Сложный урок

Сегодня мы откроем другое Евангелие, Евангелие от Луки 5 главу. Вот так она начинается: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети». В этой главе, если вы откроете и посмотрите, вы увидите, что в этой главе Иисус призывает учеников следовать за Ним. Просмотрев все Евангелия, вы обнаружите, что Иисус в других обстоятельствах тоже приглашал, тех же учеников следовать за Ним. И на первый взгляд, непонятно, в каких же обстоятельствах Иисус приглашал того же Петра, последовать за Ним, сделаться Его учеником. Потому что, помните, мы в Евангелии от Иоанна уже встречали, как Петр последовал за Иисусом. Здесь мы опять увидим Петра, и опять Иисус его приглашает, но в других обстоятельствах, оставить всё и последовать за Ним.Так как евангелисты не преследовали цель всё записать в хронологическом порядке, как дневник, что происходило, в какой день и в каких обстоятельствах, они выбирали события, которые хотели описать, и не всегда в том порядке, как всё это происходило. Потому не всегда легко в Евангелиях увидеть, что в каком порядке происходило, и какая история раньше, а какая история произойдет позже. Потому что не это была цель Иоанна, Луки. Они преследовали другую цель, более важную, на их взгляд, рассказать о том, кем был Иисус, чему Он учил, рассказать о Его характере, рассказать о Его миссии, зачем Он сюда пришел. И понятно, что они не распылялись на какие-то другие цели. И вот, в Евангелии от Луки, мы встречаем Иисуса. Так начинается, эта глава: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети». Увидели картину? «Вошед в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега, и сев учил народ из лодки».

Иисус часто учил на полях, на берегу озера, народ собирался, чтобы Его слушать. И вот, один из таких случаев, народа было много, и они Его теснили, ну, каждый хотел поближе, и так получилось, что Иисус оказался на берегу, на самом берегу. Для того, чтобы удобно было проповедовать, Он увидел две лодки. Написано, что одна из них была лодка Петра. И Он вошел в эту лодку, немножечко отплыл от берега, и получилась такая своего рода кафедра, амфитеатр, естественная сцена. И Он смог удобно видеть людей и говорить с людьми. Знаете, это немаловажный момент расположения. Здесь, ну, что имеем, то имеем. Но, это не самый удобный вариант для того, чтобы проповедовать, для того, чтобы какую-то речь произносить. Есть чисто психологические моменты, которые хорошо учитывать. Ну, к примеру, один из таких моментов, которого здесь, фактически, нет. Знаете, вот для публичных выступлений, к примеру, очень важно, всю аудиторию видеть для выступающего, видеть под острым углом. Понимаете? Ну, в худшем случае, под прямым углом, но не под тупым. Понимаете? Потому что, это создает какие-то неудобства, и приходится привыкать. Конечно, если нет лучших условий, то постепенно привыкнешь и к такой ситуации, человек к чему не привыкает? Но, вообще-то, хорошо занять удобную позицию, и тогда не отвлекают вот такие неудобства, зрительный контакт очень важен. Это справедливо к любому выступлению публичному.

Мы видим здесь Иисуса, который тоже создавал Себе условия, вот там, где Он находился наилучшие, какие можно было создать. И так как Его прижали к берегу, Ему было неудобно говорить так, чтобы видеть людей, и Он вышел из этого положения тем, что вошёл в лодку, и не просто вошёл, а написано, «немного отплыл от берега». И тогда, вот этот угол нужный, нужное расстояние у Него образовалось. Теперь Он мог удобно говорить людям, и люди удобно могли Его слушать и видеть.

Но, в этой истории есть более важные моменты, на которых мы остановимся. Дело в том, что это уже второй раз Иисус пригласит Петра следовать за Ним. Он уже был учеником Иисуса. Но вы знаете, иногда создается такое впечатление, вот когда так поверхностно читаешь Евангелие, что ученики три с половиной года ходили с Иисусом, каждый день были с Ним и не отлучались от Него. Но это неверное представление. В начале, ученики были учениками Иисуса на полставки, по праздникам. Они не оставляли своей работы. Кто чем занимался, они так и продолжали заниматься своими делами. Но иногда они приходили к Иисусу, и у Него учились, и с Ним ходили, Его сопровождали. Они не посвятили всего своего времени Иисусу, до этого случая. А это особый случай. Здесь мы видим Петра, который всю ночь ловит рыбу. Вы знаете, это была не простая ночь для Петра. Дело в том, что это было после того, сразу после того, как Иоанна взяли под стражу – Иоанна Крестителя. До сих пор Иисус, иногда с учениками ходил по Иудее. Но когда арестовали Иоанна Крестителя, Иисус уходит из Иудеи, не объясняя ничего, что Он делает. Ну, в принципе, Его никто и не спрашивал. Ученики переглянулись. Вы помните, что среди учеников Иисуса были ученики Иоанна, бывшие. Они думали, они наблюдали, что предпримет Иисус? Они понимали, что Иисус – незаурядная личность. Он мог бы что-то сделать для Иоанна, но почему-то, Он молча уходит. Ученики не поняли, и они оставили Его. Фактически, произошел молчаливый конфликт. Вот почему Петр оказался в лодке, он оставил Иисуса. В книге «Желание веков» целая глава посвящена этой истории. По моему, называется «Призыв у моря», почитаете дома. Там написано, что Петр в ту ночь, пока ловил рыбу, много думал. Он себе – в своей лодке, там, где-то рядом другие ученики, но каждый был погружен в свои думы. О чём он думал? Он думал о судьбе Иоанна Крестителя, Он думал о неудачах Христовой миссии в Иудее, он думал о ненависти начальников, фарисеев, саддукеев к Иисусу. Если Иоанна заключили под стражу, в деятельности Иисуса ничего, казалось бы, будущее хорошего не предвещало. Иисус как-то Себя странно ведёт. Вместо того, чтобы защитить Иоанна или что-то предпринять для Иоанна Крестителя, ведь все-таки одно дело делают. А к этому еще прибавилось, у бывших учеников Иоанна Крестителя, своего рода, ревность. Как так? Как так можно? И они ушли. Произошел разрыв. Нет, скандала не было, конфликта не было, разборок не было, просто они ушли. Петр пошел ловить рыбу. И еще, к тому же, ночь такая неудачная была, сплошная полоса невезения пошла, и ничего не поймал. Интересно понаблюдать, как Иисус ведет Себя в этой ситуации. Смотрите, они случайно встретились. Петр занимался рыбной ловлей, Иисус продолжал делать то, что Он всегда делал – учил народ. Написано, что: «Увидел Он две лодки (2 стих), стоящие на озере, а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети». Кто эти рыболовы? Иисус учит народ, Петр моет сети. Иисус, увидев Петра, они же, понимают, что натянутые отношения сейчас. Как люди обычно в такой ситуации себя ведут? Знаете, когда конфликт, кто-то, если случайно встретились, переходит на другую сторону улицы, чтоб не видеть его. Ну, а другие идут выяснять отношения тут же: «А, сейчас мы с тобой разберемся! Ты что ушел?» Ну, кто как, всё зависит от темперамента, от характера. Но, не так Иисус. Интересно читать Евангелие, и я думаю, что это очень полезно, и замечать, как Иисус выходил из разных жизненных ситуаций. И вы знаете, что вот это самое ценное для нас. Он не создавал искусственной ситуации, Он не делал. Вы знаете, в жизни столько предоставляется возможностей, сумели бы мы использовать эти возможности, как следует, и этого было бы предостаточно. Проблема заключается в том, что мы часто упускаем возможности или неправильно их используем. И у нас накапливаются к проблемам, которые есть, еще и другие проблемы, из-за неумелого решения этой ситуации. Но, посмотрим, как Иисус? Смотрите, Иисус специально ничего не предпринимает, Он как занимался проповедью, так и продолжал. Хотя ситуация натянутая. Случайно они встретились. Народ оттеснил Иисуса, и как раз к лодке Петра. Смотрите, что Иисус делает? Говорит: «Петр, можно твою лодку?» Я пытаюсь представить, какая реакция у Петра была? Ведь ситуация не обычная. Как он будет реагировать? «Ну, пожалуйста». Возможно, он сказал:

– Ну, Ты извини меня, ничего если я тут, у меня работа сейчас. Я не буду на богослужении, у меня дела сейчас.

– Ничего, никаких проблем.

И Петр всю проповедь моет сети. Представляете, ученик Иисуса? Все обычные люди, рядовые члены Церкви слушают внимательно. Первый помощник, правая рука Иисуса занимается своими делами. Отвернулся, возможно, ну, как удобно было. Петр своим делом занимается, и Иисус своим. Закончилась проповедь. Иисус поворачивается к Петру: «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». Добавьте еще вот это к той ситуации, вы представляете, о чем думал Петр? Симон сказал Ему в ответ, ну, тут он сказал, а что он думал! «Наставник! Мы трудились всю ночь… Господи, я уважаю Тебя как проповедника, это у Тебя хорошо получается. Ты был плотником, но извини, в рыбной ловле я что-то смыслю, я всю ночь трудился. Из уважения только к Тебе, после бессонной ночи я отплыву на глубину и заброшу сети, по слову Твоему закину сеть». «Сделав это», и вот тут, самое интересное происходит! «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке». Вот закипели работа, да? «чтобы пришли помочь им; и пришли и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». Катастрофа, представляете опыт какой с Иисусом. «Увидев это». Как увидев? Вы понимаете, как тут все описано! «Увидев это, Симон Петр». А когда он увидел? Он когда все это вытащил на берег, припал к коленям Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Видите картину? Это надо видеть. Говорит: «Уйди». А сам что? Держит. Вы представляете, вы понимаете, что с ним происходило? Тут не описано, что с ним происходило, что там внутри! Но вы всё видите, вы всё понимаете. Этого текста достаточно. Говорит: «Уйти от меня, Господи». Что он этим хотел показать? Он понял, что Иисус всё знает, что с ним ночью происходило. Он понял, что Иисус понимает всю его борьбу внутреннюю. И при этом с большим уважением относится к Петру и к ученикам. Вы представьте себе, были бы мы на месте Иисуса, как много хотелось бы Петру сказать, да? Зная мысли его, зная, чем он занимался, видя его, как он сейчас слушает проповедь с сетью своей, как много хотелось бы ему сказать! Но, как Иисус Себя ведет? И вы знаете, этот урок принесет лучший результат, чем многочисленные лекции. «Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных». Вы понимаете, что с ними произошло? Они поняли, это необычная ловля рыбы. Всю ночь они трудились, ничего не поймав, вопреки всякой логике, а днём по слову Иисуса столько рыбы поймали, написано, что «ужас объял его и всех, бывших с ним». «Также и Иакова, и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков». Вот история. Это вся история, но вы знаете, она повторится, потому что кризис повторится. Вы понимаете, что эта история с рыбной ловлей, в 5 главе Евангелия от Луки, произошла в момент глубокого кризиса внутреннего у Петра, и у учеников. В Евангелии от Иоанна в 21 главе, это последняя глава от Иоанна, мы читаем: «После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так». Это самая последняя глава Евангелия от Иоанна. «Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: «иду ловить рыбу». Но, вы помните, мы уже эту историю читали, что это не просто было заявление «иду ловить рыбу». Потому что это происходило после смерти Христа, после Его воскресения. Да, воскресение – это радость великая для учеников то, что Иисус воскрес, это потрясение для них. Но вы помните, что для Петра – это особое потрясение. И возможно, он не знал, что больше радоваться, или что ему делать, или искать работу. И он пошел искать работу. «Кто знает, как Иисус теперь отнесётся ко мне, Он же всё знает, Он всё видел». Кризис? Правда, не такой, как был в 5 главе Евангелия от Луки. Там, в 5 главе Евангелия от Луки, Петр разочаровался в Иисусе, здесь он разочаровался и в себе. Что касается Иисуса, тоже до конца он ничего не мог понять, что дальше будет, как и другие ученики. «Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего». Слышите? История повторяется. Если бы возможно было бы туда проникнуть, в головы учеников, чтобы послушать, какие мысли там вращались, о чем они думали, какие диалоги, какие речи, что там происходило? И опять ничего не поймали. Знаете, вот когда попадаем в подобную ситуацию, мы вспоминаем, что это уже мы проходили когда-то, пройденный урок. Как только обстоятельства, ситуация начинает повторяться, невозможно не вспомнить урок прошлого.

«А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус». Вы представляете, утром часто туман, пар поднимается от поверхности воды. Вполне возможно, что по этой причине, они видели силуэт, кто-то на берегу. «А кто это?» Уставшие, они гребли к берегу. И слышат голос с берега: «Иисус говорит им: дети! Есть ли у вас какая пища?». Слышите? Они отвечали Ему: «Нет». Это что значит? Ну, другими словами: «Ну, как улов, поймали что-нибудь?» «Нет. Всю ночь и напрасно». Смотрите 6 стих, интересный 6 стих, а я попробую перефразировать 6 стих. После этого вопроса:

– Ну как, поймали что-нибудь?

– Нет, пусто.

– Вдруг с берега вопрос: а с какой стороны ловили?

Представляете? Я представляю, что Петр, Иоанн, что они друг другу говорили. Что Ему сказать?

– Скажи с левой. Крикни Ему, с левой.

– Забросьте справа.

Я думаю, что в ответ:

– Э, ты кто такой? Рыбак?

– Нет, я плотник.

– А, понятно.

Но вы представляете, что тут происходит? Иисус говорит им: «закиньте сеть по правую сторону лодки». Там в Евангелии от Луки, в 5 главе Иисус сказал им: «Отплывите на глубину», здесь ситуация чуточку видоизменяется: «Закиньте по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыб». Я не знаю, почему диалог дальше не продолжался, может быть, из-за расстояния, так не совсем удобно кричать и объяснять Ему, что так не ловят рыбу. Почему они закинули, больше не разговаривая. А может быть, они вспомнили прошлый опыт? Вы знаете, то, что Господь повелевает сделать, не всегда логично, не всегда объяснимо. И этот случай, как нельзя лучше, показывает. Но знаете, даже если нелогично, стоит повиноваться. Если Господь говорит, стоит повиноваться. Даже если я сейчас не понимаю, что это Он мне советует, даже если мне всё это странным кажется, стоит повиноваться. Я думаю, что по этой причине, ученики забросили сеть. Они на своем жизненном опыте уже научились, что иногда стоит повиноваться, даже если вам советуют что-то абсурдное, с вашей точки зрения. И что произошло? Написано: «Они закинули сеть и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь». А откуда он знал, что это Господь? Я думаю, что ещё видимость не была настолько ясной, чтобы они могли узнать Иисуса. Как он определил, что это Господь? Пройденный урок. Вы знаете, Иисус, наш Господь, так нас учит. Иисус так учит, Он не торопит события. Мы не всегда бываем хорошими учениками, удобными учениками.

«Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь». Как он Его узнал? Я думаю, что он просто понял. Во-первых, вспомнил предыдущий, такой же опыт с Иисусом, и он понял, что только Иисус мог дать такой совет, и только в результате совета Иисуса, мог быть такой результат. Другого объяснения он не мог найти. Это Господь!

«Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, ибо он был наг, — и бросился в море; а другие ученики приплыли в лодке». Петр сделал то, что когда-то не смогли сделать Адам и Ева, когда обнаружили, что наги, и когда Господь их искал в саду Едемском. А Петр мчался навстречу Иисусу. Видите Петра? Он вперед!Что будет? Вот таким он был человеком. Похоже на то, как он держал Иисуса и говорил: «Уйди», похоже? Ведь, в каком-то смысле, не очень удобно было Петру встречаться сейчас с Иисусом. Почитайте дальше, какой у них состоится диалог. И что, Петр не знал, как он сейчас будет Иисусу в глаза смотреть? Но он обо всем забыл. И вот это то, что Иисус оценил в Петре, вот это то, что Ему нравится. Вы знаете, это очень ценная черта характера. Это в принципе, то, что ищет наш Господь в нас. Он понимает, что мы несовершенны, Он понимает, что в жизни мы много ошибок допускаем, и сознательно, и не сознательно. Он нас понимает. Вы знаете, Он никогда не поставит вас в неловкую ситуацию, как это не сделал и в случае с Петром. Никогда не выставит вас в невыгодном свете перед людьми, как мог бы сделать в случае с Петром, когда он занимался своими сетями.

Что мне нравится в нашем Господе, что Он очень глубоко понимает нас людей. Столько такта, столько внимательности, столько осторожности, чтобы не оттолкнуть, чтобы не ранить, чтобы не обидеть. И при этом, столько прямоты. Почитайте дальше диалог с Петром. «Симон, Ионин! Скажи, любишь Меня? Что ты сейчас скажешь?» Это после того конфликта. Но Петр не ушел. Вот это, вот это сильная его сторона. Вот это то, что его спасло. В принципе, это то, чему нам нужно научиться у Петра, это то, что нам очень нужно, очень необходимо. В принципе, это то, что сделало Давида человеком по сердцу Божию. Вы посмотрите, Давид. Кем он был? Да, за все действия его в наши дни судили бы Гаагским судом, как Хусейна, наверное. Почитайте, что он творил в жизни. А как Господь? Помните, как Нафан приходит к Давиду? Ищет какие-то окольные пути, чтобы сказать Давиду всё, что он о нем думает? «Ты тот человек», прямо ему в глаза говорит. И не боится. Вы знаете, что это, довольно-таки, опасно было. Вы знаете, в чем обличал Нафан Давида, когда пришел к нему? Он обличал его в грехе убийства. Давид убил Урию. И теперь Нафан идет к тому Давиду, который только недавно Урию убил. Нет, ну не сам. Вообще, царь сам никогда руки не марает, у него есть на то другие средства. Просто сделал нужное распоряжение. И тем не менее, Нафан сказал: «Ты тот человек». И вы знаете, именно это качество в Давиде стало для него спасительным, что он готов был прийти и сказать: «Боже, вот я, Ты все знаешь, ты видишь мое сердце, Ты видишь все мои грехи, наказывай меня, только я хочу, чтобы Ты меня наказывал, не отдавай меня в руки людей. От Тебя буду терпеть, стерплю все». Видите Петра? Куда он плывет, куда он бежит? С Кем он сейчас встретится? Кому он в глаза будет смотреть? Что было не так давно, что он сделал? Но Петр, как он в другом случае говорил, когда стали от Иисуса уходить ученики, один за другим. Иисус обращается к двенадцати, говорит:

– Ну, а вы, может, тоже уйдете? Чувствуйте себя удобно, если кому-то нужно уйти, уходите никаких претензий.

– И тогда Петр говорит: куда мы пойдем, у Тебя глаголы вечной жизни.

Вы знаете, как эти глаголы вечной жизни хлестали подчас Петра, кому-кому, а Петру доставалось больше всех от Иисуса, и он бежал к Нему, вот это его спасло. «А другие ученики приплыли в лодке, ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбой. Когда вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и потащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть».

Знаете, чем отличается эта история от той, из 5 главы Луки? Там сеть прорвалась, а тут не прорвалась. И Петр, или кто-то из учеников решил посчитать. Я не знаю, сколько там, в 5 главе Луки они поймали, и каких размеров эти рыбины были, но, видимо, много. Поскольку, там что произошло? Там они смогли поднять в лодки рыбу, а тут им пришлось по воде тащить её, и когда вытащили, удивились.

«Иисус говорит им: придите, обедайте». Как вам нравится Иисус? Хотели бы, чтобы Он вас обличал? А Он прямо скажет. Мы так не умеем. Хотели бы, чтобы Он вам указал вам не все ваши недостатки? Знаете, почему хотели бы? Потому что Он умеет это делать. В принципе, Он и нас приглашает делать то же самое, учиться у Него, строить отношения как Он с людьми, и быть прямым, и в то же время, быть внимательным, тактичным, чтобы не оттолкнуть, чтобы не обидеть. Иисус специально не создавал ситуации какие-то искусственно. Ему предостаточно было тех ситуаций, которые случались. Но Он не упускал ни одну возможность, где можно было научить, где можно было помочь человеку, где можно было обличить, чтобы исправить, где можно было направить и наставить на истинный путь. И в то же время, вот вся эта Его деятельность не мешала Ему быть человеком, и приготовить завтрак для Своих учеников. «Придите за стол, вы, наверное, устали». Вот такой Учитель! Если Он начинает преподавать какой-то урок, и замечает, что вам уже неинтересно, вы уже устали, Он не будет надоедать, Он оставит. Но при первой же удачной возможности, Он продолжит в том же месте, где вы остановились, как с учениками. Хорошо, если мы окажемся прилежными учениками, и сразу будем схватывать все Его уроки на лету. А если, как иногда бывало с учениками? Приходилось оставаться на второй год. Ну, ничего, встретимся 1 сентября, в классе, и начнем все сначала.

Вот эти истории из Евангелия, где Иисус строит отношения с учениками, и с людьми, очень ценны. Нет ничего более ценного в Священном Писании, чем вот эти моменты, потому что именно в отношениях самые большие проблемы. Все другие задачи жизненные мы кое-как решаем. Самые большие проблемы у нас – в отношениях. Тут что-то сломалось, и наш Спаситель пришёл это исправить. Знайте, что если Он берется за дело, то, что о Него зависит, Он доведет до конца. Знаете, что с нашей стороны нужно? Бежать к Нему. Удобно, неудобно. Запомните одно, что бы вас ни ожидало там, впереди, бегите к Нему, может будет стыдно, лучше к Нему. Вы не найдете более внимательного, обходительного, деликатного человека, чем Иисус. Он никогда вас не выставит в неудобном для вас положении, Он никогда вас не поставит в неудобную ситуацию перед людьми, Он вас никогда не подведет, и в то же время, Он скажет все, что Он видит в вас, чтобы изменить, чтобы и наш характер в результате стал похожим на Его характер, чтобы и наши отношения с людьми были такими же, какие были у Него с людьми – честными, открытыми, прямыми. Вот, такой Иисус! Лучшего друга не найдете. Лучшего Учителя нет! Хотите последовать за Ним? Он сделает вас ловцами человеков. Он поручит вам важную миссию, как Петру. Главное, от Него не уходить. Аминь.