8. Черты эффективной церкви

Я очень люблю церковь, не только Районную Церковь Благодати, но Церковь Господа Иисуса Христа в целом. Я также питаю большую любовь к пасторам церквей стараюсь, чтобы мы все равняли свои церкви по Божьему образцу. Когда я вспоминаю слова апостола Павла, призывающие осуществлять попечение о церкви Христа, «которую Он приобрел Себе кровию Своею» (Деян. 20:28), я сознаю огромную ответственность.

Существуют причины, объясняющие духовный рост церкви и ее численное возрастание, которые нам важно понять. Я всегда поддерживал следующие принципы, которые являются ключевыми компонентами преуспевающей церкви:

Благочестивые руководители

Вы не можете пройти мимо принципа благочестивого руководства и по-прежнему пользоваться Божьим благословением. В церкви на ответственных постах должны быть благочестивые христиане, и их труд незаменим. Павел неоднократно повторяет, что Христос является главой церкви (1-е Кор. 11:3; Еф. 1:22; 4:15; 5:23; Кол. 1:18). Будучи главой церкви, Христос хочет ею управлять посредством святых людей. Те же, у кого нет святости, являются помехой на пути.

Вызывает удивление тот принцип, которым руководствуется большинство церквей в вопросе избрания на ответственные посты. Они подбирают таких кандидатов, которые отличаются деловыми качествами, красноречием, и у кого лучшая материальная обеспеченность. У меня был пастор, который поделился со мной одной из своих проблем, а именно: половина церковного совета состояла из верующих, а половина из неверующих. Это вызывает серьезную озабоченность, потому что Христос и сатана не совместимы. Человек избирается в руководители церкви не по своим способностям к руководству или по деловым качествам. Он назначается на это место, потому что является Божьим мужем. Это — начало эффективного служения в церкви.

Бог всегда осуществлял управление в этом мире посредством благочестивых людей. В начале Бог использовал в этой роли Адама. После падения человека руководил через человеческую совесть. После потопа через правительство. Наконец, это управление осуществляли, по Божьему определению, патриархи, судьи, а затем цари, пророки и священники. В новозаветное время оно осуществлялось через Христа. И теперь Он управляет чрез церковь, руководители которой являются представителями Иисуса Христа в этом мире.

Первостепенной составляющей в церковном руководстве является святость. Но для утверждения святого руководства требуется время. Богу понадобилось сорок лет, чтобы превратить Моисея в такого вождя, каким Он желал его видеть. Иисус Навин учился у Моисея много лет, прежде чем подготовиться к вводу израильтян в Обетованную землю. Для подготовки Авраама и Давида также потребовались годы. Для приготовления Петра. Филиппа и Павла должно было пройти определенное время, чтобы они могли быть пригодными на деятельное и далеко идущее служение. Для формирования Божьего человека требуется время.

Когда Тимофей пребывал в Эфесе, он нес ответственность за приведение церкви в состояние духовной зрелости. Он знал, что одному ему эта задача не под силу, и он нуждается в духовных благочестивых руководителях. Церковь не должна принимать каждого человека, вызывающегося на это служение; она нуждается в благочестивых мужах. У Тита на Крите возникла такая же проблема, и Павел дает ему аналогичный совет. В 1-е Тим. 3:1-7 и Тит. 1:5-9. Павел кратко изображает качества тех людей, которые должны осуществлять руководство в церкви.

Они должны быть:

Непорочны (1-е Тим. 3:2) — Руководители должны обладать непогрешимостью, чтобы не вызывать своей жизнью поношения от окружающих.

Преданы своей жене (1-е Тим. 3:2) — Они должны иметь по одной жене.

Трезвы (1-е Тим. 3:2) — Они должны быть утверждены в духовном отношении, обладая чистой библейской перспек тивой на жизнь.

Целомудренны (1-е Тим. 3:2) — Это означает, что они должны знать свои первостепенные обязанности.

Благочинны (1-е Тим. 3:2) — Руководители благодаря своей хорошо организованной жизни должны быть уважаемы за это.

Страннолюбивы (1-е Тим. 3:2) — Они должны любить странников, служа им своим домом.

Учительны (1-е Тим. 3:2) — Это слово переведено с греческого (didaktikos). Оно никогда не используется в смысле дара учительства или профессии учителя. Оно не подразумевает, что руководитель должен быть великим учителем Библии, оно передает тот смысл, что мы должны быть способными к восприятию наставления со стороны других так же, как и проявлять готовность и способность к возвещению библейской истины другим людям. Это слово не столько выражает динамику преподавания, сколько чувствительность руководителя к нуждам других людей, который учит в духе кротости и смирения.

Воздержаны (Тит. 1:8) — Руководители не должны испытывать склонности к алкоголю или наркотическим средствам любого типа. Они должны контролировать самих себя.

Не дерзки (Тит. 1:7) — Они не должны быть эгоцентричны. Церковь не может назначать руководителями тех людей, которые озабочены только собой. Самое главное, что касается церковных руководителей, это то, что они должны осуществлять заботу и попечение о тех людях, которые относятся к их стаду.

Не гневливы (Тит. 1:7) — Те, кто стоит у руководства, не могут иметь вспыльчивый характер, но должны проявлять терпение.

Не бийцы (Тит. 1:7) — Это слово буквально означает «не вступающие в драку». Церкви не нужны такие люди, которые разрешают проблемы кулаками.

Не сварливы (1-е Тим. 3:3) — Эта черта относится к предшествующей физической реакции. Сварливый человек склонен к ссорам и пререканиям.

Тихи (1-е Тим. 3:3).

Не сребролюбивы (1-е Тим. 3:3) — Церковные руководители должны быть свободны от любви к материальным средствам и к деньгам. (Но это не говорит, что они совсем не должны их иметь.)

Хорошими управляющими домом своим (1-е Тим. 3:4) — Церковные руководители должны с достоинством содержать своих детей в послушании. Многие люди имеют этот контроль над детьми, но не многие делают это с достоинством.

С добрым свидетельством от внешних (1-е Тим. 3:7) — Что думает мир о руководителях церкви? При контакте с неверующим миром и взаимоотношении с ним их честность и репутация должны быть непререкаемыми.

Любящими добро (Тит. 1:8).

Справедливы (Тит. 1:8) — Церковные руководители должны быть беспристрастны в своем отношении к людям.

Благочестивы (Тит. 1:8) — Их повседневная жизнь должна отличаться святостью.

Не должны быть из новообращенных (1-е Тим. 3:6) — Они должны быть зрелыми в духовном отношении.

Эти перечисленные качества, приведенные в Писании, характеризуют руководителей церкви. Бог желает, чтобы подобные люди вели Его Церковь. Если в церкви нет людей, которые соответствуют Божьему образцу, то в ней всегда проблемы. В действительности очень важно в церкви иметь благочестивых руководителей, ибо, когда кто-либо из них впадет в грех, его должно обличать перед всем собранием (1-е Тим. 5:20).

Функциональные цели и задачи

Церковь должна обладать функциональными целями и задачами, иначе у нее не будет направленности. Если вы не знаете, куда направляетесь, то не будете знать, когда и прибудете. У церкви, не имеющей направления своего следования, не будет стремления к достижению цели.

Мы должны в первую очередь признать основные библейские цели церкви: привлечение душ к Христу и оказание им помощи в духовном возмужании. Эти всеобъемлющие цели включают в себя более специфические и определенные задачи: объединение семей, предотвращение разводов и воспитание детей в Господнем учении. Мы перечислили лишь некоторые цели из общего числа имеющихся в наличии.

В дополнение к ним, у нас должны быть и функциональные задачи. Они являются как бы ступенями, ведущими к достижению библейских целей. Не достаточно просто заявлять, что мы должны постигать Божье Слово. Мы должны продвигаться дальше в направлении достижения цели.

Функциональные цели и задачи имеют существенное значение. Церковь не может иметь расплывчатые представления в этом отношении, она должна снабдить людей целями и задачами для их достижения.

Ученичество

Церкви необходимо особенно делать упор на ученичество. Христианская церковь — это не поле деятельности профессионального проповедника, которого поддерживают в материальном отношении рядовые верующие, выступающие в роли зрителей. Каждый христианин должен увещевать других верующих.

Меня однажды спросили во время пасторских посещений, которые обычно совершаются многими пасторами во второй половине дня после утренних занятий: где в Библии говорится о том, что пастор должен делать подобные посещения всю вторую половину дня? Об этих посещениях говорится в Иак. 1:27 в нескольких словах: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях». Кто должен включаться в это чистое и непорочное благочестие? Только проповедник? Никак нет. Каждый христианин. Если вам нужно кого-либо посетить, посетите его. Точно так же, если я знаю кого-нибудь, кто нуждается в посещении, я посещу его. При посещениях нет различий, кто к кому должен идти. Как пастор, я не считаю, что призван осуществлять официальные визиты. Посещение, равно как и связанное с ним служение учительства, лежат на ответственности каждого христианина.

Когда я занят процессом обращения какого-то человека, то, в основном, занимаюсь тремя вопросами. Во-первых, я преподаю библейскую истину. Я обычно даю таким людям почитать книги и послушать кассетные записи на ту тему, которую я хочу, чтобы они уяснили себе. Помимо провозглашения учения Божьего Слова за кафедрой я лично занят преподаванием Божественных истин, занимаясь с новообращенным в индивидуальном порядке.

Во-вторых, я прилагаю Писание к жизни. Вас бы поразило то, что, зная принципы, многие никогда не применяют их. Я задаю новообращенному вопросы, которые помогают ему осмыслить свои жизненные обстоятельства, с Божьей точки зрения и перспективы. Я хочу, чтобы каждый из них рассматривал жизнь в духовном аспекте. Например, одного из моих учеников устрашало международное положение. Но когда он начал рассматривать мир с точки зрения Всемогущего Бога, а не ограниченного, отчаявшегося человеческого существа, эта проблема исчезла. Затем он начал говорить: «Разве не замечательно наблюдать, что совершает Бог на мировой арене?» Совершенно необходимо преподавать библейскую истину и затем применять ее к реальной жизни.

И наконец, я занимаюсь с учеником разрешением проблем с точки зрения библейского учения. Подобное разрешение всех затруднительных ситуаций является ключом к эффективному ученичеству. Люди лучше учатся на конкретных житейских проблемах. Можно привести хороший пример, как пассажиры слушают стюардессу перед взлетом самолета. Никто не обращает внимания, за исключением тех. кто летит в первый раз, только потому, что эти люди слышали все эти объяснения раньше и думают, что это им не понадобится. Но если вы посмотрите направо и заметите охваченный пламенем мотор, и стюардесса произнесет: «Возьмите лист с инструкциями в аварийной ситуации», то каждый сделает это. И если их будет недоставать, то может произойти настоящая свалка из-за них. Это может случиться, когда людям совершенно необходимо знать, что делать. Вы всегда все усваиваете лучше, когда у вас заинтересованность в чем-то. Действенно ученичество предполагает научение находить ответы при кружных ситуациях в Библии и умение приложить их к жизни. Вы не можете просто ограничиться лекцией. Вам нужно иметь достаточные познания Священного Писания, чтобы по мере нужды дать ответы на насущные вопросы человека.

Влияние на окружающих

Эффективная и деятельная церковь будет сильно влиять на окружающих. Мы знаем, что наша задача состоит в привлечении людей ко Христу.

В нескольких начальных главах Деяний Апостолов мы замечаем, что первая церковь стремительно наступала на окружающий мир. В день Пятидесятницы 3000 людей получили спасение и. в свою очередь, зажгли Иерусалим пламенем Божественного учения. Церковь росла так быстро, что иудейские начальники сказали апостолам: «Вы наполнили Иерусалим учением вашим» (Деян. 5:28). Их слова проникли в окружающий мир, достигнув многие души.

Для многих христиан подобное проникновение ограничивается наклейкой с изображением рыбы (символ христианства), на заднее стекло автомобиля. Мы приходим в церковь и говорим: «Я исполнил свой долг перед Богом». Мы стараемся осуществлять молчаливое свидетельство, не возвещая об истине своими устами. Но никто благодаря такому свидетельству не достигал небесных обителей. Вам нужно обязательно засвидетельствовать о Благой вести. Проникновение в окружающий мир включает приобретение людей для Христа.

Первые христиане не сидели на одном месте, рассказывая об учении. Они шли и распространяли весть о спасении во Христе.

Деян. 13:44: — «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие». Когда подошло время для проповеди, явился почти весь город, поэтому христиане Антиохии были сильно заняты. Для первой церкви это было типичным явлением.

Деян. 14:1 — «В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Эллинов». Павел и Варнава провозглашали Евангелие, как иудеям, так и эллинам.

Деян. 16:5 — Павел, Сила и Тимофей положили основание церквям во Фригии и Галатии. «И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом».

Деян. 17:3-4 — Павел вошел в фессалоникийскую синагогу «открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых… И некоторые из них уверовали… как из Эллинов… великое множество, так и из знатных женщин не мало».

Евангелизм действенно проповедуется на личном уровне там, где вы живете.

Некоторые люди добиваются результатов евангелизма литурновщиной. Я присутствовал на одном церковном банкете, на котором церковь знакомила со своей годовой евангелизационной программой. Она была похожа на игру в футбол: с расставленными воротами и с табло для ведения счета. Когда кто-либо получал спасение, они считали это за забитый в ворота гол. За каждый забитый гол христианин получал приз. Церковь установила снаружи киоск для продажи горячих сосисок. А тем подросткам, которые приводили определенное число посетителей, в качестве поощрения выдавались свитера. Я был поражен всеми этими трюками, которые они использовали.

Я считаю, что подобная программа является самым худшим методом проведения евангелизации, так как не дает людям убедительных доводов, чтобы побудить кого-нибудь уверовать в Господа. Как чувствовали себя те люди, за которых христиане получали призы?

Церковь не нуждается в подобных уловках. Если вы стараетесь побудить людей к действиям, преследуя эгоистические цели, то они не послужат для прославления Бога. Это просто дух фарисейства. Я не выступаю против евангелизационных собраний или евангелизма, проводимого от дома к дому, но наилучший путь воздействия на окружающих людей — это быть христианами, которые трудятся над воспитанием себе подобных. В данном случае вам не нужна никакая программа. Что вы бы предпочли: одну неделю побудительных собраний в год или общину верующих, которая занимается евангелизацией все 365 дней в году? Без сомнения, последнее. Я не хочу, чтобы церковь просто ограничивала свою деятельность единичным мероприятием по евангелизму за целый год. Евангелизм должен проходить непрерывно и, что особенно важно, на личном уровне.

Деятельные члены церкви

Если руководители церкви выполняют сами весь труд, то в такой церкви дела обстоят не очень благополучно. Члены пасторского совета должны подготовить святых на служение (Еф. 4:12). Служение в церкви распространяется на всех верующих, и каждый из них употребляет данный Богом дар для назидания церкви (Рим. 12:6-8).

Вот что произошло с одним питчером (подающим меч в бейсболе), который был преуспевающим игроком. Его карьера в спорте закончилась из-за повреждения передней части стопы в игре, и он не мог больше поворачивать ногу при броске в нужном направлении. В результате он начал компенсировать свой недостаток, чрезмерно вытягивая руку, отчего пострадала подача мяча. Этот принцип наблюдается и в жизни церкви. Церковь, в которой есть бездействующие, пассивные члены подвержена отрицательным явлениям. Все святые в церкви, то есть, все верующие, должны принимать участие в служении в зависимости от данного Богом дара.

Когда члены моей церкви мне говорили: «Нашей церкви необходима такая-то программа», то я отвечал: «Хорошо, если вы считаете так, сами приступайте к делу». Я давал подобный ответ в течение ряда лет, и теперь никто не обращается ко мне с этими программами, если только она не является серьезной и насущной. Церковь должна особенно обращать внимание на вопрос служения каждого своего члена. Церковное руководство не должно назначать на служение какого-либо члена, у него нет, если к этому побуждения или способностей. Напротив, руководители церкви должны развивать у членов способности, которыми одарил их Святой Дух. Энергичные, деятельные, готовые на служение члены церкви способствуют ее росту и процветанию.

Попечение друг о друге

Динамическая церковь будет принимать участие в жизни своих членов. Многие церкви предоставляют место, где собираются люди, чтобы быть в курсе всего происходящего. Но церковь не может пребывать в изоляции. Ее члены не могут просто приходить в церковь, усаживаться и присутствовать при службе и после уходить домой говорить, что они принимают участие в жизни церкви. На всех христиан возложена огромная ответственность оказывать служение другим верующим. Новый Завет содержит множество наставлений о служении духовными дарами, которыми мы обладаем и о надлежащих взаимоотношениях друг с другом.

Я слушал однажды одного радиопроповедника, который почти что кричал. Он принадлежал к числу тех общин, где вы с трудом можете слышать проповедь из-за реакции его слушателей, выкрикивающих все время аминь. Он повторял в течение нескольких минут одно и то же: «Когда я был маленький, я помню, когда люди шли в церковь. И нам нужно идти в церковь, возвратиться в ее лоно». Но его слушатели уже были в церкви. Им не зачем было слушать это. Проповеднику нужно было сказать им, зачем они пришли в церковь.

Мы слышали, как люди говорят, что Америке необходимо возвратиться в церковь. Однако Америка никогда не знала, что делать в церкви, поэтому и оставила ее. Теперь мы хотим, чтобы народ возвратился, но продолжаем его держать в неведении относительно того, что же он должен делать в церкви.

Почему мы посещаем богослужения в церкви? Евр. 10:24-25 говорит: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга». Мы ходим в церковь, не просто из-за проповеди. Мы обязаны поощрять друг друга к добру. Каждый христианин должен быть подобен батарее, которая в соединении с другими увеличивает силу тока.

Новый Завет много говорит о взаимоотношении верующих. Вопрос попечения друг о друге является важной темой в Писании:

Иак. 5:16 — Мы должны признаваться друг перед другом.

Кол. 3:13 — Мы должны прощать друг друга.

Гал. 6:2 — Мы должны носить бремя друг друга.

Тит. 1:13 — Мы должны обличать друг друга.

1-е Фес. 4:18 — Мы должны утешать друг друга.

Евр. 10:25 — Мы должны увещевать друг друга.

Рим. 14:19 — Мы должны назидать друг друга.

Рим. 15:14 — Мы должны наставлять друг друга, что имеет отношение к перемене поведения.

Иак. 5:16 — Мы должны молиться друг за друга.

Все эти взаимоотношения и обязанности друг ко другу указывают на ответственность, которую имеют христиане на протяжении своей жизни.

Когда я смотрю на жизнь Господа Иисуса Христа, то вижу Того, Кто был в тесной связи с другими людьми. Он был любящим, чутким, заботливым другом, который лично принимал участие в жизни других. Он принес радость на брачный пир. Он общался с пьяницами, которые нуждались в Его помощи, и окружающие стали даже Его причислять к ним. Он встречался со слабыми и незначительными людьми и сделал их значительными для вечности. Он встречался с грешниками и недружелюбными людьми и явил им Свою любовь, которая расположила Его к ним.

Когда Иисус прибыл в страну Гадаринскую подле Галилейского моря. Его встретил бесноватый, который, «вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня. Иисус, Сын Бога Всевышнего?» (Mapк. 5:7). Этот человек был одержим нечистым духом. «Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его» (Марк. 5:3-4). Конечно, люди обходили его стороной. Но Иисус позаботился о нем. После того как Иисус изгнал из него бесов, жители деревни увидели человека, который «сидит и одет, и в здравом уме» (Марк. 5:15). Иисус вошел в жизнь человека и преобразил ее. И это лишь один из многих примеров.

Церковь должна быть обществом, в котором ее члены любят друг друга и разделяют радости и печали друг друга. Зачастую мы считаем, что выполнили свой труд, если ходим в церковь. Мы важно входим в церковное здание, усаживаемся на свои места, выслушиваем проповедь и возвращаемся к своим делам. Избавь нас. Боже, от подобной перспективы относительно церкви.

Преданность семье

Были такие времена, когда семья функционировала как единое целое. Члены семьи приходили в церковь вместе и даже сидели на одной скамье каждое воскресенье. Затем, когда церковь стала учреждать различные программы, каждый отправлялся в свою сторону, согласно своим интересам. Были организованы различные группы, чтобы противодействовать обезличиванию в быстро растущем технологическом обществе. Пожилых людей организовали в старшую группу. Детей стали отождествлять с группой молодежи, и во многих случаях они стали задавать всему тон в церкви. Через некоторое время церковь отодвинула родителей на задний план. Однако в семье должен соблюдаться определенный баланс.

Исх. 20:12 содержит запись пятой из десяти заповедей: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь. Бог твой, дает тебе».

Последствия, ожидающие того, кто бесчестит своих родителей, показывают, насколько серьезно относится к этому Бог: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти… Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15.17).

Бог желает, чтобы в семье пребывал порядок и царило уважение. Он не только не хочет, чтобы вы ударяли своих родителей, но также, чтобы вы злословили их. Приходилось ли вам слышать когда-нибудь, как молодые люди плохо говорили о своих родителях? В Ветхом Завете это наказывалось смертью. Мы должны учить молодежь ответственности перед своими родителями.

Вы можете согласиться с описанием некоторых детей, приведенном в Прит. 30:11: «Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей». Во многих случаях матери и отцы не заслуживают, чтобы их почитали, но это не извиняет детей, когда они поступают в отношении родителей недостойно, не воздавая им чести.

Стих 12 гласит: «Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих». Такие дети считают, что не нуждаются в родительских наставлениях, имея ответы на все вопросы. Но они не осознают, в каком заблуждении пребывают они по этому поводу.

Стихи 13 и 14 говорят так: «Есть род — о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! Есть род, у которого зубы — мечи, и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми». Когда горделивое молодое поколение возрастает, оно берет верх над другими людьми. Мы замечаем это явление в Америке.

Стих 15 гласит: «У ненасытности две дочери: «давай, давай!» Ненасытность, а в английском переводе конская пиявка, питающаяся кровью лошадей, имеет образное значение в этом стихе. Здесь сравнивается горделивое поколение с ненасытностью (конской пиявкой), тем самым, означая, что оно пользуется всем, чем только можно от общества, но никогда ничем не удовлетворено и не довольно.

Стих 17 гласит: «Глаз насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» Это довольно сильно сказано. Когда вы читаете нечто подобное, то понимаете, что Бог серьезно относится к вопросу почитания родителей детьми.

К большой беде, пасторы иногда пренебрегают своими семьями, потому что их время чрезмерно поглощает другой труд. Доктор Хауард Хендрикс, профессор Даллаской Теологической Семинарии, рассказывает о случае, имевшем место в его жизни. Кто-то позвонил ему по телефону и предложил: «Д-р Хендрикс, мы проводим библейскую конференцию и просим вас выступить с речью. Можете ли вы придти?» После того как Хендрикс ответил, что не может, устроитель конференции сказал: «Это очень большое событие для всей общины. Почему вы не можете на ней присутствовать? Вы заняты?» Хендрикс ответил: «Нет, я должен провести это время со своими детьми». «Вы должны провести время со своими детьми? — недоуменно повторил устроитель. — Да понимаете ли вы, что другие люди нуждаются в вашем наставлении?» «Да, но мои дети также нуждаются во мне». Доктор Хендрикс был прав. Если человек, обладающий огромным влиянием, потеряет уважение своих детей, то его служение потеряет вес, и, кроме того, его сердце будет разбито. Нет ничего плохого в том, чтобы провести время со своими детьми, если вы не хотите, чтобы вас постигла участь Илия.

Илий, ветхозаветный священник, занимался духовными проблемами других людей, но, по всей вероятности, пренебрегал своим долгом по отношению к своим детям. Его сыновья Офни и Финеес превратились в нечестивых людей. В сущности, Бог сказал Илию такие слова: «Когда я определил священническое служение, то сказал Аарону и остальным людям, что они будут вовек священниками через потомство Аарона. Но твои сыновья настолько нарушили Мой закон и попрали его, что я положу конец священническому служению через твой род. И для того, чтобы доказать истинность этих слов Я пошлю знамение: Офни и Финеес умрут в один день» (cm. 1-е Цар. 2:27-34). При этой вести Илия почувствовал сильнейшее сердечное огорчение. Он был настолько занят заботой о других людях, что не радел о себе и о своей семье.

Я никогда не забуду рассказ одного человека, который был постоянно занят, принимая участие в евангельских собраниях. Он услышал разговор своего сына с соседским мальчиком. Его сын приглашал этого мальчика поиграть. Тот мальчик ответил: «Я не могу, потому что мне нужно пойти с папой. Мы идем с ним в парк играть». Сын евангелиста сказал: «Понимаю. У моего папы нет времени со мной играть. Он слишком занят игрой с детьми других людей». Евангелист признался мне, что ничто его не поразило так, как эти слова.

Христиане несут ответственность перед своими семьями. Создание сильной христианской семьи — это задача первосте пенной важности. И если мы не ставим ее на первое место, то пожинаем печальные плоды. Поэтому мы должны изо всех сил стараться укреплять семейные и брачные отношения и проводить служения, направленные на утверждение семей; учить мужей любить своих жен (Еф. 5:25); жен повиноваться своим мужьям (5:22), детей слушаться своих родителей (6:1) и родителей не раздражать детей, но воспитывать их (6:4).

Преподавание библейских истин и проповедь

Когда доктор У.А. Крисуэлл прибыл в Первую Баптистскую церковь в Далласе, он был только вторым пастором за всю историю ее существования. Его предшественником был великий Божий муж Джордж Трут. Когда Крисуэлл приступил к служению, то заявил церковному совету, что намеревается преподавать библейское учение стих за стихом. Те в свою очередь ответили: «Так делать нельзя. Здесь не останется ни одного слушающего!» Этого не случилось, церковь не пришла в запустение; она превратилась в самую большую церковь в Америке, и ее численность 15000 членов. Все эти люди присоединились к церкви, потому что он поучал их Божьим Словом и делал это так, что, откликаясь на него их жизнь менялась.

Провозглашение Божьей истины посредством проповеди и учительства меняет жизнь людей. Поэтому динамические церкви управляются с кафедры людьми, которые преподают библейскую истину и побуждают, и вдохновляют христиан применять ее в жизни.

Некоторые люди считают, что проповедь должна служить некоторым успокоительным средством. Положим, человек несчастлив в жизни: он тяжело работает у несправедливого начальника, дома жена его держит под башмаком, его дети проказничают, и он не может выплачивать машину. Когда он приходит в церковь, то его надо как-то поддержать. Поэтому, по мнению некоторых, проповедь должна делать основной упор на позитивное мышление, которое предполагает, что все прекрасно и в розовом свете.

Я однажды видел по телевизору пастора, который восклицал: «Как чудесен каждый день с Иисусом! Если бы вы могли испытывать такую радость и счастье, как я!» Эти слова не подойдут к состоянию жены, которая только что возвратилась с кладбища, куда проводила в последний путь своего мужа, к внутренней агонии души матери к ребенку, у которого обнаружила лейкемию. Не каждый день безмятежен и счастлив. Каждый день доставляет какое-то удовлетворение, и присутствие Иисуса приносит внутреннюю радость, но христианство это не бессознательная и безмятежная жизнь. Если мы собираемся только для того, чтобы поведать друг другу, как у нас все хорошо, то это неправда.

Другие полагают, что проповедь должна быть направлена на то, чтобы помочь людям в разрешении их проблем. Мы живем в таком сложном мире и поэтому должны мыслить аналитически. Мы не можем объективно принять что-либо без подробного разбора. Такой ход мыслей был перенесен и на церковь и послужил началом так называемому «проповедованию, сосредоточенному на разрешении проблем». Проповедник представляет какую-либо проблему и приводит из Писания десять стихов, указывающих на способ ее разрешения, подкрепляя примерами из жизни людей, которые ее разрешили.

Пастор — это не прославленный психоаналитик, заботливый дедушка или Дед-Мороз, который гладит вас по голове и говорит, что все хорошо. Задача пастора состоит в том, чтобы не только просвещать христиан в отношении истин Божьего Слова, но также поощрять их, чтобы они изменяли свое поведение в соответствии с этими истинами. В действительности во многих случаях людям нужно дать почувствовать себя хуже, прежде чем им будет лучше, потому что для получения восстановления необходимо прежде пережить исцеление. Когда я произношу проповедь, которая обличает слушающих, то знаю, что она достигает назначения. Церковная кафедра, прежде всего, предназначена не для того, чтобы помогать людям в принятии ежедневных решений относительно проблем и неурядиц. Она нужна для того, чтобы преподавать людям Божье Слово и объяснять их грехи, чтобы они могли изменить свое поведение. Но это не делает людей лучше. Исповедание и покаяние в своих грехах, и изменение своей жизни, вот что приносит истинную радость.

Готовность измениться

Нельзя считать предание как нечто незыблемое и непрере каемое. Динамическая церковь должна время от времени освобождаться от старых методов, которые потеряли свою эффек тивность. Церковь может так привыкнуть к неизменным формам, что ее члены потеряют истинное представление о своем предназна чении в церкви.

Апостол Павел приспосабливался к различным обстоя тельствам. Он преподавал учение до семи дней в неделю. Подобная интенсивность в проповедовании в наши дни имеет место в некоторых районах Африки, где многие христиане собираются на служение в воскресенье утром рано и расходятся по домам при наступлении сумерек.

Я проповедовал в негритянских церквях на юге, и когда заканчивал одну проповедь, то община обычно просила: «Брат, давай еще одну!» Я переворачивал лист в тетради и переходил к следующему отрывку. И так три-четыре проповеди подряд. Какой контраст по сравнению с людьми, которые привыкли к тому, чтобы проповедь заканчивалась в 12 часов: «Уже 12 часов, а проповедь продолжается! Пора заканчивать!»

Некоторые люди с трудом переносят различные перемены. Они пришли бы в ужас, если бы в воскресенье утром не было служения. Положим, мы сказали бы: «В воскресенье утром у нас не будет богослужения из-за неисправности с электричеством. Поэтому мы будем проводить собрания в течение некоторого времени по вторникам вечером в различных местах города». Для верующего не должно быть никакой проблемы по этому поводу, потому что для него каждый день свят. Мы любим собираться в тот день недели, который напоминает о воскресении нашего Господа, но при необходимости нас не должны страшить какие-либо перемены.

Для того, чтобы помочь церкви сохранить состояние гибкости и подвижности, можно отметить три ключевых положения.

Во-первых, признавайте то, что духовная жизнь стоит на первом месте. То, что происходит в жизни христианина вне церкви, представляет большую важность, чем-то, что имеет место в пределах ее стен. Церковное здание — это не Божий дом; храмом является верующий человек (1-е Кор. 6:19). Ученый-эллинист Кеннет Уэст перевел 2-е Кор. 6:16 следующим образом: «Что же касается нас, то мы являемся внутренним святилищем Живого Бога».

Во-вторых, будьте открыты для Святого Духа. Если Святой Дух побуждает к переменам, то верующие должны к ним проявить желание и готовность.

Наконец, убедитесь в том, что данные изменения соответствуют нуждам людей. Для того чтобы сохранить духовную жизнь, церковь должна изменить методы в соответствии с нуждами и запросами ее членов. Если общество изменяется, то церковь должна проявлять гибкость, чтобы осуществлять эффективное служение. От отношения: «Мы никогда так раньше не делали!» церковь должна избавляться.

Великая вера

Великие церкви живут на «узкой полосе» веры, где они не могут поступить иначе, чем довериться Богу. Им привычно напряжение, связанное с доверием Богу; и они также знакомы с риском, который не отделим от веры.

Хотя вера неотделима от риска, ирония состоит в том, что в целом христиане не испытывают любви к чему-либо рискованному. В связи с тем, что Еф. 3:20 гласит, что Бог «действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем», нам нужно Ему доверять в этом. Евр. 11 перечисляет героев веры. Они верили Богу и шли на риск. Даниил верил Богу и прыгнул в львиный ров. Сарра была в преклонном возрасте и была неспособна к деторождению, но Авраам так верил Богу, что Тот даровал им обетованное дитя. Христианский подход к жизни нельзя выразить словами «птица в руках стоит больше, чем две в кустах». Христианам не следует страшиться следовать вперед согласно новым идеям. У церкви могут быть различные великие планы, но если она не доверяет Богу в том, что Он поставляет на это Своих тружеников и дает необходимые материальные средства, то эти планы никогда не свершатся. Если Бог желает, чтобы вы что-либо сделали, приступайте к этому делу, даже если у вас теперь нет для этого материальных средств. У Бога никогда не возникала проблема в том, чтобы достать средства для реализации Своих планов. Подобная вера творит чудеса и это обратно видеть.

Жертвенность

Дух жертвенности имеет непосредственное отношение к предшествующему пункту. Руководству деятельной церкви не приходится умолять своих членов принять участие в чем-то или откликнуться на призыв в пожертвовании, потому что вера общины дает им возможность и силу в этом. Совершенно нет нужды во всяких искусственных трюках к членам и обращениях церкви, чтобы побудить их к этому. У членов такой церкви жертвенный дух участия в материальном служении, подобно македонянам, которые показали любовью своей, жертвуя «сверх сил» (2-е Кор. 8:3). Павел с похвалой отозвался о филиппийской церкви за ее участие в его нуждах (Фил. 4:10.14-16). Ему не пришлось просить их ни о чем, потому что их любовь к нему проявилась таким щедрым и видимым образом.

Поклонение Богу

Самая главная черта, возвеличивающая церковь — это уделение основного внимания поклонению Богу. Церковь может подчеркивать многие аспекты, которые важны и необходимы. Некоторые церкви основывают свое служение на теологических различиях. Они утверждают, что являются единственными в своем роде. Иногда эти различия являются частью названий их церквей. Несомненно, что сильная библейская теология имеет важное значение, но роль церкви состоит не только в утверждении теологического основания.

Когда церковь полностью устремляет свой взор на Бога и прославляет Его всеми своими делами, то это является базисом для бескомпромиссной цельности и полноты. Не имеет значения, какие факторы подчеркивают уникальность программы или церкви или каких теологических особенностей придерживается данная церковь. Требования, предъявляемые по отношению к нам Богом, — это самый важный аспект.

Я надеюсь, что двенадцать особенностей, выделяющих деятельную церковь, будут основанием для каждой христианской церкви, чтобы Бог получил достойную хвалу и честь.