2. Система внутренних органов

Как мы уже отметили, скелет церкви состоит из тех бескомпромиссных истин, в которых не может быть речи о каких-либо уступках. Подобно скелету, эти истины тверды и непоколебимы; они являются главной опорой библейского служения.

Но, как и любой живой организм, церковь не может существовать только как скелет. Скелет составляет остов, и функционировать один не может. Физическое тело включает в себя внутренние органы и жидкости, которые поддерживают жизненные функции тела. Таким образом, и церковь должна содержать систему внутренних органов — определенные духовные черты. Эти системы и дают жизнь церкви.

Цель пастора и руководителей церквей заключается в том, чтобы вызвать к жизни соответствующие духовные качества в сердцах людей. Руководители церкви не могут просто сказать: «Вам нужно сделать это или то». Они должны порождать в людях духовные качества, которые будут служить побуждением к соответствующему поведению. Человек сам по себе может внешне делать что-либо хорошее, но иметь плохой склад ума, плохое отношение. Но хорошее внешнее поведение должно происходить как естественное проявление хорошего внутреннего состояния. Поэтому так важно обратить особое внимание на плоды Духа (Гал. 5:22-23) — внутренние качества.

Иногда молодые люди приступают к пасторскому служению и замечают, что в их церквях чего-то недостает. Они обращают внимание на недостаток в организационном отношении и чувствуют потребность в реорганизации церкви. Они говорят: «Давайте назначим несколько руководителей и реорганизуем эту церковь!» Но знаете что произойдет, после подобной реорганизации? У них будут те же самые люди, с такими же типичными чертами, но при другой структуре; и цель подобной перемены будет неоправданной и совершенно непонятной в глазах церкви.

Когда я впервые пришел в Церковь Благодати, то у меня была новая идея относительно того, как проводить занятия в воскресной школе. Я изложил эту идею письменно и представил ее Комитету Просвещения. Они единогласно отвергли мое предложение. Они сказали: «Кто ты такой? Мы занимаем это место дольше, чем ты». Этими словами они как бы говорили: «Прояви себя!» Через несколько лет Комитет просвещения пришел к тому же решению, которое я предложил ранее. Этот факт показал мне наглядным образом, что в людях важно развивать духовные черты, которые вызовут в свою очередь правильную ответную реакцию и поведение. Если в церкви присущи правильные духовные черты, то структура позаботится о себе, потому что народ, который содержится под контролем и влиянием Святого Духа, будет совершать дела, на которые их ведет этот Дух. Они естественно будут отождествляться с библейским образцом церкви.

Церковь должна вести труд над внутренним состоянием и чертами своего народа. Мне недостаточно просто удостовериться в том, чтобы верующие Церкви Благодати имели соответствующее поведение, участвуя в пожертвовании, чтобы посещали воскресные утренние богослужения, а также приходили на собрания по воскресеньям вечером и по средам, молились пять часов ежедневно и читали Библию каждый день. Меня интересует не это. К данному вопросу нельзя подходить с законнической точки зрения или поверхностно. Главный упор в служении должен делаться на зарождении соответствующих внутренних духовных качеств. Иногда это трудно, потому что некоторые люди не приемлют правильное отношение, и легче позволить им делать «добродетель», с их отношением. Делая подобным образом, мы позволим народу с плохим отношением почувствовать удовлетворение от законнического поведения.

Послушание

Послушание превосходит все другие качества. Послушный человек исполняет все Божьи повеления. Он не вступает ни в какие компромиссы. Если Бог что-то говорит — это закон. Об этом не может быть никаких рассуждений и споров. Для нас чрезвычайно важно носить Божье Слово в своих сердцах, и уметь послушаться. Послушание — это основа всех правильных качеств. Это — ка чество, пронизывающее все остальные сферы духовной жизни и делающее возможным существование других духовных до бродетелей. Поведение без качества послушания — бессмысленно; внутреннее послушание — лучше, чем внешнее проявление поклонения (1-е Цар. 15:22). Более того, послушание ведет к другим правильным духовным чертам.

Существует и несколько других важных причин, побуждающих нас проводить жизнь в послушании, это, а именно: прославлять Бога, получение благословения, свидетельство неверующим и пример другим христианам. Послушание также открывает путь к исполнению Духом Святым. Когда мы исполняемся Духом, то можем достичь Божьим Словом сердца неверующих людей и подавать пример тем людям, которые наблюдают за нашей жизнью.

Иисус в Лук. 6:46 говорил: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что Я говорю?» Если Иисус является Господом и Господином вашей жизни, то вы должны делать то, что Он говорит. В Мтф. 7:13-14 говорится, что узок путь, ведущий к спасению. Это происходит потому, что он строго регламентирован Божьей волей, законом и Словом. Мы должны утверждать Христа Господом (Рим. 10:9-10) и покоряться владычеству Его. В этом и состоит жизнь послушания.

Один человек, который слушал нашу радиопрограмму, послал мне письмо и кассету, делясь со мной своими сердечными переживаниями. Первые десять минут своей записи он рассказывал, как он слушал нашу радиопрограмму и как оценивает занятия по разбору Библии. Затем он рассказал, что он много грешит в своей жизни, и над его грехами работает Бог, и что он хочет мне задать вопрос об одном из них. Далее он поведал о том, что никогда не испытывал нормальных чувств к женщинам, но испытывал сильное половое влечение к крупному сельскохозяйственному скоту.

Он далее сделал оговорку, что не считает свое влечение к скоту проблемой, потому что не чувствует никакой вины по этому поводу. Он считает, что Господь его очищает в других сферах, но не в этой. Этому человеку было отослано письмо на четырех страницах, в котором объяснялось, что его проблема — тяжкий грех в Божьих очах. В действительности, если бы он жил во времена Ветхого Завета, то был бы предан смерти, ибо в Лев. 20:15 говорится: «Кто смесится со скотиною, того предать смерти». В этом письме содержалось напоминание о том, что Бог трудится не избирательно над определенными грехами, оставляя другие без внимания. Любой человеческий грех наносит оскорбление и поношение Его Святому Имени. Для обоснования данных высказываний было приведено несколько ссылок из Священного Писания.

Через некоторое время этот человек прислал мне еще одну кассетную запись. Он говорил: «Я думаю, что никто ничего не понимает. Христиане настолько запутались и увязли в Библии, что не понимают, как Бог действует и чувствует».

Это утверждение является настоящим откровением. К сожалению, оно отражает широко распространенное мнение. Но это разрушительная и опасная теология. Каким образом мы можем знать Божье отношение к чему-то, если не через Библию? Этот человек не желал выслушать, что говорит Бог по поводу его проблемы, потому что не хотел признать свой собственный грех. В 1-е Иоан. 2:5 говорится: «А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» (курсив мой — Дж. М.). У человека, который может допускать в своей жизни такую мерзость и грех и вместе с тем утверждать, что знает, как чувствует Бог, не читая Библию, что-то не в порядке. Грех заставляет человека заниматься самооправданием.

Это — иллюстрация довольно экстремального порядка, но она отмечает тот факт, что Бог призвал нас к послушанию Его Слову. Мы должны знать, что Он считает по тому или иному вопросу, потому что Он говорит нам об этом в Своем Слове. Цель служения должна быть направлена на то, чтобы взращивать и утверждать народ, послушный Его воле. К этому были приложены Божьи усилия, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Когда Бог говорит, мы должны повиноваться.

Довольно печальное явление представляют те люди, которые, сталкиваясь лицом к лицу с Божественной истиной, обличающей их жизни, упорно продолжают следовать своему непослушанию. Например: положим, вы услышали проповедь о прощении, и в вашем окружении есть какой-либо человек, кого вам нужно простить. Но вы отмахиваетесь от слов этой проповеди и продолжаете в себе таить дух горечи не прощения и не примирения. Это является непослушанием и диаметрально противоположно тому, что хочет Бог совершить в вашей жизни.

Кто-то может возразить: «Я посещаю богослужения в церкви. Разве этого недостаточно?» В Цар. 15:22 говорится: «Послушание лучше жертвы». Ритуал никогда не заменит повиновение. В 1-е Пет. 1:13 апостол говорит, что вы должны стоять «препоясавши чресла ума вашего…» Другими словами, проверьте правильность своих приоритетов. Будьте «как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем» (ст. 14). Не проводите такую жизнь, как ранее, до своего уверования. Вы должны быть послушным чадом.

Иисус говорил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11:28). Павел, отзываясь с похвалой о римских христианах, говорил: «Ваша покорность вере всем известна: посему я радуюсь за вас» (Рим. 16:19). Пастор сердечно радуется тогда, когда в жизни его народа очевидно послушание.

Однажды, сидя в машине, я включил радио. Говорил Говард Хендрикс. Он говорил, что те люди, которые были христианами в течение долгого времени и по возрасту старше пятидесяти лет, должны быть самыми ревностными, преданными, чистыми и полезными людьми, готовыми на всякое служение в церкви, и от них должна исходить вся энергия в церкви. Они должны составлять авангард евангелизма и молитвы. Почему? Потому что они дольше всех проводили жизнь с Богом. Они прилагали к своей жизни Божье Слово так долго, что превратились в более послушных, опытных и зрелых христиан по сравнению с теми, кто был христианином в течение только нескольких лет.

Чудесно, что в Церкви Благодати много молодежи. Я люблю молодежь, потому что она отличается энергичностью и бодростью. Но печально, когда энергия церкви исходит только от молодежи. Зачастую я слышу, что молодые пасторы говорят: «У моей церкви хорошие здание, расположенное в приятном месте, но в ней одни пожилые люди».

Если вы христианин, но не применяете Божье Слово в своей жизни, то просто становитесь одним из этих инертных стариков. Когда вы переходите 50-летний рубеж, то хотите отойти от всех духовных дел. Вы заявляете: «Я посещал церковь в течение многих лет и не хочу участвовать в евангелизации, пусть это делает молодежь, я предоставляю это занятие ей». Взгляните на ветхозаветных вождей Израиля! Многие из них были пожилыми. Первая церковь черпала силу у зрелых и опытных святых. В наши дни церковь получает энергию от молодежи. Мы нуждаемся в энергии, которой обладает молодежь, но равным образом нам необходима и сила, которую достигли более старые верующие в процессе своей долгой жизни, проведенной в послушании Господу. Более старые верующие должны быть настолько наполнены этой энергией, что вполне подготовлены к вознесению на небеса. Но в связи с тем, что многие верующие с годами не применяют слышанное слово в своей жизни, их земное хождение не подвергается переменам. Они могут знать множество духовных фактов, но у них нет силы. Я не хочу, чтобы нечто подобное произошло в моей жизни. Возможно, многие люди в конечном итоге перестают служить Христу по той причине, что они только слушают Библию, не обременяя себя приложением ее истин к своей личной жизни.

Мы должны проявлять приверженность послушанию Божьему Слову. Если Святой Дух преподает вам истину, прилагайте ее к себе. Когда вы сталкиваетесь со словом обличения, не говорите: «Я хотел бы, чтобы вот тот или другой человек мог услышать эту проповедь». Приложите эту проповедь к себе лично. Когда вы находитесь в послушании Христу, то возрастаете в духовной зрелости и становитесь более пригодными для Бога.

Смирение

Вторая черта христианина, которой он должен обладать, — это смирение. Я лично в прошлом испытывал проблему с гордостью. Я не сомневаюсь, что у вас тоже проблемы были в этом отношении. Смирение относится к числу неуловимых свойств: когда вы заявляете себе: «Я — смирен», то в вас говорит гордость.

Я всегда горел желанием помочь людям в понимании смирения. В нашей Церкви Благодати, когда мы были заняты строительством аудитории, которую теперь используем в качестве спортивного зала, кто-то заказал пять громоздких стульев с резными венцами на спинках. И до начала богослужения я должен был сидеть на стуле в центре. Это продолжалось недели две и не нравилось мне. Я предпочитал сидеть в переднем ряду вместе с общиной. Я не хотел, чтобы люди думали, что я горжусь собой, или считаю себя лучше других. Когда я сижу в переднем ряду, то это дает мне такую же перспективу, как и всем остальным: я нахожусь в церкви, чтобы поклоняться Богу. Единственное различие между мной и церковной общиной состоит в том, что Бог призвал меня быть проповедником и наделил даром для этого служения.

Я думаю, что когда вы пришли к Христу, у вас не было иллюзий, что Бог нуждается в вас. Некоторые люди говорят: «О. если бы Господь мог только спасти этого человека! Он такой одаренный и хороший лидер». Это невообразимо. Господь может спасти, кого пожелает. К тому же, у нас нет ничего, чтобы предложить Богу. Мы подобны тому человеку, который изображен в Мтф. 18:23-34 и который не мог уплатить свой долг в десять тысяч талантов. Ему нечего было предложить в уплату. В Мтф. 5:3 говорится: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Иными словами, когда мы пришли в Божье Царство, то явились туда, как совершенные нищие, которые не могут ничего предложить. Мы были духовно бедны. Если мы теперь чем-либо обладаем, то это происходит не потому, что мы это заслужили или заработали; Бог нам это даровал. Я могу принести Богу единственно то, чем Он меня наделил посредством Своего дара спасения и Духа Своего. В этом нет никакой моей заслуги, я должен за все воздать Богу славу. У меня нет причин для гордости.

Руководители Церкви благодати прилагали большие усилия против тенденции людей быть чрезмерно увлеченными самоутверждением и эгоистическими проявлениями, типичными для современного общества. Мы подчеркивали, что Бог призвал христиан к жертвенности и смирению. Библия неоднократно говорит о смирении. По существу, Иисус в Мтф. 10:38-39 говорит о том, чтобы человек отвергнул себя, взвалил свой крест и сберег свою душу, следуя за Ним. Подобное сказано и в Мтф. 16:24-25: «Заплатите цену самоотвержения и поставьте себя ниже других». В Фил. 2:3-4 мы читаем: «По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Старайтесь оказывать честь другим людям и откликаться на их нужды. Если люди в церкви борются за авторитетные посты, они попадут в такое же состояние хаоса, которое переживали ученики, когда желали быть главными (Мтф. 20:20-21; Mapк. 9:33-35; Лук, 22:24).

Мы должны стремиться к смирению. Но это не означает, что нам нужно обесценивать себя, потому что во Христе мы представляем собой большую ценность. Это не значит, что мы на каждом шагу должны повторять: «Я — червь; я — ничто; я — жалкое и никчемное существо». (Однако Христос делает нас бесценными, а не мы сами.) Мы ценны в Божьих очах, потому что искуплены Христом и освящены Им. Это и дает нам возможность служить Ему.

Любовь

Только смиренные люди могут проявлять любовь. Я имею в виду не мирскую любовь, которая не отличается искренностью и направлена на определенный объект. Именно благодаря ей многие браки непродолжительны, мирская любовь — это не что иное, как эмоциональное выражение, и, когда эмоции исчезают, исчезает и взаимоотношение. Подобная любовь ищет только своего, а не пользы своего ближнего.

Библейская любовь не имеет ничего общего с подобным родом любви. Она основывается не на эмоциях. Любовь, представленная в Библии, является жертвенным служением. Это не просто черта, но действие, деятельность. Любовь всегда делает что-нибудь. Слова, которые используются для описания любви в 1-е Кор. 13:4-7, являются глаголами. Любовь — это акт служения с вашей стороны, который исходит от смиренного сердца.

Библейская любовь откликается на людские нужды. Иисус говорит в Лук. 10:27: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Затем к Нему обратился с вопросом законник: «А кто мой ближний?» (ст. 29). Иисус привел в качестве ответа повествование о самарянине (Лук. 10:30-35). Самарянин, проезжая по дороге, встретил человека, который был жестоко избит. Он оказал этому человеку посильную помощь. Кто ваш ближний? Каждый человек, который нуждается в вашей помощи, которую вы можете оказать. Кого вы должны любить? Каждого человека, который находится в затруднительных обстоятельствах. В чем должна проявляться ваша любовь? В вашей помощи нуждающемуся человеку; если вы даже не чувствуете эмоциональной привязанности к нему, и он для вас сам по себе непривлекателен.

Классическая иллюстрация смиреной любви содержится в Иоан. 13. Иисус собрал своих учеников на вечерю. Ученики затеяли между собой спор, кто из них главнее (Лук. 22:24). В те времена люди возлежали во время еды, что означает, что чья-то голова находилась на расстоянии двадцати сантиметров от ног другого человека. И обычная вежливость требовала, чтобы все мыли ноги, прежде чем приниматься за еду. Но на этой вечере не было раба, который бы омыл ноги учеников; и никто из учеников не проявлял готовности к этому; они были заняты спором кто из них главнее. Поэтому Иисус снял верхнюю одежду, подвязал Себя полотенцем и омыл ноги Своим ученикам (Иоан. 13:4-5). Он преподал им незабываемый урок. Когда Иисус закончил омывать ноги Своим ученикам, Он сказал: «Вы должны возлюбить друг друга, как Я возлюбил вас» (ст. 15). В чем проявилась к ним Его любовь? Не в эмоциональном выражении. Возможно только чувство негодования к Своим ученикам по поводу их эгоизма и гордости. Он явил к ним Свою любовь, откликнувшись на их нужды. Мы должны брать пример с Христа, поступая аналогичным образом и откликаться на людские нужды незамедлительно и без принуждения. Наша любовь должна быть ответной реакцией смиренного сердца, которое всегда находит самовыражение в действии. Позвольте мне зачитать вам одно письмо, полученное мною, которое иллюстрирует незамедли тельную жертвенную любовь:

Некоторое время тому назад мы с мужем имели возможность посетить Районную Церковь Благодати, и я хочу поделиться с вами, какое она производит впечатление на посетителя. Наша церковь тоже многолюдна, и ее девиз заключается в словах:

«Церковь там, где обитает любовь». Я нигде не чувствовала такой теплый прием, как в Церкви благодати. Народ там просто замечательный. Его отношение к нам не поддается описанию. Один господин утром провел меня по всей церкви и все показал. Во время перерыва между первым и вторым служением я беседовала с другим господином. Он спросил меня, хочу ли я иметь запись утреннего собрания. Я ответила, что да. Через несколько недель я получила по почте не только одну кассету, но целую серию кассет относительно учения Христа о разводе. Многие из моих друзей прослушали эти записи и получили ответы на многие свои вопросы. Я просто хочу вам сказать, что ваша община просто необыкновенна.

Это чудесно, не правда ли? Я знаю тех людей, с кем она беседовала. Тот человек, который провел ее по церкви в действительности не имел на это времени, потому что у него много других обязанностей. Тот человек, который послал ей эти записи, не имел на это денег, но его побудила к этому любовь. Любовь изливается из смиренного сердца. Она ищет радости и утешения другим, а не себе.

Единство

Меня всегда беспокоил вопрос единства. Иисус молился Отцу в Иоан. 17:21, чтобы все христиане могли быть едины, как Он един с Отцом, и чтобы мир познал, что Его послал Отец. Иисус всегда отвечает на мою молитву и я хочу ответить на Его. Он молился о единстве Божьих детей. Отрывок 17:21 в основном имеет отношение к единству верующих как результат спасения. Но Иисус также желает, чтобы у нас было единство в жизни и назначение церкви. Апостол Павел говорил Ефесянам стараться «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Он не призывал их воздвигнуть это единство; они уже обладали им. Они должны сохранять и беречь единство, уже дарованное им Богом.

Единство является важной частью церковной жизни. Именно потому сатана постоянно подвергает его нападкам. Не так давно мы с женой присутствовали на одной библейской конференции и имели возможность поговорить с дочерью д-ра Крисвела, который служит пастором в Первой Баптистской Церкви в Далласе. Она рассказала нам следующее: «У отца когда-то в церкви был человек среди его служащих, который пытался внести разлад в нашу церковь. Мой отец был чрезвычайно расстроен этим. Однажды в воскресенье он был до того обеспокоен, что вызвал представителя строительной компании и сказал: «Чтобы к следующему воскресенью во всех рядах стояли скамейки для коленопреклонения». К следующему воскресенью все ряды были оборудованы такими скамейками. (Они стоят и доныне.) Когда все пришли в церковь, то он сказал: «По Божьей благодати в течение семидесяти лет у нас в церкви не было разладов и никогда не будет». Затем он попросил всех преклонить колени на эти скамейки в молитве. Бог исцелил ту трещину, которая образовалась в нашей общине».

Единство приносит Богу хвалу и славу. Сатана же постоянно вносит разлады в церкви. Я благодарю Бога за то, что Церковь Благодати никогда не переживала разладов. Конечно, были и люди пожелавшие оставить церковь из-за мелочей, которые были им не по душе. Если они и были бы правы, смирение и любовь не приносят своими действиями разладов.

Никто не отличается совершенством, и всегда были и будут различные несогласия по незначительным вопросам. Но, несмотря на это, мы всегда должны преклонять колени вместе, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:3). Таково было желание новозаветных писателей. Павел, изливая свое сердце перед коринфянами, говорил: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделения, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры» (1-е Кор. 1:10-11). Он не мог выносить разладов в среде коринфян. Павел говорит филиппийцам, что они должны стоять «подвизаясь единодушно за веру евангельскую» (Фил. 1:27). Его слова не потеряли силу и в наши дни. Замечаете ли вы вышеуказанные черты в своей жизни? Характеризуется ли ваша жизнь послушанием? Делаете ли вы успехи по пути к возмужанию и освящению, слушая Слово и применяя его в своей жизни? Замечаете ли вы, что с годами вы растете и достигаете вершины духовного посвящения в своей жизни? Есть ли у вас смирение? Относитесь ли вы к нуждам других с любовью, исходящей из смиренного сердца? Искренно ли вы ищите мира и сохранения единства духа? Мы должны в своей жизни ко всему этому стремиться. Ибо в этом состоит для нас Божья воля.

Готовность к служению

У больших церквей большие нужды. Ввиду многочисленного состава нашей церкви можно отметить и различные возможности для служения. Довольно странно, но люди почему-то думают, что они не нужны в таких больших церквях. Они обычно очень удобно устраиваются на боковых местах и наблюдают за служением других. Это может привести к весьма печальным результатам.

В 1-е Кор. 4:1 Павел говорит: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых». Иными словами, «когда придет время обсуждать меня и моих соработников, пусть о нас будет сказано, что мы — служители Христа».

В греческом языке есть несколько синонимов, передающих значение слуга, и Павел использует самый низший в синонимическом ряду, а именно – погребник. В те времена большие деревянные трехъярусные судна, называемые галеры, передвигались при помощи рабов, прикованных к веслам в корме корабля. Рабы нижнего яруса назывались погребниками. Павел и его сотрудники не хотели выделяться; они желали, чтобы их знали как гребцов-рабов третьего яруса галеры.

Многие хотят быть на виду у всех, но Бог желает иметь народ, который бы трудился в качестве послушных слуг. В 1-е Кор. 4:2 Павел говорит: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Бог не хочет, чтобы человек начал грести по-своему, руководствуясь новыми представлениями, тем самым, ломая в процессе весла других людей. Ему нужны верные, преданные гребцы, которые считают себя слугами, готовыми на служение.

Служение другим людям необязательно должно иметь отношение к специальной церковной программе. В Рим. 12:4-8 Павел упоминает о функции слуг, пользуясь в качестве аналогии человеческим телом: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй… имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, — увещевай, раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием». Павел говорит: «Используйте способности, которыми вас наделил Бог, в служении другим людям!» Вам в этом служении не нужно составлять программу действий. Дайте свободу данным вам Богом способностям, чтобы они изливались из вашей жизни независимо оттого, является ли это служение структурной программой или простым личным общением с другими людьми. Дух Святой наполняет сердце верующего и наделяет его силой для служения окружающим его людям. Если вы не будете трудиться, вы создадите препятствие. Для этого не нужно идти в церковь и говорить: «Здесь слишком много народа! Я просто не знаю, где найти себе применение». Если вы исполнены Святого Духа, то Бог хочет, взяв вас в удел, употребить на важное для церкви служение.

В Рим. 12:6-8 Павел упоминает различные категории служения: пророчество (проповедь), служение, учение, увещевание, управление и благотворение (см. также 1-е Кор. 12:4-11). В каждую категорию входит широкий круг обязанностей. В категории раздавания можно отметить многообразные формы этого служения. Это же можно сказать и относительно благотворения. Можно привести различные стили проповедования и учительства. Господь наделил нас ярким многообразием даров для совершения Его служения по Своему усмотрению. Оглядываясь назад на свою личную жизнь, я могу отметить, что Бог призвал меня к проповедованию, учительству, водительству, увещеванию и. возможно, к проявлению дара знания. Он сочетает в нас определенные дары каждому по-разному, и нет двух людей абсолютно одинаковых. Именно поэтому очень важно, чтобы каждый из нас служил тем даром, который получил. Бог не желает, чтобы мы были наблюдателями.

Несколько лет назад в журнале Moody Monthly была опубликована статья о Церкви благодати. В то время мы занимали всего небольшое здание, и у нас наблюдался огромный приток новообращенных. Познакомившись с церковью и побеседовав с различными людьми, автор этой статьи решил озаглавить ее так: «Церковь, в которой девятьсот служителей». Он дал статье такое название, потому что наша церковь состояла из девятисот членов, и каждый из них участвовал в активном служении. У нас не было много формальных программ, и каждый использовал свои дары. Верующие всегда звонили в церковь, спрашивая, не могут ли они посетить кого-либо в больнице, нужно ли посидеть с детьми или помочь в работе по дому, нужна ли помощь в проведении евангелизации или занятий в классе. Все были готовы к труду. Они также делились друг с другом полученными от Бога благословениями на служение и воздавали за все славу Богу. Именно такой и должна быть церковь.

Можно привести и другие сферы служения, в которых может принимать участие христианин. Развивайте те дары, которыми наделил вас Бог, и будьте активными в служении, на которое Он побуждает и ведет вас.

В Кол. 4:12 Павел пишет: «…Епафрас ваш, раб Иисуса Христа». Обратите внимание. Павел не сказал нечто подобное «Епафрас, выпускник семинарии» или «Епафрас, почетный член академии, доктор философских наук». Он произнес только одно: «Епафрас ваш, раб Иисуса Христа». Быть рабом Христа — это очень высокое призвание.

В Фил. 2:25 Павел пишет еще об одном человеке, который имел сердце служителя: «Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей». Епафродит был сотрудник и товарищ Павла. Знаете ли вы, как ценно иметь сотрудника, когда вы сражаетесь в битве, отстаивая Евангелие? Многие люди нуждаются в подобной помощи.

Люди, подобные Епафродиту будут отмечены на небесах. Нелегко найти тех, кто подобен ему. В Фил. 2:29 Павел говорит: «Примите же его — и таких имейте в уважении» Почему? Потому, что он помощник и сподвижник.

Слуга, готовый на служение, во всем, что он делает, никогда не медлит. Вы можете либо проявить пассивность и сказать: «Я не знаю, хочу ли я этим заниматься и хочу ли работать с этими людьми», либо взять и включиться в это служение.

Радость

Что такое радость? Это внешнее проявление внутреннего, сердечного состояния. Это также отклик сердца, души и ума на свои взаимоотношения с Иисусом Христом. Именно радость старались развивать руководители Церкви благодати в своей общине.

Следует полностью сознавать серьезность наставлений, заключенных в Божьем Слове, и всю серьезность и ответственность пребывания перед лицом Святого. Премудрого. Предвечного Бога, Который является Владыкой всего сущего на земле. Нельзя легкомысленно относиться и к борьбе с раздирающими нашу душу вопросами жизни и смерти и всем тем, что навлекает на нас наша человеческая природа. Существует много проблем, которые наполняют наше внутреннее естество болью и страданием. Но в то же самое время наша жизнь должна быть исполнена радостью. В глубине души мы сознаем, что все идет должным образом, и впереди нас ожидает славное и радужное будущее.

Когда мы изучаем Божье Слово и пребываем в повиновении Ему, то переживаем радостное состояние. В 1-е Иоан. 1:4 говорится: «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. В Рим. 14:17 пишется о том, что Божье Царство есть «праведность и мир и радость в Святом Духе». Иисус в Иоан. 17:13 говорит, что Он пришел даровать нам радость. Павел в Фил. 4:4 говорит: «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь».

Я убежден, что радость имеет связь с готовностью служить. Люди испытывают радость, когда участвуют в служении другим и пускают в оборот дары, которыми наделил их Бог. Те же люди, которые чрезмерно занимаются самоанализом, всегда стараются отвечать на свои собственные нужды и разрешать личные проблемы. Поэтому они становятся жалкими существами, занятыми только собой.

Человек может по своему выбору лишить себя радости. На каждом цветущем жизненном лугу он может выискивать навозную кучу, если только этого пожелает. Каждый делает этот выбор. Я для себя избрал радость и восхищение по поводу всех Божьих дел. Силой Святого Духа, которую Он даровал мне, я не позволю, чтобы кто-либо лишил меня моей радости, потому что в Библии содержится повеление, чтобы я всегда радовался (Фил. 4:4). Я сам себе говорю: «Радуйся в Боге, Который, невзирая на твои грехи, искупил тебя и возлюбил тебя. Радуйся, что однажды ты будешь с Ним на небесах». У нас всех могут быть различные проблемы, но наступит тот день, когда все истинные верующие будут на небесах, и мы все будем совершенны.

Мир

Мир — это прекрасное слово, не правда ли? Иисус сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает. Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоан. 14:27). Иисус дает нам Свой мир. 1-е Кор. 7:15 говорит, что «к миру призвал нас Господь». Фил. 4:7 призывает, чтобы мир Божий соблюдал ваше сердце. 2-е Кор. 13:11 говорит: «будьте … мирны» а 1-е Фес. 5:13: «будьте в мире между собою».

В то время как радость относится к числу внешних проявлений, мир — это внутреннее довольство, которое ощущает, что все находится под контролем. Если в вашей жизни отмечается какой-либо грех, то вы не будете чувствовать в себе этот мир. Но когда ваша жизнь очищена от греха, и вы осуществляете свое хождение в Духе, то имеете этот мир. Мы никогда не должны допустить, чтобы кто-либо отнял у нас этот мир.

В нашей Церкви благодати мы прилагаем старание развивать в сердцах членов нашей церкви черты мира, спокойствия и уверенности в Боге. У нас нет основания проявлять беспокойство. Павел напоминал: «Не заботьтесь ни о чем», и пусть Божий мир соблюдает ваши души (Фил. 4:6-7). Мы все переживали в своей жизни тяжелые испытания, которые вызывали в нас беспокойство и волнение. Мы проводим свою жизнь в несовершенном мире, но, тем не менее, должны в себе иметь этот мир.

В Мтф. 5:9 наш Господь говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Христиане должны выступать в роли миротворцев. Вы не сможете совершить для Божьего Царства и Церкви Иисуса Христа ничего более прекрасного и значительного, чем быть миротворцами. Человеческая природа испытывает склонность к конфликтам. Иов говорил: «Человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх» (Иов. 5:7). Люди постоянно переживают личные конфликты. Но мы призваны быть миротворцами. Мы должны помогать разрешать эти конфликты, а не раздувать их. Иногда самая незначительная проблема может вырасти до невообразимых размеров и стать всеобщим негодованием. Люди более склонны к созданию проблем, а не к миру.

Скажите себе: «Я — в мире, Бог все содержит под Своей властью и контролем, и я буду миротворцем». Каждый раз, когда вас касается конфликт, будьте миротворцем. Когда вы видите двух человек в состоянии ссоры, помогите им обнять в мире друг друга. Не вставайте на чью-либо сторону. Старайтесь найти в человеке доброе, а не худое. Развивайте надлежащие взаимоотношения, начиная со своей семьи. Если вам известно, что некоторые слова раздражают данного человека, воздерживайтесь от них. Иногда, когда наши мнения разделяются по какому-то вопросу, я не утверждаю свою точку зрения. И я прав, потому что не хочу нарушать мир между нами. Я не подвергаю компромиссу свои убеждения, но также и не собираюсь без надлежащей необходимости отстаивать свои права. Мир для меня важнее, чем настаивать на своем. Но если кто-либо отвергает Божью истину, я вступлю в сражение за правое дело, за истину. Находясь в среде Божьего народа, мы должны выступать в роли миротворцев. Насколько бы упростилась жизнь, если бы мы все были миротворцами.

Благодарение

В 1-е Фес. 5:18 говорится: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

Люди говорят: «Если бы у меня была лучше работа», или «Если бы у меня была лучше жена», или «Если бы у меня не было проблем». Но мы должны быть благодарны за все.

Благодарение может быть могущественной силой. Если вы сможете в себе развить благодарное сердце, то сможете и разре шить множество проблем. Принесение благодарения и хвалы Богу помогает вам прекратить обращать основное внимание на свои проблемы. Это является непререкаемой истиной в отношении псалмопевцев. Когда возникала какая-либо трудность, они в отчаянии взывали к Богу. Один из них произнес: «Почему нечестивые преуспевают?» Царь Давид имел подобное мышление, когда спасался бегством от своего сына Авессалома, который стремился к захвату власти. Но в конечном итоге он стал размышлять обо всех благодеяниях, которые оказал ему Бог. Когда он развивал в себе чувство благодарности, даже переживая трудности в связи со своим бегством от Авессалома, его душа более не испытывала отчаяния.

Существует много поводов для благодарения:

Пс. 29:5 — «Славьте память святыни Его».

Пс. 105:1 — «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».

2-е Кор. 9:15 — Мы должны проявить благодарность за дар Христа.

Отк. 11:17 — Мы должны быть благодарны за могущество и силу Христа и за Его грядущее Царство.

1-е Фес. 2:13 — Быть благодарными за тех, кто принимает Божье Слово и применяет его в своей жизни.

Рим. 7:23-25 — Быть благодарными за то, что Христос избавил вас от власти запинающего греха.

1-е Кор. 15:57 — Воздавать благодарения Богу за дарованную Им победу над смертью.

Дан. 2:23 — Даниил выражал благодарение Богу за то, что Он наделил его мудростью и силой.

2-е Кор. 2:14 — Мы должны быть благодарны за торжество Благой Вести.

Рим. 6:17 — Быть благодарны за обращение людей к Христу.

Рим. 1:8 — Воздавать благодарение Богу за людей, чья вера проявляется в мире.

2-е Фес. 1:3 — Мы должны приносить благодарение, когда видим верующих, трудящихся для дела Царствия и за оказание и проявление любви друг к другу.

1-е Кор. 1:4 — Благодарить Бога за Его благодать, которой Он наделил верующих.

2-е Кор. 8:16 — Благодарить за тех, кто имеет усердие для Христа в своей жизни.

Не сетуйте, когда вы впадаете в неблагоприятные обстоя тельства, но развивайте в своем сердце благодарность. Если у вас нет этой благодарности, то только потому, что вы считаете, что заслуживаете лучшего, чем обладаете сейчас. Но если бы вы получили то, что заслужили, то были бы в аду. Развивайте в своем сердце благодарность за все, что Бог вам даровал. Она удалит из вашей жизни все раздражения и недовольства.

Самодисциплина

Как христианам, нам необходимо сознавать важность приведения себя в соответствие с Божьими понятиями жизни. Самодисциплина подразумевает отвращение от греха, следуя в своих делах и поступках путями истины. Человек, осуществляющий над собой самоконтроль, понимает Божий закон и не совершает дел, которые противны этим понятиям.

Павел говорит о самодисциплине в 1-е Кор. 9:24-27. Здесь для иллюстрации своего утверждения он пользуется знакомой метафорой, представляя ристалище (соревнование в беге). Начиная со стиха 24 он говорит: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». Каждый человек, участвующий в этом соревновании, бежит, стараясь получить награду, поэтому все они, и заняты этим бегом. Как верующие, мы призваны к такому соревнованию (Гал. 5:7; Фил. 2:16; Евр. 12:1-2). Бежать для того, чтобы победить. Что же необходимо для достижения этой цели? Павел в стихе 25 говорит нам: «Все подвижники воздерживаются от всего». Иными словами, если человек хочет победить, то он должен проявлять самодисциплину. Тот человек, вес которого на 14 килограммов выше нормы, не может в этом беге принимать участие. Для того чтобы поддерживать отличный спортивный вид, необходима большая самодисциплина.

Поразительный факт представляет и количество проведенного времени, уделенного на тренировки. Атлет, который участвует в международных состязаниях, зачастую тренируется несколько часов в день в течение пятидесяти лет своей жизни. Он должен достичь такого уровня, когда он не чувствует усилия, то есть когда открывается у него «второе дыхание». Только спортсмен может почувствовать это «дыхание», которое устраняет все усилия. Я испытал подобное ощущение на личном опыте. Такое «дыхание» подобно невыразимому чувству свободы и энергии и приходит ценой всех усилий.

В стихе 26 Павел продолжает: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух». Во 2-е Тим. 2:5 Павел говорит Тимофею, что для того, чтобы спортсмен был увенчан победой, он должен «законно подвизаться». Он должен соблюдать все правила игры, не нарушая их. Если он хочет одержать победу, то ему приходится строго придерживаться этих правил.

В стихе 27 Павел добавляет: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (быть дисквалифицированным за грех). Он не хочет грешить и потерять шанс на одержание духовной победы так же, как и спортсмен не хочет совершить недопустимое, чтобы выбыть из игры.

Однажды у меня была возможность провести библейский разбор с игроками футбольной команды Майами Долфинс перед матчем с командой Лос-Анджлес Рейдере. Я проводил свой разбор на основании Еф. 6. Некоторые из игроков уже застегнули наколенники и щитки на лодыжках, приготовившись к футбольному сражению. Я сказал им, что они провели мыло времени и потратили массу энергии, чтобы достичь вершины атлетической формы. Вскоре они облачатся в свои доспехи для того, чтобы, как говорится, достичь тленного венца (1-е Кор. 9:25). Я сказал им, что существует еще одна битва, которая представляет большую важность, чем эта, к которой они приготовились. Это — духовная битва за достижение венца нетленного вечного наследия, которое является «неувядаемым» (1-е Пет. 1:4). Для участия в этом сражении существует облачение, которое представляет большую важность, чем все доспехи, применяемые в футбольном матче: наплечники, нагрудники, шлемы и набедренники и т.д.; очень важно облечься в эти доспехи, если человек хочет одержать победу в войне духовной. Я зачитал им отрывок, из Еф. 6:11: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских». Затем я сказал: «Вступить неподготовленным в битву против врагов вашей души было бы подобно сражению с командой Рейдере в гимнастических шортах, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Мы участвуем в сражении, и эта брань не против других людей. Люди являются пешками в игре невидимого бесовского мира. Реальная брань идет против бесов.

Мне никогда не забыть этой брани с одержимой бесом девушкой однажды вечером. Она находилась в одной из церковных комнат, скандаля, испуская вопли и разбрасывая и переворачивая вокруг всю мебель. Когда я вошел в комнату, она закричала: «Не впускайте его!» И эти слова были произнесены не ее голосом. Моей первой реакцией было уйти: «Отлично, я ухожу!» Но затем я начал сознавать, что, если бесам неприятно меня видеть, то только потому, что я нахожусь в составе Божьей команды. По Божьему велению некоторые из нас провели многие часы около нее, прежде чем она исповедала свой грех. Бог Своей благодатью, очистил и освободил ее. С момента той встречи я никогда не сомневался в том, что человек ведет брань с бесами.

Для нас очень важно понимать всю серьезность духовной брани, которая ведется с Христом и теми, кто принадлежит Ему. Нам необходимо облечься во «всеоружие Божие, дабы мы могли… устоять» (Еф. 6:13). Нам нужно подготовиться к этому сражению.

Я хотел бы особенно выделить два элемента этого всеоружия. О них упоминается в Еф. 6:14.

Пояс истины. Павел говорил: «станьте, препоясавши чресла ваши истиною». Перед его взором стоял римский воин, готовившийся к сражению. Если римский воин отправился бы в сражение, не подпоясав свои чресла, то его мундир болтался бы свободно по сторонам. В рукопашной схватке, этот неподпоясанный мундир мешал бы его движениям и послужил бы причиной его смерти. Сражающийся против него противник мог бы также легко ухватить его за этот мундир. Чтобы предотвратить подобную опасность, римский воин опоясывал свои чресла поясом, туго подбирая свой мундир. Павел называет это поясом (или опоясанием) истины. Он ассоциировал это образное выражение с искренней приверженностью самодисциплине. Мы должны проявлять полную серьезность в подготовке к духовной брани. Эта брань не простая. Нам необходимо проявлять приверженность к хождению по узкому пути, на который призвал нас Бог. Это нелегкая задача: по обе стороны этого пути раздаются голоса, которые стараются нас совратить с него. Если мы возлюбим мирские удовольствия больше, чем Бога то свернем с пути самодисциплины, на который призвал нас Бог, и погрузимся в пучину греха.

Броня праведности. Римский воин был облачен в броню, которая защищала его грудь и важные внутренние органы от наконечников стрел и копий. Павел называет эти доспехи броней праведности (или святости). Нам необходимо вести праведную жизнь — повиноваться Божьим законам и заповедям, чтобы не быть уязвленными в сражении. Во 2-е Кор. 7:1 Павел говорит: «Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».

Я сокрушаюсь духом при виде недисциплинированных христиан. Они знают, что должны проявлять послушание, но пренебрегают им. В Фил. 4:8 Павел упоминает: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Самодисциплина имеет непосредственную связь с разумом. В Прит. 23:7 говорится: «Каковы мысли [человека] в душе его, таков и он». Если человек полностью пропитан истинами Божьего Слова, то он ведет чистую, самодисциплинированную жизнь. Псалмопевец говорил: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Кол. 3:16 говорит: «Слово Христово да вселяется в вас обильно». Божье Слово является ис точником самодисциплины, и вы должны проявлять прилежность в исследовании и познании его.

Не поддавайтесь на соблазны мира: «Иди сюда, здесь ты получишь удовольствие и утеху». Если вы занимаете свое сердце нечестивыми фильмами или другими греховными мирскими делами, то не отдаете полностью свою жизнь обязательству, к которому призывает вас Бог. Я слышал многие различные отговорки и аргументы, которые выдвигают христиане в оправдание своих весьма сомнительных занятий, но ни одна из них не произвела на меня впечатления и воздействия. Мы не должны барахтаться на самом краю трясины. Павел в Фил. 4:8 повелевает нам помышлять о том, что достославно, а не о том, что кажется не плохим.

Ответственность

Очень важно преподавать ту мысль, что в церкви каждый должен отчитываться друг перед другом. Вам следует проявлять заботу друг о друге, а не заниматься хозяйственными вопросами. Люди представляют гораздо большую важность, нежели программы. Позвольте мне с вами поделиться примером отчетности из Мтф. 7:3: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?». Иными словами: «Почему тебя больше беспокоит небольшая проблема в жизни твоего брата, чем гораздо большая проблема в твоей личной жизни?» Стих 4 продолжает: «Или, как скажешь брату твоему: «дай я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?»

Принцип состоит в следующем. Мы имеем ответственность в том, чтобы указывать на грех другого человека, но прежде чем сделать это, должны разделаться со своим личным грехом (ст. 5). Ответственность членов церкви друг перед другом играет важную роль. Но человек ответствен не только за других, но, прежде всего за то, чтобы его жизнь соответствовала истине.

Давайте посмотрим на практическое применение ответ ственности. Положим, кто-то из ваших знакомых в церкви перестал посещать собрания. Вы несете ответственность за то, чтобы пойти к этому человеку и сказать: «Вы оставляете собрание (см. Евр. 10:25), вам нужно проявлять большую преданность служению с Божьим народом». Вы можете подумать: А кто я такой, чтобы заниматься этим? У меня в жизни свои проблемы. Тогда очистите свою жизнь — удалите бревно из своего глаза, — чтобы указать на грех другого человека. Ответственность требует от нас чистоты.

В Гал. 6:1 говорится: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового». То есть, тот человек, который ходит в послушании, должен помогать тому, чья жизнь не отличается подобным качеством.

Мтф. 18:15 говорит нам, что нужно делать, когда вы удалите грех из своей жизни: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним». Если в вашей церкви согрешит кто-либо, пойдите к нему один. Если, к примеру, вам известно, что христианин, будучи нечестным работодателем, несправедливо относится к своим работникам, вы несете обязанность перед Богом за то, чтобы пойти к такому человеку и в духе любви сказать: «Ты поступаешь неправильно». Можно привести и другие примеры, когда вы должны обличить других христиан. Это могут быть те, кто неверен своему супругу или супруге; родители, которые пренебрегают надлежащим воспитанием своих детей; непослушные своим родителям. В Гал. 2:11-14 Павел говорит о том, что он лично противостал Петру, укорив его за неправильное действие. Руководители в церкви и пресвитеры не являются в данном случае исключением. Если им противостоят, то это должно делаться перед церковью, чтобы и прочие имели страх и избегали греха (1-е Тим. 5:20).

Однажды я получил от одного человека письмо, который заметил в моей жизни какую-то оплошность. Я написал ему ответ, прося у него прощения, благодаря его за замечание. Если в моей жизни что-то не так, то я хочу об этом знать. Но если кто-то из-за боязни мне об этом не говорит, то я буду все время делать ту же самую ошибку. У каждого члена церкви должна быть подобная ответственность друг за друга, чтобы жизнь каждого человека становилась чище. Особенно это относится к мужьям и женам. Нельзя проходить мимо чьего-либо греха. Каждый, впадающий в грех, должен быть с любовью обличен другим.

Но что если согрешающий не слушает обличения? В Мтф. 18:16 говорится: «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово». Если тот человек и в таком случае не послушает, то стих 17 говорит, чтобы сказать церкви. Пусть каждый член церкви подейс твует на согрешающего брата, чтобы он покаялся.

Когда в Церкви благодати впервые была введена церковная дисциплина, то несколько пасторов сказали мне: «Так не пойдет. Церковь потерпит крах. Вы не можете заставить верующих следить за грехами друг друга». Я ответил: «Библия говорит, чтобы мы несли ответственность друг за друга. Давайте к этому приступим и посмотрим, что сделает Бог». Нас не должен волновать вопрос строительства церкви. Христос сказал, что Он позаботится об этом (Мтф. 16:18). Нам нужно проявлять послушание Богу, а Он позаботится обо всем остальном.

Я хочу показать на прекрасном примере, как церковная дисциплина идет на пользу Церкви благодати. Одна женщина однажды позвонила мне и сказала: «Мой муж только, что оставил меня. Он нашел себе другую женщину». Я спросил ее имя той женщины. Я нашел по телефонному справочнику номер телефона той женщины и позвонил ей. К телефону подошел муж, бросивший свою жену, я сказал ему: «Говорит Джон из Церкви благодати. Я призываю вас от имени Иисуса Христа уйти от этой женщины, прежде чем вы согрешите перед Богом, своей женой и церковью». Он был потрясен и сказал, что возвратится к своей жене. В следующее воскресенье он подошел ко мне и, обняв, сказал: «Благодарю тебя, брат! Я не хотел быть там. Я просто впал в искушение и думал, что никому до этого дела нет». Мое обличение не послужило его отчуждению. Напротив, оно возвратило его в общину и восстановило в послушании. (Более конкретные сведения относительно церковной дисциплины вы можете почерпнуть в Приложении 3.)

Совершенно необходимо обратиться к согрешающему брату, чтобы помочь в его восстановлении. Иногда христианин совершает какие-то поступки, которые не хочет делать, и ему требуется замечание другого христианина, чтобы отвратиться от этого греха. Павел говорил, что испытывал борение с плотью: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Подобное обличение не предполагает вмешательства в личную жизнь человека; оно преследует своей целью помощь другим людям в их борении с грехом. Мы должны заниматься вопросом ответственности друг перед другом. По этой самой причине Хлебопреломление играет такую важную роль. Оно напоминает нам о том, чтобы привести в порядок свою жизнь, чтобы мы могли восстановить друг друга в любви, побуждая друг друга любить и делать добрые дела (Евр. 10:24).

Ответственность включает взаимоотношения, о которых упоминается в Писании. Мы должны увещевать друг друга (Евр. 10:24-25), молиться друг за друга (Иак. 5:16), любить друг друга (Гал. 5:13; Еф. 4:2; 1-е Пет. 1:22), научать друг друга (Кол. 3:16), назидать друг друга (Рим. 14:19; 1-е Фес. 5:11) и наставлять друг друга (Рим. 15:14; Кол. 3:16). Все это составляет жизнь церкви.

Прощение

Церковь без прощения не может существовать. Это очень важная черта, потому что все мы люди и все грешили. Если вы не можете простить согрешающего, особенного того, кто согрешает против вас, то в вашей жизни образуется подобие раковой опухоли, кото рая поражает всю Церковь как Тело Христа.

Взгляните, какое наставление дает нам Христос относительно молитвы в Мтф. 6:12: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Иными словами: «Боже, прости нас в том, в чем мы прощаем других людей». Стихи 14-15 говорят нам: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Если вы не будете прощать других, то и Бог не простит вас.

Теперь следует упомянуть, что это не касается вечного, искупительного прощения, которое мы получаем, приняв Христа как своего Спасителя. Эти слова относятся к отцовскому вре менному прощению, связанному с данным грехом. Нам необходимо иметь дух прощения, если мы желаем иметь чистое благословенное общение с Богом, братьями и сестрами во Христе.

Если вы хотите получать прощение у Господа в повседневной жизни и сохранять чистое, сладостное общение с Ним, вам необходимо иметь всепрощающее сердце по отношению к другим людям. Как вы можете не прощать других? Кто вы, что не прощаете? В Мтф. 18:23-34 содержится притча о человеке, который задолжал своему господину десять тысяч талантов (ужасный долг). Этот господин простил тому человеку, сняв с него весь долг. Позже этот должник отыскал своего друга, который был ему должен сто динариев (ничтожная сумма по сравнению с прежним долгом) и поместил его в темницу. Иисус наглядно изобразил, какой великий Божий гнев вызвало подобное поведение.

В Еф. 4:32 говорится: «Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Нам следует прощать друг друга, потому что нас простил Бог. Почему так происходит, что нам Бог простил так много, а мы прощаем другим так мало? В церкви должно быть много людей, несущих прощение, потому что всегда будут грешники. Всегда найдутся люди, которые будут вызывать раздражение у других, или благодаря которым будут возникать неурядицы. Если вы проявите готовность простить согрешившего, то освободите себя от горечи и ожесточения. Вы также откроете путь к Божьему всепрощению и благословению. Прощение является прекрасным качеством. Вам нет нужды таить в своем сердце дух горечи и не прощения.

Зависимость

Если зависимость понимать в отрицательно или смысле, то она будет означать недостаток в чем-то. Эту черту трудно развить в способных людях. Если церковь не проявляет заботу в этом отношении, то она может дойти до устранения Бога, полагаясь на силу людей и на церковные программы. Те из нас, кто обильно пользуется благословениями, могут часто легко Его забывать. Вы помните, когда Господь дал Израилю Обетованную Землю? Он даровал им землю «с большими и хорошими городами, которых [он] не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых [он] не наполнял и с колодезями, высеченными из камня, которых [он] не высекал» (Втор. 6:10-11). Несмотря на это он забыл о Боге (ср. Втор. 8:10-18).

Очень легко погрузиться в какую-либо деятельность, великие идеи и радужные надежды. Но мы должны быть начеку и не увлечься ими так, чтобы забыть об исполнении тех дел, которые соответствуют Божьей воле. Мы должны поддерживать состояние зависимости от Бога.

В Пс. 18:13 Давид говорит: «От тайных моих очисти меня». Легко выполнять действия, не полагаясь на Бога, не проникая в Божье сердце и разум. Очень важно в процессе принятия решений, чтобы вы терпеливо возносили молитвы к Богу и пребывали с Ним в общении до тех пор, пока не познаете, что во всяком вашем деле Бог прилагает Свою всесильную руку. Я всегда страшился совершить в своем служении что-либо, в чем Бог не принимает участия и желал идти в ногу с Христом.

Когда я учился в семинарии, все студенты должны были произнести, по меньшей мере, две проповеди в студенческой церкви. Во время нашей проповеди преподаватели семинарии занимали места сзади нас на возвышении и записывали свои замечания во время этих проповедей. Если студент на десятой минуте своей проповеди слышал шелест переворачиваемого листа с замечаниями, то знал, что совершил промах. Но, невзирая на все это каждый старался изо всех сил.

Мне было дано задание произнести проповедь на тему 2-е Цар. 7. Я хотел убедиться, что хорошо проработал этот отрывок и буквально заучил свою проповедь наизусть. Я даже запомнил, где нужно сделать паузы. Я начал проповедь, говоря о желании Давида построить дом для Божьего ковчега. Давид очень сокрушался, что сам он жил в прекрасном дворце, в то время как Божий ковчег все еще находился в скинии. Он сказал пророку Нафану: «Вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром» (ст. 2). Нафан заметил Давиду, чтобы тот делал все по повелению своего сердца (ст. 3). Но Бог сказал, что Давид не построит Ему дом для Его обитания, потому что он человек воинственный и пролил много крови (1-е Пар. 28:3). Соломон был предназначен Богом на это дело (2-е Цар. 7:12-13). Хотя Бог не разрешил Давиду построить Его дом. Он ему дал чудесное обетование (ст. 8-16).

Беря за основу эти стихи, я проповедовал на тему злоупотре бления Богом. Для меня было это опытом, изменившим всю мою жизнь, потому что это слово занимало мой разум в течение ряда лет. Когда я подошел к концу проповеди один из профессоров протянул мне лист с замечаниями. Я развернул его и заметил, что там имеется одна-единственная запись: «Вы упустили весь смысл этого отрывка». Мой день был полностью испорчен, но я извлек из этого хороший урок. Профессор ожидал, что я должен был произнести проповедь относительно обетованного царства, которое Бог дал Давиду. Я знал, что данный отрывок повествует именно об этом, но он также говорит и о самоуверенности, и я чувствовал, что сердце побуждает меня высказаться по этому поводу, так как иногда у меня наблюдалась чрезвычайная поспешность.

Молитва является ключевым элементом к предотвращению излишней самоуверенности. Когда ученики обратились к Иисусу, чтобы Он научил их молиться, то Он сказал: «Когда молитесь, говорите: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» (Лук. 11:2). Когда вы произносите слова: «Да святится имя Твое», то тем самым говорите: «Господь, да будет Твое имя прославлено и превознесено». Молитва продолжается далее: «Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Мы должны возносить молитвы о том, чтобы Бог совершил на земле те дела, которые Он творит в Своем Небесном Царстве. Молитва учеников не начинается словами: «Дай нам это и то». Но она учит нас проявлять в молитве зависимость — молиться, чтобы Господь совершил Свой труд как Ему будет угодно.

Уступчивость

Кто-то сказал, что шесть самых последних слов церкви выражаются так: «Мы раньше так никогда не делали!» В этом заключена истина. Церковь, которая не обладает гибкостью и уступчивостью, потерпит неудачу. К сожалению, многие христиане полагают, что в неуступчивости и непреклонности заключается добродетель. Они носят свое упрямство как заслуженную награду.

Фарисеи проявляли закоснелое упрямство. В Мтф. 15:2 мы читаем о том, что некоторые фарисеи и книжники пришли к Иисусу и сказали: «Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб». Они подразумевали этими словами, что ученики не исполняют предписываемых церемониальных ритуалов, прежде чем приступить к принятию пищи, и не умывают своих рук. Иисус ответил на это обвинение так: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (ст. 3). Некоторые церкви чрезмерно увлечены преданием. Они подмечают в Библии повеление и говорят: «Мы так поступать не можем, нам нужно сохранять предание».

Часто люди просят меня послать им схему организационного правления Церкви благодати, чтобы узнать, осуществляется ли ее работа. Но подобные схемы абсолютно бесполезны в нашей церкви, потому что у нас все постоянно изменяется. Бог всегда проводит Свой труд через различных людей, которые в различные времена отличаются силой, слабостью, большей или меньшей посвященностью. К церкви всегда присоединяются новые люди, и Бог трудится через них. Подобная перемена действует весьма бла готворно, потому что предохраняет нас от шаблона, заслоняющего образец, представленный в Слове Божьем. Мы не хотим, чтобы предание стояло у нас на пути, если желаем научиться чему-либо новому, что предназначает для нас Бог.

Однажды на Рождество мы посетили свою родственницу, которая спросила: «Джон бывает ли в вашей церкви служба в канун Рождества?» Я ответил: «Нет. Мы поощряем каждого проводить это время со своей семьей дома, рассуждая о значении и смысле Рождества и о рождении нашего Господа». «Это плохо, — заметила она, — в нашей церкви всегда проходят служения в канун Рождества». «Вы посещаете их? — задал я ей вопрос. «Никто не приходит, но у нас всегда бывает служба в канун Рождества». Ну не рабы ли привычек мы!

Я благодарен за то, что в Церкви благодати мы не связываем себя строго регламентированными правилами и условностями. Впервые приступив к пасторскому служению, мы с общиной, занимаясь разбором Божьего Слова, пришли к выводу, что некоторые вещи нам необходимо изменить, чтобы они пришли в соответствие с Божьей волей. И мы продолжаем сохранять подобный подход. Иногда мы посылаем своих молодых пасторов в другие церкви, и они, возвращаясь, заявляют: «Я старался разрушить стену предания в церкви, но не уверен, переменятся ли люди когда-нибудь в этой общине».

Нам необходимо проявлять гибкость и уступчивость таким же образом и в личной жизни. Павел, завершив свое служение в Галатии и Фригии (эти бывшие провинции входят сейчас в состав Турции), пожелал направиться на юг в Асию (на ее территории были расположены семь церквей Малой Азии). Он направил свои стопы в этом направлении, но был остановлен Святым Духом (Деян. 16:6). Это не удержало Павла от служения в другом месте. Он, обратившись к своим спутникам, сказал, что они уже были на востоке и не могут отправиться на юг, поэтому нужно избрать северное направление в сторону Вифинии. Но святой Дух воспрепятствовал и этому (ст. 7). Оставалось единственное направление на запад, но на их пути лежал океан. Не зная, что предпринять дальше, Павел, по всей вероятности, обратился за водительством к Богу. Когда он со своими спутниками погрузился в сон. Павлу предстало видение: он увидел мужа-македонянина, который сказал: «Приди в Македонию и помоги нам» (ст. 9). Поэтому Павел отправился в Македонию, и это послужило рас пространением Благой Вести за пределы Ближнего Востока в остальную часть мира. Павел проявил гибкость и уступчивость в отношении Божьего руководства.

Некоторое время тому назад один из наших старост в Церкви благодати, будучи обратившимся евреем, возымел пламенное желание свидетельствовать о Христе евреям. Так как он бегло изъяснялся на французском языке, он захотел отправиться в Париж и заняться этим трудом там. Он связался с Библейским хрис тианским союзом — миссионерской группой, которая проводила свою работу во Франции. Они оказали ему помощь в подготовке к этому служению. В церкви моего отца была помещена дощечка с его именем, напоминающая каждому о его цели. Но когда он уже был готов на Божье служение. Господь направил его в Монреаль в Канаду. В этом городе проживает множество евреев, говорящих по-французски, пожалуй, не меньше, чем в Париже. Бог предназначил в Своем плане для него другое место, и этот миссионер проявил послушание и уступчивость.

Церковь также должна проявлять уступчивость. Она должна сказать: «Боже, мы полагаемся на Твое водительство и готовы идти, куда Ты пожелаешь».

Желание возрастать

В 1-е Пет. 2:2 говорится: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». Здесь приводится аналогия, которая не противопоставляет молоко Слова Божьего мясу, о котором упоминается в Писании (1-е Кор. 3:2). Петр просто говорит: «Как младенцы испытывают любовь к молоку, так и вы должны возлюбить Божье Слово, чтобы возрасти». Насколько сильно младенец испытывает желание и любовь к молоку? Если у вас в семье был ребенок, вы знаете, как он кричит и стучит ножками, когда голоден и хочет молока. Он хочет только одного: молока. Петр говорит, что и у нас должно отмечаться всепоглощающее желание и страсть к изучению истин Божьего Слова.

Насколько сильно подобное желание у вас? Прилагаете ли вы усилие к чтению Библии, или ваше сердце само стремится к этому? Отмечаете ли вы в себе духовный рост? Питаясь Божьим Словом, мы возрастаем. Не все мы обладаем одинаковыми способностями к росту; но мы должны полнее использовать их. Хотя мы все различны. Божий Дух проявляет Свой труд в наших сердцах, чтобы помочь нам возлюбить Его Слово и неуклонно совершенствоваться в росте. Больше всего меня страшило приостановление роста Церкви Благодати. Было бы ужасно, если бы верующие сказали: «Довольно нам теологических рассуждений. Мы наслушались всех этих проповедей и знаем Писание гораздо больше, чем нам необходимо. Нам просто нужно уйти из церкви». Я возношу молитву за то, чтобы люди из нашей церкви никогда не потеряли желание к росту.

Во 2-е Пет. 3:18 Петр говорит: «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Когда мы возрастаем, то не просто узнаем что-то новое из Библии, но познаем Самого Иисуса Христа. В Иоан. 2:13 говорится, что, родившись в Божью семью, вы являетесь отроком, познавшим Отца. По мере своего роста вы превращаетесь в юношу, в котором обитает Божье Слово, и который «победил лукавого» (ст. 13-14). Вначале вы имеете общее представление о Боге, затем больше знакомитесь с доктриной. Вы достигаете зрелого состояния духовного отца, когда «вы познали Безначального» (ст. 13-14). Иными словами, вы не просто получаете знания о доктрине, но учитесь познавать Бога. Чем больше это познание, тем более будет обогащаться ваше общение с Ним. Представьте себе самую чудесную личность, с которой вам когда-либо доводилось встречаться, насколько прекрасно было бы поддерживать и развивать дружбу и общение с ней. Вы должны проявить страстное желание иметь подобные взаимоотношения с Предвечным Святым Богом. Владыкой вселенной.

Испытываете ли вы жажду Божьего Слова? Размышляете ли вы над его истинами? Ежедневно ли вы питаетесь глаголами уст его? Можете ли вы вместе с Иовом сказать, что любите глаголы уст его больше, чем свои правила (Иов 23:12)? Когда я занимаюсь разбором какого-либо отрывка Писания, то всегда стараюсь получить больше знаний о Божьей сущности, чтобы лучше Его познать.

Верность

Многие христиане являются, как бы духовными спринтерами — они включаются в служение, в течение какого-то времени, вкладывая в него всю свою энергию, и затем удаляются на духовный «заслуженный» отдых. Бог нуждается в народе, который бы, подобно бегунам на дальние дистанции, участвовал в мара фонском беге. В 1-е Кор. 4:2 говорится: «От домостроителей же тре буется, чтобы каждый оказался верным». Духовная посвященность в течения длительного срока — чудесна. Один человек из нашей общины, которому было где-то под девяносто лет, однажды мне сказал: «Можете ли вы проповедовать помедленнее? Я не успеваю делать записи». Мне это нравится! Ему уже около девяноста, а он все еще ведет запись проповеди. Его еще волнуют истины Божьего Слова, жизни Бога и церкви. Он проявляет верность своему служению, не оставив преданности Богу. Те люди, которые наставляют, обучают других и служат им в течение ряда лет, — являются оплотом и утверждением веры.

Во 2-е Тим. 4:6-7 Павел говорит: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил». Другими словами, он говорил: «Я скоро отойду в вечность, я готов. Я выполнил вверенное мне Богом задание. Я участвовал в сражении и сохранил веру».

Очень печально видеть пожилого христианина, который проявляет равнодушие к труду для Бога. Иногда вы замечаете подобное отношение в проповедниках, учителях и других христианских работниках. Они замыкаются в себя и проявляют ожесточенность. Прекрасно видеть христианина, который, становясь, все старше, продолжает вести жизнь верного и ревностного сложения.

Не все члены Церкви благодати отличаются хорошей посещаемостью, проявляя в этом вопросе верность. Иногда, когда мы с женой отправляемся в магазин, кто-либо подходит к нам с приветствием: «Я знаю вас, вы — Джон МакАртур. Я хожу в вашу церковь». Я обычно отвечаю: «Прекрасно! Но я вас раньше не видел. А вы были на собрании в прошлое воскресенье?» На это обычно следовал ответ: «Нет, не был. Я некоторое время не ходил в церковь. Но я люблю Церковь Благодати». Я очень опечаливаюсь, когда замечаю, что люди приходят в церковь, когда им это удобно. Верный, преданный христианин всегда ставит на первое место служение, молитву и участие в богослужении. И печально, когда другие занятия отвлекают верующих людей, перепутывая все их жизненные приоритеты.

Надежда

Надежда — это великое слово. Для христианина надежда означает уверенность в будущей жизни. Здесь нет страха смерти. И в жизни, и в смерти мы можем уверенно взирать на предстоящее.

Мне нравится выражение Павла, употребляемое им в Рим. 12:12: «Утешайтесь надеждою». Смерть не держит нас в узах страха. Похороны для христианина должны быть поводом для утешения и благодарения Бога, потому что человек отошел от земной юдоли, места слез, болезни, смерти и постоянных ограничений в обитель, которая свободна от всего этого. Мы смотрим на предстоящее и на исполнение слова, заключенного в Рим. 8:23. которое возвещает, что мы будем иметь искупленные тела совместно с искупленными душами. Мы живем надеждой.

Очень важно сохранить в своем сердце надежду. Говоря иначе, нас не должны чрезмерно поглощать земные заботы. Иисус говорил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, … ибо; где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мтф. 6:19, 21). Если наше сердце устремлено на надежду в вечности, то и сокровище наше будет тоже находиться в тех вечных обителях неба. Я надеюсь, вы не живете только этим земным существованием. Не посвящайте свою жизнь временным занятиям и интересам. Мы должны жить надеждой, а это означает, что мы должны посвятить себя собиранию сокровищ для вечности, нежели для этой временной, преходящей жизни. Не забудьте о том, что нас ожидает впереди чудесное и светлое будущее!

Нам нужно держаться этого курса и постоянно следить на основании истины святого Божьего Слова за, своим хождением, чтобы не сойти с пути. Рассмотренные нами черты добродетели могут быть в сердцах Божьего народа и в служениях вашей поместной церкви. Но обязательно напоминайте им об их приверженности друг другу.