Жертва

Наша проповедь сегодня основана на 22 и 23 главах Евангелия от Луки. Но прежде чем мы откроем эти главы, я хотел бы прочитать несколько стихов из 18 главы Евангелия от Луки. Из главы с притчами о молитве и хорошем настроении. Помните? 18 глава, 31 стих: «Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё написанное через пророков о Сыне Человеческом. Ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его и оплюют Его». Знаете, это самое ясное и подробное предсказание Иисуса о Своей смерти. Он несколько раз пытался ученикам сказать, какой будет финал, чем всё это закончится. И вот это самое ясное. Мы подошли к такому моменту, где Иисус очень ясно, и даже с подробностями описал, что Его ждет, потому что это уже было накануне, уже вот-вот. «И будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет». Но они ничего из этого не поняли. Как? Вы представляете себе? Вот как не понимать того, что здесь сказано? Одно только – они просто не хотели это слышать и понимать, они просто отмахивались от всех этих мыслей и от всего, что Иисус говорил на эту тему. Но это так. И теперь в 22 главе всё это уже происходит. Иисус оставил нам пример не только в жизни, в учении, в притчах, в исцелениях. Он оставил нам пример и в страдании. Это кульминация всех Евангелий – страдания. И вот мы подошли к 22 главе. 22 глава с 67 стиха читать будем, длинная глава 22. 67 стих: «И сказали; Ты ли Христос?» Понимаете, что это значит? Христос – это Мессия. «Ты Мессия?» По-гречески – Христос означало Помазанник, по-еврейски – Мессия означало Помазанник. Евреи ожидали Мессию. Два слова Христос и Мессия – одно и то же, просто на разных языках. Евреи ожидали Помазанника, Мессию, который сядет на престоле Давидовом. Интересно, вообще-то, очень интересно в пророчествах, во всем, что в Ветхом Завете происходило, в центре внимания нашего – Помазанники, потому что они были живыми предсказаниями прихода настоящего Помазанника. Помазанники в Ветхом Завете были в трех видах. Помазанником был царь. Царей помазывали на царство. Помните, Давида? Самуил пришел, возлил елей – это был обряд помазания на царство. Он стал, таким образом, помазанником. Помазанником был священник. Помните, Моисея, Аарона и сыновей? Специальный обряд и самый центральный – это помазание. Давид потом в псалмах воспевал это: «Это как драгоценный елей», нам это непонятно, «стекающий на бороду, и бороду Аарона». Представляете себе, масло выливают вам на голову, и всё это стекает, и это так приятно. Вот, Давид это описывает и говорит: «Вы бы знали, как это приятно». Я думаю, что если говорить чисто об ощущениях, когда масло течет по голове, то это приятного, наверное, мало. Но сам факт, понимаете, что это означало? Давид в свое время это испытал, когда его помазывали на царство. Он понимал, какая ответственность теперь на нем лежит, как на руководителе такого народа, целого народа, народа Божия. Теперь он осознавал всю ответственность перед людьми и перед Богом. Помазанником был в Ветхом Завете священник, и помазанник, это то, о чем Давид говорит «на бороду Ааронову». Аарон был первосвященником. И помазанником был пророк. Три вида Божьих людей. Ну, к сожалению, не все они были хорошими потом помазанниками. И евреи, когда видели своих царей, своих, ну, пророков, еще хорошо. Пророки, знаете, наверное, были самыми лучшими из всех помазанников Ветхого Завета. Пророки – это те, кто оставались до последнего. Ну, им больше всего доставалось пророкам. Пророки – это не только те, которые предсказывали будущее, они говорили от имени Бога, они призывали народ, они обличали, а это был неблагодарный труд. Им за это доставалось. Редко кто из пророков умер своей смертью, редко кто из пророков жил хорошо. Почитайте Книгу пророка Иеремии, и вы увидите один из таких ярких образцов жизни пророка. Ну, и других пророков вы знаете, как к ним относились. Получше было со священниками, у священников лучше обстояли дела. Хотя, во дни Христа, вспомните священников, то, что вы увидите, не самое лучшее, вот помазанники. Ну, и хуже всего, наверное, у царей обстояли дела из всех помазанников Ветхого Завета. Посмотришь на царей там, вообще, мало кого можно найти порядочного. Но тем не менее – это те люди, которые должны были, по крайней мере, предсказывать своей жизнью Мессию, Его роль. Но евреи понимали, что эти помазанники, они далеко еще не то, что еще надо. Когда же, наконец, придет Тот, кто будет настоящим Мессией, настоящим? Вот это была мечта израильского народа. Они этой мечтой жили. Тот, который будет и царем, и священником, и пророком. Они ожидали это и ожидали такого Мессию. И вот, теперь Иисус на суде: «И сказали: Ты ли Христос! Скажи нам». Но это суд. «Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите. Если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня». Вы понимаете, какой наступил момент? Иисус об этом говорит: «Сейчас, хорошо, Я скажу, что Я – Мессия, и что будет? Или Я скажу – Я не Мессия, что будет? Что-то поменяется сейчас?» Это то, что Иисус им говорит: «В принципе, сейчас уже от Моих слов больше ничего не зависит. От Моих действий тоже уже больше ничего не зависит. Понимаете, наступает такой момент, когда, что бы Я не делал, что бы Я ни говорил, делал бы Я, или не делал, говорил бы Я или молчал, независимо… будет то, что вы уже спланировали». 70 стих: «И сказали все: итак Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нам нужно свидетельство? Ибо мы сами слышали из уст Его!» А что Иисус сказал? «Кто сейчас сказал, что Он Сын Божий?». Вы понимаете, что бы Иисус ни говорил, они слышат то, что хотят услышать. 23 глава начинается: «И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату. И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем». Вы помните, чтобы Иисус когда-то запрещал давать подать кесарю? Помните тот случай, когда Ему принесли монету? Помните, как Он ответил? Он что сказал: «Не давайте подать кесарю»? Помните, что Он ответил? «Отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу». И что они сейчас говорят? Что бы Иисус ни говорил, как бы Иисус ни отвечал, у них уже давно готов приговор, «называя Себя Христом Царем». Когда Иисус называл Себя царем? Вы помните такое? Но они чувствовали, что Он достоин быть царем. Они это осознавали и понимали, и этому сопротивлялись. И потому, несмотря на то, что Иисус никогда не называл Себя царем, они обвиняют Его в том, что Он называет Себя, что Он делает Себя царем. Понимаете, что происходит? И потому, что Иисус делает на суде? Дальше молчит. Знаете, что это значит? Это жертва. Мы, когда говорим о жертве, мы не всегда вполне понимаем, что это на самом деле означает. Только что мы рассмотрели, что Ветхий Завет говорит о помазанниках, а теперь давайте посмотрим, что Ветхий Завет говорит о жертвах. Это несложно увидеть, потому что Весь Ветхий Завет – это жертва. Весь Ветхий Завет – это наглядные иллюстрации, которые видели евреи каждый день – жертва. Они видели ее, видели каждый день, и сами приносили эти жертвы. Что это означало для них, когда они смотрели на агнца, которого заколают? Что это означало для евреев? Исайя пророк, более подробно это опишет, уже говоря о Христе, видя Иисуса через жертву Ветхого Завета в 53 главе Книги Исайи. Помните эти стихи – Исайя 53, 7 стих: «Он истязуем был, но страдал добровольно». Слышите? Тут в Исайи все главные характеристики жертвы. «Он истязуем был, но страдал добровольно». Добровольно – это жертва. Жертва всегда добровольная. Конечно, мы иногда говорим, что, «ну, эта жертва, там чего-то, издевательство, там или что, иногда…». Но это не до конца жертва, о которой мы говорим. Жертва – это я добровольно отрываю от себя, если говорить о пожертвованиях, я отдаю добровольно, никто меня не принуждает. Потому что, если меня принуждают, это уже не жертва добровольная. «И не открывал уст Своих», и иллюстрация тут же, «как овца, веден был Он на заклание». Господь избрал из всех животных овцу, как иллюстрацию, чтобы люди наглядно могли видеть, потому что именно это животное очень безропотно подставляет себя под нож. «Как, овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». И вот исполнение этого пророчества мы теперь видим в Евангелии от Луки, в этой 22 главе. Иисус показал, говорит: «Теперь Я это добровольно принял, и дальше ничего не зависит от Меня», Жертва – это жертва. Знаете, если суд там что-то решил, и кто-то должен понести наказание, это не жертва, это наказание. Но это не тот случай. Потому что, если суд решил, то суд выслушивает все аргументы – за, против. В случае с Иисусом это не был суд, Его никто не выслушивал. Вопросы задавали, да, чтобы сделать видимость суда, чтобы сделать видимости справедливости, что тут всё правильно. Но это было жертва. Главные характеристики жертвы – добровольно и молча. Интересно, что когда мы смотрим на то, как Иисус Себя вёл, мы понимаем, что Он, действительно, стал настоящей жертвой. Он говорил о страданиях. Мы прочитали в 18 главе, и очень подробно говорил. Когда говорил? Страдания впереди. Он говорит до страданий. А во время страданий что? Женщины идут, плачут, а Он что говорит? «Не плачьте обо Мне». Особенность настоящей жертвы – молчит. До страданий, когда ты принимаешь решение, это говорит о том, что ты добровольно туда идешь, тоже особенность жертвы. Он добровольно избрал этот путь – знал и пошел. Но во время страданий и после страданий, вы слышали, чтобы Иисус после воскресения вспоминал: «Вот, как они, Я им покажу». Слышали? Слышали, чтобы Иисус собрал учеников после воскресения и говорит: «Так, давайте теперь разберем, что было в ту пятницу». Слышал кто-то? Почему нет? Это настоящая жертва! Послушайте, как мы, как мы становимся жертвой, по нашему мнению. Часто слышишь, родители говорят своим детям: «ну, вот мы с отцом жертвуем или мы с матерью жертвуем, от себя отрываем, ночи не спим, и вот благодарность!» Жертва? Это уже не жертва. Если ты это сказал, то это уже не жертва. Жертва молчит. Сделай и молчи, лучше работает. Вы же понимаете, а какая реакция вот на это у детей, на такое нравоучение. Что, что-то меняется? Как правило, ничего. Лучше действует, когда молчишь. Если не увидел сам, чего это ему стоило, то что поможет, если ты будешь говорить? Понимаете, жертва – это не то, о чем нужно заявлять, выйти и сказать: «вы посмотрите, как я жертвую». Помните фарисея молящегося: «Я и десятину, я и то…»? Видите человека? Он хотел, чтобы это оценили. Помните, жертва – это жертва, и не ждите, что это оценят. Единственное, на что вы можете надеяться, что она кого-то спасёт, ваша жертва, кому-то поможет. Но благодарности не ждите, и не требуйте, тем более. Если кто-то отблагодарит или проявит эту благодарность, то это не тому, в жертву себя принес, это ему нужно. Помните, Иисус исцелял? И говорит: «Там не десять исцелилось, почему только один пришел? Вы думаете, Иисусу это нужно было? Благодарность его нужна была? Нет, это была Его жертва, Он пришел ради этих людей на землю. Но это говорило о том, что произошло с человеком. Нам бы надо понять, что такое настоящая жертва. Не всегда мы это до конца понимаем. Потому что, как только жертва заговорила – это не жертва, это упрек. Вы слышите, если родители начинают говорить: «Мы, а вы…». Что это значит? Это упрек. «Как мы, а как вы нам в ответ». Это упрек. И сразу вся жертва перечеркнута. В каком-то смысле, Иисус об этом говорил в Нагорной проповеди, в Матфея 6 главе, 5 стихе: «И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах, на углах улиц останавливаться, молиться, чтобы показаться перед людьми». Или еще раньше во 2 стихе: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. И Господь, видя это, Он тебе воздаст». Не делай это для того, чтобы люди видели – это не жертва. Жертва молчит, настоящая жертва молчит. Когда смотрим в Ветхий Завет, видим множество жертв! В Библии много важных тем. Это одна из них. И если помните самую первую жертву, это такая иллюстрация – жертва до конца, помните? Самый первый, кто умер? Авель. Найдите в Библии хоть слово, сказанное Авелем, записанное в Библии. Но вы знаете, что сказано в конце Библии? Очень интересные слова! Там же в послании к Евреям. Послание к Евреям – это удивительное послание, это очень интересное послание. Оно ясно почему оно интересное послание к Евреям, потому что это откровение Евреям, это Евреям откровение. Следующая книга – это будет, вообще, Откровение Иоанну. А особое – это особым людям, особо избранным. Послание к Евреям рассчитано на людей, которые хорошо знают Ветхий Завет, очень хорошо, для которых Священное Писание, которое тогда существовало, которое тогда было в наличии, вошло в плоть и кровь. И Павел писал этим людям. Вы понимаете – это послание очень глубоко. Я не знаю, есть ли какое послание, или есть ли какая книга более глубокая по своему содержанию, чем послание к Евреям. Это реклама на послание к Евреям. В послании к Евреям 12 глава, 24 стих. Прежде, чем я прочитаю, еще хочу сказать, Священное Писание настолько все связано, настолько все гармонично – это единое целое. Особенно, послушайте ещё потом, эта возможно сейчас. После проповеди «Такая вера», именно после той части из послания к Евреям, послушайте, как вот этот стих, посмотрите, где этот стих записан, в какой главе этот стих, который мы сейчас прочитаем, в каком контексте, что эта глава означает, и что этот стих говорит нам, и свяжите эти две проповеди, и вы увидите – это потрясающее послание к Евреям!

«И к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева». Вдумайтесь в эти слова, что они означают? Павел говорил в 11 главе о вере, плавно перешел к терпению. 12 глава – это кульминация терпения. И подходим к концу, что нам это терпение даёт, к концу 12 главы? 13 глава – будут приветы от Павла, как он всегда заканчивал послания. Фактически, это конец послания к Евреям. Он говорит, по сути, в конце послания к Евреям, говорит: «Что же нам всё это дает? Что нам дает, и что нам делать теперь?» Он говорит: «Теперь, давайте мы к кульминации подойдем – перед вами, что у нас из всего, что у нас было до сих пор в Ветхом Завете, что у нас осталось в христианстве, что теперь осталось?» Мы подходим к Крови Иисуса. И вы знаете, она красноречивее молчит, чем молчала кровь Авеля, даже чем кровь Авеля. Понимаете, что это значит? Вот это жертва, это речь идет о жертве. Когда мы заметили, что Авель молчал, и в Библии вы не найдете ни слова, что Авель произнес, из уст Авеля, очень краткая история этого человека – она оборвалась. И Бог встречает Каина, помните, что говорит ему? «Что это Я слышу от земли? Знаешь, что Я слышу? Очень ясно и отчетливый голос». Слышно что-то было? Нет. Жертва. Это жертва. Знаете, жертва, она молчит. Но результат будет сильнее, чем множество слов. И теперь Павел говорит, самая красноречивая проповедь была. Знаете, когда произнесена? Авелем. Так он ничего не сказал. Да, правда. Это была жертва, он ничего не говорил. Так вот, знайте: лучше, красноречивее проповедь, только проповедь Иисуса, жертва Иисуса. Более сильная проповедь – в жертве Иисуса. Если вы хотите, чтобы ваша жизнь была благоуханием приятным Богу, знаете, что это означает? Непонятные вот эти слова, непонятные из Ветхого Завета, на первый взгляд, становятся ясными к концу Священного Писания. Когда Господь говорит: «Вы жертву приносите – Мне так приятно». И человек, который не вникал в Священное Писание, скажет: «Что приятного?» Но, кто дойдет до послания к Евреям, он поймет, что такое жертва. Настоящая жертва молчит, но это молчание очень красноречиво говорит. Вы знаете, не всегда, даже в ораторском искусстве, самое убедительное – это говорить. В ораторском искусстве применяют приемы, паузы, которые сильнее действуют, чем много слов. Есть много правил, как произносить речь. Вы знаете, одно из правил, это уже из области гомилетики то, что я сейчас расскажу, как иллюстрация к тому, о чем мы говорим. Я слышал одну проповедь, мне это так понравилось, и так сне запомнилось. Был использован такой прием. Проповедовал наш брат, он был высокого роста. Это было в те годы, когда мы были отрезаны от всего мира. И первые иностранцы адвентисты, под видом туристов, умудрялись попасть в Советский Союз. И вот, один из таких проповедников приехал в Советский Союз. Но вы знаете, что делали адвентисты, когда кто-то из наших братьев из-за рубежа приезжал. Каким-то образом, все узнавали об этом и за тысячи километров приезжали в этот город из многих городов. Тот молитвенный дом или то место, где проходило собрание, был битком наполнен. Если это было летом – двери и окна открыты, и люди слушали стоя на улице. Вот, и тогда, это был один из таких случаев, мы поехали в тот город, где гость из-за рубежа должен был проповедовать. Он был высокого роста, и он проповедовал. Он иллюстрацию, я уже иллюстрацию не помню, но запомнил его жест. Он говорил и рассказывал, что был один высокий человек, но он это не сказал. Он рассказывал и говорит: «Я на него посмотрел…» Все, что он сказал. Вы можете себе представить? Сам проповедник был, где-то, двухметрового роста. Но когда он это сделал, говорит: «Он подошел ко мне, я на него посмотрел! Вы сотню слов скажите, какой он был высокий, но никогда это так не впечатлит и не запомнится, как вот этот жест. Красноречивое молчание – очень сильно. Я забыл, о чем проповедь, но этот жест помню до сих пор. Или другое правило в проповедовании. Такое правило, такой совет. Если вы хотите сказать, что кто-то громко крикнул, иногда ошибку допускают. Говорят: «Он крикнул громким голосом». Это ошибка. Ничего подобного делать в ораторском искусстве нельзя. Знаете, как надо изобразить, что он громко крикнул? И он закричал: «Приведите его сюда – а–а-а». Вот так. Если я говорю вот так, то чтобы изобразить крик, и чтобы это впечатлило, надо шепотом это произнести. Не всегда словами выразишь лучше, чем молчанием. Не всегда громкость наших слов или нашей жизни произведет нужное впечатление. Понимаете, что Господь хотел сказать Илии? Илия бежит от Иезавели, помните? Он в молитве обращается к Богу, пророк. Понимаете, что произошло? Пророк, могущественный пророк, который не побоялся, сколько там пророков было? 450 и плюс еще четыреста. И еще масса народа, все против него, он один! Он не боится. И не боялся. На вершине Кармил победил. Все в благоговении перед ним расступились. Илия прошел. Ушел на несколько километров. Задрожал, как осиновый лист. Почему? Женщина какая-то там пригрозила пальцем. «Что произошло Илия?» Бывает, бывает, он человек. Смотрите, как Бог терпеливо и с пониманием к нему относится. Что Он делает?

– Илия, ложись спать. Илия спит. Проснулся.

– Пожалуйста, кушать подано.

– Так я еще не работал.

– Ничего.

Поел, опять спать. Проснулся. Господь, как относится к Своему пророку. Ничего не делает. Представляете? Понимаете, почему? Он знает, что происходит. Он очень хорошо понимает нас людей. Знаете, почему? Он знает, потому что Он, даже не потому, что Он пришел на землю, Он и тогда знал. Просто, мы не верили бы Ему, что Он знает, если бы Он не пришел на землю. Знаете, по большому счету, зачем Христос пришел на Землю? Иногда говорят, но это не до конца верно: чтобы понимать нас людей. Нет. Чтобы мы поверили, что Он нас понимает. Вот это верно, вот это до конца верно. Потому что, Господь и тогда понимал Илию. Только если бы Бог сказал ему, что: «Илия, Я тебя понимаю», Илия бы сказал: «Да, Господи, Тебе хорошо там, а Ты побыл бы в моем положении, Ты бы увидел этих людей, с силами моими, в обстоятельствах моих». Когда я был пастором в Пущино, Пущино – это город академии наук, красивый город – биоцентр, академии наук. Одна улица, практически. С одной стороны – ряд научно-исследовательских институтов, а с другой стороны – микрорайоны, жилые кварталы. Там практически нет улиц. Адрес: микрорайон А, Б, В, Г – вот это адрес, буква микрорайона, номер дома, номер квартиры. Так вот, группа ученых узнала о нашей Церкви, узнала, что в нашей Церкви за рубежом есть много медицинских и очень известных медицинских учреждений, решили завязать сотрудничество с целью, чтобы там организовать в Пущино какой-то совместный медицинский центр, с представителями нашей Церкви. И ко мне, как к пастору обратились, чтобы я связал их с кем-то из наших медицинских учреждений в Соединенных Штатах. Вот таким образом, я созвонился с одним из наших медиков-миссионеров Вильбуром Нельсоном. И он приехал в Россию. Впервые он приехал в Пущино. В результате, это стало началом серии евангельских программ, медицинских евангельских программ в России. Первую такую программу он проводил со своей командой Вильбур Нельсон, Дороти Нельсон – его жена, проводили в Новороссийске. Интересный человек – Вильбур Нельсон. Сейчас его уже нет в живых. Большую часть своей жизни он прожил в Китае, и несколько лет тому назад он погиб в Китае, его убили. Когда он приехал – это было, где-то в 1990 г. Он приехал сюда, и первую программу он организовал и провел в Новороссийске, и так как мы уже были с ним знакомы, он пригласил и в качестве переводчиков, нас с Любой, на эту программу и участников этой программы. Знаете, что он делал? Вот, что мне понравилось, он целыми днями ходил по рынку. Говорит: «Где тут рынок?» Мы нашли там рынок, и мы водили его по рынку. Он спрашивал, что почем, кое-что покупал, а вечером проводил программу. Я спрашиваю: «А зачем это?». А он говорит:

– Я же сейчас буду говорить о вегетарианстве, и я знаю, что ваши люди будут говорить.

– Хорошо ему там, в Соединенных Штатах, у них там всё есть. Походил бы он по нашим рынкам, посчитал бы наши копейки, и вот тогда учи жить!

– Я пойду на рынок, куплю те продукты, которые у вас есть, постараюсь самые дешевые, которые у вас есть, и вечером расскажу, что надо покупать, и скажу, что так можно жить и в России.

И он так и делал. И он говорит: «Это я не, чтобы узнать, что тут можно жить в России, будучи вегетарианцем. Это я для того делаю, чтобы они мне поверили, что я знаю, что здесь можно жить, даже в таких условиях».

Так вот, когда мы о Христе говорим. Он пришел на нашу землю и ходил по нашим улицам не потому, что он не знал, как мы тут живем, и не мог вполне нас понимать. Он добровольно пошёл на эту жертву и умер. Его убили на этой земле, чтоб мы могли понять, что Он знает. Но вернемся туда. Видили, как Бог с Илией разговаривает, и что Он ему говорит? И что Илия слышит? Фактически, Бог с ним не говорит вообще. Он его кормит, Он его спать укладывает, Он его встречает утром и провожает, и молчит. «Господи, что такое, что делать?» Мечется Илия: «Что делать? Дай какой-то ответ». А Бог молчал. Бог молчит. Илия, что думает, что делать в таких случаях? Знаете, что делает пророк? Естественно, он делает то, что и должен делать пророк. Возвращается в Священное Писание. А где Священное Писание? Что тогда у Илии было? Знаете, что было? Только Пятикнижие Моисеева. И где центр этого Пятикнижия. Вы знаете, если он откроет Пятикнижие, он увидит Синай – это центр Пятикнижия.

И знаете, что Илия делает? Он бежит через всю Палестину к горе Синай. Потому что Господь ничего ему не говорит, что делать, молчит. Илия чувствует, что он будет жертвой сейчас, Иезавель его убьет, и бежит к горе Синай. И там вот этот, не до конца нам понятный опыт Илии, он описывает. Говорит: «Я встал, и передо мной сначала буря, потом землетрясение, огонь, ветер такой, что камни переворачивает и скалы сокрушает. Я всё это вижу, вслушиваюсь, но меня не впечатляет, я не чувствую, что в этом Господь проявляет Себя». И знаете, что он потом почувствовал? Говорит: «И я почувствовал, что это по сравнению с бурей и с землетрясением, и со всеми катаклизмами, которые ощутил Илия, вот это легкое дуновение ветра. И вы знаете, он сказал: «Это меня впечатляет. Это Господь». После шума Синая, нужно людей привести к Голгофе, к тишине Голгофы. Потому что, после того, как Господь явит Свою мощь, мы можем неправильно Его характер понимать. И потому Он приводит нас к Голгофе. И там, мы в тишине, в молчании сможем увидеть, не услышать, это высшее ораторское искусство, если хотите Божие, проявилось на вершине горы Голгофы. Увидеть проповедь. И вы знаете, что в этом и суть – проповедь, вообще-то, по большому счету, нужно видеть, не слышать. Если вы только слышите, это плохая проповедь, это не проповедь, заснете. Но проповедь хорошая, это когда вы видите. Когда вы видите Иисуса, когда вы видите сирофиникиянку, когда вы замечаете, как дрожат ее губы, вы замечаете едва уловимые изменения на ее лице, вы видите Иисуса, вы слышите, вы полностью туда погружаетесь. И тогда это производит перемену в вашей жизни. А теперь к Голгофе идет Иисус, вы видите женщин. Иисус молчит. Кто плачет? Он не плачет. Кто плачет? Он плачет о них, Он Себя не видит. Вы видите людей? Вот это настоящая жертва. Разная реакция там, у людей была. Человек показал всё, на что он был способен, и каждый проявил свой характер. Жертва, вы знаете, естественно, после того, как мы говорили о вере, нам нужно прийти к жертве, рано или поздно, терпение приведёт нас к этой теме – жертва. Что такое долготерпение? До какой степени, до какого предела? И вот, Иисус должен был завершить эту тему и показать. Конечно, не о том говорю, что плакать нельзя. Если больно, не об этом речь. Это то, что переживал Иов, это то, что переживал Иосиф. Думаете, легко было от своих братьев? Возможно, он плакал. Но жаловался? Жертва – это не значит не плакать, это не значит, что ты не чувствуешь боли, что ты улыбаешься, когда тебя бьют. Нет. Это вообще, неестественно было бы. Это неправильно. Жертва – это молча все перенести, стиснув зубы, губы. Как помните, Аввакум говорит: «Боль проникла, а я должен быть спокоен. И колеблется место подо мною, а я должен быть спокоен».

Я думаю о Голгофе. Вы знаете, это кульминация Евангелия. Но заметьте, что там не столько описываются издевательства над Иисусом, сколько Его борьба в Гефсимании. Многие спрашивают: «Ну, вот этот фильм вышел «Страсти Христовы». Самая неоднозначная, самая разная реакция у людей. Я не смотрел этот фильм, и не хочу, потому что знаю, что там акцент поставлен на физическом страдании. И то каким я Бога знаю из Священного Писания, знаю, что Он не демонстрировал Свои страдания, не это была Его цель. Не цель – выдавить слезу, Он никогда это не преследовал. Не было Его целью растрогать нас и потрясти. Это не то, что может произвести в нас настоящее покаяние. Заметьте, в самый кульминационный момент, в самый трудный момент Бог Отец выключил свет на Голгофе. Знаете, почему? Чтобы не смотреть на физические страдания. Я думаю, что если бы важно было до нас донести Его физические страдания, и всё это показать реально, то Господь позаботился бы о том, чтобы вместо Священного Писания в таком виде, у нас было кино. Он всё сделал для того, чтобы как можно меньше людей видели всё это, потому что не это цель была. Как мы люди относимся к жертве? Как мы реагируем, как мы ведем себя, когда что-то делаем, жертвуем чем-то? А кто как. Когда кто-то становится жертвой, кто-то спорит, защищается, что-то доказывает, ну, сражается, одним словом. В какой-то мере Петр так пытался – меч выхватил и начал им… Знаете, что это значит? Если говорит языком прошлой проповеди – это революция. Другие жалуются и гордятся своей жертвой, своим страданием – это тоже не жертва. Иисус, когда приносил Себя в жертву, думал о других. Послушайте, всё, что Он говорил, Он молчал, но не молчал. Он молчал, но идет на Голгофу, и женщинам говорит: «Не плачьте обо Мне». Он молчал, смотрит на Иоанна, говорит: «Иоанн, вот мать моя, позаботься о ней. Не обо Мне позаботься, а о матери позаботься». Настоящая жертва в момент самого большого страдания думает о других – это жертва. А как Иисус, когда Он уже видел, что становится жертвой? Смотрел на Иерусалим и что говорил? «О, Иерусалим, Иерусалим». И о чем плачет: «Как вы Меня осудите, сколько неприятностей Я от вас услышу». Так? Нет. Он не думает о Себе. Он думает о городе и о людях, которые там живут: «Мне вас жалко, что вы теряете. Вы упускаете такую возможность». Я хочу прочитать одну цитату из «Служения исцеления». Эта цитата мамам, но я думаю, что и папам пригодится, ну, и всем нам:

«Вместо того, чтобы полностью погружаться в изматывающую работу по дому, пусть жена и мать находит время для чтения, для того, чтобы быть хорошо информированной, побольше общаться со своим мужем, иметь постоянную связь с развивающимся сознанием своих детей. Пусть она мудро использует появившиеся у нее возможности для влияния на своих близких, направляя их к высшим целям. Пусть она посвящает часы тому, чтобы сделать дорогого Спасителя ежедневным спутником и близким другом. Пусть она уделяет время для изучения Его Слова, для прогулок с детьми на природе и познает Бога через красоту через красоту Его творений. Пусть она постоянно будет веселой, бодрой и жизнерадостной. Вместо того, чтобы посвящать каждую свободную минуту нескончаемому шитью, сделайте так, чтобы вечер был приятным временем для всей семьи, когда она собирается в полном составе после дневных трудов. Множество мужчин предпочли бы свой семейный очаг клубу или салону. Многих мальчиков удалось бы держать подальше от влияния улицы или спекуляции. Многие девочки избежали бы легкомысленных, ненужных знакомств. Домашний очаг был бы для родителей и детей в соответствии с замыслом Бога – благословением всей жизни. Это «Служение исцеления», страница 294. Слышите, что? Вместо того, чтобы упрекать своей жертвенностью, станьте другом, будьте веселым, жизнерадостным. Постарайтесь увидеть нужды другого, и подумайте, как ему помочь? Но самое главное в этой теме, в жертве, знаете, что? Это не смерть, это жизнь. И это, оказывается, самое тяжелое, потому что многие люди лучше готовы умереть, чем жить со своими обидчиками. Понимаете? Настоящая жертва, по большому счету, это не смерть, это жизнь. Послушайте, что Библия на этот счет говорит. Что ожидает Господь от нас, Его последователей? 12 глава Послания к Римлянам, 1 стих: «Итак умоляю вас, братья, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Понимаете, живую жертву. Приносить жертву — это большое дело. А будет результат от этой жертвы или нет, зависит от того, как ты себя ведёшь после того, как жертву принесёшь, как ты будешь строить отношения с людьми после того, как ты пожертвуешь чем-то. Вы понимаете, каково было Иисус строить отношения с теми людьми, кто Его убивал, с теми, кто Его предал, с теми, кто не убивал и не предавал, а просто молча ушёл в сторону. И потом они встречались. Что бы вы сказали Петру после воскресения, после предательства? Вы знаете, труднее жить для человека, чем умереть для него. Ценность жертвы Христа не только в том, что Он умер за нас, но и в том, что Он продолжает иметь дело с нами, с теми, кто Его убил своими грехами, своим отношением к Нему. Большинство протестантов останавливаются на смерти и воскресении Христа. «Христос за нас умер, мы спасены». Вот почему мы, адвентисты, идем дальше и говорим о служении Христа ради нашего спасения после Его смерти на Голгофе, это когда мы говорим о первосвященническом служении Христа во святилище. А чтобы жить с кем-то, нужны принципы, по которым жить, законы, правила. Знаете, жертва – это намного больше, чем многие люди себе представляют. У Иова, помните? После страданий Бог предложил строить отношения, помните? Помните, что Господь сказал друзьям: «Идите к Иову»? Бог не вернул Иову потерянное до тех пор, пока Иов не помолился о своих обидчиках. Прочитайте Книгу Иова. От вашей жертвы должно быть всем приятно. «Жертву живую, приятную». И вот это самое главное в этой теме. Жертва, настоящая жертва – это жизнь, а не смерть. Мы, как правило, первую часть хорошо выполняем. Жертву приносим. Ну, а потом вот эти упреки – эта жизнь после жертвы. Если мы что-то сделали что-то кому-то, чем-то кому-то помогли, а потом вспоминаем – это не жертва. Самое главное, как потом жить. И тут Иисус после воскресения, видите Его? Встречается с Петром, встречается с Фомой, жаль, с Иудой не встретился. Но со всеми, с кем Он встречался, всем было приятно. Знаете, жертва приносит жизнь другим людям. Есть жертва другого рода, которая несет всем смерть. Сейчас мы особенно это понимаем – камикадзе, когда взрывают себя. Зачем? Это жертва. Для чего? Чтоб все со мной тут полегли. Самоубийство – это тоже из этой области. Знаете, почему многие решаются на самоубийство? Чтоб почувствовали, каково без меня, чтобы они знали, мне плохо, но, чтобы и им было плохо. Часто так. Это не жертва, это самоубийство. И знаете, что вот этот ропот и вот это постоянное напоминание, что я жертву принес – это «теракт» в доме, и все страдают. А каково было Иисусу строить отношения с теми, кто разбежался? Вы представляете себе? Как бы встретились с Петром, с Иоанном, со всеми учениками? Какие проповеди бы вы им прочитали? Я говорю прочитали, потому что лекции, вообще-то, читают. У нас, вообще-то, читают и проповеди, знаете почему? Потому что такое представление у людей, что проповедь читается. А читается – это морали читаются, но не проповедь. Проповедь произносят, и проповедь надо увидеть.

Так вот, какие бы морали вы бы прочитали ученикам Иисуса. А что Он делает? Вот это настоящая жертва! Он принес жертву до конца, и эта жертва несла жизнь, а не смерть другим. Понимаете, чем это отличается от всего того, что сейчас в Палестине происходит? Понимаете, что тогда была жертва, сейчас – теракты, и множество жертв, все жертвы, несчастные жертвы своего характера, своих амбиций. Радуйтесь. Понимаете, что произошло с Петром, когда он встретился с Иисусом после воскресения и понял, что значит настоящая жертва. Он посвящает этой теме всё свое первое послание, и все послание на эту тему. «Радуйтесь, о сем радуйтесь, если страдая, терпите, радуйтесь». Смотрите, 2 глава, 19 стих: «Ибо угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу». В 4 главе, 13 стих: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете». Чему радоваться? Петр понимал это. А Иисус? К чему Иисус призывал в Нагорной проповеди? Он говорил о том же другими словами: «Блаженны вы, изгнанные за правду. Блаженны плачущие». Знаете, когда мы уставали, у нас был дедушка, и мы любили к нему приходить в гости. Сейчас его уже нет, он умер. Когда мы к нему приходили, он, знаете, как старики, любят вспоминать всю свою жизнь, и помногу раз рассказывать одни и те же истории. Так вот, он часто рассказывал нам одну и ту же историю из своей жизни. Это было тогда, когда власти страны запрещали проповедовать. И когда узнавали, где, в каком доме собрались верующие, чтобы изучать Библию, приходили туда, арестовывали всех, сажали в машины и везли в районный центр. И вот, однажды, в одну из таких суббот, когда неожиданно пришли и всех арестовали; повезли в машинах, чтобы судить. Он рассказывал, как офицер, который его допрашивал, говорит: «Он ударил меня. И когда он меня ударил, у меня невольно слезы покатились по щекам. И я почувствовал такую радость. И в душе молился, говорил: Господи! неужели это правда. Я не чувствовал тогда боли, я просто молился и говорил: неужели и я удостоился, как и Ты, Господи, страдать за истину». Это надо было его видеть, как он рассказывал вот этот свой жизненный опыт. Мы слушали его и отдыхали.

Понимаете, теперь почему Иисус учил и говорил: «Радуйтесь, когда вас злословят». Чему радоваться? «Когда вы страдаете за истину, радуйтесь». А чему радоваться? Вы понимаете, к чему Он призывал? Все Евангелие Он по-разному к этому вел нас. Говорит: «Возьмите иго Мое на себя. Возьми крест свой и следуй за Мной. Несите, идите за мной». Куда, на Голгофу, стать жертвой? Да, именно к этому Иисус призывал. А как это возможно? Какая радость может быть в этом, когда ты страдаешь и несправедливо? Вы знаете, я только верю, что это так.

В тот день было принесено две жертвы, две разного рода жертвы – жертва Иисуса, и Иуда тоже принес себя в жертву. В Священном Писании несколько текстов, в разных местах, помогут нам увидеть полную картину конца этого человека – Иуды. Вот один из текстов Книги Деяний, в 1 главе, Петр говорит: «Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего», об Иуде говорит, «но приобрел землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям

Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть «земля крови». Это конец Иуды.

В книге «Желание веков» целая глава посвящена жертве, которую принес Иуда. Это потрясающая глава. Почитайте ее. И вот как она заканчивается: «В тот же день немного позже по дороге от дворца Пилата к горе Голгофе бечинствующая толпа вела Иисуса к месту распятия. Внезапно крики м вопли смолкли. На краю уединенной рощи люди увидели под засохшим деревом тело Иуды. Зрелище было самое отвратительное. Под тяжестью тела Иуды веревка, на которой он повесился, оборвалась, труп был обезображен падением, и его пожирали псы. Останки сразу же убрали, но в толпе теперь уже не смеялись. Лица побледнели, люди примолкли, задумались. Казалось, возмездие уже настигало тех, кто повинен в крови Иисуса».

Две жертвы – жертва, которую принес Иуда и жертва, которую принес Иисус, в один и тот же день. Можно сказать, что первая жертва – это жертва, приведшая к смерти, а вторая – это та, которая приводит к жизни. Первая – неприятная, страшная, вторая жертва Иисуса – приятная, которая дарит всем надежду и жизнь.

Иисус призывает нас идти за Ним. Что это, чем это закончится, никто не знает. Знаем только одно, что будет все хорошо. Но запомните, что такое жертва. Жертва молчит, жертва не упрекает никого. Жертва только добровольная, жертва думает о других. Если всего этого нет – это не жертва. Запомните, от вашей жертвы должно быть всем приятно. Жертву приятную нужно принести Богу. Когда всем больно – это не жертва. Знаете, что это? Жертва дарит жизнь другим, но не несет разрушение и смерть. Дьявол пытается это все смешать. Помните, это разные вещи, прямо противоположные. От жертвы, в которую нас втягивает сатана, от такой жертвы всем страшно. А от истинной жертвы другим должно быть хорошо. К этому Иисус призывал Своих учеников, к этому нас призывает. Вся Его жизнь была жизнью, которой, мы понимаем, надо подражать. Неужели, конец – это не то, чему тоже надо подражать. И если до конца, то до конца. «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни». Аминь.