Даже если бы мёртвый воскрес…

В 16 главе Евангелия от Луки записаны две притчи, самые неудобные. Первая притча для христиан вообще, а вторая притча – для адвентистов. Самые неудобные притчи. 16 глава Евангелия от Луки. Видите там, вот это содержание маленькое, какие притчи. Первая притча о неверном управителе, помните? Вторая притча – о богаче и Лазаре. Мы первую притчу не будем трогать, потому что для нее нужна еще одна проповедь. Мы остановимся на второй притче – о богаче и Лазаре. Правда, неудобная притча для адвентистов? Потому что там, что после смерти происходит. И как вот это все соединить с тем, что мы знаем и во что мы верим. Но надо помнить одно. Это общее правило для любой части Священного Писания, и вообще, для всего, что бы мы ни читали, и что бы мы ни изучали. Понимаете, любой отрывок из Священного Писания нельзя выхватывать из контекста, потому что обязательно что-то упустим. Очень важно, особенно когда, когда мы исследуем жизнь Иисуса Христа, очень важно видеть людей, ту обстановку, знать те события, которые предшествовали и последуют этому событию. Чем больше информации, тем яснее ситуация, потому что Иисус, Он не был…ну, мы часто говорим, что этот Человек, Он ходит по земле, но, Он где-то в облаках витает. Нет. Иисус совершенно не так выглядел. Он был очень близким к тем людям и очень понятным для тех людей, среди которых жил, и людям было удобно. Вот почему за Ним ходили, вот почему любили Его слушать, потому что все, что Он говорил, это не было чем-то заоблачным, непонятным, далеким от того, чем люди жили. Это было настолько актуальным, настолько своевременным всё, чему Он учил. Он отвечал на все вопросы, которые возникали в головах людей, Он тут же отвечал. Он смотрел на человека, видел, в чем он нуждается, и отвечал на вопросы, которых он еще не успел произнести, озвучить. Так всегда было. Вот эта история, которую Иисус расскажет, не исключение из правил. Она тоже была произнесена в определенной ситуации, в определенном месте, люди там слушали. И все это, если увидеть, нам поможет. Посмотрите, я хотел бы немного шире захватить отрывок, как начинается еще 15 глава. Наша притча в 16 главе, а так как это речь Иисуса, которую Он произносил, и она записана, начиная с 15 главы, то нам важно увидеть, в какой обстановке Он все эти притчи произносил. 15 глава тоже очень известная. Если 15 глава очень удобная для всех христиан, то 16 глава – ну, прямо, поднимает столько вопросов и даже, возмущения какие-то поднимает, когда мы читаем о неверном управителе, и то, что Иисус, там вывод какой делает. Смотрите, 15 глава с чего начинается? Вот, эти тексты, первые очень важны:

«Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его» Видите людей? Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимаете грешников и ест с ними». Вот, она обстановка. Видите, мытарей, грешников, которые так любили слушать Иисуса и собирались, чтобы послушать? Были тут всегда и фарисеи и книжники. Видите их лица? Роптали. Вы видели ропщущего, вечно недовольного человека? Вот это они, вот это их лица, видите их лица? «Роптали, говоря: Он опять этих собрал всех бездомных, бродяг». Ну, может быть, они брезгливо как-то отворачивались, ну, представьте себе. Иисус, Он не может не заметить всего, что происходит. Но Он – слышите? – тут не просто написано, что «тут они собирались, те роптали, а Он Себе говорил». Все, что здесь происходит взаимосвязано. Иисус увидел, оценил обстановку и говорит: «Но Он сказал им следующую притчу: Кто из вас, имея сто овец. Знаете, эту притчу, мы не будем на ней останавливаться. Знаете, что важно? Конец. Три притчи тут. Первая притча — сто овец, потерялась одна, пастырь идет искать, нашел. Знаете, как заканчивается? «И найдя, кто из вас». Вот представьте себе, Он обращается к людям – «кто из вас, если бы у вас было сто овец, и одна потерялась, не пойдете искать, и когда придете, приведете вот эту несчастную, принесете, неужели вы не будете радоваться, посмотрите на ваши лица. И если у вас будет сто овец, вы потеряете одну, неужели вы не придете, не соберете всех и не скажете: порадуйтесь со мною». «Или какая женщина», следующая притча, потеряет монету, перевернет всё в доме, найдет. Вы видите, что с ней происходит? Она нашла. Видите её лицо? Посмотрите на ваши лица. Неужели, не соберет всех подруг и скажет: Порадуйтесь, нашла, наконец. И третья притча. «Или потеряет отец сына одного, и не закатит пир и не соберет своих друзей, и не скажет: порадуйтесь». И как закончится эта глава? «А о том надо было радоваться и вселиться». Кому говорит? Брату старшему. Видите этих людей, которые слушают? Мытари и грешники, довольные, что наконец-то опять они послушают, и Иисус им ответит на все их вопросы, которые их тревожат и волнуют. И недовольные лица. Иисус посмотрел на них и говорит: Я вам хочу что-то рассказать: «Вот у вас было бы сто овец, потеряете одну, какие у вас будут лица? Какое у вас будет настроение? Что с вами? Или женщина какая, или отец». Вы представляете себе, ученики всегда были с Иисусом. Они, когда видели, как Иисус вовремя этих фарисеев ставил на место, мне кажется, визжали от радости. И вы знаете, что происходит в 16 главе? Поворачивается Иисус к ученикам и говорит: «Сказал же и к ученикам Своим». Послушайте и вы сейчас. Понимаете, что дальше произойдет? Это все тут, та же аудитория – мытари и грешники, фарисеи и книжники и ученики, несколько категорий людей. Поворачивается к ученикам и говорит: «А это для вас притча». Вы знаете, я представляю, что Иисус очень живо, очень просто вот это рассказывал, естественно: «Эту притчу Я Моим ученикам рассказываю». Ну, зависело от ситуации. Хотя, слушают все. Как теперь фарисеи и книжники? Вы понимаете, что люди очень тонко чувствуют, они видят, что происходит. Как вы думаете, что сейчас будут фарисеи и книжники? «Ну, и им досталось сейчас ученикам. Что они думают, сильно грамотные тут, наблюдают только. Да? Получайте и вы». Что вы думаете, куда повернется сейчас Иисус? Ну, естественно. Потому что притча предыдущая, мы не будем останавливаться на предыдущей притче, не это наша задача. Но только концовку опять. Помните, суть этой притчи? Там с деньгами связано. Деньги! А деньги – это такой больной вопрос книжников, фарисеев, вот всех этих людей. Они, у кого не было денег, он мечтал об этом. А, вообще, тогда, помните, однажды Иисус сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». И помните, как ученики отреагировали на вот это замечание Иисуса? «Тогда кто может спастись, если уже богатым трудно!» И вы понимаете, что тогда люди тесно связывали благосостояние человека с благословениями. Они для себя решали: «Если этот хорошо живет, значит Бог его любит, благословляет, значит он праведник. Тот, который плохо живет, ну, значит не всё в порядке, если с трудом связывает концы с концами, значит, ну, надо поискать там, чего натворил в жизни». И люди сейчас тоже так думают. Иисус пришел, все это разбомбить. Потому что не так, особенно в этом мире, особенно вот в этой ситуации неправильной, это не так. Так друзья Иова тоже из этого исходили: «Ну, ты был богат; ты жил и никаких проблем в жизни не было до тех пор, пока всё с Богом было хорошо. А сейчас, где твои стада, и где твое здоровье? Подумай, и поищи, сделай ревизию своей жизни, и найди в чем причина. Потому что Бог просто так не будет допускать вот такие проблемы в твоей жизни». Иисус пришел показать, что не так. Вообще, это было бы правильно так, но это принципы Божьи так. А на этой земле дьявол хочет всё перевернуть, всё испортить и доказать обратное. Его задача, вы же понимаете, его задача, как раз показать: кто со мной, тот будет хорошо жить. И он будет делать всё, для того, чтобы у нас в голове всё перепуталось. С чем он пришел по вопросу Иова к Богу? Не с этим? Говорит: «Господи! Ну, конечно, у Тебя тут порядок строгий, праведный, ну, и зарплата соответствующая. Согрешил – штраф». Понимаете, почему Иисус сейчас повернется и начнет говорить книжникам? Потому что тут написано, смотрите: «Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы – притчу. Иисус говорит ученикам, в начале главы написано, но слушают все: «Слышали это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». Понимаете? Видите обстановку? Поняли, что сейчас Иисус взялся за учеников, и почувствовали себя, решили, что тут можно и пошутить, и посмеяться даже над Иисусом. И тогда Иисус уже обращается к ним: «Я вам тоже расскажу притчу». И рассказывает притчу с 19 стиха: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». Смотрите, когда Иисус начинает рассказывать притчу, говорит: «Некоторый человек был богат». Как его звали? Как его зовут? Не написано, нет имени. Некоторый человек. Кто в главной роли вообще-то тут? «Был также некоторый нищий, именем Лазарь». А почему Лазарь с именем, а богач без имени? Предполагают, что вот эти притчи Иисус рассказывал две недели спустя после воскресения Лазаря. И вы представьте, что тогда, что в таком случае? Еще нужно учитывать тот факт, что всё, что происходило в жизни Христа, все события, записанные в Евангелии – они происходили на небольшой территории. Нам очень трудно, живущим в такой огромной стране, это ясно понять и осмыслить, что это значит. Нам очень трудно, потому что страна наша – очень большая. Но помните, что Иисус ходил по Палестине – это маленькая территория. Например, по прямой от Назарета до Иерусалима, это одно из самых длинных расстояний, которое Иисус часто проделывал – 120 километров. 120 километров, представляете? А когда Он ходил по Галилее, Он ходил в радиусе 30-50 километров. Это Екатеринбург. Понимаете, всё, что происходит в Галилее, это представьте себе на площади такой, на территории Екатеринбурга. И вот Он ходит. Иудея – то же самое. Он далеко не уходил. Это представьте себе, сегодня Он учит где-то за Иорданом (Пышма), завтра Он приходит в Иерусалим, это вот где мы с вами находимся, от Заиордана, от Пиреи. Вот такие расстояния. Представьте себе, за Ним постоянно ходила толпа людей, много народа. Часто это были одни и те же люди. И если действительно Иисус произнес эту притчу после воскресения Лазаря, через две недели, представьте себе, как слушали эту притчу все, кто находился там. Территория вам примерно ясна. Это не Россия – от Владивостока до Москвы, нет. Это, вот оно – Екатеринбург, ну, сколько вы уехать, даже до Челябинска не дотянете. Всё. А что это значит? Те, кто ходит за Иисусом, фактически они знают уже и друг друга. Вы же понимаете, ходил бы Иисус в Екатеринбурге и окрестностях, вы бы всё знали, что происходит. «Две недели тому назад произошло такое событие, такое событие! Мы видели это сами своими глазами – Иисус пришел, сказал: «Отвалите камень» и потом при всех нас обратился к мертвецу. Четыре дня, уже даже запах доносился. Четыре дня! Это не то, что можно там говорить: «клиническая смерть», или еще как-то объяснять – это факт. Мы видели этого человека, он ходил среди нас – Лазарь, потом умер. Сестры его в горе были, все глаза проплакали, ждали Иисуса, а Он не пришел. Потом пришел, поздно пришел. Они думали, что это всё. Иисус говорит: Лазарь, выйди вон. И Лазарь выходит. Весь в пеленах, как бальзамировали в тех местах. Выходит из гробницы». И теперь, представьте себе, вы слушаете притчу: «Был также некоторый нищий, именем Лазарь». Понимаете, почему Иисус произносит это имя? Почему не назвал какое-то другое, почему не назвал еще одно, хотя бы, имя. Ему нужно только это имя – Лазарь, и больше никакого не нужно. Почему? Если бы две недели тому назад воскрес человек в Екатеринбурге, все бы знали. Это не каждый день происходит. И представьте себе, вы приходите на богослужение и слушаете проповедь. Вы, конечно, знаете, что проповедь надо слушать тихо, не шуметь, не отвлекаться, не думать о посторонних делах, чтобы не упустить важную истину. Но люди не могут. Иисус говорит: «Я вам расскажу притчу: «Был богатый человек, пиршествовал и умер». «Ну, я не буду отвлекаться, слушаю дальше. Ну, умер. Точно, Лазарь умер». «И был нищий, именем Лазарь. «Точно, Лазарь, все его знали. Он точно умер. Но, буду дальше слушать». «И желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы приходя лизали струпья его». Умер нищий. Вы понимаете, что делает Иисус? Иисус произносит нужные слова, чтобы его слушатели увидели то, что Он хочет, чтобы они увидели, чтобы они вспоминали то, что Он хочет, чтобы они вспомнили. Каждое слово Иисуса на своем месте. «Лазарь умер». Нет, это не рассказы какие-то, сказки какие-то, это точно было, он точно умер. «И отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его; И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его». Вы понимаете, это сейчас люди читают и слушают: «Так ад есть, или нет ада. Авраам, Лазарь – что там происходило, что там после смерти?». Ничего подобного не слышали слушатели Иисуса. Им не до этого было, вы понимаете? Они прекрасно понимали, что это притча. Знаете, что значит «на лоне Авраамовом»? Представьте себе, ну, на груди Авраама блаженствует, отдыхает после трудов земных. И из ада видят Авраама. Эта притча неудобна не только адвентистам, и тем, кто верят в существование ада и рая, потому что они не так верят. Они совершенно по-другому это представляют. Но, они первыми задают нам вопрос, мы теряемся. А они: «Ага!» И всё, и на этом заканчивается всё, весь наш богословский спор. А не об этом речь! Эти люди видели Лазаря. Это не кто-то им рассказал. «Он ходил, я вчера этого человека видел. А три недели тому назад тоже его видел. А две недели тому назад я был на кладбище и видел, как он выходил из гробницы. Это не кто-то мне рассказывал». Но не будем отвлекаться. Что там Иисус хочет сказать? «И возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». «Знаешь, тут какие порядки после смерти – никто никуда не переходит». Понимаете, можно что-то решить после смерти? Может помолиться, может свечку поставить, может деньги пожертвовать кому-то, можно что-то сделать? Эта притча неудобна всем, даже тем, кто верит в существование рая и ада. Не переходят, ничего не изменишь уже. Всё. В момент смерти каждый получил по заслугам. Тогда сказал он: «А я же верил по-другому, да? Жаль, я думал, что там я могу еще что-то поправить, или мои родные. «Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего». Кого его? Лазаря. Что богач говорит?

– Давай Лазаря сюда, чтобы он утешил меня. Он меня утешал при жизни, он там, где-то мне помогал, где-то что-то делал. Я ему гроши так бросал. Может, и тут он мне послужит.

– Нет! Тут уже порядки другие, ты там был хозяином, тут он хозяин. Всё поменялось.

– Так, а перейти как-то можно?

– Нельзя, всё закончилось там. Тогда нужно было решать твои проблемы.

– Так, а что теперь делать? Ну, со мной уже точно кончено всё, да?»

– Да.

– А братья там мои. Они ж не знают этого всего. Там в доме моего отца несчастные братья живут точно так, как я до сих пор жил. Точно. Может, пусть Лазарь идет туда к ним и скажет.

А что это значит? Лазарь должен туда пойти? Воскреси его. «Ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения». С кем он разговаривает? С Авраамом. Да? Авраам как там оказался? Понимаете – это притча, не ищите тут описания, что будет после смерти, как устроен ад, и как рай устроен, и какие там порядки, не ищите. Это притча. Авраам сказал ему: «У них есть Моисей». Где Моисей? У братьев. «Моисей и пророки, пусть слушают их». А каким образом Моисей и пророки у братьев? Что значит, у них есть Моисей и пророки? Писание! Всегда, когда вы слышите, Моисей и пророки – это Библия. У них есть Библия, у них есть Ветхий Завет – пусть слушают, там всё написано. «Он же сказал: нет, отче Аврааме! Но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Понимаете, что тут происходит? Иисус говорит с фарисеями, с книжниками. Может, мертвый – это лучше, чем Авраам, чем Моисей и пророки. Это более убедительно. Что вы услышите, Авраам скажет? «Тогда, Авраам сказал им: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят». И вы видите этих людей? Вы видите этих людей? Так? Пришел Лазарь, поверили? Что делают? Не поверят. Знайте, если это слово не поменяет жизнь, чудо не поможет. Если это слово… Многие люди сегодня говорят: «Господи! Ты чудо нам, и тогда мы точно поверим, мы точно примем Тебя, Ты соверши какое-то чудо». Ничего подобного. Вот это слово, если поменяет нашу жизнь, поменяет. Если я не захочу, ничего не произойдет. Даже если Лазарь воскреснет, произошло что-то? То, что Иисус сказал –правда? Он истину говорил? Перед Ним стояли люди, которые были свидетелями чуда. Не кто-то им рассказывал – они сами это видели. И что с ними произошло? Стали лучше? Еще хуже стали! И когда Иисус воскресил Лазаря, знаете, что они говорили? «Мало Иисуса убить, надо Лазаря убить, потому что он уже ходит. И все знают, что он был мертв». И тут ничего не поделаешь, понимаете? Ничего не поможет, чудо не поможет. Если чудо не произойдет в результате исследования Писаний, никакое чудо другое не поможет. Понимаете, почему Иисус не совершал чудес по просьбе книжников, фарисеев и просто любопытных. Чудо не поможет. Что поможет? Моисей и пророки. И это истина и сегодня – если Моисей и пророки не помогут, ничего не изменится в нашей жизни, даже если бы Лазарь воскрес. И потому у нас нет другого пути, как опять и опять открывать это Слово и проверять, всё ли у нас в порядке, правильно ли мы живем. Это единственная наша надежа – читать и искать, как жил Иисус, чему Он учил – это единственная наша надежда. Это самое великое чудо, которое когда-либо происходило – великая тайна благочестия – Бог явился во плоти! И нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Аминь.