то рассказать, Я вас хочу чему-то научить, обратите внимание, из семи дней один день Мне уделите. Я больше не отниму вашего внимания». Как вам нравится такой Бог? Библия начинается свадьбой и закончится свадьбой, читайте Книгу Откровения. Иоанн это очень хорошо понимал. Если вы возьмете Писание, которое написал Иоанн, а это что? Это начинается с Евангелия и закончится Книгой Откровения. Открываете Евангелие от Иоанна, и очень скоро попадаете на свадьбу. А закончится Откровение Иоанна, и вы опять слышите: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром». Новое вино, если хотите. И теперь вы слышите, как звучит вот это: «еще не час Мой». «Я буду Женихом, и Церковь Моя будет Моей невестой». И знаете, на кого будет смотреть вся Вселенная? На невесту! Вот тогда будет «час Мой». Знаете, когда час жениха? Когда он радуется, что невеста в центре внимания. И это настоящее, настоящее счастье, когда ты думаешь не о себе, а радуешься за другого. Когда Иисус произносил эти слова, Он смотрел дальше Голгофы. Через Голгофу Он видел тот брак Агнца. И Он знал, ради этого стоило приходить сюда, ради этого стоило испить эту чашу. Всегда, когда Он был в центре внимания, а Он не мог не быть в центре внимания, это Ему причиняло много страданий. Он не мог не быть в центре внимания, потому что вы понимаете, когда приходили те из Синедриона, которые потом приходили и сообщали, и Никодиму в том числе, что там происходило, на этих собраниях, а их посылали не просто послушать, а еще в чем-то уловить, и какой-то каверзный вопрос задать, чтобы Иисус не так ответил, а чтобы потом это всё к делу пришить. И часто вот эти приходившие уходили ни с чем, они так вопрос свой и не успевали задать. Знаете почему? Он не мог не быть в центре внимания, потому что они говорили: «Он так говорил, никто так не говорил!». Часто там были в толпе начальники, которые приходили с одной целью, а уходили потрясенные, забыв, зачем они пришли. Знаете, как они слушали? «Ну, это мы уже знаем», прямо на лице было написано, «это для вас, это Он для вас говорит, мы это уже давно слышали». Им было интересно послушать, но они лучше кого-то посылали, чтобы те послушали. Потому что, ну, как они будут сами слушать? Понимаете, о чем Иисус говорил с Никодимом в ту ночь? Понимаете, что значило быть в центре внимания для Иисуса? Когда Он все это понимал и видел, и как больно было Ему, потому что больше в других нуждались именно члены Синедриона. Они ничего этого не знали. «Но на сей час Он и пришел». И Он прекрасно понимал, чем раньше Он Себя проявит, тем быстрее наступит этот час. И «тот час» наступил. Но не могли они больше терпеть. Они считали, что это их было место, они должны быть в центре внимания, а не Иисус. И они сделали всё, чтобы Иисус замолчал. Они постарались сделать всё со своей стороны, чтобы больше не было исцеленных, чтоб больше не было накормленных голодных, чтобы слепые не прозревали, и только потому, что они считали, что им должна быть вся слава. Как Иисус боролся с этим пороком! Как трудно было это пробить! Но на сей час Он и пришел. Он этому учил Своих учеников, с этим Он боролся, и это прямо говорил, а это чего-то стоило. И Он говорил Своим ученикам: «Вам выбирать, вы можете открыто стать Моими учениками, но это будет чего-то стоить. Но вам выбирать». Ученикам стоило? Иоанну стоило? Петру стоило? Никодиму стоило? Но они не жалели. Потому что они научились самому главному у своего Учителя – что такое истинная слава, и что такое истинное величие, и что значит «час Мой». И наступит тот день, когда вот этот перевёрнутый мир изменится, наступит «тот час», когда наконец, всё станет на свои места, когда наконец, Господь назовет имена Своих победителей, которые не без борьбы, великой ценой, но сделали все-таки правильный выбор, не побоялись, что потеряют авторитет, не побоялись, что потеряют деньги, не побоялись, что потеряют работу, не побоялись, что их все оставят, и не будут поняты самыми близкими и родными людьми. Наступит час, когда наш Господь назовет имена Своих героев. Живите так, чтобы услышать своё имя. Принимайте решения так, чтобы услышать Его приглашение войти. Поступайте в жизни так, чтобы войти на брачную вечерю Агнца. И тогда будем славить имя Его всю вечность. Аминь!