Откровение Церкви

Мы сегодня завершаем нашу серию проповедей о втором пришествии Христа, конечно же, Книгой Откровение. «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре», — так начинается Книга Откровение. Заметили, что это Откровение Иисуса Христа? Что такое Откровение? Многие люди, к сожалению, считают Книгу Откровение — закрытой книгой. Но это в корне противоречит тому, как эта книга сама о себе говорит. Это Откровение. Это открытая книга, не закрытая. Другое дело то, что мы не все сразу же понимаем, но Бог дал нам эту часть Священного Писания, чтобы открыть нам что-то. Что это за книга? Для того чтобы понимать эту книгу, надо всего лишь окунуться в то время, вспомнить кто автор, подумать о той обстановке, которая была, и Книга Откровение тогда оживет и станет более понятной. Вы помните кто такой Иоанн? Это одни из учеников Христа, самый молодой. Книгу Откровение и свое Евангелие от Иоанна, он пишет в конце первого столетия н.э. В то время уже никого из учеников Христа не было в живых. Церковь, к тому времени, распространилась от небольшой группки верующих в Иисуса Христа в Иерусалиме. Фактически, от двенадцати Апостолов она разрослась и распространилась на территории всей Римской империи. Все, что мы находим в Книге Деяния Апостолов, — уже в прошлом. Потому что Книга Деяния Апостолов заканчивается, где-то, 60-ми годами н.э. А Книга Откровения, написанная Иоанном, когда он был на острове Патмос, он сам об этом говорит, — это происходило в конце 90-х годов, т.е. 30 лет спустя после того, как все события Книги Деяния Апостолов произошли. Никого из учеников уже не было в живых, один только Иоанн. И тот был сослан на остров Патмос, и там, на острове, он получил все это Откровение и записал. Важно то, что Господь, когда что-то открывал, он никогда не открывал это просто так. Он отвечал на нужды, на вопросы, которые тревожили Иоанна, тревожили Церковь, любое откровение свое. Я говорю в широком смысле, не только Книга Откровение. Всегда были ответом на вопросы, которые не давали покоя тем людям, которые жили в то время. Так же как и было в дни Навуходоносора, например, в Книге Даниила. Помните, Навуходоносор не находит себе покоя, думает: «Что будет?» И Господь открывает ему будущее, правда, он сам не может это объяснить. Тогда Даниил приходит на помощь. Господь открывал будущее всегда, как ответ на те вопросы, которые люди задавали либо вслух, либо тогда, когда какие-то вопросы просто не давали покоя, а Господь всегда слышит наши вопросы и всегда на них отвечает. Вы представьте, что было с Церковью? Что происходило с Иоанном? Хорошо было когда Иисус ходил среди людей. Если у кого-то возникал вопрос или проблема, то они могли найти Иисуса, и Он бы мог дать им исчерпывающий ответ. Лучший Учитель, который когда-либо был на нашей земле – Иисус. Представляете, какое было время? Вот было бы это в наше время, правда? Не понятный вопрос – спросили, и из первых уст они могли услышать ответ. Иисус вознесся, но остались ученики Его, которые тоже были для Церкви авторитетом. Да, плохо без Иисуса, но Церковь, верующие, они знали, что если возникнет какой-то вопрос, то есть 12 апостолов, которые могут ответить на эти вопросы, потому что они ходили с Иисусом, учились у Него, впитали Его Дух. Они не просто знали, что отвечать, но знали и как отвечать. Вы понимаете, что Иисус, когда отвечал на вопросы или когда решал какую-то проблему, к тому же, Он еще правильно ее решал. Иногда недостаточно только ответить на вопрос, потому что вопросы, которые нас волнуют, которые приводят нас к Священному Писанию, — это вопросы, которые нам не дают покоя. Вот почему Иисус пришел на нашу землю, чтобы лично ответить на нужды людей. Но теперь, представьте себе, последний ученик, который ходил с Иисусом, и на которого смотрела вся Церковь, как на духовного наставника, — он уже в преклонных годах. Все другие ученики уже закрыли глаза, остался один Иоанн. Что будет с Церковью, кто поведет, кто будет опекать, кто будет пастырем этой Церкви? И естественно, этот вопрос волновал людей. И они видели, что Иоанн, тоже скоро уйдет. Что будет с Церковью? А Иоанн? Иоанн смотрел на Церковь, которая умножалась, как написано в Деяниях Апостолов: «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Иоанн тогда уже видел, что всякие ереси проникают в Церковь, ложные учения, но пока он есть, по крайней мере, кто заинтересованы в чистой истине, они могут обратиться к нему и он объяснит, что правильно, а что нет. А что будет с Церковью дальше? И вот на этом фоне написано две книги Нового Завета – это Евангелие от Иоанна и Книга Откровение. Если вы прочитаете эти две книги, думая над этим вопросом, вы услышите ответ. Ответ на этот самый главный вопрос, который волновал, как Церковь христиан того времени, так и Иоанна. И особенно ярко, мы слышим ответы на эти вопросы в Книге Откровение. Смотрите, как она написана: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» — это вступление. Во вступлении даже даны рекомендации, что с этой книгой делать: читать, исполнять, ибо время близко, и тогда, если будете так поступать, будете блаженными. Далее: «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии». Когда вы читаете Книгу Откровение, там только послание семи церквям находите? Там есть много других тем, правда? Послание семи церквям – это всего лишь 2 и 3 главы. Конечно, вся книга Откровение направлена всей Церкви, в том числе и семи церквям, о которых Иоанн вспоминает. Церквям, которые находятся на территории современной Турции. Но вы понимаете, почему Иоанн, именно, этот вопрос выставляет на первый план? Потому что это тот вопрос, который его волнует и волнует христиан: «Что будет с Церковью?». «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» — вступление еще не закончилось. Такое впечатление, что Иоанн предвосхищает Книгу Откровение. Он уже написал о том, что Иисус грядет, он сказал о втором пришествии Христа. Ему не терпится это сообщить: я вам пишу Откровение и надо сказать, что Иисус придет; вот Он уже грядет. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» — это тоже еще вступление. Но Иоанн предвосхищает. Некоторые темы он выхватывает из Книги Откровение и вводит их во вступление: «Будет второе пришествие Христа и надо сказать, что Иисус сказал, когда Он мне явился. Я есмь Альфа и Омега» — сейчас он скажет, и опишет ту обстановку, когда Иисус это сказал. Почему Иоанн и это говорит? «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» — вот, тут пошло описание того, что он увидел. Только здесь, в 9 стихе, и дальше начинается описание того, что Господь откроет на острове Патмос: «Я был в духе в день воскресный». Вы знаете, что это перевод так, как верили те люди, которые это переводили. Ну, а т.к. переводчики решили, что день Господний – это день воскресный для них, то они так написали, но вот это только в русской Библии. Все другие переводы, и оригинал естественно, греческий оригинал, там написано: «Я был в духе в день Господень». И когда вы посмотрите в Библии, что такое день Господень, то вы понимаете, что Библия нигде не называет днем Господним первый день недели. День Господень в Библии – это суббота. День Господень – это день пришествия Христа, но не воскресенье. Более того, вы знаете, что воскресенье пришло намного позже, чем Книга Откровение была написана. Такого названия дня не было. Везде, где вы читаете в Новом Завете о первом дне недели, он так и назван – первый день недели. Во многих языках это название сохранилось, только в русском языке, может и еще в нескольких языках, такое название первому дню недели – воскресенье. У других народов, часто, сохранилось языческое название воскресного дня – это день Солнца. На немецком языке так, в английском так, только в русском языке воскресенье привязали к воскресению Христа, потому что оно произошло в первый день недели. В других языках, таких как украинский, сохранилось то новозаветное название. Нидиля (укр.) – это изначально было названия дня: неделя. Потом это название перешло на название всей недели. И потому в русском языке понедельник, т.е. день по неделе, после недели. Вторник – второй день после недели. Среда – что это? Вы знаете, что в нашем русском языке заложено? Доказательство того, что суббота – это седьмой день! В названиях недели, среда – это середина недели. В немецком языке – тоже самое. И у других народов это сохраняется. Более того, понедельник стал первым днем в нашей стране, а в других странах понедельник как был вторым днем недели, так и остается до сих пор. Но в наших названиях это такое доказательство святости субботы, такое доказательство того, что суббота – это седьмой день! Но это было лирическое отступление, потому как не об этом Книга Откровение в первую очередь. Хотя она поднимает и эти вопросы, отвечает и на такие вопросы. Книга Откровение, в первую очередь, о том, что будет с Церковью – это главный вопрос, который волнует Иоанна, который волнует всех христиан. Иисус пришел специально ответить Иоанну, чтобы ответить, что будет с Церковью. И вы тут обнаруживаете, в Книге Откровение, — описание Иисуса. Первое, что Иоанн опишет – это кого он увидел. Он описал и говорит: «Я увидел посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в поддир и по персям опоясанного золотым поясом», — он описывает, как Он выглядел, во что был одет и говорит, что он был похож на Сына Человеческого. А Сын Человеческий – это то, как Иисус Себя называл, и то как в ветхозаветных пророчествах Он будет назван – Иисус. И теперь Иоанн говорит: «Я увидел Его, правда, лицо Его сияло, и глаза Его сияли, и Он немного отличался от того, каким Он выглядел, когда я Его видел на земле; и ноги Его сияли, как раскаленные в печи». Он описал то, что он видел: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый». Настолько его потрясла эта картина, что он не мог выдержать это видение и «пал к Его ногам, как мертвый и Он положил на меня десницу Свою». «Десница» — это что? Это правая рука. И далее: «И сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний». Самые первые слова, которые Иисус сообщает Иоанну. Вы думаете почему? Почему Он с этих слов начинает? Потому что все знают, что Иоанн – первый и последний! Что будет с Церковью, последний уходит? Приходит Иисус и говорит: «Не бойся». А чего боялся Иоанн? Что будет с Церковью? Иисус говорит: «Я Первый и Последний». Ты уйдёшь, а Я остаюсь, смотри внимательно. «И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь». Проповедь окончена. Самое главное, что Иисус должен был сказать Иоанну, фактически, то, что волновало Иоанна. Иисус говорит: «Не ты последний, Я последний, Я был и первый, Я и последний. Ты переживаешь о том, что будет с Церковью? Не бойся, напиши им, что Я последний. Ты думаешь о смерти, и что тогда будет с Церковью? Смотри внимательно: Я был мертв, и жив. Понимаешь Иоанн? Я был мѐртв и жив, что боишься? «И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Ты боишься смерти? У меня ключи. Не бойся Иоанн. Итак, напиши, что ты видел, что есть и что будет после сего». А что видел Иоанн? Он видел Христа, который ходил среди светильников, и в 20 стихе есть объяснение того, что это значит. И вот что написано: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». «Ты видишь, где Церковь? Боишься, что будет с Церковью? Я держу, не бойся». Самый главный вопрос, который волнует верующих и Иоанна, Иисус открыл в первой главе. И затем две главы, в которых Господь открывает всю историю Церкви наперед. Но как Он это делает? В Книге Откровение, Господь говорит Иоанну: «Ангелу Ефесской церкви напиши». Кто такой Ангел? Кто? Самый главный руководитель в той Церкви, тот, кто отвечает за эту Церковь, служитель этой Церкви. Вообще-то, очень интересно слушать эти послания церквям. Мы привыкли считать, что это послание Церкви. Да, это послание Церкви, но в первую очередь руководителю Церкви. И послушайте, как это звучит: «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение». Кому это Иисус говорит? Книга Откровение интересно написана. Во-первых, помните, – это развязка всей Библии. Тут не только о Церкви. Несмотря на то, что эта книга рассказывает, в первую очередь, о том, что будет с Церковью, эта книга рассказывает о конце времени, разрешает многие вопросы, которые поднимались на протяжении веков до сих пор. Книга Откровение потому так названа, что там раскрывается все, что было до сих пор. Откровение – это развязка всей Библии. Оно очень интересно, потому что всё Откровение — это ряд напряженных моментов, которые потом разрешаются. Вы любите напряжение? Вот так все закручивается, закручивается, и кажется, что все лопнет сейчас, а потом – все раскрывается. И все становится на свои места. Так вот, Книга Откровение, – это книга острых ощущений. Она захватывает. Но она понятна только в том случае, когда у нас есть знания Библии. Потому что Книга Откровение – это как море, в которое втекают все книги Библии, как реки. Книга Откровение – это концентрат Нового Завета. В каком-то смысле, Книга Даниила – это концентрат Ветхого Завета, она похожа на Книгу Откровение. А вот Книга Откровение – это концентрат всей Библии. Можно по-другому её охарактеризовать. Книга Откровение – это как мозаика, которая складывается из разных фрагментов из книг всей Библии. Но для того, чтобы ее видеть и понимать, надо видеть, откуда эти фрагменты взяты, и тогда она, действительно, открывается, вы проваливаетесь туда. Ну, смотрите, например: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч». Между прочим, все то, как Господь представился Иоанну, он увидел и описал: «из уст как бы острый меч», «держит звезды в руках», «Он явился ходящим среди светильников», — и все это было показано Иоанну. А потом Иисус говорит: «Пиши». Ефесской церкви напиши: «так говорит Держащий семь звезд». «Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив». Выбирает, как представиться. Далее: «Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч». Почему? Если вы вчитаетесь в историю этого периода Церкви, то вы поймете почему. Вот написано: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали». Что за учение Валаама? Если мы не читали Ветхий Завет, то тут можно многое придумать что это за учение. А где можно найти это описание учения Валаама? А есть ли оно там или нет? Что с Валаамом связано? Между прочим, эта история интересная, ее стоило бы знать, потому что с Валаамом связано там что-то. Валаам – это пророк Божий, который, когда-то, в Ветхом Завете, шел с Востока проклинать народ Израильский, помните? Как удачно? Нет, неудачно, потому что Бог был против. Царь Валак дает ему много денег и говорит:

– Я даю тебе много денег, только ты будешь проповедовать на ту тему, которую я скажу.

– А Валаам говорит: Господи, как Ты смотришь на это дело? Как провести мне такую проповедь?

– Господь говорит: ни в коем случае, ты же знаешь, что это не по воле Моей, это неправильно.

– Да, но ты понимаешь, сколько денег, сколько церквей мы можем построить.

Но вы понимаете, у Бога ведь есть эти деньги. Я думаю, что Валаам много денег Богу обещал как десятину, может быть две или три десятины. Но что Господь говорит: «не ходи». Опуская все подробности, хоть это и интересная история, вы просто вспомните эту историю Валаама. Он эту идею денег пронес через всю жизнь. И хоть Господь запретил ему проклинать Израильский народ, он все же шел туда, и, несмотря на то, что Господь вложил ему совершенно другие слова, он вместо проклятия произнес благословения. Он эту идею пронес через века. И когда представилась возможность, все-таки, сделал нехорошее дело для Церкви Ветхого Завета. Помните, что он сделал? Научил. О чем учение Валаама? И вот вам всего лишь одно напоминание: «Там у вас есть то же самое, что Валаам привнес. Я ненавижу это, и Я имею против тебя претензии, что ты допустил это учение в Церковь». А тут в каждом тексте поднимается какая-то история из Ветхого Завета. И на этих примерах, на этих картинах перед вами открывается Божий замысел: что будет с Церковью. Мы проходим через всю Книгу Откровение, и вы видите, что она несколько раз начинается заново. Книга Откровение – это книга, которая эту историю прокатывает несколько раз. А вы знаете почему? Помните, в Книге Откровение, ее легко запомнить, потому что там часто повторяется цифра 7, в начале — это послание семи церквям – история Церкви показана в семи периодах; потом Господь показывает 7 печатей. А что это такое? А это – естественный ответ на тот вопрос, который естественно появляется у Иоанна, когда он видит историю Церкви. Потому что, когда вы читаете историю Церкви, то ничего хорошего не видите, вернее много плохого видите, есть, правда, и хорошее, но концовка не очень впечатляет, потому что там последний период помните какой? «Думаю, что ты богат, разбогател, а не знаешь, как ты выглядишь», — и вот так заканчивается история Церкви. И Господь говорит: «Жду, может кто-то придет, мы соберемся и проведем вечер вместе. Может быть, кто-то Меня будет слушать. Я жду. «Се, стою у двери и стучу». И тогда Иоанн, и вы, естественно, спросили бы у Господа: «И так закончится? Так как же, что же Ты Господи будешь предпринимать?» И Господь говорит: «Решим эту проблему». Иоанн видит в видении свиток, запечатанный печатями, и во время видения, — это в 5 главе Книги Откровение, Иоанн плачет.

– Что плачешь?

– Некому открыть свиток, чтобы прочитать, что там написано. Я так хотел бы узнать, что там написано, а там исписанный свиток.

– Что это такое?

– Не плачь, вот он лев из колена Иудина, он может открыть свиток, и снять печать. И мы увидим, как решение этой проблемы.

И начинают снимать печати, и открывается история – другая история. И когда вы прочитаете ту другую историю, опять не очень хороший конец. И что же дальше? Вся Книга Откровение – это несколько раз история нашей земли. Сначала, Господь показал историю Церкви, потом – снятие печати, Господь показал историю нашего мира, что тут происходило, как все ухудшается и ухудшается состояние этой земли. Иоанн говорит: Господи, как решить эту проблему? И тогда семь труб начинают трубить. А что такое трубы? О! Это Иоанн уже понимает. Всегда, когда начинали трубить трубы – это означало, для любого еврея, что Господь начинает судить. Трубы всегда предвещали судный день. «Господи, значит скоро Ты решишь эти проблемы». Начинают трубы трубить. И вот так, несколько раз, показана история. Вся история, как теперь в трубах, Господь вмешивается в ход истории и меняет ход событий. Вмешательство Бога, вход греховной истории нашего мира – это трубы. И несколько раз, Иоанну показана история нашей земли. Сначала, что будет с Церковью, потом, что будет со всем миром, потом, как Бог будет вмешиваться в ход истории, затем, как чаши гнева изливаются, затем, показывается история ложной церкви. И вот так, Иоанну, пришлось просматривать одну и ту же историю, но с разных сторон. А почему так? Что нельзя было написать одну историю в хронологическом порядке и показать? Вы знаете, нельзя. Потому что, тут в Книге Откровение, мы находим описание истории греха тоже. А что такое грех? Это серьезная проблема. Грех всегда в Библии сравнивается с болезнью, которая поражает человека, т. к. это серьезная проблема, она не просто так создает какое-то неудобство, она поражает всего человека. И Книга Откровение так показывает, что грех сделал с этой планетой – как грех поразил всю землю, как грех поражает даже Церковь и как Господь собирается лечить. Теперь вот опять сначала начинаем. И поэтому, эту историю нужно несколько раз прокрутить – от начала до конца. Вот она – Книга Откровение. И завершается – вы видите Церковь. Иоанну показано: Ангел говорит: «идем, покажу тебе финальный аккорд, ты увидишь последние сцены. И Иоанн видит город Иерусалим, сходящий от Бога с неба и Иисус там, и все спасенные там. Нелегкий путь, но красивый конец. И самое главное, что мы слышим во всей этой истории, когда говорим о Церкви? Знаете, нелегко будет, потому что, когда смотрю на историю Церкви, то кажется все хуже и хуже. И последний период Церкви, наверное, больше всего плохого Господь сказал, именно, этому периоду Церкви. Но как Он ее любит. Он говорит: «Не уйду. Стою и стучу, не оставлю. Несмотря на то, что так они выглядят, даже трудно все это описать, и, главное, что не подозревают о том, как они выглядят». Но вы знаете, Книга Откровение, это не просто описание проблемы, — это решение проблемы. Вот почему в этом обращении к Церкви Иисус не просто сказал: «Как ты выглядишь – ужасно и страшно», но Господь сказал: «Я стою и жду. Я пришел, чтоб решить твои проблемы. Советую тебе купить у Меня одежду и глазную мазь, чтоб ты увидел себя, и золото». Он пришел не просто обнажить проблему, а решить ее. Но прежде чем лечить, нужно поставить правильный диагноз, и потому это не всегда приятно, и потому это не всегда легко, но нет другого пути. Если мы пойдем по этому пути, а это единственный путь, то Господь обещает красивый конец. И вы увидите в конце Церковь, которая всё победила, всё перенесла, чистая, одетая в белоснежные одежды, и Господь её с ней. Это только одна грань Книги Откровение, это тот главный вопрос, на который ожидал ответ Иоанн и все христиане, но на этом не заканчивается Книга Откровение. Это главный вопрос, который волнует и нас с вами: что будет дальше с Церковью? В Книгу Откровение, там всё написано, вы увидите, что нас ждет впереди, нелегкое чтение, но ясное и понятное, главное, все эти картины надо собрать, и вы увидите, что нас ждет впереди. Нелегко туда дойти, но стоит, потому что Господь никогда не обещал легких дорог, Он обещал хороший конец. Аминь.