Молитва

Это проповедь о вере. Давайте, откроем 18 главу Евангелия от Луки. «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». Помните эту притчу? Слышите, если вспомнить предыдущую проповедь – «Такая вера», то чем-то эти истории похожи. «Ладно, помогу» – вот так их можно объединить одной фразой, одним названием. Ладно, давай, помогу – так можно назвать ту ситуацию, когда сирофиникиянка пришла ко Христу – «ладно, давай» Так можно назвать вот эту ситуацию, где вдова просит неправедного судью, и он не обращает на неё внимания. Видите? Та же ситуация. Он себе занимается своими делами. Видите? Та же ситуация, та же картина. Но а потом, когда уже его это настолько раздражало и мешало, что он больше не мог, тогда он говорит: «Ладно, давай. Что тут у тебя? Помогу». «И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» Это проповедь о вере. Это проповедь еще и о молитве, потому что посмотрите с другой стороны на эту ситуацию. Что делает вдова, чем она занимается? Она молит судью, она умоляет, она просит. Слышите? Даже корень тот же – молитва, просьба. Хотя, молитва, мы понимаем, что она не должна состоять только из просьбы, там еще что-то должно быть. Иисус когда-то учил учеников молиться, помните? Там не только просьба. Но, тем не менее, главная составляющая молитвы – это просьба. Это то, с чем мы приходим к Богу и просим Его, показываем Ему все наши обстоятельства, рассказываем о всех наших бедах и просим Его. Советуемся с Ним. Даже, если советуемся, тоже просим. Просим: «Покажи, скажи, посоветуй». В любом случае, молитва – это большей частью, просьба. И вот, Иисус рассказывает эту притчу. Вся эта глава, если вы посмотрите дальше, о молитве. Там есть и другие истории. Но мы пока останавливаемся на этой. Когда мы думаем о молитве, о наших обстоятельствах жизненных, которые мы и излагаем перед Богом в молитве, о наших просьбах многочисленных. Для того, чтобы увидеть это нагляднее — посмотрите, и вспомните молитвенные кружки, молитвенные часы, которые мы часто проводим. Что слышит Бог? Часто мы приходим к Богу с одной и той же просьбой помногу раз, потому что Он не всегда отвечает сразу. Когда мы чувствуем, молитва не помогает, мы еще что-то добавляем сюда. Что? Эти два слова часто у христиан, ну, как склеены одно с другим, связаны одно с другим. Что это? Пост и молитва. В посте и молитве чего мы пытаемся достичь, когда мы еще к молитве добавляем и пост? Что происходит? Что мы думаем о Боге, когда просим Его и Он не отвечает, ну, по крайней мере, так как мы ожидаем? Почему мы тут включаем еще один привод, включаем? Чтобы все ведущие были – и пост, и молитва. Потому что мы в жизни забуксовали. Может, поможет? Что мы думаем о Боге, когда просим Его, а Он не отвечает? Что происходит в нашем сердце, в наших мыслях? Очень важно понять, что в этот момент я думаю о Боге? И вот, когда я решаю, что молитвы мало, надо еще и поститься, что я думаю, что такое пост, и зачем поститься, зачем он нужен? И какое действие он произведет на Бога? Потому что, это мое представление о Боге, о Его характере за этим скрывается. Как вы думаете, Богу нужна молитва наша? Иной раз, если мы посмотрим или на себя, или на тех, кто молится, то может сложится такое впечатление, что Бог считает, сколько времени мы проводим на коленях. Засекает время, ну, по крайней мере, так мы себя ведем, так часто мы себя ведем, засекает время: «А, ну, этот пять минут, пусть еще помолится. Не отвечу так сразу, еще ничего там не произошло. Так, а у тебя уже получше, уже ближе к цели. Ну, а тебе бы еще нужно…». Так, Бог? Как вы Бога представляете? Или Он смотрит: «Ну, молитва это, молиться любой может. Ты попостись». Так вы Бога представляете? Как вы Бога представляете? Понимаете, все, что мы делаем, не только то, что мы говорим, то, что мы делаем в нашей христианской жизни – это тоже проповедь. Кто-то посмотрит на нашу жизнь, послушает наши опыты с Богом, а мы где-то их и выдаём понемногу, в каких-то рассказах. И у людей какая-то картина о Боге вырисовывается. Они что-то о Боге начинают думать: «Какой этот Бог, Которому он служит, Которому он приносит все свои беды, все свои проблемы? Что это за Бог? Сразу не отвечает, Ему нужен еще пост и молитва, и еще что-то нужно. Что это такое?»

Помните, тут переплетается несколько тем – молитва, мы уже поста коснулись. И где вот этот предел, вот сколько можно, сколько нужно просить у Бога, и где надо прекратить? Мы тоже как-то вспоминали Моисея, помните? И Бог ему сказал: «Хватит». Ну, Моисей говорит: «Хорошо, Господи!» А кто-то не говорит, как Моисей, он продолжает и продолжает, как Валаам, например. Бог говорит: «Всё, хватит, отправляю послов Валаака к Валааку. Нет, нет, Я сказал: нет. Всё – разговор окончен». Нет, они ушли, а Валаам объявляет начало молитвенной недели, и начинает Бога убеждать, насколько это важно и хорошо. Зачем все эти истории нам нужны? Чтобы мы увидели себя. Но вернемся сюда. Иисус рассказывает эту историю слушателям Своим и говорит в конце: «Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит?» Что это значит? Как много Богу нужно? Вы знаете, что в Библии написано? «Да вы еще не произнесли, а Он знает прежде вашего прошения». О чем это говорит? Что молитвы нам нужны, не Богу, нам. Как только, я осознал, что имею нужду – всё, переходи к следующему вопросу. Бог знает, Он ответит. Но когда мы говорим о молитве, о просьбах, о посте… Знаете, я вспоминаю пустыню и израильтян, потому что там у них было всё это. Молитвы у них не были формальными, как часто бывают у христиан. Они действительно, молились и просили: «Воды, Господи, воды». Это не было так – встал на колени, закрыл глаза, произнес заученную молитву, понял там или не понял, что говорил. Но это ты уже не раз повторяешь. Нет, не так евреи в пустыне. Они молились только по существу. Они все свои просьбы, они были реальными для них – «воды, еды, сколько можно здесь ходить по этой пустыне». Но вы смотрите, вот эти молитвы… Как Бог смотрел на эти молитвы? Они Ему нравились? Что Моисей слышал, когда они начинали вот эти общие молитвы? Какое у него было настроение, нравилось? Почитайте эти книги – Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В каждой главе, в каждой главе – новая причина роптать. Чудеса на каждом шагу, просьбы со слезами и с угрозами на каждом шагу. И потом, всё это, одним словом можно назвать – ропот на всём протяжении пути. Так где молитва? А нет опасности такой у нас? Ведь, что говорили израильтяне, вы слышите? Они просили: «Дай нам воды. Нет, умираем, помоги, умираем, пищи нет, что дальше будем делать?» О, нашли воду, попробовали – горькая. Опять плачут, вспоминают, как они в Египте жили. Вспоминают только то, что им выгодно. А как, сколько получали – не вспоминают. Где вот эта грань, за которой начинается уже ропот. Когда молитва наша превращается в ропот? Помните, Бог смотрел, часто такое выражение в Библии мы встречаем, ну, это о жертвах – «и обонял Господь приятное благоухание». Можно то же самое сказать, потому что мы понимаем, что в начале Бог учил их обращаться со своими нуждами через жертву, а сегодня мы, потому что жертва принесена, главная жертва принесена Иисусом, мы говорим вместо Агнца, мы говорим: «Во имя Иисуса Христа, услышь нас и помоги нам». Это наша жертва. И написано: «И обонял Господь приятное благоухание». Что был приятным? Приятно вот это настроение, приятно вот это доверие человека. Правда? Что он приходит к Нему как к Отцу, Который может удовлетворить его нужды. «А иногда Господь отвращал лицо свое» – тоже знакомая фраза, правда, из Библии? А почему? Значит, что-то неприятное оттуда исходило. И вот, это та же грань – просьба, потому что и одни, и другие приходят. Как Каин и Авель, помните? Только одно понравилось, одно приятно было слышать Богу, а другое – неприятно. Где вот эта грань? Потому что мы не представляем себе жизни, христианской жизни без молитвы. Где эта грань?

Вот почему Иисус счёл нужным, остановиться здесь, и обратить внимание на молитву. Речь идёт о молитве в этой главе. Вы заглянули уже дальше в эту главу, что там будет опять молитва – фарисей и мытарь. Эта глава молитве посвящена. Иисус в Своих проповедях в том, когда Он учил, Он счёл нужным остановиться и на молитве, чтоб мы увидели в этих иллюстрациях, где молитва – «благоухание благоприятное», и где может наступить такой момент, нежелательный, что наша молитва превратится в неприятное что-то для Бога. И вот это то, о чем мы сегодня говорим. Мы говорим о молитве, мы говорим о ропоте, мы говорим о вере, потому что от этого зависит вот эта грань – перейдем мы эту грань или нет, в зависимости от того, что мы знаем о Боге, а это вопрос веры. Потому что самое главное в нашей вере, что мы знаем о Боге. И вообще, вся наша христианская жизнь – это то, что мы знаем, и то, что мы людям сообщаем о Боге. И вообще, вся эта Книга, в первую очередь – это о Боге, не о Давиде, не о Соломоне, не о Моисее, не о Павле. О Боге, и о Его характере, каков Он! И когда мы к Нему приходим, и когда мы к Нему обращаемся, и когда мы Его просим о чем-то, каков Он? Что люди видят, что люди слышат? Что люди слышат не только в наших проповедях, а что люди слышат из наших уст, тогда, когда мы молимся, или когда мы рассказываем что-то из своей жизни христианской? Что люди слышат? Ропот? Каким настроением мы наделяем всех, кто вокруг нас. Смотрите, идут евреи по пустыне и на каждом шагу плачут, и ропщут, и недовольны. Ну, всем тяжело. Моисею, что не тяжело? Но большинство этих рабов бывших – ропщут, недовольны. Моисею тоже тяжело, но он еще выслушивает все эти упреки в свой адрес. Хотя, вы понимаете, что это не Моисей виноват – Бог ему повелел, помните? Помните, Моисей уже давно отказался от того, чтобы занимать какое-то ведущее положение. Его готовили стать фараоном, но неудача вышла. Ему пришлось уйти, он попал в хорошую семью. Ему ничего больше не надо было. В Библии, между прочим, вы еще не знаете в этой истории, как зовут отца Моисея, а уже знаете, как его тестя зовут. В Библии, когда вы читаете эту историю, вы еще не знаете, как мать Моисея зовут, а вы знаете, как его жену уже зовут. Он попал в хорошую семью, ему ничего больше не надо было. Он всё получил, что нужно было. Он был счастлив. И надо было ему встретиться с Богом у горящего куста? И вся его жизнь приятная превратилась в очень сложную. Помните, он не хотел идти? Он говорит: «Господи! я уже тут устроился неплохо. Найди кого-то другого. Да, я и язык уже забыл, да, я уже входы, выходы, сколько мне, да, я уже давно там не был». Сорок лет, представляете? Отсутствовать. Он был в Египте, но он то был еврей. Сорок лет! Попробуйте выехать из страны на сорок лет и вернитесь потом. И вы поймете, что Моисей, если говорил, он не кривил душой. Он действительно, понимал, ну, время ушло, ему надо опять во всё вникать снова. И вот, теперь его жизнь изменилась. Ему приходится выслушивать молитвы. Вот чем эти молитвы, эти просьбы отличались от настоящих молитв? Давайте посмотрим. Мы говорим о молитве и о ропоте. Что присутствует в ропоте, чего не должно присутствовать в молитве. Представляете себе, как евреи роптали?

1 часть: нет воды. «Господи! Дай воды».

2часть: «Вот, Ты всегда нас…» Слышите? «Вот, уже сколько дней, зачем вывел? Откуда вывел? Там у нас всего было достаточно. Вот, как было хорошо когда-то! И уже садятся, начинают вспоминать.

Представляете, что добавляется в молитву, чего там не должно быть, где молитва превращается в ропот? А смотрите, у детей не так? Ребенок просит что-то у мамы или у папы: «Купи». Ну, как часто это бывает, зайдут в магазин с игрушками, и начинается. Видели детей, как они просят? Он еще не начал просить, а уже плачет. Он еще не сказал, что хочет, а уже говорит: «Ты мне всегда не покупаешь». Вот это ропот называется. И какое настроение у мамы? Ну, скорее всего, отшлепает, и пойдут домой. И закончится всё, все покупки и все прогулки. Правда? А вы думаете, у Бога не такое настроение, когда Он слышит наши молитвы? Потому что, смотрите, мы иногда остановимся, и по делу, знаете, по-деловому просто. Понимаете, о чем я говорю? Я использую это выражение, вот это слово применяю здесь, хотя, оно вряд ли к молитве, по большому счету, подходит. Но, я думаю, в контексте вы понимаете. По-деловому, просто: «Господи! я думаю, мне нужно вот это и это. Ты что думаешь? Если Ты считаешь, что это действительно мне нужно, дай мне это, если нет, помоги мне понять то, что Ты понимаешь. Спасибо Тебе. Аминь.» Вот такой должна быть молитва. Вы ж прекрасно понимаете, что когда человек просит, но в этой просьбе уже слышится: «А Ты все равно не дашь, но я Тебя все равно прошу». Какое настроение у вас? А у Бога? Когда Он видит наши лица? Понимаете, где эта грань? А сейчас, когда закончится жизнь Христа на земле, у нас всё что останется – молитва и Слово Божие. Слово Божие – это информация о Боге, а молитва – это то, как мы эту информацию поняли, что мы поняли, каков Бог. И от этого будет зависеть характер моей молитвы. Чем ближе к концу, тем больше на вот этот дух будет обращать внимание Иисус. И в последней беседе, помните на вечере, когда они собрались перед распятием, Иисус много им говорил, это длинная проповедь, которая более подробно записана в Евангелии от Иоанна. И главная тема этой проповеди – Дух Святой. Иисус говорил ученикам, что «вы не останетесь без Утешителя» Слышите? «У вас будут неприятности в жизни, но Я передаю эстафету, и Дух Святой будет рядом». Но это не только о Духе Святом Он говорил, а и о том состоянии, какое Он ожидает, что в Его учениках будет. И о Духе Святом и о духе, какой будет наполнять учеников, понимаете? В другом смысле, когда мы говорим: «В каком духе ты произносишь вот эту молитву?» Иисус говорит: «Отныне, чего ни попросите во имя Мое – будет». Почему Он это говорит? Чтобы утвердить нашу веру, и чтобы мы ничуточку не сомневались, ни на грамм не сомневались, что Он хочет, очень хочет. Просто Он больше видит, чем мы. Он больше знает, чем мы. Он знает, что завтра будет. Он знает, будет это во благо или нет? У Него есть план, и очень красивый план для каждого человека. И теперь, когда Иисус видит конец Своего служения на земле, Он считает необходимым, обратить внимание на эту грань христианской жизни. Здесь, в этой главе о молитве, смотрите, как начинается эта глава. Мы прочитали этот стих, еще раз возвращаемся: «Сказал им также притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать». Вы знаете, очень важны вот эти тексты, которые в начале. Там всё есть, как правило, там всё есть. Дальше будет иллюстрация. Он не просто говорит: «Я вам хочу рассказать о молитве». Он добавляет: «Смотрите, хочу о молитве рассказать: надо всегда молиться –молитвенные кружки, да? Долго молятся, много молятся – хорошо делаете, но не унывайте. Увижу плохое настроение, не отвечу». Как вам это нравится? Это нормально, христиане не должны быть унылыми. Почему? У нас наоборот, больше повода не унывать, чем у других. Естественно, люди, которые не имеют надежды, не имеют веры, о чем они говорят? Ну, послушайте, о чем говорят – о пенсиях, о коммунальных платежах, что растут там, о чём угодно говорят, и всё, вот в таком духе. «Не хватает, заболел, лекарства подорожали». И эта первая притча, и вся эта проповедь – о вере. Несмотря на то, что здесь речь идет о молитве, смотрите, как заканчивается эта притча, 8 стих: «Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». Это Иисус говорит о том, что Бог лучше, чем неправедный судья. «Сказываю вам, что подаст им защите вскоре. Но Сын человеческий придя, найдет ли веру на земле?» О молитве, и о вере. Павел позже будет в одном послании своём вспоминать израильский народ и говорит: «Смотрите, чтобы и вы не начали роптать и не погибли, как те, в пустыне». И потому Иисус тут в начале говорит: «Должно всегда молиться и не унывать». Много текстов в Библии соединяют молитву с настроением, и показывают важность, что в молитве настроение должно быть соответствующее. В этой главе первая притча о женщине, которая просит судью неправедного, защитить. И вы слышите в этой притче, что если просить и молиться, то надо с хорошим настроением, не унывать. Она не расстроилась. Как вы представляете, как она просила судью? «Ты мне всегда не помогаешь?» Как вы себе представляете? «Ты мне и вчера не помог и завтра тоже не поможешь?» «А чего ты пришла?» Она просто приходила и говорит: «Помоги, пожалуйста». Что обычно делают? Вы ходили в кабинеты? Как говорят? Придите завтра, так у меня сегодня весь день расписан». Она то знает, что не расписан. А вы не знаете? Но вы приходите завтра, вам назначили день. Она приходит завтра, опять излагает свою просьбу, и опять ее передвигают на следующую неделю уже. Но она не отступала.

Вторая история – о фарисее и мытаре. Помните эту притчу? А о чем эта притча? Тоже о молитве. Если тут мы вывод сделали и говорим: ясно, как молиться – с хорошим настроением, не унывать, если хочешь добиться, если хочешь получить ответ. А здесь что? Как молиться? Вы знаете, в этой притче, вообще, сказано: надо молится. Потому что после такой притчи и после всего, о чем мы говорили до сих пор, что Бог знает, еще мы не произнесли нужду нашу. Тогда мы можем сказать: «Ну, если Бог знает, зачем мне молиться? Он знает, я подумал: Господи, решишь там мои проблемы», и пошел. Так? Да, мне потом уже и ничего не надо. А сколько людей так живут, они не молятся. Но тут Иисус говорит, смотрите: «Два человека пришли в храм помолится. Один молится и другой молится. Что такое молитва, мы говорили? Большей частью, молитва – это просьба. О чем просит мытарь? Пришел, показал весь свой характер Богу, «видишь, какой я нехороший, вредный, грешный, и мысли у меня», и всё, нечем похвастаться. «Будь милостив ко мне, сделай что-нибудь». Фарисей приходит. А в чем его просьба? А он не просит. А потому что это и не молитва. А что он делает? Он пришел и говорит: «Господи, ну как я? Что Ты скажешь? Как я за эту неделю, правда? Иисус говорит: «Ну, как вы думаете, что приятнее Богу услышать? Не только эта глава поднимает эту тему. Есть в Библии серия коротких текстов, самые короткие стихи. 1Фессалоникийцам 5 глава, 17 стих: «Непрестанно молитесь». О том, о чём наша глава. А что рядом? 16 стих, еще один короткий стих: «Всегда радуйтесь». Почему эти два текста рядом: «Всегда радуйтесь и непрестанно молитесь»? Потому что, действительно, для многих проблема. Многие не представляют себе молитвы с хорошим настроением, обязательно это должно быть печальное лицо. А другие другую ошибку допускают, они не представляют себе молитвы вообще, если им хорошо, то они даже нужды не чувствуют в Боге. Вернемся туда, в Исход, в пустыню. Вы знаете, это не просто наши отношения с Богом. Если не быть на страже и допустить ропот в наших молитвах, это закончится восстанием, так было в пустыне. Всегда бунт, восстание, революция начинаются с маленького недовольства: «А всегда так!». Вот такое кряхтение по жизни рано или поздно выливается в бунт, в восстание. А восстание, вы понимаете, с этого все наши проблемы начались? Вот почему, вы знаете, христианство не приемлет восстания, революции неуместны, никакой бунт не может быть приятен и угоден Богу. Бог не решает вопросы таким методом, методом революции. Это не Его метод. Христианство, напротив, решает вопросы методом реформации. Знаете, чем реформация от революции отличается? Революция меняет другого, реформация меняет меня. Ну, а так как другого изменить нельзя, то их просто уничтожают, других просто уничтожают, кто не нужен, кто на пути стоит, кто мешает, от кого я считаю, все мои проблемы – вот что такое революция. Реформация предполагает другое, прямо противоположное: я ищу проблему в себе, я меняю себя. Вы знаете, проблемы, они всегда были на этой земле, и будут до второго пришествия Христа. Если вы хотите что-то поменять в жизни, можно поменять, и будет всё хорошо. Надо поменять наше отношение к этим проблемам! И вы увидите, как жизнь изменится к лучшему! А что менять? Молитесь, постоянно молитесь, и всегда радуйтесь. Вы заметили, что неслучайно, уже в нескольких местах эти две темы идут рядом. И третья, которую мы сейчас поднимаем, тоже рядом, здесь же в Фессалоникийцам, смотрите, ещё раньше. Мы прочитали 17 стих, затем 16, а теперь давайте 14: «Умоляем вас также, братья, вразумляйте бесчинных». Слышите? Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». И затем: «Всегда радуйтесь», ну, потому что в таком терпении, в таком окружении могут руки опуститься и начнем роптать. Тут Павел говорит: «Но, всегда радуйтесь». А когда вы будете радоваться, всегда можете превратиться в фарисеев, вам ничего не надо. «Непрестанно молитесь». Нет другого пути. И всё это зависит от того, что я знаю о Боге, каков Бог? Ту первую притчу Иисус закончил. Закончил словами: «Вы слышали, что сказал судья неправедный? Что он сделал? Бог ли не защити Своих избранных, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит. Ждите». Знайте, что Господь ваш намного лучше, чем этот в кабинете, судья неправедный. Есть проблема, скажи Богу и жди. Решится, не сразу решится. Почему? У Бога есть Свои планы, может там что-то у тебя поменять – посидишь, подумаешь, вспомнишь, с чего это началось? А может, еще тем, кто вокруг тебя, тоже может что-то надо увидеть. Потому что ваша проблема личная – это не ваша только. Вокруг вас есть родные, близкие, которые наблюдают, как ваши проблемы решаются? Потому что, ну ясно, а особенно за вами наблюдают, потому что как христианин решает проблему. Как он смотрит – вот зарплату недополучил, или тарифы подскочили на электроэнергию? Как он? Всё ясно как. А христианин как? Он же должен быть выше этих проблем, у него же Господь, он об этом всегда говорит. Ну, хорошо он говорит, а сейчас посмотрим, на деле как? И вот Господь не отвечает сразу, понимаете почему? Ему нужно, чтобы вы несли это Евангелие. Какое Евангелие? А о чем Евангелие? Вечное Евангелие несли. Какое это вечное Евангелие? Терпение святых, вера. Вера, терпение и любовь ещё, это всё вместе взятое. И надежда. Это все называется вера. Вот это всё. И молитва ещё, и хорошее настроение, и дух, и ваше лицо – всё в целом. И вы видите, какая проповедь? Постарайтесь не забывать об этом, помнить и готовиться к этим проповедям. Потому что это то, ради чего Господь нас держит ещё здесь. Он надеется на нас, Он надеется, что мы завершим это дело. Мы иной раз думаем, что еще как мы расскажем людям о том, что Иисус скоро придет, как мы расскажем людям о Боге, о Его характере, о Его долготерпении. Как расскажем? Вот так расскажем. Иной раз даже и говорить ничего не будете, люди всё сами увидят, и потом скажут: «Аминь», в конце. И в этом вопросе очень важно понимать, где молитва превращается в ропот. Где то, что должно быть приятным благоуханием для Бога и людей, может превратиться в отвратительное, неприятное брюзжание, ропот, недовольство, и неприятное выражение лица? Помните, это не маловажно, особенно, тем более, чем более мы приближаемся к последним дням, тем более. И хотел бы вернуться сейчас опять в пустыню. Ничто так не поможет, как иллюстрация. Мы можем много говорить о молитве. Но давайте, посмотрим туда. В книге Исход, в 14 главе, 11 стих: «И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыню. Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта». Это произошло тогда, когда фараон показался на горизонте сзади. Израильтяне подошли к морю и попали в тупик. Тупик – всё. Фараон сзади гонится. Видите? И говорит: «Отлично, евреи, приплыли? Сами себя привели туда, куда надо. Ну, и куда вы сейчас денетесь от меня?» Представляете себе, египтян – армия. Потому что они прекрасно понимают – тут горы, тут море. Ну, что, в море будут бежать? Сзади – армия. Тупик. И сами нашли себе место. Евреи точно то же поняли. Повернулись, увидели, за головы схватились, к Моисею бегут: «Что ты с нами сделал? Что нам надо было сюда выходить, чтобы мы тут умерли? Нельзя было это сделать в Египте? Медленной смертью, между прочим, а тут сразу. Но они пришли роптать, как обычно. Будут делать это еще не раз. 12 стих: «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем египтянам». «Оставь нас, пусть мы работаем египтянам, ибо лучше нам быть в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне». Лучше? Это сейчас они говорят. А там? Вообще, мы всегда склонны видеть, что вот тогда было хорошо, или там будет лучше, или кому-то хорошо, а нам плохо. Вот такая наша природа человеческая – всем хорошо, только нам плохо. И когда-то было лучше, хуже всего сегодня, потому что проблема. Но Моисей сказал народу. Что скажет руководитель? «Не бойтесь, стойте, и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне. Ибо египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки». Как вам нравится руководитель? Молодец! На своем месте. Но читайте дальше, 14 стих, продолжается речь Моисея: «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны». Так Моисей обратился к народу, и так ободрил. 15 стих: «А что это такое? «И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? А что случилось? Слышите, народ, что народ говорит? Народ ропщет, ноет. Между прочим, вот слово, которое мы используем «не ной». «Уныние» – это тот же корень – унывать, не унывать и ныть. Вот эти евреи, слышите, что оттуда, какая музыка? И Моисей, слышали, что Моисей сказал? Говорит: «не бойтесь, египтян видите, больше не увидите. Стойте и смотрите, Бог сейчас будет побеждать их». Всё вроде бы правильно. Но что говорит Господь? «И сказал Господь Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне? Слышите? «Ты что разнылся, чего плачешь? Скажи сынам израилевым, чтобы они шли». А что тут произошло? Нам что-то неизвестно, правда? Если так посмотришь, правда, мы не знаем, как звучал этот голос Моисея, к сожалению, мы не можем услышать тембр его, потому что иногда это всё выдает. Можно дрожать и это всё, этот стих прочитать, вот эти слова, которые Моисей, и с перепугу там процитировал что-то, что слышал где-то. Может быть. Но по крайней мере то, что мы видим и что слышим, и если он это еще и соответственно сказал, то очень непонятный, кажется, Божий ответ Моисею. По крайней мере, и молитвы там, обращение Моисея к Богу у нас нет. Что это Бог, почему это Бог ему говорит: «Что вопиешь ко Мне?» Помните, что Господь знает прежде нашего прошения, Он видит сердце, Он не человек. Он видит сердце. Мы можем от людей скрыть наше состояние, наше настроение. Но похоже, у Моисея тоже не все было в порядке. Он сам испугался. Откуда знаем? Из того, что Бог сказал: «Что ты вопиёшь ко Мне?» Вы знаете, мы люди. Мы можем красиво говорить. Но иногда такое переживаешь, только Бог знает. И мы можем услышать то же самое, что Бог сказал Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне?» С другой стороны, то, что Моисей сказал, это сказал. Но вы знаете, как руководитель мудрый, ему нужно было сориентироваться. Есть время, когда нужно проповедовать, а есть время, когда нужно что-то делать. По сути, что Господь Моисею сказал? «Надо делать». Это не тот случай, когда… Представьте себе, Моисей, он часто поучал, что надо делать, да? Фараон с войском своим уже на подходе – тупик. Представьте себе, Моисей говорит: «Я сейчас вам расскажу о Божьем характере». Что они поймут? Это тот случай, когда можно о Божьем характере рассуждать? Ты покажи этот характер. По сути, что Бог Моисею сказал: «Моисей, проповеди заканчивай, это не тот случай. Есть время, когда ты будешь их учить, перейдем море, а сейчас скажи, чтоб шли». Понимаете, есть разные ситуации. Иногда нужно говорить, а иногда нужно действовать. В этом случае Бог говорит: «Скажи народу, чтобы шли». И они пошли. Этот случай тоже о вере. Вы понимаете, что значило людям идти в воду? Эти темы очень глубоки: молитва, вера, сомнение, ропот, восстание, революция, реформация. Все это переплетено – наши настроения, наш дух, наше влияние благоприятное и неприятное – всё это тесно связано. И если вы в этих историях поняли, что Господь ожидает от вас – идите, идите с верой. Если вы увидели Божий характер и поняли, как Он относится к Своим детям – идите с верой, просите и получите, непрестанно молитесь, но всегда радуйтесь, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, и идите вперед. Это то, к чему нас Господь призывает. У нас нет времени отвлекаться на какие-то другие пустяки и мелочи. Всё это пустяки. Для людей – это проблемы, для нас с таким Богом никаких проблем. Ему слава! Он сделал гораздо больше, чем мы можем себе представить. Он всё сделал, чтобы нас спасти. Нам осталось немного потерпеть, потому что у Него всё рассчитано, всё идет по плану, по расписанию. Где-то Он нас шлифует – не переживайте, не ропщите, не плачьте. Просите, радуйтесь, идите. Аминь.