Лот

Приветствую всех, кто пришѐл послушать следующую историю о вере. Мы, как и вчера, откроем Священную книгу Библию. На этот раз давайте откроем 13 главу Книги Бытие. С первого стиха читаем: «И поднялся Авраам из Египта, сам и жена его, и всѐ, что у него было, и Лот с ним на юг. И был Авраам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатѐр его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Авраам имя Господа» – Бытие 13:1-4. Так начинается 13 глава: «И поднялся Авраам из Египта». Помните, как Авраам жил? Пожил не много здесь, потом собрал шатры свои, всех слуг своих, и двинулся. Остановился, пожил в другом месте. У него был крупный и мелкий скот, у него было много пастухов, они пасли стада. Авраам ожидал исполнения обещания, которое Господь ему дал. А помните в Библии написано, что Господь, когда-то его пригласил идти в далѐкую страну, в Палестину, и обещал, что даст ему землю. Когда Авраам туда пришѐл, Господь говорит: «встань, пройдись по земле, с севера на юг, с запада на восток, по широте, по долготе. Куда ступит нога твоя, всѐ будет твоѐ!» Ещѐ Господь обещал ему дать большое потомство, Он говорил: «Авраам, посмотри на небо. Видишь сколько звѐзд? Столько у тебя будет потомков. Знаешь сколько песчинок на берегу морском! Столько у тебя будет сыновей. Великий народ произведу! Это твой народ будет!» И представляете, с этой мечтой, с этой надеждой Авраам странствовал, написано в Библии: «по земле, которую Господь ему дал, которую обещал, будет его». И вот то, что мы находим в 13 главе, это то, что происходило сразу после Египта. Так и начинается глава: «И поднялся Авраам из Египта». Если мы немного вернѐмся, что бы увидеть, что там было в Египте, а это важно. «И было, когда пришѐл Авраам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая». Кто она? Эта его жена – Сара. Увидели еѐ и вельможи фараоновы и похвалили еѐ фараону; и взята была она в дом фараонов. И Аврааму хорошо было ради неё; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Авраамову. И призвал фараон Авраама и сказал: что ты это сделал со мною? Для чего не сказал мне, что она жена твоя?» Помните, Авраам подумал: «кто его знает, что за люди здесь живут? «На всякий случай, скажу, что она моя сестра». Он правду сказал, но не сказал главного, что она его жена. И написано, что хорошо было ему, а ей? Если бы Господь не вмешался, кто знает, чем закончилась бы эта история. Но Господь вмешался, и написано, что он вступился за Авраама и за его семью, и тогда фараон приглашает Авраама и говорит: «Это у вас так принято? Это нормально вот то, что ты мне сказал?» Представляете, Божий пророк, представитель Божий! Во дворце языческого царя, неверующего человека в Бога живого, и спрашивает у верующего, у Божьего человека, у Авраама, у Божьего пророка: «Это у вас так принято обманывать?» Представляете себе состояние Авраама, как ему было, как он себя чувствовал? Вам не задавали подобные вопросы: «Это так принято у вас? Обманывать?» или может, что-то другое, где вы поступили, может быть ни хорошо. «Эта так нормально у вас?» «И ушѐл Авраам из Египта». Как? С высоко поднятой головой? Но что интересно, как Господь себя ведѐт, по отношению к этой ситуации, к Аврааму. Господь защищает, написано: «поразил фараона», и написано, что там произошло. И фараон дал повеление людям, и проводили его из Египта, и жену его и всѐ что у него было. И ещѐ: «и проводили его с почестями». Представляете себе, как ушѐл оттуда Авраам? И вот после этой истории и начинается та глава, которую мы начали читать 13 глава: «И поднялся Авраам из Египта, сам и жена его, и всѐ, что у него было, и Лот с ним на юг». А кто был Лот? Это племянник Авраама. Чтобы увидеть эту ситуацию ещѐ шире, надо познакомиться с родственниками Авраама и Лота. Об этом мы найдѐм в 11 главе. В Библии часто приводятся родословные записи. Вы знаете, это важные записи, они нам что-то показывают, что-то открывают. Посмотрите список родственников Авраама и Лота. Что это нам расскажет? «Вот родословие Фары. Фара эта отец Авраама. Фара родил

Авраама, Нахора и Арана. Аран родил Лота». Кем Лот приходится Аврааму? Фара. У Фары Авраам, Нахор и Аран – три сына. У Арана родился Лот. Лот племянник Авраама. И умер Аран при Фаре. Так случилось, что отец Лота, Аран умер, когда ещѐ жив был Фара – дедушка Лота и отец Авраама. Это было ещѐ в Уре Халдейском, откуда Господь пригласил Авраама в Палестину. Авраам и Нахор взяли себе жѐн, имя жены Авраамовой Сара, имя жены Нахоровой Милка, дочь Арана. Кто это? Дочь Арана. Сестра Лота. И так, приходят они в Харран, два брата – Нахор и Авраам, третий брат умер в Уре Халдейском, и Лот – племянник, племянник Авраама и племянник Нахора. Теперь Господь говорит, после того, как умирает и Фара в Харране, приглашает Авраама идти дальше в Палестину, потому что Авраам ещѐ не дошѐл, они остановились из-за смерти Фары в Харране. Господь приглашает идти Авраама дальше, Нахор решает остаться в Харране. С кем пойдѐт Лот? С кем у него больше повода идти? Смотрите, Нахор и Авраам –оба дяди Лота. Кого выберет Лот? Кроме того, он кажется, родственными связями больше привязан к Нахору, потому что жена Нахора – эта его сестра. Где, так чисто по родственным связям ему лучше остаться? С Нахором? Там и дядя, там и сестра, но Лот, почему-то решает идти с Авраамом. От чего это зависит? С кем вы пойдѐте? С тем, кого вы больше уважаете или с тем, кого меньше уважаете? Понимаете, с кем пошѐл Лот, и о чѐм это возможно говорит? Кто для него был больший авторитет? Конечно, Лот видел, что Господь особенно благословляет Авраама, и Лот понимал, если пойдѐт с Авраамом, то Бог благословит и его, и он пошѐл. Куда Авраам, туда и Лот, куда семья Авраама, туда и Лота семья.

Продолжаем читать 13 главу: «И у Лота, который ходил с Авраамом, также был мелкий и крупный скот и шатры». Лот правильно поня. Господь благословит Авраама, благословит и его. Смотрите, что происходит. У Лота тоже был мелкий и крупный скот и шатры, богатство увеличивается, 6 стих: «И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле» – Бытие 13:6-7. А к чему вот это предложение: «И Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле». К чему? Красивая картина, да? Племянник и дядя места не находят себе, а кто наблюдает? Хананеи и Ферезеи, видят всѐ это. Но кто спорит? Написано: «И был спор между пастухами». Интересное дело, что это не поделили пастухи. Им что, не всѐ равно? Во-первых, земли, написано мало: «непоместительна была земля». Как мало? Смотрите, что делает Авраам и Лот. Живут здесь, переходят дальше, живут там. Как это до сих пор достаточно было земли, а теперь мало земли? Что происходит? Пастухи никогда не спорили, начали спорить, что такое? Что происходит? Понимаете что? Догадываетесь, что происходит? Никогда пастухи не будут спорить, если в хороших отношениях главы семейств. Видели, как дети поступают, как дети себя ведут? Звонок в дверь, кто-то приходит в гости, выходит хозяин дома, встречает гостя: «О! Как я рад тебя видеть! Заходи!» Обнимает. Заходят дети, внимательно наблюдают. Пообщались, гость уходит. Муж с женой переглянулись: «Хорошо, что ушёл». Дети сфотографировали. Как они будут встречать этого человека в следующий раз? Или другой случай. Звонок в дверь, кто-то пришѐл, дети с другой комнаты с криком выбегают: «Дядя Ваня пришѐл»! На шею бросаются. Видели такое? От чего зависит? От того, как относятся родители. Дети всѐ фотографируют. Взрослые, они хитрее, они не выдают истинных чувств, а дети, выдадут вас в самый не подходящий момент. Потому будьте осторожны. Лучше не лукавьте. Дети всѐ фотографируют, и выдадут вас в самый не подходящий момент. Понимаете, что произошло с пастухами Авраама, и с пастухами Лота? Где-то они заметили, что отношения изменились. А что могло измениться вообще-то говоря? Ведь Лот пошѐл с Авраамом, а значит, Авраам был для него авторитет, он был примером для Лота. Лот готов был с ним идти хоть на край света, что поменялось? Что случилось, что теперь Лот не хочет жить с Авраамом? Что случилось? Смотрите, есть несколько причин, почему могли испортиться отношения между Лотом и Авраамом. Вообще-то Авраам старше, правда? Кто больший авторитет, старший или младший? Старший. Но бывает исключение из правил. Представьте себе, что две дочери, одна старшая, одна младшая. Кто больший авторитет, старшая или младшая? Старшая. А если вдруг, младшая вышла замуж, то теперь уже опытнее. Как теперь относятся к ним? А если ещѐ получилось так, что у младшей дети есть, а у старшей нет. Что теперь? В некоторых вопросах, кто больший авторитет? А теперь посмотрите сюда. Семья Авраама и семья Лота, чем-то отличаются эти семья? Чем? Этот старше, но у него детей нет. «Дядя Авраам! Ты опытный, но насчѐт детей, мы кое-что знаем. И теперь, с некоторых пор, Лот и его жена начинают думать по-другому. Представляете, они часто по вечерам, возможно, говорили о жизни, о том, что дальше будет, куда они дальше придут, особенно после Египта, было у них о чѐм поговорить? Мне кажется, что особенно после Египта жена Лота заговорила: «Лот, тебе не кажется, что нам нужно подумать о будущем? Мы не очень-то красиво ушли из Египта. И понимаешь почему? И вообще, у нас дети. Аврааму всѐ равно, он может и в пещере закончить свою жизнь, и ничего страшного, а у нас дети! Стоит подумать о их воспитании, может об образовании, или это маловажно? Подумай Лот!» Почему я думаю, жена заговорила. Есть ещѐ одна причина. Там в Египте, фараон кого заметил, Сару или жену Лота? А кто был моложе? Вы понимаете, что тут? Женщины это не прощают! Они это не переносят! Фараон предпочел старшую – Сару. Жаль, Библия так написана, кратко написана. Ну, вы подумайте, вот это Ветхий завет, вот это Новый завет. А из Ветхого завета, вот эта первая Книга Бытие, видите разницу? Здесь 50 глав. Знаете, сколько лет охватывает Книга Бытие? 2500 лет, примерно. Знаете, сколько вот здесь лет, вот в этой толстой, самой толстой части? 1500 лет. 2500 лет и 1500 лет, видите разницу? Где дефицитнее место, в какой части? Вы пробовали рекламу в газету дать, сколько стоит строчка? А на первых страницах, сколько стоит? 2500 лет нужно вместить в 50 глав, как вы думаете, там всѐ будет написано? А что там будет написано? Я вам прочитаю сейчас главу, где написано самое главное, целая глава в центре Книге Бытие посвящена, знаете чему? Это 23 глава. Авраам покупает пещеру, идѐт торговля, все детали расписаны. 2500 лет надо вместить, но целую главу посвящают событию, которое происходит в течение нескольких часов. Торгуется Авраам, сколько заплатить? Заплатить или не заплатить? Наконец-то купил. Подписали документы. Всѐ это записано. Почему Господь распоряжается, что бы такая глава появилась в Книге Бытие? Это важно? Что-то хочет сказать, а что хочет сказать? Подумайте, что Бог этим хотел сказать. А сейчас вернѐмся к тому, что думает Лот и его жена. О чѐм они думают? О чѐм они говорят? «Знаешь, Лот. Может Аврааму и хватит пещеры, а нам нужно о детях подумать, пора отделиться. Пусть Авраам идѐт своей дорогой, а мы своей». Откуда знаем? Давайте дальше почитаем. 13 глава. Послушайте, что происходит дальше: «И сказал Авраам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвѐл очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую…» Бытие 13: 8-10. Вы слышите, что происходит? Лот что-то говорит? Авраам предлагает Лоту, говорит: «Давай, что бы соседи ни смотрели, и не видели вот этих наших споров. Ну, что? Если ты направо, то я налево, если ты налево, то я направо». Лот только услышал, написано, так красиво тут написано, чем мне нравится Священное Писание, тут всѐ чѐтко написано, каждое слово на своѐм месте, написано: «Лот возвѐл очи свои». И знал же, куда возводить очи, да? И прямо увидел. А почему так, как так случилось? И сразу, написано: «Увидел всю окрестность Иорданскую». Как это он так уже настроился? Когда? Понимаете, когда? Он давно туда смотрел, даже когда с Авраамом разговаривал, он уже в ту сторону был повѐрнут. И потому, когда он возвѐл, он сразу увидел. Он уже планировал, где он будет жить, что он будет там делать. Смотрите, тут такая динамика в этих стихах, послушайте: «Лот возвѐл очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде, нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга». И стал жить тот там, а тот там. Такое впечатление, что даже спасибо и до свидания не сказал, такое впечатление, что Лот боялся, что Авраам сейчас ещѐ что-то передумает, и как только услышал это предложение, ухватился за эту возможность и побежал. Красиво поступил? Вот так они расстались. Давайте теперь посмотрим, что в 19 главе написано, потому что там мы увидим Лота опять: «И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома, Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли и сказал: государи мои! Зайдите в дом раба вашего, и ночуйте…» Слышите? Где вы встречаете Лота? Смотрите в 13 главе, где он поселился, что там написано. В 13 главе, 12 стих: «Авраам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома». Где жил? В шатрах, в окрестностях Содома, на окраине. Смотрите тут. Те два Ангела, которые были недавно у Авраама приходят в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома, уже у ворот. Но вы знаете, у ворот это, если так на первый взгляд может показаться, что у ворот, это пока ещѐ далеко от центра, это на первый взгляд, потому что у нас города построены по-другому, и немножко отличаются современные города от тех древних городов Востока. Всегда, когда вы читаете, что кто-то сидит у ворот города, знайте, он уже в руководстве города, он уже один из старейшин или по крайней мере, хочет таким быть. В наше время, если взяли главную площадь, белый дом, это взяли город. Если посмотреть на те времена, взяли ворота, значит, покорили город, понимаете? Тогда города окружены были стеной, и ворота главные были. Если вы хотели встретить кого-то, то надо было сидеть у ворот. В наше время, если вы хотите встретиться, надо быть в центре города, понимаете? Кто читал Книгу Руфь, помните, они пошли к воротам города, а там, у ворот всегда сидели старейшины города, если какие-то были спорные вопросы, всегда люди шли к воротам, там сидели судьи, там сидели старейшины городские, они разрешали все вопросы. Так были устроены города в то время. Понимаете, что значит, что Ангелы встречают Лота у ворот? Как это получилось, что он жил за городом в шатрах, а теперь в 19 главе он уже в городе, у него дом в городе, он сидит у ворот, что произошло? То ли город разросся, новые микрорайоны построились, толи он так.…Но теперь он живѐт в городе. «И сказал: государи мои! Зайдите в дом раба вашего, и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встанете поутру и пойдѐте в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему, и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испѐк пресные хлебы, и они ели. Ещѐ не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их» Слышите? Знаете, что значит «познаем их» в Библии? «Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего». Слышите, что Лот говорит: «вот у меня две дочери, которые не познали мужа»? Мне кажется, Лот ещѐ не знал своих дочерей. «Но они сказали ему: пойди сюда», слышите сейчас, как реагируют содомляне? «Пойди сюда. И сказали: вот пришелец, и хочет судить?» Слышите, у ворот города сидит, и хочет судить? Судьи сидели у ворот города. «Вот пришелец». Вы вообще, когда-нибудь слышали, чтобы Аврааму кто-то говорил: «пришелец, чужой, ты чужой молчи?» Помните, немного раньше, Авраам идѐт к своим соседям, и говорит: «мой племянник в беде, помогите!» Соседи его говорят: «куда ты, туда и я! Мы везде с тобой, можешь на нас положиться! Одного твоего слова достаточно!» Слышите, какое уважение? Как так получилось, что Лот, всѐ ещѐ чужой в городе? А Авраам, который живѐт немного здесь, немного там, везде он новый человек и его так уважают. От чего зависит? Часто люди ошибку допускают. Когда они сильно хотят стать своим человеком, в каком-то обществе, они думают, что для этого нужно подражать тем людям, которые и составляют это общество, но это ошибка, большая ошибка. Чем больше ты хочешь подражать другим, тем больше тебя будут считать чужим. Знаете, кого уважают? У кого есть свои принципы, уважают людей, кто имеет убеждение. Лот, похоже, пытался подражать, хоть в чѐм-то, и потому он так и не стал своим. Авраам, помните, Авраам приходил, устраивал жертвенник живому Богу, несмотря на то, что другие люди вокруг Авраама поклонялись совершенно другим богам. У него были отличные от других обычаи, совершенно другие законы, и люди его уважали. Не пытайтесь подражать другим, чтобы стать своим. Это ошибка. Это та ошибка, которую допустил Лот. Но смотрите. «Они сказали ему: пойди сюда. И сказали: вот пришелец, и хочет судить? Теперь мы хуже поступим с тобой, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простѐрли руки свои, и ввели Лота к себе в дом, а дверь заперли; А людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав вход». Скажите, Лот понял в самом начале, кто к нему пришел? А сейчас он понял? Как он понял? Он понял, потому что видел, как они его спасли. Лот понимал, что значит, попасть в руки Содомлян, и представьте себе его состояние. Он понимал, что он был уже на волосок от смерти, его гости его силой втащили в дом, а людей, которые были вокруг дома, поразили слепотой. Лот ясно это видел. Как теперь будет Лот относится ко всему, что скажут его гости, понимаете? И они ему говорят: «Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть ещѐ здесь? Зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит, сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит». А как это Лот говорил, так что зятьям показалось, что он шутит. Вы можете себе представить, Лот мог сообщать им, что скоро городу будет конец: «Дочери, я вам хочу сказать, что Содому пришел конец». Так? Это была бы шутка, но я не думаю, что Лот так говорил, скорей всего он дрожал от страха. Чем мне нравится книга «Патриархи и пророки», там эта история описана, и вот те вопросы, которые у нас возникают, читая Библию, часто хорошо объясняются в этой книге. В этой книге написано, что зятьям показалось, что Лот шутит, им казалось, что их отец пребывает в суеверном страхе. Вот сейчас я хочу, чтобы мы остановились и подумали, где здесь вера. Вот эта вся история. Где мы в этой истории видим веру? Или что в этой истории может нам помочь понять, что такое вера? Понимаете, что с Лотом происходило? Когда он пришел к своим детям, чтобы предупредить об опасности, скорей всего, из всего того, что происходило он, был в страхе, и это увидели его дети, но они истолковали это как суеверие. « Ну, не надо обращать внимание на старика. Он часто так себя ведѐт. Ничего, ничего, тебе, наверное, что-то страшное приснилось этой ночью? Иди домой, всѐ будет хорошо!» Что-то в его поведение не давало детям поверить его словам. Что? Во-первых страх. Заметьте, суеверие всегда связано со страхом. Видели людей? Кошка перебежала дорогу — страх, понедельник — страх, да? С пустым ведром — страх. Кабы, что не случилось, страх! Понимаете, суеверие всегда связано страхом! Что такое суеверие? Вера всуе, старое слово, напрасная вера, без оснований, нет тому оснований настоящих, но человек на всякий случай боится. Есть ещѐ одно проявление суеверия. Часто люди приходят и спрашивают у тех, кто чаще в Церковь ходят, говорят: «Что там надо сделать, чтобы моим детям было хорошо? Скажи». Если вы пригласите его изучать Библию, ходить на богослужения. «Ой, сыночек, мне некогда! Ты скажи что делать? Где, что поставить, где что заплатить? Я всѐ сделаю! Скажи, что надо сделать? И это всѐ, и ещѐ что? Давай на всякий случай, ещѐ что?» Всё сделает. Понимаете, люди с большей охотой сделают один раз всѐ, что вы скажете, чтобы как-то себя обезопасить. Вы встречали людей, которые вдруг узнали, что в Библии написано, что не воскресение надо святить, а субботу? И люди вам говорят: «Ну, да действительно субботу надо праздновать, но я на всякий случай, и воскресение и субботу». И если он узнает, что ещѐ что-то надо, он на всякий случай и это сделает. Понимаете, ему некогда разбираться, где истина, он и не хочет на всякий случай разбираться, где истина, он лучше сделает всѐ. Удивительно, что с обществом произошло в последние годы. Раньше, мы не верили ни во что. Мы как страна, мы как народ: «Бога нет! Церковь – это темнота! Мы не верим ни во что!» Но вдруг, что-то поменялось, и мы ринулись во всѐ, такое впечатление, что нас держали, а так оно и было, и вдруг цепь сорвалась. И знаете, что бывает, когда сдерживают? Вы пробовали, когда-то в детстве, держать дверь, а потом вдруг кто-то ломится оттуда, потом вдруг отпускает, что происходило? Вот у меня такое впечатление, что с нашим обществом, что-то подобное происходит. Мы то не верили ни во что, атеисты, то сейчас послушайте, во что только не верят люди, и умные люди, знаете, интеллигенция, верят во всѐ, в Церковь ходят, изучают и восточные религии, и западные, и христианские, и не христианские, к язычеству возвращаются, каждое утро слушают астрологический прогноз, как напутствие на целый день. Что произошло с обществом? Утренний страж, что вы хотите, чтобы было в нашей жизни, как мы будем выглядеть, как мы будем себя вести? Суеверие и страх перед будущим всегда идут рядом. Суеверие и страх. Именно так, похоже, выглядел Лот. Понимаете, он не решил проблему. Когда он ушел от Авраама, он хотел с одной стороны, и быть похожим на Авраама, и он многое перенял у Авраама. Смотрите, в Содоме он приглашает, он упрашивает этих людей зайти в его дом, кто так поступал? Ему многое нравилось у Авраама! Но с другой стороны, как он от него ушел, не очень красиво, и не набрался смелости признаться в этом. Не хорошо они расстались. Вот это мешало Лоту. С одной стороны, он думал, что ему нужно позаботиться о детях, дать им хорошее воспитание, научить их любить Бога, чтобы его дети тоже верили в того же Бога, в которого верит он Лот. А что получилось на деле? И почему так получилось? Скольких детей он спас? Двух? А те две? Как выглядели? Понимаете, почему ему это не удалось? Дети не видели в отце убеждѐнного человека. Совесть его обличала за то, как он ушел от Авраама, и пожить он хотел, как люди. А когда хочешь угодить и одним и другим, чаще всего не будут довольны тобой ни одни, ни другие! Всѐ потеряешь. Потеряешь и уважение одних, и других! Трудно служить двум господам, сказал Иисус. Говорят, не удобно сидеть на двух стульях. Возможно, Лот так себя вѐл, что, когда его совесть начинала обличать, у него просыпался миссионерский порыв. Знаете, так часто бывает. Когда я что-то неправильно сделал в жизни, подсознательно, люди хотят, как-то реабилитироваться перед Богом, и иногда думают, что это можно сделать в миссионерском порыве, кому-то о Боге рассказать, кому-то что-то сделать хорошее, но чаще всего это бывает только разово, и люди это замечают, что ты собрался и что-то делаешь, а потом опять живѐшь как все. Ты верующий только по праздникам, ты верующий только в Церкви. Если такая вера, то это вера всуе. Вот это слово старое, корень сохранился — суета, это вера среди суеты. Возможно, такие верующие больше движений производят по жизни, но они все в пустоту, напрасно. Возможно, Лот выглядел более активным, чем Авраам. Вы представляете себе Авраама? Мне кажется, что Авраам всѐ делал не спеша.

Пусть эта история Авраама и Лота, их конфликта, поможет вам в жизни. Если вы вдруг запутаетесь, какой должна быть вера в Бога? Вспоминайте эти истории. Лот думал, что он поступает дальновидно, если Авраама и устроит пещера, то только не он, он будет жить в доме, его дети получат образование в городе, а он будет проповедовать людям истину о Боге в Содоме. А помните, как закончилась его жизнь? Старый, несчастный, опозоренный своими дочерями, он заканчивал дни в пещере. Помните, настоящая вера не должна превратиться в суеверие! Настоящая вера ничего общего не имеет со страхом! Настоящая вера ничего общего не имеет с суетой по жизни! Настоящая вера – это твердые убеждения! Человек, который верит по настоящему, он знает, что он делает, даже если он не знает, как Господь решит эту проблему. Помните Авраама вчера? Он делал, он много делал, совершал на горе Мориа, и казалось бы, напрасно, но он точно знал, что надо делать. Он не знал, как Бог решит его проблему, но он точно знал, что надо делать.

Настоящая вера – это уверенность, это спокойствие, это твѐрдость убеждений. И в результате, настоящего верующего человека уважают.

Вспоминайте эти истории! Аминь.