«Спасайся на гору»

Давайте откроем Книгу Бытие, 19 главу:

«И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице».

Лот не знал, что это ангелы, он видел путников. Но мы уже читаем Библию, мы знаем, что это были ангелы. Почему они сказали: «нет, мы ночуем на улице? Они что не знали, что значит, ночевать на улице в Содоме? А Лот знал, что это значит? Понимаете, почему он еще сильнее начал…? «Он же сильно упрашивал…» Это как раз насторожило, это его еще больше подтолкнуло.

– Нет, ни в коем случае, нельзя их оставлять на улице.

Потому что Лот знал, что это значит.

«Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь».

До сих пор, никто не знал, что это за путники, до этого момента. Но дальше узнает и Лот, и жители Содома. Но даже это, жителей Содома не остановит. Вообще, надо сказать, что жители Содома знали больше, чем кажется, на первый взгляд, намного больше. Слышите, как они обращаются к Лоту? Говорит:

– Ты пойди сюда, ты пришелец, и хочешь судить?

А вы знаете, что Лот был непростой пришелец. Да, у Лота были зятья, он там неплохо уже устроился, зятья были богатыми людьми, возможно влиятельными в городе, но Лот был в этом городе, в каком-то смысле, знаменитее всех её жителей. Это не только Лот думал о себе так, это знали жители Содома. Более того, жители Содома знали об Аврааме. Вы знаете, что они хорошо знали Авраама, жители Содома. Те, которые окружили этот дом, знали, кто такой Авраам, знали Бога Авраама жители Содома, очень хорошо знали. Мы когда читаем Книгу Бытие, возможно, это не всегда связываем, потому что, когда читаем Книгу Бытие, там некоторые истории ярче, некоторые, как будто в тени, но в Библии, помните, каждая глава, каждый стих, каждое слово на своем месте, и имеет очень важное значение. 14 глава Книги Бытие, помните эту историю? Эта глава, она как-то теряется в истории патриархов. Есть на то причины, возможно, потому что там она начинается так тяжеловато для читающих Библию. Люди, которые Библию читают, стараются обходить имена, а имена важны, и из-за такого отношения к Божьему слову, теряем некоторые моменты важные из вида. Смотрите, что там произошло. 14 глава – это война, которая случилась на Востоке в те дни. Это война, не маленькая война. В этой войне, написано, что четыре царя пошли против пяти царей, среди которых, вот эти пять царей были: цари Содома, царь Гоморы, царь Адмы, Севоима и Белы, которая есть Сигор. Знаете, что это за города, пять городов? Это те города, которые скоро будут сожжены огнем с неба, все пять городов. Это и есть те города, которые понравились Лоту, когда он расходился с Авраамом. Это та местность, которая очень привлекла Лота. Вот они города, пять городов. Пять важных городов иорданской долины, которые увидел Лот. И эти города для него были как сад Господень, и он туда пошел, и стал жить в окрестностях городов долины, а потом, он из этих пяти городов, выбрал самый лучший – Содом. И раскинул шатры, поблизости от Содома, а потом Лот стал жить в Содоме. Это были непростые города. Помните эту историю дальше? Четыре царя пошли войной на пятерых царей. Это как раз цари этих городов долины, где уже жил Лот, и четыре царя побеждают в этой войне, а победители, обычно грабят города, уводят всех в плен, разоряют, что можно разорить. Жители Содома были уведены как пленники, и даже Лот, который в то время был жителем Содома. Они все были уведены в плен. Кто-то оттуда смог сбежать, и пришел к Аврааму. Знал, куда бежать. Откуда он знал куда бежать? Надо немного географии, чтобы увидеть всю картину. У вас есть там карты? Посмотрите на ваших картах, чтобы увидеть полную картину. Знайте, что в Библии, все эти имена, географические названия, всё это имеет значение, для того, чтобы увидеть полную картину. Вот откройте ваши карты. Посмотрите. Вот она Палестина. На севере Палестины Галилейское озеро, к югу Мертвое море, Соленое море, через эти водоемы протекает Иордан, через Галилейское озеро и впадает в Мертвое море, Иордан. Вот это та долина, иорданская долина, которая так понравилась Лоту. Это самая низкая впадина на всем земном шаре, ниже нет ничего. Мертвое море – это низшая точка. Побережье Мертвого моря сейчас на уровне 412 метров, ниже уровня Мирового океана. Оно постоянно меняется, раньше было 390, но так как, там очень жарко, море испаряется, высыхает, и не успевает заполняться, там очень жарко, и поэтому, это точка постоянно понижается. Вот здесь, где-то чуть севернее Мертвого моря, вот здесь в горах, там, вы на ваших картах сможете увидеть Вефиль. Вот где-то здесь Вефиль и Гай. Между Вефилем и Гаем стояли Авраам и Лот, и Авраам говорил Лоту:

– Если ты направо, то я налево, если ты налево, то я направо.

Нашли? Там, между Вефилем и Гаем. Когда-то в свое время, Авраам воздвиг жертвенник. Авраам, знаете, он переходил с места на место, по этой горной части, и сразу же, когда Авраам сказал Лоту:

– Если ты направо, то я налево, если ты налево, я направо, да не будет раздора между мною и тобою, потому что мы родственники, вокруг люди, они видят, они всё слышат, это наша проповедь. Лот, смотри сколько земли?

И Лот, когда услышал эти слова, он сразу двинул сюда, вниз, в окрестности городов долины. И раскинул там шатры. Вот тут горы. Авраам здесь. Вефиль, Гай – отсюда Лот пошел вниз, а потом на юг пошел, потому что из этих городов – Севоим, Адма, здесь где-то Гомора, Содом, здесь Бела. Лот, здесь уже среди этих городов, выбирал себе лучшее место, пошел и остановился здесь, в окрестностях Содома. Сразу же после этого, вы прочитаете в конце 13 главы, где описано, как разошелся Авраам и Лот, вы сможете прочитать, что Авраам, сразу после этого, тоже двинулся на юг, и расположился здесь, где Хеврон. Как раз напротив того, где расположился… Только вы можете себе представить, в Каменке, это очень удобно представить. Вот смотрите. Там наверху Авраам, тут внизу Лот. Лот сначала двинулся на юг, и Авраам тоже параллельно движется на юг, только Авраам вверху, Лот внизу. Так заканчивается 13 глава Бытие. Лот двинулся, расположился у Содома, Авраам двинулся параллельно по горам, и расположился в Хевроне, Хеврон – высокая гора, и где-то напротив. 14 глава начинается с описания вот этой войны. В 14 главе к Аврааму прибегает этот уцелевший и говорит: «беда». Авраам, тут быстро в Хевроне, со своими соседями договаривается, говорит:

– Надо спасать, надо выручать.

Собирает 300 человек, и идут преследовать армию четырех царей. 300 с чем-то человек, это примерно побоище такое было, как во дни Гедеона. 300 человека против огромной армии. Понятно, что это невозможно, по-человечески, это нереально. Но Авраам шел с Богом. Авраам не был воином, он был верующим человеком. Но с Богом возможно. И Авраам преследует этих царей. На север он идет, преследует этих царей, находит их, там догоняет их. Смотрите, как далеко он преследует. Тут написано: «и преследовал неприятелей до Дана». Дан – выше Галилейского моря, там у вас, вы увидите Дан, гора Ермон –самая высокая точка этой местности Палестины, там выше горы нет. Гора Ермон, у подножия Ласем, Дан, озеро Миром, маленькое озеро. Если вы увидите там выше Галилейского моря, есть еще меньше озеро – Миром. А ещё севернее – Дан. Вот до Дана преследовал Авраам:

«И, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска».

Видите Дамаск, чуть-чуть на северо-восток оттуда, если двинуться, если гору Ермон обходить с востока, там увидите Дамаск. От Содома 400 километров, как там шел, каким путем. Что делает Авраам дальше? Он нападает на них ночью, разделившись на несколько отрядов, на два, может больше, и нападает на них ночью, и Господь предает в руки Авраама и людей, которые пришли с ним, всю эту армию. Похоже на опыт Гедеона.

«И возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ». Авраам, когда напал на этих царей, он собирает всё, что те взяли в этих городах-долинах: Содоме, Гоморра, в Адме, в Севоиме, в Беле – всё, что они там захватили, и людей, и богатства, Авраам отнимает, и несут это всё, и ведут это всё обратно. Больше 400 километров. Как вам кажется, жители Содома, которых вёл Авраам обратно в Содом, они познакомились за 400 километров со своим освободителем или нет? Узнали, кто такой Авраам? Знаете, на первый взгляд, в 19 главе, когда читаем Книгу Бытие, кажется, что, ну, откуда эти содомляне могли знать, кто такой Лот. Как вам кажется, узнали, кто такой Лот жители Содома? Это уже происходят в 19 главе, а в 14 главе, мы находим историю о том, что Авраам их же, возможно тех, которые окружили дом Лота, их освободил, и 400 километров вёл их. А вы представьте себе, пленников, в каком они виде были, в каком они состоянии были? Может быть раненых, может быть больных, он вёл их в Содом Авраам. А вы знаете, что это значит, какое это переживание для этих людей из Содома? Кто для них Авраам? Кроме всего этого, родственник Лота. Теперь вот возвращается в Содом. Вообще, странно, что Лот возвратился в Содом, правда? После этого, куда должен был вернуться Лот, как вы думаете? Это логично. Почему Лот не вернулся к Аврааму? Где осталось имущество? Какое имущество осталось? Оно всё у Авраама. Авраам несет это имущество. Никакого имущества там нет. Всё в руках Авраама, вы понимаете? Логично Лоту прийти и сказать:

– Дорогой дядя! Прости меня, я был не прав. Разреши мне ходить дальше с тобой. С тобой безопасно, потому что с тобой Бог. А я пошел туда в этот Содом, и сразу оказался в опасности, тут же. Только я ушел в Содом, тут же я оказался в опасности. Это опасное место. С тобой в безопасности. Спасибо тебе, что ты пошел и выручил.

Правда, логично? Так правильно? Почему Лот идет в Содом обратно? Где они? Все они тут. Город разграблен, там ничего не осталось. Почему он пошел туда? Вы понимаете, что иногда, читая Библию, мы не задумываемся над тем, что там происходит. Авраам возвращает жителей Содома, вместе с Лотом, и всеми его детьми, всеми родственниками возвращает их туда. По пути еще одно событие, если кто-то даже может быть не обратил внимание, что очень трудно поверить, но даже, если кто-то там не обратил внимания на то, кто такой Авраам. Вдруг они подходят, вот вся армия рабов бывших, теперь освобожденных, под конвоем Авраама и его людей, возвращаются в города-долины, проходят через Иерусалим и выходят, ну, тогда был не Иерусалим, а Салим, выходит Мелхиседек, царь Салима, останавливается вся эта процессия, и Мелхиседек, царь Салима, выходит навстречу и произносит такие слова:

«Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, -и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».

Очень интересное действие происходит, правда? Вдруг эту армию, вот эту всю процессию, останавливает царь, который вышел из Салима, и говорит: «Авраам!» Откуда он его знает? Ты благословенный человек, и Бог, которому ты служишь, Бог – благословенный Бог. И встретил его хлебом и вином. Ну, если хлебом и солью в нашей местности, может быть встретили бы. Это не просто, вышел и сказал что-то, это было торжественное действие, которое остановило всех, и обратило внимание на Авраама, и Его Бога. Фактически, Мелхиседек сказал:

– Вот, где безопасно. Вот, с кем безопасно. С этим человеком, и с Богом, которому он служит, безопасно.

Как вам кажется, это запомнили жители Содома или нет? А вы знаете, когда человек очень хорошо всё запоминает? Самые трудные минуты жизни – очень хорошо запоминает, память очень хорошая. Пока он на работе, пока он занят пока он всем нужен, пока он не очень обращает внимание на такие события, когда болезнь приковала, пока беда случилась, он очень внимателен ко всему, что происходит. Понимаете, что там произошло? И теперь, после всего этого, жители Содома… Да, но остановимся немножко на Лоте. Почему Лот туда пришел, в Содом? Я так подозреваю, что у Лота появилась идея, так как он был гордым человеком. Гордость ему не позволила прийти к Аврааму, и сказать:

– Прости, я хочу опять быть с тобой.

Гордость ему это не позволило сделать Лоту. Когда гордая мысль такая мешает ему сделать что-то правильное, у гордого человека сразу же есть извинение, что он смещает акцент:

– Ну, нет, я бы пошел к Аврааму, но тут появилась возможность. Эти люди после этого события, они будут более внимательны к Евангелию, которое я проповедую. Теперь-то они знают, кто я такой!

Понимаете, гордый человек, как у него сразу же смещается акцент.

– Не кто Авраам такой, а кто я такой! Это мой дядя, и если бы не я, Авраам не пошел бы спасать содомлян. Хорошо, что я оказался на то время в Содоме, и оказался в числе пленников. Если бы не я, Авраам не пошел бы спасать этих. Зачем? Но благодаря тому, что я оказался в Содоме, теперь, вы понимаете, какое мое положение в Содоме? Сейчас, как раз самое время возвратиться в Содом. Потому что до сих пор, они не обращали на меня никакого внимания, они думали, что я какой-то простой человек. Я не простой человек! Теперь-то они будут внимательны ко всему, что я им скажу.

Внимательны? Как он ошибся! Теперь он пытается учить жителей Содома. Говорит:

– Братья мои! Так нехорошо делать.

– Они: братья?

Вы знаете, Лот решил их, вот таким образом, как-то расположить братьев.

– Братья? Какой ты нам брат? Ты пришелец. Кто ты такой? Ты что, о себе возомнил! Ты кто такой?

Они не знали, кто он такой? Знали. Но они задавили эту информацию в себе. Знаете, почему они подавили эту информацию в себе? Они не хотели связывать образ жизни свой, с последствиями, которые привели их в плен. Они не хотели связать, увидеть причину их пленения, в их образе жизни. Они не хотели признать, что их беззаконное поведение, беззаконная жизнь, привела к таким последствиям. Они для себя решили:

– Ну, это случается, везде случается. У нас случилось, вообще-то, ну, слава Богу, что случилось – забывая заднее, вперед.

Это не тот случай, когда надо забывать заднее. Надо извлечь урок, и что-то менять. Они не хотели ничего менять. Им нравился их образ жизни, им нравился их город, им нравилась свобода, которая там есть, свобода, между прочим, так, к которой стремится сегодняшний мир, им нужна эта свобода, как в Содоме, им надо – каждый делает то, что хочет, и живет с кем хочет, и живёт как хочет, и где хочет. Это то, к чему стремится сегодняшний мир – Европа, и все, кто на нее равняется. Да, у них случается, как у жителей Содома, потрясения, беды, но когда это беда проходит, они забывают и не хотят связывать их аморальный образ жизни, с теми последствиями, которые только что они переживали. И когда это все проходит, они тут же выключают всю свою память, не потому, что они забыли, а потому что, они не хотят это помнить. Жители Содома, также как и Лот, знали к кому идти, но не хотели, знали, что надо идти на гору к Аврааму, но не хотели. Вы понимаете, что в Книге Бытие, когда читаем всё по порядку, это не преувеличение, все они знали Авраама. Это не преувеличение роли Авраама, в той местности, Авраам был велик. Но были люди, которые считали себя великими, и они умышленно заглушали величие Авраама.

– Да, кто он такой!

А скажу вам, кто их научил. Лот. Своим примером. Если бы Лот пошел к Аврааму и сказал бы:

– Извини меня.

Многие последовали бы его примеру.

– Мы хотим быть с тобой. Мы хотим служить твоему Богу. Мы хотим жить так, как ты живешь. Потому что твоя жизнь – это жизнь безопасная, надежная, а наша жизнь –это опасность, постоянно.

Понимаете? Часто мы оправдываем себя, свой выбор, миссионерской работой. Вы знаете, что Лот оправдывал свой выбор жить в Содоме, миссионерской работой.

– Тут люди, которых надо спасать.

Думая, что если он там будет, то он приобретет всех этих людей. Нет. Вы понимаете, что сделал Господь? Он сделал всё, что эти люди узнали об Аврааме. И теперь они должны были к Аврааму прийти, а не Авраам к ним. Они должны были идти вверх, не Авраам вниз, в буквальном и в переносном смысле этого слова. Они должны идти вверх, а мы иногда идем вниз к людям. Знаете, как? Перенимаем их привычки, чтобы быть ближе к ним. Павел однажды сказал, что для всех я сделался всем, и многие люди, берут эти слова Павла, и искажают в угоду своим привычкам. «Для всех я сделался всем: для греков греком, для иудея иудеем, для подзаконных, не будучи нарушителем закона». Вы понимаете, как? Павел становился для всех всем, не подражая им. А сегодня многие христиане говорят: «надо стать как те люди». Это значит, надо жить как они, потому что иначе, они не будут тебя воспринимать. Ничего подобного. Ты должен отличаться от этих людей, но любить их. Они должны тянуться вверх, не ты вниз.

Вернемся в 19 главу, к этой истории. Смотрите, что происходит дальше. Вот тут, мы остановились на девятом стихе, там еще никто не знал, кто эти путники.

«Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа» (Быт.19:10,11). В этот момент жители Содома и Лот, поняли, с кем имеют дело. Оказалось, это не простые путники. Лот, вообще-то, он находился уже в большой опасности, и он это понимал. Когда жители Содома сказали:

– Пойди сюда! О, так мы сейчас с тобой будем иметь дело! Да, ты посмотри на него!

И когда Лот это услышал, он понял, что он в большой опасности. Но ангелы, которых Лот впустил в свой дом, совершают чудо, явное чудо, которое почувствовал на себе Лот, и которые почувствовали на себе все, кто окружили дом Лота. Они искали до утра, искали, где двери, и не нашли. Измучившись, искав входа. Не испугались, а измучились. Вы понимаете, до чего доводит грех человека. Они не просто слепые, они духовно слепые. Да, это упрямство. Вот слепота духовная – это упрямство. Поразительное упрямство! Упрямство, которому нет никакого объяснения, никакой логики, никакой выгоды в этом нет.

«Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь?» Лот, который был перепуган происходившим. «Говорят: кто у тебя есть еще здесь? …зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит».

Зятья знали, кто такой Лот. Более того, зятья знали, кто такой Авраам. Зятья были богатыми людьми в Содоме. Вообще, это был богатый город. Весь Содом, он занимался торговлей. Он был на перекрестке дорог: караваны приходили и уходили из Месопотамии в Египет, и обратно. И в Содоме, как и в других городах этой долины, но Содом был главным из этих городов, Лот туда пошел, потому что это был самый богатый город. Эти города жили торговлей. Вполне возможно, что у зятьёв Лота, были свои магазины. Это их бизнес был. Они покупали и продавали. Они оптом скупали, и потом продавали, и на этом жили. Это были богатые люди. Лот говорит зятьям:

– Господь поразит этот город. Выходим отсюда!

Зятья смотрели на него и говорили:

– Отец, как мы уйдем отсюда? Ты видишь… Как ты себе это представляешь? И вообще, как ты себе представляешь, что Господь это место уничтожит? Как?

Хочу вам напомнить – зятья знали, кто такой Лот, и знали, кто такой Авраам. Более того, я предполагаю, что эти зятья их люди, ходили туда в горы к Аврааму, и оптом скупали шерсть у Авраама, и другие продукты, и продавали вот этим караванам то, что брали у Авраама. Если не говорить о том, что они знали, что Авраам был освободителем жителей Содома. Что делает грех с людьми, которые не хотят менять образ жизни? Они становятся глухими и слепыми.

«И вышел Лот, и говорил с зятьями своими…Но зятьям его показалось, что он шутит. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил…»

Я пытаюсь представить, как это происходило, как это Лот еще медлил. Вы знаете, как медлят люди, когда куда-то торопятся и собираются, и что происходит? Возвращается, «ой, еще то, ой…» Я хочу, чтобы вы увидели этого человека. И знаете, что ангелы сделали потом, когда они увидели, вот такого бегающего из комнаты в комнату Лота, и его жену?

«И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города». Представляете, что сделали ангелы? Просто взяли и поставили, по милости великой к нему! Если бы, тут руководил этой спасательной операцией, кто-либо из нас, мы бы сказали:

– Да, гори ты тут…

Но Господь, по милости великой к нему, тут написано: «взял его и поставил».

«Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть».

Вернемся к географии. Вы помните, где был Авраам? Помните, где был Авраам и где был Лот? Вы помните, где они расстались? В конце 13 главы, где они расстались, Лот двинулся по долине на юг к Содому, Авраам двинулся параллельно на юг, по горам, и остановился здесь, напротив. Теперь, когда ангелы его вывели за город и поставили, и сказали:

– На гору! Если ты будешь взбираться на гору с того места, где был Содом, ты придешь к Аврааму.

Посмотрите, что будет делать Лот сейчас. «Спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть», 17 стих. «Но Лот сказал им: нет, Владыка!» Можете себе такое представить? А вы понимаете, почему, Лот так говорит? Что он скажет Аврааму? Ему, когда он придет к Аврааму, надо сказать:

– Прости меня. Я сто раз не прав. Бог давал мне шанс прийти к тебе, но я упустил эту возможность. Теперь я пришел к тебе. Вот так, как есть. Бог давал мне шанс прийти к тебе со всем моим богатством, и со всеми моими детьми, потому что ты освободил у тех царей всё, но теперь я пришел к тебе, вот так с пустыми руками, потому что тогда я упустил эту возможность. Прости меня.

Понимаете, что Господь делает в жизни каждого из нас? По милости Своей великой.

«Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть».

Какая беда? А почему, он не сказал:

– Владыка, если я обрел такую милость у Тебя, Ты так меня хорошо поставил, поставь меня и на гору, потому что не могу.

Почему он говорит: «нет». Ангелы его тянут, а он говорит: «нет, Владыко!» Почему? Вы понимаете, что грех делает с человеком? Что гордость делает с человеком? Смотрите, что дальше он делает.

«Вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, — он же мал; и сохранится жизнь моя».

– Он же мал. Господи, ну, давай вот сюда.

А это было город, который Господь тоже запланировал уничтожить. Потому что он мал, а такой же был, как и Содом. Не пошел на гору. К большому сожалению, очень многие из нас, в разных обстоятельствах жизни, бывает, повторяют то, что делал Лот. Когда Господь ясно показывает путь спасения – простой и ясный, «на гору», мы изобретаем свой, который противоречит Божьим простым повелениям. Находим доказательства какие-то. И знаете, что делает Господь? Господь, по милости великой к нам, говорит:

– Хорошо, Я спасу тебя и через этот метод, плохой метод, но Я тебя спасу через этот метод. Он, вообще-то, не мой.

И происходит чудо, и мы возвращаемся в долину-городов, как Лот. Вы знаете, что у Бога не просто, желание нас спасти от болезни, у Бога не просто, желание нас спасти от беды, у Бога не просто, желание нас спасти от врагов, у Бога есть большее желание изменить нашу жизнь, наши привычки, чтобы мы пользовались только чистым, только правильным, только тем, что Господь предлагает. Мы же находим какие-то доказательства, и даже чудеса, чтобы вернуться туда, где мы привыкли жить, и просим Господа:

– Ну, Господи, ну, видишь, это что это, это же мало.

Пусть эта история Лота отрезвит нас, чтобы увидеть всю опасность, и то, что Господь нас будет спасать, используя, даже то, о чем мы просим. Пусть не ослепляет нас, чтобы видеть ясно настоящее. Вообще, люди знают куда бежать, и как жить знают, по большому счёту. Потому что Господь заботится о каждом, и у каждого в жизни бывают испытание, подобное, как у жителей Содома. А потом Господь использует своего раба, которого он использует для спасения, как канал, и люди очень хорошо понимают, как правильно, но в гордости своей, не могут побороть свое «я», чтобы прийти, склонить голову, и сказать «прости». Но в гордости своей, не хотят расставаться с тем, к чему привыкли, и где привыкли, и не готовы менять жизнь, не готовы менять свои суеверия, на чистую истину, которую предлагает Господь. Эта история, и вы знаете таких историй в Библии не одна. Эти истории оставлены для нас, чтобы не повторять грехов и ошибок, через которые, библейские герои уже проходили. Только на гору. Только к Богу – Богу Авраама, Исаака, Иакова. К Богу, который не раз спасал. К Богу, который ясно открывает нам Свою волю. Только на гору. «Спасайся на гору». Аминь.