Левит: Истинное богослужение

Сегодня Книга Левит. Вы помните, что Книга Бытие отвечает на вопрос: «Что такое грех?» Фактически, Книга Бытие показала нам проблему. Книга Исход решает вопрос уже самой проблемы. Что делает Господь, чтоб нас спасти? Видите, Бог начинает действовать, и потому так интенсивно видим чудеса в Книге Исход, начинается с интенсивного вмешательства Бога. Книга Левит – это естественное продолжение Книги Исход. Потому что, когда у меня случилась проблема, у вас случилась проблема какая-то, и кто-то говорит: «Я тебе помогу», и что-то делает. Знаете, естественная ваша и моя реакция будет: «Ну, а я что-то должен как-то тоже, ну, не буду же я сидеть сложа руки, должен и я что-то со своей стороны сделать». Или хотя бы вы мне помогли или вам кто-то помог, мы по-человечески чувствуем уже какую-то ответственность, отблагодарить если не возместить те затраты, которые ради нас были принесены. Это естественно. Вы знаете, что намного легче людям давать, чем получать. Намного легче. Несмотря на то, что многие хотели бы получать, но вы знаете, они хотели бы получать, но чтобы не считалось, что они получают. Очень трудно человеку чувствовать себя постоянно в роли просителя. Бог знал это, потому что Он нас такими сотворил, Он нас сотворил людьми, которые лучше будут отдавать, с желанием делиться, с желанием отдавать. Грех уже нас исказил, и мы уже подвержены греху, стараемся себе больше загребать. Но вообще-то, изначально Бог нас сотворил существами, которые хотят отдавать, хотят делиться, хотят быть полезными.

Книга Левит. Когда мы смотрим в контексте Ветхого Завета, мы увидели Книгу Бытие, где Бог ясно нам показал проблему, и серьёзную проблему. Грех – это не мелочь какая-то, грех — это серьезная болезнь, с серьезными последствиями. И Бог начинает нас избавлять, вызволять из этой ситуации. Но Он понимал, что человек спросит: «Ну, а я что-то могу сделать для Тебя?», и Книга Левит на этот вопрос отвечает, и говорит: «Да, ты можешь». И что? Знаете, что? Жертву.

– Хочешь что-то принести? Хочешь как-то Меня отблагодарить? Понимаешь, заплатить не сможешь, у тебя нету столько денег, у тебя нет таких возможностей полностью Мне возместить то, что Я потратил на тебя. Но что ты можешь сделать… Знаете, что? Ну, вот открытку Мне послать с благодарностью. Вот это наподобие, по сравнению с большой суммой денег, это открытка за два рубля с огромной суммой денег, в которую можно, если можно оценить то, что Господь для нас сделал. И Господь говорит: «Я буду рад услышать от тебя, или получить от тебя вот этот знак твоей благодарности».

– Хорошо, Господи. Как я могу это сделать?

– Я тебя научу. Книга Левит. Хочешь Меня как-то отблагодарить? Я тебя научу как это сделать. Книга Левит.

И вы смотрите, Книга Левит – это множество указаний, что принести Богу, и как, каким образом это сделать; с самой первой главы и до самой последней. Книга Левит – это первая книга, которая изучалась еврейскими мальчиками, и к сожалению, — это последняя книга, которую читают христиане. А потому что, вспомните, как читается? Начинаешь, открываешь, ну, Бытие, интересно. Почему интересно? Рассказы. По крайней мере, знаете, когда я читаю историю грехопадения Адама и Евы, интересно, легко запоминается. Может быть, я не до конца понимаю весь смысл, но гораздо лучше понимаю, чем первую главу Книги Левит. Правда? Или вторую, или третью, или шестнадцатую. Или история Ноя, потоп. Попробуйте рассказать детям историю, записанную в Бытие в 7, 8 главе, и попробуйте рассказать детям историю, записанную в Книге Левит. И вы обнаружите и заметите, насколько это одно от другого отличается, и что легче, и что понятнее. Итак, почему Книга Левит сложнее читается, чем Книга Бытие? Бытие – это сплошные рассказы. Это рассказы от начала и до конца. Что такое Книга Левит? Помните рассказы в Книге Левит? Вы знаете, есть рассказы в Книге Левит. И вот эти рассказы очень важны. Они помогают нам понять Книгу. Если вы смогли прочитать Книгу Левит залпом, вы заметили эти рассказы. Кто прочитал Книгу Левит? Смогли больше половины, похоже. Тот, кто прочитал – вспоминайте рассказы. Вы читали: одна глава – предписания, как жертву приносить, вторая глава – как жертву другую приносить, другого рода жертву, как какое-то приношение, как какой-то праздник организовать, кто за кем должен заходить, выходить, кто должен, куда что наливать и выливать, и что должен омывать. В 10 главе – рассказы. Сколько там рассказов? Два рассказа. Два рассказа!Помните 10 главу? Что это за история? Прямо десятая глава так и начинается:

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу». Вы чувствуете, что эта глава выделяется из других глав? Потому что, смотрите, любую главу, начиная с первой главы:

«Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого». Вторая глава: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки».

А между прочим, хлебное приношение, вы знаете, что вся Книга Левит – это самая кровавая книга. Там, когда читаешь ее, кажется, кровь рекою льется, жертвы, жертвы, жертвы, надо убивать животных, сливать кровь, сжигать, постоянно там приносится жертва и кровная жертва. Но вторая глава, в самом начале Господь говорит: «А если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного». Можно? Вам ничего это не напоминает? Помните, в Книге Бытие? Два брата. Бог сказал: «Вы приносите жертвы агнца – это будет символ Голгофы, пролитой крови». А Каин что говорит? «А я хочу что-то другое. Можно?» В чем грех Каина? В Книге Левит есть ответ. Смотрите, читаем эту вторую главу дальше и подходим к 11 стиху. До сих пор таких оговорок не было, как во второй главе в 11 стихе:

«Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу; как приношение начатков приносите их Господу, а на жертвенник не должно возносить их в приятное благоухание».

Слышите? До сих пор Бог, в первой главе говорил: «Вот так приносите. Приносите таким образом». И давал указания. Но это первые стихи, где Господь говорит через Моисея народу Израильскому, говорит: «Вот как надо приносить, но будьте внимательны». А почему Он говорит: «Так не приносить»? Знаете, почему? Бог никогда не опережает события. Между прочим, закон впервые был дан на Синае? А где? Адам и Ева были знакомы с законом? С каким законом? Десятисловным? Как он звучал для них? Как вы себе представляете? В каком виде Господь представил им закон? Вы можете себе представить, Господь говорит Адаму и Еве: «Не прелюбодействуй». Что спросит Адам?

– Ты мог бы, Господи, объяснить мне, что это такое? А не убей?

Они до сих пор говорили об этом, Адам об этом позже.

– А не кради?

Им нужно это было? А что красть? А, между прочим, «не подходи к дереву познания добра и зла», в какой-то мере это «не кради». Но вы знаете, вот в этом предупреждении, и то, как Господь им объяснил, думаю, что Он еще больше с ними общался, Он изложил принципы Своих порядков, Своего правления. Но вы представляете, что в таком виде, как на горе Синай? Помните, на горе Синай, Господь давал закон, и говорит: «Я, Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской». Так? Адаму и Еве, вы можете себе представить такой текст закона? А что такое закон? Что такое закон? И какой закон Бог дал Адаму и Еве, и какой закон дал израильтянам на Синае, и какой закон потом Христос говорил, что вот это самый главный закон? Это разные законы или это один и тот же? И в чем отличие? И что самое главное? Понимаете? Господь никогда не забегает вперед в формулировках. Он не будет вас шокировать не понятными формулировками для вас. То, что Он вывел израильтян из Египта, Он скажет израильтянам, то, что нужно почитать родителей, Он скажет детям, у которых уже есть родители, а Адаму Он сказал, что нужно уважать Своего Творца. То, что нужно было знать Адаму – Бог сказал, будьте уверены, то, что надо было знать евреям, Он сказал, и то, что нам надо знать, Он очень ясно изложил. И это один и тот же закон. Принципы одни. И все это выражается Его любовью, потому что Он знает, как устроено все во вселенной, и Он знает, что будет нам во благо, и Он знает, что может принести нам неприятности, и от этого Он нас предупреждает. Но когда уже что-то случилось, Господь может сослаться на тот неудачный опыт и сказать: «Будьте внимательны, чтоб вы не повторили ошибку Каина». Это то, что во второй главе Книги Левит происходит. Никакой отец не позовет своего сына и не скажет ему: «Ты, сынок, не ищи горох на кухне, и не засовывай его в нос», до тех пор, пока, сынок, не попробует что-то подобное. Правда?Почему? Потому что, если он не знает, а папа ему скажет, подаст хорошую идею… Понимаете, а наш Отец Небесный не так? Он не опережает события, но если Он видит опасность, Он тут же предупреждает. И вот, среди этих указаний, мы подходим к 10 главе. Она резко отличается от предыдущих глав. Среди указаний, что и как приносить, вдруг мы слышим повествование:

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый»(Что это такое?) «которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним.(Что это такое?) И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал».

Представляете обстановку? Это дети Аарона.

«Аарон молчал. И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте».

А это что за повеление? Почему Моисей это говорит? Вы знаете, что тогда традиция такая была. Так выражали скорбь, горе, утрату, обнажали головы, разрывали верхнюю одежду, одевали вретище, грубую такую ткань, мешковину. Помните Книгу Иова? Посыпали себя пеплом, и вот таким образом, тогда выражали сильное горе, глубокую печаль. Моисей приходит к Аарону и говорит Аарону и его оставшимся сыновьям. А вы помните, что это были священники, которые были помазаны в предыдущих главах. Моисей говорит: «Смотри, будь внимателен». Почему?

«Чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь».

А что это такое? Почему так? Что там произошло?

«И из дверей скинии собрания не выходите, чтобы не умереть вам, ибо на вас елей помазания Господня. И сделали по слову Моисея». Вы можете себе представить отца, он потерял сегодня двух сыновей? И плакать нельзя, и никаких знаков уныния и горя. Можете себе представить состояние Аарона?

«И сказал Господь Аарону, говоря». Что там случилось?

9 стих: «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть». А почему Господь об этом говорит? Вы знаете, эта история до конца нам не ясна, тут подробности не написаны. Написано только – «чуждый огонь принесли». А что значит «чуждый огонь»? С одной стороны мы знаем, там были строгие предписания какую смесь сжигать. Помните, воскуряли фимиам, и там была специальная смесь. Эта смесь считалась священной. Нельзя было своих компонентов туда добавлять, и ничего не убавлять. Как Господь повелел, в точности священники должны были всё это исполнить. Что такое «чуждый огонь»? Может быть, они смесь туда какую-то другую внесли и сжигали? Что такое чуждый огонь? С другой стороны, мы знаем, что часто Господь зажигал Сам огонь на жертвеннике. Вы помните, как это было, в Ветхом Завете это часто происходило. Как это было во время жертвоприношения Авеля, как это было на горе Кармил. Господь, таким образом, являл Свое благоволение, Он принимал эту жертву. Господь сжигал жертву, которую человек приносил. Может это? Они сами зажгли огонь. Много вопросов тут может у нас появляться, ответа конкретного нет. Какие-то интересные указания и повеления дает Господь Аарону. Говорит:

«Смотрите вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою». И одно из предположений, на основании этого текста, что это было причиной их гибели, гибели сыновей Аарона, что они вошли во святилище в нетрезвом состоянии.

«Чтобы вам не умереть. Это вечное постановление в роды ваши». А зачем это нужно?

10 стих: «Чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого». История в 10 главе, вся Книга Левит – это предписание, указание, законы о жертвах, о праздниках, и о жизни. Но десятая глава выделяется. Если вы читаете отрывками, то тут, то там, вы не заметите, что 10 глава выделяется. Но если вы прочитаете всю Книгу Левит, то это бросится в глаза, вы не сможете это пропустить. Только надо вопросы постоянно задавать. Вопросы пусть звучат, всегда, когда читаете Священное Писание, какие вопросы у вас появляются, оставляйте их, не заглушайте, не отмахивайтесь от каких бы то ни было вопросов, в этом благословение от чтения Священного Писания. И проходит время, и вы найдете ответ на эти вопросы, вы слышите ответ, и продолжайте читать, чтоб услышать ответ.

«И научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея». Первая история. Вы знаете, там еще одна история, в этой же главе. Заканчивается глава еще одной историей, 16 стих:

«И козла жертвы за грех искал Моисей, и вот, он сожжен. И разгневался на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых». Слышите, как написан этот стих? Моисей проверяет, как дела обстоят во святилище. Все ли исполнено, как Господь повелел? И обнаруживает, что козла – жертвы за грех, которого недавно принесли – нет, он сожжен. Если вы прочитаете указание о жертве за грех, вы увидите, это в начале Книги Левит. Вы увидите, что жертва за грех, там были разные жертвы, была жертва всесожжения. Всесожжение это всё сжигается. Жертва мирная – что это такое? Жертва мирная – это фактически, как в древности мясо ели животных. Это была жертва. Просто так никто не мог дома себе убить животное и приготовить пищу, это жертва. Заметьте, что всегда когда еврей хотел приготовить себе мясную пищу, он приносил жертву мирную. Почему Моисей разгневался? Потому что жертва за грех, она не должна была сжигаться. Жертва за грех, которую приносили израильтяне, она всегда указывала на то, как Господь будет очищать нас, от наших грехов. Между прочим, когда вы думаете о святилище, и о тех, кто приходит на поклонение в святилище в Ветхом Завете, вы видите этих людей? Грешник, человек согрешил, идет во святилище, ведет жертву. Если бы вы наблюдали за этой картиной, и видели, как еврей ведет жертву, что вы думаете, кто идет на богослужение во святилище, в храм? Святой или грешник? Когда вы сегодня смотрите, идет на богослужение в храм человек, кто идет? Святой. Вы понимаете, как все поменялось? Сегодня святые ходят в храм, а тогда грешник идёт в храм. Откуда знаете? Так ведет жертву. Что он будет делать в храме? Он приходит в храм, он исповедует грех свой над жертвой. Вы помните, что это значит? Он сейчас будет закалать это животное. Вы знаете, что это значит? Вы видите его одежду? Широкая одежда. Он возвратится, сейчас будет возвращаться из храма. Кто идет из храма? Святой или грешник? На одежду посмотрите. Уже святой, кровь на одежде. У него не было возможности переодеться, он дома переоденется. Вы понимаете, что это за иллюстрация? Почему Господь это всё повелел евреям соблюдать каждый день, живая иллюстрация? А что объясняли детям? Вы понимаете, какие картины, и как они запоминались с детства, и что оно означало? И каждая жертва за грех, которую убивал грешник, сжигались внутренности, кровь сливалась всегда, а мясо съедалось священниками, и таким образом, священник, потом символически, взяв этот грех, потому что когда человек возлагал руки и исповедовал свой грех над жертвой, символически его грех переносился на жертву, жертва убивалась, священник брал его грех в себя, съедая мясо животного, и вносил во святилище. Вы видите? И все это указывало на Христа – Он возьмет наши грехи на Себя, и пойдет ходатайствовать за нас. И священник приходит во святилище, он несет на себе грехи, кроме того, кровью одной из двух обязательно нужно было сделать: внести либо мясо, съеденное священником вместе с собой во святилище пред лице Божие, либо кровь жертвы за грех должна была быть внесена во святилище. Смотрите:

«Почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом; вот, кровь ее не внесена внутрь святилища, а вы должны были, есть ее на святом месте, как повелено мне. Аарон сказал Моисею». А почему Моисей поднял такой шум? Почему он такую проблему из этого делает? А только что, что произошло? Он понимает, что если там было нарушено Божье предписание, и он знает, чем это закончилось, трагически закончилось. И он теперь приходит к Аарону и говорит:

– Вы что себе думаете? Вы понимаете, что, то, что сказал Господь должно быть в точности исполнено. Почему вы этого не сделали?

Что скажет Аарон? Он что не знал? Что ему мало было горя и переживаний в начале этой главы? Что Аарон скажет? 19 стих:

«Аарон сказал Моисею: вот, сегодня принесли они жертву свою за грех». Кто они? Не знаю. Кто-то.

«И всесожжение свое пред Господом, и это случилось со мною». Что это? Не знаю. То ли тот же грех, с которым пришел человек, и со своей жертвой, то же самое допустил и Аарон, тот же грех, или что-то другое, о чем знал Моисей. Так или иначе, тут очень кратко написано: «И это случилось со мною»

«Если я (теперь спрашивает Аарон) сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу? (Как ты думаешь?) И услышал Моисей и одобрил». Так заканчивается глава. Деталей мы не знаем, но то, что надо, то мы знаем. Принесли люди жертву за грех. Аарон говорит: «я тоже допустил ошибку. Что-то, какой-то грех и Аарон допустил. Какой не знаем. Говорит Моисею:

«Как ты думаешь, если я буду ходатаем за этого человека, это будет нормально? Я могу быть для него ходатаем, если я такой же, как он, в данную минуту? У меня свой грех, такой же или подобный. Как я могу идти сейчас пред лице Господне и говорить: «я за него ходатайствую?»

– Моисей говорит: вообще-то, нет. Ты правильно поступил.

Погиб Аарон? Что Господь сказал? Правильно поступил Аарон? Правильно поступил. Откуда знаем? Аарон жив. Если бы Моисей неправильно сказал, что бы сказал Господь? Поправил бы Господь? Откуда знаем? Если Моисей где-то Бога неправильно неверно представлял, Господь молчал, говорил? Помните, в следующей книге, Моисей выходит из себя, и что Господь сказал:

– Моисей, тебе придется подождать. Они пойдут, а ты останешься.

О чем эта книга – Книга Левит? Вы знаете, Книга Левит, сразу, как читаешь, понимаешь, что она о богослужении. Где вы в Библии еще найдете лучшую книгу или более полную книгу с описанием того, каким должно быть богослужение? Ясно с первых же глав и до последних, понимаешь, что это то, чем мы можем отблагодарить Господа за то, что Он для нас сделал. Это наше служение Ему – это богослужение. Как оно выражалось в жертвах, в праздниках, в ритуалах, и все эти праздники и жертвы, всё это указывало на Христа, и объясняло план спасения, который Господь предназначил для людей. Об этом Книга Левит. Но когда мы сравним, и посмотрим на то, какие богослужения были вокруг? Вы знаете, археологи раскопки на Ближнем Востоке проводили и проводят, и до сих пор обнаруживают храмы, и поразительно, храмы тех народов очень похожи на храм евреев. Там тоже есть святое, святое святых, и во святом святых тоже находят скрижали, ну, и божество, которому поклоняются тот или иной народ. И когда изучали скрижали, то они были очень похожи на те скрижали, которые Господь дал народу израильскому, там есть все эти пункты, только в этих пунктах не Господь, который вывел из земли египетской, а господин, который тоже избавил от какой-то беды, которому нужно служить. Все эти пункты, и имя этого господина нельзя произносить всуе, и повиноваться ему надо, и не изменять ему, только одному ему служить. Все пункты, которые вы встретите в 10 заповедях, вы там найдете. И историки давно обнаружили это. Служение, которое проходило в храмах, жертвы тоже, кровные жертвы. Есть отличие, но очень много общего, и там очень строго придерживались всех этих правил, под страхом смерти, – язычники. И когда все это видишь, тогда естественно вопрос: а чем же отличается служение живому Богу от служения идолам? Да и сегодня, посмотрите, мы понимаем, что не могут быть все церкви истинными церквями. А естественно, не могут быть все богослужения правильными. Но зайдите в другие церкви, вы увидите очень много общего: в том, как они поклоняются, во всех ритуалах, церемониях, которые происходят в молитвенных домах и в церквях. Много общего. Чем же отличается истинное поклонение от ложного? И Книга Левит – отвечает на этот вопрос, в 10 главе. У язычников, под страхом смерти, нельзя было нарушать ни единой черты, ни единой йоты из всего, что предписано приносить в жертву и какие церемонии совершать, под страхом смерти. У евреев как? Видите, десятая глава что говорит? Точно так же. А вторая часть 10 главы, что говорит? Почему Господь призывает Аарона, после той трагедии, которая случилась, и говорит ему:

– Понимаешь, у тебя должна быть голова ясной, когда заходишь во святилище, и, вообще, всегда. Для чего? Ты священник, ты должен четко отличать священное от несвященного.

Вы понимаете, почему Аарон в конце главы был способен рассудить, что правильно, что неправильно? Он серьезно отнесся к тому, что Господь ему сказал. Вы знаете, внешне все может быть очень похоже. Сейчас, особенно в последнее время, сатана постарается так, чтобы внешне все было очень похоже, он будет подделывать церкви, богослужения, ритуалы, вероучения, все будет подделывать на столько, насколько возможно, чтобы прельстить, увлечь, даже избранных, ввести в заблуждение. Он постарается внешне сравнять всё с тем, что ожидает Господь от нас. Тогда как быть? Где выход? Нет другого пути, как наш ум содержать в хорошем состоянии, чтобы отличать истину от подделки. И самое главное – это суметь увидеть суть. Потому что внешне, фарисеев вспомните. Вы спросите, они 10 заповедей соблюдали? Помните, юноша, что говорил?

– Господи, я всё это в точности исполнил, с детства.

А читайте дальше их беседу и что вы скажете? Исполнил? Сути этих заповедей он не исполнил, потому что он не любил людей, он всё себе. Когда Господь ему предложил поделиться, он не смог это сделать. Почему? Потому что, по сути, он не изменился. Внешне, да, он выглядел хорошо, безукоризненно, а внутренне, он остался тем же. Внешне, вы знаете, если бы кто-то увидел сыновей Аарона, которые входили во святилище, возможно, ничего бы и не заметили, а их состояние легкомысленное видел Бог. Внешне, мы можем выглядеть святыми людьми, которые идут в церковь, люди со стороны будут видеть, и скажут: «это самый лучший человек», а Господь видит сердце и скажет: «Там огонь, но чуждый». Вы знаете, огонь символом чего в Священном писании? Дух чуждый. Мы часто это говорим: «Это не тот дух». А как это заметить? Вы знаете, внешне не отличишь, это только почувствовать можно. Священное Писание, с самых первых книг, с самых первых страниц, разоблачает вот эту внутреннюю сущность греха, обнажает пред Господом, и пред людьми. Дьявол чем занимается? Он постарается все завуалировать, всему придать вид благочестия, чтобы увезти в заблуждение. И вы внешне посмотрите: «Хороший человек!» Поживете с ним – увидите, время многое проясняет. Господь лично с нами говорит:

– Понял Книгу Левит? Понял эти два рассказа? Тебе не надо определять кого-то другого, достаточно себя, и ты сразу почувствуешь, где ты лукавишь, где ты пытаешься представить себя людям лучше, чем ты на самом деле, и зачем.

Позвольте Духу Святому вам эти вопросы продиктовать, а вы попробуйте на эти вопросы ответить. Вы знаете, людей можно обмануть, но не Бога. Помните, эту историю, когда пришел Ананий и Сапфира? Вы знаете, Петр тоже не узнал бы, если бы Господь ему не открыл. Людей можно обмануть. Можно сделать вид, что я даю, а тут забираю, больше чем дал. Можно сделать вид, что я жертвую, как фарисей, а на самом деле, он ожидал, что люди скажут. Если бы не люди, он бы никогда этим не занимался, он бы никогда не молился, он бы никогда милостыню не давал, он бы десятину не возвращал бы, потому что ему важно, что люди скажут. Когда Господь призывает нас служить Ему, то это только потому, что это надо нам. Господь знает, как Он нас сотворил. Он нас сотворил благодарными людьми, и Он понимает, что когда я осознаю, что Господь для меня сделал, после Книги Бытие, грех – это смерть, и у меня нет выхода никакого, и когда я осознаю, что Господь меня оттуда вывел, Книга Исход – это спасение, какими чудесами, и когда я осознаю, что Господь меня научил жизни у горы Синай, Господь знал, что во мне пробудится человек, благодарный человек, и я захочу Ему свою благодарность выразить как-то. Господь говорит: «знаешь, только сделай это правильно». Так как Иисус остановился на этом вопросе в Нагорной проповеди, после Закона, Он сначала изложил Закон Десятисловный. И что это означало? «Помните, что сказано древним? А Я говорю вам…» А затем, Он сказал, как нужно молиться, научил молиться, это жертва в Ветхом Завете, а затем сказал: «будьте внимательны»

– Когда ты хочешь сделать что-то доброе, не труби перед собой. Зачем? Это ты благодарность Господу, или что хочешь сделать? Это ты Ему служишь, или кому служишь?

Господь обращает в нашем служении наше внимание на саму суть богослужения.

И когда я это пойму, тогда я принесу жертву приятную Богу, не чуждый огонь, когда я это пойму, тогда у меня голова трезвой будет и сердце добрым, когда я это пойму, я буду совершать это служение не по мертвой букве, а буду думать, что сегодня делать, что плохо, а что хорошо. Вот почему Господь сказал Аарону: «Смотри, ум пусть твой будет ясным, сердце чутким, чтобы, когда ты будешь совершать служение, мог отличать добро от зла. Об этом Книга Левит. И если вам придется думать: «Чем я могу Господу послужить, чем я могу Его отблагодарить?», пусть эта книга будет всегда нам напоминанием, что Бог видит сердце. И если людям мы видимость создадим, не Богу, и мы не для людей совершаем это служение, потому что благодарность – не людям, потому что спасение — не от людей, и слава – не людям, а Небесному Отцу! Аминь.