Каким будет конец?

Из Евангелий одна глава особенно связана со вторым пришествием. Это 24 глава Матфея. Более всего она связана со вторым пришествием. Нет другой такой главы в Евангелиях, которая настолько была бы посвящена этой теме. И на этой главе я хотел бы, чтоб мы с вами сегодня остановились. Эта глава написана в контексте последней публичной речи Иисуса Христа перед Его распятием. Не сама глава. Сама глава – это личная беседа с учениками. Смотрите, в Матфея 24:3 смотрите, что написано: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине». Это была беседа «наедине». И дальше все, о чем они будут говорить, то что записано в 24 главе от Матфея, – это личная беседа Иисуса с учениками. И уже до конца. Потом Он дает им повеление после 25 главы приготовить Пасху; Пасха – это опять уединение в узком кругу, и затем уже – Гефсимания и распятие. Последняя публичная проповедь Иисуса в Евангелии от

Матфея в 23 главе. А 23 глава – это, в каком-то смысле, самая сильная проповедь Иисуса. Это та глава, где Он говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи». Такой речи, раньше, Иисус не произносил, как в 23 главе. И 23 глава заканчивается известными стихами 23,35: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». Вы знаете, что это за стих? Это стих – это больше, чем Он просто напоминает об убийствах в Ветхом Завете. Этим стихом Иисус весь Ветхий Завет поднимает. Потому что смотрите, что Он говорит? «Вы виновны в крови, начиная от первой пролитой крови – кровь Авеля, и до последней крови». А последняя – это Захария, сын Варахиин. И вот эта история убийства этого человека, этого праведника, записана во второй Книги Паралипоменон. А вторая Книга Паралипоменон у евреев — это последняя книга Ветхого Завета, это последняя книга Писания. Фактически, тогда, если взять все Священное Писание, то Иисус показал: «Вот, смотрите, от первой страницы до последней, вся кровь, которая пролита, – на вашей совести». Так Он закончил проповедь, а потом еще более известные слова: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом, ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» Слышите, что это? Слышите, что Иисус говорит, в конце этой главы? Он говорит: « Все!» Следующее, что вы услышите – это пришествие Христа. Не удивительно, что после таких слов Матфея 24,1: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здание храма». Вы думаете, что ученики хотели вот так просто показать здание храма? Они были потрясены тем, что они услышали. К сожалению, мы не слышали, как точно Иисус это говорил, мы можем только отчасти «как сквозь тусклое стекло» представить какая там была атмосфера во время этой последней речи Иисуса. Но все были потрясены, и Иисус сам был потрясен, говоря такие слова… Вы представляете, что Он сказал? Он сам ощущал конец, когда такое говорил. Ученики тоже ощущали – это конец. Если Он уже такое сказал – это конец. Мне кажется, что здесь, в 24 главе, то, что они говорят: «Идем, посмотришь храм», это на подобие того, что происходило с Петром, на горе Преображения. Сказал, – потому что не знал, что сказать. После такой речи Иисуса, фактически, ученики были потеряны. Они не знали, что сказать. Наступила какая-то гнетущая пауза, гнетущее молчание. И они чувствовали, что надо о чем-то заговорить. Представляете такое состояние? И вот они начали Ему говорить: «смотри какой храм у нас!» А Иисус продолжил в том же духе: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне». У Него тоже настроение. И тогда они задают вопрос, который их действительно волнует. Они спрашивают Его: «Скажи, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века? Скажи нам, когда это будет, и что будет признаком приближающегося пришествия Твоего и кончины века?» Ученики задают такой вопрос, это те ученики, которые говорили и ожидали, что Иисус сядет на престоле Давида. Вы понимаете, что у них, на какое-то мгновение, — реальные ощущения. Из этой беседы они понимают и видят что-то, что происходит – это не вписывается в их планы. И тогда они спрашивают Иисуса, в смирении, что так будет, как запланировано Богом – как это будет, и когда Ты вернешься, и какой будет конец. И вот на эти вопросы Иисус им в этой главе и отвечает. Но отвечает им очень интересно. Я хотел бы, чтоб мы эту главу увидели и услышали так, как она прозвучала из уст Иисуса. К сожалению, читая, как-то получилось, что мы часто теряем из виду самое главное в этой главе. И вот сейчас не упустить бы это самое главное. «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Какой вопрос они задают? Когда конец, и какие признаки Твоего пришествия? А Иисус говорит: «Смотрите, чтоб вас не обманули, смотрите, чтоб вы не перепутали чего-то, чтобы кто вас не прельстил. «Ибо многие придут под именем Моим». Так они же спрашивают, когда будет конец, а Иисус, как бы, смещает акцент, и говорит, что самое главное, чтоб вы не запутались в этой жизни, «ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Так же услышите о войнах и о военных слухах». Что это перечисляет Иисус? Признаки конца. Вы знаете, мы так часто считаем, что это признаки конца, а слушаете, что Он говорит. «Так же услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь». Это конец? «Ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец». Вы понимаете, что происходит? Мы читаем эту главу и начинаем перечислять, говорим: «Вот они признаки второго пришествия Христа; войны, войны участились, значит, скоро конец». А что Иисус говорит? «Будут войны, но не это конец». Понимаете, почему Иисус так говорит? Смотрите, вот это отрывок с 4 по 12 стих, — это отрывок, в котором часто люди считают признаки второго пришествия Христа, выписывают по пунктам и говорят: «вот один, вот второй, третий признак». И как раз в этом отрывке Иисус говорит: «это не конец, это только начало болезней». Первое, что Иисус сказал: «Смотрите, чтобы кто вас не обманул, будут приходить от Моего имени». Смотрите, что дальше: «Также услышите о войнах». Слышите, какой подзаголовок этой части Иисус дает? Смотрите, чтоб кто вас не прельстил, чтоб вы не перепутали чего-то. Первое: «Придут от Моего имени, смотрите, чтоб не перепутали; второе: войны услышите, смотрите – это не конец. Дальше:«восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всѐ это — начало болезней». Конец? Смотрите, что люди, даже неверующие, смотрят новости, ученые изучают количество запасов пищи, нефти, газа, угля, ископаемых, и рассчитывают, сколько хватит нам до конца. И иногда такие цифры приводят, говорят: «Вы знаете, сколько нам осталось чистого воздуха? До 2100 года. Воду, сколько чистой воды, знаете, насколько нам хватает?» И тоже рассчитывают, видя, как она загрязняется, исчезает, и тоже определяют дату конца. Когда начинают думать о войнах, говорят, если так будет развиваться, если так будет продолжаться, если такое будет происходить в мире, то следующая серьезная война – это конец. А Иисус говорит, что это не конец. Не таким будет конец. Понимаете, что это добрая весть, что это Евангелие. Ученые высчитывают, и говорят: «Да, конец может быть, только не от второго пришествия Христа. Нам надо что-то искать, что-то решать, нам пищи может не хватить, нам воды может не хватить, нам воздуха может не хватить, нам может не хватить терпения друг ко другу» Но Иисус говорит: «не таким будет конец». Подумайте, как звучит, в этой связи, текст: «Не придет род сей, как все сие произойдет». Я не знаю, как этот текст объяснить, потому что, если вы посчитаете, род – это, то поколение, которое слушало эти слова, то явно Христос не пришел, то поколение – прошло. Тогда, что это значит? Какой род не пройдет? Может здесь еще что-то сказано, чего мы до конца не понимаем. Но еще один случай вспоминаю, когда Иисус говорил, что так мне надоел этот род. Помните, когда Он исцелял сына бесноватого? «Сколько Я буду терпеть вас?» Иисус говорит: «Род сей не пройдет». Но посмотрите, в контексте этой главы, что Иисус говорит? Люди — переживают, ученики – переживают; заболеем все – вымрем! Но Иисус говорит: «Род сей не вымрет, Я приду». Войны разразились, народ на народ пошел, что будет? Иисус говорит: «Ничего не будет, этот род — не исчезнет, Я приду». Что это такое? Это – добрая весть. Это – Евангелие. Иисус начинает говорить, то, что нам нужно проповедовать. «Тогда будут предавать вас на мучения, и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» — это будет конец? Иисус скажет, когда будет конец. Он скажет. Но это пока не конец. Не таким будет конец. «И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Я дошел до 12 стиха, тут закончилась одна часть главы и Иисус переходит к другой части. Вообще, эта глава очень интересно написана. Ученики задают вопрос, Иисус говорит, что будьте внимательны: «Я скажу сначала главное, смотрите, чтоб вас никто не прельстил». И после того, как Он перечисляет события, которые произойдут, и в которых нам нужно быть внимательными, чтоб не потеряться, Он говорит: «Знаете, когда будет конец? Я вам не скажу». Вот так эта глава звучит. «Не ваше дело». Фактически, так эта глава и звучит. «Я еще вам что-то скажу. И это – самое главное, то что скажу: «Претерпевший же до конца спасется. Хотите знать, как спастись? Претерпевший до конца спасется». А потом Иисус такое говорит, — это будет в следующем стихе: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Что будет проповедано? Евангелие. Не просто Евангелие, «сие Евангелие». А знаете, где это «сие Евангелие» записано? В 13 стихе: «Претерпевший же до конца спасется». Это

Евангелие. Прочитайте все Евангелие, и вы поймете, что это то же самое Евангелие. Что показал Иисус на земле? Вы сейчас увидите. Вы увидите – терпение, «терпение святых». Вы правильно вспоминаете, потому что, это то же Евангелие, читайте в Книге Откровение, в этой главе рассказано о Евангелии, о вечном Евангелии. И какое оно? То же самое. Поразительно, многие сегодня говорят о вере, и не подозревают, что вера – это терпение. А Иисус везде об этом говорил. Читайте всё, что хотите о вере, но если вы внимательно присмотритесь, вы поймете, что это вера, о которой Иисус говорит, это не просто вера. «Претерпевший до конца спасется». Целые книги посвящены теме «вера», это и Книга Иова, которую мы уже вспоминали об этом, и будем вспоминать, потому что эта книга связана с пришествием Бога. Иов чего ожидал? Ему нужно было, чтоб Бог пришел. Чтоб Бог ответил ему на все вопросы, потому что он не понимал, что происходит. Это Книга Аввакума. О чем это книга? Там о вере: «Праведный своею верою жив будет». А что это такое? Когда читаешь внимательно, то понимаешь, что – это терпение. Потому что заканчивается Книга Аввакума, знаете какими словами? «А я должен быть спокоен, когда придет на меня грабитель, даже если смоковница не даст плода своего, даже если виноградная лоза плода не принесет. Я должен быть спокоен». Он больше говорит. Знаете, что он говорит? «Знаете, как я себя чувствую? Боль проникла в кости мои, колеблется место подо мною, а я должен быть спокоен». Что это? Вера? Больше, чем вера. А Иисус на Голгофе? Это больше, чем вера! И все Священное Писание говорит о такой вере. И Священное Писание говорит, что есть разные виды веры: «и бесы веруют и трепещут». «И проповедано будет сие Евангелие Царствия». Понимает, как Царствие добывается? «И тогда придет конец». После 23 главы все ощущали конец, все понимали – это конец. Если Иисус уже так говорит, все понимали, что долго так продолжаться не может. Конец витал в воздухе. И с этим настроением, ученики спрашивали Иисуса: «Скажи нам – какой признак конца?». А Иисус говорит об их состояние, что «вы сейчас чувствуете, что это конец, по настроению, вам кажется, что уже конец». Ученики и не подозревали, сколько еще должно пройти времени. Почитайте дальше еще Новый Завет, и вы почувствуете, что ученики живут ощущением близкого конца. Все, о чем они говорят, не кажется, что должно пройти еще 2000 лет. Как они говорят об этом? Они так говорят, как будто, завтра будет конец. А Иисус, в этой главе, говорит: «Вы знаете, вот как раз это и введет вас в заблуждение; вообще-то, не ваше это дело знать время конца. Я вам скажу, что нужно знать. Вам нужно знать другое – что делать?» И поэтому, начиная с 15 стиха и фактически до конца, до 51 стиха в этой главе, Иисус говорит о том, что надо делать, время от времени повторяя, что не ваше дело знать. А ученики: «А если мы узнаем?» Иисус говорит: «Не узнаете». И Он повторяет несколько раз это. Смотрите, например, 36 стих: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». Смотрите дальше 42 стих: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет».Кто-то знает? Он настаивает на этом, что не знает никто. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий». Нет-нет, и Он опять возвращается к этой мысли: «не знаете, будьте готовы, в который час не думаете». О чем сейчас ученики думают? А Иисус говорит: «вот когда думать не будете, тогда это будет». Понимаете, это будет внезапно, неожиданно, это будет очень неожиданно. Вот почему Иисус говорил: «Смотрите, чтоб вы не ошиблись. Потому что человек, по своей природе, по своему характеру, по своим ощущениям, когда ему плохо, тогда он и ждет конца. Когда ему очень плохо, когда он ничего не понимает, тогда он говорит: «Наверное, уже конец». Когда творится в мире непонятное, страшное, тогда человек начинает думать: «Наверное конец». Понимаете, почему Иисус говорит: «Смотрите, можете ошибиться». Есть несколько глав, которые говорят на эту тему в Священном Писании, таких же сильных глав, как 24 глава Евангелия от Матфея. Даже тексты, слова, и даже выражения, в этих главах похожи, и повторяются. Повторяются и иллюстрации в этих главах. Одна из таких глав – 1 Фессалоникийцам 5 глава. Смотрите, как она начинается, на ту же тему. Павел пишет: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Слышите? Павел начинает главу, что он понял, и как он понял, что касается времени конца? Он говорит, что о времени писать не будем, потому что вы прекрасно знаете, что это то, чего мы не знаем. Вы сами знаете, достоверно знаете, потому что Господь наш сказал, что тот день придет внезапно. А что значит «внезапно»? Повторяю, — это когда вы не думаете, внезапно. И 3 стих: «ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность». Смотрите, ни когда будут говорить: «войны, землетрясения», а когда будут говорить: «мир и безопасность; хорошо живется, нам ничего не страшно», — вот тогда конец. То, что произойдет в конце, полностью запутает людей. Нет, это не значит, что будет на самом деле «мир и безопасность». Послушайте новости. То вроде приутихло, а потом после какой-то субботы, опять несколько взрывов, терактов. Понимаете, происходит великая борьба. Смотришь, и опять, что-то новое и новое, и опять ощущение конца. А потом проходит время, и, как будто, поутихло; ну, и ладно, ну, и хорошо. Наверное, это еще не конец. Вот в такие дни ждите. То, что происходит в мире, полностью все запутает. Для тех, кто следят только за признаками, — это бесполезно. Бесполезно ждать, чтоб узнать этот конец. Потому Христос сместил акцент, и говорит: «Вам это не надо. Смотрите, чтоб никто вас не обманул. Смотрите, что вас в заблуждение не ввели. Смотрите, чтоб вы что-то важное и ценное не перепутали. Потому, что важно не столько знать день и час прихода конца, а важно знать – что нам делать. Большая часть 24 главы – это что делать. Помните, войны – это плохо. И войны будут. Но не от этого наступит конец. Болезни будут — страшные болезни. Но человечество погибнет не от болезней. Человечество погибнет от того, что не знают, кто Иисус. 1 Фессалоникийцам 5,3 «Тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут». Иллюстрация та же, что в 24 главе в Евангелии от Матфея, с родами связана. Это неожиданно будет. Но это очень похоже на то, каким будет конец нашей земли. Кажется, все рассчитано, все знают, сколько дней, сколько месяцев надо для того, чтобы родился ребенок. И все равно того момента никто не знает. Всегда он неожиданный. Но вы, братья, не во тьме, чтоб день застал вас как «тать». Надо дождаться, надо выдержать, надо все это претерпеть. И если сможете это пережить — тогда придет конец. Но это не конец. Это — новое начало. Когда рождается ребенок – это начало. Все забыто – все боли, страдания, переживания, уже ничего не чувствуешь, потому что жизнь только начинается. Вот таким будем конец. Фактически, вы знаете, что Иисус рассказал ученикам? Он сказал: «Не переживайте — конца не будет; я так хочу, чтоб жизнь никогда не прервалась; да, будет тяжело». Вот этот переход, к настоящей жизни, очень болезненный. Только бы выдержать. И тогда начнется настоящая жизнь. Понимаете, что Иисус сказал? «Я так хочу, чтоб это трудное время было, по возможности, легким для вас. Просите, просите, и Я сделаю. Чтобы ни зимой, ни в субботу, просите, и Я все сделаю. Не спрашивайте когда. Только будьте внимательны, и конца – не будет. Вот эта часть, в Евангелии от Матфея глава 24:15-51, где Иисус говорит, что надо делать, прерывается стихами посредине – это 29-31 стих: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их». Слышите? Это конец? Это конец. Это тот конец, который ожидают ученики Христа. Но вы не видите конца, там только собираются все дети. Там появляется – Сын. Вы понимаете, какая это иллюстрация? Когда Иисус говорит, как нам надо жить, надо быть очень внимательным, чтоб не запутаться во всех этих событиях. Много еще событий произойдет, но чтоб вы ничего не перепутали – будьте очень внимательны. Не о времени надо сейчас переживать. Смотрите, чтоб никто не ввел вас в заблуждение! Вот о чем переживайте. Потому что, тот день, который вы называете концом, произойдет очень внезапно. Неужели это все позади? Когда тот день наступит, вы поймете, что это начало. Начало новой жизни, оно как рождение. И это действительно будет рождение свыше. Обновится ваше тело. Совершенно иные ощущения. Никто не знает, какие это ощущения. Вот таким будет конец. Думайте только об одном, — чтобы выдержать все это. Эта тема всей Библии. И если есть там какие-то другие темы, то они стремятся к этой теме. Все подчиненно только этому. Все остальные темы – второстепенные, и ведут к этой теме; как ручейки, которые стекаются в одно – к Книге Откровение, когда для вас откроется новое начало. Представляете себе тот день, когда сидели ученики с Иисусом на Елеонской горе, и спрашивали: «скажи нам, когда будет конец?» А Он смотрел на происходящее, и говорил: «Это не конец. Только бы вам выдержать до конца, и вы увидите, что произойдет». Эта тема всей Библии. Это – еще не конец. Когда увидите Сына Человеческого – жизнь только начнется. Не бойтесь ничего на этой земле. Да, человечество идет в пропасть – это точно. Но вы знаете, что наш Господь сделает? Подхватит на самом краю, никто не пропадет. Только кто не захочет. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Аминь.