«Светильник ещё не погас…»

Откроем наши Библии. Первая Книга Царств, 3 глава:

«Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты. И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, -и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий; воззвал Господь к Самуилу: И отвечал он: вот я!»

Помните эту историю. Знаете, как она начиналась? Вообще, эта история стала поворотным моментом в истории израильского народа, вот это история. Тут очень многое менялось. А начиналась это история в первой главе Книги Царств. Вы знаете, это началось с конфликта в семье, конфликт в семье левита был. У него было две жены: одна Анна, другая Феннана. Анна не имела детей, Феннана её огорчала по этому поводу, а Анна, всё что могла, она приходила в святилище и изливала душу свою Господу. И вот, как это описано в первой главе, 12, 13 стихи:

«Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее». Что-то показалось странным для священника в поведении этой женщины. «Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста её». Представляете картину? Священник подходит и пытается всмотреться, смотрит на уста этой женщины, «и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее…» Так подробно всё описано. «…то Илий счёл ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего».

– Ну, так нехорошо приходить в храм, в таком виде, иди проспись, потом придешь.

Как вы себя чувствуете? Что бы вы сказали на месте этой женщины священнику? Если вас так встретили в храме, что бы вы сказали? А если пастор так встретит в храме, как бы вы отсюда ушли?

«И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе». С того, что происходило в душе этой женщины начинался поворотный момент Израиля. Вы знаете, что там творилось? Вы знаете, что происходило в храме? С решения этой женщины всё меняется для израильского народа. Вы знаете, что там происходило? Знаете. То, что описано во второй главе, трудно иногда читать вслух. Эти негодные сыновья Илия, они приходили, и жертву из рук вырывали у приходящих в храм, а если пытался кто их образумить, они говорили:

– Ты, что? Сейчас отниму силой!

Что там творилось, это трудно вообразить себе, что в храме такое может происходить. Анна приходила в храм со своей печалью. Все уже давно знали, какой Илий, какие его сыновья. Но вообще так, к Илию не было претензий, он был хорошим служителем, он был благочестивым. Знаете, где у него был пробел серьезный – в воспитание детей, в семье проблема. Почему так? И вот там, где мы начали читать, 3 глава:

«Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты. И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть». Старый был уже священник. «И светильник Божий еще не погас». А это, что за фраза такая, это что за предложение такое? Описывается состояние, что делал Илий, что делал Самуил в храме, Господь не говорил уже давно, сейчас он заговорит, и такая фраза: «и светильник Божий еще не погас». А что должен погаснуть уже скоро, да? Вы знаете, здесь больше чем просто о светильнике речь идет. Понимаете, что тут как лирическое отступление какое-то, описывается событие, а потом «светильник Божий еще горел, еще не погас». А что погаснет скоро, да? И в прямом, и переносном смысле. Похоже так. «И светильник еще не погас», еще не все потеряно, хотя многое, Господь сейчас заговорит. То, что он скажет… Вот как написано:

«И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах». Вы такое испытывали когда-нибудь? Звенит в ушах. Представляете, состояние такое? Не верится, что слышишь, что происходит, трудно в это поверить, это с нами происходит, это в доме Божьем, это в храме, это с Божьим народом, это в действительности происходит или это уже, что происходит? Господь говорит:

– Если кто услышит, зазвенит в обоих ушах. «в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу».

Это страшные слова, которые Господь говорил, по отношению к дому Илия. Кому он говорит эти слова? Господь кому открывает? Самуилу. А Илию он это сказал? Сказал? Сказал. Вторая глава, как Господь открывает это Самуилу, оно ярче, из-за всех этих подробностей, во-первых, маленький мальчик, которому Бог впервые открывает, что Он планирует делать, это будущий и уже настоящий пророк в Израиле, еще очень маленький. И вот это откровение первое для Самуила и непростое очень, оно затмевает, может быть то, что во 2 главе написано, а 2 глава описывает, первая часть то, что творилось во святилище, а 2 часть, вот послушайте, 26-27 стихи:

«Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей. И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?» Господь начинает говорить с Илием, говорит:

«Не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых? Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих…»

Господь говорит с Илием, и очень серьезный разговор у Господа. Говорит:

– Я тебя заметил давно. В Египте тебя еще не было.

Господь Илия видел, предусмотрел себе для служения, еще когда израильтяне были в Египте. И он усмотрел, что он будет священником. И Господь теперь говорит Илию:

– Я заметил, что твой отец выделялся благочестием, и Я для себя предизбрал тебя, что ты будешь священником. А теперь, что ты делаешь?

Вы знаете, что Господь за многие поколения, избирает себе служителей. Это привилегия, ответственность. Больше ответственности, чем у других людей. Помните Моисея? Моисей не вошел в Ханаан, за гораздо меньший проступок, чем творили сыны израилевы. Понимаете, почему? Господь очень строго относится к тем, кого Он избрал. Очень серьезно спрашивает: за любой проступок, за каждое слово, за каждый взгляд, за каждое движение, за всё спрашивает. Большая ответственность. И Господь, теперь, Илию говорит:

– Я тебя выбрал. Ты особый человек для Меня. Я тебя давно заметил. И Я тебя избрал, чтобы ты самым главным духовным лицом в Моем народе. Теперь, что ты делаешь?

А если бы, вы спросили у Илия, что он делает, что такого сделал? Илий вообще, как служитель был, хороший служитель, надо сказать. Очень хороший. Всё, что он сам делал, это было, по крайней мере, в Библии мы не находим никаких недостатков, в плане служения, у Господа претензии к детям Илия.

– И Он говорит: а что это ты предпочел Меня детям твоим. «Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек».

Я хотел обратить ваше внимание, что Господь действительно избрал Илия. Он был из колена Левиина. Знаете. Все, кто служили в храме, это были из колена Левиина. Он был потомок левитов, другой не мог служить в храме. А вы знаете, что Самуил тоже был из левитов, но в данный момент отец Самуила, тоже левит. Он приходит, как рядовой член церкви в храм, со своими женами, он не совершает там служение. Господь кого избрал? Илия избрал. Но в этот момент, наступает поворотное что-то в Израиле. Самуил дальше будет совершать служение, не Илий, и не его дети.

«Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем». Не доживут. «И ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю…» При всем том, что Господь любит Израиль, и это будет для всего Израиля бедствие, но, говорит Господь, чтоб ты увидел, какие последствия твоего пренебрежения воспитания детей, допущу, что все увидят, и ты увидишь бедствие дома Моего».

Какое это было бедствие? Ковчег был взят. «И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день». В один день! Илию Бог всё сказал. После этого Господь скажет тоже самое Самуилу.

«И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни; и всякий, оставшийся…». Вот тут самое сложное для Илия, послушайте, что Господь говорит:

«И всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание». Возьми меня на служение, чтобы иметь мне на пропитание. Хотели бы вы быть, в числе таких детей? Представьте себе, это были, они знают, что они дети великого священника, это был самый главный священник народа Божьего. Они, которые могли пользоваться преимуществами своего рождения, они будут просить у другого.

– Дай мне что-нибудь, чтобы мне не умереть. Дай мне поработать у тебя. Дай мне какое-нибудь служение в храме.

Илий это узнал всё. Когда Анна привела своего Самуила, и оставила на попечении Илия священника в храме, это стало поворотным моментом для всего Израиля. И знаете, что это было непросто сделать. Привести к священнику, который её оскорбил и отдать ему сына своего на воспитание тому, кто своих не воспитал, и еще как не воспитал, нужно было великое мужество и сильная вера нужна была. Но это станет поворотным моментом для всего народа, для всей страны. То, что произойдет в результате веры этой женщины, потрясет всех. Наступил тот день, о котором Господь сказал сначала Илию, затем сказал Самуилу. Наступил тот день. Филистимляне пошли войной на израильтян, и израильтяне были поражаемы, и тогда в стане израильском говорят:

– Где ковчег? Этот ковчег, который перед нами всегда выходил, он для нас был спасительным, благодаря присутствию Бога с нами, через ковчег завета, мы всегда побеждали врагов. Надо вынести ковчег. Кто понесёт ковчег? Конечно, самые достойные – Офни и Финеес.

Вы понимаете, что происходило в головах людей? Кто не знал Офни и Финееса? Они несут ковчег. Как Бог на это смотрит? Сейчас увидите. Великое поражение было в тот день? Филистимляне уносили трофей, о котором они только, когда-то их деды им рассказывали. «И вносили филистимляне этот трофей в храм Бога своего Дагона». Внесли, поместили перед Дагоном. Как бы, Бог Израилев кланяется Дагону, и начинается. В земле филистимской ничего подобного не было, они явно почувствовали вмешательство Божье. И знаете, что когда они собрались, чтобы решить: «А что делать? Что происходит в нашей земле?» Знаете, что они сказали? Смотрите, будьте осторожны с этим Богом Израилевым, потому что, чтобы не случилось с нами тоже самое, что с фараоном, чтобы мы не ожесточили наших сердца. Язычники понимают очень хорошо Библию. Очень хорошо понимают Бога, и все происходящее. Сегодня не так христиане понимают. Иногда читают вот то место, где написано, что Бог ожесточил сердце фараона. И говорят:

– Как это Бог может ожесточить сердце фараона? Почему Он ожесточает сердце фараона, а потом его за это наказывает.

Филистимляне и язычники, для них это не было проблем. Они сразу поняли, это фараон сам ожесточил сердце свое. И давай, мы можем избежать этого, необязательно повторять ошибки фараона. С каким уважением они относились к ковчегу завета! А что, в тот день было? Как узнал об этом поражении Илий? Конец приходит с поля боя, да? Приходит и сообщает, говорит:

– Наша армия разбита. Твои два сына: Офни и Финеес, мертвы. Ковчег завета взят в плен.

Илий это услышал, падает. Падает и умирает. Перелом позвоночника, и умирает, тут же. В это время выбегает женщина, невестка. Она ждала рождения ребенка. Это записано в конце 4 главы:

«Невестка его, жена Финеесова, была беременна уже пред родами. И когда услышала она известие о взятии ковчега Божия и о смерти свекра своего и мужа своего, то упала на колени и родила, ибо приступили к ней боли ее.

И когда умирала она, стоявшие при ней женщины говорили ей: не бойся, ты родила сына. Но она не отвечала и не обращала внимания. И назвала младенца: Ихавод, сказав…»

Знаете, что тогда, когда рождали детей, имя давали. И имя всегда имело смысл какой-то определенный. И здесь, невестка Илия то же самое делает, она умирает, и говорит: «назовите его Ихавод». А Ихавод означает – отошла слава от Израиля. Что он хотел этим сказать: отошла слава от Израиля? Был славный род, служил перед Богом. И что? Оборвалась слава Израиля? Что это? Может быть пришла слава к Израилю, наконец-то. Мне интересно, что происходило в этой семье, о чем она думала, она знала, вообще, чем ее муж занимался? Знала она, скажите? Об этом все знали. Слава Израиля – хорошая слава. А свёкр знал? А как он это допустил? Понимаете, почему Господу пришлось вмешаться? Он иногда ждет, терпит. Но Он не может беспредельно ждать. Наступит день, когда кто-то назовет это конец света, а кто-то скажет:

– Наконец-то! Вот Он Бог!

Кто-то скажет:

– Отошла слава от Израиля.

– А кто-то скажет: снято посрамление наше, наконец-то.

Кто-то будет бежать в одну сторону: «горы и камни, падите на нас». А кто-то будет бежать навстречу:

– Вот Он Бог наш! На Кого мы уповали, Он спас нас!

Что в тот день будет? Где? О чем мы будем говорить? Чем будет тот день для Божьего народа? Вот эти главы – они о воспитании детей. Вы понимаете, как это важно? О наших детях. Как важно, всё замечать: чем они занимаются, что они читают, что они смотрят, как они проводят свое время свободное. Знаете, от этого будет зависеть их жизнь дальнейшая. Будут они просить с протянутой рукой: «дай мне на пропитание, прими меня на какую-то должность»? И будут великими людьми в своем народе. Вы знаете, что от этого зависит. Чем они будут в обществе? Кем они будут? Кем они будут в церкви Божьей? Вы знаете, что от этого зависит? Мало только совершать служение в храме. Есть еще одна обязанность. В духе пророчества написано – это священная обязанность каждой матери, это священная обязанность родителей. Это первая обязанность, которая возложена Богом на нас. И если мы будем заботиться о наших детях, не придется говорить: «отошла слава от Израиля».

Пусть эта история будет для нас хорошим напоминанием, о том, что Господь долготерпелив. Это тот Бог, о котором мы в первой части говорили, что Он прощает, если бы Он замечал все беззакония. Что значит, замечал? Что значит, этот памятный стих, что Бог не замечает всех беззаконий? Замечает. Только не сразу реагирует так, как стоило бы отреагировать. А знаете, почему? Ждет. Спасти еще Офни и Финееса, спасти Феннану. Кто еще в церкви, какие ещё люди в церкви есть? Разные есть. Спасти их всех, вырвать, Илия спасти. И Он делает это дело. Но наступит день, когда то, что каждый из нас выбрал, будет нашим результатом. И тот день определит: для нас наступила слава, или отошла. Тот день определит. Начинайте с детей, начинайте с себя, начинайте в семьях, где никто не видит, что происходит. Не на сцене. На сцене – это результат уже будет. Дома, в семье, если хотите, чтобы слава, действительно, была над народом Божьим. Мы живем в последнее время, когда этот день наступит, очень скоро. Светильник еще не погас, еще горит. Но масло, у кого-то не хватает. Смотрите, чтоб не наступил тот момент, как в притче, которую Иисус рассказывал, 10 дев, светильник еще не погас. Но у кого-то, рискует погаснуть. Масло кому-то не хватает. Вы знаете, эти главы о детях, о женщинах, которые очень тонко чувствуют всякую грубость, и о Духе Святом, который всё замечает, всё, что происходит. О Духе Святом. И в последние дни, Дух Святой совершать будет особую работу, чтобы мы, как церковь его светили, всем вокруг, чтобы слава Богу была воздаваема достойная слава. И это надо начинать с того места, которого никто не видит. В семьях наших. Пусть Господь благословит ваши семьи, ваших детей, ваши церкви. Пусть Господь благословит и поддержит каждого из служителей этой церкви. Аминь.