Что будет с Церковью?

Наша проповедь основана сегодня на отрывке из Библии – Матфея 16,13 –17,9. Кто открыл, вы можете уже вспомнить, о чем здесь идет речь: «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Вообще, очень интересный вопрос Иисус задает – Ему тоже было интересно, что люди о Нем говорят. Хотя, трудно мне до конца понять этот вопрос, Он часто знал, не только что люди говорят, но и о чем они думают. Он мог отвечать на вопросы, которые не задавали. Но тут, Он, как все мы, — нам тоже бывает интересно узнать, как мы выглядим со стороны, что люди думают о нас. Похоже, что это не плохо, раз Иисус спрашивает учеников. Другое дело, с какой целью мы хотим это знать, и что будем делать с информацией, которую получили. Иисус часто задавал вопросы, и всегда Он преследовал определенную цель. И в этом случае с учениками, Он задавая вопрос: «Что люди думают обо Мне?», — преследовал цель, чтобы они задумались – кто Он? Он хотел, чтоб они сформулировали и озвучили свои мысли. Но так или иначе, Иисус спрашивает учеников: «Вы там, среди людей, что-то слышите; что люди говорят обо Мне?» Ну, вот ученики отвечают, говоря: «Одни за Иоанна Крестителя», это было уже после смерти Иоанна Крестителя. Служение Иисуса подходило к концу, и Он начинает уже говорить о Своей смерти. Именно в этой главе Он будет говорить о Своей смерти. И ученики говорят Ему: «знаешь, некоторые считают Тебя за Иоанна Крестителя воскресшего, другие считают, что Ты Илия, или кто-то из великих пророков». «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?» Как вы думаете, кто первый ответит? Петр, конечно же. Он всегда и везде успевал, везде первый, Петр первый. Во-первых, он считал себя вправе, потому что он был самым старшим из учеников. Возможно, по этой причине он считал себя вправе отвечать на этот вопрос. «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Только в России обращаются по имени отчеству. Но видите, там в Палестине, тоже так – Симон, сын Ионин – Семен Иванович. Кто говорит в тебе? Фактически, Дух Святой говорит через тебя. Но читайте дальше, и увидите, кто будет говорить через Петра. Поразительно, именно в этой главе, мы, через несколько стихов, встречаем совершенно другого Петра, и слышим совершенно другую реакцию Иисуса на слова Петра. Это глава очень интересная, по нескольким причинам. Читаем дальше: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Это интересный стих, потому что многие христиане, особенно католики, любят этот стих. Они говорят: «Вот, первый папа римский; сам Иисус его назначил». На этом тексте католическая церковь основала свое понимание, что должен быть руководитель церкви, не просто руководитель, а приемник Христа. Фактически, говорят: «Вот, Иисус, лично передает ему всю власть и всю Церковь. Он глава Церкви теперь. Так? Вы знаете, и так, и не так. С одной стороны ясно написано: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». На каком камне? Вообще, Петр, означает – камень в переводе. Что значит: ты – камень, и на сем камне, т.е. нам Петре Церковь основана? Что Иисус имеет в виду, когда говорит эти слова Петру: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»? Мы понимаем, что не может быть Петр во главе Церкви. По какой причине? Не мог Иисус дать здесь все полномочия Петру. Откуда знаем? Читая дальше эту главу, вы поймете. Потом Петр сам будет толковать эти слова Христа, и будет еще много говорить о камне. Вообще, Петр, с этих пор, полюбил тему о строительстве, и в своих посланиях он будет много говорить о строительстве, о камнях, о Церкви – ему понравилась эта тема. Потому что он – «камень». Почитайте его послания, и вы узнаете. Но если вы сможете объяснить 18 стих, что не о Петре, как камне, идет речь, а так как ученики понимали, что Иисус – основание Церкви, и Он есть – краеугольный камень, все Писание об этом говорит, то, что вы будете делать со следующим стихом? Мф. 6,19: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Кому? Камню? Скале? Что Иисус говорит? Тебе дам. А это куда серьезнее, чем основание – это ключи Царства Небесного, все полномочия. Вы понимаете, что Господь говорит здесь Петру? Ты – Петр, на тебе будет основана Церковь. Да Церковь, основана на Христе, Он – скала, Он – краеугольный камень. Но вы знаете, что Господь готов был почтить Петра и всех своих учеников такой честью. И не боялся этого. Ты – Петр, и ты будешь – основанием этой Церкви. Как вам это нравится? Чем мне нравится наш Господь, Он не боится нам поручать и доверять нам самое ответственное. Мы часто используем выражение: «Сделано под ключ». Что имеем в виду? Что больше – ничего, ни добавить, ни убавить. Если дом построен под ключ, то открываешь – и живи. Знаете, наш Господь, если дает нам что-то, то дает в совершенстве. Всё делает, и ключи вручает — только живи. Когда Библия говорит о Церкви, нигде Библия не говорит о Церкви как о здании, в Библии – это люди. Сегодня это понятие «церкви» видоизменилось в умах людей. Сегодня, когда говорят – Церковь, чаще всего представляют здание. Но не так в Cвященном Писании. В Священном Писании, Церковь – это люди. Здание – это скиния собрания, храм, дом молитвы, но не Церковь. Везде, где речь идет о Церкви, речь идет не о здании, а о людях. На ком же Церковь? Но, когда Господь говорит: «тебе дам ключи от царствия небесного», — вы знаете, что Он говорит? – «Я даю все полномочия и не боюсь. Все, что свяжешь на земле, то будет связано на небе; Я поставлю печать; то, что вы решите на земле, Я поставлю печать на небе». Как вам это нравится? Правда, надо сказать, что здесь Иисус не выделил Петра особо, потому что Он, позже, повторит те же слова почти всем ученикам, и даст всем им такие полномочия, то, что сказал сейчас Петру. Если это было по другому, вы знаете, ученики бы дальше, с этого момента, не спорили бы «кто больше». Если бы они поняли, что Петр поставлен выше других, вы бы не слышали больше споров. Но споры продолжаются: «Кто больше?» Тут же, в следующей главе, они будут спорить. Начинается с этого глава, и заканчивается 17 глава – спором: «Кто больше?» Одних, Иисус, — берет на гору Преображения; другие – остались здесь, и спорят: «Кто больше?» Если бы этот вопрос Иисус решил, то не было бы споров – они приняли бы это от Господа. Но более интересно, знаете, что? Что дальше будет? В этой главе, когда мы начинаем читать 21 стих: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» Только, что Иисус похвалил Петра. Вы знаете, что происходит, когда человека похвалишь? Попробуйте ребенка похвалить, например, за удачную шутку. Знаете, что произойдет? Будет шутить, и шутить. Вы не будете знать, как остановить. С взрослыми, примерно, так же. Но они, все это, более тонко делают. Но Иисус не боится хвалить Петра. Хотя знал Петра, правда? Помните, Петра? Иисус идет по воде, Петр, как узнал, что это Господь, говорит: «Господи, а можно я тоже?» «Ну, иди». Он пошел, а потом подумал: «Надо посмотреть – видят или не видят там?» Ну, и посмотрел. Но вы знаете, если кто имел дело с камнями, кто строил, знает, что камень, вот как положил – он так и лежит. С людьми сложнее. Петр – камень, но его не особо положишь. Вечно с Петром были какие-то проблемы. В 16 главе: только Иисус похвалил «О, Петр, — ты молодец! Это Дух Святой через тебя говорит, Я даю тебе все полномочия». И Петр, тут же воспользовался своими полномочиями. Только, Иисус, заговорил о смерти, — Петр Его уже в кабинет вызывает – на ковер: «Господи, что это я слышу от Тебя? Впредь, чтоб я не слышал это, и больше не говори об этом». Как он быстро сориентировался — что надо делать. С камнями проще. Что Иисус ему скажет? Тут Иисус такое говорит Петру, наверное, более сильного обличения вы не найдете, Он просто ему говорит: «Отойди от Меня сатана; ты не понимаешь, что сейчас говоришь». Несколько стихов тому назад, Иисус, сказал: «Через тебя говорит Дух Святой, Бог говорит через тебя», здесь же, тому же Петру, говорит: «Отойди от Меня сатана, ты не понимаешь, что говоришь, Петр, это уже не ты говоришь». О чем это говорит? Вы понимаете, если человек сказал, что-то правильное и ценное, это еще не гарантия, что завтра он тоже скажет что-то правильное, нет непогрешимых людей. Я думаю, если бы многие верующие почитали эту главу шире, они никогда бы не построили на этой главе доктрину о ком-то на земле непогрешимом. Понимаете? Нет ни одного человека, который не был бы в состоянии ошибиться. Конечно, это не значит, что мы завтра должны ошибиться — нет; нет в этом нужды. Но эта глава, и этот случай предостерегает нас: не полагаться на человека, и не доверять даже самому себе. Только на Христа – единственная опора, единственная надежда! Только на Христа! Вы смогли бы так обличить кого-то, как Иисус? Вы можете подойти и обличить человека? Легко это? Почему? Можно испортить с ним отношения, обидится. А с Петром что? Он обиделся на Христа? Как так получается у Христа обличать, что на Него, Петр, не обижается? Хотели бы научиться? Вы знаете, в этой главе есть ответ. Знаете, почему у нас так не получается обличать, как это делает Иисус? Мы не умеем хвалить, когда нужно. Вы бы похвалили Петра, когда он сказал такие замечательные, правильные, слова о Христе? Иисус спрашивает: «Ну, а вы Меня за кого почитаете?», и тогда Петр сказал: «Ты, Христос, – Сын Бога живого». Правильно сказал? Правильно. Иисус заметил, и говорит: «Молодец, Петр! Не ты говоришь, Дух Святой говорит!» Мне кажется, что другие ученики, которые слышали вот этот комплимент Иисуса, думали: «Зачем Он это говорит ему, Петра же не остановить больше». Если и без этого комплимента было трудно с Петром, то, что дальше будет? Знаете, почему мы часто не хвалим людей? Потому что мы предполагаем – испортим, лучше не хвалить; а потом, когда нужно поругать, – не можем, конечно обидится. Если когда похвалить, он чувствует, если что-то получилось, а все благочестиво молчат: нельзя, как бы чего не вышло. А Иисус не так: получилось хорошо, Он и говорит: «Молодец! Правильно Пётр!» Через несколько минут получилось плохо: «Петр – плохо!» И Петр не обижается. Сегодня психологи, все уже это знают, говорят, что, если хочешь сделать замечание, ты не делай замечание сразу – обидится; ты сначала похвали его, а потом сделаешь замечание. Так это все тоже знают, и тот, кому вы собираетесь делать замечание. Вы подходите к нему, начинаете хвалить, чтобы сделать замечание, а он что думает? Так он же тоже психолог, он тоже знает, как надо делать замечание – сначала похвали. Понимаете, и мы начинаем что-то придумывать, только по той причине, что не делаем все вовремя, что надо делать. Если надо похвалить – похвали, что боишься? Если закружится голова от похвалы, скажи ему это, но скажешь это тогда, когда надо будет. Понимаете, почему Петр не обиделся? Когда мы знаем, что нам хотят сказать комплимент, но мы догадываемся, что это комплимент перед какой-то пакостью, и мы знаем это, чувствуем, и потому — не верим в искренность. Иисус всегда, когда что-то делал, был искренен. Надо похвалить – хвалит; надо поругать – говорит все прямо. Вот от сюда у нас искаженные понятия, что значит – друг, а что значит – враг. Друг – это тот, кто говорит только хорошее, а враг – это тот, кто делает замечание, плохой. Так? Так Иисус плохой? Вы понимаете, что происходит с нами? Если хотите научиться хвалить, читайте эту главу. Хотите научиться делать замечание – читайте эту главу. А все предельно просто: надо сказать хорошо, говори хорошо, не молчи; надо сказать плохо, так и скажи, не бойся. Если плохо, а ты молчишь, — ты его враг, потому что у него завтра будут проблемы, только потому, что он не знает, что делает плохо. А что Библия по этому поводу говорит? Если человек согрешил, а ты видишь и молчишь, то, что Господь говорит? С тебя спрошу. Если ты сказал, а он не принял, то он будет отвечать. Но ты сделал свое дело, сделал все, что надо было. Как у нас исказились понятия о дружбе, о замечаниях и о похвалах. Бог, наш Господь, готов нам столько дать, такие полномочия, такую честь оказать, и поставить в основание, и на высоты вознести, и ответственность дать. Он не боится, что мы подведем, хотя не какого полагаться, потому что мы в любой момент можем подвести. Как Господь хотел бы нам не только полномочия дать, но и открыть, что дальше будет. Он это хотел уже Своим ученикам показать, что дальше будет. И потому 16 глава заканчивается словами: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Мы говорим о втором пришествии Христа, как вам этот стих? Где его исполнение? В следующей главе. Как Господь хотел бы предвосхитить тот день, и показать, поделиться со своими самыми близкими, самыми дорогими, самыми лучшими друзьями, как бы Он хотел показать тот день. И потому, после того, как Он рассказал о Своих страданиях, он говорит: «Хочу показать вам тот день». И далее читаем, в 17 главе: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» — это продолжение 16 главы. Помните, в 16 главе, беседу Иисуса с учениками? Иисус спрашивает: «Что там говорят обо Мне, что думают кто Я?» И что ученики отвечают? «Илия, или кто-то из пророков». Теперь Иисус говорит: «Вот он Илия, вот один из пророков, самый великий – Моисей; Кто я?» И тогда ученики увидели Иисуса во всей славе. То, о чем они говорили в 16 главе, и что сказал Петр о Нем, то Иисус им и показывает, и говорит точно так. Люди говорят: «Илия». Вот Илия. Говорят: «Кто-то из пророков». Моисей вот. К сожалению, Петр, и его друзья, проспали самое главное – проповедь проспали, которая звучала на этой горе. Когда они проснулись, Петр опять первым заговорил. И заканчивается эта история: «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». А почему Иисус запрещает им говорить об этом? Знаете, почему? Они еще не готовы. Он не запретил вообще. Почему Он говорит: «Нельзя об этом говорить, не говорите об этом никому до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»? Представляете Петра? Как бы он рассказывал то, что он видел на горе Преображения? Скорее всего, этот рассказ звучал не как преображение Христа, а как преображение Петра. Мы так умеем рассказывать то, где мы бываем, и что мы видим. Послушайте людей, как они рассказывают о своей встрече с кем-то из великих и знаменитых: «Я, сам лично, вы представляете, я с ним здоровался». Как бы Петр рассказывал? Так он был бы в центре внимания. А Иисус говорит: «Петр, пожалуйста, никому не говори, пока мы не встретимся с тобой после Моего воскресенья». Помните встречу Петра с Иисусом после воскресенья? Иисус говорит: «Ну, Петр, теперь говори». Помните Петра, как он разговаривал теперь? «Ну, что Петр, что ты скажешь теперь?» Как Иисус умел говорить, как Иисус умел учить, как Иисус умел хвалить, как Он умел обличать, как Он умел видеть и предвидеть, как все это у Него получалось! Меня восхищает наш Спаситель тем, как Он строил отношения с людьми. Вот почему Он — наш образец для подражания. Если хотите кому-то подражать, только Ему. Если хотите действительно быть великим – подражайте Ему. Вы поймете, что нужно делать, когда и как. Так Господь хотел открыть, что будет. Как Он хотел показать Своим ученикам, что будет дальше. И особенно, что касается Церкви. Здесь, в 16 главе, Он начал приоткрывать то, что касается Церкви. И Он говорил с учениками, особенно с Петром. Если бы было возможно, то Он бы все будущее перед ними развернул в панораме, как в кино, и все бы показал. Он уже тогда, в 16 главе, хотел кое-что рассказать, если б они были только способны все это увидеть. Но Петр еще не был готов всё это увидеть. Иисусу пришлось его оборвать, и сказать: «Петр, дальше молчи, не надо больше». Потом Он попробует последнему из учеников еще раз показать, что будет с Церковью. И это записано в последней книге Священного Писания, в Книге Откровение. Хотите увидеть Церковь, которую увидел Иоанн? Откровение 21:9.Господь открывал перед Иоанном будущее, картина за картиной разворачивались перед его взором; он внимательно всматривался, что же будет после сего. Часто у него был экскурсовод – один из ангелов, который водил, и объяснял, и показывал ему. Иоанн все это записывал. В 9 стихе 21 главы Книги Откровение, написано: «И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца». Когда в Священном Писании мы читаем, особенно в пророческих книгах, слышим, что речь идет о жене или о невесте. О чем идет речь? Что тут Ангел говорит Иоанну? Что он покажет? «Пошли я покажу тебе Церковь». Церковь? Читаем дальше: «И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне Великий город, святый Иерусалим». Что показал? Так что «жена» в Священном Писание? Говорит: «идем, я покажу тебе невесту Агнца». Иоанн смотрит — «святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога». Что «невеста»? Конечно Церковь. Вы помните, что значит «Церковь» в Священном Писании? Это люди. Но люди находятся в Иерусалиме, как «невеста». «Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному». Итак, Ангел говорит: «пошли я тебе покажу невесту Агнца». И теперь, Иоанн, внимательно всматривается в Церковь Божию, которая находится в новом Иерусалиме, вглядывается пристально в каждую деталь, чтоб потом лучше написать. Как вы думаете, кто в основании Церкви? Христос? Посмотрите, что Ангел показывает Иоанну, и он разглядывает и описывает: «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых». Как вам это нравится? Вы понимаете, что Иисус хотел показать Петру тогда еще, в 16 главе? Говорит: «Я Церковь создам, ты будешь в основании». Почётно? Хотели бы? Спрошу вас по-другому. Представьте себе, что вы строите дворец, и вы решили увековечить свое имя. Где вы его напишите? Понимаете, что Иисус сказал ученикам: «Вы в основании». Оценит кто-то из людей это? Вы понимаете, что представляла Церковь христианская тогда, в 16 главе? Горстка людей – 12 апостолов, и еще несколько людей, которые приходят и уходят, — вот Церковь. Иисус говорит: «Петр, вам выпала почетная обязанность быть в основании». Вы знаете, «быть в основании» — почетного мало, а труда – много. Вы представляете, какое здание давит сверху, какая лежит на вас ответственность всегда? Любое начинающее дело – это неблагодарный труд. Если будете начинать, то, скорее всего, когда пройдет время, вас и не вспомнят. Вспомнят того, кто крышу будет делать. Кто накроет это здание. Вот тот и напишет свое имя. И о нём будут помнить, кто ленточку разрежет, и камня туда не положил, но он торжественное открытие сделал. Но знаете, у Господа не так. Это на этой земле такая несправедливость. А у Господа не так. Он говорит: «Петр, будете в основании». Хотите быть в основании? Помните, пока почета мало, а ответственность велика. Это нелегко, но очень хорошо. Понимаете, что Иисус хотел открыть ученикам в тот день, когда говорил: «На сем камне создам Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее». Вы понимаете, что Иисус тогда хотел открыть ученикам и открывал уже, но они не увидели этого? Иоанн потом это увидел: Церковь, которую врата ада хотели одолеть. Перед взором учеников, Иисус попытался развернуть всю будущую историю последней великой битвы. Дьявол, когда увидел эту зарождающуюся Церковь, в этой маленькой группе людей, он понял, что эта – сила. И он со всей мощью ринулся туда. Понимаете, почему Иисусу пришлось сказать Петру: «Отойди от Меня сатана»? Петр всего не увидел, а дьявол видел – надо атаковать это начало. Понимаете, что Иисус хотел показать ученикам? То, что Он показал Иоанну – это Иерусалим, окруженный только что воскресшими, а во главе – сатана.Это последний шанс. Они все силы бросят на то, чтобы взять этот город. Одолеют? Как Иисус хотел показать этот финальный аккорд великой борьбы, но, к сожалению, ученики не были готовы ещё видеть. Он попробует еще раз. Может быть, мы с вами увидим каким будет конец. Петру очень понравилась эта тема. Он потом много писал о строительстве, о камнях. Он понял на своем опыте, что камни – это не люди. С камнями проще: где положишь – там и лежит. С людьми сложнее. И наш Господь ждет того дня, когда Он может сказать: «Свершилось!» И наступит последняя серия в этой великой борьбе. Вы услышите, как зазвучит последний аккорд. Вы увидите последние картины. И тогда наступит конец. Конец всему плохому, и начало новой жизни. Хотите это увидеть? Иисус давно хочет вам показать это. Хотите это видеть? Будем продолжать открывать священные страницы. И многое еще увидим. Аминь.