Фарисей – слепой

Давайте откроем Евангелие от Луки и будем читать Евангелие от Луки 18 глава с 9 стиха: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу». Вы понимаете, что вот эти вступительные тексты особенно в историях о Христе, очень важную роль играют. Помните, что Иисус ходил по земле, исцелял людей, учил, кормил, всегда вокруг Иисуса собиралось много народа. Но знаете, что Иисус всегда говорил, отвечая на их вопросы. Даже если люди не задавали вопросов, Иисус всматривался в глаза людей, понимал их проблемы и начинал говорить, отвечая на их вопросы, и вот это делало его проповеди сильными, это привлекало людей к Нему. Потому что Он не просто говорил, Он внимательно вглядывался в нужды людей, Он смотрел кто его будет слушать сегодня, и начинал говорить. Потому, вот этот стих и подобные стихи в Библии, очень важны. «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других», и вы сразу видите этих людей. Люди, которые были уверены, что то, как они живут, это, ну, более менее хорошо, но часто поглядывали на других, и говорили, но вот не может молчать. Видели таких людей? Вы их знаете? Думаете о них? Значит для вас это притча. Иисус посмотрел на людей, которые были уверены, что они так не поступают, и говорит, послушайте: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Вы успеваете сравнивать. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам…» Вот история уже закончилась. Что мне нравится, Иисус выбирал эти истории, и они были как раз кстати, они отвечали на вопросы людей. И когда Иисус заканчивал рассказывать очередную притчу, часто он делал выводы, в 14 стихе вывод: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Это вся притча, и вывод, фарисей и мытарь. Надо увидеть фарисеев, потому что фарисеи, вообще-то, были уважаемыми людьми. Это в наши дни – фарисей, стало именем нарицательным, но не так было тогда. Во дни Христа фарисей произносилось с уважением, даже с благоговением. Это были люди очень ответственные. Это были люди, которые следили за каждым своим шагом, за каждым своим словом, и в принципе люди были неплохие. Это были люди, которые в Церкви, в той Церкви, были впереди всех, самыми активными. Они первые принимали участие в служении, они первые были в изучении Библии, они первые были на молитвенных кружках, они первые были во всех служениях. Это были уважаемые люди. Они очень серьезно относились к Божьим повелениям, и были требовательны к себе. В принципе люди не видели в фарисеях ничего отрицательного, и старались на них равняться. Как правило это были люди самые духовные, самые лучшие люди. И пришел Иисус. Пришел Иисус и говорит: «Послушайте, я вам скажу то, что не всегда видно. Я хочу вам рассказать об этих людях, чтобы не случилось так, что вы думаете о себе и уверены, что всё хорошо, а на самом деле окажется, что вы не очень хорошо выглядите в глазах неба. Послушайте притчу. Стоял фарисей. Как молился? Громко молился? Прочитайте. Я знаю, почему некоторые ответили громко, потому что Иисус в другой проповеди своей говорил, что фарисеи любят на перекрестках громко. Иисус говорит: «делайте это тайно, не надо громко. Вы кому молитесь? Молитесь Богу. Не надо людям». Я думаю, что вы видели людей, которые любят разговаривать чуть громче, чем того требует обстоятельства, и вы понимаете, «хочет, чтобы услышали другие, обращает на себя внимание». Слышали, видели такое? Иисус уже в этой истории, когда говорит о фарисеях, говорит: «Вы молитесь Богу. Достаточно такой громкости, чтобы Он услышал. Не надо излишне привлекать к себе внимание. Но в этой истории – это не тот случай. Этот фарисей был даже лучше тех, о которых Иисус говорил в Нагорной проповеди. Потому что написано: «Он молился сам в себе». Тут Иисус открывает то, что не слышал никто, только Бог. Он молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Понимаете, я хочу, чтобы вы для себя четко увидели фарисея тех времен. Он был хорошим человеком. Если бы вы на него посмотрели, как смотрели на них те люди тех времен, вы бы сказали – это лучший, это лучший в нашей Церкви, это самый активный, самый духовный, самый внимательный, самый учтивый, он заходит в молитвенный дом с благоговением и почтением. И вот Иисус об этом человеке говорит: «Я хочу вам что-то сказать». Кому Иисус говорил? Тем, которые думали в себе, что они праведны. Сегодня когда мы слышим слово «фарисей», мы это слышим как отрицательное что-то, но тогда фарисей – это тот человек, которым все восхищались, на которого равнялись, во всех отношениях. Как так случилось, что в наши дни люди, говоря фарисей, подразумевают отрицательное, плохое? Как так получилось? Что мы вкладываем в это слово «фарисей» сегодня? Законник, да? Первое, что приходит на память – это законник. Законник – это что значит? Это плохо? Смотрите, как-то так получилось, что мы обращаем внимание на некоторые моменты, и упускаем другие. Смотрите, это действительно было свойственно фарисеев тех дней, они тщательно соблюдали закон – ни одной буквы, ни одного слова они не упускали, и были очень щепетильны в исполнении законов. Помните, Иисус об этом однажды сказал: «Вы даете десятину с мяты и тмина…» И что дальше Он сказал? Он говорит: «Надо это делать», так что, законник это плохо, скажите? Именно это у нас ассоциируется с законничеством, правда? Что Иисус сказал? Иисус говорит: «Это надо делать. Вы хорошо делаете, но при этом, вы подумайте, что вы делаете, вы так тщательно соблюдаете закон. А любовь, а милость, а терпение? Вы понимаете, что это суть закона, который вы так тщательно соблюдаете. Смотрите, чем отличается суть закона от буквы закона. Вы знаете, как раз буква – это как раз то, что люди видят, а суть это то, что видит Бог. Я делаю доброе дело. Почему я его делаю? Чтоб люди видели или потому что я действительно люблю этого человека и хочу ему сделать доброе. Для чего? Если для того, чтобы люди видели – это буква закона. Люди оценят и скажут: «Ты смотри как он относится к другим». Если я даю тщательно десятину, отсчитываю в начале месяца, как только подсчитал свою прибыль и отделил десятую часть для Господа, и сделал это аккуратно, тщательно – это что? Это буква. Надо это делать? Надо. Почему я это делаю? Чтобы люди оценили или потому что я Бога люблю? Каждое Его слово для меня закон. Иисус, говоря об этих людях, говорит: «Вы посмотрите на этих людей. Скажу вам: «Если кто не превзойдет их праведности…», и ученики за голову схватились, говорят: «Как их можно превзойти в праведности?» Почему? Потому что они видели как они строги были в соблюдении закона, но не видели сердце. Они не видели, что движет этими людьми, когда они соблюдают так тщательно закон. Понимаете, когда мы думаем о фарисее и говорим: «О, законники!» И что дальше произойдет? Не буду соблюдать закон, да? Чтобы не быть фарисеем, да? И забыл, что Иисус говорил: «Это надлежало бы делать, но и другого не оставлять: суд, правду, милость. Суть. Суть закона». Потому что суть закона это: «возлюби Бога твоего всем сердцем и ближнего твоего как самого себя». Как самого себя. Посмотрите на тех людей. Если бы вы ходили тогда с Иисусом, вы бы видели этих людей, как образец для подражания. Но, то что видел Бог, это что скрывалось от взора людей, это важно было. Потому что люди копируют и начинают поступать также. А если внутри пусто, нет сути, нет смысла? Тогда вы понимаете, во что религия превращается? Иисус для того пришел. Смотрите, Он произнёс эти слова, Он говорит: «Вы думаете Я пришел нарушить закон? Я пришел его исполнить, исполнить смыслом» И дальше Он говорит: «Вы помните, что сказано? А Я говорю вам…» И на какие моменты от обращал внимание, когда говорил о законе? Он говорит: «Вы помните, что сказано «не убей»? А Я говорю вам: кто гневается на брата своего, уже убийца». Знаете почему? А это не видят люди. Вы знаете, гнев можно скрыть ,а Господь видит уже убийцу. Почему? Да, потому что этому человеку только предоставить возможность, и он сделает это. Он сделает это, Просто он, видите, он старается, чтобы люди были о нём хорошего мнения, и он не позволит себе. Это люди сильной воли. Фарисеи – это люди сильной воли. Вы знаете, они ставили себя в рамки. Они заставляли себя исполнять всё тщательно. Это сильные люди. И потому, они могли свои чувства спрятать. Ну, если бы кто-то сказал: «Всё, расслабься, всё можно». Чтобы они сделали? Только узаконьте, то что они скрывают внутри, и вы увидите что они сделают. Откуда знаем? Как заканчивается Евангелие? Надо быстро суд собрать, чтобы это все узаконить. «Ну, напиши. Нам же надо. Мы не имеем право, а ты только печать поставь, и мы осуществим». И как только узаконили, они растерзают. Это люди сильной воли. Они могут себя держать в порядке, и никто и не подумает, что там внутри. Понимаете? Об этих людях Иисус говорил: «Вы так снаружи очень красиво выглядите, а внутри? Фарисей слепой!» Но вернемся туда. Послушаем эту притчу еще раз. Иисус говорит: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Вы слышите, в этой молитве он только о себе говорит. Господи, ты видел, Ты заметил какой я. Как ты оцениваешь мою святость? Как ты оцениваешь соблюдение законов, который Ты дал? Поставь мне оценку. Ты отметил? Ты заметил это?» Помните юноша однажды к Иисусу пришел и говорит: «Что мне еще сделать? Я готов еще что-то сделать. Для меня закон – это уже пройденный материал». Иисус говорит: «Ничего больше не надо. Вот это надо, но до конца». И помните, что говорит: «И он отошел с печалью». Потому что Иисус такое ему сказал, что он сделать не смог. Надо было осуществить, исполнить суть закона, а он не смог. «Расстанься с тем, что тебя выделяет из толпы других людей. Расстанься». И что произойдет? В наше время, когда говорят фарисей, это что подразумевает? Лицемер. Христос говорил фарисеям, вы помните? Целое глава посвящена этой теме. Иисус говорит: «Вы лицемеры». Что это такое лицемер? Но видите, это не всегда это видно. Знаете, кто такой фарисей? Фарисей – хамелеон. Он подстроится под любую ситуацию, в зависимости от того какие порядки и закон. Ему надо, чтоб вы его видели в самом лучшем свете, и чтоб все о нем говорили, чтобы он был на виду. Он будет так себя вести, как принято. Вот кто фарисей. Если попадет в общество, где принято говорить правду, он будет говорить правду. Он сделает то, что ему выгодно, чтобы он был всегда в центре. Но теперь представьте себе, христианское общество изменилось. Почему? Потому что у нас, в отличие от тех фарисеев, появился еще Новый Завет. А в Новом Завете это притча написана. А в Новом Завете еще 23 глава от Матфея записана. «Фарисей, лицемер». И это меняет дело. Вы знаете, что будет современный фарисей делать? Если бы нам удалось услышать двух молящихся, мы могли бы услышать такую молитву: «Господи, будь милостив ко мне грешнику», чуть громче, чем надо, чтобы Бог услышал, чтобы люди оценили и сказали: «Ты смотри какой смиренный, и какого он скромного о себе мнения». Фарисей. Современный фарисей. Может такое быть? Понимаете, фарисей он приспособится к тем обстоятельствам, какие приняты в этом месте, в этом обществе, в это время. Современный фарисей – это кто такой? Законник? Нет. Потому что Иисус сказал: «Надо, еще как надо». Это кто? Лицемер? А как это измеришь лицемера? И тогда, вы знаете, что лучше всего объясняет вот этот порок фарисея? Где суть? Где вот это зло в характере фарисея скрывается? Ведь нам надо знать. И это в 9 стихе, это тот стих, с которого мы начинали, послушайте: «Сказал также к некоторым, которые уверены были, что они праведны». Вы знаете, вы что угодно можете здесь добавить. «Сказал некоторым, что они уверены были, что они не фарисеи». Если это отрицательное, если это имя нарицательное, то оно меня не касается, я в этом уверен. И тут вам нужно слушать притчу Иисуса. Если только такая уверенность есть, вам срочно нужно, что Иисус скажет. «И уничижали», потому что следующий шаг он не замедлит. Как только я посмотрел на себя и сказал: «Ну, я уже по всем стандартам подхожу, потому что Иисусу нравится. Ну, Господи как? Дай оценку пожалуйста. Там не забудь вписать в Книгу жизни меня. Мне кажется, что уже пора. Фарисей – это тот, кто уверен в себе, фарисей в современном понимании. Он уверен в себе, что он праведный и уничижает другого. Он сравнивает себя с другими. Если сегодня праведность – это надо сказать, что я грешный, пожалуйста, он сделает так, он скажет: «Я самый грешный». Если он будет уверен, что люди это оценят и похвалят, скажут: «Какой смиренный человек», он сделает это. Если надо рассказать о своих успехах, он сделает это. Если здесь принято сказать о своих неудачах, он сделает это. Если он будет уверен, что это добавит ему плюсов в лице людей, а может и Бог оценит, он сделает это. Фарисей смотрит на себя и смотрит на других, он хочет возвыситься над другими. Ему не столько нужно к Богу приблизиться, сколько над другими возвыситься, и потому он приспособится к обстоятельствам. И потому фарисей –это хамелеон. Мы читаем Священное Писание, и иногда соскальзываем. Почему с фарисеями ассоциируют законничество, и подают это как что-то негативное, потому что услышали, что Иисус не одобрил поведение фарисеев, и автоматически, всё что фарисей делает, всё плохо. Мы люди так относимся к другим. Смотрите, если у нас отношения с кем-то, что бы он не сказал, я уже всё считаю плохим. Как бы он не поступил этот человек, если у меня натянуты с ним отношения и испорчены, я всё буду толковать негативно. «А, он на меня так посмотрел, значит думает. А, он сегодня со мной не поздоровался». Возможно, этот человек не поздоровался совершенно по другой причине, но я уже решил, почему он не поздоровался, и даже произнес, что-то он там подумал, и потом ему еще морали мысленно прочитал: «Как тебе не стыдно так обо мне думать». Такой диалог тут интенсивный с этим человеком, только по той причине, что у нас с ним отношения испорчены. Мы привыкли перечеркивать человека полностью. И если этот человек, я вижу дружит с другим, даже если у меня ничего плохого с тем другим не было. Ну, с кем поведешься, от того и наберешься. Скажи кто твой друг, я скажу кто ты. И у нас автоматически всё уже, мы на партии делимся. Понимаете, какая это страшная вещь. И как только мы услышали что-то плохое, у нас уже всё окрашивается в черный цвет, всё, что связано с этим человеком. Так бывает? Фарисей слепой. Он уже не умеет различать, что хорошо, что плохо, потому что что-то нарушен. Фарисей слепой. Вы слышали молитву фарисея, вы слышали молитву мытаря. Вы слышали и видели тех людей, которые слушают эту притчу сейчас. Я хочу, чтоб вы запомнили всю эту обстановку и помнили, кем были те фарисеи. Это были хорошие люди. Иисус пришел, чтобы что-то поправить,, не так много, но очень много. Смотря, как это измерить. Суть поправить. Это действительно были хорошие люди. Вы помните, как этот молодой человек, который ушел. Как Иисус посмотрел ему вслед. С какой болью Иисус провожал этого хорошего, вообще-то, человека, которому немного недоставало – один шаг. Вы знаете, насколько будет обидно нам пройти такой путь, столько претерпеть, столько сделать для своего спасения, если не хватит одного шага. Представляете как будет обидно? Вот потому пришел Иисус, и рассказал это притчу и говорит: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот». Сей это кто? Мытарь. Мытарь пошел оправданным в свой дом более, нежели тот. Тот это кто? Фарисей. И вот Господь слушал молитву мытаря и молитву фарисея, и спешил что-то сказать. Вы слышите чья молитва услышана? Обращается к Богу и фарисей, обращается, чтобы Господь как-то отреагировал и пришел к нему. Обращается мытарь к Богу, чтобы Господь как-то отреагировал и пришел к нему. К кому придет Господь в ответ на молитву, к кому? К мытарю? Знаете к кому? К фарисею. Мытарь пошел оправданным, а к фарисею Иисус пришел. И посмотрел, перед ним стояли такие фарисеи, может быть кто-то назывался фарисеем для людей, может быть кто-то не был фарисеем, но суть была такой же. Потому в 9 стихе Лука четко формулирует и говорит: «Тут стояли не только фарисеи, и не все фарисеи, тут разные люди стояли, но Господь обратился к людям, частью, может быть это были фарисеи, может быть кто-то из мытарей там был. К кому относилась это история? Но всех этих людей объединяло вот такая характеристика – они были уверены в себе, что они праведны. И вот Иисус пришел к этим людям, услышал молитву одного и другого, и приходит к кому? К фарисею. Потому что этот нуждается больше, чем тот. Услышит фарисей или нет? Вот в чем вопрос. Как достучаться до этого человека? Фарисей – он одет в броню праведности, у него все доспехи христианина, и к нему трудно пробиться в сердце. Его трудно потрясти как-то, потому что у него все хорошо. Как сделать так, чтобы он услышал, чтобы он увидел? Это к этим людям пришел Иисус. Заметьте, не к язычникам Иисус пришел, к своему народу. К тому народу, о котором Исайя пророк писал и говорит: «Эти люди будут слышать, и не услышат, будут смотреть, и не увидят. Фарисей слепой. Еще одна характеристика фарисея. Он не видит – он слепой. Я хочу вам рассказать об одном фарисее. Этот фарисеи, как и многие другие был честолюбивым. Он был способным, очень способным. Он с детства мечтал стать великим человеком, и он знал как этого достичь, он знал. Верный в малом, верен и во многом. Надо быть очень дисциплинированным и надо внимательно ориентироваться в том, что нужно делать, что принято, что поможет мне продвинуться по службе. Этот фарисей был очень упорным в своих стремлениях. Он понимал, что он может достичь любой цели. Конечно, он был верующим человеком, он понимал, что с Богом он может достичь любой цели. Нет ничего такого, что было бы для этого фарисея невозможным. И он поставил себе цель. Он как и все фарисеи любил быть выше всех, на высоте. Он любил править людьми, как и все фарисеи. Он любил, чтобы пред ним преклонялись, чтобы при виде его люди расступались, чтобы переходили на шепот, чтобы провожали его взглядами. И он поставил себе такую цель. И он знал, он достигнет. Правило одно: верный в малом будет на многих поставлен. И был день его в такой жизни, когда ему дали первое поручение, небольшое. Он понимал, верный в малом многого достигнет. Он смотрел с завистью на фарисеев со стажем, которые руководили народом. От их решения зависели судьбы людей. Он с завистью смотрел на этих людей, и мечтал о том дне, когда он будет не только на их месте, а даже выше их. Но он понимал: дисциплина прежде всего. Маленькое дело надо выполнить и внимательно смотреть на своего начальника, как он смотрит, как он оценивает это, потому что ему надо было идти вперед, не останавливаясь по службе. Он фарисей, он знает чего хочет, и он не остановится. В тот день, когда ему маленькое задание, вы бы знали, как он рвался, как он хотел тоже поучаствовать в великом деле. Но не нельзя. Он должен оставаться на посту. Вы бы знали, как он хотел делать то же, что его старшие братья фарисеи. Но нельзя. Он запомнил тот день на всю жизнь. Он сказал сам в себе: «Я буду самым известным фарисеем», и он добился этого. Он получил для этого всё. В тот день решалась участь одного человека, не он принимал самое главное решение в участи этого человека, другие фарисеи. Прошло много времени, он отправился в путь. Теперь он был уже уважаемым человеком. Он был самым главным. У него была миссия, у него были люди, много людей. Так как он и мечтал, перед ним все расступались, когда слышала его имя, произносили шепотом. Он достиг своей цели, несмотря на то, что этот фарисей… Если бы вы его увидели, вы бы не сказали, что он что-то значит, его готовили еще родители к этой миссии. Они мечтали увидеть своего сына великим человеком, и потому дали ему имя Саул, потому что Саул это великий человек. Родители мечтали, что их сын будет как Саул, на голову выше всех остальных людей, первый царь Израиля. Он даже из колена Вениаминова был – Саул. Но родители одного не рассчитали, он ростом не вышел этот Саул, в отличии от древнего Саула, был ниже всех ростом. Но вы знаете это не беда, для фарисеи это не беда. Фарисей – он может себе подчинить, вы не смотрите на то, что он маленького роста. Многие диктаторы и тираны были невысокого роста в истории, заметили это? Гитлер, Наполеон, Александр Македонский – все они были низкого роста. Но это не помешало им стать самыми в свое время. Они компенсировали это за счет своих других качеств. И этого фарисея тоже не смущал его рост, потому что он понимал, он может быть действительно Саулом. Вы поняли кто это? Саул, Савл –это одно и тоже имя! Но вот фарисей, теперь он уже достиг многого, благодаря тому, что тогда стерёг одежду. Как хотел он камень бросить, но ему надо было стеречь одежду. Он шел к своей цели, ничто его не остановит, и никто его не остановит. Он одно не рассчитал. Однажды он шел, такой же уверенный, такой же смелый, такой же сильный,: ему другие начинающие фарисеи завидовали: «Как это он может, сколько силы, сколько власти в этих движениях». И они глазам своим не поверили! Фарисей упал. Он никогда по жизни не спотыкался, каждый его шаг был выверенным и точным. Фарисей упал. Этот фарисей понимал, но он сразу сообразил в чем дело. Такие люди они быстро ориентируются в ситуации. И он сразу, вы слышите, что он сказал:

–Кто Ты, Господи.

– Я Иисус.

– Что повелишь мне делать?

Он понял, что надо делать. Он понял, если он упал, надо выполнять команды. Он выполнял эти команды, и потому достиг такого положения. Он сразу сориентировался. Фарисей – хамелеон. Он поменяет свою окраску, если нужно. Это чуть ли не автоматически у него вырвалось. Но вам так может показаться со стороны. Вы знаете это история в Новом Завете дважды описана. В одном случае написано, что бывшие с ним ничего не видели, но слышали голос. В другом случае написано, что бывшие с ним ничего не слышали, но видели свет. И вы понимаете, что бывшие с ним что-то видели и что-то слышали, но не видели, и не слышали того, что видел и слышал Савл. Он чуть ли не механически произнес: «что делать?» Иисус говорит: «Вставай». Понимаете, чем отличался дух Христа от духа фарисея, он никогда поверженного не бил, он никогда не давал команду человеку, который упал. Фарисей ждал таких моментов, и на этом он выигрывал, как только человек упал, он эти моменты не пропускал, чтобы стать еще выше. Не так Иисус. «Вставай, в свое время тебе скажут что делать. Иди в город, тебе скажут что делать». Фарисей встал, и теперь уже он ничего не видит. Фарисей слепой. Впервые не он вёл людей, его вели. И он пришел в Дамаск. В это время Господь является христианину, помните как его зовут? Говорит: «Анания вставай, тебе нужно идти и посетить Савла». «Анания услышал: Савла? Господи, так это ж фарисей! «Анания, иди. Фарисей молится». И Анания пошел. Если Господь услышал молитву фарисея, надо к нему идти. И Анания пришел. Я хочу, чтоб вы запомнили и увидели и услышали, что такое вера, настоящая вера. Чтобы вы поняли, какой должна быть молитва, настоящая молитва. Чтоб не получилось так, что Иисус пришел в ответ на вашу молитву, а вы не услышали и не увидели. А Иисус для этого пришел. Он не хотел бы повергнуть вас на землю. Но если надо будет для вашего спасения, Он сделает это. Только бы вы увидели. Он пришел, чтобы ответить на молитву фарисея. Только бы вы услышали. Понимаете, мы чем выше поднимаемся по ступеням веры, чем в большей опасности находимся. Наверху кружится голова. И чтобы поддержать нас и удержать Иисус приходит в ответ на наши молитвы. Только бы мы услышали. Аминь.